РД-0109
![]() | |
Страна происхождения | СССР |
---|---|
Первый полет | 1960-12-22 [ 1 ] |
Последний рейс | 1991-08-29 [ 2 ] |
Дизайнер | ОКБ-154 , С.А.Косберг [ 1 ] |
Производитель | Воронежский механический завод |
Приложение | Верхняя ступень |
Связанный ЛВ | Vostok |
Предшественник | РД-0105 [ 1 ] |
Преемник | РД-0108 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / РГ-1 |
Цикл | Газовый генератор [ 1 ] |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 54,5 килоньютона (12300 фунтов силы) [ 1 ] |
в камере Давление | 5 мегапаскалей (730 фунтов на квадратный дюйм) |
Удельный импульс , вакуум | 323,5 секунды [ 1 ] |
Время горения | 430-е [ 1 ] |
Размеры | |
Длина | 1555 миллиметров (61,2 дюйма) [ 1 ] |
Диаметр | 733 миллиметра (28,9 дюйма) [ 1 ] |
Сухая масса | 121 килограмм (267 фунтов) [ 1 ] |
Используется в | |
Vostok Block-E |
Страна происхождения | СССР |
---|---|
Первый полет | 1959-01-02 [ 1 ] |
Последний рейс | 1960-12-01 [ 2 ] |
Дизайнер | ОКБ-154 , С.А.Косберг [ 1 ] |
Производитель | Воронежский механический завод |
Приложение | Верхняя ступень |
Связанный ЛВ | Vostok 8K72 |
Преемник | РД-0109 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / РГ-1 |
Цикл | Газовый генератор [ 1 ] |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 49,4 килоньютона (11100 фунтов силы) [ 1 ] |
в камере Давление | 4,5 мегапаскаля (650 фунтов на квадратный дюйм) |
Удельный импульс , вакуум | 316 секунд [ 1 ] |
Время горения | 454 с [ 1 ] |
Размеры | |
Длина | 494 миллиметра (19,4 дюйма) [ 1 ] |
Диаметр | 733 миллиметра (28,9 дюйма) [ 1 ] |
Сухая масса | 130 кг (290 фунтов) [ 1 ] |
Используется в | |
Vostok Block-E |
РД -0109 — ракетный двигатель, сжигающий жидкий кислород и керосин в цикле сгорания газогенератора . Он имеет одно сопло и является развитием RD-0105 . Именно двигатель, использованный на блоке «Восток -Э», вывел Юрия Гагарина . на орбиту [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]После успеха «Спутника-1 » Королев направил серию писем в Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза, предлагая смелый план по отправке автоматических космических кораблей на Марс и Венеру . В рамках этого плана была необходима четвертая ступень, чтобы усовершенствовать трехступенчатую ракету Р-7 и позволить ей отправлять полезные грузы в пункты назначения с высокой энергией. Эта четвертая ступень получила название Block-E, и ее разработка началась в 1958 году. [ 3 ]
Королева ОКБ-1 первоначально конкурировало с двумя проектами силовой установки Блок-Э: 8К72 с использованием РД-0105 СА Косберга ОКБ -154 и 8К73 с РД-109 Глушко двигателем ОКБ -456 . Из-за сложности разработки последнего контракт получил Косберг. [ 4 ]
С момента приказа о разработке от 20 февраля 1958 года на разработку двигателя ушло девять месяцев. Сделано это было за счет использования агрегатов РД-0102 и камеры сгорания. Было проведено 58 статических испытаний с 27 двигателями. [ 5 ]
Между 1959 и 1960 годами двигатель был модифицирован для повышения надежности пилотируемых полетов. [ 5 ] Тяга также была увеличена на 2% за счет улучшенных элементов впрыска. Он также применил в своей конструкции инновацию, приписываемую SA Kosbergs, которая была основой советских (а позже и российских) двигателей. В качестве рубашек охлаждения использовалась гофрированная металлическая конструкция, при этом в нижней части сопла не было внешней облицовки для экономии веса. [ 6 ] Это привело к снижению массы на 9,3% даже при увеличенной тяге. [ 1 ] Эта новая версия получила название РД-0109 и поступила на вооружение 22 декабря 1960 года при запуске космического корабля « Восток » на борту корабля «Восток-К 8К72К». [ 1 ]
РД-0109 является основой Бразильского космического агентства проекта двигателя L75 . [ 7 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]Хотя первые запуски спутников «Спутник-1» могли быть осуществлены с помощью двухступенчатой ракеты-носителя «Спутник» , для достижения скорости убегания, необходимой для программы «Луна» , требовалась третья ступень. Задача разработки указанного двигателя была поручена ОКБ-154 (КБХА), которое выполнило работу за 9 месяцев. Двигатель получил внутрифирменное наименование РО-5.
Первый полет Луны 8К72 , включавший новую ступень Блок-Э с приводом от РД-0105, состоялся 23 сентября 1958 года. Он должен был запустить зонд «Луна Е-1 №1» , но завершился через 92 секунды после запуска. когда ракета сломалась из-за продольной вибрации, в результате чего крепления отделились от машины, которая затем упала вниз. [ 9 ] Не увенчался успехом и второй полет «Луны 8К72» (11 октября 1958 г.), который должен был запустить зонд «Луна Е-1 № 2» и завершился через 104 секунды после запуска, когда ракета снова распалась от вибрации. Третий полет «Луны 8К72» (4 декабря 1958 г.), который должен был запустить зонд «Луна Е-1 №3» , также завершился через 245 секунд после запуска, когда основная ступень Блок-I отключилась из-за потери смазки в двигателе.
2 января 1959 года в составе ступени «Блок-Э» корабля «Луна 8К72» двигатель РД-0105 наконец выполнил свой первый успешный полет — запуск « Луны-1» . Это был также первый запуск двигателя для дальнего космоса, первый космический корабль, достигший космической скорости , и, хотя космический корабль не попал на Луну, с которой он должен был столкнуться, он стал первым искусственным объектом, вышедшим на гелиоцентрическую орбиту. [ 10 ]
14 сентября 1959 года РД-0105 направил «Луну-2» к Луне. Это был первый космический корабль, достигший поверхности Луны , и первый искусственный объект, приземлившийся на другое небесное тело. он взял вымпел с Государственным гербом СССР С собой . [ 10 ]
19 августа 1960 года РД-0105 осуществил запуск космического корабля «Корабль-Спутник-2» . Это был третий космический корабль «Восток» и первый космический полет, который отправил животных на орбиту и благополучно вернул их обратно на Землю. [ 10 ]
22 декабря 1960 года РД-0109 совершил первый полет на самолете Восток-К Блок-Э. К сожалению, вышел из строя газогенератор третьей ступени ракеты и РД-0109 не смог проявить себя в полете. Этот шанс появился со вторым запуском «Востока-К» , когда РД-0109 успешно вывел на орбиту корабль «Корабль-Спутник-4» .
12 апреля 1961 года РД-0109 в составе ступени Блок-Э ракеты «Восток-К исторический корабль «Восток-1» 8К72К» вывел на орбиту , сделав Юрия Гагарина первым человеком, побывавшим в космосе , и первым вышедшим на орбиту. Земля. [ 10 ]
16 июня 1963 года РД-0109 привел в движение корабль «Восток-6», сделав Валентину Терешкову первой женщиной, вышедшей на орбиту Земли. [ 10 ]
Версии
[ редактировать ]Доработка и доработка, необходимые для соответствия летному рейтингу РД-0105, привели к тому, что у него появилось две версии:
- РД-0105 ( Индекс ГРАУ : 8Д714), также известный как РД-448 или РО-05. [ 5 ] Была первая версия, но имела некоторые проблемы с надежностью. Используется на ракетах 8К72 «Луна» и «Восток-Л» .
- РД-0109 ( Индекс ГРАУ : 8Д719). Улучшенная и более надежная версия, которая использовалась на остальных автомобилях семейства Восток .
См. также
[ редактировать ]- Луна — первая ракета-носитель, использовавшая РД-0105 и первая, отправившая объект за пределы околоземной орбиты.
- Восток — ракета-носитель, которая позволила Юрию Гагарину стать первым человеком, вышедшим на орбиту Земли.
- КБХА - ОКБ РД-0105/РД-0109.
- Воронежский механический завод - предприятие-производитель космической техники, изготовившее РД-0109.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v "РД0105. Ракета-носитель "Луна (8К72). РД0109. Ракета-носитель Восток (8К72К)" . КБХА. Архивировано из оригинала 26 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б «Восток» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Харви, Брайан (2007). Российские планетарные исследования: история, развитие, наследие и перспективы . Спрингер-Праксис. стр. 24–25. ISBN 978-0-387-46343-8 .
- ^ Лардье, Кристиан; Баренский, Стефан (12 марта 2013 г.). «Глава 5 - Различные версии». Ракета-носитель «Союз»: две жизни инженерного триумфа . Спрингер-Праксис. стр. 140–145 . ISBN 978-1461454595 .
- ^ Jump up to: а б с Лардье, Кристиан; Баренский, Стефан (12 марта 2013 г.). «Глава 3 – Совет главных конструкторов». Ракета-носитель «Союз»: две жизни инженерного триумфа . Спрингер-Праксис. стр. 87–88 . ISBN 978-1461454595 .
- ^ Саттон, Джордж Пол (ноябрь 2005 г.). «8,5 КБ Химавтоматики или Конструкторское бюро химической автоматики». История жидкостных ракетных двигателей . АИАА . п. 635. ИСБН 978-1563476495 .
- ^ Маньо Гомес де Паула, Виктор (30 августа 2009 г.). «Бразильская программа запуска спутников — мнение» . Бразильский космос . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Фалькао, Дуда (26 февраля 2010 г.). «Контракт, подписанный с FUNCATE, касается MFPL L75» . Бразильский космос . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ «Предварительно определенные миссии и неудачные запуски» . НАСА NSSDC. 06 января 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «КБХА ЖИДКОСТНЫЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИЛИ УСПЕШНУЮ РЕАЛИЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ (ВПЕРВЫЕ В МИРЕ)» . КБХА. Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]