СРБ-А
SRB-A — серия японских твердотопливных ракетных ускорителей производства корпорации IHI для использования на ракетах H-IIA , H-IIB и Epsilon .
Дизайн
[ редактировать ]SRB-A имеет диаметр 2,5 метра и длину 15,1 метра. Его корпус представляет собой композитный материал с полимерной намоткой, армированный углеродным волокном . Двухосное управление ориентацией обеспечивается за счет изменения вектора тяги с электрическим приводом. [ 1 ]
Компания IHI руководила разработкой и производством SRB-A, в его разработке и производстве также участвовали различные компании. Например, композитное топливо — BP-208, разработанное и производимое корпорацией NOF ( ja ), а углеродное волокно, один из компонентов корпуса мотора, — T1000GB, разработанное и производимое Toray . [ 2 ]
С другой стороны, чтобы сократить сроки разработки СРБ-А, для процесса формовки корпуса двигателя была использована зарубежная технология. [ 3 ] Конструкция композитного корпуса двигателя основана на технологии, используемой в Castor 120 двигателе компании Alliant Techsystems , который сам по себе основан на двигателе первой ступени (МБР) LGM-118 Peacekeeper РГЧ с возможностью межконтинентальной баллистической ракеты . [ 4 ]
Версии
[ редактировать ]СРБ-А
[ редактировать ]Оригинальный SRB-A был разработан для ракеты H-IIA и использовался в ее первых шести полетах. Он был создан на основе SRB, используемого на H-II . Во время шестого запуска H-IIA один из ускорителей не смог отделиться из-за утечки горячих газов, повредивших точки отделения, в результате чего ракета не смогла выйти на орбиту. [ 1 ] [ 5 ]
СРБ-А2
[ редактировать ]SRB-A2 представлял собой плановую модернизацию, призванную заменить SRB-A на H-IIA. После неудачи 2003 года он был отменен, а его конструктивные улучшения были объединены в SRB-A Improved.
СРБ-А Улучшенный
[ редактировать ]Усовершенствованная версия SRB-A была разработана после инцидента 2003 года. Форма сопла была изменена с конической на колоколообразную, чтобы уменьшить тепловую нагрузку и эрозию. Его тяга также была немного уменьшена, а время горения увеличено, чтобы еще больше уменьшить нагрев. Эта версия летала с седьмого по тринадцатый H-IIA. Однако проблема эрозии сопла так и не была полностью решена, что привело к разработке SRB-A3. [ 1 ]
СРБ-А3
[ редактировать ]SRB-A3 — это текущая версия, переработанная для обеспечения более высокой производительности и надежности. Он доступен в двух вариантах: один обеспечивает высокую тягу при кратковременном горении, а другой - более продолжительное горение с меньшей тягой. [ 1 ] Он использовался на всех полетах H-IIA после тринадцатой миссии, а также на H-IIB и в качестве первой ступени Epsilon. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
Преемник
[ редактировать ]СРБ-3
[ редактировать ]В отличие от SRB-A, композитный корпус двигателя SRB-3 изготавливается по собственной технологии Японии, без использования технологии ATK. [ 3 ]
SRB-3, используемый в ракетах H3 и Epsilon S, имеет на одну тонну больше топлива, чем серия SRB-A, что увеличивает его стартовую мощность. Для повышения надежности и снижения стоимости механизм разделения SRB-3 был значительно упрощен по сравнению с серией SRB-A, а сопло изменено с переменного типа на фиксированный. В серии SRB-A схема горения была разной при использовании двух или четырех ускорителей в H-IIA/B и при использовании в качестве первой ступени Эпсилона, но в SRB-3 схема горения одинакова. когда в H3 используются два или четыре ускорителя и когда SRB-3 используется в качестве первой ступени Epsilon S. [ 8 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Обзор двигателя СРБ-А» . ДЖАКСА . Проверено 14 февраля 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «JAXA запускает корабль снабжения космической станции № 7 (HTV7 «Коунотори») с помощью ракеты H-IIB» , 28 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 18 февраля 2023 г. .
- ^ «Композитная технология ATK поддерживает первый полет японской ракеты-носителя H-IIA» . АТК. 29 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 г.
- ^ Стивен Кларк; Джастин Рэй (29 ноября 2003 г.). «Японский запуск провалился» . Космический полет сейчас . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Ракета-носитель H-IIB» (PDF) . ДЖАКСА. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2014 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Ракета-носитель Эпсилон» (PDF) . ДЖАКСА . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «H3 Project Forward» (PDF). . Последний информационный журнал JAXA по аэрокосмической отрасли JAXA оригинала : 10. 1 октября 2018 г. Архивировано из ( PDF) 18 марта 2022 г. Проверено 17 февраля 2023 г.