Модернизация твердотопливного ракетного двигателя
![]() Титан IV-B с двумя ускорителями SRMU | |
Страна происхождения | ![]() |
---|---|
Дизайнер | Геркулес |
Производитель | Аллиант Техсистемс |
Приложение | Твердотопливный ракетный ускоритель |
Предшественник | UA1207 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Твердотопливный двигатель | |
Порох | ПВТПБ |
Корпус | Композитный |
Конфигурация | |
Соотношение сопел | 15.7 |
Производительность | |
Толкать | 6,41 МН (1 440 502 фунта) в среднем |
в камере Давление | 859,5 фунтов на квадратный дюйм (5926 кПа) |
Удельный импульс , вакуум | 285,6 с (2,801 км/с) |
Удельный импульс , на уровне моря | 251,4 с (2,465 км/с) |
Время горения | 135,7 с |
Векторизация тяги | 6 градусов |
Размеры | |
Длина | 34,26 м (1349 дюймов) |
Диаметр | 3,2 м (126 дюймов) |
Пустая масса | 80 611 фунтов (36 565 кг) |
Solid Rocket Motor Upgrade (SRMU) — твердотопливный ракетный двигатель , который использовался в качестве ускорителя на Titan IV ракете-носителе B. Разработанный компанией Hercules (позже ATK ), он должен был стать высокопроизводительной и недорогой модернизацией ускорителей UA1207 , ранее использовавшихся на Титане IV. Изготовленный из армированного углеродным волокном полимера и сжигающий с полибутадиен-связанными гидроксильными группами , композитное топливо на основе перхлората аммония это была амбициозная модернизация, основанная на опыте Hercules в разработке корпуса с намоткой накаливания для космического корабля "Шаттл SRB" . Первоначально предполагалось, что он полетит в 1990 году, но впервые совершил полет в 1997 году из-за длительной разработки и отсутствия спроса. SRMU успешно выполнил все свои полеты.
Дизайн
[ редактировать ]СРМУ представляет собой трехсегментный твердотопливный ракетный двигатель. Каждый сегмент имеет корпус, намотанный из графитового волокнистого композита, и изоляционную систему из каучука EPDM и кевлара . [ 1 ] Корпус заполнен топливным зерном, состоящим в основном из перхлората аммония и алюминия, соединенных связующим веществом HTPB. [ 2 ] На момент запуска ракета-носитель весит примерно 776 000 фунтов (352 000 кг). [ 3 ] СРМУ участвует в управлении машиной с помощью сопла вектора тяги с гидравлическим приводом , которое может перемещаться на угол до 6 градусов. [ 4 ] Гидравлическая система оснащена резервными насосами, которые поддерживают давление в контуре жидкости 3150 фунтов на квадратный дюйм (21,7 МПа). [ 5 ] Эти характеристики были выбраны из соображений большей производительности и большей надежности по сравнению со своим предшественником UA1207, который был изготовлен из 7 сегментов и использовал впрыск жидкого топлива для рулевого управления. [ 6 ] Имеется шесть двигателей разделения ступеней, три носовых и три кормовых, которые отталкивают пустой корпус от активной зоны ракеты-носителя после выгорания ракеты-носителя. [ 6 ]
Электрооборудование и приборы SRMU расположены в носовой части в передней части ракеты-носителя. [ 4 ] космического корабля «Шаттл» Как и в RSRM , рабочее напряжение электрической системы составляло 28 В постоянного тока . [ 7 ] Электродетонатор используется для активации пиротехники для зажигания и ступенчатого запуска ракеты-носителя, а также для системы прекращения полета, состоящей из кумулятивного взрывчатого вещества, предназначенного для уничтожения ракеты-носителя в полете. [ 7 ] Ускоритель крепится к корпусу машины посредством усиленной кормовой юбки возле основания двигателя, которая также передает осевые нагрузки между двумя конструкциями. [ 6 ] В этой юбке также находится узел системы управления вектором тяги (TVC). [ 2 ] Сама форсунка изготовлена из стали, обернута эпоксидным композитом, аналогичным тому, что используется на сегментах двигателя. [ 3 ] Дополнительные элементы конструкции включают стальные ленты на стыках сегментов. Каждый сегмент изготавливается отдельно, а затем интегрируется на стартовой площадке. [ 3 ]
Как это типично для твердотопливных ракетных двигателей, тяга меняется на протяжении всего процесса горения. SRMU Топливная геометрия рассчитана на создание максимальной тяги до 40 секунд и на быстрое снижение тяги после 120 секунд. [ 3 ] Два SRMU обеспечивают всю тягу Титана IV-B при взлете и функционируют как «ступень 0»; LR87 -AJ-11 на активной зоне воспламеняется в момент Т+131 секунды, за 15 секунд до отделения ракеты-носителя. [ 6 ]
Разработка
[ редактировать ]После катастрофы космического корабля "Челленджер" в 1986 году , когда уплотнение, соединяющее два сегмента твердотопливного двигателя, вышло из строя, что привело к разрушению корабля и гибели всех семи членов экипажа, ВВС США были обеспокоены United Technologies построенными ускорителями UA120, используемыми на "Титан" авианосце . ракеты. [ 5 ] Совершившие первый полет в 1965 году, самолеты UA120 состояли из множества сегментов и имели тяжелую систему управления вектором тяги, которая распыляла тетраоксид диазота в поток сопла для отклонения тяги. Поэтому в 1987 году ВВС и производитель Титана Мартин Мариетта опубликовали запрос предложений на новый ускоритель для использования на Титане. [ 5 ] Контракт с фиксированной ценой был заключен с Hercules Inc. на новый двигатель. [ 8 ]
Во время разработки имели место многочисленные задержки. Мартин Мариетта изменил большинство своих требований к проектированию SRMU в период с 1988 по 1990 год, что замедлило прогресс. [ 9 ] SRMU был самым большим двигателем, который когда-либо создавал Hercules, а также впервые использовал связующее вещество HTPB. [ 10 ] [ 11 ] На ранних этапах разработки тестовый сегмент был потерян из-за неправильной заливки топлива. [ 12 ] В 1990 году, перед первой укладкой двигателя, кран, собиравший ускоритель, уронил сегмент, в результате чего он откатился за пределы испытательной площадки и взорвался. Один рабочий погиб и девять получили ранения. [ 13 ] Несчастный случай также стал причиной задержки первого запуска Titan IV с ускорителями SRMU; Первоначально предполагалось, что новая ракета-носитель будет запущена в 1991 году. [ 14 ] Год спустя во время первых испытательных стрельб SRMU двигатель взорвался при зажигании. [ 15 ] Мотор пришлось основательно перепроектировать. Тем временем Мартин Мариетта разместил заказ на дополнительные двигатели UA120, поскольку SRMU не был готов вовремя. В то же время затраты «Геркулеса» значительно превысили стоимость заключенного с ним контракта. [ 16 ] Конгресс США в 1993 году поручил ВВС выделить дополнительно 350 миллионов долларов, чтобы позволить «Геркулесу» завершить работу над SRMU. [ 17 ] К концу 1994 года ракета-носитель наконец была допущена к полету. [ 18 ]
К 1994 году стало очевидно, что дополнительный заказ Мартина Мариетты на ускорители UA1207 в сочетании со снижением спроса на запуски привел к избытку завершенных ракет-носителей Titan IV. [ 16 ] В результате необходимость в SRMU отпала до 1997 года. Всего было заказано 17 летных комплектов ускорителей; [ 16 ] последние использовались во время последнего полета Титана в 2005 году. [ 19 ]
В 2000 году была модернизирована конструкция сопла СРМУ с углеродно-фенольным покрытием. В новой насадке использовались новые материалы, которые были чище, чем те, которые использовались ранее, и не соответствовали новым экологическим нормам. [ 20 ]
Галерея
[ редактировать ]-
СРМУ поднят в Музее ВВС США
-
Интегрированный СРМУ в Музее ВВС США
-
Рабочие толкают SRMU на место
-
Носовые обтекатели и сегменты SRMU
-
SRMU на стенде Музея ВВС США.
-
СРМУ на выставке
-
2 чердака SRMU Titan IV-B с зондом Кассини-Гюйгенс
-
Зажигание СРМУ по боевому заданию ( НРОЛ-19 )
См. также
[ редактировать ]- Сравнение орбитальных ракетных двигателей
- Castor (ракетная ступень) - аналог Castor 600
- Графит-эпоксидный мотор - современная разработка Hercules с использованием аналогичной технологии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чанг, И-Ши; Патель, Северная Каролина; Ян, С. (1995). «Отказ двигателя Titan IV и анализ модернизации» . Журнал космических кораблей и ракет . 32 (4): 612–618. Бибкод : 1995JSpRo..32..612C . дои : 10.2514/3.26661 . ISSN 0022-4650 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, В.; Андерсон, Дж.; Мейден, М. (06 июля 1992 г.), «Обзор Titan IV SRMU PQM-1» , 28-я Совместная конференция и выставка по двигательным установкам, Американский институт аэронавтики и астронавтики, номер документа : 10.2514/6.1992-3819 , получено в 2022 г. -05-10
- ^ Jump up to: а б с д «Каталог продукции АТК» (PDF) . АТК . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2018 года . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Фут, Джеффри; Фут, Джеффри (06 июля 1997 г.), «Программа модернизации твердотопливного ракетного двигателя Titan IV в Alliant Techsystems Inc» , 33-я совместная конференция и выставка по двигательным установкам , Совместные конференции по двигательным установкам, Американский институт аэронавтики и астронавтики, номер документа : 10.2514/6.1997-2991 , получено 11 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Отчет быстрого реагирования по управлению субподрядом на модернизацию твердотопливного ракетного двигателя Titan IV (Отчет). 2 сентября 1992 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д Рудман, Томас; Де, Дуэйн; Эрл, Стив (13 июля 1998 г.), «Титан IVB, SRMU и двигательные системы Кентавр» , 34-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам , совместные конференции по двигательным установкам, Американский институт аэронавтики и астронавтики, doi : 10.2514 /6.1998-3194 , получено 2022-05-10
- ^ Jump up to: а б Сэмиш, Майкл; Джексон, Дональд; Сэмиш, Майкл; Джексон, Дональд (06 июля 1997 г.), «Уроки, извлеченные из программ боеприпасов Titan IV SRMU» , 33-я совместная конференция и выставка по двигательным установкам , Совместные конференции по двигательным установкам, Американский институт аэронавтики и астронавтики, номер документа : 10.2514/6.1997-2957 , получено в 2022 г. -05-10
- ^ Ап (21 октября 1987 г.). «НОВОСТИ КОМПАНИИ; ГЕРКУЛЕС ВЫИГРЫВАЕТ КОНТРАКТ МАРИЕТТЫ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «ДАННЫЕ СКРЫТЫ, ГОВОРИТ ГЕРКУЛЕС» . Новости Дезерета . 8 февраля 1992 г. Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «ГЕРКУЛЕС ТОПЛИВО НАЧАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ТИТАН IV» . Новости Дезерета . 07.12.1989 . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «ГЕРКУЛЕС: РАЗВИВАЮЩАЯСЯ КОМПАНИЯ ОТМЕЧАЕТ 75-ЛЕТИЕ» . Новости Дезерета . 16 октября 1988 г. Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «ГЕРКУЛЕС ИССЛЕДУЕТ НАРУШЕНИЕ АДГЕЗИИ В ТВЕРДОТЕЛЬНО-РАКЕТНОМ ДВИГАТЕЛЕ ТИТАН IV. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА ГОВОРЯТ, что «АНОМАЛИЯ» НЕ ВЫЗВЕТ ОТКАЗ» . Новости Дезерета . 21 января 1990 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Чендлер, Джон (29 мая 1991 г.). «Во взрыве двигателя Titan 4 виноваты недостатки конструкции» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «АВАРИЯ НА МОТОРЕ ТИТАН НАНЕСЛА ЕЩЕ ОДИН УДАР ПО ГЕРКУЛЕСУ» . Новости Дезерета . 14 сентября 1990 г. Проверено 03 мая 2023 г.
- ^ «ГЕРКУЛЕС ГОВОРИТ, что РАКЕТНЫЙ ВЗРЫВ НЕ ОСТАНОВИТ ПРОЕКТ ТИТАН IV» . Новости Дезерета . 10 апреля 1991 г. Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Требования к Титану IV» . Канцелярия генерального инспектора Министерства обороны . 21 апреля 1994 г. Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Мурта, Джон П. (6 октября 1992 г.). «HR5504 — 102-й Конгресс (1991–1992 гг.): Закон об ассигнованиях Министерства обороны, 1993 г.» . www.congress.gov . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Чемберлен, Роджер, «Бумажная сессия II-C - Эволюция системы космического запуска тяжелой техники Титан IV» (1994). Труды Космического Конгресса®. 3. https://commons.erau.edu/space-congress-proceedings/proceedings-1994-31st/april-27-1994/3 .
- ^ «Космический полет сейчас | Отчет о запуске Титана | Прощай, Титан» . www.spaceflightnow.com . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Космический полет сейчас | Последние новости | Испытание твердотопливного ракетного двигателя Титан 4 прошло успешно» . spaceflightnow.com . Проверено 11 мая 2022 г.