Jump to content

Хаябуса

Хаябуса
выполненное художником. Изображение Хаябусы над поверхностью Итокавы,
Имена Муз-С (до запуска)
Тип миссии образец возврата
Оператор ДЖАКСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 2003-019А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 27809
Продолжительность миссии 7 лет, 1 месяц и 4 дня
Свойства космического корабля
Стартовая масса 510 кг [1]
Сухая масса 380 кг (840 фунтов)
Начало миссии
Дата запуска 04:29:25, 9 мая 2003 г. (UTC) ( 2003-05-09T04:29:25Z )
Ракета M-V
Запуск сайта Космический центр Учинура
Конец миссии
Утилизация капсула возврата образца : восстановлена
космический корабль : баллистический вход в атмосферу
Минерва и марсоход : потерян контакт
Последний контакт Минерва : 12 ноября 2005 г.
Дата восстановления образец капсулы : 07:08, 14 июня 2010 г.
Дата распада космический корабль : 13 июня 2010 г.
Дата посадки образец капсулы : 13 июня 2010 г. ( 13.06.2010 ) 14:12 UT [2]
Посадочная площадка недалеко от Вумеры, Австралия
Облет Земли
Ближайший подход 06:23, 19 мая 2004 г.
Расстояние 3725 км (2315 миль)
Встреча с (25143) Итокавой
Дата прибытия 12 сентября 2005 г., 1:17 UTC [3]
Дата отъезда декабрь 2005 г.
(25143) Посадочный модуль «Итокава»
Дата посадки 19 ноября 2005 г., 21:30 UTC
Обратный запуск 19 ноября 2005 г., 21:58 UTC
(25143) Посадочный модуль «Итокава»
Дата посадки 25 ноября 2005 г.
Масса образца <1 г

Хаябуса ( яп . はやぶさ , « Сапсан ») роботизированный космический корабль, разработанный Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) для образца материала с небольшого околоземного астероида под названием 25143 Итокава доставки на Землю для дальнейшего анализа. Хаябуса , ранее известный как MUSES-C от Mu Space Engineering Spacecraft C , был запущен 9 мая 2003 года и встретился с Итокавой в середине сентября 2005 года. После прибытия на Итокаву Хаябуса изучил форму, вращение, топографию, цвет, состав астероида. плотность и история. В ноябре 2005 года он приземлился на астероид и собрал образцы в виде крошечных зерен астероидного материала, которые были возвращены на Землю на борту космического корабля 13 июня 2010 года.

На космическом корабле также находился съемный мини-посадочный модуль MINERVA , который не смог достичь поверхности.

Миссия прежде всего

[ редактировать ]
Денис Дж. П. Моура (слева) и Дзюнъитиро Кавагути (справа) на Международном астронавтическом конгрессе (МАК) 2010 г.

Космические корабли НАСА « Галилео» и NEAR Shoemaker уже посещали астероиды, но миссия «Хаябуса» была первой, которая вернула на Землю образец астероида для анализа. [4]

Кроме того, «Хаябуса» был первым космическим кораблем, предназначенным для преднамеренной посадки на астероид и последующего взлета ( NEAR Shoemaker совершил управляемый спуск на поверхность 433 «Эрос» в 2000 году, но он не проектировался как посадочный модуль и в конечном итоге был деактивирован после этого). приехал). Технически Хаябуса не был предназначен для «приземления»; он просто касается поверхности своим устройством для захвата проб, а затем уходит. Однако это был первый корабль, изначально спроектированный для физического контакта с поверхностью астероида. Дзюнъитиро Кавагути из Института космоса и астронавтики . Руководителем миссии был назначен [5]

Несмотря на намерение конструктора обеспечить кратковременный контакт, Хаябуса приземлился и просидел на поверхности астероида около 30 минут (см. ниже ).

Профиль миссии

[ редактировать ]

Космический корабль «Хаябуса» был запущен 9 мая 2003 года в 04:29:25 UTC на ракете MV из Космического центра Учинура ( еще называвшегося Космическим центром Кагосима в то время ). После запуска название космического корабля было изменено с оригинального MUSES-C на Hayabusa , что по-японски означает сокол . космического корабля Ксеноновые двигатели (четыре отдельных блока), работавшие почти непрерывно в течение двух лет, медленно приближали Хаябусу к встрече с Итокавой в сентябре 2005 года. станции По прибытии космический корабль не вышел на орбиту вокруг астероида, а остался на гелиоцентрической орбите неподалеку.

Полумасштабная модель Хаябусы на МАК в 2010 году.

Хаябуса обследовал поверхность астероида с расстояния около 20 км (13,7 миль), «положения ворот». После этого космический корабль приблизился к поверхности («исходное положение»), а затем приблизился к астероиду для серии мягких приземлений и сбора образцов на безопасной площадке. автономная В этот период широко использовалась оптическая навигация, поскольку длительная задержка связи не позволяет осуществлять командование в реальном времени с Земли. В момент второго приземления «Хаябусы» со своим развертываемым коллекторным рожком космический корабль был запрограммирован стрелять крошечными снарядами по поверхности, а затем собирать образовавшиеся брызги. Несколько крошечных пятнышек были собраны космическим кораблем для анализа на Земле.

После нескольких месяцев пребывания вблизи астероида космический корабль должен был запустить двигатели и начать обратный путь на Землю. Этот маневр был отложен из-за проблем с ориентацией (ориентацией) и двигателями корабля. Как только она вышла на обратную траекторию, возвращаемая капсула была отделена от основного космического корабля за три часа до входа в атмосферу, и капсула двигалась по баллистической траектории, снова войдя в атмосферу Земли в 13:51 13 июня 2010 г. по всемирному координированному времени. По оценкам, капсула испытала пиковое замедление около 25 G и скорость нагрева примерно в 30 раз больше, чем у космического корабля «Аполлон» . Он приземлился на парашюте недалеко от Вумеры , Австралия.

Что касается профиля миссии, JAXA определило следующие критерии успеха и соответствующие оценки для основных этапов миссии до запуска космического корабля «Хаябуса» . [6] Как видно, космический корабль «Хаябуса» представляет собой платформу для тестирования новых технологий, а основной целью проекта «Хаябуса» является первая в мире реализация ионных двигателей с микроволновым разрядом . Таким образом, «работа ионных двигателей более 1000 часов» — это достижение, дающее полную оценку в 100 баллов, а остальные вехи — это серия построенных на этом первых в мире экспериментов.

Копия возвращаемой капсулы, выставленная в JAXAi (закрыта 28 декабря 2010 г.)
Критерии успеха Hayabusa Очки Статус
Работа ионных двигателей 50 баллов Успех
Работа ионных двигателей более 1000 часов. 100 баллов Успех
Помощь гравитации Земли с помощью ионных двигателей 150 баллов Успех
Встреча с Итокавой с автономной навигацией 200 очков Успех
Научное наблюдение за Итокавой 250 очков Успех
Приземление и сбор образцов 275 очков Успех
Капсула восстановлена 400 баллов Успех
Образец, полученный для анализа 500 баллов Успех

Мини-посадочный модуль MINERVA

[ редактировать ]

Хаябуса нес крошечный мини- посадочный модуль (весом всего 591 г (20,8 унции), высотой примерно 10 см (3,9 дюйма) и диаметром 12 см (4,7 дюйма) под названием « МИНЕРВА » (сокращение от MI cro - Nano E xperimental). Робот - транспортное средство для стероида А ). Ошибка при развертывании привела к поломке корабля.

Этот корабль на солнечной энергии был спроектирован так, чтобы воспользоваться преимуществами очень низкой гравитации Итокавы за счет использования внутреннего маховика для прыжков по поверхности астероида, передавая изображения со своих камер на Хаябусу всякий раз, когда два космических корабля находились в поле зрения друг друга. [7]

MINERVA была развернута 12 ноября 2005 года. Команда на выпуск посадочного модуля была отправлена ​​​​с Земли, но прежде чем команда могла прибыть, высотомер Хаябусы измерил его расстояние от Итокавы до 44 м (144 фута) и, таким образом, запустил последовательность автоматического поддержания высоты. В результате, когда прибыла команда выпуска MINERVA, MINERVA была выпущена, когда зонд поднимался и находился на большей высоте, чем предполагалось, так что он вырвался из-под гравитационного притяжения Итокавы и упал в космос. [8] [9]

Если бы проект оказался успешным, MINERVA стала бы первым прыгающим космическим вездеходом. Советская миссия «Фобос-2» также столкнулась со сбоем при попытке запустить прыгающий марсоход.

Научное и инженерное значение миссии

[ редактировать ]

Понимание учеными астероидов во многом зависит от образцов метеоритов, но очень сложно сопоставить образцы метеоритов с конкретными астероидами, из которых они произошли. Хаябуса поможет решить эту проблему, вернув нетронутые образцы с конкретного, хорошо изученного астероида. Хаябуса восполнил разрыв между данными наземных наблюдений астероидов и лабораторным анализом коллекций метеоритов и космической пыли . [10] Также сравнение данных бортовых приборов « Хаябусы» с данными NEAR Shoemaker миссии позволит вывести знания на более широкий уровень. [ нужна ссылка ]

Миссия Хаябуса также имеет очень большое инженерное значение для JAXA. Это позволило JAXA дополнительно протестировать свои технологии в области ионных двигателей , автономной и оптической навигации, связи в дальнем космосе и близкого движения на объектах с низкой гравитацией, среди прочего. Во-вторых, поскольку это был первый в истории заранее запланированный мягкий контакт с поверхностью астероида ( посадка NEAR Shoemaker на 433 Эрос не была запланирована заранее), он оказал огромное влияние на дальнейшие миссии астероидов. [ нужна ссылка ]

Изменения в плане миссии

[ редактировать ]

Профиль миссии Хаябуса менялся несколько раз как до, так и после запуска.

  • Первоначально корабль планировалось запустить в июле 2002 года к астероиду 4660 Нерей астероид (10302) 1989 ML ( в качестве альтернативной цели рассматривался ). Однако из-за отказа японской ракеты М-5 в июле 2000 года запуск был отложен, в результате чего и Nereus, и ML 1989 года оказались вне досягаемости. В результате целевой астероид был изменен на 1998 SF 36 , который вскоре после этого был назван в честь японского пионера ракетной техники Хидео Итокавы . [11]
  • Хаябуса небольшой марсоход, поставляемый НАСА и разработанный Лабораторией реактивного движения , под названием Muses-CN, но НАСА отменило запуск марсохода в ноябре 2000 года из-за бюджетных ограничений. должен был развернуть на поверхности астероида
  • В 2002 году запуск был отложен с декабря 2002 года на май 2003 года для перепроверки уплотнительных колец системы управления реакцией, поскольку было обнаружено, что в одном из них используется материал, отличный от указанного. [12]
  • В 2003 году, когда Хаябуса направлялся в Итокаву, произошла крупнейшая солнечная вспышка, зарегистрированная в истории. [13] повредил солнечные элементы на борту космического корабля. Это снижение электрической мощности снизило эффективность ионных двигателей, тем самым задержав прибытие на Итокаву с июня по сентябрь 2005 года. Поскольку орбитальная механика требовала, чтобы космический корабль все еще должен был покинуть астероид к ноябрю 2005 года, количество времени, которое он мог провести расходы на Итокаву были значительно сокращены, а количество посадок на астероид сократилось с трех до двух.
  • В 2005 году два реактивных колеса , которые управляют движением Хаябусы, вышли из строя; колесо оси X вышло из строя 31 июля, а колесо оси Y — 2 октября. После последней неудачи космический корабль все еще мог включать двигатели по осям X и Y. JAXA заявило, что, поскольку глобальное картографирование Итокавы было завершено, это не было серьезной проблемой, но план миссии был изменен. Неисправные реактивные колеса были изготовлены компанией Ithaco Space Systems, Inc, Нью-Йорк, которая позже была приобретена компанией Goodrich .
  • «Репетиция» высадки на Итокаву 4 ноября 2005 г. не удалась и была перенесена.
  • Первоначальное решение о отборе проб на двух разных участках астероида было изменено, когда одно из мест, пустыня Вумера, оказалось слишком каменистым для безопасной посадки.
  • Запуск мини-зонда MINERVA 12 ноября 2005 г. закончился неудачей.

График миссии

[ редактировать ]

Вплоть до запуска

[ редактировать ]

Миссия по исследованию астероидов Института космоса и астронавтики (ISAS) началась в 1986–1987 годах, когда ученые исследовали возможность миссии по возвращению образцов на Антерос и пришли к выводу, что технология еще не разработана. [14] В период с 1987 по 1994 год совместная группа ISAS/NASA изучала несколько миссий: миссия по сближению с астероидами позже стала NEAR , а миссия по возвращению образцов кометы позже стала Stardust . [15]

В 1995 году ISAS выбрал возврат образцов астероида в качестве инженерной демонстрационной миссии MUSES-C, а проект MUSES-C начался в 1996 финансовом году. Астероид Нерей был первой целью, а 1989 ML был второстепенным выбором. На ранней стадии разработки Nereus считался недосягаемым, и основной целью 1989 года стало ML. [16] Неудачный запуск MV в июле 2000 года вынудил отложить запуск MUSES-C с июля 2002 года на ноябрь/декабрь, в результате чего Nereus и ML 1989 года стали недоступными. В результате целевой астероид был изменен на 1998 SF 36 . [17] В 2002 году запуск был перенесен с декабря 2002 года на май 2003 года для перепроверки уплотнительных колец системы управления реакцией, поскольку в одном из них было обнаружено использование материала, отличного от указанного. [12] 9 мая 2003 г. в 04:29:25 UTC ракетой MV был запущен MUSES-C, зонд получил название « Хаябуса ».

Проверка ионного двигателя началась 27 мая 2003 года. Работа на полной мощности началась 25 июня.

Астероиды названы в честь их первооткрывателя. ISAS попросил LINEAR , первооткрывателя 1998 SF 36 , назвать имя в честь Хидео Итокавы , и 6 августа Minor Planet Circular сообщил, что целевой астероид 1998 SF 36 был назван Итокава . [18] [19]

В октябре 2003 года ISAS и два других национальных аэрокосмических агентства Японии были объединены в JAXA .

31 марта 2004 года работа ионного двигателя была остановлена ​​для подготовки к пролету мимо Земли. [20] Последний маневр перед заходом 12 мая. [21] 19 мая Хаябуса исполнил пролёт мимо Земли. [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] 27 мая работа ионного двигателя возобновилась. [29]

18 февраля 2005 года Хаябуса миновал афелий на расстоянии 1,7 а.е. [30] 31 июля вышло из строя реактивное колесо оси X. 14 августа Хаябусой было опубликовано первое изображение Итокавы, сделанное . Снимок был сделан звездным трекером и показывает точку света, предположительно астероид, движущуюся по звездному полю. [31] Остальные снимки были сделаны с 22 по 24 августа. [32] 28 августа «Хаябуса» был переключен с ионных двигателей на двухкомпонентные двигатели для орбитального маневрирования. С 4 сентября камеры Хаябусы смогли подтвердить вытянутую форму Итокавы. [33] С 11 сентября на астероиде были различимы отдельные холмы. [34] 12 сентября Хаябуса находился в 20 км (12 милях) от Итокавы, и ученые JAXA объявили, что Хаябуса официально «прибыл». [3]

Вблизи Итокавы

[ редактировать ]

15 сентября 2005 г. было опубликовано «цветное» изображение астероида (однако серого цвета). [35] 4 октября JAXA объявило, что космический корабль успешно переместился в «исходную позицию» в 7 км от Итокавы. Были опубликованы фотографии крупным планом. Также было объявлено, что второе реактивное колесо космического корабля, управляющее осью Y, вышло из строя и что теперь корабль направляется с помощью вращающихся двигателей. [36] 3 ноября Хаябуса занял станцию ​​в 3 км от Итокавы. Затем он начал снижение, которое планировалось включать доставку целевого маркера и выпуск мини-посадочного модуля «Минерва». Спуск поначалу прошел хорошо, были получены навигационные снимки широкоугольными камерами. Однако в 01:50 UTC ( 10:50 JST ) 4 ноября было объявлено, что из-за обнаружения аномального сигнала при принятии решения «Go/NoGo» спуск, включая освобождение Минервы и целевого маркера, был приостановлен. отменен. Менеджер проекта Дзюнъитиро Кавагути объяснил, что оптическая навигационная система не очень хорошо отслеживала астероид, вероятно, из-за сложной формы Итокавы. Потребовалась задержка на несколько дней, чтобы оценить ситуацию и перенести дату. [37] [38]

7 ноября Хаябуса находился в 7,5 км от Итокавы. 9 ноября «Хаябуса» совершил снижение на высоту 70 м для проверки посадочной навигации и лазерного высотомера. После этого Хаябуса отошел на более высокую позицию, затем снова спустился на 500 м и выпустил в космос один из целевых маркеров для проверки способности корабля сопровождать его (это подтвердилось). Анализ изображений крупным планом показал, что место в пустыне Вумера (точка B) оказалось слишком каменистым, чтобы подходить для посадки. Местом высадки как первой, так и, по возможности, второй высадки был выбран участок Моря Муз (точка А). [39]

12 ноября «Хаябуса» приблизился к 55 м поверхности астероида на высоте . MINERVA была выпущена, но из-за ошибки не смогла достичь поверхности. 19 ноября Хаябуса приземлился на астероид. Во время и после маневра возникла значительная путаница относительно того, что именно произошло, поскольку антенну с высоким коэффициентом усиления зонда нельзя было использовать на заключительном этапе приземления, а также отключение электроэнергии во время передачи антенны наземной станции от DSN к Станция Усуда. Первоначально сообщалось, что Хаябуса по неизвестным причинам остановился примерно в 10 метрах от поверхности и завис в течение 30 минут. Наземное управление послало команду на прерывание полета и подъем, и к тому времени, когда связь была восстановлена, зонд отошел от астероида на 100 км. Зонд перешел в безопасный режим и начал медленно вращаться, чтобы стабилизировать ориентацию . [40] [41] Однако после восстановления контроля и связи с зондом данные о попытке приземления были загружены и проанализированы, и 23 ноября JAXA объявило, что зонд действительно приземлился на поверхность астероида. [42] К сожалению, последовательность отбора проб не была запущена, поскольку датчик обнаружил препятствие во время спуска; Зонд попытался прервать посадку, но, поскольку его ориентация не подходила для подъема, вместо этого он выбрал безопасный режим спуска. Этот режим не позволял взять пробу, но существует высокая вероятность того, что некоторое количество пыли могло попасть в трубку для отбора проб, когда она коснулась астероида, поэтому контейнер для проб, прикрепленный к трубке для отбора проб, был запечатан.

25 ноября была предпринята вторая попытка приземления. Первоначально предполагалось, что на этот раз сработало устройство для отбора проб; [43] однако более поздний анализ показал, что это, вероятно, была еще одна неудача и что пули не были выпущены. [44] Из-за утечки в системе двигателя зонд был переведен в «режим безопасного удержания». [45]

27 ноября у зонда произошло отключение электроэнергии при попытке переориентации космического корабля, вероятно, из-за утечки топлива. 30 ноября JAXA объявило, что контроль и связь с «Хаябусой» корабля осталась проблема были восстановлены, но в системе управления реакцией , возможно, связанная с замерзшей трубой. корабля Центр управления полетами работал над решением проблемы до предстоящего запуска для возвращения на Землю. [46] 2 декабря была предпринята попытка коррекции положения (ориентации), но двигатель не создал достаточной силы. 3 декабря было обнаружено, что ось Z зонда находится под углом от 20 до 30 градусов от направления Солнца и увеличивается. 4 декабря в качестве экстренной меры было взорвано ксеноновое топливо ионных двигателей, чтобы исправить вращение, и это было подтверждено успешно. 5 декабря ориентация была исправлена ​​настолько, что удалось восстановить связь через антенну среднего усиления. Телеметрия была получена и проанализирована. В результате телеметрического анализа было обнаружено, что существует большая вероятность того, что снаряд пробоотборника не проник в цель при приземлении 25 ноября. Из-за отключения электроэнергии данные журнала телеметрии были ошибочными. 6 декабря Хаябуса находился в 550 км от Итокавы. JAXA провело пресс-конференцию, посвященную сложившейся ситуации. [47] [48]

8 декабря наблюдалась внезапная смена ориентации, и связь с Хаябусой была потеряна. Считалось вероятным, что турбулентность была вызвана испарением 8 или 10 куб.см вытекшего топлива. Это заставило ждать месяц или два, пока Хаябуса стабилизируется путем преобразования прецессии в чистое вращение, после чего ось вращения должна была быть направлена ​​к Солнцу и Земле в определенном угловом диапазоне. Вероятность достижения этого оценивалась в 60% к декабрю 2006 года и в 70% к весне 2007 года. [49] [50]

Восстановление и возвращение на Землю

[ редактировать ]
Анимация возвращения Хаябусы траектории из Итокавы на Землю .
  Хаябуса    Итокава   ·   Земля   ·   Солнце

7 марта 2006 года ДЖАКСА объявило [51] [52] что связь с Хаябусой была восстановлена ​​в следующие этапы: 23 января был обнаружен сигнал маяка зонда. 26 января зонд отреагировал на команды наземного управления изменением сигнала маяка. 6 февраля была дана команда на выброс ксенонового топлива для управления ориентацией и улучшения связи. Скорость изменения оси вращения составляла около двух градусов в сутки. 25 февраля телеметрические данные были получены через антенну с низким коэффициентом усиления. 4 марта телеметрические данные были получены через антенну среднего усиления. 6 марта позиция Хаябусы была установлена ​​примерно на 13 000 км впереди Итокавы на ее орбите с относительной скоростью 3 м в секунду.

1 июня руководитель проекта Hayabusa Дзюнъитиро Кавагути сообщил [53] что они подтвердили, что два из четырех ионных двигателей работают нормально, чего было бы достаточно для обратного пути. 30 января 2007 года ДЖАКСА сообщило, что 7 из 11 батарей работают, а возвратная капсула запечатана. [54] 25 апреля JAXA сообщило, что Хаябуса отправился в обратный путь. [55] [56] 29 августа было объявлено, что ионный двигатель C на борту Хаябусы, помимо B и D, был успешно повторно запущен. [57] 29 октября JAXA сообщило, что первая фаза маневра по траектории завершилась и теперь космический корабль переведен в состояние стабилизации вращения. [58] 4 февраля 2009 года ДЖАКСА сообщило об успешном повторном запуске ионных двигателей и начале второго этапа маневра по коррекции траектории для возвращения на Землю. [59] 4 ноября 2009 года ионный двигатель D автоматически перестал работать из-за аномалии, вызванной деградацией. [60]

19 ноября 2009 года JAXA объявило, что им удалось объединить генератор ионов ионного двигателя B и нейтрализатор ионного двигателя A. [61] Это было неоптимально, но ожидалось, что будет достаточно для создания необходимой дельта-v. Из 2200 м/с delta-v, необходимых для возвращения на Землю, около 2000 м/с уже было достигнуто, а около 200 м/с . еще оставалось [62] 5 марта 2010 года «Хаябуса» находился на траектории, которая должна была проходить внутри лунной орбиты. Работа ионного двигателя была приостановлена ​​для измерения точной траектории в рамках подготовки к выполнению маневра коррекции траектории 1 на траекторию Земли. [63] [64] 27 марта в 06:17 UTC «Хаябуса» находился на траектории, которая должна была пройти 20 000 км от центра Земли, завершая операцию перехода на орбиту из Итокавы на Землю. [65] К 6 апреля был завершен первый этап маневра коррекции траектории (TCM-0), который привел к неровной траектории по краю Земли. До возвращения в атмосферу планировалось пройти 60 дней. [66] [67] [68] [69] К 4 мая зонд завершил маневр TCM-1, чтобы точно выровняться по траектории земного края. [70] 22 мая ТСМ-2 стартовал, продолжался около 92,5 часов и завершился 26 мая. [71] За ним последовал TCM-3 с 3 по 5 июня, чтобы изменить траекторию от края Земли до Вумеры, Южная Австралия . [72] [73] TCM-4 был выполнен 9 июня продолжительностью около 2,5 часов для точного спуска в запретную зону Вумеры . [74]

Возвращаемая капсула была выпущена в 10:51 UTC 13 июня.

Возвращение в атмосферу и извлечение капсулы

[ редактировать ]
Светящаяся возвращаемая капсула видна впереди и под родительским зондовым автобусом Хаябуса , когда последний распадается.

Возвращаемая капсула и космический корабль снова вошли в атмосферу Земли 13 июня 2010 года в 13:51 по всемирному координированному времени (23:21 по местному времени). [75] Капсула с теплозащитным экраном приземлилась на парашюте в глубинке Южной Австралии, в то время как космический корабль разбился и сгорел в большом огненном шаре. [76]

Международная группа ученых наблюдала вход капсулы со скоростью 12,2 км/с с высоты 11,9 км (39 000 футов) на борту бортовой лаборатории НАСА DC-8, используя широкий набор изображений и спектрографических камер для измерения физических условий во время входа в атмосферу в атмосфере. Миссию возглавляет Исследовательский центр Эймса НАСА , а Питер Дженнискенс из Института SETI . научным сотрудником проекта является [77] [78]

Поскольку система управления реакцией больше не функционировала, космический зонд массой 510 кг (1120 фунтов) снова вошел в атмосферу Земли, подобно приближению астероида, вместе с возвращаемой капсулой с образцом, и, как и ожидали ученые миссии, большая часть космический корабль распался при входе. [79]

Вход в атмосферу, вид с полигона Вумера.

Предполагалось, что возвращающаяся капсула приземлится на территории размером 20 на 200 км в запретной зоне Вумера в Южной Австралии . Четыре наземные группы окружили этот район и обнаружили возвращаемую капсулу с помощью оптического наблюдения и радиомаяка. Затем была отправлена ​​группа на вертолете. Они обнаружили капсулу и зафиксировали ее положение с помощью GPS. Капсула была успешно извлечена в 07:08 UTC (16:38 по местному времени) 14 июня 2010 года. [80] Также были найдены две части теплозащитного экрана, выброшенные за борт при спуске. [81]

Вход Хаябусы в атмосферу снят камерой бортовой воздушной лаборатории DC-8 НАСА. Светящаяся возвращаемая капсула видна впереди и под основным зондовым автобусом Хаябуса , когда последний разбивается. Капсула с теплозащитной защитой продолжает оставлять след после того, как основные фрагменты автобуса исчезли. ( Видео крупным планом )

После подтверждения безопасности взрывных устройств, использованных для раскрытия парашюта, капсула была упакована в двойной слой пластиковых пакетов, наполненных чистым газообразным азотом, чтобы снизить риск заражения. Также были взяты пробы почвы на месте приземления на случай загрязнения. Затем капсулу поместили в грузовой контейнер с пневматической подвеской, позволяющей удерживать капсулу при ударе до 1,5 G во время транспортировки. [82] Капсула и ее части теплозащитного экрана были доставлены в Японию чартерным самолетом и прибыли в центр лечения в кампусе JAXA/ISAS в Сагамихаре . 18 июня [83]

Советник столичного правительства Токио и бывший генерал-лейтенант Тошиюки Шиката заявил, что частично обоснованием возвращения и приземления миссии была демонстрация того, «что японский потенциал баллистических ракет заслуживает доверия». [84]

Научное исследование образцов

[ редактировать ]

Прежде чем капсулу извлекли из защитного пластикового пакета, ее осмотрели с помощью рентгеновской компьютерной томографии, чтобы определить ее состояние. Затем контейнер с образцами был извлечен из возвращаемой капсулы. Поверхность канистры очищали чистым газообразным азотом и диоксидом углерода; затем его помещали в устройство открывания канистры. Внутреннее давление баллона определялось путем небольшой деформации баллона при изменении давления окружающего газообразного азота в чистой камере. Затем давление азота регулировали так, чтобы оно соответствовало внутреннему давлению баллона, чтобы предотвратить утечку любого газа из образца при открытии баллона. [85]

Подтверждение существования астероидных частиц

[ редактировать ]

16 ноября 2010 года ДЖАКСА подтвердило, что большая часть частиц, обнаруженных в одном из двух отсеков внутри капсулы для возврата проб Хаябуса , прибыла из Итокавы. [86] Согласно пресс-релизу JAXA, анализ с помощью сканирующего электронного микроскопа выявил около 1500 зерен каменных частиц. [87] После дальнейшего изучения результатов анализа и сравнения минеральных составов было установлено, что большинство из них имеют внеземное происхождение и определенно с астероида Итокава. [88]

По мнению японских ученых, состав образцов Хаябусы больше напоминал метеориты , чем известные земные породы. Их размер чаще всего менее 10 микрометров. [89] Материал соответствует химическим картам Итокавы, полученным с помощью Хаябусы приборов дистанционного зондирования . Исследователи обнаружили концентрации оливина и пироксена в образцах Хаябусы .

Дальнейшее изучение образцов пришлось отложить до 2011 года, поскольку исследователи все еще разрабатывали специальные процедуры обращения, чтобы избежать загрязнения частиц на следующем этапе исследования.

В 2013 году JAXA объявило, что было обнаружено 1500 внеземных зерен, включая минералы оливин , пироксен , плагиоклаз и сульфид железа . Размер зерен составлял около 10 микрометров. [90] JAXA провело детальный анализ образцов путем расщепления частиц и изучения их кристаллической структуры на SPring-8 . [91]

Результаты

[ редактировать ]

В выпуске журнала Science от 26 августа 2011 года шесть статей были посвящены открытиям, основанным на пыли, собранной Хаябусой . [92] Анализ пыли с Итокавы, проведенный учеными, показал, что изначально она, вероятно, была частью более крупного астероида. Считалось, что пыль, собранная с поверхности астероида, находилась там около восьми миллионов лет. [92]

Было обнаружено, что пыль из Итокавы «идентична материалу, из которого состоят метеориты». [92] Итокава — астероид S-типа , состав которого соответствует составу LL-хондрита . [93]

[ редактировать ]

В Японии конкурирующие кинокомпании объявили о производстве трех полнометражных полнометражных театральных фильмов по мотивам истории Хаябусы , в одном из которых, «Хаябуса: Харуканару Кикан» (2012), главную роль сыграл Кен Ватанабэ . [94] [95]

Компания по производству строительных игрушек Lego выпустила модель Хаябусы на своем веб-сайте Cuusoo. [96]

Многие отсылки к Хаябусе появляются в японском сериале «Камен Райдер Фурз» на космическую тематику , сериале токусацу .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Хаябуса» . Сайт НАСА по исследованию Солнечной системы . Проверено 30 ноября 2022 г.
  2. ^ «За пределами Земли: Хроника исследования глубокого космоса» . 20 сентября 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б Японское агентство аэрокосмических исследований (12 сентября 2005 г.). «Хаябуса прибывает в Итокаву / Темы» . ИСАС. Архивировано из оригинала 15 мая 2011 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  4. ^ Амос, Джонатан (14 июня 2010 г.). «Капсула с образцами астероида Хаябуса обнаружена в глубинке» . Новости Би-би-си . Проверено 15 мая 2011 г.
  5. ^ «Начинается двустороннее путешествие на астероид» . Журнал астробиологии . НАСА . 12 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 16 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  6. ^ «Горячая информация ХАЯБУСА: Возобновление обратного рейса за счет объединения двух ионных двигателей» (PDF) . ДЖАКСА. 24 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. Проверено 27 ноября 2009 г.
  7. ^ Т. Ёсимицу; С. Сасаки; М. Янагисава; Т. Кубота (2004). «Научные возможности марсохода Минерва в миссии на астероид Хаябуса» (PDF) . Лунная и планетарная наука . 35 : 1517–1518.
  8. ^ Оберг, Джеймс (14 ноября 2005 г.). «Робот, прыгающий на астероид, не попадает в цель» . Новости Эн-Би-Си. Архивировано из оригинала 13 августа 2014 года . Проверено 7 марта 2009 г.
  9. ^ «Минерва фотографирует Хаябусу после расставания» JAXA 13 ноября 2005 г. Проверено 16 апреля 2009 г.
  10. ^ «Японский археолог по астероидам», Sky and Telescope , июнь 2005 г., стр. 34–37.
  11. ^ «Японский Хаябуса [MUSES-C] пролетает мимо Земли на пути к астероиду Итокава - Новости планеты | Планетарное общество» . Планетарный.орг. 20 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г. . Проверено 14 июня 2010 г.
  12. ^ Jump up to: а б Кунинори Уэсуги (октябрь 2010 г.) «Запуск MUSES-C отложен» . ISAS (259, дата обращения 14 июня 2010 г. ).
  13. ^ Десять раз Солнечная система напоминала нам, что собирать образцы сложно . Эмили Лакдавалла, Планетарное общество . 24 февраля 2018 г.
  14. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (9 мая 2003 г.). «ХАЯБУСА: Исследование астероида «Образец и возвращение», «ХАЯБУСА» / Специальный выпуск» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  15. ^ «Звездная пыль | Лаборатория реактивного движения | НАСА» . Stardust.jpl.nasa.gov. 21 октября 1994 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  16. ^ «Великие задачи в MUSES-C: первая в мире миссия по возврату образцов с астероида» на ( японском языке) 11 (2) .
  17. ^ «МВ 事情 2000.9 № 234» . Isas.jaxa.jp. ​Проверено 14 июня 2010 г.
  18. ^ «ЛИНЕЙНЫЙ астероид Массачусетского технологического института, названный в честь японского доктора Ракеты » . Массачусетский технологический институт. 29 сентября 2003 года . Проверено 19 июня 2010 г.
  19. ^ Циркуляры малых планет/Малые планеты и кометы (PDF) (Отчет). Центр малых планет. 6 августа 2003 г. ISSN   0736-6884 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2011 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  20. ^ Институт космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) «Текущее состояние и планы на будущее Hayabusa/темы» . Проверено 14 июня 2010 г.
  21. ^ Институт космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) «Точная настройка орбиты Хаябусы для пролета мимо Земли / ISAS » Проверено 14 июня 2010 г. .
  22. ^ Институту космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) удалось сфотографировать Землю и Луну! / Темы» . ISAS . Дата обращения 14 июня 2010 .
  23. ^ Институт космических и астронавтических наук Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) фотографирует Землю. Очевидно, расположен в центре Атлантического океана! / Темы» . ISAS . Дата обращения 14 июня 2010 .
  24. ^ Институт космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) «Земля, сфотографированная Хаябусой (анимация) / Темы» , дата обращения 14 июня 2010 г.
  25. ^ Институт космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). «Пролет Хаябусы над Землей (компьютерная анимация) / ISAS » , дата обращения 14 июня 2010 г. .
  26. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) Институт космических и астронавтических наук «Снимки, сделанные Хаябусой над Японией непосредственно перед самым близким сближением с Землей / ISAS » . Получено 14 июня 2010 г.
  27. ^ Институт космических и астронавтических наук Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) «Земля, сфотографированная с Хаябусы после пролета над Землей / ISAS » . Проверено 14 июня 2010 г. .
  28. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) Институт космических и астронавтических наук «Хаябуса» подтвердило успех полета на Землю! / Темы» . ISAS . Дата обращения 14 июня 2010 .
  29. ^ Институт космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) «Полномасштабный перезапуск ионного двигателя Хаябуса / ISAS » . Проверено 14 июня 2010 г. .
  30. ^ Институт космических и астронавтических наук Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) прошел афелий! ~Самая далекая от Солнца ракета с электродвигателем~ / Темы» . ISAS . Проверено 14 июня 2010 г.
  31. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (15 августа 2005 г.). «Хаябуса выполнил изображение Итокавы с помощью Star Tracker! / Topics» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  32. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (26 августа 2005 г.). «Навигационная камера Хаябусы сфотографировала «Итокаву» / Темы» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  33. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (5 сентября 2005 г.). «Хаябуса впервые успешно запечатлел форму Итокавы в космосе / Темы» . ИСАС. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  34. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (11 сентября 2005 г.). «Итокава Имидж от 10 сентября / Темы» . ИСАС. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  35. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (14 сентября 2005 г.). «Синтезированное псевдоцветное изображение Итокавы, снятое Хаябусой / Topics» . ИСАС. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  36. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (4 октября 2005 г.). «Хаябуса прибывает в исходное положение и текущее состояние космического корабля Хаябуса / Темы» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  37. ^ в Hayabusa Link, Space Development «Hayabusa Link»: Пресс-конференция по поводу отмены репетиции спуска 11/4: L/D Шинья Мацуура» Smatsu.air-nifty.com Проверено 14 июня 2010 г.
  38. ^ «Хаябуса: JAXA перегруппировывается для приземления на астероиде - планетарные новости | Планетарное общество» . Планетарный.орг. Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  39. ^ «Повторное испытание репетиции спуска JAXA | Хаябуса» Jaxa.jp , дата обращения 14 июня 2010 г. .
  40. ^ «Хаябуса не приземлился на астероид с первой попытки, но успешно доставил целевой маркер – планетарные новости | Планетарное общество» . Планетарный.орг. Архивировано из оригинала 21 июня 2011 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  41. ^ 20 ноября 2005 г. в Хаябусе (20 ноября 2005 г.). «Судьба Хаябусы: 5thstar_Administrator_Diary» . 5thstar.air-nifty.com Проверено 14 июня 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  42. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований. «Хаябуса успешно приземлился и взлетел из Итокавы - раскрыт подробный анализ / темы» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  43. ^ «Японский зонд «почти наверняка» собрал первые в истории образцы астероидов» . Spacedaily.com. 26 ноября 2005 г. Проверено 14 июня 2010 г.
  44. ^ «Новости космоса и статьи о космосе от New Scientist – New Scientist Space – New Scientist» . Новое научное пространство. Архивировано из оригинала 18 апреля 2009 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  45. ^ по ссылке HAYABUSA «[Ссылка HAYABUSA] Пресс-конференция в 16:00 JST 26 числа: L/D Шиньи Мацууры» Smatsu.air-nifty.com Проверено 14 июня 2010 г. .
  46. ^ «Хаябуса: команда восстанавливает командование и работает над тем, чтобы вернуть своего сокола домой – планетарные новости | Планетарное общество» . Планетарный.орг. Архивировано из оригинала 30 апреля 2010 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  47. ^ Институт космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) «Состояние космического корабля Хаябуса / Темы» Проверено 14 июня 2010 г.
  48. ^ в ссылке на Хаябуса «[Ссылка на HAYABUSA]: Пресс-конференция в 16:50 7 декабря по японскому стандартному времени: L/D Шинья Мацууры» Smatsu.air-nifty.com Проверено 14 июня 2010 г. .
  49. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (14 декабря 2005 г.). «Статус Хаябусы/Темы» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  50. ^ в ссылке на Хаябуса «[Ссылка на Хаябуса]: Пресс-конференция 14 декабря: L/D Шинья Мацууры» . Проверено 14 июня 2010 г. .
  51. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований. «Текущее состояние космического корабля Хаябуса – возобновление связи и работы / темы» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  52. ^ в Hayabusa Link «Пресс-конференция сегодня в 19:00: L/D Шиньи Мацууры» . Проверено 14 июня 2010 г. .
  53. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (1 июня 2006 г.). «Недавнее состояние космического корабля Хаябуса по состоянию на конец мая 2006 г. / Темы» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  54. ^ Дзюнъитиро Кавагути (2007). » Статус Хаябусы (PDF) . JAXA « ISSN   0285-2861 .
  55. ^ Институт космоса и астронавтики Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) «Хаябуса начинает полномасштабный круиз по возвращению на Землю! / Темы» Проверено 14 июня 2010 г.
  56. ^ «Хаябуса отправляется на Землю» . ДЖАКСА. 1 мая 2007 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  57. ^ «Топ проекта Хаябуса» . Hayabusa.isas.jaxa.jp. 28 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2011 г. Проверено 14 июня 2010 г.
  58. ^ «Хаябуса завершил первый этап орбитального маневра в сторону Земли» . 29 октября 2007 года . Проверено 14 июня 2010 г.
  59. ^ Японское агентство аэрокосмических исследований (4 февраля 2009 г.). «ХАЯБУСА: Запуск ионного двигателя и начало маневра на второй фазе орбиты для возвращения на Землю / Темы» . ИСАС . Проверено 14 июня 2010 г.
  60. ^ «Аномалия ионного двигателя исследователя астероидов «ХАЯБУСА»» (Пресс-релиз). ДЖАКСА. 9 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2009 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
  61. ^ «Восстановление исследователя астероидов, обратный круиз ХАЯБУСА» (пресс-релиз). ДЖАКСА. 19 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2009 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
  62. ^ Шинья Мацуура (19 ноября 2009 г.). «Ссылка на Хаябуса: Хаябуса перезапускает ионный двигатель для возвращения» . Проверено 23 ноября 2009 г. .
  63. ^ Исследователь астероидов «Хаябуса» (на японском языке). 10 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2010 года . Проверено 12 марта 2010 г.
  64. ^ орбитальная разведка (на японском языке). 5 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 26 марта 2010 г.
  65. ^ О прекращении управления орбитой непрерывной работой ионного двигателя на борту исследователя астероидов "Хаябуса" (на японском языке). ДЖАКСА. 27 марта 2010 г. Проверено 27 марта 2010 г.
  66. ^ О возвращении капсулы с борта исследователя астероидов «Хаябуса» на Землю [О прибытии возвращаемой капсулы астероидного зонда «Хаябуса»] (на японском языке). ДЖАКСА. 21 апреля 2010 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  67. ^ Дзюнъитиро Кавагути (12 апреля 2010 г.). орбитальная разведка (на японском языке). ДЖАКСА. Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
  68. ^ С сегодняшнего дня (на японском языке). 6 апреля 2010 г. Проверено 7 апреля 2010 г.
  69. ^ Центр космических исследований JAXA (31 марта 2010 г.). О плане возвращения капсулы для сбора образцов Хаябуса (PDF) (на японском языке) . Проверено 31 марта 2010 г.
  70. ^ «Операция ТСМ-1 успешно завершена» . 4 мая 2010 г. Проверено 4 мая 2010 г.
  71. ^ «Живой архив Хаябусы» . Проверено 27 мая 2010 г.
  72. ^ «Операция TCM-3 началась, переместите цель с внешнего края Земли на WPA» . 3 июня 2010 г. Проверено 3 июня 2010 г.
  73. ^ «Операция TCM-3 завершена, переместите цель с внешнего края Земли на WPA» . 5 июня 2010 г. Проверено 5 июня 2010 г.
  74. ^ «Операция TCM-4 завершена, точное наведение на WPA» . 9 июня 2010 года . Проверено 9 июня 2010 г.
  75. Миссия японского исследователя астероидов Хаябуса выполнена. Архивировано 16 июня 2010 г. в Wayback Machine.
  76. ^ «Космический зонд, возможно, с куском астероида, возвращается на Землю в воскресенье» . Space.com . 13 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2010 года . Проверено 13 июня 2010 г.
  77. ^ «Кампания воздушного наблюдения за возвращением Хаябусы в атмосферу» . Институт SETI. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Проверено 10 мая 2010 г.
  78. ^ «Команда НАСА зафиксировала вход космического корабля Хаябуса» . НАСА. 14 июня 2010 г. Проверено 14 июня 2010 г.
  79. ^ Райалл, Джулиан (11 июня 2009 г.). «Зонд-астероид готов «столкнуться» с Землей» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 14 июня 2009 года . Проверено 12 июня 2010 г.
  80. ^ «Извлечение капсулы завершено» . ДЖАКСА . Проверено 14 июня 2010 г.
  81. ^ Джонатан Амос (14 июня 2010 г.). «Капсула с образцами астероида Хаябуса обнаружена в глубинке» . Новости Би-би-си . Проверено 14 июня 2010 г.
  82. ^ Ящик для сбора Хаябусы (на японском языке). Matsuda R&D Co. Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 16 июня 2010 г.
  83. ^ «Капсула HAYABUSA прибыла в кампус JAXA Sagamihara» . ДЖАКСА . Проверено 18 июня 2010 г.
  84. ^ Честер Доусон (28 октября 2011 г.). «В Японии есть провокационные доводы в пользу сохранения ядерного оружия» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 13 ноября 2011 г.
  85. ^ «JAXA's 032» (PDF) (на японском языке). ДЖАКСА. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2011 года . Проверено 16 июня 2010 г.
  86. ^ «Идентификация происхождения частиц, принесенных Хаябусой» . ДЖАКСА. 16 ноября 2010 года . Проверено 16 ноября 2010 г.
  87. ^ Стивен Кларк (17 ноября 2010 г.). «Япония утверждает, что Хаябуса привез зерна астероида» . Космический полет сейчас . Проверено 17 ноября 2010 г.
  88. ^ Деннис Нормил (16 ноября 2010 г.). «Космический корабль успешно вернул астероидную пыль» . Наука. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 20 ноября 2010 г.
  89. ^ Тарик Малик (16 ноября 2010 г.). «Астероидная пыль успешно возвращена японским космическим зондом» . SPACE.com . Проверено 17 ноября 2010 г.
  90. Япония запускает вторую миссию на астероид (Physicsworld.com, 3 декабря 2014 г.)
  91. ^ «Пыль в капсуле астероидного зонда Хаябуса может быть внеземной» . Майничи Симбун . 7 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2010 года . Проверено 6 ноября 2010 г.
  92. ^ Jump up to: а б с «Астероидная пыль подтверждает происхождение метеорита» . Нью-Йорк Таймс . 25 августа 2011 года . Проверено 26 августа 2011 г.
  93. ^ «Большинство земных метеоритов связаны с одним астероидом» . Лос-Анджелес Таймс . 26 августа 2011 года . Проверено 26 августа 2011 г.
  94. ^ Нисида, Кенсаку (12 июля 2011 г.). Три компании соперничают за фильм «Хаябуса», пока Япония спотыкается, надеясь вернуть уверенность в себе [Фильм «Хаябуса», соревнуются 3 компании...]. Асахи синбун (на японском языке) . Проверено 28 августа 2011 г.
  95. ^ Сёдзи, Каори, « В галактике не так далеко… », Japan Times , 23 сентября 2011 г., стр. 20.
  96. ^ «Второй продукт LEGO CUUSOO: Хаябуса» . Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a3d1cf498e58702bea4cd1fe1b9d7eb__1722697860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/eb/7a3d1cf498e58702bea4cd1fe1b9d7eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hayabusa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)