Аэрозин 50
Аэрозин 50 представляет собой смесь гидразина и несимметричного диметилгидразина (НДМГ) в соотношении 50:50 по весу. [ 1 ] [ 2 ] Разработанный в конце 1950-х годов компанией Aerojet General Corporation в качестве хранимого высокоэнергетического гиперголического топлива для Titan II межконтинентальных баллистических ракет ракетных двигателей . Аэрозин продолжает широко использоваться в качестве ракетного топлива , обычно с тетраоксидом динитрогена в качестве окислителя , с которым он гиперголичен. Аэрозин 50 более стабилен, чем один гидразин, и имеет более высокую плотность и температуру кипения, чем один НДМГ.
Чистый гидразин имеет более высокие характеристики, чем Aerozine 50, но неудобную температуру замерзания 2 °C. [ 3 ] Смесь гидразина и НДМГ имеет гораздо более низкую температуру замерзания из-за депрессии температуры замерзания . Кроме того, НДМГ является более стабильной молекулой; это снижает вероятность неожиданного разложения чистого гидразина, повышает безопасность и позволяет использовать смесь в качестве охлаждающей жидкости в двигателях с рекуперативным охлаждением .
Этот вид топлива в основном используется для межпланетных зондов и двигателей космических кораблей . В отличие от других более распространенных видов топлива, таких как жидкий кислород или жидкий водород , Aerozine 50 является жидким при комнатной температуре и может храниться в жидком состоянии без значительного выкипания, что делает его пригодным для хранения топливом, более подходящим для долгосрочных межпланетных миссий. Aerozine 50 в основном использовался в межконтинентальных баллистических ракетах и в производных от них пусковых установках, таких как основные ступени ракеты Титан-II/III/IV, поскольку межконтинентальная баллистическая ракета требует длительного хранения и запуска в короткие сроки; ракету необходимо хранить уже заправленной. Это топливо также использовалось в верхних ступенях межконтинентальных баллистических ракет , таких как ракета Delta II . Он также использовался в лунном модуле «Аполлон» и двигателе служебной двигательной установки в Apollo CSM . семействе Ariane 1 В – Ariane 4 использовалось родственное топливо — смесь 75% НДМГ и 25% гидразингидрата, называемая UH 25 .
Аэрозин не используется в качестве монопропеллента (горючего, ни с чем не смешиваемого). Дополнительная стабильность, обеспечиваемая метильными группами, влияет на реактивность и тягу.
В 1980 году утечка Aerozine 50 привела к взрыву ракеты Damascus Titan в 1980 году . Утечка произошла из-за прокола топливного бака первой ступени Титана упавшим инструментом. Первоначальный взрыв разрушил дверь шахты массой 740 тонн и выбросил вторую ступень и боеголовку из шахты. Вторая ступень «Титана» взорвалась, и боеголовка W53 приземлилась в 30 метрах от портала шахты без детонации и утечки делящегося материала.
Альтернативы
[ редактировать ]Гидразин также можно смешать с монометилгидразином (ММГ). Поскольку MMH немного плотнее, чистая производительность немного увеличивается. [ нужна ссылка ]
была разработана потенциально новая гиперголическая альтернатива третичных аминов На основе азидов – под названием CINCH (конкурентный импульсный неканцерогенный гипергол), а название соединения – 2-диметиламиноэтилазид . [ 4 ] [ 5 ]
Пустяки
[ редактировать ]По словам Джона Д. Кларка , сообщество производителей топлива не любило и игнорировало такие торговые марки, как Aerojet's Aerozine, предпочитая свой собственный жаргон инженерных сокращений и прозвищ. Именно эта смесь получила название «50–50». [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- УХ 25 – смесь 75% НДМГ и 25% гидразина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Технические характеристики Aerozine50 и информация о доставке DOT» (PDF) . НАСА . 5 октября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, доктор медицинских наук; Азимов, Исаак (1972). Зажигание! неофициальная история жидкого ракетного топлива . Издательство Университета Рутгерса . п. 45 . ISBN 978-0-8135-0725-5 .
- ^ Саттон, Джордж П. (2006). История жидкостных ракетных двигателей . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. п. 383. ИСБН 1-56347-649-5 . OCLC 63680957 .
- ^ «Армия разрабатывает новое топливо» . Spacedaily.com. 23 февраля 2000 года . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ Маккуэйд, Майкл Дж. (апрель 2004 г.). Структура вторичных 2-азидоэтанаминов: гиперголическое топливо по сравнению с негипергольным топливом (PDF) (Технический отчет). Армейская исследовательская лаборатория. АРЛ-ТР-3176. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2013 г. Проверено 2 марта 2012 г.