Jump to content

М10 (ракетный двигатель)

М10
LM-10 MIRA model at Le Bourget
Страна происхождения  Италия
 Евросоюз
Дизайнер Авио , КБХА
Производитель Женатый
Приложение Верхняя ступень
Связанный ЛВ Вега
Предшественник РД-0146
Статус В разработке
Жидкотопливный двигатель
Порох ЛОКС / СН 4
Соотношение смеси 3.4
Цикл Расширитель
Насосы 1
Конфигурация
Камера 1
Соотношение сопел 40
Производительность
Толкать 98 кН (22 000 фунтов силы )
Удельный импульс 362 с (3,55 км/с)
Используется в
Вега-Э
Ссылки
Примечания [ 1 ] [ 2 ]

М10 жидкотопливный разгонного блока. ракетный двигатель разрабатываемый компанией Avio от имени Европейского космического агентства для использования на Vega E. Двигатель, первоначально известный как ЛМ10-МИРА, был модификацией существующего российского двигателя РД-0146 и результатом прошлого сотрудничества между Авио и Конструкторским бюро химической автоматики (КБХА), завершившегося в 2014 году. [ 3 ] [ 4 ] после эскалации российско-украинского конфликта и последующих экономических санкций . [ 5 ] 6 мая 2022 года стартовала кампания по испытаниям двигателей в Сальто-ди-Квирра , Сардиния . [ 6 ] с последующим первым полетом ракеты- носителя «Вега-Э» , ожидаемым к 2026 году из Гвианского космического центра . [ 7 ]

Двигатель M10 - первый действующий европейский ракетный двигатель на метане , задуманный для использования на верхних ступенях будущих пусковых установок Vega-E и Vega-E Light, в которых заменит как твердотопливную 3-ю ступень Zefiro, так и AVUM, 4-ю верхнюю ступень работающую на гидразине. . промышленная группа под руководством Avio совместно с компаниями Австрии , Бельгии , Франции , Чехии , Румынии и Швейцарии Производить двигатель будет . Минимальные требования к тяге M10 - это тяга 98 кН (22 000 фунтов силы) с соотношением топливной смеси 3,4 и минимальным удельным импульсом 362 с. [ 1 ]

Разработка

[ редактировать ]

Технико-экономическое обоснование усовершенствования «Веги» началось в 2004 году, когда ракета еще находилась в разработке, с целью повышения производительности, снижения затрат и отказа от токсичного гидразинового топлива. В ходе исследования предложена новая трехступенчатая версия ракеты «Лира» с жидкокислородно-метановым разгонным блоком. В 2007 году «Авио» и КБХА начали сотрудничество по разработке такого двигателя в соответствии с соглашением, подписанным между Италии и России правительствами в Москве 28 ноября 2000 года. Первый этап сотрудничества, завершившийся в 2008 году, был направлен на разработку концепции двигателя. СПГ тягой 10 т LOx - Двигатель . Вместо этого второй этап сотрудничества был сосредоточен на проектировании, производстве и испытаниях демонстрационного двигателя LM10-MIRA с тягой 7,5 тонны. Двигатель успешно прошел испытания в июне 2014 года в Воронеже , Россия . [ 4 ]

После окончания сотрудничества с КБХА «Авио» продолжил разработку М10 по программе «Вега-Эволюция», вернувшись к исходной целевой тяге 10 т. Задачи заключались в завершении разработки основных подсистем, таких как турбонасосы , клапаны , воспламенитель , система управления вектором тяги и новый напечатанный на 3D-принтере ALM . узел камеры сгорания (TCA), [ 2 ] Подмасштабная модель TCA была успешно протестирована 13 ноября 2018 года в Коллеферро , Италия. [ 8 ]

В феврале 2020 года полномасштабный прототип двигателя с напечатанным на 3D-принтере TCA был успешно испытан в НАСА Центре космических полетов имени Маршалла , выполнив 19 выстрелов общей продолжительностью 450 секунд. [ 9 ]

6 мая 2022 года на новом испытательном стенде космических двигателей (SPTF) Avio в Сальто-ди-Квирра начались испытания двигателей и квалификационная кампания с одиночным запуском продолжительностью 20 секунд. [ 6 ] Первая серия испытаний успешно завершилась в июле 2022 года с общим временем воспламенения более 800 секунд. [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]

Сопоставимые двигатели

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Мотор М10» [Двигатель М10] (на итальянском языке). Авио . Проверено 24 марта 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б Каджон, Д.; Люцци, Д.; Боффа, К.; Рудных, М.; Дриго, Д.; Арион, Л.; Иерадо, Н.; Сирби, А. (2019). «Разработка жидкокислородно-метанового ракетного двигателя М10 для разгонного блока «Вега-Э»» (PDF) . 8-я Европейская конференция по аэронавтике и космическим наукам . doi : 10.13009/EUCASS2019-315 . Проверено 24 марта 2021 г.
  3. ^ Р. Баттистон (30 июня 2016 г.). «Вклад Италии в инновационные космические двигатели и миссии по возвращению в атмосферу» (PDF) . CESMA, Центр военно-воздушных исследований «Джулио Дуэ» . Проверено 24 марта 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б П. Белломи; М. Рудных; С. Карапеллезе; Д. Люцци; Дж. Каджано; Л. Арионе; А.А. Гуртовой; С.Д. Лобов; В.С. Рачук (8 февраля 2019 г.). «Разработка двигателя-демонстратора цикла детандера жидкого природного газа LM10-MIRA» . Прогресс в физике движения – Том 11 . стр. 100-1 447–466. дои : 10.1051/eucass/201911447 . ISBN  978-5-94588-228-7 . S2CID   139531422 . Проверено 23 марта 2021 г.
  5. ^ Алиберти, Марко; Лисицына, Ксения (май 2018). Позиция России в космосе: перспективы Европы . Европейский институт космической политики. п. 2. дои : 10.1007/978-3-319-78960-6 . ISBN  978-3-319-90554-9 . S2CID   187915217 . Проверено 10 мая 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б Коцци, Эмилио (13 ноября 2018 г.). «Первый в Европе силовой агрегат на жидком метане прошел испытания» . Wired Italia (на итальянском языке) . Проверено 10 мая 2022 г.
  7. ^ «Новые контракты на запуск Vega C и новые разработки» . Авио (Пресс-релиз). 20 января 2022 г. Проверено 20 января 2022 г.
  8. ^ Авио (21 ноября 2018 г.). «Горячие огневые испытания камеры тяги прототипа двигателя будущего Vega Evolution» . ЕКА . Проверено 24 марта 2021 г.
  9. ^ «Торговая камера, напечатанная на 3D-принтере, прошла первые испытания для Vega Evolutions» . ЕКА . 3 марта 2020 г. Проверено 24 марта 2021 г.
  10. ^ «Итоги первого полугодия 2022 года» . Авио (Пресс-релиз). 9 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef6c229d90e3af420193a824a8279b7b__1723010340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/7b/ef6c229d90e3af420193a824a8279b7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
M10 (rocket engine) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)