Jump to content

Атлас I

Атлас I
Запуск первого полета Атласа I со CRRES спутником
Функция Одноразовая пусковая система
Производитель Общая динамика
Страна происхождения Соединенные Штаты
Размер
Высота 43,90 м (144,00 футов)
Диаметр 3,05 м (10 футов)
Масса 164 300 кг (362 200 фунтов)
Этапы 2.5
Емкость
Полезная нагрузка на 185 км (115 миль) НОО
Масса 5900 кг (13000 фунтов) [1]
Полезная нагрузка для GTO
Масса 2375 кг (5236 фунтов) [2]
Связанные ракеты
Семья Атлас
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов LC-36B , мыс Канаверал
Всего запусков 11
Успех(а) 8
Неисправность(и) 3
Первый полет 25 июля 1990 г.
Последний рейс 25 апреля 1997 г.
Бустеры – МА-5 [3]
Нет бустеров 1
Питаться от 2 ЛР-89-7
Максимальная тяга 1901,6 кН (427500 фунтов силы ) [3]
Удельный импульс 293,4 с (2,877 км/с)
Время горения 155 секунд [2]
Порох РП-1 / ЛОКС
Первый этап
Питаться от 1 ЛР-105-7
Максимальная тяга 386,4 кН (86 900 фунтов силы ) [3]
Удельный импульс 316 с (3,10 км/с)
Время горения 266 секунд [2]
Порох РП-1 / ЛОКС
Второй этап – Кентавр
Питаться от 2 РЛ-10 А
Максимальная тяга 147 кН (33 000 фунтов силы )
Удельный импульс 449 с (4,40 км/с)
Время горения 410 секунд [2]
Порох ЛХ 2 / ЛОКС

Atlas I — американская одноразовая система запуска, произведенная General Dynamics в 1990-х годах для запуска различных спутников. По сути, это был коммерческий ребрендинг Atlas G (хотя на нем действительно было несколько правительственных полезных нагрузок), но в нем было несколько улучшений в области электрооборудования и наведения. [4] Atlas I не имел каких-либо серьезных улучшений грузоподъемности по сравнению со своим предшественником. [1] но предлагал вариант обтекателя большей полезной нагрузки. [2] Состоялось одиннадцать пусков, три из которых оказались неудачными.

Atlas I получит дальнейшее развитие и усовершенствование для создания весьма успешной ракеты Atlas II . [2]

Производственная линия Atlas G , предшественника Atlas I, была свернута и в конечном итоге законсервирована в 1980-х годах, когда в эксплуатацию был запущен космический челнок . Обещание «Шаттла» быстрой частоты запусков и более низких затрат на запуск привело к сокращению спроса на «Атлас» и одноразовые ракеты в целом. Однако катастрофа космического корабля «Челленджер» в январе 1986 года вызвала сомнения в способностях «Шаттла» и возобновила интерес к беспилотным одноразовым ракетам-носителям. Производство Atlas G теперь будет возобновлено под названием Atlas I с модернизированными спортивными наведениями. [5] В июне 1987 года General Dynamics выделила 100 миллионов долларов на приобретение товаров с длительным сроком поставки для поддержки производства 18 автомобилей для коммерческой продажи. [6]

Буква «I» в «Атласе I» может вызвать путаницу, поскольку все предыдущие ракеты «Атлас» обозначались буквами, оканчивающимися на « Атлас H» . Однако последующие ракеты обозначались римскими цифрами, начиная с Atlas II . Официально «И» — это римская цифра «1».

Атлас I был последним вариантом классической конструкции Атласа с тремя двигателями, съемной ускорительной секцией и двумя нониусными двигателями. Сохранив большинство этих функций, Atlas II заменил нониусы гидразиновой системой управления креном. [2]

Атлас I (серийный номер AC-69) на площадке 36B перед запуском спутника CRRES в 1990 году.
Атлас I (серийный номер AC-77) на площадке 36B перед запуском метеорологического спутника GOES-J в 1995 году.

Атлас первый этап

[ редактировать ]

Первая ступень Атласа I по сути была копией первой ступени G. Атласа [2] На нем были установлены два разгонных двигателя ЛР-89-7, один маршевый двигатель ЛР-105-7 и два нониусных двигателя ЛР-101 для управления по крену. Конструкция первой ступени состояла из баллонных баков из нержавеющей стали, как и у более ранних ракет «Атлас». На эту конструкцию танка устанавливались маршевый и нониусный двигатели. Однако два ускорительных двигателя были установлены на собственной цилиндрической юбке, прикрепленной к днищу баков. Каждый LR-89-7 имел собственный турбонасос для подачи топлива в камеру сгорания, но оба двигателя имели один общий газогенератор. [3] Полный узел маршевого и разгонного двигателя назывался МА-5 .

Разгонные двигатели вместе с их опорной конструкцией и водопроводом упадут во время полета целиком. Поскольку маршевый двигатель был более эффективным, чем ускорительные двигатели, отказ от ускорительных двигателей увеличил производительность ступени. [3] Маршевый двигатель ЛР-105-7 и нониусные двигатели ЛР-101 отключились, когда все топливо в баках первой ступени было израсходовано, примерно через четыре с половиной минуты после старта. Ближе к концу горения первой ступени обтекатель полезной нагрузки был сброшен. [2]

Atlas I имел те же двигатели первой ступени, что и Atlas G. Позже на Atlas II они были заменены на более эффективные двигатели, заимствованные из RS-27 . [3]

Разгонный блок «Кентавр»

[ редактировать ]

Верхней ступенью Atlas I была ступень Centaur I, созданная на основе более ранних моделей Centaur , которые также летали на ускорителях Atlas. «Кентавр I» имел два двигателя РЛ-10-А-3А, работающие на жидком водороде и жидком кислороде, что делало ступень чрезвычайно эффективной. Чтобы замедлить выкипание жидкого водорода в баках, «Кентавр» установил изоляционные панели из стекловолокна, которые сбрасывались через 25 секунд после сбрасывания ускорительных двигателей первой ступени. [4] «Кентавр I» был последней версией сцены с разделительными изоляционными панелями.

«Кентавр» можно было повторно запустить для вывода полезных грузов на геостационарную переходную орбиту, что на сегодняшний день было наиболее распространенным профилем полета на Атласе I. [1] Максимальное время полета «Кентавра» (по сути, время жизни ступени на орбите) составляло около 90 минут, когда ступень была оборудована комплектом для дальнего полета. В этот комплект входила батарея большего размера, увеличенный запас гелия, дополнительная защита на сцене и дополнительная бутыль для гидразина. [2]

Звезда 48Б третья ступень

[ редактировать ]

General Dynamics предложила дополнительную третью ступень Star 48B для запусков с Земли. Этот небольшой твердотопливный ракетный двигатель поможет окончательно оттолкнуть полезные грузы от Земли вскоре после отделения от Кентавра. Хотя двигатели Star летали и на других ракетах «Атлас», на «Атласе I» они никогда не летали. [2]

Обтекатель полезной нагрузки

[ редактировать ]

Для Atlas I были доступны две модели обтекателей: [2]

  • Средний , диаметром 3,3 м (11 футов), высотой 10,4 м (34 фута) и массой 1409 кг (3106 фунтов).
  • Большой , диаметром 4,2 м (14 футов), высотой 12,2 м (40 футов) и массой 2087 кг (4601 фунт).

Обе модели обтекателей также предлагались на Atlas II . ракетах серии [2] а модель Large продолжала летать на Atlas V до 2022 года . [7]

Масса полезной нагрузки для Atlas I была основана на транспортных средствах, летающих с большим обтекателем диаметром 4,2 м (14 футов). Если бы аппарат летал с использованием среднего обтекателя, меньшая масса обтекателя позволила бы увеличить грузоподъемность примерно на 135 кг (298 фунтов) на геостационарную переходную орбиту. [2]

История запуска

[ редактировать ]
Номер рейса. Дата/время (GMT) Серийный номер Полезная нагрузка Исход Примечания
Атлас Кентавр
1 25 июля 1990, 19:21 АС-69 5049 ЦРРЕС Успех Первый полет Атласа I. Космический корабль CRRES проработал ~15 месяцев, после чего контакт был потерян. Предполагалось, что проблема связана с выходом из строя бортовой батареи. [8]
2 18 апреля 1991, 23:30 АС-70 5050 Юрий 3H Отказ RSO уничтожит в Т+441 секунду. По вине руководства [9] В ходе послеполетного анализа инженеры пришли к быстрому, но ошибочному выводу, что один двигатель Centaur не запустился из-за мусора, застрявшего в турбонасосе LH2. Реальная проблема заключалась в том, что LH2 смешивался с атмосферным азотом и образовывал пробку из твердого азота в клапане двигателя Centaur. В результате двигатель не развивал тягу, и двухмоторный «Кентавр» вышел из-под контроля. Проблема снова всплывет на поверхность в Atlas AC-71.
3 14 марта 1992, 00:00 АС-72 5052 Галактика 5 Успех
4 22 августа 1992, 22:40 АС-71 5051 Галактика 1Р Отказ Отказ двигателя Centaur с последующим разрушением RSO. Как и при запуске в 1991 году, этот инцидент был вызван смешиванием LH2 с атмосферным азотом и образованием пробки из твердого азота в клапане двигателя «Кентавр». Это состояние было вызвано экспериментальной процедурой повышения производительности за счет охлаждения двигателей Centaur перед зажиганием. Процедура не была полностью проверена в условиях, аналогичных полету. На этот раз управление временем предоставило все полномочия для изучения всех возможных причин, пока не будет найден корень.
5 25 марта 1993, 21:38 АС-74 5054 УВЧ Ф-1 Отказ Неправильно затянутый установочный винт привел к падению тяги маршевого двигателя Атласа до 75%, начиная с Т+25 секунд. При включении ускорителя при Т+120 секунд тяга маршевого двигателя снизилась до 60%. Полезная нагрузка была выведена на непригодную для использования орбиту. Это был последний неудачный запуск корабля «Атлас».
6 3 сентября 1993, 11:17 АС-75 5055 УВЧ Ф-2 (США-95) Успех
7 13 апреля 1994, 06:04 АС-73 5053 ИДЕТ-Я (ИДЕТ-8) Успех
8 24 июня 1994, 13:50 АС-76 5056 УВЧ Ф-3 (США-104) Успех
9 23 мая 1995, 05:52 АС-77 5057 ГОЭС-ДЖ (ГОЭС-9) Успех
10 30 апреля 1996, 04:31 АС-78 5058 БеппоСАКС Успех
11 25 апреля 1997, 05:49 АС-79 5059 ГОЭС-К (ГОЭС-10) Успех Последний полет Атласа I [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Гюнтер Д. Кребс. «Атлас-1 (Атлас I)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 17 июля 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н General Dynamics (апрель 1992 г.). «Руководство для планировщика миссий Атласа» . Проверено 17 июля 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Норберт Брюгге. «Варианты «полуторной» системы привода (МА) ракеты «Атлас» . Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 17 июля 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б Марк Уэйд. «Атлас I» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2016 года . Проверено 18 августа 2020 г.
  5. ^ Кайл, Эд. «Атлас: летающие варианты» . spacelaunchreport.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2022 года.
  6. ^ «Корпорация General Dynamics планирует построить 18 ракет Атлас-Кентавр» , UPI.com , 15 июня 1987 г. , получено 29 сентября 2022 г.
  7. ^ Объединенный стартовый альянс. «Веб-сайт Атласа V» . ulalaunch.com . Проверено 17 июля 2022 г.
  8. ^ «Спутник комбинированного выброса и радиационного воздействия» . science.nasa.gov . Проверено 29 сентября 2022 г.
  9. ^ «Космический обзор: неудачи при запуске: день сурка Атласа» .
  10. ^ «Атлас I успешно запускает GOES-K» . Международные пусковые услуги. 25 апреля 1997 года . Проверено 16 марта 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f13968f36e25c405c69f543a4e87fcfc__1716558420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/fc/f13968f36e25c405c69f543a4e87fcfc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlas I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)