Jump to content

Венера Экспресс

Венера Экспресс
Венера Экспресс на орбите
Тип миссии Венера вслепую
Оператор Европейское космическое агентство
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 2005-045А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 28901
Веб-сайт www .что .int /Венера
Продолжительность миссии Планируется: 2 года
Финал: 9 лет, 2 месяца, 9 дней
Свойства космического корабля
Производитель EADS Астриум
Стартовая масса 1270 кг (2800 фунтов) [1]
Сухая масса 700 кг (1500 фунтов) [1]
Масса полезной нагрузки 93 кг (205 фунтов) [1]
Размеры 1,5 × 1,8 × 1,4 м (4,9 × 5,9 × 4,6 футов) [1]
Власть 1100 Вт [1]
Начало миссии
Дата запуска 9 ноября 2005 г., 03:33:34 ( 2005-11-09UTC03:33:34 )   UTC [2]
Ракета Soyuz-FG / Fregat
Запуск сайта Байконур 31/6
Подрядчик Старсем
Конец миссии
Утилизация Спущен с орбиты
Последний контакт 18 января 2015 г., 15:01:55 ( 2015-01-18UTC15:01:56 )   UTC [3]
Дата распада Январь / февраль 2015 г.
Орбитальные параметры
Справочная система Цитероцентрический
Высота перицитериона 460 км (290 миль) [4]
Высота Апоцитериона 63000 км (39000 миль) [4]
Наклон 90 градусов [5]
Период 24 часа [5]
Венера вслепую
Орбитальное введение 11 апреля 2006 г.
Знак отличия миссии «Венера-Экспресс»
Знак отличия Солнечной системы ЕКА для Venus Express миссии

Venus Express ( VEX ) — первая (ЕКА) по исследованию Венеры миссия Европейского космического агентства . Запущенный в ноябре 2005 года, он прибыл к Венере в апреле 2006 года и начал непрерывно отправлять научные данные со своей полярной орбиты вокруг Венеры. Основной целью миссии, оснащенной семью научными приборами, было долгосрочное наблюдение за атмосферой Венеры . Наблюдения в течение таких длительных периодов времени никогда не проводились в предыдущих миссиях на Венеру и были ключом к лучшему пониманию динамики атмосферы. ЕКА завершило миссию в декабре 2014 года. [6]

Миссия была предложена в 2001 году для повторного использования конструкции миссии Mars Express . Однако некоторые характеристики миссии привели к изменениям в конструкции : в первую очередь в области терморегулирования, связи и электроэнергетики. Например, поскольку Марс находится примерно в два раза дальше от Солнца , чем Венера, лучистый нагрев космического корабля у Venus Express в четыре раза больше , чем у Mars Express . Кроме того, обстановка ионизирующего излучения более суровая. С другой стороны, более интенсивное освещение солнечных панелей приводит к увеличению вырабатываемой фотоэлектрической энергии. Миссия «Венера-Экспресс» также использует некоторые запасные инструменты, разработанные для космического корабля «Розетта» . Миссию предложил консорциум во главе с Д. Титовым (Германия), Э. Леллушем (Франция) и Ф. Тейлором (Великобритания).

Окно запуска было Venus Express открыто с 26 октября по 23 ноября 2005 года, при этом запуск первоначально был запланирован на 26 октября в 4:43 UTC . Однако проблемы с изоляцией разгонного блока «Фрегат» привели к двухнедельной задержке запуска для проверки и очистки небольшого мусора изоляции, мигрировавшего на космический корабль. [7] В конечном итоге он был запущен ракетой «Союз-ФГ / Фрегат» с космодрома Байконур в Казахстане 9 ноября 2005 года в 03:33:34 UTC на стояночную околоземную орбиту и через 1 час 36 минут после запуска выведен на переходную орбиту к Венере. Первый маневр коррекции траектории был успешно выполнен 11 ноября 2005 г. Он прибыл к Венере 11 апреля 2006 г., после 153 дней пути, и запустил главный двигатель между 07:10:29 и 08:00:42 UTC SCET, чтобы уменьшить скорость, чтобы его можно было захватить гравитацией Венеры на девятидневную орбиту размером 400 на 330 000 километров (250 на 205 050 миль). [8] За горением наблюдали из Центра управления ЕКА, ESOC , в Дармштадте, Германия .

семь дальнейших маневров по управлению орбитой, два с главным двигателем и пять с двигателями . потребовалось Для того чтобы Venus Express достигла своей последней рабочей 24-часовой орбиты вокруг Венеры, [8]

Венера-Экспресс вышла на целевую орбиту в апоапсисе 7 мая 2006 года в 13:31 по всемирному координированному времени, когда космический корабль находился на расстоянии 151 000 000 километров (94 000 000 миль) от Земли. В этот момент космический корабль двигался по эллипсу существенно ближе к планете, чем на начальной орбите. Полярная орбита над Венерой находилась в диапазоне от 250 до 66 000 километров (от 160 до 41 010 миль). Периапсис . располагался почти над Северным полюсом (80° северной широты), и космическому кораблю потребовалось 24 часа, чтобы облететь планету

Venus Express изучил с орбиты венерианскую атмосферу подробно и облака, плазменную среду и характеристики поверхности Венеры. Он также составил глобальные карты температуры поверхности Венеры. Первоначально планировалось, что его номинальная миссия продлится 500 земных дней (примерно два венерианских сидерических дня), но миссия продлевалась пять раз: сначала с 28 февраля 2007 г. до начала мая 2009 г.; затем с 4 февраля 2009 г. по 31 декабря 2009 г.; а затем с 7 октября 2009 г. по 31 декабря 2012 г. [9] 22 ноября 2010 года срок миссии был продлен до 2014 года. [10] 20 июня 2013 года миссия была продлена в последний раз до 2015 года. [11]

28 ноября 2014 года центр управления полетом потерял связь с Venus Express . Периодический контакт был восстановлен 3 декабря 2014 года, хотя контроля над космическим кораблем не было, вероятно, из-за исчерпания топлива. [12] 16 декабря 2014 года ЕКА объявило о Venus Express . завершении миссии [6] Несущий сигнал все еще принимался от автомобиля, но данные не передавались. Менеджер миссии Патрик Мартин ожидал, что космический корабль упадет ниже 150 километров (93 миль) в начале января 2015 года, а разрушение произойдет в конце января или начале февраля. [13] Несущий сигнал космического корабля в последний раз был обнаружен ЕКА 18 января 2015 года. [3]

Инструменты

[ редактировать ]

ASPERA-4 Акроним от « Анализатор космической плазмы и определял . ASPERA - энергетических атомов с атмосферой : » 4 исследовал взаимодействие солнечного ветра Венеры, определял влияние плазменных процессов на атмосферу, глобальное распределение плазмы и нейтрального газа, изучение энергетических нейтральных атомов, ионов и электронов, а также анализ других аспектов окружающей среды вблизи Венеры. ASPERA-4 — это повторное использование конструкции ASPERA-3, использованной на Mars Express , но адаптированной для более суровых условий вблизи Венеры.

МАГ : Магнитометр был разработан для измерения силы магнитного поля Венеры и его направления под воздействием солнечного ветра и самой Венеры. Он нанес на карту магнитооболочку , хвост магнитосферы , ионосферу и магнитный барьер с высоким разрешением в трех измерениях, помог ASPERA-4 в изучении взаимодействия солнечного ветра с атмосферой Венеры, определил границы между плазменными областями и провел планетарные исследования. а также наблюдения (такие как поиск и характеристика венерианских молний). MAG был создан на основе прибора ROMAP посадочного модуля Rosetta .

Один измерительный прибор был размещен на корпусе корабля. Идентичный второй из пары был размещен на необходимом расстоянии от корпуса, разложив стрелу длиной 1 м (труба из углеродного композита). Два дублирующих пиротехнических резака перерезали одну петлю тонкой веревки, чтобы высвободить силу металлических пружин. Приводной коленный рычаг повернул стрелу перпендикулярно наружу и зафиксировал ее на месте. Только использование пары датчиков вместе с вращением зонда позволило космическому кораблю распознать небольшое естественное магнитное поле под возмущающими полями самого зонда. Измерения для выявления полей, создаваемых аппаратом, проводились на маршруте от Земли до Венеры. [14] [15] Отсутствие магнитной чистоты произошло из-за повторного использования автобуса космического корабля «Марс-Экспресс» , на борту которого не было магнитометра. [15] Объединив данные двухточечных одновременных измерений и используя программное обеспечение для выявления и устранения помех, создаваемых самой Венерой-Экспресс , удалось получить результаты качества, сравнимые с теми, которые дает магнитно чистый аппарат. [15]

VMC : собой Камера мониторинга Венеры представляет многоканальную широкоугольную ПЗС -матрицу . VMC предназначен для получения глобальных изображений планеты. [16] Он работал в видимом (VIS), ультрафиолетовом (UV) и ближнем инфракрасном (NIR1 и NIR2) спектральных диапазонах, а также картировал распределение поверхностной яркости в поисках вулканической активности, отслеживал свечение воздуха , изучал распределение неизвестного явления поглощения ультрафиолета в облаках. вершины и делать другие научные наблюдения. Частично он был создан на основе Mars Express стереокамеры высокого разрешения (HRSC) и системы оптической, спектроскопической и инфракрасной дистанционной визуализации Rosetta (OSIRIS) . Камера основана на серии Kodak KAI-1010 с межстрочной ПЗС-матрицей с разрешением 1024 x 1024 пикселей и включает в себя FPGA для предварительной обработки данных изображения, уменьшая объем передаваемых на Землю данных. [17] [18] В консорциум учреждений, ответственных за VMC, входили Институт Макса Планка по исследованию Солнечной системы , Институт планетарных исследований Немецкого аэрокосмического центра и Институт компьютерной и коммуникационной сетевой инженерии Брауншвейгского технического университета . [19] Не следует путать ее с камерой визуального наблюдения, установленной на Mars Express , и она является ее развитием. [17] [20]

Венера Мониторинг камеры каналов [17]
Канал ВМК Центральная длина волны Спектральный диапазон
ВИС 513 нм 503 – 523 нм
НИР1 935 нм 900 – 970 нм
НИР2 1,01 мкм 990 – 1030 нм
УФ 365 нм 345 – 385 нм

PFS : « Планетарный диапазоне длин волн от Фурье спектрометр до 45 мкм и » (PFS) должен был работать в инфракрасном 0,9 был разработан для вертикального оптического зондирования атмосферы Венеры. Он должен был осуществлять глобальный долгосрочный мониторинг трехмерного температурного поля в нижних слоях атмосферы (уровень облаков до 100 километров). Кроме того, он должен был искать второстепенные составляющие атмосферы, которые могут присутствовать, но еще не были обнаружены, анализировать атмосферные аэрозоли и исследовать процессы обмена между поверхностью и атмосферой. Конструкция была основана на спектрометре Mars Express , но модифицирована для оптимальной работы миссии Venus Express . Однако во время развертывания PFS произошел сбой, и полезные данные не были переданы. [21]

SPICAV : « SP -эктроскопия для исследования характеристик атмосферы диапазонах . Венеры , » (SPICAV) представляет собой визуализирующий спектрометр который использовался для анализа излучения в инфракрасном и ультрафиолетовом Он был создан на основе инструмента SPICAM, установленного на Mars Express . SPICAV был дополнительный канал, как SOIR ( Солнечное затмение известный в инфракрасном диапазоне Однако у ), который использовался для наблюдения Солнца через атмосферу Венеры в инфракрасном диапазоне.

ВИРТИС « видимом и инфракрасном диапазоне изображения в теплового инфракрасной Спектрометр : » ( ВИРТИС ) представлял собой отображающий спектрометр , который проводил наблюдения в ближней ультрафиолетовой, видимой и частях электромагнитного спектра . Он проанализировал все слои атмосферы, температуру поверхности и явления взаимодействия поверхности и атмосферы.

VeRa : Venus представляла Radio Science собой эксперимент по радиозондированию, в ходе которого радиоволны передавались с космического корабля и пропускались через атмосферу или отражались от поверхности. Эти радиоволны были приняты наземной станцией на Земле для анализа ионосферы , атмосферы и поверхности Венеры. Он был создан на основе прибора Radio Science Investigation, установленного на Rosetta .

Климат Венеры

[ редактировать ]

Начиная с ранней планетной системы со схожими размерами и химическим составом, истории Венеры и Земли поразительно разошлись. Есть надежда, что полученные данные миссии Venus Express смогут способствовать не только глубокому пониманию того, как устроена атмосфера Венеры, но и пониманию изменений, которые привели к нынешним парниковым атмосферным условиям. Такое понимание может способствовать изучению изменения климата на Земле. [22]

В 2006 году результаты его исследований выявили различия между Венерой и Землей и начали наблюдать обычные изменения климата. [23]

Поиск жизни на Земле

[ редактировать ]

Venus Express также использовался для наблюдения за признаками жизни на Земле с орбиты Венеры. На изображениях, полученных зондом, размер Земли составлял менее одного пикселя, что имитирует наблюдения за планетами размером с Землю в других планетных системах . Эти наблюдения затем были использованы для разработки методов исследования обитаемости экзопланет . [24]

Хронология миссии

[ редактировать ]
Анимация Venus Express траектории с 9 ноября 2005 г. по 31 декабря 2006 г.
  Венера Экспресс   ·   Венера   ·   Земля   ·   Солнце
Анимация Venus Express траектории движения вокруг Венеры с 1 апреля 2006 г. по 1 апреля 2008 г.
  Венера Экспресс   ·   Венера
  • 3 августа 2005 г.: Venus Express завершила заключительную фазу испытаний на предприятии Astrium Intespace в Тулузе, Франция .
  • 7 августа 2005 года: «Венера Экспресс» прибыл в аэропорт космодрома Байконур .
  • 16 августа 2005 г.: завершены первые летные проверочные испытания.
  • 22 августа 2005 г.: Тестирование интегрированной системы-3.
  • 30 августа 2005 г.: успешно началось последнее крупное тестирование системы.
  • 5 сентября 2005 г.: электрические испытания прошли успешно.
  • 21 сентября 2005 г.: FRR (проверка готовности к заправке) продолжается.
  • 12 октября 2005 г.: завершено стыковка с разгонным блоком «Фрегат» .
  • обнаружено загрязнение 21 октября 2005 г.: внутри обтекателя – запуск приостановлен.
  • 5 ноября 2005 г.: Прибытие на стартовую площадку.
  • 9 ноября 2005 г.: запуск с космодрома Байконур в 03:33:34 UTC.
  • 11 ноября 2005 г.: Успешно выполнен первый маневр по коррекции траектории.
  • 17 февраля 2006 г.: Главный двигатель успешно запущен во время генеральной репетиции маневра прибытия. [25]
  • 24 февраля 2006 г.: успешно выполнен второй маневр коррекции траектории.
  • 29 марта 2006 г.: Успешно выполнен третий маневр коррекции траектории - цель для выхода на орбиту 11 апреля.
  • 7 апреля 2006 г.: На космический корабль загружается стек команд для маневра вывода на орбиту.
  • 11 апреля 2006 г.: Вывод на орбиту Венеры (VOI) успешно завершен в соответствии со следующим графиком: [26]
Событие Время события космического корабля (UTC) Время приема на земле (UTC)
Начало фазы отстаивания жидкости 07:07:56 07:14:41
ВОИ запуск главного двигателя 07:10:29 07:17:14
перицентрический проход 07:36:35
начало затмения 07:37:46
начало затмения 07:38:30 07:45:15
конец затемнения 07:48:29 07:55:14
конец затмения 07:55:11
Окончание записи VOI 08:00:42 08:07:28
Период этой начальной орбиты составляет девять дней. [8]
  • 13 апреля 2006 г.: опубликованы первые изображения Венеры с аппарата Venus Express .
  • 20 апреля 2006 г.: выполнен маневр №1 по снижению апоапсиса. Орбитальный период теперь составляет 40 часов.
  • 23 апреля 2006 г.: выполнен маневр № 2 по снижению апоапсиса. Орбитальный период сейчас составляет около 25 часов 43 минуты.
  • 26 апреля 2006 г.: Маневр №3 по снижению апоапсиса представляет собой небольшое исправление предыдущего ALM.
  • 7 мая 2006 г.: Венера-Экспресс вышла на целевую орбиту в апоапсисе в 13:31 UTC.
  • 14 декабря 2006 г.: первая карта температуры южного полушария. [27]
  • 27 февраля 2007 г.: ЕКА соглашается профинансировать продление миссии до мая 2009 г. [ нужна ссылка ]
  • 19 сентября 2007 г.: Окончание номинальной миссии (500 земных дней) – Начало продления миссии.
  • была опубликована серия статей 27 ноября 2007 г.: в журнале Nature с первоначальными выводами. Он находит доказательства существования океанов прошлого. Это подтверждает наличие молний на Венере и то, что они более распространены на Венере, чем на Земле. В нем также сообщается об открытии огромного двойного атмосферного вихря на южном полюсе планеты. [28] [29]
  • 20 мая 2008 г.: Об обнаружении прибором VIRTIS гидроксила ( OH) в атмосфере Венеры сообщается в майском выпуске журнала Astronomy & Astrophysicals за 2008 г. [30]
  • 4 февраля 2009 г.: ЕКА соглашается профинансировать продление миссии до 31 декабря 2009 г. [ нужна ссылка ]
  • 7 октября 2009 г.: ЕКА соглашается финансировать миссию до 31 декабря 2012 г. [ нужна ссылка ]
  • 23 ноября 2010 г.: ЕКА соглашается финансировать миссию до 31 декабря 2014 г. [ нужна ссылка ]
  • 25 августа 2011 г.: Сообщается, что слой озона . в верхних слоях атмосферы Венеры существует [31] [32]
  • 1 октября 2012 г.: Сообщается, что сухой лед . в атмосфере Венеры существует холодный слой, в котором может осаждаться [33]
  • 18 июня — 11 июля 2014 г.: проведен успешный эксперимент по аэродинамическому торможению . [34] Многократные проходы на высоте от 131 до 135 км. [35]
  • 28 ноября 2014 г.: Центр управления полетом теряет связь с Venus Express . [12]
  • 3 декабря 2014 г.: установлен периодический контакт; установлено, что в космическом корабле, вероятно, закончилось топливо. [12]
  • 16 декабря 2014 г.: ЕКА объявляет о завершении миссии Venus Express . [6]
  • 18 января 2015 г.: Последнее обнаружение несущего сигнала X-диапазона космического корабля. [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и «Информационный бюллетень об экспрессе Венеры» . Европейское космическое агентство. 1 июня 2014 года . Проверено 5 июля 2017 г.
  2. ^ Сиддики, Асиф (2018). За пределами Земли: Хроника исследования глубокого космоса, 1958–2016 (PDF) (второе изд.). Офис программы истории НАСА.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Скука, Дэниел (23 января 2015 г.). «Венера Экспресс: Последний крик» . Европейское космическое агентство . Проверено 26 января 2015 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Путешествие в верхние слои атмосферы Венеры» . Европейское космическое агентство. 11 ноября 2014 года . Проверено 23 ноября 2014 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Оперативная орбита» . Европейское космическое агентство. 14 декабря 2012 года . Проверено 23 ноября 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Бауэр, Маркус; Сведхем, Хокан; Уильямс, Адам; Мартин, Патрик (16 декабря 2014 г.). «Венера Экспресс мягко уходит в ночь» . Европейское космическое агентство . Проверено 22 декабря 2014 г.
  7. ^ «Предварительное расследование Venus Express приносит обнадеживающие новости» . ЕКА. 25 октября 2005 г. Проверено 9 мая 2006 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Венера Экспресс» . Национальный центр данных космических исследований . Проверено 22 декабря 2014 г.
  9. ^ «Продление миссии одобрено для научных миссий» . ЕКА. 16 октября 2009 г.
  10. ^ «Европа сохраняет свое присутствие на последнем рубеже» . ЕКА. 22 ноября 2010 г.
  11. ^ «Научные миссии ЕКА продолжаются сверхурочно» . ЕКА. 20 июня 2013 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «Аномалия Венера-Экспресс» . SpaceDaily. 8 декабря 2014 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
  13. ^ Дрейк, Надя (17 декабря 2014 г.). «Из-за нехватки топлива Венера-Экспресс медленно падает насмерть в небе планеты» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  14. ^ «ИВФ: ВЕКС-МАГ» . Iwf.oewa.ac.at. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Поуп, ЮАР; Чжан, ТЛ; Балихин М.А.; Хвиздос, Л.; Кудела, К.; Диммок, AP (апрель 2011 г.). «Исследование планетарной магнитной среды с использованием магнитно-нечистых космических аппаратов: системный подход к анализу данных VEX MAG» . Анналы геофизики . 29 (4): 639–647. Бибкод : 2011АнГео..29..639П . дои : 10.5194/angeo-29-639-2011 .
  16. ^ «Камера миссии Venus Express» . Институт Макса Планка по исследованию Солнечной системы. Архивировано из оригинала 7 марта 2008 года.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Маркевич, WJ; Титов Д.; Фит, Б.; Бенке, Т.; Семерей, И.; и др. «Камера наблюдения Venus для Venus Express» (PDF) . Институт Макса Планка по исследованию Солнечной системы. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года.
  18. ^ «Камера наблюдения Венеры» . Технический университет в Брауншвейге.
  19. ^ «Свет и тьма Венеры» . ЕКА. 21 февраля 2008 г.
  20. ^ Коек, Ч.; Кембл, С.; Готре, Л.; Ренар, П.; Фэй, Ф. (октябрь 2001 г.). «Венера Экспресс: Отчет об определении миссии» (PDF) . Европейское космическое агентство. п. 17. ESA-SCI (2001)6.
  21. ^ Лакдавалла, Эмили (23 июля 2007 г.). «Venus Express PFS не реагирует на быстрый удар» . Планетарное общество . Проверено 2 февраля 2023 г.
  22. ^ «Динамика атмосферы Венеры и Земли» (PDF) . Lpi.usra.edu . Проверено 15 декабря 2014 г.
  23. ^ «Европейский корабль исследования Венеры «Венера Экспресс» выходит на орбиту Венеры (статья на английском языке прилагается)» . Голос Америки (на корейском языке). 11 апреля 2006 года . Проверено 14 июня 2024 г.
  24. ^ «Венера-экспресс в поисках жизни – на Земле» . Европейское космическое агентство . Проверено 15 декабря 2014 г.
  25. ^ «Успешное испытание главного двигателя Venus Express» . Европейское космическое агентство. 17 февраля 2006 г. Проверено 9 мая 2006 г.
  26. ^ «Выход на орбиту Венеры» . Европейское космическое агентство. 24 мая 2007 года . Проверено 26 января 2015 г.
  27. ^ «Новая температурная карта южного полушария Венеры» . Европейское космическое агентство. 14 июля 2009 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
  28. ^ Хэнд, Эрик (27 ноября 2007 г.). «Сообщения европейской миссии с Венеры» . Природа . дои : 10.1038/news.2007.297 . S2CID   129514118 .
  29. ^ «Венера дает подсказки о климате Земли» . Новости Би-би-си . 28 ноября 2007 года . Проверено 29 ноября 2007 г.
  30. ^ «Венера Экспресс впервые обнаружила гидроксил в атмосфере Венеры» . SpaceDaily. 20 мая 2008 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
  31. ^ Карпентер, Дженнифер (7 октября 2011 г.). «Венера приносит сюрприз озоновому слою» . Новости Би-би-си .
  32. ^ Монмессен, Ф.; Берто, Ж.-Л.; Лефевр, Ф.; Марк, Э.; Беляев Д.; и др. (ноябрь 2011 г.). «В ночных верхних слоях атмосферы Венеры обнаружен слой озона» . Икар . 216 (1): 82–85. Бибкод : 2011Icar..216...82M . дои : 10.1016/j.icarus.2011.08.010 . hdl : 2268/100136 .
  33. ^ «Любопытный холодный слой в атмосфере Венеры» . Европейское космическое агентство. 1 октября 2012 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
  34. ^ Скука, Дэниел (16 мая 2014 г.). «Сёрфинг в чужой атмосфере» . Европейское космическое агентство . Проверено 23 ноября 2014 г.
  35. ^ «Венера Экспресс снова восходит» . Европейское космическое агентство. 11 июля 2014 года . Проверено 14 апреля 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26f5a24452410e347a978e0c0839f531__1722632760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/31/26f5a24452410e347a978e0c0839f531.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Venus Express - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)