Jump to content

Графитно-эпоксидный двигатель

Графитно-эпоксидный двигатель
Твердотопливный ракетный двигатель GEM 40 готовится к интеграции с ракетой-носителем Delta II
Производитель
Страна происхождения Соединенные Штаты
Используется на
Связанные этапы
Сопоставимый
История запуска
Статус Активный
Первый полет 26 ноября 1990 г.

Графито -эпоксидный двигатель ( GEM ) представляет собой семейство твердотопливных ракетных ускорителей, разработанных в конце 1980-х годов и используемых с 1990 года. Двигатели GEM производятся с полимерными корпусами, армированными углеродным волокном , и топливом, состоящим из HTPB , связанного с композитного топлива на основе перхлората аммония . GEM производится компанией Northrop Grumman Space Systems . [ 1 ] Ускорители GEM используются на Atlas V и ранее использовались на Delta II , Delta III и Delta IV ракетах-носителях . Новый вариант, GEM 63XL, совершил полет в составе ракеты-носителя Vulcan Centaur 8 января 2024 года. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Варианты

[ редактировать ]

Активный

[ редактировать ]

ДРАГОЦЕННЫЙ 63

[ редактировать ]

GEM 63 был разработан компанией Orbital ATK как недорогая замена твердотопливному ракетному ускорителю Aerojet Rocketdyne AJ-60A , используемому на Atlas V. Его габаритные размеры очень похожи на размеры двигателя, который он заменяет. Atlas V впервые поднялся в воздух с GEM 63 в 2020 году при запуске NROL-101. [ 5 ] Ускоритель обеспечивает более высокую производительность примерно за половину стоимости ускорителей AJ-60A, ранее использовавшихся на Atlas V. [ 6 ]

ДРАГОЦЕННЫЙ 63XL

[ редактировать ]

GEM 63XL, разработанный Northrop Grumman, представляет собой расширенную версию GEM 63, примерно на 73 дюйма (190 см) длиннее, чем его предшественник. [ 7 ] Вес каждого составляет примерно 117 000 фунтов (53 метрических тонны). [ 8 ] Впервые запущенный в 2020 году, он используется на ракете-носителе Vulcan , начиная с первого запуска 8 января 2024 года. [ 4 ] [ 9 ] [ 10 ] В зависимости от потребностей заказчика на одном ядре Vulcan будет установлено до 6 ускорителей. [ 11 ] В настоящее время он используется на ракете Vulcan Centaur. [ 2 ]

оснащенный соплом вектора тяги Вариант GEM 63XLT, , находился в стадии разработки для отмененной ракеты-носителя OmegA . [ 12 ]

Ушедший на пенсию

[ редактировать ]

ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ 40

[ редактировать ]
GEM 40 поднимается для прикрепления к Delta II.

GEM 40 представлял собой твердотопливный ракетный двигатель диаметром 40,4 дюйма (1030 мм), разработанный для Delta II ракеты-носителя серии 7000, начиная с 1987 года компанией Hercules . [ 13 ] Его первый полет состоялся в 1990 году в рамках миссии USA-66. [ 14 ] когда на пусковой установке Delta II 7925 использовалось 9 ускорителей. Использование композитных материалов позволило сделать кожухи легче, чем стальные корпуса Castor 4 SRM, которые они заменили. Уменьшение веса было использовано для удлинения GEM 40 на 5,9 футов (1,8 м) по сравнению с Castor 4, используемым на Delta II серии 6000. [ 13 ] [ 15 ] Транспортные средства Delta II могли быть оснащены тремя, четырьмя или девятью ускорителями GEM 40. При использовании трех-четырех ускорителей все GEM 40 загорались на земле. На Delta II с девятью ракетами-носителями шесть загорелись на земле; остальные три загорелись в полете после перегорания первых шести. [ 16 ] Вариант с соплом с изменяемым вектором тяги GEM 40VN был разработан для обороны наземного базирования программы противоракетной . [ 1 ]

5 августа 1995 года GEM 40 с воздушным освещением не смог отделиться от Delta II 7925, на борту которого находился спутник Koreasat 1 . Избыточная масса ракеты-носителя привела к тому, что спутник вышел на более низкую орбиту, чем предполагалось. Спутник смог исправить ошибку, используя бортовое топливо. [ 17 ]

17 января 1997 года ракета-носитель Delta II (Delta 241) взорвалась из-за катастрофического отказа GEM 40. В результате отказа ракеты-носителя сработала функция самоуничтожения через 13 секунд после зажигания. Расследование ВВС установило, что корпус двигателя был поврежден перед запуском, в результате чего корпус раскололся вскоре после возгорания. [ 17 ]

ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕРА 46

[ редактировать ]

GEM 46 представлял собой твердотопливный ракетный двигатель диаметром 45,1 дюйма (1150 мм), первоначально разработанный для Delta III компанией Alliant Techsystems . Этот вариант твердотельного двигателя включал управление вектором тяги (TVC), помогающее управлять транспортным средством. После снятия с производства двигателей Delta III, GEM 46 (без TVC) [ 16 ] были использованы на Delta II для создания Delta II Heavy, которую можно было запускать только с модифицированной площадки на базе ВВС на мысе Канаверал , SLC-17B . [ 18 ] И Delta III, и Delta II Heavy использовали девять GEM 46, шесть из которых загорелись на земле, а три - с воздушным. [ 19 ]

27 августа 1998 года в ускорителях GEM 46 на первом корабле Delta III, на борту которого находился спутник Galaxy 10, закончилась гидравлическая жидкость, используемая для управления соплом вектора тяги. Это произошло из-за проблем с наведением остальной части ракеты, которые вынудили твердотопливные двигатели вносить быстрые корректировки для компенсации, израсходовав запас гидравлической жидкости до сгорания. Затем сопла застряли в положении, при котором ракета перевернулась, что привело к срабатыванию функции самоуничтожения транспортного средства через 70 секунд после зажигания. [ 20 ] [ 21 ]

Твердотопливный ракетный двигатель GEM 60 лежит горизонтально на трейлере SLC-37B на мысе Канаверал.
GEM 60 готовится к интеграции в Delta IV

ДРАГОЦЕННЫЙ 60

[ редактировать ]

GEM 60 представлял собой твердотопливный двигатель диаметром 60 дюймов (1500 мм), использовавшийся на ракетах-носителях семейства Delta IV с управлением вектором тяги и без него. [ 16 ] Разработанный для программы EELV , его первый полет состоялся 20 ноября 2002 года, ускорив первый запуск Delta IV. [ 22 ] Пусковые установки Delta IV Medium+ оснащались двумя или четырьмя GEM 60. [ 23 ] Дополнительные характеристики твердотопливных ракетных двигателей позволили вариантам Delta IV Medium+ разместить вторую ступень большего размера. Двигатель был снят с эксплуатации в 2019 году после окончательного запуска Delta IV Medium. [ 24 ] За время своего существования было запущено 64 ускорителя GEM 60; провалов не было. [ 24 ]

ДРАГОЦЕННЫЙ 63

[ редактировать ]

Он используется на Atlas V. ракете

ДРАГОЦЕННЫЙ 63XL

[ редактировать ]

Используется на ракете Вулкан Кентавр .

ДРАГОЦЕННЫЙ 63XLT

[ редактировать ]

Его планируется использовать на Northrop Grumman компании ракете Omega .

Сравнение версий

[ редактировать ]

Данные из каталога Northrop Grumman. [ 25 ]

Имя Приложение Длина Диаметр Масса Толкать Удельный импульс ( сек. ) Время горения ( сек. ) Порох Первый полет Последний полет
Валовой Порох
ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ 40 Дельта II 12,96 м (510 дюймов) 1,03 м (40,4 дюйма) 13005 кг (28671 фунт) 11767 кг (25942 фунта) 499 кН (112 200 фунтов силы)
  • СЛ : 245
  • С воздушным освещением: 283
63 АП / HTPB / Ал 26 ноября 1990 г. 15 сентября 2018 г.
ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕРА 46 Дельта II , Дельта III 14,7 м (580 дюймов) 1,15 м (45,1 дюйма) 19 140 кг (42 196 фунтов) 16 860 кг (37 180 фунтов) 601 кН (135 200 фунтов силы)
  • СЛ : 242
  • С воздушным освещением: 284
77 26 августа 1998 г. 10 сентября 2011 г.
ДРАГОЦЕННЫЙ 60 Дельта IV 13,2 м (518 дюймов) 1,5 м (60 дюймов) 33 638 кг (74 158 фунтов) 29 697 кг (65 471 фунт) 879 кН (197 500 фунтов силы) СЛ : 245 91 20 ноября 2002 г. 22 августа 2019 г.
ДРАГОЦЕННЫЙ 63 Atlas V 20,1 м (792 дюйма) 1,61 м (63,2 дюйма) 49300 кг (108600 фунтов) 44 200 кг (97 500 фунтов) 1663 кН (373 800 фунтов силы) вак : 279 94 13 ноября 2020 г.
ДРАГОЦЕННЫЙ 63XL Вулкан Кентавр 22 м (865 дюймов) 53 400 кг (117 700 фунтов) 48000 кг (105800 фунтов) 2026 кН (455 400 фунтов силы) вакуум : 280 84 8 января 2024 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Возможности Northrop Grumman GEM» . Нортроп Грумман . Архивировано из оригинала 3 февраля 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Белам, Мартин (08 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: ракета Vulcan Centaur с лунным кораблем НАСА стартует во Флориде – текущие обновления» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 08 января 2024 г.
  3. ^ «ULA прокладывает путь к первым летным испытаниям вулкана» . www.ulalaunch.com . Проверено 21 декабря 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Фауст, Джефф (13 июля 2023 г.). «Модификации «Кентавра» отодвигают первый запуск Вулкана на четвертый квартал» . Космические новости . Проверено 2 августа 2023 г.
  5. ^ «НРОЛ-101» . www.nro.gov . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 9 мая 2022 г.
  6. ^ Тори Бруно [@torybruno] (3 апреля 2018 г.). «Более высокая производительность. Почти половина стоимости» ( Tweet ) – через Twitter .
  7. ^ «Обновления GEM 63» . Нортроп Грумман . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 7 мая 2022 г.
  8. ^ «Первый запуск ракеты «Вулкан» — с каждым днем ​​умнее 297» . Умнее с каждым днем . Ютуб . Проверено 5 мая 2024 г.
  9. ^ «Дебют ракеты ULA Vulcan перенесен на 2022 год» . Авиационная неделя . 2022-06-22. Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  10. ^ Кларк, Стивен (22 сентября 2015 г.). «Орбитальный АТК превосходит Aerojet» . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 23 сентября 2015 г.
  11. ^ «Вулкан» . www.ulalaunch.com . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 7 мая 2022 г.
  12. ^ Нортроп Грумман [@northropgrumman] (21 ноября 2019 г.). «Мы начали наматывать нашу первую машину GEM 63XLT!» ( Твиттер ) . Проверено 9 мая 2022 г. - через Twitter .
  13. ^ Перейти обратно: а б Влахакис, Ник; Ва, Дэррил (1989), «Графитово-эпоксидные двигатели (GEM) для ракеты-носителя Delta II» , 25-я Объединенная конференция по двигательной активности , Американский институт аэронавтики и астронавтики, номер документа : 10.2514/6.1989-2313 , получено 7 мая 2022 г.
  14. ^ Макдауэлл, Джонатан (7 мая 2022 г.). «Журнал запуска» . Космический отчет Джонатана . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 7 мая 2022 г.
  15. ^ «Среда-носитель: твердотопливные ракетные двигатели» . Лаборатория реактивного движения . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 24 июля 2014 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Каталог продукции АТК» (PDF) . АТК . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2018 года . Проверено 24 июля 2014 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Кайл, Эд (02 декабря 2012 г.). «Дельта 2 продуктивных года» . Отчет о космическом запуске . Архивировано из оригинала 21 марта 2022 г. Проверено 24 июля 2014 г.
  18. ^ Грэм, Уильям (2 июля 2014 г.). «ULA Delta II успешно вывела ОСО-2 на орбиту» . NASASpaceflight.com . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 22 июля 2014 г.
  19. ^ «Каталог двигательной продукции GEM MOTOR SERIES pdf» (PDF) .
  20. ^ «Boeing определяет причину отказа Delta III и прогнозирует своевременное возвращение в полет» . МедиаРум . Проверено 7 мая 2022 г.
  21. ^ Фернисс, Тим (1 сентября 1998 г.). «Боинг Дельта III взорвался во время первого полета» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 7 мая 2022 г.
  22. ^ Рэй, Джастин (20 ноября 2002 г.). «Космический полет сейчас | Отчет о запуске Delta | Ракета Boeing Delta 4 успешно дебютирует» . spaceflightnow.com . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 7 мая 2022 г.
  23. ^ «Дельта IV Средний+ (4,2)» . Космический полет 101 . Проверено 24 июля 2014 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Сигел, Джим (25 августа 2019 г.). «Delta IV Medium завершает 17-летний период со 100% успехом» . Инсайдер SpaceFlight . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 9 мая 2022 г.
  25. ^ «Каталог двигательной продукции серии двигателей GEM» (PDF) . Нортроп Грумман. Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2022 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a84dc0e2baed902ccbb01f4823339837__1722165660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/37/a84dc0e2baed902ccbb01f4823339837.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Graphite-Epoxy Motor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)