Атлас I
![]() Запуск первого полета Атласа I со CRRES спутником | |
Функция | Одноразовая пусковая система |
---|---|
Производитель | Общая динамика |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Размер | |
Высота | 43,90 м (144,00 футов) |
Диаметр | 3,05 м (10 футов) |
Масса | 164 300 кг (362 200 фунтов) |
Этапы | 2.5 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на 185 км (115 миль) НОО | |
Масса | 5900 кг (13000 фунтов) [1] |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса | 2375 кг (5236 фунтов) [2] |
Связанные ракеты | |
Семья | Атлас |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | LC-36B , мыс Канаверал |
Всего запусков | 11 |
Успех(а) | 8 |
Неисправность(и) | 3 |
Первый полет | 25 июля 1990 г. |
Последний рейс | 25 апреля 1997 г. |
Бустеры – МА-5 [3] | |
Нет бустеров | 1 |
Питаться от | 2 ЛР-89-7 |
Максимальная тяга | 1901,6 кН (427500 фунтов силы ) [3] |
Удельный импульс | 293,4 с (2,877 км/с) |
Время горения | 155 секунд [2] |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Первый этап | |
Питаться от | 1 ЛР-105-7 |
Максимальная тяга | 386,4 кН (86 900 фунтов силы ) [3] |
Удельный импульс | 316 с (3,10 км/с) |
Время горения | 266 секунд [2] |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Второй этап – Кентавр | |
Питаться от | 2 РЛ-10 А |
Максимальная тяга | 147 кН (33 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 449 с (4,40 км/с) |
Время горения | 410 секунд [2] |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Atlas I — американская одноразовая система запуска, произведенная General Dynamics в 1990-х годах для запуска различных спутников. По сути, это был коммерческий ребрендинг Atlas G (хотя на нем действительно было несколько правительственных полезных нагрузок), но в нем было несколько улучшений в области электрооборудования и наведения. [4] Atlas I не имел каких-либо серьезных улучшений грузоподъемности по сравнению со своим предшественником. [1] но предлагал вариант обтекателя большей полезной нагрузки. [2] Состоялось одиннадцать пусков, три из которых оказались неудачными.
Atlas I получит дальнейшее развитие и усовершенствование для создания весьма успешной ракеты Atlas II . [2]
Фон
[ редактировать ]Производственная линия Atlas G , предшественника Atlas I, была свернута и в конечном итоге законсервирована в 1980-х годах, когда в эксплуатацию был запущен космический челнок . Обещание «Шаттла» быстрой частоты запусков и более низких затрат на запуск привело к сокращению спроса на «Атлас» и одноразовые ракеты в целом. Однако катастрофа космического корабля «Челленджер» в январе 1986 года вызвала сомнения в способностях «Шаттла» и возобновила интерес к беспилотным одноразовым ракетам-носителям. Производство Atlas G теперь будет возобновлено под названием Atlas I с модернизированными спортивными наведениями. [5] В июне 1987 года General Dynamics выделила 100 миллионов долларов на приобретение товаров с длительным сроком поставки для поддержки производства 18 автомобилей для коммерческой продажи. [6]
Буква «I» в «Атласе I» может вызвать путаницу, поскольку все предыдущие ракеты «Атлас» обозначались буквами, оканчивающимися на « Атлас H» . Однако последующие ракеты обозначались римскими цифрами, начиная с Atlas II . Официально «И» — это римская цифра «1».
Дизайн
[ редактировать ]Атлас I был последним вариантом классической конструкции Атласа с тремя двигателями, съемной ускорительной секцией и двумя нониусными двигателями. Сохранив большинство этих функций, Atlas II заменил нониусы гидразиновой системой управления креном. [2]


Атлас первый этап
[ редактировать ]Первая ступень Атласа I по сути была копией первой ступени G. Атласа [2] На нем были установлены два разгонных двигателя ЛР-89-7, один маршевый двигатель ЛР-105-7 и два нониусных двигателя ЛР-101 для управления по крену. Конструкция первой ступени состояла из баллонных баков из нержавеющей стали, как и у более ранних ракет «Атлас». На эту конструкцию танка устанавливались маршевый и нониусный двигатели. Однако два ускорительных двигателя были установлены на собственной цилиндрической юбке, прикрепленной к днищу баков. Каждый LR-89-7 имел собственный турбонасос для подачи топлива в камеру сгорания, но оба двигателя имели один общий газогенератор. [3] Полный узел маршевого и разгонного двигателя назывался МА-5 .
Разгонные двигатели вместе с их опорной конструкцией и водопроводом упадут во время полета целиком. Поскольку маршевый двигатель был более эффективным, чем ускорительные двигатели, отказ от ускорительных двигателей увеличил производительность ступени. [3] Маршевый двигатель ЛР-105-7 и нониусные двигатели ЛР-101 отключились, когда все топливо в баках первой ступени было израсходовано, примерно через четыре с половиной минуты после старта. Ближе к концу горения первой ступени обтекатель полезной нагрузки был сброшен. [2]
Atlas I имел те же двигатели первой ступени, что и Atlas G. Позже на Atlas II они были заменены на более эффективные двигатели, заимствованные из RS-27 . [3]
Разгонный блок «Кентавр»
[ редактировать ]Верхней ступенью Atlas I была ступень Centaur I, созданная на основе более ранних моделей Centaur , которые также летали на ускорителях Atlas. «Кентавр I» имел два двигателя РЛ-10-А-3А, работающие на жидком водороде и жидком кислороде, что делало ступень чрезвычайно эффективной. Чтобы замедлить выкипание жидкого водорода в баках, «Кентавр» установил изоляционные панели из стекловолокна, которые сбрасывались через 25 секунд после сбрасывания ускорительных двигателей первой ступени. [4] «Кентавр I» был последней версией сцены с разделительными изоляционными панелями.
«Кентавр» можно было повторно запустить для вывода полезных грузов на геостационарную переходную орбиту, что на сегодняшний день было наиболее распространенным профилем полета на Атласе I. [1] Максимальное время полета «Кентавра» (по сути, время жизни ступени на орбите) составляло около 90 минут, когда ступень была оборудована комплектом для дальнего полета. В этот комплект входила батарея большего размера, увеличенный запас гелия, дополнительная защита на сцене и дополнительная бутыль для гидразина. [2]
Звезда 48Б третья ступень
[ редактировать ]General Dynamics предложила дополнительную третью ступень Star 48B для запусков с Земли. Этот небольшой твердотопливный ракетный двигатель поможет окончательно оттолкнуть полезные грузы от Земли вскоре после отделения от Кентавра. Хотя двигатели Star летали и на других ракетах «Атлас», на «Атласе I» они никогда не летали. [2]
Обтекатель полезной нагрузки
[ редактировать ]Для Atlas I были доступны две модели обтекателей: [2]
- Средний , диаметром 3,3 м (11 футов), высотой 10,4 м (34 фута) и массой 1409 кг (3106 фунтов).
- Большой , диаметром 4,2 м (14 футов), высотой 12,2 м (40 футов) и массой 2087 кг (4601 фунт).
Обе модели обтекателей также предлагались на Atlas II . ракетах серии [2] а модель Large продолжала летать на Atlas V до 2022 года . [7]
Масса полезной нагрузки для Atlas I была основана на транспортных средствах, летающих с большим обтекателем диаметром 4,2 м (14 футов). Если бы аппарат летал с использованием среднего обтекателя, меньшая масса обтекателя позволила бы увеличить грузоподъемность примерно на 135 кг (298 фунтов) на геостационарную переходную орбиту. [2]
История запуска
[ редактировать ]Номер рейса. | Дата/время (GMT) | Серийный номер | Полезная нагрузка | Исход | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Атлас | Кентавр | |||||
1 | 25 июля 1990, 19:21 | АС-69 | 5049 | ЦРРЕС | Успех | Первый полет Атласа I. Космический корабль CRRES проработал ~15 месяцев, после чего контакт был потерян. Предполагалось, что проблема связана с выходом из строя бортовой батареи. [8] |
2 | 18 апреля 1991, 23:30 | АС-70 | 5050 | Юрий 3H | Отказ | RSO уничтожит в Т+441 секунду. По вине руководства [9] В ходе послеполетного анализа инженеры пришли к быстрому, но ошибочному выводу, что один двигатель Centaur не запустился из-за мусора, застрявшего в турбонасосе LH2. Реальная проблема заключалась в том, что LH2 смешивался с атмосферным азотом и образовывал пробку из твердого азота в клапане двигателя Centaur. В результате двигатель не развивал тягу, и двухмоторный «Кентавр» вышел из-под контроля. Проблема снова всплывет на поверхность в Atlas AC-71. |
3 | 14 марта 1992, 00:00 | АС-72 | 5052 | Галактика 5 | Успех | |
4 | 22 августа 1992, 22:40 | АС-71 | 5051 | Галактика 1Р | Отказ | Отказ двигателя Centaur с последующим разрушением RSO. Как и при запуске в 1991 году, этот инцидент был вызван смешиванием LH2 с атмосферным азотом и образованием пробки из твердого азота в клапане двигателя «Кентавр». Это состояние было вызвано экспериментальной процедурой повышения производительности за счет охлаждения двигателей Centaur перед зажиганием. Процедура не была полностью проверена в условиях, аналогичных полету. На этот раз управление временем предоставило все полномочия для изучения всех возможных причин, пока не будет найден корень. |
5 | 25 марта 1993, 21:38 | АС-74 | 5054 | УВЧ Ф-1 | Отказ | Неправильно затянутый установочный винт привел к падению тяги маршевого двигателя Атласа до 75%, начиная с Т+25 секунд. При включении ускорителя при Т+120 секунд тяга маршевого двигателя снизилась до 60%. Полезная нагрузка была выведена на непригодную для использования орбиту. Это был последний неудачный запуск корабля «Атлас». |
6 | 3 сентября 1993, 11:17 | АС-75 | 5055 | УВЧ Ф-2 (США-95) | Успех | |
7 | 13 апреля 1994, 06:04 | АС-73 | 5053 | ИДЕТ-Я (ИДЕТ-8) | Успех | |
8 | 24 июня 1994, 13:50 | АС-76 | 5056 | УВЧ Ф-3 (США-104) | Успех | |
9 | 23 мая 1995, 05:52 | АС-77 | 5057 | ГОЭС-ДЖ (ГОЭС-9) | Успех | |
10 | 30 апреля 1996, 04:31 | АС-78 | 5058 | БеппоСАКС | Успех | |
11 | 25 апреля 1997, 05:49 | АС-79 | 5059 | ГОЭС-К (ГОЭС-10) | Успех | Последний полет Атласа I [10] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гюнтер Д. Кребс. «Атлас-1 (Атлас I)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н General Dynamics (апрель 1992 г.). «Руководство для планировщика миссий Атласа» . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Норберт Брюгге. «Варианты «полуторной» системы привода (МА) ракеты «Атлас» . Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Марк Уэйд. «Атлас I» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2016 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Кайл, Эд. «Атлас: летающие варианты» . spacelaunchreport.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2022 года.
- ^ «Корпорация General Dynamics планирует построить 18 ракет Атлас-Кентавр» , UPI.com , 15 июня 1987 г. , получено 29 сентября 2022 г.
- ^ Объединенный стартовый альянс. «Веб-сайт Атласа V» . ulalaunch.com . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ «Спутник комбинированного выброса и радиационного воздействия» . science.nasa.gov . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Космический обзор: неудачи при запуске: день сурка Атласа» .
- ^ «Атлас I успешно запускает GOES-K» . Международные пусковые услуги. 25 апреля 1997 года . Проверено 16 марта 2013 г.