Титан IIIC
Функция | Ракета-носитель средней грузоподъемности |
---|---|
Производитель | Мартин |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Размер | |
Высота | 137 футов (42 м) |
Диаметр | 10 футов (3,0 м) |
Масса | 1380510 фунтов (626190 кг) |
Этапы | 2-3 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 28 900 фунтов (13 100 кг) |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса | 6600 фунтов (3000 кг) |
Полезная нагрузка на Марс | |
Масса | 2650 фунтов (1200 кг) |
Связанные ракеты | |
Семья | Титан |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | ЛК-40 и 41 , ККАФС SLC-6 , авиабаза Ванденберг |
Всего запусков | 36 |
Успех(а) | 31 |
Неисправность(и) | 5 |
Первый полет | 18 июня 1965 г. |
Последний рейс | 6 марта 1982 г. |
Бустеры (Этап 0) – UA1205 | |
Нет бустеров | 2 |
Максимальная тяга | 1315000 фунтов силы (5850 кН) |
Удельный импульс | 263 секунды |
Время горения | 115 секунд |
Порох | Твердый |
Первый этап | |
Питаться от | 2 LR87-AJ9 |
Максимальная тяга | 1941,7 кН (436500 фунтов силы) |
Время горения | 147 секунд |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Второй этап | |
Питаться от | 1 LR91-AJ9 |
Максимальная тяга | 453,1 кН (101 900 фунтов силы) |
Время горения | 205 секунд |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Верхняя ступень – Транстаж | |
Питаться от | 2 АЖ-10-138 |
Максимальная тяга | 16000 фунтов силы (71 кН) |
Время горения | 440 секунд |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Титан IIIC представлял собой одноразовую систему запуска, использовавшуюся ВВС США с 1965 по 1982 год. Это была первая ракета-носитель Титан с большими твердотопливными ракетными двигателями, и ее планировалось использовать в качестве пусковой установки для Dyna-Soar , хотя космический самолет был отменен до того, как он смог полететь. Большую часть полезной нагрузки ракеты-носителя составляли Министерства обороны США спутники для военной связи и раннего предупреждения, хотя один полет ( ATS-6 ) был выполнен НАСА. Titan IIIC запускался исключительно с мыса Канаверал, тогда как его брат Titan IIID запускался только с авиабазы Ванденберг.
История
[ редактировать ]Семейство ракет «Титан» было создано в октябре 1955 года, когда ВВС заключили с компанией Glenn L. Martin (позже Martin Marietta , а теперь Lockheed Martin ) контракт на создание межконтинентальной баллистической ракеты (SM-68). Она стала известна как « Титан I» , первая в стране двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета , и заменила межконтинентальную баллистическую ракету «Атлас» вертикального хранения шахтного базирования в качестве второй подземной межконтинентальной баллистической ракеты . Обе ступени « Титана I» использовали в качестве топлива керосин (РП-1) и жидкий кислород (LOX). Последующая версия семейства Titan, Titan II , была похожа на Titan I , но была гораздо мощнее. Обозначенная как LGM-25C, «Титан II» была самой крупной ракетой ВВС США в то время, она сжигала аэрозин 50 и тетраоксид азота (NTO), а не RP-1 и LOX.
Семейство Titan III состояло из усовершенствованного ядра Titan II с навесными твердотопливными ускорителями или без них и ряда верхних ступеней. Все Титаны, оснащенные твердотопливным ракетным двигателем (SRM) (IIIC, IIID, IIIE, 34D и IV), запускались только с SRM, запускавшимися при старте, при этом основная ступень не активировалась до T + 105 секунд, незадолго до сброса SRM. Титан IIIA (ранний испытательный вариант, летавший в 1964–65) и IIIB (летавший с 1966 по 1987 год с верхней ступенью Agena D как в стандартном, так и в удлиненном вариантах бака) не имел SRM. [1] Пусковые установки Titan III обеспечили гарантированные возможности и гибкость для запуска полезных нагрузок большого класса.
Все машины Titan II/III/IV имели специальную систему безопасности дальности, известную как система непреднамеренного разделения и разрушения (ISDS), которая активировала и уничтожала первую ступень в случае преждевременного отделения второй ступени. Титаны, несущие твердотопливные ракетные ускорители (SRB) (Titan IIIC, IIID, 34D и IV), имели второй ISDS, который состоял из нескольких шнуров, прикрепленных к SRB, которые запускали и автоматически уничтожали их, если они преждевременно отделялись от ядра, сказал " «разрушение», заключающееся в основном в раскалывании кожухов для сброса давления внутри и прекращения тяги. ISDS в конечном итоге использовался несколько раз за время карьеры Титана.
Еще одной небольшой модификацией Титанов, оснащенных SRB, были закрытые двигатели первой ступени вместо открытой ферменной конструкции на Титане II / IIIA / IIIB. Это должно было защитить двигатели от тепла выхлопных газов SRB.
Титаны III/IV SRB имели фиксированное сопло, а для управления креном к каждому двигателю был прикреплен небольшой резервуар с четырехокисью азота. Затем
22О
4 будет впрыскиваться в выхлоп SRB, чтобы отклонить его в желаемом направлении.
Поскольку IIIC состоял в основном из проверенного оборудования, проблемы с запуском обычно были вызваны только верхними ступенями и/или полезной нагрузкой. Второй запуск в октябре 1965 года потерпел неудачу, когда на Transtage произошла утечка окислителя, и он не смог вывести свою полезную нагрузку (несколько небольших спутников) на правильную орбиту. Третий запуск в декабре потерпел аналогичную неудачу.
Четвертый запуск IIIC использовался для отправки на орбиту LES 4 (Экспериментальный спутник Линкольна 4). Это был экспериментальный спутник связи ВВС США, запущенный вместе с OV2-3, LES 3 и Oscar 4 с мыса Канаверал на борту одной ракеты Titan 3C. Он передавался в X-диапазоне.
Пятый Titan IIIC (26 августа 1966 г.) вышел из строя вскоре после запуска, когда начали отрываться части обтекателя полезной нагрузки. Примерно через 80 секунд оставшаяся часть кожуха распалась, что привело к потере управления ракетой-носителем, а также полезной нагрузки (группы спутников IDCSP, предназначенных для обеспечения радиосвязи армии США во Вьетнаме). ISDS активировался автоматически, когда один из SRB оторвался от стопки и уничтожил всю ракету-носитель. Точная причина выхода из строя кожуха не была установлена, но кожухи полезной нагрузки из стекловолокна, использовавшиеся до этого момента на Титане III, впоследствии были заменены металлическими кожухами.
Титан IIIC в ноябре 1970 года не смог вывести свой спутник раннего предупреждения о ракетах на правильную орбиту из-за отказа Transtage и запуска в 1975 году двух военных спутников связи DSCS II, оставшихся на околоземной орбите из-за другого сбоя Transtage.
25 марта 1978 года запуск двух спутников DSCS II оказался в Атлантическом океане, когда вышел из строя гидравлический насос второй ступени Титана, что привело к остановке двигателя примерно через 470 секунд после запуска. Была отправлена команда уничтожения Range Safety, но было неясно, получила ли ее ступень или к этому моменту она уже развалилась.
Первый Titan IIIC поднялся в воздух 18 июня 1965 года и был самой мощной пусковой установкой, использовавшейся ВВС, пока в 1982 году ее не заменил Titan 34D . Последний IIIC был запущен в марте 1982 года.
Дизайн
[ редактировать ]Титан IIIC весил около 1 380 000 фунтов (626 000 кг) при взлете и состоял из двухступенчатого ядра Титана и верхней ступени, называемой Титан Транстаж , сжигающих гиперголическое жидкое топливо, и двух больших UA1205 твердотопливных ракетных двигателей .
Твердотопливные двигатели загорелись на земле и получили обозначение «стадия 0». Каждый двигатель состоял из пяти сегментов, имел диаметр 10 футов (3,0 м), длину 85 футов (26 м) и весил почти 500 000 фунтов (230 000 кг). Они создавали общую тягу 2 380 000 фунтов силы (10 600 кН) на уровне моря и горели примерно 115 секунд. [2] Сброс твердотопливного двигателя произошел примерно через 116 секунд. [3]
Первая ступень активной зоны загорелась примерно за 5 секунд до сброса SRM. Эта ступень, получившая обозначение Titan 3A-1, была оснащена двухсопловым двигателем Aerojet LR-87-AJ9. [4] который сжег около 240 000 фунтов (110 000 кг) аэрозина 50 и четырехокиси азота (NTO) и произвел тягу 1 941,7 кН (436 500 фунтов силы) за 147 секунд. Aerozine 50 и NTO хранились в структурно независимых резервуарах, чтобы свести к минимуму опасность их смешивания в случае возникновения утечки в любом из резервуаров.
Вторая основная ступень, Titan 3A-2, содержала около 55 000 фунтов (25 000 кг) топлива и приводилась в действие одним двигателем Aerojet LR-91-AJ9, который развивал 453,7 кН (102 000 фунтов силы) в течение 145 секунд. [4]
Верхняя ступень, Titan Transtage , также сожгла Aerozine 50 и NTO. Два его двигателя Aerojet AJ-10-138 допускали перезапуск, что позволяло выполнять гибкие орбитальные операции, включая коррекцию орбиты, геостационарный переход и выведение, а также доставку нескольких полезных нагрузок на разные орбиты. Это требовало сложного управления и приборов. [3] Transtage содержал около 22 000 фунтов (10 000 кг) топлива, а его двигатели выдавали 16 000 фунтов силы (71 кН).
Общие характеристики
[ редактировать ]- Основная функция: космический ракета-носитель.
- Строитель: Мартин Мариетта
- Электростанция:
- Этап 0 состоит из двух твердотопливных двигателей.
- На первой ступени используются два жидкостных двигателя LR87.
- На втором этапе используется один жидкостный двигатель LR91.
- На третьем этапе используются два двигателя Aerojet AJ-10-138 жидкостных .
- Длина: 42 м
- Этап 0: 25,91 м
- Этап 1: 22,28 м.
- Этап 2: 7,9 м
- Этап 3: 4,57 м.
- Диаметр:
- Этап 0: 3,05 м
- Этап 1: 3,05 м.
- Этап 2: 3,05 м.
- Этап 3: 3,05 м.
- Масса:
- Этап 0: Пустое 33 798 кг/шт.; Полный 226 233 кг/шт.
- Этап 1: Пустые 5443 кг; Полный 116 573 кг
- Этап 2: Пустое 2653 кг; Полные 29 188 кг
- Этап 3: Пустое 1950 кг; Полные 12 247 кг
- Возможность подъема:
- До 28 900 фунтов (13 100 кг) на низкую околоземную орбиту с наклонением 28 градусов.
- До 6600 фунтов (3000 кг) на геостационарную переходную орбиту при запуске со станции ВВС на мысе Канаверал , Флорида.
- Максимальная взлетная масса: 626 190 кг.
- Расходы:
- Дата развертывания: июнь 1965 года.
- Стартовые площадки: база ВВС на мысе Канаверал , Флорида, и база ВВС Ванденберг , Калифорния.
История запуска
[ редактировать ]Дата/время (GMT) | Запуск сайта | Серийный номер | Полезная нагрузка | Исход | Примечания |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Титан 3Б» . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 г. Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ «Титан 3С» . Астронавтикс . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Титан» . braeunig.us . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Норберт, Брюгге. «Титан III/IV Движение» . B14643.de . Норберт Брюгге . Проверено 20 июня 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Титан III: исследования и разработки сегодня и завтра
- Титан3С
- Титан III и вариации
- Будущие требования к космическим ракетам-носителям. Архивировано 20 марта 2008 г. в Wayback Machine , январь – февраль 1969 г. - Обзор воздушного университета