Jump to content

Европа (ракета)

(Перенаправлено с ракеты Европа )

Европа
Ракета Европа II в Еврокосмическом центре
Функция Орбитальная ракета-носитель
Производитель ЭЛДО
Размер
Высота 33 м (108 футов)
Диаметр 3,05 м (10,0 футов)
Масса 105 000 кг (231 000 фунтов)
Этапы 3–4
Емкость
Полезная нагрузка на геостационарную переходную орбиту
Масса Европа I: 200 кг (440 фунтов)
Европа II: 360 кг (790 фунтов)
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов Вумера , Лос-Анджелес-6
Гвиана , BEC
Всего запусков
  • 11:
  • 5 Синяя полоса
  • 2 Блю Стрик/Корали
  • 3 Европа I
  • 1 Европа II
Успех(а) 4 (все синяя полоса)
Неудачи
  • 7:
  • 1 синяя полоса
  • 2 Блю Стрик/Корали
  • 3 Европа I
  • 1 Европа II
Первый полет Голубая полоса: 4 июня 1964 г.
Корали: 4 августа 1967 г.
Европа I: 29 ноября 1968 г.
Европа II: 5 ноября 1971 г.
Последний рейс Голубая полоса: 14 ноября 1966 г.
Корали: 4 декабря 1967 г.
Европа I: 12 ноября 1970 г.
Европа II: 5 ноября 1971 г.
Первый этап – Синяя полоса
Питаться от 2 × Роллс-Ройс RZ.2
Максимальная тяга 1673 кН (376 000 фунтов силы )
Удельный импульс 282 с (2,77 км/с)
Время горения 156 секунд
Порох РП-1 / ЛОКС
Вторая стажировка – Корали
Питаться от 4 × LRBA Вексин
Максимальная тяга 270 кН (61 000 фунтов силы )
Удельный импульс 277 с (2,72 км/с)
Время горения 96 секунд
Порох НДМГ / Н 2 О 4
Третий этап – Астрис
Питаться от 1 х звезды
Максимальная тяга 23,3 кН (5200 фунтов силы )
Удельный импульс 310 с (3,0 км/с)
Время горения 330 секунд
Порох Аэрозин 50 / Н 2 О 4
Четвертый этап (Европа II) — P068

Ракета «Европа» была первой одноразовой системой запуска Европейской организации по разработке ракет-носителей (ELDO), которая была предшественником Европейского космического агентства (ЕКА). Он был разработан с целью предоставления технологии доступа в космос, а точнее, для облегчения вывода на орбиту общеевропейских телекоммуникационных и метеорологических спутников.

В конечном итоге программа ведет свою историю от британской ракеты Blue Streak , которая была отменена в 1960 году. Затем Blue Streak использовалась в качестве основы одноразовой пусковой системы Black Prince и ряда других концепций. В поисках партнеров для разделения затрат на разработку была создана компания ELDO, которая начала разработку Europa, используя первую ступень Blue Streak, а также построенную во Франции вторую ступень Coralie и немецкую верхнюю ступень Astris. [ 1 ]

Программа приступила к выполнению нескольких тестовых запусков, но они часто приводили к частичным сбоям. Кроме того, Великобритания решила выйти из организации ELDO и, следовательно, из Европы, чтобы вместо этого сосредоточиться на конкурирующей полностью британской пусковой установке Black Arrow . Доверие к программе снизилось из-за плохих показателей надежности, что привело к ее закрытию.

Хотя Великобритания вышла из программы, другие партнеры ELDO по-прежнему были заинтересованы в пусковой установке. они были преобразованы в Европейское космическое агентство В 1974 году (ЕКА) и приступили к разработке семейства ракет-носителей Ariane , которые имели коммерческий успех, выполнив сотни запусков.

Разработка

[ редактировать ]

В начале 1950-х годов британское правительство осознало необходимость разработки собственной серии баллистических ракет в связи с достижениями, достигнутыми в этой области, особенно Советским Союзом и Соединенными Штатами. [ 2 ] Британская программа по разработке такой ракеты под названием Blue Streak была незамедлительно начата; однако существовали ключевые вопросы относительно тогда еще относительно неизвестного сценария того, с чем столкнется такое транспортное средство при попытке повторного входа в атмосферу. Были опасения, что такое транспортное средство может просто сгореть, как метеор, и, следовательно, оказаться недостижимым. [ 2 ] [ 3 ] Соответственно, в 1955 году «Черный рыцарь» . с этой целью была начата программа исследовательских ракет [ 4 ] [ 5 ] После нескольких запусков «Черный рыцарь» стал считаться успешной программой, поскольку в результате была создана относительно недорогая и надежная ракета, и, таким образом, появился стимул для продолжения дальнейшего развития платформы. [ 6 ]

13 апреля 1960 года министр обороны Гарольд Уоткинсон объявил об отмене Blue Streak как военной программы и далее заявил, что: «Правительство теперь в срочном порядке рассмотрит вместе с фирмами и другими заинтересованными сторонами вопрос о том, будет ли Программа Blue Streak может быть адаптирована для разработки ракеты-носителя для космических спутников». [ 7 ] [ 8 ] Хотя разработка ракеты Blue Streak продолжалась с целью использования ее в качестве эффективной пусковой установки для спутников, темпы работ существенно замедлились. Автор аэрокосмической отрасли К. Н. Хилл написал, что это заявление было сделано: «Я подозреваю, что главным образом для того, чтобы минимизировать политический ущерб, нанесенный решением [Blue Streak]». [ 8 ]

В 1957 году предложенный проект, известный как «Черный принц» , был выдвинут Десмондом Кинг-Хеле и Дорин Гилмор из Королевского авиастроительного предприятия (RAE) в 1957 году. [ 9 ] Как предусмотрено этим предложением, одноразовая пусковая система может быть разработана с использованием сочетания уже существующих и находящихся в разработке средств; Многоступенчатая пусковая установка должна была состоять из первой ступени Blue Streak, второй ступени Black Knight (или позже Black Arrow ) и военной твердотопливной ракеты в качестве третьей ступени. [ 10 ]

В 1960 году Королевскому авиастроительному заводу в Фарнборо было поручено рассмотреть возможность адаптации ракеты Blue Streak в качестве ракеты-носителя для спутников в сочетании с другими ступенями ракеты. Соответственно, в 1957 году концептуальный проект комбинированной пусковой установки Blue Streak-Black Knight был предложен еще раз и на этот раз получил положительную оценку; проекту был присвоен радужный код Черного принца ; в официальной документации платформа именовалась как ракета-носитель Blue Streak Satellite Launch Vehicle (BSSLV). [ 11 ] Однако быстро было признано, что стоимость программы будет серьезной проблемой: по одной оценке, общие затраты на разработку были бы равны половине бюджета британского университета . [ 12 ]

Наряду с высокими затратами становилось ясно, что из-за того, что британские военные спутники уже доставляются американскими ракетами-носителями, а отечественное научное сообщество воспринимается как не обладающее финансированием для одновременного проведения нескольких крупных исследовательских спутниковых программ, внутренний спрос на такие спутники растет. пусковая установка не была гарантирована. Соответственно, было решено, что было бы предпочтительно, чтобы другие страны были вовлечены в программу, чтобы разделить бремя расходов и быть предрасположенными к использованию ракеты-носителя. [ 13 ] Дипломатические подходы были сделаны к различным странам, однако стало очевидно, что члены Содружества Наций сами по себе не были готовы оказать необходимую поддержку такой программе. [ 14 ]

Сотрудничество

[ редактировать ]

Еще в 1961 году Питер Торникрофт , министр авиации, задумался над темой совместного европейского проекта, основная цель этой амбиции заключалась в том, чтобы не растратить впустую передовые разработки Blue Streak, а также не оставить освоение космоса американцам и русским. Великобритания также делала дипломатические шаги к различным европейским странам, наиболее значительным из которых была Франция. [ 13 ] Увертюры между британским правительством и французским правительством о потенциальном сотрудничестве в области ракетных исследований, и в частности о потенциальном использовании Blue Streak еще в 1957 году. [ 14 ] Великобритания и Франция пришли к взаимному согласию выступать в качестве ведущих стран в предполагаемой программе, одновременно признавая, что потребуются другие страны-партнеры. [ 15 ]

И Франция, и Великобритания обращались к различным другим странам с просьбой присоединиться к программе сотрудничества, однако переговоры с заинтересованными странами часто затягивались, отчасти из-за преобладающего скептицизма; Автор С. Н. Хилл заявил, что «многие страны думали, что Великобритания пытается навязать им устаревшую ракету-носитель и заставить их оплатить расходы». [ 16 ] Участие многих стран зависело от одобрения Германии, которая в конечном итоге была склонена к участию и решила участвовать. [ 17 ] В результате этой дипломатии было решено приступить к формированию группы Европейской организации по разработке пусковых установок (ELDO). [ 18 ]

Членами-учредителями ELDO со штаб-квартирой в Париже были Бельгия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды и Западная Германия; в то время как Австралия, Испания, Швейцария, Норвегия и Швеция решили отказаться от участия. [ 19 ] ELDO не только послужила цели использования Blue Streak, но и реализовала амбиции по созданию европейского конкурента американским и советским пусковым установкам, разрабатываемым и развернутым в то время. [ 14 ] В ответ на появление инициативы ELDO работа над конкурирующей ракетой-носителем «Черный принц» постепенно остановилась, поскольку внимание британского правительства переключилось на европейское сотрудничество. [ 20 ]

После изучения различных конструкций и концепций ELDO пришла к трехступенчатому подходу, которому было присвоено обозначение Eldo A , которое позже было официально названо Europa . [ 21 ] По словам Хилла, «Черный принц» и «Европа» были сопоставимыми пусковыми установками, способными обеспечивать схожие характеристики и примерно одинаковую полезную нагрузку, при этом дублирование оставляло мало места для обеих программ. Тем не менее, высказывалась критика в отношении того, что доставка Европы займет больше времени, чем ракета-носитель «Черный принц», из-за отсутствия существенных улучшений, хотя она страдает от той же основной экономической проблемы: она слишком дорога для научных спутников и слишком мала для коммерческих спутников связи. [ 22 ]

В январе 1965 года французы считали, что первоначальная конструкция трехступенчатой ​​ракеты не будет достаточно продвинутой, чтобы нести требуемый размер полезной нагрузки, в то время как другая ракета, получившая название Eldo B , которая имела жидком водороде вторую и третью ступени, работающие на , пришла в голову. рассматриваться как превосходная конструкция, отчасти из-за снижения стоимости проекта за счет исключения переходных испытательных пусковых установок. В качестве первого этапа по-прежнему будет использоваться Blue Streak. Позднее ELDO не согласилась, но французы в конечном итоге добились своего, когда Eldo B стал основой для более поздней ракеты-носителя Ariane , первый запуск которой состоялся в 1979 году.

Рост затрат и реструктуризация

[ редактировать ]

К апрелю 1966 года сметная стоимость проекта увеличилась до 150 миллионов фунтов стерлингов с первоначальной оценки в 70 миллионов фунтов стерлингов. К этому моменту у некоторых участников не было больших надежд на то, что Европа подойдет для поставленной задачи; Итальянцы хотели отказаться от ELDO и вместо этого участвовать в единой европейской космической организации, которая не была бы столь разделена на национальном уровне, как ELDO. Первоначально первый запуск планировался на ноябрь 1966 года; однако первый двухступенчатый запуск произошел в августе 1967 года, а первый комбинированный запуск всех трех ступеней (Европа-1) состоялся в ноябре 1968 года.

В середине 1960-х годов Великобритания внесла 40 процентов расходов на программу. В начале июня 1966 года британское правительство ( Фред Малли ) решило, что не может позволить себе расходы на Европу, и попыталось покинуть организацию ELDO – одну из немногих европейских организаций, к этому моменту она стала ведущим игроком. Вклад Великобритании был уменьшен до 27 процентов. Это было также в то время, когда спутниковые технологии были на грани изменения мира. которые вскоре стали широко распространены, Однако геосинхронные спутники, потребовали размещения на высоте 22 000 миль (35 400 км) над Землей, что значительно превышало возможности «Европы-1», способной запускать спутники на расстояние 125 миль (201 км). км) высота.

В ноябре 1968 года Европейская космическая конференция, состоявшаяся в Бонне, приняла решение по предложению объединить ELDO с ESRO , образовав к началу 1970 года общеевропейское космическое ведомство; Эта организация, известная как Европейское космическое агентство (ЕКА), не будет создана до 1975 года. Великобритания отнеслась к этой идее прохладно и не верила, что Европа сможет запускать спутники экономически выгодно. К 1970 году французская стартовая база во Французской Гвиане стоила 45 миллионов фунтов стерлингов, и в этом году Франция стала самым важным партнером в проекте, планировавшем тогда построить две трети ракеты, а также владеть стартовой площадкой. Хотя это только на бумаге, участие Великобритании в проекте значительно сократилось после того, как она в первую очередь отвечала (вместе с австралийской стартовой площадкой) за реализацию всего проекта. Однако все пусковые установки до самого конца программы полностью зависели от британской ракеты, использовавшейся в качестве первой ступени.

К 1970 году проект находился под предполагаемой экономической угрозой из-за предложения Америки запускать спутники для иностранных держав на возмездной основе. Это соглашение было подписано между ESRO и НАСА 30 декабря 1966 года, и к 1970 году стало ясно, что преимуществ наличия национальной ракеты-носителя недостаточно, чтобы оправдать затраты. В 1972 году НАСА одобрило разработку многоразового космического корабля «Шаттл» , который в то время считался в конечном итоге обеспечивающим большую экономию по сравнению с запуском спутников с использованием одноразовой системы. Эти надежды на то, что «Шаттл» обеспечит более низкие затраты, в конечном итоге окажутся пустыми. К 1971 году на программу Европы было потрачено более 250 миллионов фунтов стерлингов; Сама Европа 2 стоила более 4 миллионов фунтов стерлингов.

27 апреля 1973 года Европа была покинута. [ 12 ] 21 сентября 1973 года было подписано юридическое соглашение по L3S, который позже стал известен как Ariane 1 . По этому соглашению Europa III была формально отменена, а L3S должен был разрабатываться как многонациональный проект. С самого начала эта новая пусковая установка должна была разрабатываться с целью отправки коммерческих спутников на геосинхронную орбиту , в отличие от многих других конкурирующих пусковых установок, которые обычно разрабатывались для других целей и впоследствии адаптировались, например, баллистических ракет . [ 23 ]

Разделение труда

[ редактировать ]
Испытательный полигон RAF Spadeadam в Камбрии

Совместная работа над программой была политически окрашенным вопросом. Задачи должны были быть распределены между странами: Великобритания предоставит первую ступень (на основе ракеты Blue Streak ), Франция построит вторую, а Германия построит третью ступень. [ 24 ] [ 21 ] Он будет нести спутник, который будет спроектирован и изготовлен в Италии и весит около тонны. Телеметрию . должны были разработать Нидерланды, а Бельгия должна была разработать наземную систему наведения вниз [ 21 ]

К 1969 году ELDO начало понимать, что разделение работы по странам привело к недостаточному общему сотрудничеству и привело к разрозненной структуре планирования. Эта разрозненная структура была признана ответственной за отсутствие успешного запуска. По сути, не было какой-либо одной власти или группы, которая полностью отвечала бы за Европу или контролировала ее. Примечательно, что в ноябре 1971 года западные немцы публично обвинили в провале и взрыве «Европы-2» огромные разногласия внутри ELDO.

Этапы программы

[ редактировать ]
Ракета Европа 2

Программа Европы была разделена на 4 отдельных проекта, которые должны были следовать друг за другом. В конечном итоге только два из этих проектов будут запущены, третий проект будет отменен, а четвертый останется лишь тематическим исследованием:

  • Европа 1 : 4 неудачных запуска
  • Европа 2 : 1 неудачный запуск
  • Европа 3 : отменено до запуска.
  • Европа 4 : только исследование, позже отменено
Модель Европа 3

Созданная в результате сотрудничества нескольких стран, первая версия получила название ELDO-A , а затем Europa 1 и состояла из трех этапов: [ 25 ]

  • Первая ступень «Blue Streak», построенная Великобританией,
  • Вторая ступень «Корали», построенная во Франции.
  • «Астрис» третьей ступени, построенный в Германии.

Вторая версия под названием «Европа 2» финансировалась Францией и Германией. [ 26 ] В этой конфигурации добавлена ​​четвертая ступень, созданная на основе третьей ступени Diamant BP4 .

Третья версия под названием Европа 3 изучалась в 1970-х годах. От проекта отказались, но его запланированная первая очередь легла в основу Ariane .

Полезная нагрузка

[ редактировать ]

Полезную нагрузку ракеты контролировала Европейская организация космических исследований ( ESRO) . Спутники предлагалось запустить к 1969 или 1970 году на круговую полярную орбиту на высоте 125 миль (201 км). ESRO организовала разработку первых спутников, таких как ESRO 2B (Iris), построенных компаниями Hawker Siddeley Dynamics и Engins Matra .

В 1967 году было решено, что полезные нагрузки должны быть запущены к 1970 году из Французской Гвианы , а не из Австралии. В апреле 1969 года Великобритания решила инвестировать в проект спутникового телевидения Европейского вещательного союза .

К началу 1970-х годов производство франко-германского спутника связи «Симфония» уже находилось в производстве, но к тому времени в ноябре 1971 года проект «Европа» был закрыт.

Первый этап

[ редактировать ]

Первая ступень Blue Streak была испытана трижды в 1964 году, а также в 1965 году с макетами верхних ступеней в 1965 году. При содействии Британского национального комитета космических исследований . Главным инженером-проектировщиком сборки ракеты в отделе космических проектов компании Hawker Siddeley Dynamics был доктор Джеффри Пардо , который также был руководителем проекта Blue Streak с 1956 по 1960 год (когда находился под руководством де Хэвилленда ). В августе 1965 года Blue Streak был испытан (статические огневые испытания) с (полным полновесным) макетом верхних ступеней на авиабазе RAF Spadeadam (эта площадка принадлежала Rolls-Royce), причем первая успешная стрельба состоялась 23 сентября 1965 года и длилась 135 секунд. Пять

Через несколько дней это место посетил министр авиации Дженкинс Рой .

В январе 1966 года его перевезли в Аделаиду , Австралия, для запуска позднее в том же году. Также в Великобритании в 1967 году было дано добро на британскую (разработанную отдельно) трехступенчатую ракетную установку Black Arrow (производства Westland Aircraft с ракетными двигателями Bristol Siddeley , разработанными в Учреждении ракетных двигателей в Уэсткотте, Бакингемшир ) - Британии не нужно было полагаться на Европу, и «Черная стрела» была бы готова первой. Затем Великобритания вышла из ELDO, чтобы сосредоточиться на «Черной стреле», но обязалась поставлять ELDO две ступени ракеты Blue Streak в год до 1976 года. В это время, в 1969 году, Великобритания тратила 30 миллионов фунтов стерлингов в год на космос, контролируемый из Космический отдел Министерства технологий . Великобритания все еще имела дело с ESRO и финансировала ее .

К 1970 году разработка ракеты-носителя Blue Streak компании Hawker Siddeley обошлась в 100 миллионов фунтов стерлингов. Blue Streak использовался при единственном запуске Europa 2 5 ноября 1971 года.

Второй этап

[ редактировать ]

Испытания Coralie начались в декабре 1965 года в Верноне, Эр во Франции, к западу от Парижа ( Société Européenne de Propulsion - SEP в Верноне позже разработает главные двигатели Viking для Ariane ).

В 1966 и 1967 годах операции были перенесены на CIEES испытательный полигон недалеко от Хаммагира , Алжир, с использованием ракеты Cora .

Третий этап

[ редактировать ]

Третью ступень Astris (ERNO Raumfahrttechnik GmbH), базирующаяся производила в Германии компания Entwicklungsring Nord в Бремене , с 1969 года. Сам немецкий консорциум был известен как Arbeitsgemeinschaft Satellitenträgersystem (ASAT), в который входили ERNO и MBB . Хотя двигатель был собран компанией ERNO в Бремене, он был изготовлен Société d'Etudes pour la Propulsion par Réaction (SEPR), частью Snecma в Вильяроше .

2 июля 1969 года при запуске в Вумере трехступенчатой ​​108-футовой (33 м) ракеты третья ступень «Астрис» не загорелась после того, как две другие успешно сработали.

После третьего этапа будет использоваться апогейный ударный двигатель для вывода спутника на синхронную орбиту .

Позже ERNO разработает вторую ступень для ракеты-носителя Ariane на заводе Vereinigte Flugtechnische Werke (VFW) в Бремене, который позже принадлежал Daimler Benz Aerospace, а затем DaimlerChrysler Aerospace (DASA).

Четвертый этап (только Европа II)

[ редактировать ]
Ракета Европа II, вид на обтекатель и верхние ступени

В этой конфигурации добавлена ​​четвертая ступень, созданная на основе третьей ступени Diamant BP4 P-068, развивающая тягу 24 кН в течение 46 секунд.

Операционная история

[ редактировать ]

Первое испытание состоялось в 9:14   утра по местному времени 5 июня 1964 года в Вумере . Удар был прекращен через 147 секунд, на 6 секунд раньше запланированного. Точка падения находилась в 625 милях (1006 км) от места запуска вместо запланированных 950 миль (1530 км). Он достиг высоты 110 миль (180 км) и максимальной скорости 6400 миль в час (10300 км/ч). Считается, что ближний космос составляет около 60–70 миль (97–113 км). Конструкция корабля была построена компанией Hawker Siddeley Dynamics , а ракетный двигатель — Rolls-Royce RZ.2 . На этом этапе ступени французских и немецких ракет представляли собой всего лишь масштабные модели из стекловолокна.

Первый полноразмерный запуск общим весом 104 тонны состоялся в Вумере 24 мая 1966 года с макетами верхних ступеней. Испытания проводились Австралийским исследовательским институтом вооружений и французской Лабораторией исследований в области баллистики и аэродинамики (базируется в Верноне). Через две минуты пятнадцать секунд, что на шесть секунд меньше запланированного полета, ракета была уничтожена, поскольку система прогнозирования столкновения сообщила, что она отклонилась к западу от запланированной траектории. Однако ракета шла точно по курсу, и радиолокационная станция, находившаяся на расстоянии 120 миль (190 км), зарегистрировала неточные показания.

Двухступенчатые испытания были запланированы на июнь 1967 года. В 23:12   по Гринвичу 29 ноября 1968 года первая трехступенчатая ракета-носитель «Европа-1» не смогла вывести на орбиту итальянскую модель спутника массой 550 фунтов (250 кг). [ 27 ]

Первый запуск из Французской Гвианы 5 ноября 1971 года был также первым запуском четырехступенчатой ​​ракеты «Европа-2». Через три минуты она взорвалась над Атлантикой. Он приземлился в море в 302 милях (486 км) от места запуска и достиг высоты 40 миль (64 км).

В целом программа Европы была сильно омрачена техническими проблемами. Хотя первая ступень (British Blue Streak) запускалась успешно каждый раз, либо вторая, либо третья ступень каждый раз терпели неудачу, что не позволяло добиться полностью успешного запуска. Этот неутешительный результат во многом способствовал прекращению работы над программой.

Запуск ракеты Европа

[ редактировать ]

Список запусков ракет Европы: [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Номер рейса. Дата Модель Полезная нагрузка Запуск сайта Исход Примечания
Ф1 5 июня 1964 г. Синяя полоса - Вумера Успех Испытание БРСД Blue Streak. Ракета стала неустойчивой из-за неконтролируемых колебаний на заключительном этапе горения из-за выплескивания топлива в баках. Полет был прерван за несколько секунд до запланированного отключения двигателей. Транспортное средство развалилось недалеко от апогея полета. Однако, поскольку полет задумывался как испытательный, его классифицируют как «успех». [ 35 ]
Ф2 20 октября 1964 г. Синяя полоса - Вумера Успех Испытание БРСД Blue Streak.
F3 22 марта 1965 г. Синяя полоса - Вумера Успех Испытание БРСД Blue Streak.
F4 24 мая 1966 г. Европа-1 (1 ступень) - Вумера Успех Испытания первого этапа Europa (макеты второго и третьего этапов).
F5 15 ноября 1966 г. Европа-1 (1 ступень) - Вумера Успех Испытания первого этапа Europa (макеты второго и третьего этапов).
Ф6.1 4 августа 1967 г. Европа-1 (2 этап) - Вумера 2-я ступень не загорелась Испытания первого и второго этапов «Европы» (макет третьего этапа).
Ф6.2 5 декабря 1967 г. Европа-1 (2 этап) - Вумера 2-я ступень не смогла отделиться Испытания первого и второго этапов «Европы» (макет третьего этапа).
F7 30 ноября 1968 г. Европа 1 STV 1 Вумера Отказ 3-й ступени после отделения Первый запуск ракеты «Европа» со всеми тремя ступенями, а также первый запуск Европы на орбиту. [ 35 ]
F8 2 июля 1969 г. Европа 1 STV 2 Вумера Отказ 3-й ступени после отделения Трехэтапный тест Европы. [ 36 ]
F9 6 июня 1970 г. Европа 1 STV 3 Вумера Обтекатель не удалось отделить Трехэтапный тест Европы.
F11 5 ноября 1971 г. Европа 2 STV 4 Куру Система наведения вышла из строя Первый и единственный запуск конфигурации Europa 2.
F12 - Доставлено во Французскую Гвиану.
F13 - Доставлен в Национальный музей авиации недалеко от Эдинбурга.
F14 - Доставлено в Немецкий музей . в Мюнхене
F15 - Доставлен в Европейский космический центр , Реду , Бельгия.
F16 - Экспонируется в НСК Лестера, предоставлено Музеями Ливерпуля.
F17 - Выполнены только части
F18 - Выполнены только части
  1. ^ Уэйд, Марк. «Европа» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 5 марта 2002 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б Хилл 2001, с. 249.
  3. ^ Лэйкок и Лэйкок 2005, стр. 51-52.
  4. ^ Хилл 2001, с. 22.
  5. ^ Мэсси и Робинс 1986, с. 226.
  6. ^ Хилл 2001, с. 188.
  7. ^ «Баллистическая ракета дальнего действия (Голубая полоса)» . Хансард . Апрель 1960 года.
  8. ^ Перейти обратно: а б Хилл 2001, с. 13.
  9. ^ Харви 2003, с. 38.
  10. ^ «Проект Чёрный принц» . Британия в космосе . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 27 апреля 2012 г.
  11. ^ Хилл 2001, стр. 125-126.
  12. ^ Перейти обратно: а б Хилл 2001, стр. 13–14.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хилл 2001, с. 14.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Хилл 2001, с. 135.
  15. ^ Хилл 2001, с. 136.
  16. ^ Хилл 2001, стр. 136-137.
  17. ^ Хилл 2001, стр. 137-139.
  18. ^ Хилл 2001, стр. 130, 139-140.
  19. ^ Хилл 2001, стр. 139-140.
  20. ^ Хилл 2001, с. 130.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Хилл 2001, с. 141.
  22. ^ Хилл 2001, стр. 141-143.
  23. ^ Харви 2003, стр. 161, 166.
  24. ^ Лей, Вилли (июнь 1964 г.). «Кто-нибудь еще за космос?» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . стр. 110–128.
  25. ^ Капдевила, Дидье. «Европа 1969–1971 годов» . Капком Спейс . Проверено 28 августа 2023 г.
  26. ^ Эта ракета-носитель в настоящее время выставлена ​​в Европейском космическом центре , Трансинн (Бельгия).
  27. ^ Мартин, Дж.М. «Фаза 3 запуска первой полной машины F-7 со всеми тремя активными ступенями + испытательный спутник» . Хаотическое приключение ракет «Европа» с 1962 по 1973 год (на французском языке) . Проверено 26 июля 2021 г.
  28. ^ Серра, Жан-Жак. «Пусковые установки Европы» . www.sat-net.com . Проверено 1 августа 2023 г.
  29. ^ Уэйд, Марк (2019). «Европа I» . Энциклопедия астронавтики . Проверено 1 августа 2023 г.
  30. ^ Уэйд, Марк (2019). «Европа II» . Энциклопедия астронавтики . Проверено 1 августа 2023 г.
  31. ^ Кребс, Гюнтер Д. «Европа-1 (1 этап)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 августа 2023 г.
  32. ^ Кребс, Гюнтер Д. «Европа-1 (2 этап)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 августа 2023 г.
  33. ^ Кребс, Гюнтер Д. «Европа-1» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 августа 2023 г.
  34. ^ Кребс, Гюнтер Д. «Европа-2» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 августа 2023 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б «Пятьдесят лет со дня первого запуска ELDO» . www.esa.int . 2014 . Проверено 28 августа 2023 г.
  36. ^ Кребс, Гюнтер Д. «Орбитальные запуски 1969 года» . Космическая страница Гюнтера .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бликер, ДЖЕМ; Хубер, М.; Гейсс, Йоханнес (2002). Век космической науки . Дордрехт: Академические публикации Kluwer. ISBN  0792371968 .
  • Бонне, РМ (1998). «Последний рубеж Европы». Форум прикладных исследований и государственной политики . 13 (3). Университет Теннесси.
  • «Европейская ракета терпит крушение во время полета». Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 5 августа 1967 года.
  • Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и за ее пределами . Берлин: Springer-Verlag. ISBN  1852337222 .
  • Хилл, штат Коннектикут «Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950–1971». Всемирный научный , 2001. ISBN   1-78326-145-5 .
  • Лэйкок, Стюарт и Филип Лэйкок. «Неожиданная Британия». «Эмберли Паблишинг Лимитед», 2014. ISBN   1-44563-284-5 .
  • Морган, Дэн (24 июля 1969 г.). «Ракетная техника Европы терпит неудачу». Вашингтон Пост . п. А15.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f18f4abede654c228620d94d16cdcade__1724589480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/de/f18f4abede654c228620d94d16cdcade.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Europa (rocket) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)