Арианспейс
![]() | |
Тип компании | Дочерняя компания |
---|---|
Промышленность | Космос |
Основан | 26 марта 1980 г |
Штаб-квартира | , Франция |
Продукты | Ариана 6 , Вега |
Доход | ![]() |
![]() | |
Количество сотрудников | 220 (2023) [1] |
Родитель | АрианГрупп |
Веб-сайт | arianespace |
Arianespace SA — французская компания, основанная в 1980 году как первый в мире поставщик услуг коммерческих запусков . Он является оператором двух различных ракет-носителей : Vega , ракеты малой грузоподъемности , и Ariane 6 , ракеты средней или тяжелой грузоподъемности , в зависимости от конфигурации.
Европейские космические запуски проводятся совместными усилиями нескольких частных компаний и государственных учреждений. Роль Arianespace заключается в продвижении услуг по запуску, подготовке миссий и ведении всех отношений с клиентами. В Гвианском космическом центре (CSG) компания курирует команду, которая интегрирует и готовит аппараты к запуску.
Сами ракеты разрабатываются и производятся другими компаниями, в том числе материнской компанией ArianeGroup для Ariane 6 или Avio для Vega. Стартовая инфраструктура CSG принадлежит Европейскому космическому агентству , а сама земля принадлежит и управляется CNES , французским национальным космическим агентством.
По состоянию на май 2021 г. [update]За 41 год Arianespace запустила более 850 спутников в 287 запусках. Первым коммерческим полетом, которым руководила новая организация, был Spacenet F1, запущенный 23 мая 1984 года. Arianespace использует Гвианский космический центр во Французской Гвиане в качестве основной стартовой площадки. Штаб-квартира компании находится в пригороде Парижа Эври-Куркуронн .
История
[ редактировать ]Создание Arianespace SA тесно связано с желанием нескольких европейских стран продолжить совместное сотрудничество в области освоения космоса и созданием общенациональной организации, Европейского космического агентства (ЕКА), для наблюдения за такой деятельностью в течение 1973 года. [2] До создания ЕКА Франция лоббировала разработку новой европейской одноразовой пусковой системы, которая могла бы заменить ракету Европа . [3] Соответственно, одной из первых программ, запущенных ЕКА, стала тяжелая ракета-носитель «Ариан» . [3] Специальной целью этой ракеты-носителя было облегчение доставки коммерческих спутников на геостационарную орбиту . [4]

Франция была крупнейшим участником программы развития Ariane . [5] Французский производитель аэрокосмической техники Aérospatiale выступал в качестве генерального подрядчика и брал на себя ответственность за выполнение интеграции всех секций корабля, а французский производитель двигателей Société Européenne de Propulsion (SEP) предоставил двигатели первой, второй и третьей ступеней (двигатели третьей ступени были произведены в партнерстве с немецким производителем аэрокосмической продукции MBB ). В число других крупных компаний, участвовавших в проекте, входили французские фирмы Air Liquide и Matra , шведский производитель Volvo и немецкий производитель самолетов Dornier Flugzeugwerke . [5] Разработка третьей ступени была основным моментом проекта - до Ariane только Соединенные Штаты когда-либо запускали ракету-носитель, в которой использовались верхние ступени с водородным двигателем. [6]
Сразу после успешного первого испытательного запуска Ariane 1 24 декабря 1979 года французское космическое агентство Centre National d'Etudes Spacees (CNES) и ESA создали новую компанию Arianespace с целью продвижения, маркетинга и управления Ariane. операции. [7] [8] По данным Arianespace, на момент своего создания это была первая в мире компания, оказывающая пусковые услуги. [9] После еще трех испытательных пусков 10 сентября 1982 года состоялся первый коммерческий запуск, который закончился неудачей из-за отказа турбонасоса третьей ступени. [10] Шесть оставшихся полетов Ariane 1 прошли успешно, последний полет состоялся в феврале 1986 года. [11] В результате этих неоднократных успехов заказы на ракету-носитель Ariane быстро возросли; к началу 1984 года для использования Ariane было забронировано в общей сложности 27 спутников, что, по оценкам, на тот момент составляло половину мирового рынка. В результате коммерческого успеха после запуска десятой миссии Ariane ЕКА официально передало ответственность за Ariane компании Arianespace. [11]
К началу 1986 года «Ариан-1» вместе с его производными «Ариан-2» и «Ариан-3» были доминирующей ракетой-носителем на мировом рынке. [11] [12] Ariane 2 и Ariane 3 просуществовали недолго, в то время как более обширная Ariane 4 находилась в стадии разработки; это была значительно более крупная и гибкая пусковая установка, чем предыдущие члены ее семейства, и с самого начала она предназначалась для конкуренции с пусковыми установками верхнего уровня по всему миру. Для сравнения, в то время как Ariane 1 имел типичный вес 207 тонн и мог выводить на орбиту полезную нагрузку до 1,7 тонны; более крупный Ariane 4 имел типичную массу 470 тонн и мог выводить на орбиту полезную нагрузку до 4,2 тонны. [13] Несмотря на это, Ariane 4 на самом деле был на 15 процентов меньше Ariane 3. [14]
15 июня 1988 года состоялся первый успешный запуск Ariane 4. [14] Этот первый полет был признан успешным, поскольку на орбиту было выведено несколько спутников. [14] Для запуска V50 и далее для Ariane 4 была принята улучшенная третья ступень, известная как H10+ , которая увеличила общую полезную нагрузку ракеты на 110 кг и увеличила время ее горения на 20 секунд. [15]

разработка преемника, получившего обозначение Ariane 5 . Еще до первого полета Ariane 4 в 1988 году уже началась [16] В январе 1985 года Ariane 5 был официально принят в программу ЕКА и начал одиннадцатилетнюю программу разработки и испытаний до первого запуска в 1996 году. Ему не хватало высокого уровня общности, который был у Ariane 4 со своими предшественниками, и он имел был разработан не только для запуска более тяжелых грузов массой до 5,2 тонны и с 20-процентным снижением стоимости по сравнению с Ariane 4, но и для более высокого запаса безопасности за счет того, что Ariane 5 был разработан также для проведения пилотируемых космических запусков. , предназначенный для перевозки астронавтов с помощью предлагаемого космического корабля «Гермес» . [17] Разработка Ariane 5 не обошлась без разногласий, поскольку некоторые члены ЕКА считали, что зрелая платформа Ariane 4 больше подходит для удовлетворения установленных потребностей в таких пусковых установках; Сообщается, что именно по этой причине Великобритания решила не участвовать в программе «Ариан-5». [18] В течение нескольких лет ракеты-носители «Ариан-4» и «Ариан-5» эксплуатировались как взаимозаменяемые; однако в конечном итоге было решено прекратить все операции Ariane 4 в пользу более нового Ariane 5. [19]
В середине 1990-х годов французские фирмы Aérospatiale и SEP вместе с итальянской фирмой Bombrini-Parodi-Delfino (BPD) провели обсуждения по разработке предлагаемой дополнительной ракеты-носителя Ariane (ACL). Одновременно Италия продвигала концепцию новой твердотопливной ракеты-носителя спутников, получившей название « Вега» . [20] [21] В марте 2003 года контракты на разработку Vega были подписаны ESA и CNES; Италия предоставила 65 процентов финансирования, а оставшуюся часть внесли еще шесть стран. [22] В мае 2004 года сообщалось, что между коммерческим оператором Arianespace и генеральным подрядчиком ELV был подписан контракт на выполнение интеграции транспортных средств в Куру , Французская Гвиана . [23] 13 февраля 2012 года состоялся первый запуск «Веги»; Сообщалось, что полет прошел «по-видимому, идеально». [24] [25] С момента ввода в коммерческую эксплуатацию Arianespace позиционирует Vega как систему запуска, предназначенную для полетов на полярные и солнечно-синхронные орбиты. [26]
В 2002 году ЕКА объявило о программе Arianespace Soyuz в сотрудничестве с Россией ; стартовая площадка для «Союза» была построена как Гвианский космический центр , а ракета-носитель «Союз» была модифицирована для использования на этой площадке. 4 февраля 2005 г. инициатива получила финансирование и окончательное одобрение. [27] [28] Arianespace предлагала своим клиентам услуги по запуску модифицированного корабля «Союз СТ-Б». [29] [30] 21 октября 2011 года компания Arianespace запустила первую ракету «Союз» за пределами территории бывшего СССР . Полезная нагрузка состояла из двух навигационных спутников Galileo . [31] С 2011 года Arianespace заказала в общей сложности 23 ракеты «Союз», чего достаточно для покрытия ее потребностей до 2019 года при темпах трех-четырех запусков в год. [32] [33]
21 января 2019 года ArianeGroup и Arianespace объявили, что подписали однолетний контракт с ЕКА на изучение и подготовку к миссии на Луну по добыче реголита . [34]
В 2020 году Arianespace приостановила работу почти на два месяца из-за пандемии COVID-19 . Операции были приостановлены 18 марта и, как ожидается, с 29 апреля возобновятся 11 мая. [35] Возвращение к работе будет осуществляться с соблюдением ряда новых правил охраны труда и техники безопасности, включая социальное дистанцирование на рабочем месте. [35]
В 2023 году «Ариан-5» был списан с появлением нового «Ариан-6» , который совершил свой первый полет 9 июля 2024 года.
Компания и инфраструктура
[ редактировать ]
Arianespace «является организацией по маркетингу и продажам для европейской космической промышленности и различных поставщиков компонентов». [36]
Основными акционерами Arianespace являются ее поставщики . [ почему? ] в различных европейских странах. [37] В 2008 году у Arianespace было 24 акционера. [38] 21 в 2014 году, [39] и всего 17 по состоянию на октябрь 2018 г. [update]. [40]
Страна | Общая доля | Акционер | Капитал |
---|---|---|---|
![]() | 3.36% | САББА | 2.71% |
Thales Alenia Space Бельгия | 0.33% | ||
Бустеры Safran Aero | 0.32% | ||
![]() | 64.10% | ||
АрианГрупп | 62.10% | ||
Эйр Ликид С.А. | 1.89% | ||
Клемесси | 0.11% | ||
CIE Немецкий | <0,01% | ||
![]() | 19.85% | АрианГрупп | 11.59% |
MT Aerospace AG | 8.26% | ||
![]() | 3.38% | Авио С.п.А. | 3.38% |
![]() | 1.94% | Airbus Defence and Space BV | 1.94% |
![]() | 0.11% | Kongsberg Defense & Aerospace AS | 0.11% |
![]() | 2.14% | Airbus Defence and Space САУ | 2.03% |
КРИЗИС | 0.11% | ||
![]() | 2.45% | GKN Aerospace Швеция AB | 1.63% |
РУАГ Спейс АБ | 0.82% | ||
![]() | 2.67% | РУАГ Швейцария АГ | 2.67% |
В 2015 году пакет акций Arianespace был реструктуризирован в связи с созданием компании Airbus Safran Launchers (позже переименованной в ArianeGroup), которой поручена разработка и производство ракеты-носителя Ariane 6 . Промышленные группы Airbus и Safran объединили свои акции вместе с долей французского правительства в CNES , чтобы сформировать партнерскую компанию, владеющую чуть менее 74% акций Arianespace, а оставшиеся 26% распределены между поставщиками в девяти странах, включая дополнительные дочерние компании Airbus. [41]
Корпоративное управление
[ редактировать ]По состоянию на июль 2024 г. [update], управленческая команда Arianespace состояла из: [42]
Позиция | Имя |
---|---|
Главный исполнительный директор Arianespace, исполнительный вице-президент ArianeGroup | Стефан Исраэль |
Исполнительный вице-президент, финансовый директор | Мишель Дубовик |
Старший вице-президент, руководитель бизнес-подразделения Ariane | Кэролайн Арну |
Старший вице-президент, главный операционный директор | Клаудия флейта |
Старший вице-президент, руководитель бизнес-единицы «Вега» | Марино Франьито |
Старший вице-президент, директор по персоналу | Маэла Гийомарх |
Старший вице-президент, коммерческий директор | Стивен Рутгерс |
Старший вице-президент, директор по бренду и коммуникациям | Жюли Ленуар |
Старший вице-президент, главный технический директор | Пьер Ив Тиссье |
Региональные офисы
[ редактировать ]Расположение | Руководитель филиала |
---|---|
Французская Гвиана | Лоик Менагер |
США, Вашингтон, округ Колумбия | Вена Кернисан |
Япония, Токио | Киёси Такамацу |
АСЕАН , Сингапур | Вивиан Кене |
Дочерние компании
[ редактировать ]- Компания Arianespace Inc. (филиал в США)
- Arianespace Сингапур PTE LTD. (Азиатский филиал)
- Starsem SA (Европейско-российская коммерциализация корабля «Союз»)
Конкуренция и ценообразование
[ редактировать ]Сообщается, что к 2004 году Arianespace занимала более 50% мирового рынка вывода спутников на геостационарную переходную орбиту (GTO). [43]
В 2010-х годах революционная сила, представленная новым игроком в секторе SpaceX, вынудила Arianespace сократить штат сотрудников и сосредоточиться на сокращении затрат, чтобы снизить затраты и оставаться конкурентоспособными по отношению к новому игроку с низкими затратами в секторе запуска. В разгар ценового давления со стороны таких компаний в ноябре 2013 года Arianespace объявила, что вводит гибкие цены на «более легкие спутники», которые она выводит на геостационарные орбиты на борту своего Ariane 5. [36] [44] сталкивается с очень серьезной проблемой По словам управляющего директора Arianespace: «Совершенно очевидно, что SpaceX (...), поэтому все должно измениться (...), и вся европейская отрасль реструктурируется, консолидируется, рационализируется и оптимизируется». [45]
В начале 2014 года Arianespace рассматривала возможность запроса дополнительных субсидий у европейских правительств, чтобы противостоять конкуренции со стороны SpaceX и неблагоприятным изменениям обменного курса евро-доллара. С 2002 года компания вдвое сократила субсидии на 100 миллионов евро в год, но падение курса доллара США означало, что Arianespace теряла 60 миллионов евро в год из-за колебаний валютных курсов по контрактам на запуск. [46] Сообщается, что SpaceX начала отбирать долю рынка у Arianespace. [37] Eutelsat Генеральный директор Мишель де Розен , крупный клиент Arianespace, заявил, что: «Каждый последующий год SpaceX будет видеть прогресс, увеличение доли рынка и дальнейшее снижение своих затрат за счет эффекта масштаба ». [37]
Сообщается, что к сентябрю 2014 года Arianespace должна была подписать четыре дополнительных контракта на нижние слоты на диспенсере Ariane 5 SYLDA для спутников, которые в противном случае можно было бы запускать на ракете-носителе SpaceX; Утверждалось, что это было разрешено за счет сокращения затрат; К этому моменту он подписал в общей сложности 11 контрактов, а еще два находились на стадии предварительных переговоров. На данный момент Arianespace имеет портфель запусков на сумму 4,5 миллиарда евро : 38 спутников будут запущены на Ariane 5 , 7 на Союзе и 9 на Веге , что претендует на 60% мирового рынка запуска спутников. [47] [48] [49] Однако с 2017 года доля рынка Arianespace в коммерческих запусках уступила SpaceX. [50]
Ракеты-носители
[ редактировать ]
В настоящее время Arianespace эксплуатирует 1 ракету-носитель:
Имя | Полезная нагрузка на LEO (включая SSO ) | Полезная нагрузка для GTO |
---|---|---|
Вега | 1450 кг (3200 фунтов) | |
Ариана 6 2 | 10350 кг (22820 фунтов) | 4500 кг (9900 фунтов) |
Ариана 6 4 | 21 650 кг (47 730 фунтов) | 11 500 кг (25 400 фунтов) |
Кроме того, Arianespace предлагает дополнительную услугу резервного запуска на H-IIA через Launch Services Alliance . [51]
Ракеты-носители «Ариан»
[ редактировать ]С момента первого запуска в 1979 году существовало несколько версий ракеты-носителя «Ариан» :
- Ariane 1 , первый успешный запуск 24 декабря 1979 года.
- Ariane 2 , первый успешный запуск 20 ноября 1987 года (первый запуск 30 мая 1986 года не удался)
- Ariane 3 , первый успешный запуск 4 августа 1984 года.
- Ariane 4 , первый успешный запуск 15 июня 1988 года.
- Ariane 5 , первый успешный запуск 30 октября 1997 года (первый запуск 4 июня 1996 года не удался) .
- Ariane 6. Его грузоподъемность аналогична Ariane 5, но значительно меньшая стоимость. Его первый полет состоялся 9 июля 2024 года. [52]
- Ariane Next , в ранней разработке. Это будет частично многоразовая пусковая установка, которая должна прийти на смену Ariane 6 2030-х годов. Цель этой многоразовой пусковой установки — вдвое сократить затраты на запуск. [53]
См. также
[ редактировать ]Другие поставщики услуг запуска
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ О нас
- ^ Харви 2003, стр. 161-162.
- ^ Jump up to: а б Харви 2003, с. 161.
- ^ Харви 2003, стр. 161-166.
- ^ Jump up to: а б Харви 2003, с. 166.
- ^ Харви 2003, стр. 165-166.
- ^ Харви 2003, с. 169.
- ^ Джагер, Ральф-В.; Клодон, Жан-Луи (май 1986 г.). Ariane — первая коммерческая космическая транспортная система . Материалы 15-го Международного симпозиума по космическим технологиям и науке. Том. 2. Токио, Япония: AGNE Publishing, Inc. (опубликовано в 1986 г.). Бибкод : 1986spte.conf.1431J . А87-32276 13-12.
- ^ «Arianespace была основана в 1980 году как первая в мире компания по оказанию пусковых услуг» . arianespace.com. Архивировано из оригинала 18 февраля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ Харви 2003, стр. 170-172.
- ^ Jump up to: а б с Харви 2003, с. 172.
- ^ «Ариан 1,2,3» . Ариана 1 . Европейское космическое агентство . 3 мая 2004 года . Проверено 28 сентября 2009 г.
- ^ Харви 2003, с. 178.
- ^ Jump up to: а б с Харви 2003, с. 180.
- ^ Харви 2003, с. 183.
- ^ Харви 2003, стр. 184-185.
- ^ Харви 2003, с. 185.
- ^ Харви 2003, с. 186.
- ^ Харви 2003, с. 193.
- ^ 1996-12-18T00:00:00+00:00. «Предложения по запуску» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 1998-04-08T00:00:00+01:00. «План ЕКА делает упор на пусковые установки» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 2003-03-04T00:00:00+00:00. «Европа начинает разработку Vega» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 2004-05-25T00:00:00+01:00. «Вега приближается к первому полету» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Thisdell2012-02-13T17:39:00+00:00, Дэн. «Первый запуск Vega идет по плану» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Thisdell2012-02-22T10:30:00+00:00, Дэн. «Успех полета ракеты Vega повышает авторитет Avio» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Вега — Перформанс» . Арианспейс.
- ^ «Доступ в космос сегодня и завтра: что нужно Европе?» . Космическая газета. 26 мая 2003 года . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ «Европа принимает ключевые решения для обеспечения долгосрочной жизнеспособности своего сектора ракет-носителей» . Арианспейс. 5 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 г. Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ «Союз из Гвианского космического центра – Руководство пользователя» (PDF) . Арианспейс. Март 2012 г. Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Стивен Кларк (21 августа 2014 г.). «Европейская навигационная система Galileo готовится к расширению» . Космический полет сейчас . Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ «Arianespace запускает первый европейский «Союз»» . Interspacenews.com . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Заказ Arianespace на «Союз» обеспечить покрытие рынка до 2019 года» . Космический полет сейчас. 7 апреля 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ «Годовой отчет Arianespace за 2013 год» (PDF) . Арианспейс. п. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Венер, Майк (23 января 2019 г.). «Добыча полезных ископаемых на Луне может стать реальностью уже в 2025 году» . Нью-Йорк Пост . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Arianespace установила сроки своего возвращения в строй» . 29 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Г-н Ричард (23 июня 2013 г.). Сингапурский форум спутниковой индустрии 2013: Меняем правила запуска? (видео). Азиатская ассоциация кабельного и спутникового вещания . Проверено 14 апреля 2018 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б с де Сельдинг, Питер Б. (20 ноября 2014 г.). «Европейские спутниковые операторы призывают к скорейшей разработке Ariane 6» . Космические новости . Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
Базирующаяся во Франции компания Arianespace в ответ в ограниченной степени сжала свою базу поставщиков. Но строители Ariane 5 также являются акционерами Arianespace, что ограничивает влияние компании на них.
- ^ «Профиль компании – Передел капитала Arianespace» . Арианспейс . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Валлийский, Доминика (10 июня 2015 г.). «Правительство приватизирует Arianespace» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ «Управление» . Арианспейс. 2024 . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ Маккормик, Джон (2004). Европейский Союз (3-е изд.). Вествью Пресс . стр. 273 . ISBN 978-0-8133-4202-3 .
- ^ де Сельдинг, Питер Б. (25 ноября 2013 г.). «SpaceX Challenge заставляет Arianespace переосмыслить ценовую политику» . Космические новости . Архивировано из оригинала 27 ноября 2013 года . Проверено 27 ноября 2013 г.
Консорциум коммерческих запусков Arianespace сообщает своим клиентам, что он открыт для снижения стоимости полетов более легких спутников на ракете Ariane 5 в ответ на вызов, создаваемый ракетой SpaceX Falcon 9.
- ^ Рамли, Дэвид (19 мая 2015 г.). «Пусковая установка NBN Arianespace сократит рабочие места и расходы на борьбу со SpaceX» . Сидней Морнинг Геральд (Австралия).
- ^ Свитак, Эми (11 февраля 2014 г.). «Arianespace — ЕКА: нам нужна помощь» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ «Arianespace заключила четыре контракта на коммерческие запуски» . 8 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Всемирная неделя спутникового бизнеса 2014: богатый урожай контрактов для Arianespace» (Пресс-релиз). 8 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Европейская компания Arianespace претендует на 60% рынка коммерческих запусков» . Форбс . 9 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Ван, Брайан. «После четырех лет разгрома со стороны SpaceX Европа формирует рабочую группу» . ДалееБольшое будущее . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Mitsubishi Heavy Industries и Arianespace заключают меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области коммерческих запусков космических ракет» . Арианспейс. 7 июня 2013 года . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Первый запуск Ariane 6 запланирован на 9 июля» . www.esa.int . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Патюро де Миран, Антуан (июль 2019 г.). Ariane Next, концепция экономичной европейской ракеты многоразового использования (PDF) . 8-я Европейская конференция по аэронавтике и космическим наукам. doi : 10.13009/EUCASS2019-949 . Проверено 18 августа 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Харви, Брайан. Европейская космическая программа: до Арианы и за ее пределами. Springer Science & Business Media, 2003. ISBN 1-8523-3722-2 .