Космодром Ванденберг 6
Запуск сайта | База космических сил Ванденберг | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Расположение | 34 ° 34'53 "N 120 ° 37'36" W / 34,5813 ° N 120,6266 ° W | ||||||||||||
Часовой пояс | UTC-08:00 ( тихоокеанское стандартное время ) | ||||||||||||
• Лето ( летнее время ) | UTC−07:00 ( тихоокеанское время ) | ||||||||||||
Короткое имя | СЛК-6 | ||||||||||||
Оператор | Космические силы США | ||||||||||||
Стартовая площадка(и) | 1 | ||||||||||||
Наклонение орбиты диапазон | 51° - 145° | ||||||||||||
|
Космический стартовый комплекс Ванденберг 6 ( SLC-6 , произносится как «Slick Six») — стартовая площадка и связанная с ней вспомогательная инфраструктура на базе космических сил Ванденберг в Калифорнии . Строительство на объекте началось в 1966 году, но первый запуск состоялся только в 1995 году из-за отмены программы и последующих попыток перепрофилирования.
Первоначально предполагалось, что площадка будет поддерживать ракеты Titan IIIM и пилотируемую орбитальную лабораторию , однако эти проекты были прекращены до завершения SLC-6. Между 1979 и 1986 годами объекты были серьезно модифицированы для размещения космического корабля "Шаттл" . Однако бюджетные ограничения, соображения безопасности и политические факторы в конечном итоге привели к отмене операций шаттлов с западного побережья.
SLC-6 обеспечил четыре запуска ракет Athena в период с 1995 по 1999 год с минимальными модификациями. Впоследствии он претерпел модификации для поддержки самолетов Delta IV и Delta IV Heavy , которые выполнили десять успешных миссий в период с 2006 по 2022 год. В 2023 году SpaceX заключила договор аренды на SLC-6 с планами модифицировать объект для Falcon 9 и Falcon Heavy. запуски начнутся в 2025 году.
Южная траектория запуска Ванденберга выгодна для развертывания спутников на полярных и солнечно-синхронных орбитах с высоким наклонением, необходимых для прогнозирования погоды, наблюдения за Землей и разведывательных миссий, поскольку они обеспечивают комплексное и регулярное глобальное покрытие. Запуск на такие орбиты с восточного побережья США представляет собой серьезные проблемы из-за географических ограничений. [ 3 ]
История
[ редактировать ]SLC-6, часть «Южной базы» Ванденберга, изначально была частью ранчо «Садден» до того, как его купили ВВС США в середине 1960-х годов в соответствии с законом о выдающихся владениях . Помимо ранчо там базировался маяк Point Arguello Light , который в 1967 году был заменен автоматизированным фонарем. Существовала также станция Point Arguello LORAN , закрытая 31 декабря 1979 года. [ 4 ]
Титан (1966–1969)
[ редактировать ]Ни один Титан с SLC-6 не запускался. После покупки южной базы 12 марта 1966 года ВВС начали строительство объекта SLC-6 для поддержки запусков модифицированного Титана III для Пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL). После завершения значительных строительных работ программа MOL была отменена 10 июня 1969 года, поэтому дальнейшие работы по SLC-6 были остановлены, поскольку объект был законсервирован . [ 5 ]
Космический шаттл (1972–1989)
[ редактировать ]С SLC-6 не запускались космические челноки. Имея планы по запуску гражданских и военных полетов экваториальных космических шаттлов из Космического центра Кеннеди (KSC) и военных полетов на полярной орбите из Ванденберга, НАСА и ВВС рассмотрели разные места для запуска шаттла и в конце концов остановили свой выбор на SLC-6 из-за его специальная роль в космических полетах с экипажем, оставшаяся от отмененной программы MOL / Titan. [ 6 ] [ 7 ]
В 1972 году авиабаза Ванденберг была выбрана западной стартовой площадкой для запусков шаттлов ВВС. Использование SLC-6 было одобрено в 1975 году, а реконструкция бывшего стартового комплекса MOL произошла в период с января 1979 года по июль 1986 года, когда SLC-6 был перестроен для размещения космического челнока. [ 8 ]
Причин для использования SLC-6 было несколько: [ 7 ]
- Запуск шаттла из Флориды на полярную орбиту повлек бы за собой большой штраф за полезную нагрузку;
- Запуск шаттла из Флориды на полярную орбиту потребует пролета над Южной Каролиной , а выброшенный внешний бак пролетит над Канадой и Россией , и
- Использование существующих и частично построенных объектов Titan III на SLC-6 позволит снизить затраты на строительство стартового комплекса шаттла.
В отчете Сената резюмировалось: «ВВС первоначально оправдывали расходы на такое финансирование SLC-6 необходимостью запуска высокоприоритетных военных грузов на полярные орбиты. из Космического центра Кеннеди во Флориде Конгресс инициировал строительство... SLC-6». [ 7 ]
Существовали значительные различия в компоновке стартовых комплексов шаттлов на KSC и SLC-6 в Ванденберге: объекты на KSC располагались ближе друг к другу, но операции по укладке происходили прямо на стартовой площадке на SLC-6.
В KSC шаттл прибыл в аэропорт посадочной площадки шаттла либо путем планирования из космоса, либо путем перевозки на самолете-носителе шаттла , а затем был разгружен с помощью устройства Mate-Demate . Оттуда его отбуксировали на небольшое расстояние в один из трех ангаров Центра обработки орбитальных кораблей , где он был отремонтирован. Когда орбитальный аппарат был готов, его отбуксировали через дорогу в здание сборки транспортных средств , где он был установлен на мобильной пусковой платформе . Оттуда машина была доставлена на одну из двух площадок стартового комплекса 39 примерно в миле от нее на гусеничном транспортере . На стартовой площадке вращающаяся служебная конструкция позволяла загружать полезную нагрузку в грузовой отсек площадки.
В SLC-6 существующая взлетно-посадочная полоса длиной 5500 футов (1700 м) на Северной базе была расширена, чтобы соответствовать посадочной полосе шаттла во Флориде: длина 15 000 футов (4600 м) с дополнительными пробегами на 1 000 футов (300 м) на обеих сторонах. заканчивается для размещения приземления в конце миссии. Недалеко от взлетно-посадочной полосы находилось подъемное устройство орбитального корабля , уменьшенная версия устройства Mate-Demate, а также Центр технического обслуживания и обработки орбитального корабля (OMPF), где шаттл будет отремонтирован. [ 7 ] Когда орбитальный аппарат был готов, транспортная система орбитального аппарата, 76-колесный транспортер, должна была использоваться для перевозки шаттла между объектами Северной базы и SLC-6 на расстояние 17 миль (27 км) по базе и дорогам общего пользования. Маршрут через холмы вокруг базы требовал, чтобы холмы были вырезаны на протяжении 2 миль (3,2 км) маршрута, чтобы обеспечить размах крыльев орбитального аппарата. [ 9 ] [ 10 ] На стартовой площадке два здания, здание сборки шаттла и башня мобильного обслуживания, будут окружать башню доступа, позволяя космическому кораблю размещаться прямо на стартовой площадке. [ 11 ]
Всего на модификацию SLC-6 для космического корабля «Шаттл» было потрачено более 4 миллиардов долларов. шаттла Первоначальная мобильная башня обслуживания (MST) была уменьшена по высоте и добавлены два новых жаропровода для твердотопливных ракетных ускорителей . Дополнительные модификации или улучшения включали в себя резервуары для хранения жидкого водорода и жидкого кислорода, комнату подготовки полезной нагрузки, комнату смены полезной нагрузки, новую пусковую башню с системой эвакуации для членов экипажа шаттла, систему шумоподавления и зону рекуперации воды, а также здание сборки шаттла. оригинальный комплекс. [ 7 ]
В период с ноября 1984 года по май 1985 года космический челнок « Энтерпрайз » был соединен с внешним баком и SRB в стандартной конфигурации для серии проверок соответствия, подобных тем, которые проводились на LC-39 . [ 12 ] SLC-6 был объявлен работоспособным во время церемонии приемки, состоявшейся 15 октября 1985 года. [ 13 ] [ 14 ] Однако по-прежнему требовалось много дополнительной работы и испытаний.
Первый полет на полярную орбиту, получивший обозначение STS-62-A , с использованием космического корабля " Дискавери " под командованием ветерана "Шаттла" Роберта Криппена , был запланирован на 15 октября 1986 года. Однако "Челленджера" катастрофа 28 января 1986 года остановила флот "Шаттлов", поскольку усилия были сконцентрированы. о восстановлении и возвращении программы в полет после двухлетнего перерыва. [ 15 ]
31 июля 1986 года министр ВВС Эдвард К. Олдридж-младший объявил, что программа Ванденберга «Спейс Шаттл» будет переведена в «оперативный статус», через шесть месяцев после аварии с космическим шаттлом « Челленджер» . Однако несколько месяцев спустя, 20 февраля 1987 года, SLC-6 был переведен в «минимальный статус смотрителя». [ 8 ]
В конце концов, 13 мая 1988 года министр Олдридж приказал ВВС передать активы космических шаттлов в Ванденберге другим организациям (в частности, Космическому центру Кеннеди) к 30 сентября 1989 года, концу финансового года. Работы были завершены на 10 дней раньше, 20 сентября, когда SLC-6 был законсервирован. [ 8 ]
Этому способствовало несколько факторов: [ 7 ]
- Катастрофа «Челленджера» ясно показала, что полагаться исключительно на шаттл неразумно.
- На SLC-6 образовалось бы больше загрязненных сточных вод, чем предполагалось изначально, что потребовало бы строительства дорогостоящих очистных сооружений.
- Дальнейшие исследования показали, что потребуется больше воды для шумоподавления, что потребует модернизации сооружений водоснабжения.
- Обледенение транспортных средств (которое способствовало катастрофе «Челленджера» ) было бы более проблематичным, чем во Флориде, и было неясно, насколько хорошо объекты SLC-6 справятся с этим.
- Взрывозащита близлежащих жилых зданий была неудовлетворительной, и для их защиты потребовалось бы дополнительное строительство.
- После «Челленджера» более ограниченная стартовая площадка SLC-6 вызвала опасения, что захваченный газообразный водород может стать причиной пожара или взрыва.
- Большой перерасход средств на строительство
- Независимые аудиты выявили серьезные проблемы с качеством строительства, устранение которых стоило бы больших денег.
ВВС официально прекратили программу космических шаттлов в Ванденберге 26 декабря 1989 года. Ориентировочная стоимость прекращенной программы составила 4 миллиарда долларов. [ 16 ]
Подъемное приспособление орбитального аппарата было перенесено на завод 42 ВВС США , где орбитальные аппараты были построены и отремонтированы в Палмдейле, Калифорния , перед поставкой космического корабля " Индевор " в 1991 году. Ранее орбитальные аппараты были доставлены грузовиками в Центр летных исследований Армстронга в Эдвардс Эйр. Военная база находится примерно в 36 милях (58 км), что заняло около 10 часов. [ 17 ] Подъемное устройство орбитального корабля было демонтировано в 2008 году. [ 18 ]
Транспортная система орбитального аппарата была отправлена на KSC, где она использовалась для перемещения орбитальных аппаратов между цехом обработки орбитальных аппаратов и зданием сборки транспортных средств. Транспортное средство было куплено SpaceX в 2014 году за 37 075 долларов. [ 10 ]
Титан IV (1990–1991)
[ редактировать ]6 июля 1990 года компания Lockheed Space Operations Company (LSOC) получила контракт на наземную систему ВВС на модификацию SLC-6 в стартовый комплекс Titan IV / Centaur - по сути, модернизированный объект из исходной программы MOL, который должен был запустить Titan III. транспортное средство. [ 19 ] Работы на площадке планировалось начать в конце 1992 финансового года, а первоначальный запуск запланирован на 1996 финансовый год. [ 20 ] [ 21 ]
Однако 22 марта 1991 года штаб ВВС США снова изменил свое решение, объявив о прекращении программы Titan IV/Centaur на SLC-6. [ 21 ] Причина отмены проекта заключалась в «недостаточных требованиях к запуску Титана IV с западного побережья для поддержки строительства новой стартовой площадки». Контракт с LSOC был расторгнут несколько месяцев спустя. [ 22 ] Вместо этого ВВС США продолжали запускать военные спутники на полярной орбите, используя ракеты Titan 34D , а затем и Titan IV с SLC-4 в Ванденберге. [ 21 ] [ 23 ]
Афина (1994–1999)
[ редактировать ]С SLC-6 с 1995 по 1999 год было выполнено четыре миссии «Афина» . В начале 1990-х годов компания Lockheed Missiles and Space Company начала исследования перспектив создания нового семейства малых ракет-носителей для коммерческих и других пользователей. В конечном итоге компания Lockheed одобрила разработку программы Lockheed Launch Vehicle (LLV) в январе 1993 года. После слияния Lockheed с Martin Marietta она была переименована в Athena . [ 24 ]
После того, как в 1994 году ВВС выдали еще один контракт, начались работы по модификации существующей пусковой установки шаттла SLC-6 для небольшой платформы «молочный стул», которая должна была располагаться над одним из двух выхлопных каналов, первоначально предназначенных для одной из больших твердотопливных ракет. усилители. Первый оперативный запуск с SLC-6 произошел 15 августа 1995 года с использованием ракеты-носителя Lockheed-Martin I (LMLV-1). К сожалению, LMLV-1 был остановлен в полете после того, как были обнаружены неконтролируемые колебания ракеты. Это привело к потере транспортного средства и полезного груза. Позже выяснилось, что причиной аварии стал отказ системы наведения в сочетании с перегревом рулевого механизма первой ступени ракеты-носителя. Полезной нагрузкой на борту был GEMstar 1, небольшой спутник связи, изготовленный CTA, Inc. для некоммерческой организации «Волонтеры технической помощи» (VITA). [ 25 ]
После некоторой модернизации оборудования и испытаний недавно переименованная в Афину I успешно запустила спутник НАСА Льюис на орбиту с SLC-6 22 августа 1997 года. Это часть Инициативы НАСА по технологиям малых космических аппаратов (SSTI) и программы «Миссия на планету Земля». [ 26 ]
Еще один запуск, состоявшийся 24 сентября 1999 года, оказался успешным: спутник Ikonos , которым управляет компания Space Imaging (позже приобретенная ORBIMAGE для формирования GeoEye ), был успешно выведен на полярную орбиту с помощью ракеты-носителя Athena 2. [ 27 ]
Дельта IV (1999–2022 гг.)
[ редактировать ]десять ракет Delta IV С SLC-6 было запущено . С появлением Delta IV в конце 1990-х годов компания Boeing 1 сентября 1999 года получила от ВВС договор аренды на повторную модификацию SLC-6 для запуска Boeing Delta IV . [ 28 ]
Некоторые из компонентов, специфичных для шаттла, на SLC-6 были удалены, такие как мобильная комната смены полезной нагрузки, но сборочный корпус, мобильная сервисная башня, пусковая башня, траншеи для отклонения пламени , система шумоподавления и некоторое другое оборудование, ориентированное на шаттл, были сохранены. и сделан совместимым с новой ракетой Delta IV. ракеты-носителя Common Booster Core и связанное с ним летное оборудование были перевезены с завода Boeing в Декейтере , штат Алабама, в Ванденберг на борту грузового судна MV Delta Mariner , которое пришвартовалось к югу от SLC-6 в том же месте, первоначально построенном для приема и разгрузки космического пространства. челночные внешние баки. [ 29 ] [ 30 ]
(EELV) Министерства обороны Компания Boeing разработала класс транспортных средств Delta IV в качестве участника программы усовершенствованной одноразовой ракеты-носителя . EELV был призван сократить затраты на запуск и упростить процессы запуска спутников.
После пребывания на стартовой площадке с конца 2003 года и технических проблем как с ускорителем, так и с полезной нагрузкой, первая из ракет-носителей Delta IV, совершившая полет с SLC-6, успешно стартовала в 20:33 по тихоокеанскому времени 27 июня 2006 года. [ 31 ] [ 32 ]
Ракета Delta IV Medium+ (4,2) вывела на орбиту NROL -22, засекреченный спутник Национального разведывательного управления . Полезная нагрузка была успешно развернута примерно через 54 минуты. [ 33 ] Согласно пресс-релизу Boeing News после запуска, эта миссия была первой для NRO на борту Delta IV и второй на борту ракеты Delta.
ВВС Другой аппарат Delta IV Medium выполнял миссию в рамках метеорологической спутниковой программы обороны на орбите DMSP-17 4 ноября 2006 года. [ 34 ]
Delta IV и аренда SLC-6 были переданы United Launch Alliance (ULA), когда в декабре 2006 года ULA была создана как совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin Space .
20 января 2011 года в 13:10 по тихоокеанскому времени США-224 (NROL-49) был запущен на ракете Delta IV Heavy . Запуск был проведен ULA и стал первым полетом Delta IV Heavy из Ванденберга. [ 35 ]
24 сентября 2022 года ULA запустила последнюю Delta IV Heavy со стартовой площадки, завершив использование SLC-6. [ 36 ] Vulcan Centaur , преемник Delta IV Heavy, будет запущен с SLC-3 в Ванденберге, который в настоящее время используется Atlas V. [ 37 ]
SpaceX (с 2023 г.)
[ редактировать ]24 апреля 2023 года Космические силы США объявили, что сдают в аренду SLC-6 компании SpaceX для запусков Falcon 9 и Falcon Heavy . [ 38 ] [ 39 ] SpaceX рассчитывает начать запуски Falcon 9 с SLC-6 в 2025 году, а запуски Falcon Heavy — в 2026 году. [ 40 ] С тех пор SpaceX начала реконфигурацию стартовой площадки. [ 41 ]
История запуска
[ редактировать ]Нет. | Дата/Время ( УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ) |
Тип | Серийный номер. | Полезная нагрузка | Тип полезной нагрузки | Орбита | Исход | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1995-08-15 22:30 | Афина I | ДЛВ | ДжемСтар 1 | Коммуникации | ЛЕО | Отказ | Первый запуск с SLC-6 |
2 | 1997-08-23 06:51:01 | Афина I | ЛМ-002 | Льюис | Наука | ЛЕО | Успех | |
3 | 1999-04-27 18:22:01 | Афина II | ЛМ-005 | ИКОНЫ 1 | Визуализация | ЛЕО | Отказ | Обтекатель полезной нагрузки не отделился, и спутник не вышел на орбиту. |
4 | 1999-09-24 18:21:08 | Афина II | ЛМ-007 | ИКОНЫ 2 | Наблюдение Земли | ЛЕО | Успех | |
5 | 2006-06-28 03:33 | Дельта IV Средний+ (4,2) | 317 | США-184 ( НРОЛ-22 ) | ЭЛИНТ | Molniya | Успех | Первый запуск Delta IV из Ванденберга [ 42 ] |
6 | 2006-11-04 13:53 | Дельта IV Средний | 320 | США-192 ( ДМСП F17) | Погода | система единого входа | Успех | Первый запуск Delta IV на НОО /SSO |
7 | 2011-01-20 21:10 | Дельта IV Тяжелый | 352 | США-224 (НРОЛ-49) | Оптическая визуализация | ЛЕО | Успех [ 43 ] | Первый запуск Delta IV Heavy из Ванденберга [ 43 ] |
8 | 2012-04-02 23:04 | Дельта IV Средний+ (5,2) | 359 | США-234 (НРОЛ-25) | Радарная визуализация | ЛЕО | Успех | Первый запуск Delta IV Medium+ (5,2) |
9 | 2013-08-28 18:03 | Дельта IV Тяжелый | 364 | США-245 (НРОЛ-65) | Разведывательный спутник | ЛЕО | Успех [ 44 ] | |
10 | 2016-02-10 11:40 | Дельта IV Средний+ (5,2) | 373 | США-267 (НРОЛ-45) | Радарная визуализация | ЛЕО | Успех [ 45 ] | |
11 | 2018-01-12 22:11 | Дельта IV Средний+ (5,2) | 379 | США-281 (НРОЛ-47) | Разведка | ЛЕО | Успех | Финальный полет Delta IV Medium+(5,2) |
12 | 2019-01-19 11:10 | Дельта IV Тяжелый | 382 | США-290 (НРОЛ-71) | Разведка | ЛЕО | Успех | |
13 | 2021-04-26 20:47 | Дельта IV Тяжелый | 386 | США-314 (НРОЛ-82) | Разведка | ЛЕО | Успех | |
14 | 2022-09-24 22:25 | Дельта IV Тяжелый | 387 | США-338 (НРОЛ-91) | Разведка | ЛЕО | Успех | Последний полет ракеты Дельта из Ванденберга |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [https2013://www.vandenberg.spaceforce.mil/News/Article-Display/Article/3351366/space-launch-delta-30-to-lease-space-launch-complex-6-to-space-x/ " Космический запуск Дельта-30 сдаст в аренду Космический стартовый комплекс-6 компании SpaceX». Космические силы США. Май 2023 года . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ https://twitter.com/SciGuySpace/status/1296462155559186436. Архивировано 20 августа 2020 г. на Wayback Machine , старший редактор Ars Technica Эрик Бергер, 20 августа 2020 г.
- ^ «Сайты запуска» . Управление пилотируемых космических полетов НАСА. Архивировано из оригинала 13 октября 1999 года.
- ^ «Стейшн Лоран Пойнт Аргуэлло» .
- ^ Дэвид, Леонард (30 декабря 2015 г.). «Рассекречено: раскрыт секретный космический проект вооруженных сил США времен холодной войны» . space.com . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Хеппенхаймер, Т.А. «Решение о космическом шаттле: Глава 9: Решение Никсона» . Национальное космическое общество . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Космический стартовый комплекс 6 (КСК-6)» . GlobalSecurity.org . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Клири, Марк. Военно-космические операции — 1971-1992 гг . Бюро истории 45-го космического крыла ВВС США . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Хартенштейн, Уильям Г. (2005). «Стартовая площадка космического корабля шаттл SLC-6 на западном побережье, авиабаза Ванденберг» . Космическая фотография . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Берингер, Эшли С. (9 апреля 2020 г.). «Шаттл в атмосфере» . Ненаписанная запись . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ Туфексис, Анастасия (5 марта 1984 г.). «Космос: новая площадка для космического корабля» . Время . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «40 лет назад: космический шаттл «Энтерпрайз» выезжает на стартовую площадку» . НАСА.gov . 1 мая 2019 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Скалли, Джанин (29 сентября 2005 г.). «Наступает новая эра для SLC-6» . Ломпок Рекорд . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Фулкс, Том (16 октября 1985 г.). «Вандеберг открывает новую базу космических кораблей» . The County-Telegram Tribune . Сан-Луис-Обиспо, Калифорния . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 4 апреля 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Расследование аварии Челленджера» (PDF) . Комитет по науке и технологиям, Палата представителей, Девяносто девятый Конгресс, вторая сессия. 29 октября 1986 года . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Рэй, Джастин (19 января 2011 г.). «От шаттлов к ракетам: долгая история Калифорнии. Стартовая площадка» . space.com . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Ошибка цитирования: именованная ссылка
Discovery Debut
был вызван, но так и не был определен (см. страницу справки ). - ^ «Помощник по орбитальному аппарату и заменитель самолета-челнока (SCA) на демонстрационных площадках» (PDF) . НАСА . 1 мая 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2013 г. . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ «Определение федеральной согласованности Стартовый комплекс Титан IV / Кентавр База ВВС Ванденберг, округ Санта-Барбара, Калифорния» (PDF) . Environmental Solutions, Inc., май 1990 г.
- ^ «Тема: Альтернативная совместная система НАСА/ВВС США «STS»» . NASASpaceFlight.com . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Космический стартовый комплекс-6» . Музей космонавтики и ракет ВВС . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Ракетный комплекс Титан» . Военный стандарт . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Кэнан, Джеймс (1 августа 1988 г.). «Восстановление в космосе» . Журнал ВВС . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Дэй, Дуэйн (11 февраля 2013 г.). «Афина восходит?» . Космический обзор . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «GemStar 1 (ВИТАСат 1)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Льюис (ССТИ 1)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Детали запуска — IKONOS 2 — Афина-2» . ФАА.gov . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Рэй, Джастин (3 марта 2000 г.). «Boeing строит новую стартовую площадку для 21 века» . Космический полет сейчас . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Delta Mariner выгружает компоненты для запуска в Ванденберге» . afspc.af.mil . 28 октября 2011 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Рэй, Джастин (9 ноября 2014 г.). «Delta Mariner бросает якорь в Ванденберге для доставки ракеты» . Космический полет сейчас . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Запуск Delta IV успешен» . аф.мил . 28 июня 2006 г. Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Boeing завершает первый запуск Delta IV на западном побережье» . Архив.орг . 27 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2006 г. Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Каин, Фрейзер (28 июня 2006 г.). «Первый запуск Delta IV на западном побережье прошел успешно» . Вселенная сегодня . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Хой, Рэймонд (6 ноября 2006 г.). «Запуск Delta IV успешен» . Связи с общественностью 30-го космического крыла . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Грэм, Уильям (20 января 2011 г.). «Delta IV Heavy дебютирует на Западном побережье с NRO L-49» . Космический полет НАСА . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Кларк, Стивен (23 сентября 2002 г.). «Историческую стартовую площадку ждет неопределенное будущее после последней миссии West Coast Delta 4 – Spaceflight Now» . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Эрвин, Сандра (23 сентября 2022 г.). «Дельта 4 ULA готовится к окончательному запуску на Западном побережье, поскольку Ванденберг ищет новых арендаторов» . Космические новости . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «SPACE LAUNCH DELTA 30 СДАЕТ В АРЕНДУ КОСМИЧЕСКИЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС 6 В SPACE X» . База космических сил Ванденберг . 24 апреля 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Рулетка, Джоуи (24 апреля 2023 г.). «SpaceX получает одобрение на строительство пятой американской ракетной площадки» . Рейтер.
- ^ Скалли, Джанин (4 декабря 2023 г.). «Ежегодное количество запусков SpaceX на SFB Ванденберг может вырасти до 100 к 2025 году» . Нужавк . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Реконфигурация SLC 6» . X (ранее Твиттер) .
- ^ Джастин Рэй (27 июня 2006 г.). «Новая эра запусков ракет начинается на базе в Калифорнии» . Космический полет сейчас . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «United Launch Alliance запускает первую тяжелую миссию Delta IV на западном побережье» . Объединенный стартовый альянс . 20 января 2011 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ «Миссия Национального разведывательного управления успешно запустила самую большую в мире ракету United Launch Alliance Delta IV Heavy» . Объединенный стартовый альянс . 28 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
- ^ «United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку NROL-45 для Национального разведывательного управления» . Объединенный стартовый альянс . 10 февраля 2016 г. Проверено 29 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Медиа-кит Boeing для запуска Delta IV NROL-22
- История/хронология авиабазы Ванденберг
- Фотогалерея космического стартового комплекса Delta IV Six корпорации Boeing
- LighthouseFriends.com - Пойнт Аргуэльо
- Хронология космического шаттла SLC-6 (на французском языке) - Capcomespace.net
- Операции космического корабля Ванденберг - с участием космических фотографий Уильяма Г. Хартенштейна.
СМИ, связанные с космическим стартовым комплексом 6 базы космических сил Ванденберг, на Викискладе?