Jump to content

РД-0210

РД-0210 (РД-0210)
Макет
Страна происхождения СССР / Россия
Первый полет 1967-03-10 [ 1 ]
Дизайнер OKB-154 , Yankel I. Guerchkovitch [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Производитель Воронежский механический завод [ 4 ]
Приложение Верхняя ступень
Связанный ЛВ Протон
Предшественник РД-0208 [ 1 ]
Статус В производстве
Жидкотопливный двигатель
Порох Н 2 О 4 [ 1 ] / НДМГ [ 1 ]
Соотношение смеси 2.6
Цикл Богатый окислитель Ступенчатое сжигание [ 1 ]
Конфигурация
Камера 1
Производительность
Тяга, вакуум 582 кН (131 000 фунтов силы) [ 1 ]
в камере Давление 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм) [ 1 ]
Удельный импульс , вакуум 326,5 с [ 1 ]
Время горения 220 с [ 1 ]
Размеры
Длина 2327 мм (91,6 дюйма) [ 1 ]
Диаметр 1470 мм (58 дюймов) [ 1 ]
Сухая масса 566 кг (1248 фунтов) [ 1 ]
Используется в
УР-200 и УР-500 и вторая ступень «Протон»

РД -0210 ( Индекс ГРАУ : 8Д411К) также известен как РД-465. Он и его близнец РД-0211 представляют собой ракетные двигатели, сжигающие N 2 O 4 и НДМГ в ступенчатом цикле сгорания с высоким содержанием окислителя . Они имеют одинарное сопло, оснащены TVC и представляют собой новейшую разработку в линейке RD-0203/4 . Это двигатели, используемые на второй ступени «Протона» . РД -0213 представляет собой вариант с фиксированным соплом, который используется на РД-0212 модуле третьей ступени «Протона» .

Разработка

[ редактировать ]

Когда Челомея в ОКБ-52 приступили к УР-200 проекту МБР , они поручили С.А. Косберга ОКБ-154 разработать двигательную установку. Они решили использовать один и тот же базовый блок как для первой, так и для второй ступени. Но для достижения требуемых характеристик Косбергу пришлось разработать двигатель внутреннего сгорания , что на тот момент было чрезвычайно агрессивным подвигом. Лишь М.В. Мельников из ОКБ-1 раньше разработал ступенчатый двигатель внутреннего сгорания С1.5400 , в котором использовалась другая топливная смесь, но со значительно меньшей тягой. [ 3 ] [ 5 ]

Для упрощения конструкции и изготовления двигатель будет использоваться как на первой, так и на второй ступени. На первой ступени будет использоваться модуль РД -0202 , состоящий из трех РД-0203 и одного РД-0204 , а на верхней ступени будет использоваться модуль РД-0205, состоящий из основного двигателя РД-0206 и вспомогательного нониусного двигателя . РД-0207 . Единственное отличие РД-0204 от РД-0203 заключалось в том, что он включал теплообменник для нагрева напорных газов для бака первой ступени. РД-0206 был очень похож на РД-0204, но его сопло было оптимизировано для вакуума и имело фиксированное сопло. Задача управления вектором тяги была возложена на четырехсопловой двигатель РД-0207 . Хотя проект УР-200 был прямым конкурентом Р-36 и был отменен в пользу последнего, он все же имел несколько испытательных пусков и, таким образом, представлял собой проверенную конструкцию. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ]

Когда Челомей приступил к реализации проекта сверхтяжелой МБР УР-500 (8К82) , он изначально намеревался использовать в качестве первой ступени несколько модулей УР-200. Когда эта концепция оказалась нежизнеспособной и наконец был выбран многокорпусный двигатель, на первой ступени пришлось искать новую двигательную установку. Для второй ступени адаптировали первую ступень УР-200. Нужны были новые танки, соответствующие первому этапу, но большую часть остальных можно было адаптировать. Двигатели пришлось запускать в воздухе и получить более длинные сопла, оптимизированные для работы в вакууме. Обе эти функции были продемонстрированы на RD-0206 и были легко адаптированы. Они также получили систему подвеса вектора тяги для лучшего контроля во время запуска. Так РД-0208 / РД-0209 на свет появились . В параллельном случае с РД-0203/4 РД-0209 представлял собой версию РД-0208, включающую теплообменник. [ 7 ] [ 8 ]

Когда УР-500 оказалась слишком велика для использования в качестве межконтинентальной баллистической ракеты, от применения машины в качестве оружия отказались. Но его можно было адаптировать как тяжелую ракету-носитель, которая могла бы выполнять важные миссии для советского запуска на Луну , и так «Протон-К» (8К82) родился . Это позволило Челомею выдвинуть его в качестве конкурента по проекту УР-700 королевскому Н -1 . Для этой новой миссии не обязательно будет соответствовать стандартам спецификации межконтинентальных баллистических ракет, но потребуется как минимум третья ступень. Вторая ступень была укрупнена, а РД-0208/9 были переработаны в РД-0210 и РД-0211, слегка форсировав их и существенно увеличив время горения. Для третьей ступени была адаптирована вторая ступень УР-200 - опять же с той же высотой бака 4,1 м, что и первая и вторая ступени - а модуль РД-0205 с двигателем РД-0206 и нониусным двигателем РД-0207 получил капитальный ремонт. Новый модуль, известный как РД-0212 , состоял из двигателя РД-0213 и нониусного двигателя РД-0214 . РД-0213 представлял собой РД-0206, доведенный до стандартов РД-0211/12, а РД-0214 представлял собой доработанный РД-0207. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ]

РД-0203/4 был вторым ступенчатым двигателем внутреннего сгорания в мире после S1.5400 , а также первым ступенчатым двигателем внутреннего сгорания с хранимым топливом. [ 11 ]

15 сентября 1968 года РД-0210, РД-0211 и модуль РД-0212 запустили « Зонд-5» вокруг Луны по траектории свободного возврата , в результате чего первые живые организмы облетели Луну и вернулись на Землю. [ 11 ]

19 апреля 1971 года «Протон» вывел на орбиту «Салют-1» , первую космическую станцию, вышедшую на орбиту Земли. [ 11 ]

19 мая 1971 года «Протон» запустил зонд «Марс-2» к Марсу . Орбитальный аппарат был идентичен автобусу «Венера-9» , а посадочный модуль стал первым искусственным объектом, достигшим поверхности Марса. [ 11 ]

8 июня 1975 года «Протон» запустил « Венеру-9» к Венере . Он состоял из орбитального аппарата, созданного по проекту «Марс-2» , и посадочного модуля, который первым был отправлен с поверхности Венеры. [ 11 ]

20 ноября 1998 года «Протон» запустил Заря первый модуль МКС « » . [ 11 ]

12 июля 2000 года «Протон» запустил «Звезду» , третий модуль МКС и центр российской части станции — российский орбитальный сегмент . [ 11 ]

Базовый двигатель использовался для первой и второй ступеней УР-200, второй ступени УР-500, второй и третьей ступеней «Протона». Каждый вариант выглядит следующим образом:

  • РД-0203 ( ГРАУ Индекс : 8D44 ): Вторая в мире ступенчатая ракета внутреннего сгорания и первая гиперголическая. В нем использовалась предварительная камера сгорания, обогащенная окислителем, и он имел тягу 559,00 кН (125 670 фунтов силы). Движение первой ступени УР-200. [ 12 ]
  • РД-0204 : небольшая модификация РД-0203, включающая теплообменник для нагрева газов, повышающих давление в баке. Движение первой ступени УР-200. [ 13 ]
  • РД-0206 ( ГРАУ Индекс : 8D47 ): Вариант РД-0203/4, оптимизированный для вакуумного расширения и без TVC . Используется на второй ступени УР-200. [ 14 ]
  • РД-0208 ( Индекс ГРАУ : 8D411 ): Эволюция РД-0203 с оптимизированным для вакуума соплом и возможностью пневматического запуска. Используется на второй ступени УР-500. [ 15 ]
  • РД-0209 ( ГРАУ Индекс : 8Д412 ): То же, что РД-0208, но с теплообменником. Используется на второй ступени УР-500. [ 16 ]
  • РД-0210 ( ГРАУ Индекс : 8D411K ): также известный как РД-465 , он является развитием РД-0208. Используется на второй ступени ракет «Протон-К» и «Протон-М». [ 17 ]
  • РД-0211 ( ГРАУ Индекс : 8Д412К ): Также известный как РД-468 , он аналогичен РД-0210, но с теплообменником, как у РД-0209. Используется на второй ступени ракет «Протон-К» и «Протон-М». [ 18 ]
  • РД-0213 ( ГРАУ Индекс : 8D48 ): Вариант РД-0210/11, оптимизированный для вакуумного расширения и без TVC . Используется на маршевом модуле РД-0212 третьей ступени «Протона». [ 19 ]

Некоторые из этих двигателей были объединены в модули из нескольких двигателей. Соответствующие модули и вспомогательные двигатели:

Семейство двигателей РД-0210
Двигатель РД-0203 РД-0204 РД-0206 РД-0208 РД-0209 РД-0210 РД-0211 РД-0213
АКА 8Д44 8Д44 8Д47 8Д411 8Д412 8Д411К 8Д412К 8Д48
Двигательный модуль РД-0202 РД-0205
РД-0207 )
РД-0212
РД-0214 )
Разработка 1961-1964 1961-1964 1961-1964 1962-1966 1962-1966 1962-1967 1962-1967 1962-1967
Тип двигателя жидкого Ступенчатое сжигание с высоким содержанием окислителя с использованием топлива N 2 O 4 / НДМГ с соотношением O/F 2,6.
Давление в камере сгорания 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм)
Сопло Одинарное сопло
(Зафиксированный)
Одинарное сопло
Одинарное сопло
(Зафиксированный)
Одинарное сопло
с ТВЦ
Одинарное сопло
с ТВЦ
Одинарное сопло
с ТВЦ
Одинарное сопло
с ТВЦ
Одинарное сопло
(Зафиксированный)
Упор (вакуум) 559 кН (126 000 фунтов силы) 559 кН (126 000 фунтов силы) 575,5 кН (129 400 фунтов силы) 570 кН (130 000 фунтов силы) 570 кН (130 000 фунтов силы) 582 кН (131 000 фунтов силы) 582 кН (131 000 фунтов силы) 582 кН (131 000 фунтов силы)
Упор (уровень моря) 500 кН (110 000 фунтов силы) 500 кН (110 000 фунтов силы)
ИСП (Вакуум) 311 с 311 с 326 с 326 с 326 с 326,5 с 326,5 с 326,5 с
ISP (уровень моря) 278 с 278 с
Время горения 136 с 136 с 150 с 150 с 150 с 220 с 220 с 250 с
Длина 1,8 м (71 дюйм) 1,8 м (71 дюйм) 2327 мм (91,6 дюйма) 2327 мм (91,6 дюйма) 2327 мм (91,6 дюйма) 2327 мм (91,6 дюйма) 3008 мм (118,4 дюйма)
Ширина 890 мм (35 дюймов) 890 мм (35 дюймов) 1470 мм (58 дюймов) 1470 мм (58 дюймов) 1470 мм (58 дюймов) 1470 мм (58 дюймов) 1470 мм (58 дюймов) 1470 мм (58 дюймов)
Сухой вес 381 килограмм (840 фунтов) 381 килограмм (840 фунтов) 540 кг (1190 фунтов) 540 кг (1190 фунтов) 566 кг (1248 фунтов) 566 кг (1248 фунтов) 550 кг (1210 фунтов)
Использовать УР-200
Первый этап
УР-200
Первый этап
УР-200
Второй этап
УР-500
Второй этап
УР-500
Второй этап
Протон
Второй этап
Протон
Второй этап
Протон
Третий этап
Первый запуск 1963-11-06 1963-11-06 1963-11-06 1965-07-16 1965-07-16 1967-03-10 1967-03-10 1967-03-10
Последний запуск 1964-10-20 1964-10-20 1964-10-20 1966-07-06 1966-07-06
Статус Ушедший на пенсию Ушедший на пенсию Ушедший на пенсию Ушедший на пенсию Ушедший на пенсию В производстве В производстве В производстве
Ссылки [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н "РД0208, РД0209 Ракета-носитель Протон (8К82Н-4 две ступени). РД0210, РД0211, РД0212 (РД0213, РД0214) Ракета-носитель Протон (8К82К, 8К82КМ три ступени)" . КБХА. Архивировано из оригинала 15 августа 2015 года.
  2. ^ Пилле, Николя. «Третья ступень ракеты-носителя «Протон»» (на французском языке). Космонавтика.com . Проверено 8 июня 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Зак, Анатолий. «Двигатель РД-0212» . www.russianspaceweb.com . Проверено 8 июня 2015 г.
  4. ^ «Жидкостный ракетный двигатель» . Воронежский механический завод. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года.
  5. ^ Jump up to: а б Зак, Анатолий. «УР-200/8К81/СС-Х-10» . www.russianspaceweb.com . Проверено 8 июня 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б «УР-200» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 2 мая 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Зак, Анатолий. «Рождение протона: культовая ракета, которой почти не было» . www.russianspaceweb.com . Проверено 8 июня 2015 г.
  8. ^ Зак, Анатолий. «Протон/УР-500/8к82/СЛ-9» . www.russianspaceweb.com . Проверено 8 июня 2015 г.
  9. ^ Зак, Анатолий. «Вторая ступень Протона» . www.russianspaceweb.com . Проверено 8 июня 2015 г.
  10. ^ Зак, Анатолий. «Третья ступень Протона» . www.russianspaceweb.com . Проверено 8 июня 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г «КБХА ЖИДКОСТНЫЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИЛИ УСПЕШНУЮ РЕАЛИЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ (ВПЕРВЫЕ В МИРЕ)» . КБХА. Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года.
  12. ^ Jump up to: а б «РД-0203» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б «РД-0204» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 13 января 2003 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б «РД-0206» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  15. ^ «РД-0208» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  16. ^ «РД-0209» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 5 мая 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  17. ^ «РД-0210» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 г. Проверено 8 июня 2015 г.
  18. ^ «РД-0211» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 мая 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  19. ^ «РД-0213» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 26 августа 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  20. ^ «РД-0202» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 26 августа 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  21. ^ «РД-0205» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 26 августа 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  22. ^ «РД-0212» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 2 июня 2002 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  23. ^ «РД-0203, РД-0204, РД-0205, РД-0206, РД-0207. Межконтинентальная баллистическая ракета УР-200» . КБХА. Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года.
  24. ^ «РД-0210/0211 (8Д411 К/8Д412К) Жидкостный ракетный двигатель» . Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Архивировано из оригинала 15 июня 2015 года.
  25. ^ «РД-0212 (8Д49) Жидкостный ракетный двигатель» . Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Архивировано из оригинала 27 мая 2011 года.
  26. ^ Пилле, Николя. «Вторая ступень ракеты-носителя «Протон»» (на французском языке). Космонавтика.com . Проверено 8 июня 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a587116a241ad69a1f199f9fdbee7370__1672220760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/70/a587116a241ad69a1f199f9fdbee7370.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RD-0210 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)