Jump to content

Ариан рейс V88

Кластер
Тип миссии Магнитосферный
Оператор ЧТО
Свойства космического корабля
Стартовая масса 1200 кг (2600 фунтов)
Начало миссии
Дата запуска 12:34:06, 4 июня 1996 г. (UTC) ( 1996-06-04T12:34:06Z )
Ракета Ариан 5G
Запуск сайта Куру ELA-3
Конец миссии
Утилизация неудачный запуск
Разрушен 4 июня 1996 г. ( 04.06.1996 )
Знаки отличия кластерной миссии
Четырехугольный знак миссии ЕКА для Кластера

Ариан рейс V88 [1] стал неудачным первый полет ракеты Arianespace Ariane 5 , аппарат №. 501, 4 июня 1996 года. На нем находился космический корабль Cluster , группировка из четырех исследовательских спутников Европейского космического агентства .

Запуск завершился неудачей из-за многочисленных ошибок в разработке программного обеспечения: мертвый код , предназначенный только для Ariane 4 , с недостаточной защитой от целочисленного переполнения привел к неправильно обработанному исключению , остановившему всю в остальном незатронутую инерциальную навигационную систему . Это привело к тому, что ракета отклонилась от траектории полета через 37 секунд после запуска, начала распадаться под действием высоких аэродинамических сил и, наконец, самоуничтожилась с помощью автоматической системы прекращения полета . Этот сбой стал известен как одна из самых печально известных и дорогостоящих программных ошибок в истории. [2] В результате неудачи компания потеряла более 370 миллионов долларов США. [3]

Ошибка запуска

[ редактировать ]
Схема Ariane 501 с четырьмя спутниками Cluster
Зона падения осколков неудавшегося запуска Ariane 501
Восстановленная опорная стойка сателлитной конструкции

Ariane 5 повторно использовал код инерциальной эталонной платформы Ariane 4 , но ранняя часть траектории полета Ariane 5 отличалась от Ariane 4 более высокими значениями горизонтальной скорости. Это привело к тому, что внутреннее значение BH (горизонтальное смещение), рассчитанное в функции выравнивания, оказалось неожиданно высоким. Функция выравнивания работала примерно в течение 40 секунд полета, что было основано на требованиях Ariane 4, но не приносило никакой пользы после старта Ariane 5. [4] Большие значения BH приводили к переполнению преобразования данных из 64-битного числа с плавающей запятой в 16-битное знаком целое число со и возникновению аппаратного исключения . [5] Программисты защитили от переполнения только четыре из семи критических переменных, чтобы уложиться в требуемую максимальную рабочую нагрузку в 80 % для бортового компьютера с инерциальной системой отсчета, и полагались на предположения, которые были верны для Ariane 4, но не для Ariane 5. , траектория возможного диапазона значений для трех незащищенных переменных. [6] Исключение остановило работу обоих модулей инерциальной системы отсчета, хотя они должны были быть резервными . Активный модуль представил бортовому компьютеру диагностическую битовую комбинацию, которая была интерпретирована как полетные данные, в частности, вызывая полное отклонение сопел твердотопливных ускорителей и маршевого двигателя Vulcain . Это привело к углу атаки более 20 градусов, что привело к отрыву ускорителей от основной ступени, срабатыванию системы самоуничтожения пусковой установки и разрушению полета. [4]

В официальном отчете о катастрофе (составленном комиссией по расследованию, возглавляемой Жаком-Луи Лионсом ) отмечалось, что «Основной темой при разработке Ariane 5 является уклон в сторону смягчения случайных отказов . Поставщик инерциальной навигационной системы (SRI) ) только следовал предоставленной ему спецификации, которая предусматривала, что в случае любого обнаруженного исключения процессор должен был быть остановлен. Возникшее исключение произошло не из-за случайного сбоя, а из-за ошибки проектирования. Исключение было обнаружено, но ненадлежащим образом обработано. поскольку было принято мнение, что программное обеспечение следует считать правильным до тех пор, пока не будет доказано, что оно неисправно. [...] Хотя сбой произошел из-за систематической ошибки проектирования программного обеспечения, можно ввести механизмы для смягчения проблем такого типа. Например, компьютеры в SRI могли бы продолжать предоставлять наилучшие оценки необходимой информации о положении . Есть основания для беспокойства, что следует разрешить или даже потребовать программное исключение, вызывающее остановку процессора при работе с критически важным оборудованием. Действительно, потеря правильной функции программного обеспечения опасна, поскольку одно и то же программное обеспечение работает в обоих устройствах SRI. В случае с Ariane 501 это привело к отключению двух еще исправных критических единиц оборудования». [4]

Другие проблемы, выявленные в отчете, касались тестирования: [4]

  • Целью процесса проверки, в котором участвуют все основные партнеры программы Ariane 5, является проверка проектных решений и получение летной квалификации. В этом процессе ограничения программного обеспечения центровки не были полностью проанализированы, и возможные последствия продолжения его работы во время полета не были осознаны.
  • Спецификация инерциальной системы отсчета и испытания, проведенные на уровне оборудования, конкретно не включали данные о траектории Ariane 5. Следовательно, функция перестройки не была проверена в моделируемых условиях полета Ariane 5, и ошибка конструкции не была обнаружена.
  • Было бы технически осуществимо включить почти всю инерциальную систему отсчета в общее моделирование системы, которое было выполнено. По ряду причин было решено использовать смоделированные выходные данные инерциальной системы отсчета, а не реальную систему или ее детальное моделирование. Если бы система была включена, сбой можно было бы обнаружить. Послеполетное моделирование проводилось на компьютере с программным обеспечением инерциальной системы отсчета и с моделируемой средой, включая реальные траекторные данные полета Ariane 501. Эти симуляции точно воспроизвели цепочку событий, приведших к отказу инерциальных систем отсчета.

Другой взгляд на сбой, основанный на системной инженерии , фокусируется на требованиях: [7]

  • Диапазоны переменных, таких как горизонтальная скорость и вычисленная на ее основе величина BH, должны были быть явно определены количественно. Вместо этого предполагался 16-битный диапазон.
  • Задача выравнивания должна была быть деактивирована в соответствующий момент. Вместо этого задача выравнивания выполнялась после взлета.
  • Следует проанализировать модель отказа инерциальных эталонных платформ, чтобы гарантировать непрерывное предоставление услуг на протяжении всего полета, а не предполагать, что выйдет из строя не более одного модуля. Вместо этого оба модуля вышли из строя, и вместо того, чтобы корректно завершить полет, выходные диагностические сообщения были интерпретированы как данные полета.

Полезная нагрузка

[ редактировать ]

Кластер состоял из четырех цилиндрических космических кораблей со стабилизированным вращением массой 1200 кг (2600 фунтов) , оснащенных солнечными элементами мощностью 224 Вт. Космический корабль должен был лететь в форме тетраэдра Земли и предназначался для проведения исследований магнитосферы . Спутники должны были быть размещены на высокоэллиптических орбитах; 17 200 на 120 600 километров (10 700 на 74 900 миль), наклонена под углом 90 градусов к экватору. [8]

Последствия

[ редактировать ]

После аварии Cluster II были построены четыре запасных спутника . Они были запущены парами на ракетах «Союз-У» / Фрегат в 2000 году.

Неудачный запуск привлек внимание широкой общественности, политиков и руководителей к высоким рискам, связанным со сложными вычислительными системами , что привело к увеличению поддержки исследований по обеспечению надежности критически важных для безопасности систем . Последующий автоматизированный анализ кода Ariane ( написанный на языке Ada ) стал первым примером крупномасштабного статического анализа кода методом абстрактной интерпретации . [9]

Неудача также нанесла ущерб превосходному успеху семейства ракет Европейского космического агентства, установленному высокими показателями успеха модели Ariane 4. Лишь в 2007 году запуски Ariane 5 были признаны столь же надежными, как и запуски предыдущей модели. [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Генрион, Жан Ив; Валле, Тьерри (1997). «В88 Ариан 501» . Капком Спейс .
  2. ^ Глейк, Джеймс (1 декабря 1996 г.). «Ошибка и сбой» . Журнал Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 апреля 2012 года . Проверено 7 апреля 2012 г.
  3. ^ Доусон, Марк (март 1997 г.). «Программный сбой Ariane 5». Заметки по разработке программного обеспечения ACM SIGSOFT . 22 (2): 84. дои : 10.1145/251880.251992 . S2CID   43439273 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Лайонс, JL (19 июля 1996 г.). Авария ARIANE 5 - Полный отчет (Отчет). Информационная комиссия, созданная ЕКА и КНЕС. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года.
  5. ^ Нусейбе, Башар (май 1997 г.). «Ариана 5: Кто, черт возьми?» (PDF) . Программное обеспечение IEEE . 14 (3): 15–16. дои : 10.1109/MS.1997.589224 . S2CID   206482665 .
  6. ^ Жезекель, Жан-Марк; Мейер, Бертран (январь 1997 г.). «Включите это в контракт: Уроки Арианы» . Компьютер . 30 (2): 129–130. дои : 10.1109/2.562936 . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 года – через Irisa.
  7. ^ Ле Ланн, Жерар (март 1997 г.). «Анализ отказа рейса 501 самолета Ariane 5 - взгляд на системную инженерию». Материалы международной конференции 1997 года по разработке компьютерных систем (ECBS'97) . Компьютерное общество IEEE . стр. 339–346. дои : 10.1109/ECBS.1997.581900 . ISBN  0-8186-7889-5 .
  8. ^ Кребс, Гюнтер. «Кластер 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 ноября 2011 г.
  9. ^ Фор, Кристель. «История поликосмических технологий» . Проверено 3 октября 2010 г.
  10. ^ Тодд, Дэвид (март 2007 г.). «Новости космической разведки ASCEND» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2007 года.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6bab4d89534bfb7662d7e33e19400f82__1721441220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/82/6bab4d89534bfb7662d7e33e19400f82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ariane flight V88 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)