М10 (ракетный двигатель)
Страна происхождения | Италия Евросоюз |
---|---|
Дизайнер | Авио , КБХА |
Производитель | Женатый |
Приложение | Верхняя ступень |
Связанный ЛВ | Вега |
Предшественник | РД-0146 |
Статус | В разработке |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / СН 4 |
Соотношение смеси | 3.4 |
Цикл | Расширитель |
Насосы | 1 |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Соотношение сопел | 40 |
Производительность | |
Толкать | 98 кН (22 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 362 с (3,55 км/с) |
Используется в | |
Вега-Э | |
Ссылки | |
Примечания | [ 1 ] [ 2 ] |
М10 — жидкотопливный разгонного блока. ракетный двигатель разрабатываемый [update] компанией Avio от имени Европейского космического агентства для использования на Vega E. Двигатель, первоначально известный как ЛМ10-МИРА, был модификацией существующего российского двигателя РД-0146 и результатом прошлого сотрудничества между Авио и Конструкторским бюро химической автоматики (КБХА), завершившегося в 2014 году. [ 3 ] [ 4 ] после эскалации российско-украинского конфликта и последующих экономических санкций . [ 5 ] 6 мая 2022 года стартовала кампания по испытаниям двигателей в Сальто-ди-Квирра , Сардиния . [ 6 ] с последующим первым полетом ракеты- носителя «Вега-Э» , ожидаемым к 2026 году из Гвианского космического центра . [ 7 ]
Обзор
[ редактировать ]Двигатель M10 - первый действующий европейский ракетный двигатель на метане , задуманный для использования на верхних ступенях будущих пусковых установок Vega-E и Vega-E Light, в которых заменит как твердотопливную 3-ю ступень Zefiro, так и AVUM, 4-ю верхнюю ступень работающую на гидразине. . промышленная группа под руководством Avio совместно с компаниями Австрии , Бельгии , Франции , Чехии , Румынии и Швейцарии Производить двигатель будет . Минимальные требования к тяге M10 - это тяга 98 кН (22 000 фунтов силы) с соотношением топливной смеси 3,4 и минимальным удельным импульсом 362 с. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Технико-экономическое обоснование усовершенствования «Веги» началось в 2004 году, когда ракета еще находилась в разработке, с целью повышения производительности, снижения затрат и отказа от токсичного гидразинового топлива. В ходе исследования предложена новая трехступенчатая версия ракеты «Лира» с жидкокислородно-метановым разгонным блоком. В 2007 году «Авио» и КБХА начали сотрудничество по разработке такого двигателя в соответствии с соглашением, подписанным между Италии и России правительствами в Москве 28 ноября 2000 года. Первый этап сотрудничества, завершившийся в 2008 году, был направлен на разработку концепции двигателя. СПГ тягой 10 т LOx - Двигатель . Вместо этого второй этап сотрудничества был сосредоточен на проектировании, производстве и испытаниях демонстрационного двигателя LM10-MIRA с тягой 7,5 тонны. Двигатель успешно прошел испытания в июне 2014 года в Воронеже , Россия . [ 4 ]
После окончания сотрудничества с КБХА «Авио» продолжил разработку М10 по программе «Вега-Эволюция», вернувшись к исходной целевой тяге 10 т. Задачи заключались в завершении разработки основных подсистем, таких как турбонасосы , клапаны , воспламенитель , система управления вектором тяги и новый напечатанный на 3D-принтере ALM . узел камеры сгорания (TCA), [ 2 ] Подмасштабная модель TCA была успешно протестирована 13 ноября 2018 года в Коллеферро , Италия. [ 8 ]
В феврале 2020 года полномасштабный прототип двигателя с напечатанным на 3D-принтере TCA был успешно испытан в НАСА Центре космических полетов имени Маршалла , выполнив 19 выстрелов общей продолжительностью 450 секунд. [ 9 ]
6 мая 2022 года на новом испытательном стенде космических двигателей (SPTF) Avio в Сальто-ди-Квирра начались испытания двигателей и квалификационная кампания с одиночным запуском продолжительностью 20 секунд. [ 6 ] Первая серия испытаний успешно завершилась в июле 2022 года с общим временем воспламенения более 800 секунд. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Верньерный модуль Attitude (AVUM)
- Прометей (ракетный двигатель)
- Жидкостная ракета
- Вега (ракета)
- РД-0146
Сопоставимые двигатели
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Мотор М10» [Двигатель М10] (на итальянском языке). Авио . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Каджон, Д.; Люцци, Д.; Боффа, К.; Рудных, М.; Дриго, Д.; Арион, Л.; Иерадо, Н.; Сирби, А. (2019). «Разработка жидкокислородно-метанового ракетного двигателя М10 для разгонного блока «Вега-Э»» (PDF) . 8-я Европейская конференция по аэронавтике и космическим наукам . doi : 10.13009/EUCASS2019-315 . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Р. Баттистон (30 июня 2016 г.). «Вклад Италии в инновационные космические двигатели и миссии по возвращению в атмосферу» (PDF) . CESMA, Центр военно-воздушных исследований «Джулио Дуэ» . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б П. Белломи; М. Рудных; С. Карапеллезе; Д. Люцци; Дж. Каджано; Л. Арионе; А.А. Гуртовой; С.Д. Лобов; В.С. Рачук (8 февраля 2019 г.). «Разработка двигателя-демонстратора цикла детандера жидкого природного газа LM10-MIRA» . Прогресс в физике движения – Том 11 . стр. 100-1 447–466. дои : 10.1051/eucass/201911447 . ISBN 978-5-94588-228-7 . S2CID 139531422 . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Алиберти, Марко; Лисицына, Ксения (май 2018). Позиция России в космосе: перспективы Европы . Европейский институт космической политики. п. 2. дои : 10.1007/978-3-319-78960-6 . ISBN 978-3-319-90554-9 . S2CID 187915217 . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Коцци, Эмилио (13 ноября 2018 г.). «Первый в Европе силовой агрегат на жидком метане прошел испытания» . Wired Italia (на итальянском языке) . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Новые контракты на запуск Vega C и новые разработки» . Авио (Пресс-релиз). 20 января 2022 г. Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Авио (21 ноября 2018 г.). «Горячие огневые испытания камеры тяги прототипа двигателя будущего Vega Evolution» . ЕКА . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Торговая камера, напечатанная на 3D-принтере, прошла первые испытания для Vega Evolutions» . ЕКА . 3 марта 2020 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Итоги первого полугодия 2022 года» . Авио (Пресс-релиз). 9 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2022 г.