Викас (ракетный двигатель)
Модель двигателя Викас | |
Страна происхождения | Индия |
---|---|
Дизайнер |
|
Производитель | Годрей и Бойс и MTAR Technologies [ 1 ] |
Предшественник | Викинг |
Статус | Активный |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Цикл | Газовый генератор |
Производительность | |
Толкать | 850 кН [ 2 ] |
в камере Давление | 6,2 МПа (62 бар ) [ 3 ] [ 4 ] |
Удельный импульс , вакуум | 293 секунды (2,87 км/с) [ 3 ] |
Удельный импульс , на уровне моря | 262 секунды (2,57 км/с) [ 3 ] |
Размеры | |
Длина | 3,70 м (12,1 футов) (Викас-4Б) |
Сухая масса | 120 дюймов (3000 мм) |
Используется в | |
2-я стадия PSLV и GSLV Основная ступень L110 LVM3 |
Викас . ( чемодан инициалов ВИК барана Амбалала из Сарабая ) [ 5 ] [ 6 ] ) — семейство гиперголических на жидком топливе ракетных двигателей , концептуализированных и разработанных Центром жидкостных двигательных систем в 1970-х годах. [ 7 ] [ 8 ] В основу конструкции легла лицензионная версия двигателя «Викинг» с системой химического наддува. [ 9 ] В двигателях Vikas раннего производства использовались некоторые импортные французские компоненты, которые позже были заменены эквивалентами отечественного производства. [ 10 ] Он используется в ракете-носителе для полярных спутников (PSLV), ракете-носителе для геосинхронных спутников (GSLV) и LVM3 для космических запусков.
Двигатель Vikas используется для питания второй ступени PSLV, ускорителей и второй ступени GSLV Mark I и II, а также основной ступени LVM3. Загрузка топлива для двигателя Vikas в PSLV, GSLV Mark I и II составляет 40 тонн, а в LVM3 — 55 тонн.
История
[ редактировать ]В 1974 году Societe Europeenne de Propulsion согласилась передать технологию двигателей Viking в обмен на 100 человеко-лет инженерных работ от ISRO. Первый двигатель, созданный на основе приобретенной технологии, был успешно испытан в 1985 году Намби Нараянаном и его командой в ISRO и назвал его Vikas. [ 11 ]
Технические детали
[ редактировать ]
Двигатель использует около 40 тонн НДМГ в качестве топлива и четырехокиси азота (N 2 O 4 ) в качестве окислителя с максимальной тягой 725 кН. Модернизированная версия двигателя имеет давление в камере 58,5 бар против 52,5 бар у старой версии и развивает тягу 800 кН. Двигатель способен качаться .
Для запусков с 2018 года была разработана версия двигателя Vikas с увеличенной на 6% тягой. Он был продемонстрирован 29 марта 2018 года на втором этапе запуска GSAT 6A . Он будет использоваться для ускорителей первой ступени с четырьмя двигателями Vikas в будущих миссиях. [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]Тип | Сопло
Диаметр (м) |
Длина
(м) |
Сопло
Соотношение площади |
Камера
давление (МПа) |
Топливо | Скорость смешивания | Скорость потока
(т/сек) |
Тяга (кН) | Удельный импульс (Нс/кг) | Этапы запуска | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень моря | Вакуум | Уровень моря | Вакуум | |||||||||
Ракета-носитель/первая ступень | ||||||||||||
Викас-2 | ~1.00 | ~2.75 | 13.9 | 5.30 | НДМГ / Н 2 О 4 | 1.86 | 0.2469 | 600.5 | 680.5 | 2432 | 2756 | GSLV Mk.I L40H Страпон |
Викас-2Б | ~1.00 | ~2.75 | 13.9 | 5.30 | УХ 25 / Н 2 О 4 | 1.87 | 0.2710 | 677.7 | 765.5 | 2501 | 2824 | GSLV Mk.II L40H Страпон |
Викас-Х | ~1.80 | ~3.75 | УХ 25 / Н 2 О 4 | 0.2805 | 756.5 | 839.0 | 2697 | 2991 | LVM3 L110 этап | |||
Второй этап | ||||||||||||
Викас-4 | ~1.50 | ~3.50 | 5.35 | НДМГ / Н 2 О 4 | 1.86 | 0.2498 | - | 725.0 | 2903 | Ступень GSLV Mk.I GS2 , ступень PSLV PS2 | ||
Викас-4Б | ~1.80 | ~3.70 | 5.85 | УХ 25 / Н 2 О 4 | 1.71 | 0.2716 | - | 804.5 | 2962 | Ступень GSLV Mk.II GS2 , ступень PSLV PS2 | ||
Ссылки: [ 13 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Первая миссия ISRO на Красную планету «Манна с Марса» дает стимул местным поставщикам компонентов» . Бизнес сегодня . 8 декабря 2013 года . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ Индийские двигатели VIKAS и их связь с европейскими двигателями Viking. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine, Норберт Брюгге, Германия, 24 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Информация о ракете-носителе PSLV, космический рейс 101, 24 декабря 2014 г.
- ^ «Принимая во внимание лунную миссию, ISRO проведет испытания двигателя Vikas с большой тягой» . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ М. Рамеш (18 декабря 2014 г.). «Godrej Aerospace будет производить полукриогенные двигатели» . Индуистское бизнес-направление .
- ^ Нарайанан, Намби; Рам, Арун (2018). Готовы к огню: как мы с Индией пережили дело о шпионаже ISRO . Издательство Блумсбери. п. 191. ИСБН 978-93-86826-27-5 .
- ^ «ISRO тестирует двигатель Vikas» . Индус . 3 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2014 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ К.С. Джаяраман (2 августа 2009 г.). «Невоспетый герой лунной миссии грустен, но всепрощающ» . Тайндиан.com. ИАНС. Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ Саттон, Джордж Пол (2006). История жидкостных ракетных двигателей . АААА. п. 799. ИСБН 9781563476495 .
- ^ Саттон, Джордж Пол (2006). История жидкостных ракетных двигателей . АААА. п. 882. ИСБН 9781563476495 .
- ^ Мутунаягам, А.Е. (10 декабря 2015 г.). Рао, PV Entertainment (ред.). От рыбацкой деревушки до Красной планеты: космическое путешествие Индии . Харпер Коллинз. п. 344. ИСБН 978-93-5177-690-1 .
- ^ Кларк, Стивен (29 марта 2018 г.). «Индия испытывает модернизированную технологию двигателя при успешном запуске спутника связи» . Космический полет сейчас . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Брюгге, Норберт. «Индийские двигатели VIKAS и их связь с европейскими двигателями Viking» . B14643 Интернет-презентация по космическим ракетам-носителям . Норберт Брюгге. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 11 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Тест L110 соответствует S200» . СуперНова. 4 января 2010 г.
- «Выпуск 1974 года: Ракетостроение и воспоминания» . Индия сегодня. ИАНС. 19 октября 2015 г.