AJ10
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Дата | 1957 – настоящее время |
Производитель | Аэроджет , Аэроджет Рокетдайн |
Приложение | Верхняя ступень |
Статус | В использовании |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Цикл | Подача под давлением |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 43,7 кН (9800 фунтов силы ) |
в камере Давление | 7–9 бар (700–900 кПа) [ 1 ] |
Удельный импульс , вакуум | 270–319 секунд (2,65–3,13 км/с) |
Размеры | |
Диаметр | 0,84 м (2 фута 9 дюймов) |
Сухая масса | 90–100 кг (200–220 фунтов) |
Используется в | |
|
AJ10 ( — гиперголический ракетный двигатель производства Aerojet Rocketdyne ранее Aerojet ). Он использовался для приведения в движение верхних ступеней нескольких ракет-носителей , включая Delta II и Titan III . Варианты использовались и используются в качестве служебной двигательной установки для командно-служебного модуля «Аполлон» , в космического корабля «Шаттл» системе орбитального маневрирования и в европейском служебном модуле – части космического корабля НАСА « Орион» .
Варианты
[ редактировать ]Впервые он был использован во Delta-A/Able второй ступени ракеты Vanguard в конфигурации AJ10-37 . Первоначально он работал на азотной кислоте и НДМГ . [ 2 ] Двигатель AJ10 был впервые запущен в полете во время третьего запуска «Авангарда» 17 марта 1958 года, в результате которого спутник «Вэнгард-1» был успешно выведен на орбиту.
Двигатель AJ10-101 использовался на модернизированной версии ступени Able, используемой на Atlas-Able и Thor-Able ракетах . Первый полет AJ10-101 на Thor-Able состоялся 23 апреля 1958 года; однако «Тор» потерпел неудачу до того, как сработала верхняя ступень «Авель». Второй полет, в ходе которого впервые в полете заработал двигатель AJ10-101, произошел 10 июля 1958 года. [ 3 ]
Двигатель AJ10-138 изначально был разработан для Vanguard и Able и эксплуатировался с 1964 по 1980 год. Два из этих двигателей использовались в Titan III GTO Transtage с тягой, увеличенной с 7800 фунтов силы (35 кН) до 8000 фунтов силы (36 кН), и с более высоким удельным импульсом 311 с (3,05 км/с). [ 4 ]
Двигатель AJ10-137 (тяга 20 500 фунтов силы (91 кН)) использовался в двигательной установке служебного модуля «Аполлон» с момента первого полета в 1966 году. Трансземной впрыск с лунной орбиты был наиболее важным применением этого двигателя. во время программы «Аполлон» . В этой версии в качестве топлива использовался аэрозин 50 (смесь НДМГ и гидразина в соотношении 1:1) и четырехокись азота (N 2 O 4 ) в качестве окислителя , а не предыдущая азотная кислота/НДМГ. [ 5 ]
Двигатель AJ10-118F развивал тягу 9000 фунтов силы (40 кН) и был заимствован из двигателя AJ10-138, используемого на Transtage. Он использовался в Delta-F верхней ступени ракеты серии Delta 1000 Straight Eight , начиная с 1972 года. В этой версии также использовался аэрозин 50 в качестве топлива и четырехокись азота (N 2 O 4 ) в качестве окислителя.
Двигатель AJ10-190 использовался в (OMS) космического корабля "Шаттл системе орбитального маневрирования " для выведения на орбиту, маневров на орбите и спуска с орбиты, впервые запущенной в 1981 году. Они производили тягу 26,7 килоньютонов (6000 фунтов- футов ) с удельной тягой. импульс ( I sp ) 316 секунд. [ 6 ] После вывода из эксплуатации «Шаттла» эти двигатели были перепрофилированы для использования в «Орион» космического корабля служебном модуле . [ 7 ] используется монометилгидразин В этом варианте в качестве топлива , а в качестве окислителя — четырехокись азота (N 2 O 4 ). [ 8 ]
Двигатель AJ10-118K использовался на Delta II разгонной ступени ракеты , Delta-K . В качестве топлива использовался аэрозин 50, а в качестве окислителя — четырехокись азота (N 2 O 4 ). [ 9 ] Вариант двигателя AJ10-118K использовался с 1989 года и был снят с эксплуатации по завершении запуска ICESat-2 15 сентября 2018 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АЖ10-118» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 6 июля 2008 г. Проверено 22 июня 2008 г.
- ^ Уэйд, Марк. «АЖ10-118» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 6 июля 2008 года . Проверено 22 июня 2008 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Тор-Авель» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 февраля 2002 года . Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ Уэйд, Марк. «АЖ10-138» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Кайл, Эд (8 апреля 2010 г.). «Длинный танк Тор-Дельта» . Отчет о космическом запуске . Проверено 6 июня 2012 года .
- ^ Энциклопедия астронавтики (2009). «ОМЕ» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 13 января 2010 года . Проверено 4 января 2010 г.
- ^ Бергин, Крис (20 июня 2015 г.). «Плам-Брук готовится к испытаниям служебного модуля EM-1 «Орион»» . NASASpaceFlight.com . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «Aerojet Rocketdyne — Технические характеристики космических двигателей» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2020 г. Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Двигатель Дельта II Этап 2» . Аэроджет Рокетдайн . Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 22 января 2017 г.