Jump to content

Арианспейс

Арианспейс
Тип компании Дочерняя компания
Промышленность Космос
Основан 26 марта 1980 г .; 44 года назад ( 26 марта 1980 г. )
Штаб-квартира ,
Франция
Продукты Ариана 6 , Вега
Доход Увеличивать евро 1,433 миллиарда (2015 г.)
Увеличивать 4 миллиона евро (2015)
Количество сотрудников
220 (2023) [1]
Родитель АрианГрупп
Веб-сайт arianespace

Arianespace SA — французская компания, основанная в 1980 году как первый в мире поставщик услуг коммерческих запусков . Он является оператором двух различных ракет-носителей : Vega , ракеты малой грузоподъемности , и Ariane 6 , ракеты средней или тяжелой грузоподъемности , в зависимости от конфигурации.

Европейские космические запуски проводятся совместными усилиями нескольких частных компаний и государственных учреждений. Роль Arianespace заключается в продвижении услуг по запуску, подготовке миссий и ведении всех отношений с клиентами. В Гвианском космическом центре (CSG) компания курирует команду, которая интегрирует и готовит аппараты к запуску.

Сами ракеты разрабатываются и производятся другими компаниями, в том числе материнской компанией ArianeGroup для Ariane 6 или Avio для Vega. Стартовая инфраструктура CSG принадлежит Европейскому космическому агентству , а сама земля принадлежит и управляется CNES , французским национальным космическим агентством.

По состоянию на май 2021 г. За 41 год Arianespace запустила более 850 спутников в 287 запусках. Первым коммерческим полетом, которым руководила новая организация, был Spacenet F1, запущенный 23 мая 1984 года. Arianespace использует Гвианский космический центр во Французской Гвиане в качестве основной стартовой площадки. Штаб-квартира компании находится в пригороде Парижа Эври-Куркуронн .

Создание Arianespace SA тесно связано с желанием нескольких европейских стран продолжить совместное сотрудничество в области освоения космоса и созданием общенациональной организации, Европейского космического агентства (ЕКА), для наблюдения за такой деятельностью в течение 1973 года. [2] До создания ЕКА Франция лоббировала разработку новой европейской одноразовой пусковой системы, которая могла бы заменить ракету Европа . [3] Соответственно, одной из первых программ, запущенных ЕКА, стала тяжелая ракета-носитель «Ариан» . [3] Специальной целью этой ракеты-носителя было облегчение доставки коммерческих спутников на геостационарную орбиту . [4]

Арианы-1 Макет

Франция была крупнейшим участником программы развития Ariane . [5] Французский производитель аэрокосмической техники Aérospatiale выступал в качестве генерального подрядчика и брал на себя ответственность за выполнение интеграции всех секций корабля, а французский производитель двигателей Société Européenne de Propulsion (SEP) предоставил двигатели первой, второй и третьей ступеней (двигатели третьей ступени были произведены в партнерстве с немецким производителем аэрокосмической продукции MBB ). В число других крупных компаний, участвовавших в проекте, входили французские фирмы Air Liquide и Matra , шведский производитель Volvo и немецкий производитель самолетов Dornier Flugzeugwerke . [5] Разработка третьей ступени была основным моментом проекта - до Ariane только Соединенные Штаты когда-либо запускали ракету-носитель, в которой использовались верхние ступени с водородным двигателем. [6]

Сразу после успешного первого испытательного запуска Ariane 1 24 декабря 1979 года французское космическое агентство Centre National d'Etudes Spacees (CNES) и ESA создали новую компанию Arianespace с целью продвижения, маркетинга и управления Ariane. операции. [7] [8] По данным Arianespace, на момент своего создания это была первая в мире компания, оказывающая пусковые услуги. [9] После еще трех испытательных пусков 10 сентября 1982 года состоялся первый коммерческий запуск, который закончился неудачей из-за отказа турбонасоса третьей ступени. [10] Шесть оставшихся полетов Ariane 1 прошли успешно, последний полет состоялся в феврале 1986 года. [11] В результате этих неоднократных успехов заказы на ракету-носитель Ariane быстро возросли; к началу 1984 года для использования Ariane было забронировано в общей сложности 27 спутников, что, по оценкам, на тот момент составляло половину мирового рынка. В результате коммерческого успеха после запуска десятой миссии Ariane ЕКА официально передало ответственность за Ariane компании Arianespace. [11]

К началу 1986 года «Ариан-1» вместе с его производными «Ариан-2» и «Ариан-3» были доминирующей ракетой-носителем на мировом рынке. [11] [12] Ariane 2 и Ariane 3 просуществовали недолго, в то время как более обширная Ariane 4 находилась в стадии разработки; это была значительно более крупная и гибкая пусковая установка, чем предыдущие члены ее семейства, и с самого начала она предназначалась для конкуренции с пусковыми установками верхнего уровня по всему миру. Для сравнения, в то время как Ariane 1 имел типичный вес 207 тонн и мог выводить на орбиту полезную нагрузку до 1,7 тонны; более крупный Ariane 4 имел типичную массу 470 тонн и мог выводить на орбиту полезную нагрузку до 4,2 тонны. [13] Несмотря на это, Ariane 4 на самом деле был на 15 процентов меньше Ariane 3. [14]

15 июня 1988 года состоялся первый успешный запуск Ariane 4. [14] Этот первый полет был признан успешным, поскольку на орбиту было выведено несколько спутников. [14] Для запуска V50 и далее для Ariane 4 была принята улучшенная третья ступень, известная как H10+ , которая увеличила общую полезную нагрузку ракеты на 110 кг и увеличила время ее горения на 20 секунд. [15]

«Ариан-4» на стартовой площадке

разработка преемника, получившего обозначение Ariane 5 . Еще до первого полета Ariane 4 в 1988 году уже началась [16] В январе 1985 года Ariane 5 был официально принят в программу ЕКА и начал одиннадцатилетнюю программу разработки и испытаний до первого запуска в 1996 году. Ему не хватало высокого уровня общности, который был у Ariane 4 со своими предшественниками, и он имел был разработан не только для запуска более тяжелых грузов массой до 5,2 тонны и с 20-процентным снижением стоимости по сравнению с Ariane 4, но и для более высокого запаса безопасности за счет того, что Ariane 5 был разработан также для проведения пилотируемых космических запусков. , предназначенный для перевозки астронавтов с помощью предлагаемого космического корабля «Гермес» . [17] Разработка Ariane 5 не обошлась без разногласий, поскольку некоторые члены ЕКА считали, что зрелая платформа Ariane 4 больше подходит для удовлетворения установленных потребностей в таких пусковых установках; Сообщается, что именно по этой причине Великобритания решила не участвовать в программе «Ариан-5». [18] В течение нескольких лет ракеты-носители «Ариан-4» и «Ариан-5» эксплуатировались как взаимозаменяемые; однако в конечном итоге было решено прекратить все операции Ariane 4 в пользу более нового Ariane 5. [19]

В середине 1990-х годов французские фирмы Aérospatiale и SEP вместе с итальянской фирмой Bombrini-Parodi-Delfino (BPD) провели обсуждения по разработке предлагаемой дополнительной ракеты-носителя Ariane (ACL). Одновременно Италия продвигала концепцию новой твердотопливной ракеты-носителя спутников, получившей название « Вега» . [20] [21] В марте 2003 года контракты на разработку Vega были подписаны ESA и CNES; Италия предоставила 65 процентов финансирования, а оставшуюся часть внесли еще шесть стран. [22] В мае 2004 года сообщалось, что между коммерческим оператором Arianespace и генеральным подрядчиком ELV был подписан контракт на выполнение интеграции транспортных средств в Куру , Французская Гвиана . [23] 13 февраля 2012 года состоялся первый запуск «Веги»; Сообщалось, что полет прошел «по-видимому, идеально». [24] [25] С момента ввода в коммерческую эксплуатацию Arianespace позиционирует Vega как систему запуска, предназначенную для полетов на полярные и солнечно-синхронные орбиты. [26]

В 2002 году ЕКА объявило о программе Arianespace Soyuz в сотрудничестве с Россией ; стартовая площадка для «Союза» была построена как Гвианский космический центр , а ракета-носитель «Союз» была модифицирована для использования на этой площадке. 4 февраля 2005 г. инициатива получила финансирование и окончательное одобрение. [27] [28] Arianespace предлагала своим клиентам услуги по запуску модифицированного корабля «Союз СТ-Б». [29] [30] 21 октября 2011 года компания Arianespace запустила первую ракету «Союз» за пределами территории бывшего СССР . Полезная нагрузка состояла из двух навигационных спутников Galileo . [31] С 2011 года Arianespace заказала в общей сложности 23 ракеты «Союз», чего достаточно для покрытия ее потребностей до 2019 года при темпах трех-четырех запусков в год. [32] [33]

21 января 2019 года ArianeGroup и Arianespace объявили, что подписали однолетний контракт с ЕКА на изучение и подготовку к миссии на Луну по добыче реголита . [34]

В 2020 году Arianespace приостановила работу почти на два месяца из-за пандемии COVID-19 . Операции были приостановлены 18 марта и, как ожидается, с 29 апреля возобновятся 11 мая. [35] Возвращение к работе будет осуществляться с соблюдением ряда новых правил охраны труда и техники безопасности, включая социальное дистанцирование на рабочем месте. [35]

В 2023 году «Ариан-5» был списан с появлением нового «Ариан-6» , который совершил свой первый полет 9 июля 2024 года.

Компания и инфраструктура

[ редактировать ]
Пусковая установка Vega на стартовой площадке

Arianespace «является организацией по маркетингу и продажам для европейской космической промышленности и различных поставщиков компонентов». [36]

Основными акционерами Arianespace являются ее поставщики . [ почему? ] в различных европейских странах. [37] В 2008 году у Arianespace было 24 акционера. [38] 21 в 2014 году, [39] и всего 17 по состоянию на октябрь 2018 г. . [40]

Страна Общая доля Акционер Капитал
 Бельгия 3.36% САББА 2.71%
Thales Alenia Space Бельгия 0.33%
Бустеры Safran Aero [ фр ] 0.32%
 Франция 64.10%
АрианГрупп 62.10%
Эйр Ликид С.А. 1.89%
Клемесси [ фр ] 0.11%
CIE Немецкий <0,01%
 Германия 19.85% АрианГрупп 11.59%
MT Aerospace [ де ] AG 8.26%
 Италия 3.38% Авио С.п.А. 3.38%
 Нидерланды 1.94% Airbus Defence and Space BV 1.94%
 Норвегия 0.11% Kongsberg Defense & Aerospace AS 0.11%
 Испания 2.14% Airbus Defence and Space САУ 2.03%
КРИЗИС 0.11%
 Швеция 2.45% GKN Aerospace Швеция AB 1.63%
РУАГ Спейс АБ 0.82%
 Швейцария 2.67% РУАГ Швейцария АГ 2.67%

В 2015 году пакет акций Arianespace был реструктуризирован в связи с созданием компании Airbus Safran Launchers (позже переименованной в ArianeGroup), которой поручена разработка и производство ракеты-носителя Ariane 6 . Промышленные группы Airbus и Safran объединили свои акции вместе с долей французского правительства в CNES , чтобы сформировать партнерскую компанию, владеющую чуть менее 74% акций Arianespace, а оставшиеся 26% распределены между поставщиками в девяти странах, включая дополнительные дочерние компании Airbus. [41]

Корпоративное управление

[ редактировать ]

По состоянию на июль 2024 г. , управленческая команда Arianespace состояла из: [42]

Позиция Имя
Главный исполнительный директор Arianespace, исполнительный вице-президент ArianeGroup Стефан Исраэль
Исполнительный вице-президент, финансовый директор Мишель Дубовик
Старший вице-президент, руководитель бизнес-подразделения Ariane Кэролайн Арну
Старший вице-президент, главный операционный директор Клаудия флейта
Старший вице-президент, руководитель бизнес-единицы «Вега» Марино Франьито
Старший вице-президент, директор по персоналу Маэла Гийомарх
Старший вице-президент, коммерческий директор Стивен Рутгерс
Старший вице-президент, директор по бренду и коммуникациям Жюли Ленуар
Старший вице-президент, главный технический директор Пьер Ив Тиссье

Региональные офисы

[ редактировать ]
Расположение Руководитель филиала
Французская Гвиана Лоик Менагер
США, Вашингтон, округ Колумбия Вена Кернисан
Япония, Токио Киёси Такамацу
АСЕАН , Сингапур Вивиан Кене

Дочерние компании

[ редактировать ]
  • Компания Arianespace Inc. (филиал в США)
  • Arianespace Сингапур PTE LTD. (Азиатский филиал)
  • Starsem SA (Европейско-российская коммерциализация корабля «Союз»)

Конкуренция и ценообразование

[ редактировать ]

Сообщается, что к 2004 году Arianespace занимала более 50% мирового рынка вывода спутников на геостационарную переходную орбиту (GTO). [43]

В 2010-х годах революционная сила, представленная новым игроком в секторе SpaceX, вынудила Arianespace сократить штат сотрудников и сосредоточиться на сокращении затрат, чтобы снизить затраты и оставаться конкурентоспособными по отношению к новому игроку с низкими затратами в секторе запуска. В разгар ценового давления со стороны таких компаний в ноябре 2013 года Arianespace объявила, что вводит гибкие цены на «более легкие спутники», которые она выводит на геостационарные орбиты на борту своего Ariane 5. [36] [44] сталкивается с очень серьезной проблемой По словам управляющего директора Arianespace: «Совершенно очевидно, что SpaceX (...), поэтому все должно измениться (...), и вся европейская отрасль реструктурируется, консолидируется, рационализируется и оптимизируется». [45]

В начале 2014 года Arianespace рассматривала возможность запроса дополнительных субсидий у европейских правительств, чтобы противостоять конкуренции со стороны SpaceX и неблагоприятным изменениям обменного курса евро-доллара. С 2002 года компания вдвое сократила субсидии на 100 миллионов евро в год, но падение курса доллара США означало, что Arianespace теряла 60 миллионов евро в год из-за колебаний валютных курсов по контрактам на запуск. [46] Сообщается, что SpaceX начала отбирать долю рынка у Arianespace. [37] Eutelsat Генеральный директор Мишель де Розен , крупный клиент Arianespace, заявил, что: «Каждый последующий год SpaceX будет видеть прогресс, увеличение доли рынка и дальнейшее снижение своих затрат за счет эффекта масштаба ». [37]

Сообщается, что к сентябрю 2014 года Arianespace должна была подписать четыре дополнительных контракта на нижние слоты на диспенсере Ariane 5 SYLDA для спутников, которые в противном случае можно было бы запускать на ракете-носителе SpaceX; Утверждалось, что это было разрешено за счет сокращения затрат; К этому моменту он подписал в общей сложности 11 контрактов, а еще два находились на стадии предварительных переговоров. На данный момент Arianespace имеет портфель запусков на сумму 4,5 миллиарда евро : 38 спутников будут запущены на Ariane 5 , 7 на Союзе и 9 на Веге , что претендует на 60% мирового рынка запуска спутников. [47] [48] [49] Однако с 2017 года доля рынка Arianespace в коммерческих запусках уступила SpaceX. [50]

Ракеты-носители

[ редактировать ]
Макеты всех ракет-носителей, которые Arianespace продает по состоянию на 2017 год: «Вега», «Вега-С», «Союз», «Ариан-5» и будущий «Ариан-6».

В настоящее время Arianespace эксплуатирует 1 ракету-носитель:

Имя Полезная нагрузка на LEO (включая SSO ) Полезная нагрузка для GTO
Вега 1450 кг (3200 фунтов)
Ариана 6 2 10350 кг (22820 фунтов) 4500 кг (9900 фунтов)
Ариана 6 4 21 650 кг (47 730 фунтов) 11 500 кг (25 400 фунтов)

Кроме того, Arianespace предлагает дополнительную услугу резервного запуска на H-IIA через Launch Services Alliance . [51]

Ракеты-носители «Ариан»

[ редактировать ]

С момента первого запуска в 1979 году существовало несколько версий ракеты-носителя «Ариан» :

  • Ariane 1 , первый успешный запуск 24 декабря 1979 года.
  • Ariane 2 , первый успешный запуск 20 ноября 1987 года (первый запуск 30 мая 1986 года не удался)
  • Ariane 3 , первый успешный запуск 4 августа 1984 года.
  • Ariane 4 , первый успешный запуск 15 июня 1988 года.
  • Ariane 5 , первый успешный запуск 30 октября 1997 года (первый запуск 4 июня 1996 года не удался) .
  • Ariane 6. Его грузоподъемность аналогична Ariane 5, но значительно меньшая стоимость. Его первый полет состоялся 9 июля 2024 года. [52]
  • Ariane Next , в ранней разработке. Это будет частично многоразовая пусковая установка, которая должна прийти на смену Ariane 6 2030-х годов. Цель этой многоразовой пусковой установки — вдвое сократить затраты на запуск. [53]

См. также

[ редактировать ]

Другие поставщики услуг запуска

[ редактировать ]
  1. ^ О нас
  2. ^ Харви 2003, стр. 161-162.
  3. ^ Jump up to: а б Харви 2003, с. 161.
  4. ^ Харви 2003, стр. 161-166.
  5. ^ Jump up to: а б Харви 2003, с. 166.
  6. ^ Харви 2003, стр. 165-166.
  7. ^ Харви 2003, с. 169.
  8. ^ Джагер, Ральф-В.; Клодон, Жан-Луи (май 1986 г.). Ariane — первая коммерческая космическая транспортная система . Материалы 15-го Международного симпозиума по космическим технологиям и науке. Том. 2. Токио, Япония: AGNE Publishing, Inc. (опубликовано в 1986 г.). Бибкод : 1986spte.conf.1431J . А87-32276 13-12.
  9. ^ «Arianespace была основана в 1980 году как первая в мире компания по оказанию пусковых услуг» . arianespace.com. Архивировано из оригинала 18 февраля 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г.
  10. ^ Харви 2003, стр. 170-172.
  11. ^ Jump up to: а б с Харви 2003, с. 172.
  12. ^ «Ариан 1,2,3» . Ариана 1 . Европейское космическое агентство . 3 мая 2004 года . Проверено 28 сентября 2009 г.
  13. ^ Харви 2003, с. 178.
  14. ^ Jump up to: а б с Харви 2003, с. 180.
  15. ^ Харви 2003, с. 183.
  16. ^ Харви 2003, стр. 184-185.
  17. ^ Харви 2003, с. 185.
  18. ^ Харви 2003, с. 186.
  19. ^ Харви 2003, с. 193.
  20. ^ 1996-12-18T00:00:00+00:00. «Предложения по запуску» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  21. ^ 1998-04-08T00:00:00+01:00. «План ЕКА делает упор на пусковые установки» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  22. ^ 2003-03-04T00:00:00+00:00. «Европа начинает разработку Vega» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  23. ^ 2004-05-25T00:00:00+01:00. «Вега приближается к первому полету» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Thisdell2012-02-13T17:39:00+00:00, Дэн. «Первый запуск Vega идет по плану» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  25. ^ Thisdell2012-02-22T10:30:00+00:00, Дэн. «Успех полета ракеты Vega повышает авторитет Avio» . Полет Глобал . Проверено 14 июля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  26. ^ «Вега — Перформанс» . Арианспейс.
  27. ^ «Доступ в космос сегодня и завтра: что нужно Европе?» . Космическая газета. 26 мая 2003 года . Проверено 24 августа 2014 г.
  28. ^ «Европа принимает ключевые решения для обеспечения долгосрочной жизнеспособности своего сектора ракет-носителей» . Арианспейс. 5 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 г. Проверено 24 августа 2014 г.
  29. ^ «Союз из Гвианского космического центра – Руководство пользователя» (PDF) . Арианспейс. Март 2012 г. Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 16 декабря 2015 г.
  30. ^ Стивен Кларк (21 августа 2014 г.). «Европейская навигационная система Galileo готовится к расширению» . Космический полет сейчас . Проверено 27 августа 2014 г.
  31. ^ «Arianespace запускает первый европейский «Союз»» . Interspacenews.com . Проверено 17 декабря 2011 г.
  32. ^ «Заказ Arianespace на «Союз» обеспечить покрытие рынка до 2019 года» . Космический полет сейчас. 7 апреля 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
  33. ^ «Годовой отчет Arianespace за 2013 год» (PDF) . Арианспейс. п. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 года . Проверено 24 августа 2014 г.
  34. ^ Венер, Майк (23 января 2019 г.). «Добыча полезных ископаемых на Луне может стать реальностью уже в 2025 году» . Нью-Йорк Пост . Проверено 23 января 2019 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Arianespace установила сроки своего возвращения в строй» . 29 апреля 2020 г.
  36. ^ Jump up to: а б Г-н Ричард (23 июня 2013 г.). Сингапурский форум спутниковой индустрии 2013: Меняем правила запуска? (видео). Азиатская ассоциация кабельного и спутникового вещания . Проверено 14 апреля 2018 г. - через YouTube.
  37. ^ Jump up to: а б с де Сельдинг, Питер Б. (20 ноября 2014 г.). «Европейские спутниковые операторы призывают к скорейшей разработке Ariane 6» . Космические новости . Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 21 ноября 2014 г. Базирующаяся во Франции компания Arianespace в ответ в ограниченной степени сжала свою базу поставщиков. Но строители Ariane 5 также являются акционерами Arianespace, что ограничивает влияние компании на них.
  38. ^ Корпоративная информация> Акционеры , Arianespace, 8 сентября 2008 г., по состоянию на 16 апреля 2008 г.
  39. ^ «Акционеры» . Арианспейс. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
  40. ^ «Профиль компании – Передел капитала Arianespace» . Арианспейс . Проверено 25 октября 2018 г.
  41. ^ Валлийский, Доминика (10 июня 2015 г.). «Правительство приватизирует Arianespace» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 25 октября 2018 г.
  42. ^ «Управление» . Арианспейс. 2024 . Проверено 9 июля 2024 г.
  43. ^ Маккормик, Джон (2004). Европейский Союз (3-е изд.). Вествью Пресс . стр. 273 . ISBN  978-0-8133-4202-3 .
  44. ^ де Сельдинг, Питер Б. (25 ноября 2013 г.). «SpaceX Challenge заставляет Arianespace переосмыслить ценовую политику» . Космические новости . Архивировано из оригинала 27 ноября 2013 года . Проверено 27 ноября 2013 г. Консорциум коммерческих запусков Arianespace сообщает своим клиентам, что он открыт для снижения стоимости полетов более легких спутников на ракете Ariane 5 в ответ на вызов, создаваемый ракетой SpaceX Falcon 9.
  45. ^ Рамли, Дэвид (19 мая 2015 г.). «Пусковая установка NBN Arianespace сократит рабочие места и расходы на борьбу со SpaceX» . Сидней Морнинг Геральд (Австралия).
  46. ^ Свитак, Эми (11 февраля 2014 г.). «Arianespace — ЕКА: нам нужна помощь» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 21 февраля 2014 г.
  47. ^ «Arianespace заключила четыре контракта на коммерческие запуски» . 8 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  48. ^ «Всемирная неделя спутникового бизнеса 2014: богатый урожай контрактов для Arianespace» (Пресс-релиз). 8 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  49. ^ «Европейская компания Arianespace претендует на 60% рынка коммерческих запусков» . Форбс . 9 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  50. ^ Ван, Брайан. «После четырех лет разгрома со стороны SpaceX Европа формирует рабочую группу» . ДалееБольшое будущее . Проверено 23 марта 2021 г.
  51. ^ «Mitsubishi Heavy Industries и Arianespace заключают меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области коммерческих запусков космических ракет» . Арианспейс. 7 июня 2013 года . Проверено 18 августа 2014 г.
  52. ^ «Первый запуск Ariane 6 запланирован на 9 июля» . www.esa.int . Проверено 16 июня 2024 г.
  53. ^ Патюро де Миран, Антуан (июль 2019 г.). Ariane Next, концепция экономичной европейской ракеты многоразового использования (PDF) . 8-я Европейская конференция по аэронавтике и космическим наукам. doi : 10.13009/EUCASS2019-949 . Проверено 18 августа 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Харви, Брайан. Европейская космическая программа: до Арианы и за ее пределами. Springer Science & Business Media, 2003. ISBN   1-8523-3722-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eabed5cfb3cd2733cb4255e132d2f6c2__1722025080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/c2/eabed5cfb3cd2733cb4255e132d2f6c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arianespace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)