РД-0169
РД-0169 — российский кислородно-метановый ракетный двигатель , разрабатываемый КБХА . В качестве топлива используется сжиженный природный газ ( метан ), а жидкий кислород в качестве окислителя — . Предназначен для использования в многоразовых ракетах-носителях (типа «Союз-7 »).
Плюсами конфигурации являются: простота использования, экологичность, возможность многоразового использования. Планировалось добиться тяги в 200 тонн. В стандартной версии давление в камере сгорания планируется на уровне 175 кгс/см2. [ 1 ] Разрабатывается на базе РД-0162 с промежуточной и уменьшенной версией в виде РД-0177; известны две модификации: РД-0169А (двигатель первой ступени корабля «Союз-7») и РД-0169В (четырехкамерный двигатель второй ступени корабля «Союз-7»). Главный конструктор — Виктор Горохов.
Разработка
[ редактировать ](КБХА) при правительстве России В 1994 году в Конструкторском бюро химической автоматики начались исследования по переводу РД-0120 , РД-0124 конструкций двигателей , РД-0234, РД-0242, РД-0256 на метан - кислородное топливо. В 1996-1999 годах были выполнены конструкторские расчеты, материаловедение и технологические исследования ряда ЖРД тягой 5-240 тс. (РД-0139, РД-0140, РД-0134, РД-0141, РД-0142, РД-0143А, РД-0143К, РД-0144, РД-0149) на кислородно-метановом топливе. Демонстрационные двигатели РД-0110МД, созданные на базе РД-0110 , и РД-0146М прошли огневые испытания на наземных объектах. [ 2 ]
Ракетный двигатель РД-0162 был разработан в Воронежском КБХА после 2006 года, первоначально с вариантом двигателя, рассчитанным на тягу 2000 кН (200 тс), а позднее, после 2012 года, уменьшенный вариант с тягой 416 кН (42,4 тс) в версия РД-0162SD. Финансирование разработки двигателя включено в Федеральную космическую программу России на 2016–2025 годы. [ нужна ссылка ]
В 2012 году по техническому заданию Космического центра имени Хруничева в КБХА разработан эскизный проект жидкокислородно-метанового двигателя РД-0162. [ нужна ссылка ]
В декабре 2016 года прошли успешные испытания двигателя-демонстратора РД-0162Д2А. [ 3 ]
В конце октября 2017 года прошла серия огневых испытаний двигателя РД-0162Д2А тягой 40 тонн; впоследствии был разработан эскизный проект кислородно-метанового двигателя тягой 85 тонн. [ когда? ] развитый. [ 4 ] Следующий этап предполагает уточнение конструкторской документации на двигатель тягой 85 тонн, а также продолжение подготовки производства и изготовление силовых установок для испытаний отдельных систем двигателя. [ 5 ]
26 сентября 2019 года на сайте госзакупок был размещен контракт на создание воронежским КБХА двигателя на метане со сроком завершения 15 ноября 2021 года. Согласно техническому заданию двигатель получил наименование РД-0177. , тяга должна быть 85 тс, удельный импульс на уровне моря 312 с, масса не должна превышать 2200 кг. [ нужна ссылка ]
27 августа 2020 года генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов сообщил СМИ, что сейчас проходят испытания отдельные элементы агрегатов будущего метанового двигателя - газогенератор, смесительная головка. Сейчас предприятие переходит непосредственно к работе над производством двигателя-демонстратора РД-0177, который планируют изготовить в 2022 году. [ 6 ] [ нужно обновить ]
24 декабря 2021 года на испытательном комплексе Воронежского ракетно-двигательного центра успешно проведены огневые испытания штатной автономной системы зажигания многоразового кислородно-метанового ракетного двигателя РД-0177. По словам главного конструктора КБХА Виктора Горохова, плановая программа испытаний была перевыполнена: в течение одного испытательного дня вместо пяти пусков было проведено восемь, в ходе которых подтвердили работоспособность и возможность многоразового использования системы зажигания двигателя. для дальнейшего использования в составе возвращаемых ступеней ракет-носителей. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "ДВИГАТЕЛЬ РД-0162" . Archived from the original on 5 September 2019.
- ^ РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ В РАКЕТНОМ ДВИГАТЕЛЕ МАЛОЙ ТЯГИ НА ГАЗООБРАЗНЫХ КОМПОНЕНТАХ ТОПЛИВА КИСЛОРОД И МЕТАН , mai.ru
- ^ "Новейший кислородно-метановый двигатель прошёл испытания" . pp. 3DNews. Archived from the original on 19 February 2017.
- ^ " "Энергомаш": создание нового двигателя в США стимулирует нас к развитию" . RIA Novosti . Archived from the original on 21 October 2017.
- ^ "КБХА. ЗАВЕРШЕНА РАЗРАБОТКА ЭКСКИЗНОГО ПРОЕКТА НОВОГО КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТЯГОЙ 85 ТОНН" . Archived from the original on 1 September 2018.
- ^ "Глава НПО "Энергомаш": постепенно возвращаемся к переговорам с зарубежными партнерами" . TASS . Archived from the original on 28 August 2020.
- ^ "В ВЦРД испытана штатная система зажигания кислородно-метанового двигателя" . 24 December 2021. Archived from the original on 24 December 2021.