Улисс (космический корабль)
Имена | Одиссей |
---|---|
Тип миссии | Гелиофизика |
Оператор | НАСА / ЕКА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1990-090Б |
САТКАТ нет. | 20842 |
Веб-сайт | Страница НАСА Страница ЕКА |
Продолжительность миссии | 18 лет, 8 месяцев, 24 дня [1] |
Свойства космического корабля | |
Производитель | Astrium GmbH, Фридрихсхафен (ранее Dornier Systems ) |
Стартовая масса | 371 кг (818 фунтов) [2] |
Масса полезной нагрузки | 55 кг (121 фунт) |
Размеры | 3,2 м × 3,3 м × 2,1 м (10,5 × 10,8 футов × 6,9 футов) |
Власть | 285 Вт |
Начало миссии | |
Дата запуска | 6 октября 1990 г., 11:47:16 UTC [2] |
Ракета | Космический челнок Дискавери ( STS-41 ) с инерционным разгонным блоком и ПАМ-С |
Запуск сайта | Космический центр Кеннеди , LC-39B |
Подрядчик | НАСА |
Конец миссии | |
Утилизация | Выведен из эксплуатации |
Деактивирован | 30 июня 2009 г. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Гелиоцентрическая орбита |
Высота перигелия | 1,35 австралийского доллара |
Высота Афелия | 5,40 австралийских долларов |
Наклон | 79.11° |
Период | 2264,26 дней (6,2 года) |
Облет Юпитера (гравитационная помощь) | |
Ближайший подход | 8 февраля 1992 г. |
Расстояние | 440 439 км (6,3 радиуса Юпитера) |
«Улисс» Нашивка миссии |
Улисс ( / j uː ˈ l ɪ s iː z / yoo- LISS -eez , UK также / ˈ j uː l ɪ s iː z / YOO -liss-eez ) — автоматический космический зонд , основной миссией которого было обращение вокруг Солнца и его изучение на всех широтах. Он был запущен в 1990 году и совершил три «быстрых сканирования широты» Солнца в 1994/1995, 2000/2001 и 2007/2008 годах. Кроме того, зонд изучил несколько комет. «Улисс» был совместным предприятием Европейского космического агентства США (ЕКА) и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства Канады (НАСА) под руководством ЕКА при участии Национального исследовательского совета . [3] Последним днем работы миссии на «Улиссе» было 30 июня 2009 года. [4] [5]
Для изучения Солнца на всех широтах зонду необходимо было изменить наклонение орбиты и покинуть плоскость Солнечной системы . Чтобы изменить наклонение орбиты космического корабля примерно до 80°, требуется большое изменение гелиоцентрической скорости, энергия для достижения которой намного превосходила возможности любой ракеты-носителя . Чтобы достичь желаемой орбиты вокруг Солнца, планировщики миссии выбрали гравитационный маневр вокруг Юпитера , но это столкновение с Юпитером означало, что Улисс не мог питаться от солнечных батарей. Вместо этого зонд питался от радиоизотопного термоэлектрического генератора общего назначения с источником тепла ( GPHS-RTG ). [6]
назывался Первоначально космический корабль « Одиссей» из-за его длинной и непрямой траектории для изучения солнечных полюсов. Он был переименован в «Улисс» , латинский перевод « Одиссея », по просьбе ЕКА в честь не только мифологического героя Гомера , но и Данте персонажа в «Аде» . [7] Первоначально «Улисс» планировалось запустить в мае 1986 года на борту космического корабля «Челленджер» на STS-61-F . 28 января 1986 года Из-за гибели «Челленджера» запуск « Улисса» был отложен до 6 октября 1990 года на борту «Дискавери» (миссия STS-41 ).
Космический корабль
[ редактировать ]Космический корабль был спроектирован ЕКА и построен Dornier Systems немецкой авиастроительной компанией . Тело представляло собой коробку размером примерно 3,2 × 3,3 × 2,1 м (10,5 × 10,8 × 6,9 футов). В коробке были установлены зеркальная антенна длиной 1,65 м (5 футов 5 дюймов) и (РТГ) GPHS-RTG источник питания радиоизотопного термоэлектрического генератора . Коробка была разделена на шумную и тихую части. Шумная секция примыкала к РИТЭГу; в тихой секции размещалась электроника приборов. Особо «громкие» компоненты, такие как предусилители радиодиполя, были смонтированы снаружи конструкции целиком, а коробка выполняла роль клетки Фарадея .
Улисс был стабилизирован по вращению вокруг своей оси Z, которая примерно совпадает с осью тарелочной антенны. РИТЭГ, штыревые антенны и стрела приборов были размещены для стабилизации этой оси с номинальной скоростью вращения 5 об/мин . Внутри корпуса находился гидразиновый топливный бак. Гидразиновое монотопливо использовалось для корректировки курса на пути к Юпитеру, а позже использовалось исключительно для изменения направления оси вращения (и, следовательно, антенны) на Землю. Управление космическим кораблем осуществлялось восемью двигателями в двух блоках. Двигатели получали импульсы во временной области для выполнения вращения или перемещения. Четыре солнечных датчика определили ориентацию. Для точного управления ориентацией антенна S-диапазона была установлена немного вне оси. Эта смещенная подача в сочетании с вращением космического корабля привела к кажущимся колебаниям радиосигнала, передаваемого с Земли при приеме на борт космического корабля. Амплитуда и фаза этого колебания были пропорциональны ориентации оси вращения относительно направления Земли. Этот метод определения взаимной ориентации называется коническое сканирование и использовалось в первых радарах для автоматического сопровождения целей, а также было очень распространено в первых ракетах с инфракрасным наведением.
Космический корабль использовал S-диапазон для передачи команд по восходящей линии связи и телеметрии по нисходящей линии связи через двойные резервные 5-ваттные приемопередатчики. Космический корабль использовал X-диапазон для научных исследований (только нисходящая линия связи), используя два TWTA мощностью 20 Вт до выхода из строя последнего оставшегося TWTA в январе 2008 года. В обоих диапазонах использовалась тарелочная антенна с каналами с прямым фокусом, в отличие от каналов Кассегрена большинства других посуда космического корабля.
Двойные магнитофоны, каждый емкостью примерно 45 Мбит, хранили научные данные между номинальными восьмичасовыми сеансами связи во время основной и расширенной фаз миссии.
Космический корабль был спроектирован так, чтобы выдерживать как жару внутри Солнечной системы, так и холод на расстоянии Юпитера. Обширное покрытие и электрические обогреватели защищали зонд от низких температур внешней Солнечной системы.
В нескольких научных приборах используются несколько компьютерных систем (ЦП/микропроцессоры/блоки обработки данных), включая несколько радиационно-стойких RCA CDP1802 микропроцессоров . Задокументированное использование 1802 включает в себя 1802 с двойным резервированием в COSPIN и по крайней мере по одному 1802 в инструментах GRB, HI-SCALE, SWICS, SWOOPS и URAP, а также другие возможные микропроцессоры, встроенные в другие места. [8]
Общая масса при запуске составляла 371 кг (818 фунтов), из которых 33,5 кг приходилось на гидразиновое топливо, используемое для ориентации и коррекции орбиты.
Инструменты
[ редактировать ]Двенадцать различных инструментов были предоставлены ЕКА и НАСА. Первая конструкция была основана на двух зондах, один НАСА и один ЕКА, но зонд НАСА был лишен финансирования и в конце концов инструменты отмененного зонда были установлены на Улиссе . [9]
- Радио/плазменные антенны: две антенны из бериллиевой меди были размотаны наружу от корпуса перпендикулярно РИТЭГу и оси вращения. Общая длина этого диполя составляла 72 метра (236,2 фута). Третья антенна из полой бериллиевой меди была развернута из корпуса вдоль оси вращения напротив тарелки. Это была несимметричная антенна длиной 7,5 метра (24,6 фута). Эти измеренные радиоволны, генерируемые выбросами плазмы или самой плазмой, проходящей над космическим кораблем. Этот ансамбль приемников был чувствителен от постоянного тока до 1 МГц. [10]
- Экспериментальная стрела: стрела третьего типа, более короткая и гораздо более жесткая, простиралась от последней стороны космического корабля, напротив РТГ. Это была полая трубка из углеродного волокна диаметром 50 мм (2 дюйма). На фотографии это видно как серебряный стержень, уложенный рядом с телом. На нем было четыре типа инструментов: твердотельный рентгеновский прибор, состоящий из двух кремниевых детекторов, для изучения рентгеновских лучей от солнечных вспышек Юпитера и полярных сияний ; эксперимент «Гамма-всплеск», состоящий из двух сцинтилляционных кристаллов CsI с фотоумножителями; два разных магнитометра : гелиевый векторный магнитометр и феррозондовый магнитометр; и двухосная магнитная поисковая катушка -антенна измеряла магнитные поля переменного тока.
- Приборы, установленные на корпусе: детекторы электронов , ионов , нейтрального газа, пыли и космических лучей были установлены на корпусе космического корабля вокруг тихой секции.
- Наконец, линия радиосвязи может быть использована для поиска гравитационных волн. [11] (через доплеровские сдвиги ) и исследовать атмосферу Солнца посредством радиозатмения . Никаких гравитационных волн обнаружено не было.
- Общая масса прибора составила 55 кг.
- Магнитометр (MAG): MAG измерял магнитное поле в гелиосфере. Также были проведены измерения магнитного поля Юпитера. Два магнитометра выполняли поля Улисса измерения магнитного : векторный гелиевый магнитометр и феррозондовый магнитометр. [12]
- Эксперимент с плазмой солнечного ветра (SWOOPS): обнаружил солнечный ветер на всех солнечных расстояниях и широтах и в трех измерениях. Он измерял положительные ионы и электроны. [13]
- Инструмент ионного состава солнечного ветра (SWICS): определяет состав, температуру и скорость атомов и ионов, составляющих солнечный ветер. [14] [15]
- Единый радиоволновой и плазменный прибор (УРАП): улавливает радиоволны Солнца и электромагнитные волны, генерируемые солнечным ветром вблизи космического корабля.
- Инструмент энергетических частиц (EPAC) и GAS: EPAC исследовал энергию, потоки и распределение энергичных частиц в гелиосфере. ГАС изучал незаряженные газы (гелий) межзвездного происхождения.
- Эксперимент с низкоэнергетическими ионами и электронами (HI-SCALE): исследовали энергию, потоки и распределение энергичных частиц в гелиосфере.
- Инструмент космических лучей и солнечных частиц (COSPIN): исследовал энергию, потоки и распределение энергичных частиц и галактических космических лучей в гелиосфере.
- Инструмент солнечного рентгеновского и космического гамма-всплесков (GRB): изучал космические гамма-всплески и рентгеновские лучи от солнечных вспышек.
- Эксперимент с пылью (DUST) : Прямые измерения межпланетных и межзвездных частиц пыли для изучения их свойств в зависимости от расстояния от Солнца и солнечной широты.
Миссия
[ редактировать ]Планирование
[ редактировать ]До Улисса Солнце наблюдалось только из низких солнечных широт. Орбита Земли определяет плоскость эклиптики , которая отличается от экваториальной плоскости Солнца всего на 7,25°. Даже космические корабли, обращающиеся непосредственно вокруг Солнца, делают это в плоскостях, близких к эклиптике, поскольку для прямого запуска на солнечную орбиту с большим наклонением потребуется непомерно большая ракета-носитель.
Несколько космических кораблей ( Маринер-10 , Пионер-11 и Вояджеры-1 и 2 ) выполнили гравитационные маневры в 1970-х годах. Эти маневры должны были достичь других планет, также вращающихся по орбитам близко к эклиптике, поэтому в основном они представляли собой изменения в плоскости. Однако гравитационные средства не ограничиваются маневрами в плоскости; подходящий облет Юпитера может привести к значительному изменению самолета. Таким образом, была предложена миссия за пределами эклиптики (OOE). См. статью Пионер Х.
Первоначально НАСА и ЕКА должны были построить два космических корабля для Международной солнечной полярной миссии. Один будет отправлен над Юпитером, а затем под Солнцем. Другой пролетел бы под Юпитером, а затем над Солнцем. Это обеспечит одновременное покрытие. Из-за сокращений запуск космического корабля США был отменен в 1981 году. Был спроектирован один космический корабль, а проект преобразован в «Улисс» из-за непрямой и непроверенной траектории полета. НАСА предоставит радиоизотопный термоэлектрический генератор (РТГ) и услуги по запуску, ЕКА построит космический корабль, переданный Astrium GmbH, Фридрихсхафен , Германия (ранее Dornier Systems). Инструменты будут разделены на группы из университетов и исследовательских институтов Европы и США. В результате этого процесса на борту оказалось 12 инструментов.
Изменения отложили запуск с февраля 1983 года по май 1986 года, когда он должен был быть развернут космическим шаттлом «Челленджер» (ускоренным предлагаемой верхней ступенью «Кентавр G Прайм» ). Однако «Челленджера» катастрофа вынудила приостановить флот шаттлов на два с половиной года, потребовала отмены верхней ступени «Кентавр-G» и перенесла дату запуска на октябрь 1990 года. [16]
Запуск
[ редактировать ]«Улисс» был выведен на низкую околоземную орбиту с помощью космического корабля « Дискавери» . Оттуда его направили по траектории к Юпитеру с помощью твердотопливных ракетных двигателей. [17] Эта верхняя ступень состояла из двухступенчатого Boeing IUS (инерционная верхняя ступень) и McDonnell Douglas PAM-S ( специальный модуль помощи при загрузке ). IUS был инерционно стабилизирован и активно управлялся во время горения. PAM-S был неуправляемым, и его и «Улисса» раскручивали до 80 об/мин для обеспечения устойчивости в начале горения. При сгорании PAM-S двигатель и блок космического корабля раскручивались по принципу йо-йо (грузы, развернутые на концах тросов) до скорости ниже 8 об / мин перед отделением космического корабля. Покинув Землю, космический корабль стал самым быстрым космическим кораблем в истории с искусственным ускорением и удерживал этот титул до Новые горизонты» запуска зонда « .
На пути к Юпитеру космический корабль находился на эллиптической негомановской переходной орбите . В это время Улисс имел небольшое наклонение орбиты к эклиптике.
Юпитер пролетает мимо
[ редактировать ]Он прибыл к Юпитеру 8 февраля 1992 года, совершив маневр , в результате которого его наклон к эклиптике увеличился на 80,2 °. Гравитация планеты-гиганта отклонила траекторию полета космического корабля на юг и в сторону от плоскости эклиптики. Это вывело его на последнюю орбиту вокруг Солнца, которая проведет его мимо северного и южного полюсов Солнца. Размер и форма орбиты были скорректированы в гораздо меньшей степени, так что афелий оставался на расстоянии примерно 5 а.е., расстояния Юпитера от Солнца, а перигелий был несколько больше, чем 1 а.е., расстояние Земли от Солнца. Орбитальный период составляет примерно шесть лет.
Полярные регионы Солнца
[ редактировать ]В период с 1994 по 1995 год он исследовал южную и северную полярные области Солнца соответственно.
Комета C/1996 B2 (Хякутакэ)
[ редактировать ]1 мая 1996 года космический корабль неожиданно пересек ионный хвост кометы Хьякутаке (C/1996 B2), обнаружив, что длина хвоста составляет не менее 3,8 а.е. [18] [19]
Комета C/1999 T1 (Макнота – Хартли)
[ редактировать ]Встреча с хвостом кометы повторилась в 2004 году. [20] когда Улисс пролетел через ионные хвосты C/1999 T1 (Макнот-Хартли) . Выброс корональной массы принес кометный материал к Улиссу . [19] [21]
Вторая встреча с Юпитером
[ редактировать ]Улисс приблизился к афелию в 2003/2004 году и провел дальнейшие отдаленные наблюдения Юпитера. [22]
Комета C/2006 P1 (Макнота)
[ редактировать ]В 2007 году Улисс прошел через хвост кометы C/2006 P1 (Макнота). Результаты неожиданно отличались от результатов прохождения через хвост Хякутакэ: измеренная скорость солнечного ветра упала с примерно 700 километров в секунду (1 566 000 миль в час) до менее 400 километров в секунду (895 000 миль в час). [23]
Расширенная миссия
[ редактировать ]Комитет научной программы ЕКА одобрил четвертое продление миссии «Улисс» до марта 2004 года. [24] тем самым позволив ему работать над полюсами Солнца в третий раз в 2007 и 2008 годах. После того, как стало ясно, что выходная мощность РИТЭГ космического корабля будет недостаточной для работы научных инструментов и предотвращения топлива для управления ориентацией , гидразина замерзания , прибор началось разделение власти. До этого самые важные инструменты постоянно находились в сети, тогда как другие были деактивированы. Когда зонд приблизился к Солнцу, его энергоемкие обогреватели выключились и включились все приборы. [25]
22 февраля 2008 года, через 17 лет и 4 месяца после запуска космического корабля, ЕКА и НАСА объявили, что операции миссии «Улисс», вероятно, прекратятся в течение нескольких месяцев. [26] [27] 12 апреля 2008 г. НАСА объявило, что датой окончания будет 1 июля 2008 г. [28]
Космический корабль успешно проработал более чем в четыре раза больше проектного срока . Компонент в последней оставшейся рабочей цепочке подсистемы нисходящей линии связи X-диапазона вышел из строя 15 января 2008 года. Другая цепочка подсистемы X-диапазона ранее вышла из строя в 2003 году. [29]
Нисходящая связь с Землей возобновилась в S-диапазоне , но ширина луча антенны с высоким коэффициентом усиления в S-диапазоне была не такой узкой, как в X-диапазоне, поэтому принимаемый сигнал нисходящей линии связи был намного слабее, что привело к снижению достижимой скорости передачи данных . Когда космический корабль двигался по исходящей траектории на орбиту Юпитера, сигнал нисходящей линии связи в конечном итоге упал ниже возможностей приема даже самых больших антенн (диаметром 70 метров — 229,7 футов) сети дальнего космоса .
Еще до того, как сигнал нисходящей линии связи был потерян из-за расстояния, считалось, что гидразиновое топливо для управления ориентацией на борту космического корабля могло замерзнуть , поскольку радиоизотопные тепловые генераторы (РТГ) не могли генерировать достаточно энергии, чтобы нагреватели могли преодолеть радиационную потерю тепла в космос. Как только гидразин замерзнет, космический корабль больше не сможет маневрировать, чтобы держать свою антенну с высоким коэффициентом усиления направленной на Землю, и сигнал нисходящей линии связи будет потерян в течение нескольких дней. Отказ подсистемы связи X-диапазона ускорил это, потому что самая холодная часть топливного трубопровода была проложена через усилители на лампах бегущей волны X-диапазона , поскольку во время работы они выделяли достаточно тепла, чтобы поддерживать тепло трубопроводов топлива.
Ранее объявленная дата завершения миссии - 1 июля 2008 года - пришла и прошла, но операции миссии продолжались, хотя и в сокращенном объеме. Доступность сбора научных данных была ограничена только тогда, когда «Улисс» находился в контакте с наземной станцией из-за ухудшения запаса нисходящей линии связи S-диапазона, который больше не мог поддерживать одновременное воспроизведение данных в реальном времени и воспроизведение с магнитофона. [30] Когда космический корабль потерял связь с наземной станцией, передатчик S-диапазона отключился, а мощность перенаправилась на внутренние нагреватели, чтобы дополнительно нагреть гидразин. 30 июня 2009 года наземные диспетчеры отправили команду на переключение на антенны с низким коэффициентом усиления. Это прекратило связь с космическим кораблем в сочетании с предыдущими командами на полное выключение его передатчика. [4] [31]
Результаты
[ редактировать ]На этапах круиза «Улисс» предоставил уникальные данные. Будучи единственным космическим кораблем за пределами эклиптики с гамма- прибором, «Улисс» был важной частью Межпланетной сети (IPN). IPN обнаруживает гамма-всплески (GRB); поскольку гамма-лучи невозможно сфокусировать с помощью зеркал, было очень сложно обнаружить гамма-всплески с достаточной точностью для их дальнейшего изучения. Вместо этого несколько космических аппаратов могут обнаружить всплеск посредством мультилатерации . Каждый космический корабль оснащен детектором гамма-излучения, показания которого регистрируются за крошечные доли секунды. Сравнивая время прихода гамма-ливней с разлетом космического корабля, можно определить местоположение для дальнейшего наблюдения с помощью других телескопов. Поскольку гамма-лучи движутся со скоростью света, необходимы большие расстояния. Обычно решение принималось путем сравнения: одного из нескольких космических кораблей, вращающихся вокруг Земли, зонда внутри Солнечной системы (на Марсе , Венере или астероиде ) и «Улисса» . Когда Улисс дважды пересекал эклиптику за виток, многие определения гамма-всплесков теряли точность.
Дополнительные открытия: [32] [33]
- Данные, предоставленные «Улиссом», привели к открытию того, что магнитное поле Солнца взаимодействует с Солнечной системой более сложным образом, чем предполагалось ранее.
- Данные, предоставленные Улиссом, привели к открытию, что пыли, поступающей в Солнечную систему из глубокого космоса, было в 30 раз больше, чем ожидалось ранее.
- В 2007–2008 годах данные, предоставленные Улиссом, позволили определить, что магнитное поле, исходящее от полюсов Солнца, намного слабее, чем наблюдалось ранее.
- Что солнечный ветер «становился все слабее во время миссии и в настоящее время является самым слабым с начала космической эры». [31]
Судьба
[ редактировать ]«Улисс», скорее всего, продолжит находиться на гелиоцентрической орбите вокруг Солнца на неопределенный срок. Однако есть шанс, что при одной из его повторных встреч с Юпитером близкого пролета с одной из лун Юпитера будет достаточно, чтобы изменить свой курс, и тогда зонд выйдет на гиперболическую траекторию вокруг Солнца и покинет Солнечную систему. Система . [34]
См. также
[ редактировать ]- Advanced Composition Explorer - спутник НАСА программы Explorer.
- Список гелиофизических миссий
- Список миссий на внешние планеты
- Parker Solar Probe - роботизированный космический зонд НАСА внешней короны Солнца.
- Солнечная и гелиосферная обсерватория – Европейская космическая обсерватория
- СТЕРЕО - Миссия по наблюдению за Солнцем (2006 – настоящее время)
- TRACE — спутник НАСА программы Explorer.
- ВЕТЕР - зонд НАСА для изучения солнечного ветра на L1 с 1995 года.
- Solar Orbiter - Европейская космическая солнечная обсерватория.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Улисс» . Сайт НАСА по исследованию Солнечной системы . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Улисс» . Сайт НАСА по исследованию Солнечной системы . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Добро пожаловать в проект HIA Ulysses» . Институт астрофизики Герцберга. Архивировано из оригинала 17 августа 2011 года.
Институт астрофизики Герцберга (HIA) Национального исследовательского совета Канады предоставил приборы и испытательное оборудование для исследования космических лучей и солнечных частиц (COSPIN) на космическом корабле «Улисс» . Прибор COSPIN состоит из пяти датчиков, которые измеряют энергичные нуклоны и электроны в широком диапазоне энергий. Это было первое участие Канады в межпланетной миссии в дальний космос.
- ^ Jump up to: а б «Улисс: 12 дополнительных месяцев ценной науки» . Европейское космическое агентство. 30 июня 2009 года . Проверено 1 июля 2009 г.
- ^ «Одиссея завершается...» Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 года.
- ^ https://rps.nasa.gov/missions/13/ulysses/
- ^ «Инферно Улисса» - стремление исследовать необитаемый мир за Солнцем. В « Справочнике космических полетов Джейн» , 1988 г., ISBN 0-7106-0860-8
- ↑ Архив документации Ulysses НАСА. Архивировано 17 марта 2013 г. в Wayback Machine. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Информационный бюллетень об Улиссе» . esa.int . Проверено 7 мая 2021 г.
- ↑ Объединенное исследование радио и плазменных волн, JPL. Архивировано 17 января 2009 г., в Wayback Machine.
- ↑ Эксперимент с гравитационной волной, астрономия и астрофизика. Архивировано 19 декабря 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Балог, А.; Бик, Ти Джей; Форсайт, Р.Дж.; Хеджкок, ПК; Маркедан, Р.Дж.; Смит, Э.Дж.; Саутвуд, диджей; Цурутани, BT (20 августа 1991 г.). «Исследование магнитного поля на миссии УЛИСС – Приборы и предварительные научные результаты» . Серия дополнений по астрономии и астрофизике . 91 (2): 221–236. Бибкод : 1992A&AS...92..221B .
- ^ Гольдштейн, Брюс. SWOOPS / Electronic - Заметки пользователя. Архивировано 27 сентября 2006 г. в Wayback Machine , Лаборатория реактивного движения.
- ^ Гейсс, Дж; Глеклер, Г; фон Штайгер, Р.; Балсигер, Х; Фиск, Л.; Гэлвин, А .; Ипавич Ф.; Ливи, С; Маккензи, Дж.; Огилви, К.; и др. (19 мая 1995 г.). «Южный высокоскоростной поток: результаты работы инструмента SWICS на Улиссе» . Наука . 268 (5213): 1033–1036. Бибкод : 1995Sci...268.1033G . дои : 10.1126/science.7754380 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 7754380 .
- ^ фон Штайгер, Р.; Гейсс, Дж.; Глеклер, Г.; Гэлвин, AB (1 апреля 1995 г.). «Кинетические свойства тяжелых ионов в солнечном ветре от SWICS/Ulysses» . Обзоры космической науки . 72 (1): 71–76. Бибкод : 1995ССРв...72...71В . дои : 10.1007/BF00768756 . ISSN 1572-9672 . S2CID 189797680 .
- ^ Карни, Эмили (9 октября 2015 г.). «Смертельный удар Звезде Смерти: взлет и падение шаттла НАСА-Кентавр» . Арс Техника . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ «Солнце зайдет во время солнечной миссии Улисса 1 июля» . www.esa.int . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Джонс Г.Х.; Балог А.; Хорбери Т.С. (2000). «Идентификация чрезвычайно длинного ионного хвоста кометы Хякутакэ по сигнатурам магнитного поля». Природа . 404 (6778): 574–576. Бибкод : 2000Natur.404..574J . дои : 10.1038/35007011 . ПМИД 10766233 . S2CID 4418311 .
- ^ Jump up to: а б «Улисс ловит очередную комету за хвост» . sci.esa.int . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Полетто, Джаннина; Зюсс, Стив Т. (5 июня 2013 г.). Солнце и гелиосфера как единая система . Спрингер. ISBN 9781402028311 .
- ^ Глеклер, Г.; Аллегрини, Ф.; Эллиотт, штат Ха; МакКомас, диджей; Швадрон, Северная Каролина; Гейсс, Дж.; фон Штайгер, Р.; Джонс, GH (1 апреля 2004 г.). «Ионы кометы, захваченные корональным выбросом массы» . Астрофизический журнал . 604 (2): Л121–Л124. дои : 10.1086/383524 . ISSN 0004-637X .
- ^ Улисс - Наука - Избранные ссылки о далеких встречах с Юпитером. Архивировано 23 сентября 2008 г. в Wayback Machine. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Нойгебауэр, Глёкле (1 октября 2007 г.). «Встреча космического корабля «Улисс» с ионным хвостом кометы Макнота» . Астрофизический журнал . 667 (2): 1262–1266. Бибкод : 2007ApJ...667.1262N . дои : 10.1086/521019 .
- ^ ЕКА Наука и технологии: Продление миссии Улисса
- ^ «Улисс делает хет-трик» . www.esa.int . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ «Миссия Улисса подходит к естественному концу» . Европейское космическое агентство. 22 февраля 2008 года . Проверено 23 февраля 2008 г.
- ^ «Международная солнечная миссия завершается после звездных выступлений» . НАСА. 22 февраля 2008 года . Проверено 23 февраля 2008 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «RIP: солнечный зонд «Улисс» скоро завершится — Yahoo! News» . Архивировано из оригинала 17 июня 2008 года . Проверено 15 января 2017 г.
- ^ «Операции за февраль 2003 года» . Европейское космическое агентство. Архивировано из оригинала 3 июля 2009 года.
- ^ «Ulysses Mission Ops — Воспроизведения данных больше не будет» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года.
- ^ Jump up to: а б «Космический корабль Улисс завершает историческую миссию открытия» . Лаборатория реактивного движения . 30 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2009 года . Проверено 1 июля 2009 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Международная миссия по изучению Солнца завершается» . Лаборатория реактивного движения НАСА (JPL) . 12 июня 2008 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Миссии: Улисс» . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «Солнечный орбитальный аппарат «Улисс» завершает миссию спустя 18 лет» . Рейтер . Июль 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ЕКА Улисс Веб-сайт
- ESA Ulysses Веб-сайт операций миссии
- ЕКА Улисс Домашняя страница
- НАСА/Лаборатории реактивного движения Улисс Веб-сайт
- «Улисс» Профиль измерительной миссии от НАСА по исследованию солнечной системы
- ЕКА/НАСА/Лаборатория реактивного движения: подсистемы и приборы Улисса в деталях
- Где сейчас Улисс!
- Института Макса Планка « Улисс» Веб-сайт
- Интервью с операционным менеджером миссии Ulysses Найджелом Энгольдом на Planetary Radio. Архивировано 20 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- Интерактивная 3D-визуализация гравитационной помощи Улисса Юпитера и полярной орбиты вокруг Солнца
- Космические зонды Европейского космического агентства
- Космические зонды НАСА
- Миссии к Солнцу
- Миссии на Юпитер
- Заброшенные спутники на гелиоцентрической орбите
- Миссии к кометам
- Космический корабль, запущенный шаттлом
- Заброшенные космические зонды
- Космический корабль запущен в 1990 году.
- Космический корабль выведен из эксплуатации в 2009 году.
- Солнечные космические обсерватории