Jump to content

AJ10

AJ10
АДЖ10-118К
Страна происхождения  Соединенные Штаты
Дата 1957 – настоящее время
Производитель Аэроджет , Аэроджет Рокетдайн
Приложение Верхняя ступень
Статус В использовании
Жидкотопливный двигатель
Порох N 2 O 4 / Аэрозин 50
Цикл Подача под давлением
Конфигурация
Камера 1
Производительность
Тяга, вакуум 43,7 кН (9800 фунтов силы )
в камере Давление 7–9 бар (700–900 кПа) [ 1 ]
Удельный импульс , вакуум 270–319 секунд (2,65–3,13 км/с)
Размеры
Диаметр 0,84 м (2 фута 9 дюймов)
Сухая масса 90–100 кг (200–220 фунтов)
Используется в

AJ10 ( гиперголический ракетный двигатель производства Aerojet Rocketdyne ранее Aerojet ). Он использовался для приведения в движение верхних ступеней нескольких ракет-носителей , включая Delta II и Titan III . Варианты использовались и используются в качестве служебной двигательной установки для командно-служебного модуля «Аполлон» , в космического корабля «Шаттл» системе орбитального маневрирования и в европейском служебном модуле – части космического корабля НАСА « Орион» .

Варианты

[ редактировать ]

Впервые он был использован во Delta-A/Able второй ступени ракеты Vanguard в конфигурации AJ10-37 . Первоначально он работал на азотной кислоте и НДМГ . [ 2 ] Двигатель AJ10 был впервые запущен в полете во время третьего запуска «Авангарда» 17 марта 1958 года, в результате которого спутник «Вэнгард-1» был успешно выведен на орбиту.

Двигатель AJ10-101 использовался на модернизированной версии ступени Able, используемой на Atlas-Able и Thor-Able ракетах . Первый полет AJ10-101 на Thor-Able состоялся 23 апреля 1958 года; однако «Тор» потерпел неудачу до того, как сработала верхняя ступень «Авель». Второй полет, в ходе которого впервые в полете заработал двигатель AJ10-101, произошел 10 июля 1958 года. [ 3 ]

Двигатель AJ10-138 изначально был разработан для Vanguard и Able и эксплуатировался с 1964 по 1980 год. Два из этих двигателей использовались в Titan III GTO Transtage с тягой, увеличенной с 7800 фунтов силы (35 кН) до 8000 фунтов силы (36 кН), и с более высоким удельным импульсом 311 с (3,05 км/с). [ 4 ]

Двигатель AJ10-137 (тяга 20 500 фунтов силы (91 кН)) использовался в двигательной установке служебного модуля «Аполлон» с момента первого полета в 1966 году. Трансземной впрыск с лунной орбиты был наиболее важным применением этого двигателя. во время программы «Аполлон» . В этой версии в качестве топлива использовался аэрозин 50 (смесь НДМГ и гидразина в соотношении 1:1) и четырехокись азота (N 2 O 4 ) в качестве окислителя , а не предыдущая азотная кислота/НДМГ. [ 5 ]

Двигатель AJ10-118F развивал тягу 9000 фунтов силы (40 кН) и был заимствован из двигателя AJ10-138, используемого на Transtage. Он использовался в Delta-F верхней ступени ракеты серии Delta 1000 Straight Eight , начиная с 1972 года. В этой версии также использовался аэрозин 50 в качестве топлива и четырехокись азота (N 2 O 4 ) в качестве окислителя.

Двигатель AJ10-190 использовался в (OMS) космического корабля "Шаттл системе орбитального маневрирования " для выведения на орбиту, маневров на орбите и спуска с орбиты, впервые запущенной в 1981 году. Они производили тягу 26,7 килоньютонов (6000 фунтов- футов ) с удельной тягой. импульс ( I sp ) 316 секунд. [ 6 ] После вывода из эксплуатации «Шаттла» эти двигатели были перепрофилированы для использования в «Орион» космического корабля служебном модуле . [ 7 ] используется монометилгидразин В этом варианте в качестве топлива , а в качестве окислителя — четырехокись азота (N 2 O 4 ). [ 8 ]

Двигатель AJ10-118K использовался на Delta II разгонной ступени ракеты , Delta-K . В качестве топлива использовался аэрозин 50, а в качестве окислителя — четырехокись азота (N 2 O 4 ). [ 9 ] Вариант двигателя AJ10-118K использовался с 1989 года и был снят с эксплуатации по завершении запуска ICESat-2 15 сентября 2018 года.

  1. ^ «АЖ10-118» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 6 июля 2008 г. Проверено 22 июня 2008 г.
  2. ^ Уэйд, Марк. «АЖ10-118» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 6 июля 2008 года . Проверено 22 июня 2008 г.
  3. ^ Уэйд, Марк. «Тор-Авель» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 февраля 2002 года . Проверено 24 мая 2008 г.
  4. ^ Уэйд, Марк. «АЖ10-138» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 24 июля 2019 г.
  5. ^ Кайл, Эд (8 апреля 2010 г.). «Длинный танк Тор-Дельта» . Отчет о космическом запуске . Проверено 6 июня 2012 года .
  6. ^ Энциклопедия астронавтики (2009). «ОМЕ» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 13 января 2010 года . Проверено 4 января 2010 г.
  7. ^ Бергин, Крис (20 июня 2015 г.). «Плам-Брук готовится к испытаниям служебного модуля EM-1 «Орион»» . NASASpaceFlight.com . Проверено 28 июля 2015 г.
  8. ^ «Aerojet Rocketdyne — Технические характеристики космических двигателей» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2020 г. Проверено 7 декабря 2019 г.
  9. ^ «Двигатель Дельта II Этап 2» . Аэроджет Рокетдайн . Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 22 января 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb2253d3e70ca7f4153fbf4337b12eac__1720988220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/ac/fb2253d3e70ca7f4153fbf4337b12eac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
AJ10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)