Jump to content

Демонстратор входа в атмосферу

Демонстрация входа в атмосферу в ESTEC

Advanced Reentry Demonstrator ( ARD ) — суборбитальный возвращаемый аппарат Европейского космического агентства (ЕКА). Он был разработан и эксплуатировался в экспериментальных целях, в частности, для проверки нескольких интегрированных в него технологий входа в атмосферу и общей конструкции транспортного средства, а также для более глубокого понимания различных явлений, возникающих во время входа в атмосферу.

ARD совершил всего один космический полет. 21 октября 1998 года ракета была запущена в третий полет «Ариан-5» одноразовой стартовой системы . Достигнув зарегистрированной высоты 830 км, ARD выполнил управляемый возврат на Землю , а затем приводнился относительно близко к намеченной целевой точке в Тихом океане после одного часа и 41 минуты полета. После его восстановления и последующего анализа было установлено, что машина работала хорошо: носовой обтекатель и теплозащитный экран остались в идеальном состоянии, остались полностью герметичными и совершенно неповрежденными.

ARD был первым управляемым суборбитальным возвращаемым аппаратом, который был изготовлен, запущен и восстановлен в Европе. [1] [2] Одной из основных целей миссии был сбор знаний, которые впоследствии можно было бы использовать при разработке будущих возвращаемых аппаратов и средств точной посадки. После завершения программы ЕКА решило запустить следующий демонстрационный образец входа в атмосферу, известный как Промежуточный экспериментальный аппарат (IVX). Первый корабль IXV совершил свой первый успешный испытательный полет в феврале 2015 года. Демонстраторы ARD и IVX призваны послужить трамплином в разработке транспортного средства под названием Space Rider , которое должно стать первым из серии серийных космических самолетов .

Разработка

[ редактировать ]

Начиная с 1980-х годов, во всем мире рос интерес к разработке космических кораблей многоразового использования; в то время только сверхдержавы той эпохи, Советский Союз и Соединенные Штаты, развили эту способность. [2] Европейские страны, такие как Великобритания и Франция, приступили к реализации своих собственных национальных программ по производству космических самолетов , таких как HOTOL и Hermes , пытаясь заручиться поддержкой многонационального Европейского космического агентства (ЕКА). Хотя эти программы в конечном итоге не получили достаточной поддержки для продолжения развития, в ряде государств-членов ЕКА все еще существовал спрос на разработку многоразовых космических аппаратов. [2] Соответственно, вскоре после отказа от программы «Гермес» было решено провести программу демонстрации технологий с целью создания транспортного средства, которое поддержало бы разработку последующих космических кораблей многоразового использования. Позднее ЕКА назвало эту программу, которая стала известна как «Демонстратор возвращения в атмосферу» (ARD), «важным шагом на пути к разработке и эксплуатации космических транспортных средств, которые могут вернуться на Землю... Впервые Европа полетит на полная космическая миссия – запуск корабля в космос и его безопасное возвращение». [2]

ARD был разработан и эксплуатировался как совместная гражданская космическая программа под контролем ЕКА; это подпадало под рамки Программы пилотируемого космического транспорта (MSTP) агентства. [1] В рамках этой программы программа преследовала две основные цели. Во-первых, ЕКА стремилось продемонстрировать способность европейской космической промышленности проектировать и производить недорогие возвращаемые аппараты, а также ее способность выполнять критические этапы миссии, связанные с их эксплуатацией, такие как суборбитальный полет. , возвращение в атмосферу и восстановление транспортного средства. [1] Кроме того, ARD был оснащен полным набором датчиков и записывающего оборудования, позволяющего получать подробные измерения во время испытаний; было признано, что исследование различных явлений на последовательных этапах полета будет иметь большое значение. Полученные данные впоследствии будут каталогизированы и использованы в ходе дальнейших программ, особенно в будущих возвращаемых кораблях и многоразовых пусковых системах . [1] [2]

Генеральным подрядчиком, выбранным для разработки и строительства ARD, была французская аэрокосмическая компания Aérospatiale (которая позже объединилась в транснациональную группу EADS – SPACE Transportation ). [1] В течение 1995 и 1996 годов было проведено множество исследований по разработке концепций формы такого транспортного средства; в конечном итоге было решено принять конфигурацию, напоминавшую классическую пилотируемую капсулу «Аполлон» , которая ранее эксплуатировалась НАСА . Использование существующей формы было преднамеренной мерой, позволяющей избежать подробного исследования аэродинамических свойств корабля; И размеры, и масса корабля также определялись возможностями Ariane 5, одноразовой пусковой системы используемой для развертывания корабля. [1] [2]

Утверждалось, что даже на раннем этапе график программы был относительно плотным, а финансирование было ограниченным. [1] По мнению ЕКА, ограничительное финансирование программы было преднамеренной попыткой доказать, что такой автомобиль можно продемонстрировать с меньшим бюджетом, чем предыдущие попытки. [2]

Опыт и данные, полученные с помощью демонстрантов ARD и IVX, служат трамплином в разработке транспортного средства под названием Space Rider .

ARD — это беспилотная 3-осевая стабилизированная автоматизированная капсула, которая служила экспериментальным спускаемым аппаратом, главным образом, для проверки технологий и сбора данных. [2] По своей форме аппарат имеет внешнее сходство с версией американской капсулы «Аполлон» в масштабе 70 процентов и, по мнению ЕКА, является транспортным средством в масштабе 50 процентов перспективного потенциально действующего транспортного средства; как таковой, его диаметр составляет 2,8 метра, а вес в точке контакта с атмосферой составляет 2,8 тонны. [1] [2] ARD имеет воздухо- и водонепроницаемую герметичную конструкцию, состоящую в основном из алюминиевого сплава , которая защищена слоем пробковых композитных плиток Norcoat 62250 FI по внешней стороне носового обтекателя и расположением алеастрасил из диоксида кремния - фенолформальдегидной смолы плиток . над тепловым экраном . Сам автомобиль можно разделить на три отдельные части: секцию переднего стекла, секцию заднего конуса и секцию задней крышки. [1] [2]

ARD обладает возможностями маневренности при входе в атмосферу; Благоприятное аэродинамическое качество достигается за счет смещения центра тяжести . [1] [2] Закон наведения аналогичен закону «Аполлона» и космического корабля «Шаттл» и основан на управлении профилем скорости сопротивления и маневрах по углам крена, чтобы соответствовать нагреву, коэффициенту нагрузки, отскоку и другим необходимым условиям; по данным ЕКА, это обеспечивало приемлемую окончательную точность наведения (в пределах 5 км) при ограниченной сложности вычислений в реальном времени. В процессе работы система наведения становится активной, как только аэродинамические силы становятся эффективными и пока система управления реакцией остается эффективной. [1] [2] Вместо использования поверхностей управления полетом нелинейное управление обеспечивается набором из семи гидразиновых двигателей, которые, по словам производителя, были заимствованы из Ariane 5 одноразовой пусковой системы . Эти ракетные двигатели, каждый из которых обычно создает тягу 400 Н , были расположены в конфигурации с продувкой и расположены так, что три блока обеспечивали по тангажу управление : два для крена и два для рыскания . [1] [2]

При входе в атмосферу тепловой экран ARD подвергается воздействию температур, достигающих 2000 °C, и тепловому потоку, достигающему пика 1000 кВт/м2, в результате ионизации атмосферы , которая, в свою очередь, вызвана движением транспортного средства. на гиперзвуковой скорости , превышающей 27 000 км/ч, на некоторых участках спуска в атмосферу. [2] Хотя коническая площадь автомобиля может достигать 1000 °С, при тепловом потоке 90–125 кВт/м2 температура в салоне не поднимется выше 40 °С. Используемые меры тепловой защиты представляли собой комбинацию ранее существовавших материалов, которые Aerospatiale уже разработала в рамках французских военных программ, а также нескольких материалов нового поколения, последние из которых были включены в основном для целей испытаний. [2] При входе в атмосферу головной щит ARD теряет всего 0,5 мм толщины, сохраняя свою аэродинамическую форму относительно постоянной, что, в свою очередь, упрощает алгоритмы управления полетом. [2]

Машина оснащена системой восстановления спуска (DRS), срабатывающей перед приводнением с целью ограничения ударных нагрузок и обеспечения ее плавучести на срок до 36 часов. [2] Эта система предполагает раскрытие нескольких парашютов , хранящихся во внутреннем пространстве кончика носового обтекателя; Всего обычно используются один пилотный парашют с плоской лентой, один тормозной парашют с конической лентой и одной ступенью рифления и три основных ленточных парашюта с прорезями и двумя ступенями рифления. Для обеспечения плавучести в DRS также имеется пара надувных баллонов, помогающих удерживать машину в вертикальном положении. [1] Для облегчения восстановления ARD оснащен спутниковым поисково-спасательным радиомаяком и проблесковым светом. [2]

Внутреннее пространство ARD было наполнено самыми передовыми технологиями для тестирования и квалификации новых технологий и возможностей управления полетом для входа в атмосферу и посадки. [1] Авионика машины в основном была основана на существующем оборудовании, используемом на ракете-носителе Ariane 5. В системах наведения и навигации использовалась компьютеризированная инерциальная навигационная система , которая через шину данных автоматически корректировалась GPS на баллистическом этапе полета. Однако ARD был разработан так, чтобы быть устойчивым к сбоям GPS; это достигается с помощью ряда алгоритмов контура управления, которые проверяют, чтобы данные, полученные от GPS, находились в пределах заранее установленного «окна достоверности», определяемого показаниями инерциальной навигации. [1] Во время единственного полета аппарата он непрерывно записывал и передавал на землю более 200 критических параметров, которые использовались для анализа летных характеристик ARD, а также поведения бортового оборудования. [2]

Операционная история

[ редактировать ]

ARD совершил всего один космический полет. 21 октября 1998 года ARD был запущен третьим полетом «Ариан-5» одноразовой стартовой системы . [1] Он был выпущен вскоре после отделения криогенной главной ступени ракеты-носителя (на высоте около 216 км) через 12 минут после старта с Гвианского космодрома — европейского космодрома в Куру, Французская Гвиана . ARD достиг зафиксированной высоты 830 км, после чего был проведен управляемый вход в атмосферу. Он приводнился на расстоянии 4,9 км от целевой точки в Тихом океане между Маркизскими островами и Гавайями после одного часа и 41 минуты полета. [1]

ARD был обнаружен примерно через пять часов после приводнения. После восстановления автомобиль был перевезен обратно в Европу и подвергнут детальному техническому анализу с целью получения дополнительной информации о его характеристиках. Инженеры, проанализировавшие данные суборбитального полета, сообщили, что все системы капсулы сработали хорошо и в соответствии с ожиданиями; передачи корабля в режиме реального времени Анализ телеметрической во время полета также показал, что все электрооборудование и двигательные установки работали штатно. Бортовые телеметрические системы и приемные станции работали хорошо, а бортовой GPS- приемник работал удовлетворительно в течение всего полета, за исключением, как и ожидалось, отключения электроэнергии при входе в атмосферу. [1]

После анализа производительности ARD после миссии было объявлено, что все демонстрационные и системные требования программы были успешно выполнены. [1] Сам испытательный полет был описан как «почти номинальный», особенно в отношении траектории и управления полетом; Кроме того, было обнаружено, что многие бортовые системы, такие как навигация (основная и резервная), двигательная установка, тепловая защита, связь и DRS, работали либо так, как прогнозировалось, либо лишь с небольшим отрывом выходили за пределы этих прогнозов. [1] Во время входа в атмосферу температура теплового экрана достигла зарегистрированной пиковой температуры 900 ° C; тем не менее, после извлечения как обтекатель, так и теплозащитный экран автомобиля были обнаружены в идеальном состоянии. [1]

Проблемы, выявленные в ходе анализа, включали роль неопределенностей в конструкции, которые привели к трудностям в наблюдении некоторых физических явлений, таких как эффекты реального газа; определение характеристик аэротермической среды также было затруднено из-за преждевременного выхода из строя некоторых термопар . В целом было заявлено, что этот полет принес большое количество высококачественной аэродинамической информации, которая, помимо других преимуществ, послужила подтверждению и расширению возможностей наземных инструментов прогнозирования. [1] С момента его извлечения и завершения послеисследовательской экспертизы единственный автомобиль ARD был сохранен и стал общедоступным экспонатом в Европейском центре космических исследований и технологий в Нордвейке , Нидерланды. [1]

См. также

[ редактировать ]
  • IXV , последующий демонстратор входа в атмосферу ЕКА, испытанный в феврале 2015 года.
  • OREX , аналог японского демонстратора 1994 года, разработанный и эксплуатируемый NASDA.
  • CARE , экспериментальная испытательная машина для орбитального корабля ISRO, запущенная 18 декабря 2014 года на вершине GSLV Mk III LVM 3X.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 027a63cd2df189576a75c4a1e9979c1d__1694756760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/1d/027a63cd2df189576a75c4a1e9979c1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atmospheric Reentry Demonstrator - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)