СМ-65Ф Атлас
![]() Запуск ракеты Атлас-Ф | |
Функция | МБР Одноразовая пусковая система |
---|---|
Производитель | Конвэйр |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | LC-11 и 13 CCAFS OSTF-2 , LC-576 и SLC-3 , ВАФБ |
Всего запусков | 70 |
Успех(а) | 53 |
Неудачи | 17 |
Первый полет | 8 августа 1961 г. |
Последний рейс | 23 июня 1981 г. |
Бустеры | |
Нет бустеров | 1 |
Питаться от | 2 ЛР-89-5 |
Общая тяга | 369 802 фунта-силы (1644,96 кН) |
Удельный импульс | 256 с |
Время горения | 120 с |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Первый этап | |
Питаться от | 1 ЛР-105-5 |
Максимальная тяга | 86 844 фунта-силы (386,30 кН) |
Удельный импульс | 316 с |
Время горения | 309 с |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
SM -65F Atlas , или Atlas-F , представляла собой окончательный оперативный вариант ракеты Atlas , отличавшийся от Atlas E лишь используемой пусковой установкой и пакетом наведения. Первый полет он совершил 8 августа 1961 года. [ 1 ] и был развернут в качестве оперативной межконтинентальной баллистической ракеты в период с 1961 по 1966 год. После выхода из эксплуатации в качестве межконтинентальной баллистической ракеты Atlas-F вместе с Atlas-E был отремонтирован для орбитальных запусков как Atlas E/F . [ 2 ]
Atlas E и F также различались стартовыми средствами; В Atlas E использовались те же шахты-гробы, что и в ракетах Atlas D: ракета хранилась горизонтально и поднималась вертикально для запуска. аналогичную Titan I. Atlas F для сравнения использовал вертикальную шахту с лифтом , Первоначально Atlas F был задуман, когда ВВС решили, что бункеры-гробы, используемые для Atlas D и E, слишком открыты и уязвимы для атак противника.
В Atlas E и F использовалась двигательная установка МА-3, которая имела отдельный газогенератор для всех трех двигателей, в отличие от Atlas D, где один газогенератор приводил в действие оба дожимных турбонасоса. Кроме того, для быстрого запуска использовались пиротехнические патроны, а газогенераторы и насосы устанавливались на каждом разгонном двигателе, а не размещались в центральной тяговой секции. Эта установка была разработана для простоты обслуживания и замены двигателей в полевых условиях, тогда как более простая конфигурация Atlas D считалась предпочтительной для космических запусков. Суммарная тяга МА-3 составляла 375 000 фунтов силы (1670 кН).
Atlas E/F использовал инерциальную систему наведения ARMA, а не наземное радионаведение Atlas D; в некоторых полетах Atlas D IOC (начальные эксплуатационные возможности) тестировалась система ARMA вместо стандартного радионаведения GE Mod II. Помимо незначительных различий в ARMA на Atlas E и F, основное различие между ними заключалось в разном расположении линий быстрого наполнения для двух используемых систем бункеров.
В большинстве отремонтированных космических запусков Atlas F использовались твердотопливные верхние ступени, заметным исключением является ракета 23F, которая 27 июня 1978 года запустила Seasat, океанографический спутник НАСА, последний летавший аппарат Atlas-Agena. Последний запуск Atlas F состоялся 23 июня 1981 года, когда ракета 87F успешно вывела на орбиту метеорологический спутник NOAA. Космические пусковые установки Atlas E/F были подвергнуты обширному разбору и восстановлению компанией Convair, а система ARMA заменена системой наведения GE Mod II.
1961-62
[ редактировать ]Первыми двумя полетами Atlas F были Missile 2F 8 августа 1961 года и Missile 4F 22 ноября, оба с LC-11 в CCAS. [ 1 ] Оба испытания прошли полностью успешно, и 12 декабря с борта LC-11 стартовала ракета 5F. Этот тест оказался частичным провалом; Из-за короткого замыкания в системе наведения была отправлена ранняя команда SECO, и ракета не достигла запланированной дальности. 21 числа Атлас 6F стартовал с LC-11, неся на борту макаку-резуса по кличке Скатбэк. Это был третий запуск примата на Атласе за последний месяц: первым был «Меркурий-Атлас 5» , который успешно поднял шимпанзе на двухорбитальную миссию, а второй, испытательный Атлас Е, вышел из строя вскоре после старта и был вынужден быть уничтожен, унеся жизнь белки-обезьяны, которую она несла. Atlas 6F работал приемлемо до тех пор, пока после сброса ускорителя из-за отказа гидравлики не произошла потеря маршевой тяги. Капсула отделилась и приводнилась возле острова Вознесения в Южной Атлантике, однако маяк слежения не сработал, и спасательные бригады не смогли ее обнаружить. Они прекратили поиски, и «Скатбэк» официально был потерян в море. Неисправность была связана с возгоранием отработанного топлива после сброса ускорителя, что привело к повреждению клапанов и / или воздуховодов; решилось установкой запорной арматуры в бустерной секции. [ 3 ]
До сих пор программа испытаний Atlas F шла хорошо, и никто не был готов к предстоящей катастрофе 9 апреля 1962 года, когда ракета 11F взорвалась всего через секунду после старта с LC-11. Исследование восстановленных частей ракеты показало, что произошел какой-то взрыв или детонация в маршевом турбонасосе. Маршевый двигатель отключился почти сразу же при старте, после чего были потеряны данные телеметрических данных о параметрах двигателя. Разгонные двигатели работали удовлетворительно до момента уничтожения ракеты в Т+3 секунды. [ 4 ]
13 мая ракета 1F загорелась и взорвалась на испытательном стенде в Сикамор-Каньоне в начале запланированного 40-секундного испытательного запуска. Расследование показало, что маршевый турбонасос LOX испытал детонацию, очень похожую на детонацию 11F. Система подачи LOX была повреждена, что привело к интенсивному пожару, вызванному LOX. В двигательную установку была отправлена команда автоматического выключения, но повреждение проводки не привело к остановке В-2, и двигатель работал на 100% тяги до последнего взрыва. Следственная группа пришла к выводу, что произошла небольшая задержка открытия клапана HS маршевого двигателя; турбонасос вращался с максимальной скоростью 10 000 об/мин, что приводило к чрезмерной нагрузке на него. Вал насоса вибрировал, и лопасти терлись о корпус, вызывая искру от трения и взрыв. Окончательное решение этой проблемы заключалось в установке пластикового вкладыша внутрь турбонасоса.
Испытания начались в Ванденберге, и 1 августа ракета 15F успешно вылетела с 576-E. Девять дней спустя ракета 57F стартовала с OSTF-2 и не смогла выполнить маневр крена. Последовательность тангажа была выполнена правильно, но отсутствие программы крена помешало ракете выйти на правильную траекторию, и она была взорвана системой Range Safety через 67 секунд после запуска. Считалось, что причиной стал разрыв цепи гироскопов, хотя конкретная точка отказа не была определена. Сигнал крена был подан системой наведения правильно, но система управления полетом на него не отреагировала, в результате чего траектория полета ракеты оказалась примерно на 55° вправо от запланированной траектории. [ 5 ] Следующий испытательный пуск состоялся с уже отремонтированного LC-11 на мысе два дня спустя, и все последующие научно-исследовательские полеты прошли без сбоев, за исключением 13F 14 ноября, на котором произошел пожар в секции тяги, начавшийся на Т + 18 секунд. Температура в секции тяги поднялась выше 400°С и вызвала разрыв пневмосистемы. Давление в баке LOX и контрольном баллоне упало, после чего произошла потеря давления в резервуаре смазочного масла. Маршевый двигатель и верньеры отключились на Т+94 секунде из-за отсутствия смазки турбонасоса. Разгонные двигатели продолжали работать до Т+120 секунд, когда преждевременный сигнал BECO прекратил тягу. Удар произошел на расстоянии 360 миль (579 км) ниже. [ 6 ] Причина возгорания двигательной секции неизвестна, однако предполагалась утечка топлива. Следующий запуск, Ракета 21F, состоявшийся 5 декабря, успешно завершил этап исследований и разработок программы Atlas F.
1963-64
[ редактировать ]Испытания Atlas F в 1963 году прошли с большим успехом, за год было совершено восемь полетов. В марте с VAFB состоялась серия пусков SAC, при этом ракеты были лишены минимального оборудования. Три из них были Atlas D и два F-серии. Atlas 63F был успешно запущен 16 марта с корабля 576-D. За этим последовал 22 марта также успешный 83F, не входящий в серию полетов SAC. Полет 52F 24 марта закончился внезапным взрывом через 90 секунд после запуска, и минимального оборудования на борту было недостаточно, чтобы дать какое-либо объяснение. Видео с камеры слежения показало, что ракета находилась на правильной траектории полета и никаких других очевидных признаков неисправности не было видно.
Затем ракета 135F провела успешное испытание ABRES с самолета LC-11 на мысе Канаверал 27 апреля. До следующего полета серии F прошло шесть месяцев, когда 4 октября у ракеты 45F во время эксплуатационных испытаний на самолете 576-G VABF заклинило клапан двигателя. предотвращение запуска двигателя В-2. Ракета опрокинулась и взорвалась при ударе о землю. Испытание ABRES с LC-11 на мысе Канаверал 28 октября с использованием ракеты 136F провалилось, когда маршевый двигатель потерял гидравлическое давление при подъеме и упал. Последний полет серии F в году состоялся 18 декабря, когда на самолете 576-G состоялся успешный полет 109F, последнего научно-исследовательского запуска Atlas.
В 1964 году было совершено пять полетов Atlas F. Ракета 137F взлетела с LC-11 на мысе 1 апреля и совершила успешный полет. Двумя днями позже Ракета 3F вылетела из 576-G на VAFB и повторила ту же ошибку, что и 45F. В двигателе В-1 заклинило главный топливный клапан, и он не запустился, ракета снова упала и взорвалась при ударе о землю. Повреждения бункера были более серьезными, чем в случае с 45F, и 576-G больше не использовался в течение шести месяцев. Расследование двух неисправностей показало, что причиной заклинивания клапанов на обоих автомобилях Atlas были затвердевшие остатки гипергола, которые накопились в результате повторных испытательных запусков, и что на 3F топливный клапан в конце концов открылся, но слишком поздно для запуска двигателя. возможный. GD/A выпустило служебный бюллетень для всех бригад шахт Атласа, чтобы убедиться, что ракеты прошли надлежащую проверку и не содержат остатков гипергола. Еще три полета серии F в течение года (110F, 36D и 111F) прошли успешно.
1965-
[ редактировать ]8 января 1965 года состоялось последнее испытание межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас», ракета 106F, успешно запущенная с 576-G. В том же году «Атлас» был выведен из эксплуатации в качестве межконтинентальной баллистической ракеты, а оставшиеся ракеты использовались для суборбитальных и орбитальных запусков в течение следующих нескольких десятилетий. Сюда входили испытания боеголовок ABRES, RMP и BMRS в Ванденберге. Шахты OSTF были преобразованы в специальные стартовые площадки для испытаний ракет-мишеней Nike/Zeus (последние никогда не запускались с помощью Atlas F). В период с 1965 по 1974 год было проведено шестьдесят пять таких испытаний, примерно в половине из которых использовались самолеты Atlas F. Некоторые из них имели твердую верхнюю ступень Trident, и было несколько отказов, наиболее заметным из которых было испытание 1967 года, когда заряды RSO Атласа воспламенились от статического электричества при отделении КА, после чего к КА была добавлена пробковая изоляция, чтобы предотвратить повторение этой неисправности. режим.
За 20 лет работы в качестве запуска спутников произошло две крупные неудачи. Одной из них была попытка запуска военной испытательной полезной нагрузки Radiometer 20 12 апреля 1975 года на Атласе 71F. [ 7 ] Капля загущенного LOX и керосина упала в яму пламени при возгорании, взорвалась и повредила маршевый двигатель Атласа. Ракета-носитель продолжала работать более двух минут, но маршевый двигатель и верньеры в конечном итоге отключились, и в Т + 303 секунды была подана команда на уничтожение по дальности. Поскольку взрыв геля LOX также повредил проводку в основании ускорителя, система телеметрии потеряла питание, и во время запуска не было возвращено никаких данных, что затруднило определение точной причины отказа двигателя. Считалось, что наиболее вероятным объяснением было повреждение части сантехники.
Другим был запуск метеорологического спутника NOAA 29 мая 1980 года с использованием Atlas 19F. Характеристики самолета казались нормальными до тех пор, пока ракета-носитель не была сброшена, когда выяснилось, что траектория отклонилась от курса. Маршевый двигатель продолжал гореть на 50 секунд позже обычного времени выключения. Когда спутник наконец отделился, его вывели на бесполезную эллиптическую орбиту.
Авария произошла из-за того, что уплотнение вырвалось из-за системы зажигания скорострельных пиротехнических патронов, используемой в ракетах Atlas E/F, что привело к заливанию турбонасоса B-1 топливом и замедлению скорости его вращения, что привело к снижению уровня тяги двигателя до 80. % и значительно снижают скорость ускорителя и расход топлива. Бортовой компьютер «Атласа» сначала попытался компенсировать это, продлив время работы ускорительного двигателя, но в конечном итоге резервная команда вынудила его выключить и сбросить. После BECO компьютер все еще пытался компенсировать это, увеличивая время работы маршевого двигателя до тех пор, пока оно не превысило нормальное время почти на минуту. Вслед за SECO ракета-носитель также продлила одиночный полет еще на 11 секунд. Однако из соображений простоты у спутника NOAA не было электрического интерфейса с Атласом, что заставляло его запускать свои ракеты в заданное время. Поскольку он все еще был прикреплен к «Атласу», маленькие двигатели космического корабля не могли правильно сориентироваться. Благодаря увеличенному времени горения SECO теперь будет происходить в Т+377 секунд, но в Т+370 секунд таймер на спутнике автоматически активирует твердотопливный ударный двигатель, а маршевый двигатель Атласа все еще работает. Купол резервуара LOX был сорван с «Атласа», что было зарегистрировано по показаниям телеметрии как мгновенная потеря давления в резервуаре. Спутник отделился, но оказался на бесполезной орбите, и от него пришлось отказаться.
Запуски Atlas F проводились с базы ВВС на мысе Канаверал , на стартовых комплексах 11 и 13 , а также с базы ВВС Ванденберг на OSTF-2 , LC-576 и SLC-3 . [ 2 ] В период с 1961 по 1974 год было проведено в общей сложности 55 испытаний ракет Atlas F, причем все запуски после 1965 года представляли собой испытания возвращаемых аппаратов, поскольку Atlas был выведен из эксплуатации межконтинентальных баллистических ракет, а также 39 космических запусков в период с 1967 по 1981 год. Было 16 неудач.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Атлас-Ф (SM-65F/HGM-16F) МБР» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия космонавтики - Атлас
- ^ "Отчет об оценке летных испытаний ракеты 6F Convair, 4 января 1962 г."
- ^ «Отчет об оценке летных испытаний ракеты 11F Convair, 23 апреля 1962 г.»
- ^ «Отчет об оценке летных испытаний ракеты 57F Convair AE62-0731, 24 августа 1962 г.»
- ^ "Отчет об оценке летных испытаний AOJ62-0055, ракета 11F Convair, 2 декабря 1962 г."
- ^ «РМ 20 (П72-2)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 8 мая 2024 г.