ЯФ-100
![]() Ракетный двигатель YF-100 | |
Страна происхождения | Китай |
---|---|
Первый полет | Первый полет длинного 6 марта (20 сентября 2015 г.) |
Дизайнер | Академия аэрокосмических жидкостных двигательных технологий |
Связанный ЛВ | Длинный 5 марта , Длинный марш 6 и Длинный марш 7. |
Предшественник | РД-120 |
Статус | В эксплуатации |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Соотношение смеси | 2,6 (±10%) (регулируемый) |
Цикл | с высоким содержанием окислителя Ступенчатый цикл сгорания |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Соотношение сопел | 35 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 1340 кН (300 000 фунтов силы) |
Тяга, на уровне моря | 1200 кН (270 000 фунтов силы) |
Диапазон дроссельной заслонки | 65%~105% [ 1 ] |
в камере Давление | 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) |
Удельный импульс , вакуум | 335 секунд (3,29 км/с) |
Удельный импульс , на уровне моря | 300 секунд (2,9 км/с) |
Время горения | 155 с (оценка) |
Размеры | |
Диаметр | 1,338 метра (52,7 дюйма) |
Используется в | |
Ускорители Long March 5 K-3-1 и K-2-1, Long March 6 , Long March 6A и Long March 6C, первая ступень Long March 7 , Long March 7A , Long March 8 и Long March 8A . а также первая ступень и ускорители | |
Ссылки | |
Ссылки | [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] |
YF -100 — китайский жидкостный ракетный двигатель, сжигающий LOX и керосин с высоким содержанием окислителя в ступенчатом цикле сгорания . [ 2 ]
Разработка двигателя началась в 2000-х годах вместе с его родным братом, меньшим YF-115 , который будет приводить в действие верхние ступени ракет Long March 6 и Long March 7 . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Испытания проводились под руководством Национального космического управления Китая (CNSA), начиная с 2005 года. Опытно-конструкторские работы в основном проводятся Сианьским институтом аэрокосмических двигателей. Первый 300-секундный испытательный запуск двигателя состоялся в ноябре 2007 года. [ 10 ]
Создание экологически чистого ракетного двигателя с высоким КПД и большой тягой всегда было целью программы 863 в 1980-х годах; однако китайская промышленность в то время не была достаточно зрелой для производства такой ракеты, пока в начале 1990 года они не получили РД-120 из России после распада СССР. [ 7 ] Это первый китайский ракетный двигатель, использующий ступенчатый цикл сгорания, и самый мощный на сегодняшний день. В июле 2012 года двигатель работал 200 секунд, создавая тягу 120 т (260 000 фунтов). [ 11 ] 28 мая 2012 года двигатель был сертифицирован Национальным бюро оборонной науки и промышленности. [ 12 ]
Двигатель предназначен для использования на первой ступени ракет-носителей нового поколения китайского правительства — Long March 5 , Long March 6 и Long March 7 . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Первый полет двигателя на «Великом походе 6» состоялся 20 сентября 2015 года.
Техническое описание
[ редактировать ]YF-100 представляет собой с обогащенным окислителем ракетный двигатель ступенчатого сгорания . Он имеет регулируемую тягу и переменное соотношение смеси . Его предварительная горелка сжигает весь массовый поток LOX с небольшим количеством керосина для получения горячего газа, который приводит в действие единственную турбину. Турбонасос представляет собой одновальную конструкцию с одноступенчатым кислородным насосом и двухступенчатым керосиновым насосом, приводимыми в действие одной турбиной. Он также оснащен двумя насосами низкого давления, предотвращающими кавитацию . Эта схема очень похожа на конструкцию РД-170 . Двигатель имеет теплообменник для нагрева газообразного кислорода для наддува бака LOX, а также подает керосин под высоким давлением в качестве гидравлической жидкости для приводов управления вектором тяги . [ 13 ]
Разработка потребовала десяти лет исследований, требующих освоения 70 ключевых технологий, разработки 50 новых материалов и создания 61 комплекта двигателей с общим временем зажигания более 40 000 секунд к 2013 году. [ 12 ]
Версии
[ редактировать ]
Известно как минимум пять различных версий.
- YF-100 (одноосный TVC ): версия для ускорителей LM-5 и LM-7 . Эта версия TVC имеет одну ось подвеса.
- YF-100 (двухосный TVC): версия для ядра LM-7 . Эта версия TVC имеет двухосный подвес.
- YF-100GBI : версия, используемая на LM-6 . Из-за единственного сопла ракеты двухосный подвес не может контролировать крен ракеты. Таким образом, в этой версии двигателя часть выхлопных газов форкамеры отводится через два сопла управления креном на противоположных сторонах ракеты-носителя за счет потери 0,30% тяги и 0,79% исп , в то время как соотношение O/F увеличивается на 0,12%. . [ 14 ]
- YF-100K : модернизированная версия YF-100, используемая в ядрах первой ступени будущих Long March 12 и Long March 10 . [ 15 ]
- YF-100M : аналогичен YF-100K, но оптимизирован для работы в вакууме; пара YF-100M будет использоваться на втором этапе Long March 10 . [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- LM-5 - семейство ракет, использующих YF-100.
- LM-6 - семейство ракет, использующих YF-100.
- LM-7 - семейство ракет, использующих YF-100.
- YF-115 - китайский ракетный двигатель разгонной ступени на основе технологии YF-100.
- РД-120 — советский ракетный двигатель.
- РД-801 — украинский ракетный двигатель с очень похожими характеристиками.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тан, Юнхуа, Фейпин; Чен, Цзяньхуа; Чжан, Мяо (2018). «Исследование схемы системы регулирования тяги с жидким кислородом и керосином с дополнительным циклом сгорания - Китайский национальный » . журнал по инфраструктуре двигательных технологий (39)). doi : 10.13675/j.cnki.tjjs.2018.06.001 . Проверено 23 февраля. 2021 .
- ^ Jump up to: а б «Китайский YF-100 (российский РД-120) на Power CZ-5» . SPACEPAC, Комитет по связям с общественностью по космосу. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 г. Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ «Китайский жидкокислородный керосиновый двигатель 3: Основные характеристики YF100/115 — Deep Space Network» языке) . (на китайском Архивировано из оригинала 04 марта 2016 г. Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Гюнтер Дирк Кребс. «CZ-5 (Чан Чжэн-5)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Гюнтер Дирк Кребс. «CZ-6 (Чан Чжэн-6)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Гюнтер Дирк Кребс. «CZ-7 (Чан Чжэн-7)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Чан Чжэн-5 (Великий поход-5)» . Китайская оборона. Архивировано из оригинала 3 июля 2015 г. Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Чан Чжэн-6 (Великий поход-6)» . Китайская оборона . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Чан Чжэн-7 (Великий поход-7)» . Китайская оборона . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ «Новый китайский ракетный двигатель с жидким кислородом и керосином грузоподъемностью 120 тонн был успешно запущен] (на китайском языке). 09.11.2005 . Проверено 02.07.2015 .
- ^ Зак Розенберг (30 июля 2012 г.). «Китай завершил самое продолжительное испытание горячего двигателя для основной ступени «Великого похода 5» . Flightglobal — Aviation Connected . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Приемка проекта 120-тонного кислородно-керосинового двигателя» [Приемка проекта 120-тонного кислородно-керосинового двигателя] (на китайском языке) июля 2015 Проверено 02 г.
- ^ «ЯФ-100» . astronautix.com . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ ЧЖАН, Вэй-дун; ВАН, Дун-бао (2016). Новое поколение криогенно-жидкостной ракеты-носителя быстрого реагирования и ее разработка. [Криогенная ракета-носитель быстрого запуска нового поколения и ее разработка] (PDF) . Аэрокосмический Шанхай (на китайском языке) (33). Электронное издательство Китайского академического журнала: 1–7. дои : 10.19328/j.cnki.1006-1639,2916.S1.001 . Проверено 18 июля 2016 г.
- ^ Джонс, Эндрю (17 декабря 2021 г.). «Новая китайская ракета для пилотируемых полетов на Луну будет запущена примерно в 2026 году» . Космические новости . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Джонс, Эндрю (31 октября 2022 г.). «Китай испытывает двигатели для лунной ракеты» . Космические новости . Проверено 18 мая 2024 г.