Jump to content

Вега (ракета)

Вега
VV05 Vega перед стартом с Sentinel-2A
Функция Ракета-носитель малой грузоподъемности
Производитель Женатый
Страна происхождения Европейская многонациональная [а]
Стоимость за запуск долларов США 37 миллионов
Размер
Высота 30 м (98 футов)
Диаметр 3 м (9,8 футов)
Масса 137 000 кг (302 000 фунтов)
Этапы 4
Емкость
Полезная нагрузка на полярную орбиту
Высота 700 км (430 миль)
Наклонение орбиты 90°
Масса 1430 кг (3150 фунтов)
Полезная нагрузка на эллиптическую орбиту
Высота 1500 км × 200 км (930 миль × 120 миль)
Наклонение орбиты 5.4°
Масса 1963 кг (4328 фунтов)
Полезная нагрузка для единого входа
Высота 400 км (250 миль)
Масса 1450 кг (3200 фунтов)
Связанные ракеты
Производная работа Вега С
Сопоставимый
История запуска
Статус Активный, на пенсии
Запуск сайтов Гвианский космический центр , ELV
Всего запусков 21
Успех(а) 19
Неудачи 2
Первый полет 13 февраля 2012 г. (несколько полезных нагрузок) [1]
Последний рейс 9 октября 2023 г. ( ТЕОС-2 и другие)
Первый этап – P80 [2] [3] [4]
Высота 11,7 м (38 футов)
Диаметр 3 м (9,8 футов)
Пустая масса 7330 кг (16160 фунтов)
Полная масса 95 695 кг (210 971 фунт)
Максимальная тяга 2261 кН (508000 фунтов силы )
Удельный импульс 280 с (2,7 км/с)
Время горения 107 секунд
Порох ПВТ / АП
Второй этап – Зефиро 23
Высота 8,39 м (27,5 футов)
Диаметр 1,9 м (6 футов 3 дюйма)
Пустая масса 2850 кг (6280 фунтов)
Полная масса 28 850 кг (63 600 фунтов)
Максимальная тяга 871 кН (196 000 фунтов силы )
Удельный импульс 287,5 с (2,819 км/с)
Время горения 71,6 секунды
Порох ПВТ / АП [5]
Третий этап – Зефиро 9
Высота 4,12 м (13,5 футов)
Диаметр 1,9 м (6 футов 3 дюйма)
Пустая масса 1315 кг (2899 фунтов)
Полная масса 11 815 кг (26 048 фунтов)
Максимальная тяга 260 кН (58 000 фунтов силы )
Удельный импульс 296 с (2,90 км/с)
Время горения 117 секунд
Порох ПВТ / АП [6]
Четвертый этап – АВУМ
Высота 1,7 м (5 футов 7 дюймов)
Диаметр 1,9 м (6 футов 3 дюйма)
Пустая масса 147 кг (324 фунта)
Полная масса 697 кг (1537 фунтов)
Питаться от 1 × РД-843 [7] (РД-868П) [8]
Максимальная тяга 2,42 кН (540 фунтов силы )
Удельный импульс 315,5 с (3,094 км/с)
Время горения 317 секунд
Порох НДМГ / N 2 O 4

Вега ( итальянский : Vettore Europeo di Generazione Avanzata , французский : Vector European Generation Advanced , букв. « Векторное европейское поколение Advanced » ) [9] представляет собой одноразовую ракету-носитель малой грузоподъёмности. эксплуатируется Arianespace , производится Avio и разрабатывается совместно Итальянским космическим агентством (ASI) и Европейским космическим агентством (ESA). Разработка началась в 1998 году, а первый запуск состоялся из Гвианского космического центра 13 февраля 2012 года. [4] Это восьмая по количеству запускаемых ракет-носителей малой грузоподъемности в истории. Последний полет ракеты запланирован на сентябрь 2024 года, после чего аппарат заменит улучшенная Vega C. уже находящаяся в эксплуатации

Он предназначен для запуска спутников небольшой полезной нагрузки от 300 до 2500 кг (от 660 до 5510 фунтов) для научных миссий и миссий по наблюдению Земли на полярные и низкие околоземные орбиты. [10] Эталонная миссия Vega представляет собой полярную орбиту, доставляющую космический корабль массой 1500 кг (3300 фунтов) на высоту 700 километров (430 миль).

Ракета, названная в честь Веги , самой яркой звезды созвездия Лиры , [11] представляет собой однокорпусную пусковую установку (без навесных ускорителей) с тремя ракеты твердотопливными ступенями : первой ступенью P80 , второй ступенью Zefiro 23 и третьей ступенью Zefiro 9. Верхний модуль представляет собой жидкостную ракету под названием АВУМ. Усовершенствованная версия ступени P80, P120C , также будет использоваться в качестве боковых ускорителей Ariane 6 . Италия является ведущим участником программы Vega (65%), за ней следует Франция (13%). [12] В число других участников входят Испания , Бельгия , Нидерланды , Швейцария и Швеция . [13]

Разработка

[ редактировать ]

В середине 1990-х годов французские фирмы Aérospatiale и SEP вместе с итальянской фирмой Bombrini-Parodi-Delfino (BPD) начали обсуждения разработки предлагаемой дополнительной ракеты-носителя Ariane (ACL). Примерно в то же время Италия начала продвигать концепцию новой твердотопливной ракеты-носителя для спутников. [14] Предлагаемая пусковая установка, получившая название «Вега» , рекламировалась как предназначенная для расширения диапазона европейских пусковых возможностей; «Вега» сможет вывести полезную нагрузку массой 1000 кг на полярную орбиту высотой 700 км. С самого начала первая из трех ступеней будет основана на твердом ускорителе существующей одноразовой пусковой системы Ariane 5 , а вторая и третья ступени будут использовать ракетный двигатель Zefiro, находящийся в разработке. [15] [16]

Однако было признано, что это дорогостоящий проект, и поэтому одной Италии его трудно финансировать; соответственно, международные партнеры были найдены на раннем этапе, чтобы продолжить развитие. [14] В апреле 1998 года было публично заявлено, что программа «Вега» зависит от обеспечения промышленных инвестиций в размере примерно 70 миллионов ЭКЮ, а также от наличия финансирования в размере около 350 миллионов ЭКЮ, которое было запрошено у заинтересованных государств-членов Европейского космического агентства (Европейское космическое агентство ). ЕКА), возглавляемые Францией и Италией. [17] В июне 1998 года было объявлено, что министры стран-членов Европейского космического агентства (ЕКА) согласились приступить к первому этапу программы разработки Веги; участниками были Франция, Бельгия, Нидерланды, Испания и Италия – последняя взяла на себя 55% бремени финансирования программы. [18] [16]

К сентябрю 1998 года предполагалось, что при полном финансировании «Вега» осуществит свой первый запуск в 2002 году. [19] Однако к началу 1998 года Франция публично выразила недовольство программой, что привело к спорам по поводу ее финансирования. [20] [21] Была предложена новая, более производительная версия Vega, но она не удовлетворила Францию. В сентябре 1999 года Франция решила полностью выйти из программы «Вега», что вызвало опасения за будущее ракеты-носителя. [22] В ноябре 1999 года Европейское космическое агентство (ЕКА) официально исключило «Вегу» из числа одобренных программ, и это решение во многом было связано с выходом Франции; Италия заявила, что продолжит работу в любом случае, и пригрозила перенаправить выделенные ей средства на дальнейшее развитие Ariane 5, чтобы покрыть дефицит. [23] [24]

Примерно в 2000 году рассматривалось альтернативное использование «Веги» в качестве ракеты-носителя среднего класса для использования в сочетании с улучшенной моделью тяжелой ракеты-носителя «Ариан-5». [25] В октябре 2000 года было объявлено, что Франция и Италия урегулировали многолетний спор по поводу программы «Вега»; Франция и Италия согласились предоставить 35% и 52% соответственно финансирования полностью композитного ускорителя P80 для Ariane 5 — работа, которая будет включена в программу Vega. [26] В марте 2001 года FiatAvio и Итальянское космическое агентство (ASI) сформировали новую компанию European Launch Vehicle (ELV), которая взяла на себя ответственность за большую часть разработок по программе Vega. [27] К 2003 году возникли опасения, что недавнее принятие на вооружение Европейским космическим агентством (ЕКА) российской ракеты-носителя «Союз» будет напрямую конкурировать с находящейся в разработке «Вегой»; Спрос на такие ракеты-носители снизился из-за спада на рынке спутников мобильной связи и сомнений в отношении европейской системы Galileo спутниковой навигационной . [28]

Запуск программы

[ редактировать ]

В марте 2003 года контракты на разработку ракеты-носителя «Вега» были подписаны Европейским космическим агентством (ЕКА) и Национальным центром космических исследований (CNES), Французским космическим агентством; Италия предоставила 65% финансирования, а оставшуюся часть внесли еще шесть стран. [29] В мае 2004 года сообщалось, что между коммерческим оператором Arianespace и генеральным подрядчиком ELV был подписан контракт на выполнение интеграции транспортных средств в Куру , Французская Гвиана . [30] В ноябре 2004 года началось строительство новой специальной стартовой площадки для ракеты-носителя «Вега» в Куру, которая включала бункер и самоходную конструкцию для облегчения сборки ступеней; эта площадка была построена на месте первоначальной стартовой площадки для вышедшей из эксплуатации ракеты-носителя «Ариан-1» . [31] [32] В сентябре 2005 года было сообщено об успешном завершении ключевых испытаний воспламенителей твердотопливного ракетного двигателя «Вега», что стало ключевой вехой. [33]

В ноябре 2005 года Европейское космическое агентство (ЕКА) заявило о своем желании разработать и развернуть модуль с электрической двигательной установкой для работы совместно с ракетой-носителем «Вега»; этот предполагаемый модуль будет передавать полезную нагрузку между низкой околоземной орбитой (LEO) и геостационарной орбитой (GEO). [34] В ноябре 2005 года сообщалось, что и Израиль , и Индия проявили формальный интерес к программе «Вега». [35] В декабре 2005 года ракета-носитель «Вега», наряду с ракетами-носителями «Ариан» и «Союз», была признана признанной платформой «первого выбора» для полезной нагрузки ЕКА. [36] 19 декабря 2005 года первый испытательный пуск третьей ступени Vega был успешно завершен в Сальто-ди-Квирра , Сардиния . [37] В течение нескольких лет дальнейшие испытания будут проводиться на полигоне Сардинии. [38] [39] Продвижение Веги было задержано из-за провала одного из таких испытаний третьей ступени 28 марта 2007 года. [40] [41]

В январе 2007 года Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило, что агентство изучает использование навигации системы глобального позиционирования (GPS) для поддержки запусков «Веги» и «Ариана». [42] На Парижском авиасалоне 2009 года выяснилось, что принятие на вооружение более экономичного двигателя для замены верхних ступеней «Веги» было отложено из-за неспособности снизить общие затраты на пусковую установку, что сделало ее гораздо менее целесообразным. . [43] Несмотря на этот вывод, усилия по повышению эффективности третьего этапа продолжались. [44] На данный момент предполагалось, что сертификация всех четырех этапов запуска Vega будет завершена до конца 2009 года, а первый запуск планировалось провести в 2010 году. [45] Первый полет должен был выполняться с научной полезной нагрузкой, а не с «фиктивным» заполнителем; [46] [47] но намеренно избегал дорогостоящего коммерческого спутника. [48] К концу 2010 года первый рейс был отложен на 2011 год. [49]

В октябре 2011 года все основные компоненты первой ракеты Vega были отправлены морем с завода Avio в Коллеферро , недалеко от Рима , в Куру. На данный момент ожидалось, что первый запуск произойдет в декабре 2011 или январе 2012 года. [50] [51] В начале января 2012 года сообщалось, что дата запуска перенесется на следующий месяц. [47] [52] 13 февраля 2012 года состоялся первый запуск ракеты «Вега» по Куру; Сообщалось, что полет прошел «по-видимому, идеально». [53] [54]

В середине 2011 года было высказано предположение, что усовершенствованная «европеизированная» модернизация ракеты «Вега» может быть разработана в среднесрочной и долгосрочной перспективе. [55] После успешного первого запуска были предложены различные улучшения Vega. Сообщается, что Немецкий аэрокосмический центр (DLR) с энтузиазмом воспринял перспективы разработки европейской альтернативы последней, четвертой ступени Vega; однако широко распространено мнение, что в течение примерно 10 лет не должно быть никаких изменений в оборудовании Vega, чтобы консолидировать операции и избежать ненужных затрат на раннем этапе. [56] Европейское космическое агентство (ЕКА) также стремилось воспользоваться потенциальным сходством между «Вегой» и предлагаемой тяжелой ракетой-носителем «Ариан-6» . [57]

После первого запуска были проведены еще четыре полета в рамках программы VERTA (Исследовательское и технологическое сопровождение Vega), в ходе которых на орбиту выводилась наблюдательная или научная полезная нагрузка, а также проверялась и подготавливалась ракета Vega к более прибыльным коммерческим операциям. [58] Второй запуск, осуществленный 6 мая 2013 года, который следовал значительно более сложному профилю полета и нес первую коммерческую полезную нагрузку этого типа, также оказался успешным. [59] После этого второго запуска Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило ракету «Вега» «полностью функциональной». [60] Прошло более года между первым полетом и вторым, главным образом, из-за того, что итальянскому производителю пришлось полностью переработать программное обеспечение управления полетом из-за ограничений французского экспортного контроля, наложенных на программное обеспечение, использованное на первом полете. полет. [61]

С момента ввода в коммерческую эксплуатацию Arianespace позиционирует Vega как систему запуска, предназначенную для полетов на полярные и солнечно-синхронные орбиты. [62] В ходе квалификационного полета "Вега" вывела свою основную полезную нагрузку массой 386,8 кг - спутник LARES - на круговую орбиту высотой 1450 км с наклонением 69,5°. [63]

Технические характеристики

[ редактировать ]

Полезная нагрузка

[ редактировать ]

Arianespace указала, что ракета-носитель Vega способна вывести 1500 кг (3300 фунтов) на круговую полярную орбиту на высоте 700 км (430 миль). [66]

Обтекатель полезной нагрузки Vega был спроектирован и изготовлен компанией RUAG Space . швейцарской [67] Он имеет диаметр 2,6 метра, высоту 7,8 метра и массу 400 кг. Цилиндрическая часть обтекателя имеет внешний диаметр 2,6 м и высоту 3,5 м. [68]

Три твердотельных моторных ступени

[ редактировать ]

Первые три ступени представляют собой твердотопливные двигатели производства компании Avio , которая является генеральным подрядчиком ракеты-носителя «Вега» через свою компанию ELV. [69]

По состоянию на 2011 год , проектирование и производственный процесс трех типов двигателей, предназначенных для трех ступеней «Веги», планировалось проверить в ходе двух наземных испытаний — одного для оценки конструкции и одного в окончательной летной конфигурации. [70] [71] [ нужно обновить ]

P80 - первая ступень VEGA, ее название происходит от проектной массы топлива 80 тонн, которая позже была увеличена до 88 тонн. P80 включает в себя систему управления вектором тяги (TVC), разработанную и изготовленную в Бельгии компанией SABCA , состоящую из двух электромеханических приводов, которые приводят в действие подвижное сопло с гибким шарниром с использованием литий-ионных батарей. [72] Корпус диаметром 3 м состоит из намотанной графитовой эпоксидной нити , а для внутренней изоляции используется резина низкой плотности. Сопло ; изготовлено из легкого недорогого углерод-фенольного материала Для воспламенителя используется расходный кожух. Загруженное твердое топливо имеет низкое содержание связующего и высокий алюминия процент ( HTPB 1912 ). [73]

Первый испытательный запуск двигателя P80 состоялся 30 ноября 2006 года в Куру , и испытания завершились успешно. [74]

Второй испытательный запуск двигателя первой ступени P80 состоялся 4 декабря 2007 года в Куру. При средней тяге 190 тонн за 111 секунд поведение двигателя соответствовало прогнозам. [75]

Будущая версия ступени P120C , название которой также происходит от расчетной массы ракетного топлива на этапе 120 тонн, увеличит массу ракетного топлива до 141–143 тонн. [76]

Сопло Zefiro 23, Парижский авиасалон 2015 г.

Разработка двигателя Zefiro была инициирована компанией Avio , частично финансировалась компанией и частично финансировалась по контракту с Итальянским космическим агентством (ISA). Zefiro 23 образует вторую ступень Vega. Его корпус из углеродно-эпоксидной смолы имеет намотку накаливания , а его углеродно-фенольное сопло включает в себя углеродно-углеродную горловину. Загрузка топлива составляет 23 тонны. [72]

Двигатель второй ступени Zefiro 23 впервые был запущен 26 июня 2006 года в Сальто-ди-Квирра . Этот тест прошел успешно. [77]

Второй испытательный запуск двигателя второй ступени Zefiro 23 состоялся 27 марта 2008 года также в Сальто-ди-Квирра. Это успешное испытание позволило создать ракетный двигатель. [78]

Первым завершенным двигателем был Zefiro 9, двигатель третьей ступени. Первые испытательные стрельбы были проведены 20 декабря 2005 года на Сальто-ди-Квирра межсиловом полигоне на побережье Средиземного моря на юго-востоке Сардинии . Испытание прошло полностью успешно. [79]

После критического анализа конструкции на основе завершенных первых испытательных стрельб, [80] второй испытательный запуск Zefiro 9 состоялся в Сальто-ди-Квирра 28 марта 2007 года. Через 35 секунд произошло внезапное падение внутреннего давления двигателя, что привело к увеличению времени сгорания. [81] Никакой общедоступной информации об этом внезапном падении внутреннего давления и о наличии каких-либо недостатков в конструкции двигателя не имеется.

23 октября 2008 года были успешно испытаны усовершенствованная версия Zefiro 9 с измененной конструкцией сопла Zefiro 9-A. [82]

28 апреля 2009 года на полигоне Interforce Сальто-ди-Квирра на Сардинии , Италия , прошли финальные квалификационные испытательные стрельбы Zefiro 9-A. [83]

Верньерный модуль Attitude (AVUM)

[ редактировать ]
AVUM проходит испытания на вибрацию в испытательном центре ESTEC в Нордвейке .

Attitude Vernier Upper Module (AVUM) Разгонный блок , разработанный компанией Avio , предназначен для вывода полезной нагрузки на необходимую орбиту и выполнения функций управления по крену и ориентации. AVUM состоит из двух модулей: двигательной установки AVUM (APM) и модуля авионики AVUM (AAM). [84] украинского производства. В двигательном модуле используется РД-843 [7] (РД-868П) [8] Ракетный двигатель, ракета на жидком топливе, сжигающая НДМГ и четырехокись азота под давлением в качестве топлива. Модуль авионики АВУМ содержит основные компоненты подсистемы авионики автомобиля. [85]

Варианты

[ редактировать ]

Проведена концептуальная проработка новой ракеты-носителя среднего размера на базе элементов «Вега» и «Ариан-5» . В этой ракете-носителе будет использоваться первая ступень Ariane 5 P230, вторая ступень Vega P80 и третья ступень Ariane 5, использующие либо хранимое, либо криогенное топливо. [72]

Будущая модернизированная Vega ( программа LYRA ) превзошла технико-экономическое обоснование и планируется заменить нынешние третью и четвертую ступени одной недорогой ступенью LOX/Жидкий метан с новой системой наведения . Цель программы — повысить производительность примерно на 30% без существенного повышения цены. [86]

14 февраля 2012 года, через день после успешного первого запуска Vega, Немецкий аэрокосмический центр (DLR) подал заявление о включении в программу. Иоганн-Дитрих Вернер, в то время глава DLR , заявил, что Германия хочет присоединиться к проекту. Германия предоставит замену двигателю РД-843 на четвертой ступени АВУМ, который в настоящее время производится на Украине . Менеджер ракеты-носителя Vega заявил, что она не будет летать в ближайшем будущем, поскольку на ее разработку потребуется некоторое время, но подтвердил, что этот вопрос будет включен в повестку дня следующей встречи министров в конце 2012 года. Таким образом, все компоненты ракеты будут построены в Европейском Союзе (ЕС), за исключением в Швейцарии . произведенных [13]

Переработанная первая ступень Vega-C, переименованная в P120C (Common), была выбрана в качестве ускорителя для первой ступени ракеты следующего поколения Ariane 6 на заседании Совета Европейского космического агентства (ЕКА) на уровне министров в декабре 2014 года. [87]

Avio также рассматривает возможность создания «Vega Light», в котором не будет первой ступени Vega-C или Vega-E и который будет нацелен на пополнение спутниковых группировок. Ракета будет способна запускать 250–300 кг или 400–500 кг в зависимости от того, была ли она создана на основе Vega-C или Vega-E соответственно. [88] [89]

Модель Веги-С на Парижском авиасалоне 2015

Vega C — это эволюция оригинальной программы запуска Vega, обеспечивающая лучшую производительность и гибкость запуска. [90] Разработка началась после встречи Совета министров ЕКА в декабре 2014 года с целью удовлетворить изменения в требованиях к полезной нагрузке, как в отношении увеличения институциональной полезной нагрузки среднего размера, так и в отношении конкуренции с более дешевыми поставщиками запусков. [91]

Эта новая эволюция включает в себя различные изменения в стеке Vega. Двигатель первой ступени P80 будет заменен на P120C , тот же ускоритель, который будет использоваться на предстоящей ракете-носителе Ariane 6 , а вторая ступень Zefiro 23 также будет заменена на Zefiro 40. Более крупный AVUM+ заменит четвертую ступень AVUM. , а третья ступень Zefiro 9 будет перенесена из базовой версии пусковой установки. [90]

Эти модификации позволят использовать новые параметры миссии с использованием различных адаптеров полезной нагрузки и верхних ступеней. Новая ракета сможет нести двойную полезную нагрузку с помощью адаптера полезной нагрузки Vespa-C или один большой спутник в дополнение к меньшей полезной нагрузке с использованием многоразового распределителя полезной нагрузки Vampire и SMSS. Возможность орбитального перехода также доступна с помощью верхней ступени Vega Electrical Nudge, или VENUS. [92]

Миссии по возвращению также доступны с использованием многоразового корабля Space Rider , который в настоящее время разрабатывается ЕКА и должен быть запущен на Vega-C не ранее июля 2025 года.

13 июля 2022 года «Вега-С» совершила свой дебютный полет, в ходе которого доставила на орбиту LARES 2 и шесть других спутников. [93] Этот запуск стал способом восполнить пробел после того, как российские ракеты стали недоступны из-за вторжения на Украину . [94] 21 декабря 2022 года (UTC) у Vega-C произошел сбой при запуске из-за аномалии второй ступени Zefiro 40, в результате которой были потеряны два космических корабля для группировки изображений Земли Airbus Pléiades Neo . [95]

После неудачи следующий запуск был отложен до конца 2024 года, чтобы можно было изменить конструкцию сопла ракетного двигателя. [96]

Vega E (или Vega Evolution) представляет собой дальнейшую эволюцию Vega-C, в которой третья и четвертая ступени Zefiro 9 и AVUM+ заменены криогенной верхней ступенью, работающей на жидком кислороде и жидком метане . Этот вариант предлагает еще большую гибкость, чем Vega-C, с возможностью доставки нескольких спутников на разные орбиты за один запуск. [97]

По состоянию на март 2021 г. Avio завершает разработку нового метанового двигателя M10 , используемого в новой верхней ступени. Конструкция двигателя — результат сотрудничества «Авио» и Конструкторского бюро химической автоматики (КБХА), завершившегося в 2014 году. [98]

Avio успешно провела первую серию испытаний двигателя М10 в период с мая по июль 2022 года. [99] первый полет «Веги-Э» запланирован на 2027 год. [100]

Статистика запуска

[ редактировать ]

Конфигурации ракет

[ редактировать ]
  •   Вега
  •   Вега (по расписанию)
  •   Вега-С
  •   Вега-С (по расписанию)
  •   Вега-Э (по расписанию)


Результаты запуска

[ редактировать ]
  •   Отказ
  •   Успех
  •   Запланировано

История запуска

[ редактировать ]

Примечание. Дата и время старта (как обратный отсчет до нуля, зажигание или взлет?) указаны в формате UTC . (Хотя местное время в Гвианском космическом центре (CSG) в Куру, Французская Гвиана , Южная Америка, UTC–3 .)

Полет Дата/время ( UTC ) [101] Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиент Результат запуска
ВВ01 13 февраля 2012 г.
10:00:00
Вега ПРИНЦИП LARES ALMASat-1 e-st@r Goliath MaSat-1 PW-Sat ROBUSTA UniCubeSat-GG Xatcobeo ЛЕО Болонский университет [102] Успех
Первый запуск Веги; Геодезическая и наноспутниковая связь ;
Полет Дата/время ( UTC ) [101] Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиент Результат запуска
ВВ02 7 мая 2013 г.
02:06:31
Вега ПРИНЦИП PROBA-V  • VNREDSat 1A  • ESTCube-1 254,83 кг (561,8 фунта) [103] система единого входа ЕКА • ВАСТ

Тарту

Успех
Первый коммерческий запуск; спутник наблюдения Земли ; [104] [105]
Полет Дата/время ( UTC ) [101] Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиент Результат запуска
ВВ03 30 апреля 2014 г.
01:35:15
Вега ПРИНЦИП КазЭОСат 1 830 кг (1830 фунтов) [106] система единого входа сом Успех
Спутник наблюдения Земли [107]
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ04 11 февраля 2015 г.
13:40:00
Вега ПРИНЦИП 15 1845 кг (4068 фунтов) [108] ЧЕЛОВЕК ЧТО Успех
входа в атмосферу Демонстрация технологии ; IXV был выведен на заатмосферную орбиту , AVUM ненадолго вышел на низкую околоземную орбиту, прежде чем выполнить целевой сход с орбиты. [109] [110] [111] [112] [113]
ВВ05 23 июня 2015 г.
01:51:58
Вега ПРИНЦИП Сентинел-2А 1130 кг (2490 фунтов) [114] система единого входа ЧТО Успех
Спутник наблюдения Земли [115] [116] [117] [118]
ВВ06 3 декабря 2015 г.
04:04:00
Вега ПРИНЦИП ЛИЗА Следопыт 1906 кг (4202 фунта) [119] Гало-орбита Земля – Солнце L1 ЕКА/НАСА Успех
Демонстратор технологий [120] [121]
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ07 16 сентября 2016 г.
01:43:35
Вега ПРИНЦИП PeruSat-1 • 4 Terra Bella спутника 870 кг (1920 фунтов) [122] система единого входа Вооруженные силы Перу Терра Белла Успех
Спутник-разведчик / Спутник наблюдения Земли [123] [124]
ВВ08 5 декабря 2016 г.
13:51:44
Вега ПРИНЦИП Гёктюрк-1А 1060 кг (2340 фунтов) [125] система единого входа Турецкие вооруженные силы Успех
Спутник наблюдения Земли [126] ( ИМИНТ , Разведка )
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ09 7 марта 2017 г.
01:49:24
Вега ПРИНЦИП Страж-2Б 1130 кг (2490 фунтов) [127] система единого входа ЧТО Успех
Спутник наблюдения Земли [128] [129]
ВВ10 2 августа 2017 г.
01:58:33
Вега ПРИНЦИП ОПТСАТ-3000 ВЕНМС 632 кг (1393 фунта) [130] система единого входа Министерство обороны Италии ISA / CNES Успех
IMINT Спутник наблюдения Земли [131]
ВВ11 8 ноября 2017 г.
01:42:31
Вега ПРИНЦИП Мохаммед VI-А (MN35-13A) 1110 кг (2450 фунтов) [132] система единого входа Марокко Успех
Спутник наблюдения Земли [133]
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ12 22 августа 2018 г.
21:20:09 [134]
Вега ПРИНЦИП АДМ-Эол [135] [136] [137] 1357 кг (2992 фунта) [138] система единого входа ЧТО Успех
Метеорологический спутник
ВВ13 21 ноября 2018 г.
01:42:31 [139]
Вега ПРИНЦИП Мохаммед VI-Б (MN35-13B) [139] 1108 кг (2443 фунта) [140] система единого входа Марокко Успех
Спутник наблюдения Земли
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ14 22 марта 2019 г.
01:50:35 [141]
Вега ПРИНЦИП ПРИЗМА [142] 879 кг (1938 фунтов) [143] система единого входа Итальянское космическое агентство Успех
Спутник наблюдения Земли
ВВ15 11 июля 2019 г.
01:53
Вега ПРИНЦИП Соколиный Глаз 1 1197 кг (2639 фунтов) система единого входа ОАЭАФ [144] Отказ [145]
IMINT (Разведка) - Сбой при запуске VV15 , возможно, был вызван неисправностью конструкции тепловой защиты в области переднего купола второй ступени. [146] и привело к переназначению запуска FalconEye 2. [147] [148] Это также привело к самой высокой зарегистрированной сумме (411,21 миллиона долларов США) страхового возмещения в случае неудачного запуска спутника. [149]
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ16 3 сентября 2020 г.
01:51:10 [150]
Вега ПРИНЦИП Полет SSMS PoC , D-орбита, [151] Космическая промышленность , [152] СИТАЭЛЬ [153] и ИСИСпейс [154] микроспутники и кубспутники (53 спутника). 756 кг (1667 фунтов) [155] система единого входа Различный Успех
Демонстрация технологии : запуск диспенсера обслуживания миссий малых спутников (SSMS Dispenser) для проверки концепции полета. [156]
ВВ17 17 ноября 2020 г.
01:52:20 [157]
Вега ПРИНЦИП SEOSat-Ingenio и TARANIS [158] [159] 925 кг (2039 фунтов) система единого входа Центр развития промышленных технологий (CDTI) ( Испания ) и Национальный центр космических исследований ( CNES ), Франция Отказ [160]
Спутник наблюдения Земли и исследования атмосферы Земли . После зажигания разгонного блока АВУМ отклонение траектории привело к отказу. Спутники были оценены почти в 400 миллионов долларов США. [160] Предполагаемой причиной была ошибка сборки (перевернутый кабель управления). [160]
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ18 29 апреля 2021 г.
01:50 [161]
Вега ПРИНЦИП Плеяды Нео 3 • НорСат-3 • Браво • ЭЛО Альфа • Лемур-2 × 2 1278 кг (2818 фунтов) система единого входа Airbus Defense and Space NOSA • Aurora Insight • Eutelsat Spire Global Успех
Совместная миссия Службы малых спутников (SSMS).
ВВ19 17 августа 2021 г.
01:47 [162]
Вега ПРИНЦИП Плеяды Neo 4 • BRO-4 • LEDSAT • RADCUBE • SUNSTORM 1029 кг (2269 фунтов) система единого входа Airbus Defense and Space • UnseenLabs • Римский университет Сапиенца ЕКА • C3S Венгрия • Реакторная космическая лаборатория Успех
Совместная миссия Службы малых спутников (SSMS).
ВВ20 16 ноября 2021 г.
09:27:55 [163]
Вега ПРИНЦИП ЦЕРЕРА 1/2/3 1548 кг (3413 фунтов) Полусинхронная орбита (SSO) – новая орбита от Vega КНЕС ДГА Успех
Спутники радиоразведки . [164]
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ21 13 июля 2022 г.
13:13:17 [165]
Вега-С ПРИНЦИП
  • ДОМ 2
  • АЛЬФА
  • АстроБио КубСат
  • СЕЛЕСТА
  • ГринКуб
  • МТКуб-2
  • ТРИСАТ-Р
350 кг (770 фунтов) МОЙ Успех
Первый полет Веги-С
ВВ22 21 декабря 2022 г.
01:47:31 [166]
Вега-С ПРИНЦИП Плеяды-Нео 5 Плеяды-Нео 6 (VHR-2020 3/4) 1977 кг (4359 фунтов) система единого входа Airbus обороны и космоса Отказ
Спутники наблюдения Земли [167] Отказ из-за потери давления второй ступени Zefiro 40 . [168]
Полет Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки Орбита Клиенты Запуск
Исход
ВВ23 9 октября 2023 г.
01:36 [169]
Вега ПРИНЦИП
  • ТЭОС-2
  • ТРИТОН
  • РАССМОТРИМ × 3
  • КСК × 2
  • ESTCube-2
  • КОТ
  • Н3СС
  • СИМПАТИЧНЫЙ
  • PROBA-V CC
система единого входа
Успех
Спутники наблюдения Земли и миссия службы малых спутников (SSMS) № 5 с 10 кубсатами. Два кубсата, ANSER-Leader и ESTCube-2, не смогли отделиться от адаптера полезной нагрузки и, вероятно, сгорели в атмосфере вместе с адаптером при его сходе с орбиты. [170]

Будущие запуски

[ редактировать ]
Дата/время ( UTC ) [101] Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Орбита
4 сентября 2024 г.
01:50 [171]
Вега ПРИНЦИП Сентинел-2С система единого входа
Финальный полет базовой конфигурации Vega. Третий Sentinel-2 спутник наблюдения Земли .
15 ноября 2024 г. [172] Вега-С ПРИНЦИП Сентинел-1С система единого входа
Третий спутник Sentinel-1 . Возвращение в полет на Веге-С после неудачного запуска VV22. [173]
декабрь 2024 г. [174] Вега-С ПРИНЦИП КОМПСАТ-6 (Ариран-6) система единого входа
Спутник наблюдения Земли .
Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Орбита
1 квартал 2025 г. [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №9 ЛЕО
Миссия по совместному использованию SSMS №9. Отложено из-за неудачного запуска VV22 Vega-C. [173]
2 квартал 2025 г. [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №7 система единого входа
Миссия по совместному использованию SSMS №7.
Q3 2025 [176] Вега-С [177] ПРИНЦИП Сентинел-3С система единого входа
Третий Sentinel-3 спутник наблюдения Земли . [178]
Q3 2025 [179] Вега-С ПРИНЦИП Космический Райдер ЛЕО
Демонстрация технологий [180]
Q3 2025 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС № 13 система единого входа
Миссия по совместному использованию SSMS № 13.
ноябрь 2025 г. [181] Вега-С ПРИНЦИП ПЛАТИНО-2 / МАЙЯ система единого входа
На «ПЛАТиНО-2» будет размещена полезная нагрузка приборов MAIA.
Q4 2025 [182] Вега-С ПРИНЦИП ИРИС × ? ЛЕО
Первый запуск итальянской группировки спутников наблюдения Земли IRIDE .
Q4 2025 [182] Вега-С ПРИНЦИП ИРИС × ? ЛЕО
Второй запуск итальянской группировки спутников наблюдения Земли IRIDE .
Q4 2025 [183] Вега-С ПРИНЦИП УЛЫБКА СВИНЬЯ
Совместный китайско-европейский спутник наблюдения Земли .
2025 [184] Вега-С ПРИНЦИП ОРЕЛ-1 ЛЕО
Спутник-демонстратор первой европейской суверенной космической системы распределения квантовых ключей .
2025 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №8 система единого входа
Миссия по совместному использованию SSMS № 8.
2025 [177] Вега-С ПРИНЦИП Сентинел-1Д система единого входа
Четвертый спутник Sentinel-1 .
2025 [185] Вега-С ПРИНЦИП БИОМАССА система единого входа
Спутник наблюдения Земли . Часть программы «Живая планета» .
подлежит уточнению [186] Вега-С ПРИНЦИП ПЛАТИНО-1 система единого входа
Спутник наблюдения Земли .
2025 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №6 система единого входа
Миссия по совместному использованию SSMS №6.
2025 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №10 система единого входа
Миссия по совместному использованию SSMS № 10.
2025 [187] Вега-С ПРИНЦИП CO3D х 4 система единого входа
Спутники наблюдения Земли
2025 [188] Вега-С ПРИНЦИП КСГ-3 система единого входа
Третий спутник COSMO-SkyMed 2-го поколения.
2025 [189] Вега-С ПРИНЦИП МикроКарб система единого входа
Спутник наблюдения Земли .
2025 [190] [191] Вега-С [192] ПРИНЦИП ШАЛОМ система единого входа
Совместный итало-израильский спутник гиперспектральной съемки .
Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Орбита
январь 2026 г. [193] Вега-С ПРИНЦИП КОМПСАТ-7 (Ариран-7) система единого входа
Спутник наблюдения Земли [194] [195]
2 квартал 2026 г. [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС № 14 система единого входа
Миссия по совместному использованию SSMS № 14.
Q3 2026 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №15 ЛЕО
Миссия SSMS #15 на экваториальную орбиту.
Q3 2026 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №16 ЛЕО
Миссия SSMS #16 на экваториальную орбиту.
Q4 2026 [176] Вега-С [177] ПРИНЦИП CO2M-A ( Страж-7А ) система единого входа
Коперник Антропогенный мониторинг углекислого газа. Часть программы «Коперник» .
2026 [196] Вега-С ПРИНЦИП ВЫСШИЙ , ГИБКИЙ система единого входа
ALTIUS — спутник для наблюдения за озоном. FLEX — спутник наблюдения Земли программы «Живая планета» .
2026 [197] Вега-С ПРИНЦИП ClearSpace-1 ЛЕО
Демонстрация удаления космического мусора .
2026 [198] Вега-С ПРИНЦИП КСГ-4 система единого входа
Четвертый спутник COSMO-SkyMed 2-го поколения.
Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Орбита
1 квартал 2027 г. [176] Вега-С [177] ПРИНЦИП СО2М-Б ( Страж-7Б ) система единого входа
Коперник Антропогенный мониторинг углекислого газа. Часть программы «Коперник» .
2 квартал 2027 г. [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС № 17 ЛЕО
Миссия по совместному использованию SSMS № 17.
2027 [199] [200] Вега-С [201] ПРИНЦИП ФОРУМ система единого входа
Спутник наблюдения Земли . Часть программы «Живая планета» .
2027 [202] Вега-Э ПРИНЦИП ЛЕО
Первый полет Веги-Э.
Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Орбита
2 квартал 2028 г. [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №18 ЛЕО
Миссия по совместному использованию SSMS № 18.
Q4 2028 [176] Вега-С [203] ПРИНЦИП КРИСТАЛ ( Страж-9 ) Полярный
Полярный альтиметр топографии льда и снега «Коперник». Часть программы «Коперник» .
Q4 2028 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС № 19 ЛЕО
Миссия по совместному использованию SSMS № 19.
2028 [176] Вега-С [204] ПРИНЦИП Sentinel-3D система единого входа
Четвертый Sentinel-3 спутник наблюдения Земли . [178]
Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Орбита
2 квартал 2029 г. [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС №20 ЛЕО
Миссия совместного использования SSMS № 20.
Q3 2029 [176] Вега-С [205] ПРИНЦИП ЦИМР-А ( Страж-11А ) система единого входа
Микроволновой радиометр Copernicus Imaging. Часть программы «Коперник» .
Q4 2029 [175] Вега-С ПРИНЦИП ССМС № 21 ЛЕО
Миссия совместного использования SSMS № 21.
2029 [205] Вега-С ПРИНЦИП ЗВОНОК ( Страж-10 ) система единого входа
Миссия гиперспектральной визуализации «Коперник». Часть программы «Коперник» .
2029 [205] Вега-С ПРИНЦИП ЛСТМ ( Страж-8 ) система единого входа
Мониторинг температуры поверхности Земли Коперник. Часть программы «Коперник» .
Дата/время ( UTC ) Ракета,
Конфигурация
Запуск сайта Полезная нагрузка Орбита
2030 [206] Вега-С ПРИНЦИП ПРАВДА ЛЕО
Прослеживаемая радиометрия, лежащая в основе наземных и гелиоисследований.

Затраты на разработку ракеты Vega составили 710 миллионов евро, при этом ЕКА потратило дополнительно 400 миллионов евро на спонсирование пяти опытно-конструкторских полетов в период с 2012 по 2014 год. [207] По оценкам, затраты на коммерческий запуск в 2012 году составят 32 миллиона евро, включая затраты на маркетинг и обслуживание Arianespace, или 25 миллионов евро за каждую ракету в отдельности, при условии, что частота запусков будет равна двум в год. В 2012 году управляющий директор ELV подсчитал, что если устойчивая частота полетов увеличится до четырех полетов в год, цена каждой отдельной ракеты-носителя потенциально может снизиться до 22 миллионов евро. [208] [ нужно обновить ] В действительности к ноябрю 2020 года Vega никогда не совершала более трех полетов в год, при этом средняя частота полетов составляла чуть менее двух запусков в год.

«Мы убеждены, что мы можем взимать за запуск на 20% больше, чем наши крупнейшие конкуренты, и при этом выигрывать в бизнесе благодаря ценности, которую мы предоставляем в космическом центре здесь и с Arianespace».

Франческо Де Паскуале, управляющий директор ELV SpA, 2012 г., SpaceNews [208]

Сопоставимые ракеты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ведущий производитель находится в Италии , но в ракету внесли значительный вклад компании из Бельгии , Франции , Нидерландов , Испании , Швейцарии и Украины .
  1. ^ «ВВ01 – первый старт Веги» . ЕКА. 6 марта 2016 г. Проверено 11 марта 2019 г.
  2. ^ Авио. «Спутниковая пусковая установка Вега» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 24 июля 2014 г.
  3. ^ Авио. «Авио Спейс» . Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 24 июля 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Вега» . ЕКА. 3 февраля 2012 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
  5. ^ Уэйд, Марк. «Зефиро 23» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  6. ^ Уэйд, Марк. «Зефиро 9» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 11 марта 2019 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б УСПЕШНЫЙ ЗАПУСК ЕВРОПЕЙСКОЙ РН "ВЕГА" С УКРАИНСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ РАЗгонного блока Государственное космическое агентство Украины 21 ноября 2018
  8. ^ Перейти обратно: а б «Вега» Государственное космическое агентство Украины
  9. ^ «Антонио Фабрици: от «гаек и болтов» до европейских пусковых установок сегодня и завтра» . ЕКА. 16 марта 2007 г. Проверено 11 марта 2019 г.
  10. ^ Амос, Джонатан (13 февраля 2012 г.). «Пусковая установка Vega совершила первый полет» . Новости Би-би-си . Проверено 13 февраля 2012 г.
  11. ^ Тарик Малик (13 февраля 2012 г.). «Европа запускает новую ракету «Вега» в первый рейс» . Space.com . Проверено 29 мая 2014 г. Итальянская ракета «Вега» названа в честь второй по яркости звезды северного полушария.
  12. ^ Свитак, Эми (6 февраля 2012 г.). «Европейская пусковая установка малого класса Vega нацелена на государственный рынок» . Авиационная неделя . Проверено 11 марта 2010 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Кларк, Стивен (14 февраля 2012 г.). «Программа запуска Vega требует участия Германии» . Космический полет сейчас . Проверено 14 февраля 2012 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Предложения по запуску» Flight International, 18 декабря 1996 г.
  15. ^ Моксон, Джулиан; «План ЕКА уделяет особое внимание пусковым установкам» Flight International, 8 апреля 1998 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Фернисс, Тим; «Поздний вход» Flight International, 15 июля 1998 г.
  17. ^ «Италия возглавляет интерес ЕКА к разработке Vega K» Flight International, 29 апреля 1998 г.
  18. ^ «ЕКА разработает небольшую ракету-носитель для спутников» Flight International, 1 июля 1998 г.
  19. ^ Фернисс, Тим; «Новая европейская пусковая установка ожидает полного финансирования» Flight International, 8 сентября 1998 г.
  20. ^ "Второе испытание Зефиро Веги" Flight International, 7 июля 1999 г.
  21. ^ Фернисс, Тим; "В поисках роли" Flight International, 28 июля 1999 г.
  22. ^ «ЕКА обдумывает будущее Веги после ухода Франции» Flight International, 15 сентября 1999 г.
  23. ^ Моксон, Джулиан и Энди Нативи; «Выход французов побуждает ЕКА отказаться от проекта Вега» Flight International, 3 ноября 1999 г.
  24. ^ «Бюджеты ЕКА для обновлений Ariane 5» Flight International, 1 февраля 2000 г.
  25. ^ Фернисс, Тим; «Arianespace добавляет Eurokot к линейке спутниковых пусковых установок» Flight International, 6 июня 2000 г.
  26. ^ Моксон, Джулиан и Джорджио ди Барнадо; «Соглашение с Вегой открывает путь для ракеты-носителя P80 для Ariane 5» Flight International, 31 октября 2000 г.
  27. ^ Нативи, Энди; «Итальянцы формируют пусковую компанию» Flight International, 6 марта 2001 г.
  28. ^ Фернисс, Тим; «Посмотрите в лицо фактам вместе с Жан-Ивом Ле Галлем», Flight International, 15 июня 2003 г.
  29. ^ Фернисс, Тим; «Европа начинает разработку Vega» Flight International, 4 марта 2003 г.
  30. ^ «Вега приближается к первому полету» Flight International, 25 мая 2004 г.
  31. ^ "Стартовая площадка Веги обретает форму" Flight International, 23 ноября 2004 г.
  32. ^ Коппингер, Роб; "Большая сцена" Flight International, 8 ноября 2005 г.
  33. ^ Бентли, Росс; «Ключевые испытания воспламенителей Vega» Flight International, 21 сентября 2005 г.
  34. ^ «ЕКА хочет электронный модуль для автомобиля Vega» Flight International, 22 ноября 2005 г.
  35. ^ «Израиль и Индия проявляют интерес к Vega ЕКА» Flight International, 29 ноября 2005 г.
  36. ^ Коппингер, Роб; «ЕКА стимулирует науку, задерживает Клипер» Flight International, 13 декабря 2005 г.
  37. ^ «Вега запускается на третьем этапе испытаний» Flight International, 3 января 2006 г.
  38. ^ «Прогресс испытаний ракетного двигателя ракеты-носителя Vega и пробные стрельбы на Сардинии» Flight International, 4 июля 2006 г.
  39. ^ Коппингер, Роб; «Ракетные двигатели добились тройного успеха» Flight International, 3 апреля 2008 г.
  40. ^ «Двигатель третьей ступени Vega выходит из строя» Flight International, 30 марта 2007 г.
  41. ^ Коппингер, Роб; «Итальянское космическое агентство планирует перезапуск» Flight International, 31 октября 2008 г.
  42. ^ «GPS-навигация может направлять европейскую Vega» Flight International, 30 января 2007 г.
  43. ^ Коппингер, Роб; «ПАРИЖСКОЕ АВИАШОУ: Коммерческие ракеты-носители «Союз» и «Вега» сталкиваются с финансовыми трудностями» Flight International, 14 июня 2009 г.
  44. ^ Перуцци, Лука; «Итальянские цели и бюджет твердо ориентированы на космос» Flight International, 28 июля 2010 г.
  45. ^ Перуцци, Лука; «ПАРИЖСКОЕ АВИАШОУ: взгляните в лицо фактам вместе с генеральным директором Avio Орацио Раньи» Flight International, 16 июня 2009 г.
  46. ^ Коппингер, Роб; «Maiden Vega полетит с научным грузом для проведения испытаний с помощью лазеров» Flight International, 5 июня 2007 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Тисделл, Дэн; «Первый запуск Vega может перенестись на февраль» Flight International, 6 января 2012 г.
  48. ^ Тисделл, Дэн; «Пространство, время и тяжелое бремя Веги» Flight International, 26 января 2012 г.
  49. ^ Перуцци, Лука; «Италия: навстречу звездам» Flight International, 16 ноября 2010 г.
  50. ^ Тисделл, Дэн; «ЕКА ведет обратный отсчет до исторических запусков» Flight International, 17 октября 2011 г.
  51. ^ Тисделл, Дэн; «Вега» готовится к первому январскому полету с космодрома ЕКА во Французской Гвиане» Flight International, 13 декабря 2011 г.
  52. ^ Тисделл, Дэн; «Пальцы скрещены и снова скрещены, когда Вега движется к первому полету» Flight International, 26 января 2012 г.
  53. ^ Тисделл, Дэн; «Первый запуск Vega идет по плану» Flight International, 13 февраля 2012 г.
  54. ^ Тисделл, Дэн; «Успех полета ракеты Vega повышает авторитет Avio» Flight International, 22 февраля 2012 г.
  55. ^ Тисделл, Дэн; «ПАРИЖ: ЕКА запустит ракету-носитель следующего поколения» Flight International, 24 июня 2011 г.
  56. ^ Тисделл, Дэн; «SPACEFLIGHT: Партнеры стремятся улучшить Vega» Flight International, 23 февраля 2012 г.
  57. ^ Тисделл, Дэн; «В ФОКУСЕ: следующей европейской ракете предстоит преодолеть большие препятствия» Flight International, 27 ноября 2012 г.
  58. ^ Тисделл, Дэн; «В ФОКУСЕ: Европа продвигается вперед в космосе» Flight International, 3 июля 2012 г.
  59. ^ Тисделл, Дэн; «Для «гибкой» Vega второй запуск — это еще более сложный этап» Flight International, 18 апреля 2013 г.
  60. ^ Тисделл, Дэн; «Второй успех Vega подтверждает функциональность» Flight International, 9 мая 2013 г.
  61. ^ «Ограничения на экспорт из Франции мешают полетному программному обеспечению Vega» . Космические новости . 11 июня 2010 года . Проверено 16 июня 2022 г.
  62. ^ «Вега — Перформанс» . Арианспейс.
  63. ^ И. Чуфолини и др.; Проект LARES: спутник для проверки общей теории относительности IAC-07-B4.2.07, материалы 58-го Международного астронавтического конгресса, Индия, Хайдарабад, 2007 г.
  64. ^ «Спутниковая пусковая установка Вега» (PDF) . Авио. Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2014 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
  65. ^ «Вега – Лаунчерная композиция (интерактивная)» . ЭЛВ. Архивировано из оригинала 23 марта 2014 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
  66. ^ «Вега — Обзор» . Арианспейс.
  67. ^ Медь, Роб; «Важная роль в ЕКА» Flight International, 21 сентября 2004 г.
  68. ^ Барбера, Р.; Бьянки, С. «Вега: Европейская программа малых пусковых установок» (PDF) . ЕКА, бюллетень 109 — февраль 2002 г. Проверено 18 августа 2023 г.
  69. ^ «Космическое движение» . aviogroup.com . Проверено 16 февраля 2012 г.
  70. ^ «Спутниковая пусковая установка ВЕГА» (PDF) . Авиогруппа.com. Архивировано из оригинала (PDF) 11 декабря 2013 года.
  71. ^ Нери, Агостино (4 августа 2011 г.). «Окончательная подготовка системы Vega Launch System к квалификационному полету» (PDF) . Материалы 47-й совместной конференции AIAA по двигательным установкам . Сан-Диего, Калифорния (США): AIAA. Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2013 года . Проверено 9 декабря 2013 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б с М. Капориччи (ноябрь 2000 г.). «Будущее европейских ракет-носителей: взгляд ЕКА» (PDF) . Европейское космическое агентство.
  73. ^ «Твердотопливная ракетная ступень» . astronautix.com . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года . Проверено 4 июля 2013 г.
  74. ^ ЕКА: Успешный запуск двигателя первой ступени Веги в Куру.
  75. ^ ЕКА: Испытание главного двигателя Vega в Куру
  76. ^ «VEGA C: ступень 1° — двигатель P120C» . Авио. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 5 мая 2017 г.
  77. ^ ЕКА: Двигатель второй ступени Веги оживает.
  78. ^ Успешные квалификационные огневые испытания Zefiro 23.
  79. ^ ЕКА: Успешное первое испытание двигателя Vega Zefiro 9
  80. ^ ESA: Начало критического обзора дизайна Vega
  81. ^ ЕКА: Аномальное поведение влияет на огневые испытания двигателя Vega Zefiro 9.
  82. ^ «Успешное первое испытание твердотопливного ракетного двигателя Zefiro 9-A компании Vega» . ЕКА. 24 октября 2008 г.
  83. ^ «Успешное второе испытание твердотопливного ракетного двигателя Zefiro 9-A компании Vega» . ЕКА. 30 апреля 2009 г.
  84. ^ «АВУМ» (на итальянском языке). Авио. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
  85. ^ «Вега Лаунчер» . ЕКА. 6 февраля 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
  86. ^ «ЛИРА 124; ВЕГА эволюция» . Итальянское агентство Spaziale. Архивировано из оригинала 25 января 2012 года . Проверено 17 февраля 2012 г.
  87. ^ «Совет министров ЕКА: исторический скачок вперед в космической деятельности» . Итальянское агентство Spaziale. 2 декабря 2014 года . Проверено 5 мая 2017 г.
  88. ^ «Avio рассматривает возможность мини-пусковой установки Vega Light» . Неделя авиации и космических технологий. 22 ноября 2017 года . Проверено 28 ноября 2017 г.
  89. ^ Авио (2 марта 2021 г.). «Vega C, лаунчер нового поколения» . Космические новости . Проверено 4 марта 2021 г. Avio разрабатывает уменьшенную версию Vega C под названием Vega C Light. Эта ракета не будет оснащаться ступенями P120 C, состоящими только из ступеней Zefiro 40, Zefiro 9 (улучшенная) и AVUM plus.
  90. ^ Перейти обратно: а б «ВЕГА С | Авио» . авиа.com . Авио . Проверено 17 января 2021 г.
  91. ^ «Информатор для СМИ о Совете ЕКА на министерском уровне» . esa.int . ЕКА. 27 ноября 2014 года . Проверено 17 января 2021 г.
  92. ^ «Вега-С» . www.esa.int . Проверено 17 января 2021 г.
  93. ^ Европейское космическое агентство, изд. (13 июля 2022 г.). «Вега-С» успешно завершила первый полет . www.esa.int . Проверено 14 июля 2022 г.
  94. ^ «Успешный дебютный полет европейской ракеты Вега-С» . Новости Би-би-си. 13 июля 2022 г. Проверено 14 июля 2022 г.
  95. ^ «Европейская ракета Vega C потерпела неудачу во второй своей миссии, потеряно два спутника» . Space.com . 21 декабря 2022 г.
  96. ^ Фауст, Джефф (2 октября 2023 г.). «ЕКА откладывает возвращение Vega C в полет до конца 2024 года» . Космические новости.
  97. ^ «ВЕГА Э | Авио» . авиа.com . Авио . Проверено 18 января 2021 г.
  98. ^ П. Белломи; М. Рудных; С. Карапеллезе; Д. Люцци; Дж. Каджано; Л. Арионе; А.А. Гуртовой; С.Д. Лобов; В.С. Рачук (8 февраля 2019 г.). «Разработка двигателя-детандера жидкого кислорода – жидкого природного газа ЛМ10-МИРА» . Прогресс в физике движения – Том 11 . стр. 447–466. дои : 10.1051/eucass/201911447 . ISBN  978-5-94588-228-7 . S2CID   139531422 . Проверено 23 марта 2021 г.
  99. ^ «Результаты первого полугодия 202» . Авио (Пресс-релиз). 9 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2022 г.
  100. ^ «Финансовый отчет за полугодие 2023 года» (PDF) . Авио . Проверено 10 сентября 2023 г.
  101. ^ Перейти обратно: а б с д Пьетробон, Стивен (10 октября 2018 г.). «Манифест запуска Арианы» . Проверено 16 октября 2018 г.
  102. ^ «Вега Рейс ВВ01» . Арианспейс . Проверено 20 марта 2020 г.
  103. ^ «ВТОРОЙ ЗАПУСК ВЕГИ ИЗ ГВИАНСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА (Пресс-кит)» (PDF) . arianespace.com . Арианспейс. Май 2013 года . Проверено 20 марта 2020 г.
  104. ^ VERTA — это аббревиатура от Vega Research and Technology Accompaniment , обозначающая миссии Vega, направленные на «продемонстрировать гибкость системы запуска Vega». Структура VERTA включает в себя четыре миссии ESA ( PROBA-V , ADM-Aeolus , LISA Pathfinder и IXV ), а также некоторые миссии национальных агентств (например, ASI). Источник: ЕКА (20 ноября 2013 г.) Программа VERTA ASI (2015) PRISMA Precursore IperSpettrale (Hyperspectral Precursor) прикладной миссии.
  105. ^ «Вега доставляет на орбиту три спутника для достижения второго успеха» . Космический полет101. 7 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 15 января 2014 г. . Проверено 14 января 2014 г.
  106. ^ «ТРЕТИЙ ЗАПУСК ВЕГИ ИЗ ГВИАНСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА (Пресс-кит)» (PDF) . Арианспейс. Сентябрь 2015 года . Проверено 20 марта 2020 г.
  107. ^ Грег Делани (22 июня 2012 г.). «Казахстан запустит спутник на новом корабле Arianespace Vega» . kazakhstanlive.com . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 7 мая 2013 г.
  108. ^ «Февраль 2015 | VV04 | IXV (Пресс-кит)» (PDF) . arianespace.com . Арианспейс. Сентябрь 2015 года . Проверено 20 марта 2020 г.
  109. ^ Бергин, Крис (3 июля 2014 г.). «Экспериментальный космический самолет ЕКА готовится к ноябрьскому дебюту» . НАСАКосмический полет . Проверено 3 июля 2014 г.
  110. ^ «Космопорт идет в ногу с загруженностью миссий Arianespace» . Арианспейс. 17 октября 2014 года . Проверено 20 октября 2014 г.
  111. ^ «График запусков ЕКА» . Проверено 28 ноября 2014 г.
  112. ^ «Вега» будет летать на экспериментальной возвращаемой ракете ЕКА . ЕКА. 29 марта 2013 года . Проверено 7 мая 2013 г.
  113. ^ «IXV – Промежуточный экспериментальный автомобиль» . космический полет101 . Проверено 27 февраля 2015 г.
  114. ^ «Июнь 2015 | ВВ05 | Сентинел-2А (пресс-кит)» (PDF) . arianespace.com . Арианспейс. Сентябрь 2015 года . Проверено 20 марта 2020 г.
  115. ^ "Sentinel-2". Архивировано 30 марта 2015 г. на Wayback Machine ESA. Проверено 30 апреля 2014 г.
  116. ^ «Союз» вышел на орбиту Sentinel-1A во время седьмого успешного запуска из Французской Гвианы . КНЕС . Проверено 30 апреля 2014 г.
  117. ^ «Вехи Веги» . Арианспейс . Проверено 7 мая 2013 г.
  118. ^ «ЕКА заказало запуск Eurockot для спутника Sentinel-5p» . Услуги по запуску Еврокота . Проверено 30 апреля 2014 г.
  119. ^ «Декабрь 2015 | VV06 | LISA Pathfinder (пресс-кит)» (PDF) . arianespace.com . Арианспейс. Ноябрь 2015 года . Проверено 20 марта 2020 г.
  120. ^ «Обзор LISA Pathfinder» . ЕКА. 10 января 2013 года . Проверено 7 мая 2013 г.
  121. ^ «LISA Pathfinder на пути к демонстрации гравитационных волн» . ЕКА . Проверено 3 декабря 2015 г.
  122. ^ Arianespace (сентябрь 2016 г.). «Запуск Kt | Сентябрь 2016 г. | VV07 | PerúSAT-1 SkySats-4–7» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  123. ^ де Сельдинг, Питер Б. (25 марта 2015 г.). «Вега» запустит перуанский спутник съемки вместе со Skybox Craft» . Космические новости . Проверено 3 октября 2015 г.
  124. ^ «Вега» запустит спутники Skybox . Космические новости. 17 марта 2015 г. Проверено 18 марта 2015 г.
  125. ^ Arianespace (ноябрь 2016 г.). «Стартовый комплект | Декабрь 2016 г. | VV08 | GÖKTÜRK-1» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  126. ^ «Корабль Vega компании Arianespace добился восьмого успеха в выводе на орбиту GÖKTÜRK-1 для Турции» . Аринеспейс . Проверено 5 декабря 2016 г.
  127. ^ Arianespace (февраль 2017 г.). «Стартовый комплект | Март 2017 г. | VV09 | Sentinel-2B» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  128. ^ «Основные этапы проекта» . cnes.fr. ​КНЕС. Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 3 октября 2015 г.
  129. ^ «Arianespace запустит спутники OPTSAT 3000 и VENμS» . Арианспейс. 19 февраля 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
  130. ^ Arianespace (июль 2017 г.). «Стартовый комплект | Август 2017 г. | VV10 | OPTSAT-3000 Venμs» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  131. ^ Кларк, Стивен (2 августа 2017 г.). «Рабочая установка «Вега» обеспечивает развертывание спутников съемки Земли» . Космический полет сейчас . Проверено 11 марта 2019 г.
  132. ^ Arianespace (октябрь 2017 г.). «Стартовый комплект | Ноябрь 2017 г. | V11 | МОХАММЕД VI ​​- Спутник» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  133. ^ «Вега ВВ11 • МН35-А» . Космический полет101 . Проверено 21 ноября 2018 г.
  134. ^ ESA Operations [@esaoperations] (22 августа 2018 г.). «Точное время старта #Vega полета #VV12 с #Aeolus подтверждено как 21:20:09.478Z» ( Твит ) . Проверено 23 августа 2018 г. - через Twitter .
  135. ^ «График запуска» . Космический полет сейчас . Проверено 11 августа 2018 г.
  136. ^ «Ветровой лазер выдерживает экстремальные условия» ESA Проверено 29 апреля 2014 г.
  137. ^ де Сельдинг, Питер Б. (22 мая 2015 г.). «Проблемы стоимости и графика двух миссий лидара вынуждают ЕКА изменить процедуры контракта» . Космические новости . Проверено 3 октября 2015 г.
  138. ^ Arianespace (август 2018 г.). «Стартовый комплект | Август 2018 г. | VV12 | AEOLUS» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  139. ^ Перейти обратно: а б «Arianespace выводит на орбиту спутника MOHAMMED VI–B 13-й подряд успешный запуск Vega» (пресс-релиз). Арианспейс. 21 ноября 2018 года . Проверено 21 ноября 2018 г.
  140. ^ Arianespace (ноябрь 2018 г.). «Стартовый комплект | Ноябрь 2018 г. | VV13 | Спутник MOHAMMED VI – B» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  141. ^ Arianespace [@Arianespace] (21 марта 2019 г.). «Первый полет Vega от Arianespace в 2019 году – и третий в этом году – стартовал сегодня с космодрома во Французской Гвиане» ( твит ) . Проверено 21 марта 2019 г. - через Twitter .
  142. ^ АСИ. «Дата запуска ПРИЗМЫ» . Проверено 16 октября 2018 г.
  143. ^ Arianespace (март 2019 г.). «ЗАПУСКНОЙ КОМПЛЕКТ, март 2019 г. VV14 PRISMA» (PDF) . arianespace.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  144. ^ Бергин, Крис (10 июля 2019 г.). «Вега терпит первую неудачу во время запуска Falcon Eye-1» . nasaspaceflight.com . Проверено 20 марта 2020 г.
  145. ^ «Рейс VV15 Arianespace: провал миссии» .
  146. ^ «Рейс Вега ВВ15: результаты расследования Независимой следственной комиссии» . Европейское космическое агентство. 5 сентября 2019 года . Проверено 14 сентября 2019 г.
  147. ^ Генри, Калеб (13 января 2020 г.). «Спутник ОАЭ Falcon Eye 2 переключился с «Веги» на «Союз» . Космические новости . Проверено 9 октября 2022 г.
  148. ^ Фауст, Джефф (1 декабря 2020 г.). «Союз» запустил спутник Falcon Eye 2 для ОАЭ . Космические новости . Проверено 9 октября 2022 г.
  149. ^ Кон, Кэролайн; Симс, Том; Хусейн, Нур (31 июля 2019 г.). «Космическая страховка стоимости ракеты после крушения спутника» . Рейтер . Проверено 9 октября 2022 г.
  150. ^ «График запуска» . Космический полет сейчас. 2 сентября 2020 г. Проверено 3 сентября 2020 г.
  151. ^ Arianespace (2 мая 2018 г.). «Arianespace и D-Orbit подписывают контракт на запуск носителя ION Cubesat на PoC-рейсе Vega SSMS» . Проверено 16 октября 2018 г.
  152. ^ Arianespace (17 апреля 2018 г.). «Arianespace и Spaceflight подписывают контракт на запуск малых спутников на PoC-рейсе Vega SSMS» . Проверено 16 октября 2018 г.
  153. ^ «Arianespace запустит первый малый спутник STRIVING для SITAEL в рамках полета Vega SSMS PoC» . Арианспейс. 3 мая 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
  154. ^ Арианспейс (31 мая 2018 г.). «Arianespace и ИГИЛ запустят небольшие спутники в рамках полета Vega SSMS PoC» . Проверено 16 октября 2018 г.
  155. ^ «ЗАПУСКНОЙ КОМПЛЕКТ, полет VV16 SSMS PoC, июнь 2020 г.» (PDF) . arianespace.com . Арианспейс. Июнь 2020 г. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2020 г. . Проверено 11 июня 2020 г.
  156. ^ «Возможность полета Vega для нескольких небольших спутников» . ЕКА. 22 февраля 2017 года . Проверено 22 февраля 2017 г.
  157. ^ «График запуска» . Космический полет сейчас. 14 ноября 2020 г. Проверено 18 ноября 2020 г. .
  158. ^ Кребс, Гюнтер. «Ингенио» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 3 августа 2017 г.
  159. ^ «Таранис» . КНЕС. 29 июня 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
  160. ^ Перейти обратно: а б с «Arianespace связывает причину неудачного запуска «Веги» с «человеческой ошибкой » . Космический полет сейчас. 17 ноября 2020 г. Проверено 18 ноября 2020 г. .
  161. ^ «18-я миссия Vega знаменует собой второй успешный запуск Arianespace за 72 часа» . Арианспейс . 29 апреля 2021 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
  162. ^ «19-я миссия Vega демонстрирует способность Arianespace реализовывать самые инновационные проекты на благо своих клиентов» . Арианспейс . 17 августа 2021 г. Проверено 17 августа 2021 г.
  163. ^ «VV20: ракета-носитель Vega компании Arianespace успешно вывела на орбиту три спутника CERES» . Arianespace (Пресс-релиз). 16 ноября 2021 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
  164. ^ «Опираясь на успехи 2016 года, Arianespace с уверенностью смотрит в будущее, обслуживая своих клиентов» (пресс-релиз). Арианспейс. 4 января 2017 года . Проверено 8 января 2017 г.
  165. ^ Аткинсон, Ян (13 июля 2022 г.). «ЕКА запускает модернизированную ракету Vega-C в первый полет» . НАСАКосмический полет . Проверено 13 июля 2022 г.
  166. ^ Кларк, Стивен (21 декабря 2022 г.). «Два спутника Pléiades Neo для съемки Земли потеряны из-за отказа европейской ракеты Vega C» . Космический полет сейчас . Проверено 21 декабря 2022 г.
  167. ^ Кребс, Гюнтер. «Плеяды-Нео 1, 2, 3, 4 (VHR-2020 1, 2, 3, 4)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 16 октября 2018 г.
  168. ^ Фауст, Джефф (3 марта 2023 г.). «В неудачном запуске Vega C виновата эрозия сопла» . Космические новости . Проверено 7 марта 2023 г.
  169. ^ «Рейс ВВ23: успех на благо Таланда, Тайваня и кубсатов» . Arianespace (Пресс-релиз). 9 октября 2023 г. Проверено 10 октября 2023 г.
  170. ^ Парсонсон, Эндрю (16 октября 2023 г.). «Не удалось развернуть две полезные нагрузки Vega VV23» . Европейский космический полет . Проверено 16 октября 2023 г.
  171. ^ «Arianespace запустит 3 сентября европейский спутник Sentinel-2C в рамках программы наблюдения за Землей Copernicus» . Арианспейс . 31 июля 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г.
  172. ^ Парсонсон, Эндрю (11 января 2024 г.). «ЕКА планирует 15 ноября вернуть Vega C в полет» . Европейский космический полет . Проверено 11 января 2024 г.
  173. ^ Перейти обратно: а б Фауст, Джефф (3 марта 2023 г.). «В неудачном запуске Vega C виновата эрозия сопла» . Космические новости . Проверено 4 марта 2023 г.
  174. ^ «Arianespace запустит Kompsat-6 с Vega C для Корейского института аэрокосмических исследований» . Arianespace (Пресс-релиз). 31 мая 2023 г. Проверено 1 июня 2023 г.
  175. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Все возможности полетов» . Арианспейс . Проверено 17 августа 2023 г.
  176. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Плановые запуски» . ЕВМЕТСАТ . 4 июля 2024 г. Проверено 29 июля 2024 г.
  177. ^ Перейти обратно: а б с д «Arianespace поддерживает программу Европейского Союза Copernicus с помощью Vega C» . Arianespace (Пресс-релиз). 29 ноября 2022 г. Проверено 30 ноября 2022 г.
  178. ^ Перейти обратно: а б Кребс, Гюнтер (7 июля 2020 г.). «Страж 3А, 3Б, 3С, 3Д» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 28 мая 2021 г.
  179. ^ Ричардс, Белла (26 августа 2023 г.). «Space Rider ЕКА, скорее всего, будет запущен в третьем квартале 2025 года, — говорит менеджер программы» . НАСАКосмический полет . Проверено 27 августа 2023 г.
  180. ^ Мессье, Дуг (12 апреля 2018 г.). «Объявление о возможности запуска полезной нагрузки на космическом корабле ЕКА» . Параболическая дуга . Проверено 23 августа 2018 г.
  181. ^ «Программа НАСА по изучению систем Земли» (PDF) . НАСА . 5 сентября 2023 г. Проверено 8 сентября 2023 г.
  182. ^ Перейти обратно: а б «Arianespace наградила новые запуски Vega C по программе IRIDE» . Arianespace (Пресс-релиз). 14 марта 2023 г. Проверено 14 марта 2023 г.
  183. ^ «Все вокруг улыбаются: «Вега-С» запускает миссию ЕКА по солнечному ветру» . ЕКА . 30 апреля 2024 г. Проверено 27 июня 2024 г.
  184. ^ «SES выбирает Arianespace для запуска спутника EAGLE-1 для европейской квантовой криптографии» . Arianespace (Пресс-релиз). 9 ноября 2022 г. Проверено 9 ноября 2022 г.
  185. ^ «Прощай, биомасса: спутник мониторинга лесов отправляется на финальные испытания перед запуском» . Аэробус . 2 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
  186. ^ «Arianespace запустит PLATiNO 1 и 2 на Vega и Vega C» . Arianespace (Пресс-релиз). 6 января 2022 г. Проверено 11 марта 2023 г.
  187. ^ «КО3Д» . КНЕС (на французском языке). 16 октября 2023 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
  188. ^ «Спутник: CSG-3» . ВМО . Проверено 25 января 2024 г.
  189. ^ «МикроКарб» . КНЕС . 19 апреля 2023 г. Проверено 14 мая 2023 г.
  190. ^ «Годовой отчет Итальянского космического агентства за 2020 год» (PDF) . АСИ . 30 августа 2021 г. с. 31 . Проверено 6 декабря 2021 г.
  191. ^ « Трехлетний план деятельности на 2021-2023 годы » (PDF) . АСИ (на итальянском языке). 10 марта 2021 г. с. 50 . Проверено 6 декабря 2021 г.
  192. ^ «Даль 2022 года на орбите il спутник dalla super-vista» [Гиперспектральный спутник выйдет на орбиту в 2022 году]. АНСА (на итальянском языке). 3 июля 2019 года . Проверено 6 декабря 2021 г.
  193. ^ «Вега-С – КОМПСАТ-7» . Следующий космический полет . Проверено 27 марта 2024 г.
  194. ^ «Arianespace запустит KOMPSAT-7 для Корейского института аэрокосмических исследований (KARI) с помощью ракеты-носителя Vega-C» . Арианспейс. 12 сентября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
  195. ^ «РУКОВОДСТВО CEOS EO – РЕЗЮМЕ МИССИИ – КОМПСАТ-7» . База данных CEOS . Проверено 5 декабря 2022 г.
  196. ^ «АЛЬТИУС — озоновая миссия ЕКА» . ЕКА . Проверено 4 мая 2024 г.
  197. ^ Радуга, Джейсон (19 января 2023 г.). «ClearSpace собирает 29 миллионов долларов в преддверии первой миссии по удалению мусора» . Космические новости . Проверено 23 января 2023 г.
  198. ^ «Спутник: CSG-4» . ВМО . Проверено 25 января 2024 г.
  199. ^ «Контракт обеспечивает проектирование спутника ЕКА ФОРУМ» . ЕКА . 28 июня 2022 г. Проверено 28 июня 2022 г.
  200. ^ Статус текущих и будущих миссий и программ ЕКА по наблюдению Земли . ЦГМС-49 . ЕКА . 14 мая 2021 г. стр. 33–37 . Проверено 27 августа 2021 г. - из Интернет-архива .
  201. ^ «ФОРУМ кандидатов на миссию Earth Explorer 9 - Отчет о выборе миссии» (PDF) . ЕКА. 21 июня 2019 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
  202. ^ «Финансовый отчет за полугодие 2023 года» (PDF) . Авио . Проверено 10 сентября 2023 г.
  203. ^ Парсонсон, Эндрю (23 сентября 2020 г.). «Airbus подписывает контракт на 350 миллионов долларов на строительство спутника CRISTAL для мониторинга льда для ЕС» . Космические новости . Проверено 28 ноября 2022 г.
  204. ^ Генри, Калеб (10 февраля 2016 г.). «ESA заключает контракты на спутники Sentinel 3C и D с компанией Thales Alenia Space» . Через спутник . Проверено 28 мая 2021 г.
  205. ^ Перейти обратно: а б с Парсонсон, Эндрю (13 ноября 2020 г.). «ESA подписывает три контракта Copernicus на сумму 1,3 миллиарда евро» . Космические новости . Проверено 28 ноября 2022 г.
  206. ^ «ПРАВДА» . ЕКА . Проверено 16 июня 2023 г.
  207. ^ де Сельдинг, Питер Б. (13 февраля 2012 г.). «Европейская ракета Vega под руководством Италии успешно дебютировала» . Космические новости. Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года.
  208. ^ Перейти обратно: а б де Сельдинг, Питер Б. (23 января 2012 г.). «Ожидается, что Vega будет конкурировать по цене с российскими ракетами» . Космические новости.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80ac2080cc51b92f60d45720d8b5c59c__1722423840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/9c/80ac2080cc51b92f60d45720d8b5c59c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vega (rocket) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)