Jump to content

Меркурий-Атлас 5

Меркурий-Атлас 5
Ракета «Атлас» запускает «Меркурий-Атлас 5» на орбиту, 29 ноября 1961 года.
Тип миссии Тестовый полет
Оператор НАСА
Обозначение Гарварда 1961 Альфа Йота 1
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 1961-033А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 208
Продолжительность миссии 3 часа 20 минут 59 секунд
Пройденное расстояние 81 902 километра (50 892 миль)
Орбиты завершены 2
Свойства космического корабля
Космический корабль Меркурий №9
Производитель МакДоннелл Самолет
Стартовая масса 1331 кг (2934 фунта)
Экипаж
Размер экипажа 1
Члены Энос
Позывной Меркурий-Атлас 5
Начало миссии
Дата запуска 29 ноября 1961 г., 15:07:57 ( 1961-11-29UTC15:07:57Z ) UTC
Ракета Атлас LV-3B 93-Д
Запуск сайта Мыс Канаверал LC-14
Конец миссии
Восстановлен Военный корабль США Стормс
Дата посадки 29 ноября 1961 г., 18:28:56 ( 1961-11-29UTC18:28:57Z ) UTC
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая Земля
Высота перигея 158 километров (85 миль)
Высота апогея 237 километров (128 миль)
Наклон 32,5 градуса
Период 88,44 мин.
Эпоха 29 ноября 1961 г. [1]

В полете «Меркурий-Атлас 5» Энос стал первым шимпанзе и третьим приматом, вышедшим на орбиту Земли.
Проект Меркурий
Серия Меркурий-Атлас

«Меркурий-Атлас-5» — американский космический полет по программе «Меркурий» . запущен 29 ноября 1961 года с Эносом шимпанзе Он был на борту. Корабль дважды облетел вокруг Земли и приводнился примерно в 200 милях (320 км) к югу от Бермудских островов , и Энос стал первым приматом из Соединенных Штатов и третьей человекообразной обезьяной, вышедшей на орбиту Земли.

К ноябрю 1961 года Советский Союз вывел Юрия Гагарина и Германа Титова на орбиту во время кораблей «Восток-1» и «Восток-2» пилотируемых орбитальных полетов , в то время как Соединенным Штатам удалось осуществить только суборбитальные полеты. В то время НАСА все еще обсуждало вопрос о выводе шимпанзе на орбиту в рамках подпрограммы «Меркурий-Атлас» , а штаб-квартира НАСА ставила под сомнение целесообразность запуска Центром пилотируемых космических кораблей еще одной беспилотной миссии «Меркурий».

Перед полетом Управление по связям с общественностью НАСА выпустило пресс-релиз, в котором говорилось: «Люди, отвечающие за проект «Меркурий», настояли на выводе на орбиту шимпанзе в качестве необходимой предварительной проверки всей программы «Меркурий», прежде чем рисковать человеком-астронавтом». [2]

Запуск и орбита

[ редактировать ]
Энос в своем летном кресле готовится к посадке в капсулу Меркурия.

В полете использовались капсула Меркурия №9 и Атлас №93-Д. 24 февраля 1961 года космический корабль №9 прибыл к мысу Канаверал . Предполетная подготовка заняла 40 недель. Это было самое продолжительное время подготовки в программе «Меркурий» . Задание космического корабля №9 постоянно менялось. Сначала он был настроен для суборбитального полета с инструментами, затем для суборбитального полета шимпанзе, затем для трехвиткового полета с инструментами и, наконец, для орбитального полета, на котором летал Энос.

Успешный полет МА-4 в сентябре возобновил уверенность в надежности Атласа, и хотя испытания Атласа Е с обезьяной были потеряны из-за неудачного запуска в ноябре того же года, представители НАСА заверили общественность, что это была другая модель ракеты-носителя, чем Атлас D. использовался для программы «Меркурий», и что эта авария не имеет здесь никакого отношения.Хотя МА-4 показала себя хорошо, все же существовала некоторая обеспокоенность по поводу высокого уровня вибрации в течение первых 20 секунд старта, поэтому автопилот ускорителя МА-5 был немного модифицирован, чтобы исправить эту проблему.

Атлас 93D прибыл в CCAS 12 августа и был установлен на LC-14 6 октября. Предстартовая подготовка прошла относительно гладко, с рядом мелких ремонтов, включая потенциально серьезную проблему с неплотно закрепленными болтами нониусных двигателей, что могло привело к повреждению планера во время запуска.

Система дальности безопасности на Atlas 93D была модифицирована таким образом, чтобы на маршевый двигатель можно было отправлять команду ручного отключения. Это было сделано для предотвращения случайного вывода капсулы на орбиту выше запланированной в случае чрезмерного ускорения двигателя.

Более компактный твердотельный телеметрический блок заменил использовавшийся ранее громоздкий блок на основе электронных ламп.

Atlas 93D был вторым Атласом серии D, оснащенным новой SMRD (системой обнаружения вращения спинового двигателя), предназначенной для обеспечения правильной работы гироскопа перед запуском.

МА-5 планировался как близкая версия предстоящей пилотируемой орбитальной миссии МА-6. «Меркурий-Атлас 5» будет запущен из Комплекса 14 на мысе Канаверал по курсу 72,51 градуса к востоку от севера. Вывод космического корабля «Меркурий» на орбиту произойдет в 480 милях (770 км) от мыса Канаверал. Высота составит 100 миль (160 км), а скорость — 25 695 футов в секунду (7 832 м/с). Планировалось, что Retrofire произойдет через 4 часа 32 минуты и 26 секунд после запуска. Космический корабль приземлится через 21 минуту и ​​49 секунд после повторного запуска. Ожидалось, что температура при входе достигнет 3000 °F (1650 °C) на тепловом экране, 2000 °F (1090 °C) на корпусе антенны, 1080 °F (582 °C) на цилиндрической секции и 1260 °F (682 °C). °С) на коническом участке. Ожидалось, что отработавший маршевый двигатель Атласа снова войдет в атмосферу после 9⅓ витка.

Космический корабль №9 изначально предназначался для полетов на МА-4, но вместо него использовался космический корабль №8 после неудачного запуска МА-3. № 9 была второй из капсул «Марк II» Меркурия с большим квадратным окном и люком со взрывным затвором, в то время как более старая капсула «Марк I» имела небольшие иллюминаторы и тяжелый запорный механизм. В полете Гаса Гриссома на MR-4 использовалась капсула Mark II, но необходимо было протестировать ее в ходе надлежащего орбитального полета, чтобы убедиться, что большое окно выдержит гораздо более высокую температуру при входе в атмосферу.

29 октября 1961 года три шимпанзе и 12 медицинских специалистов переехали в помещения на мысе для подготовки к полету. Имя, данное Эносу, шимпанзе, выбранному для участия в миссии МА-5, на иврите означает «человек». Дублерами Эноса были (в порядке возможного вызова) Дуэйн, Джим, Рокки и Хэм ( ветеран Меркьюри-Редстоун 2 ). Энос был родом из Камеруна , Африка (первоначально назывался Шимпанзе № 81), и был куплен ВВС США 3 апреля 1960 года. На момент полета ему было около 5 лет, и он весил чуть меньше 40 фунтов (18 килограммов).

29 ноября 1961 года, примерно за пять часов до запуска, Энос и его скафандр -диван были помещены в космический корабль. Во время обратного отсчета различные удержания заняли 2 часа 38 минут. Старт произошел в 15:08 UTC . «Атлас» вывел космический корабль МА-5 на орбиту размером 99 на 147 миль (159 на 237 км). Модифицированный автопилот, очевидно, работал, поскольку вибрация оставалась на комфортном уровне, а фаза ускорения прошла без происшествий. Все системы Atlas работали превосходно, существенных отклонений в производительности не было. BECO произошел при Т+130 секундах, а SECO/VECO — при Т+300 секундах, после чего через две секунды последовало отделение капсулы.

На маневр разворота и демпфирования было потрачено 6 фунтов (2,7 кг) из 61,5 фунтов (27,9 кг) контрольного топлива на борту. Во время того же маневра космический корабль израсходовал меньше топлива, чем МА-4. МА-5 заняла запланированную орбитальную позицию первом витке двигатели в 34 градуса, и после этого на израсходовали всего 1,5 фунта (0,68 кг) топлива для поддержания правильного положения.

В конце первого витка наземные диспетчеры заметили, что часы капсулы отстают на 18 секунд. Когда он пролетал над мысом Канаверал, была отправлена ​​команда обновить часы до правильного времени. Центр управления Меркурием на мысе Канаверал получил информацию о том, что все системы космического корабля находятся в исправном состоянии.

Когда МА-5 пролетал над кораблем слежения за Атлантикой в ​​начале второго витка, были получены признаки того, что температура инвертора растет. Неисправность системы экологического контроля подтвердили и трекеры Канарских островов . На предыдущих рейсах наблюдался аномальный нагрев; в таких случаях инверторы продолжали работать или были переведены в режим ожидания. На станции «Меркурий» не было никакой тревоги. Когда космический корабль достиг Мучеа , Австралия, были обнаружены сигналы мощного двигателя и отклонения от движения капсулы. Другие данные указывали на сохранение режима орбиты 34°. Когда MA-5 пересек станцию ​​слежения в Вумере, Австралия , проблем с ориентацией обнаружено не было, поэтому более ранние сообщения были не приняты во внимание.

Проблемы

[ редактировать ]

Когда капсула МА-5 достигла станции Кантон-Айленд , Mercury Control поняла, что система ориентации неисправна. Металлическая стружка в топливопроводе привела одного из подруливающих устройств, к отказу вращающихся по часовой стрелке. Неисправный двигатель позволил космическому кораблю отклониться от нормального положения. Этот дрейф заставил автоматическую систему стабилизации и управления скорректировать положение космического корабля. Космический корабль вернется в нормальное орбитальное положение 34 °, и последовательность действий начнется заново. Космический корабль повторил этот процесс дрейфа и коррекции девять раз перед повторным запуском. Он сделал это еще раз между повторным запуском и получением светового телеметрического сигнала 0,05 г (0,49 м/с²). Остальные двигатели использовали 9,5 фунтов (4,3 кг) топлива, чтобы поддерживать правильное выравнивание космического корабля во время второго витка. Каждая потеря ориентации стоила более 1 фунта (0,45 кг) топлива по сравнению с расходом всего на первой орбите всего 1,5 фунта (0,68 кг).

Помимо проблем с ориентацией, во время второго витка начались проблемы с системой экологического контроля. Температура в контуре диванного костюма быстро выросла с 65 до 80 ° F (от 18 до 27 ° C). Это было признаком того, что теплообменник замерз. Повышение температуры костюма привело к повышению температуры тела Эноса до 99 ° F (37 ° C), а затем до 100 ° F (38 ° C). Медицинские наблюдатели начали беспокоиться о состоянии шимпанзе. При температуре 100,5 ° F (38,1 ° C) температура его тела стабилизировалась. Это свидетельствовало о том, что экологическая система снова начала функционировать. Система охлаждения, казалось, исправилась сама собой, но проблемы с ориентацией продолжались.

Когда космический корабль приблизился к Гавайям на своей второй витке, медицинские наблюдатели разрешили Эносу продолжить полет на третью витку. Однако команда инженеров была обеспокоена тем, что застрявший двигатель вызвал высокий расход топлива, поэтому они посоветовали прекратить полет до того, как в капсуле закончится газ для управления ориентацией.

Руководитель полета Кристофер Крафт предупредил диспетчеров на Гавайях, чтобы они были готовы запустить дополнительный огонь, чтобы в случае необходимости сбить космический корабль в Тихом океане. Он также предупредил диспетчеров в Пойнт-Аргуэлло , Калифорния, чтобы они были готовы начать повторный огонь, когда МА-5 пройдет над их позицией. Он позволил космическому кораблю продолжить работу на своей обычной позиции на второй орбите возле Калифорнии. За двенадцать секунд до того, как была достигнута точка ретростарта для нормальной точки основного восстановления на второй орбите в Атлантике, Крафт решил вернуть Энос на Землю. Арнольд Олдрич, главный диспетчер полета в Пойнт-Аргуэлло, выполнил команду.

В начале входа в атмосферу произошла еще одна экскурсия по управлению ориентацией; после этого остальная часть входа и восстановления прошла без происшествий. Эсминцы USS Stormes и USS Compton , а также самолет P5M ждали космический корабль на станции 8, предполагаемой точке приземления. Через три часа и 13 минут после запуска и за девять минут до приводнения самолет заметил космический корабль на высоте 5000 футов (1500 м), спускающийся на основном парашюте, примерно в 250 милях к югу от Бермудских островов. Информация была передана Стормсу и Комптону , которые находились на расстоянии 30 миль (48 км). Все средства восстановления космического корабля работали, за исключением маяка САРА . Во время снижения самолет продолжал кружить и сообщать о событиях приземления. Он оставался в этом районе до прибытия Стормса , через час и 15 минут после приземления. Стормс поднял на борт Эноса и его космический корабль. На палубе «Штормса» взрывом взорвался люк МА-5. Его освободили снаружи капсулы, потянув за шнур. В результате взрыва люка «картинное» окно космического корабля треснуло.

Пост-лендинг

[ редактировать ]
Космический корабль «Меркурий № 9», использованный в миссии «Меркурий-Атлас 5», выставлен в Музее жизни и науки в Дареме, Северная Каролина . [3]

Было обнаружено, что космический корабль и Энос пережили миссию в хорошем состоянии, хотя шимпанзе удалил из своего тела все медицинские электроды и устройство для сбора мочи.

4 ноября 1962 года Энос умер от дизентерии, вызванной шигеллезом , устойчивым к антибиотикам того времени. Перед смертью он находился под постоянным наблюдением в течение двух месяцев. Патологоанатомы из Холломана сообщили, что они не обнаружили никаких симптомов, которые могли бы быть отнесены или связаны с его космическим полетом год назад.

Космический корабль «Меркурий» и ракета-носитель «Атлас» теперь были пригодны для доставки человека на орбиту.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макдауэлл, Джонатан. «САТКАТ» . Космические страницы Джонатана . Проверено 23 марта 2014 г.
  2. ^ Свенсон-младший, Лойд С.; Гримвуд, Джеймс М.; Александр, Чарльз К. (1989). Вудс, Дэвид; Гэмбл, Крис (ред.). Этот новый океан: история проекта «Меркурий» . НАСА . СП-4201. Архивировано из оригинала 13 июля 2009 года . Проверено 12 августа 2009 г.
  3. ^ «Страница отображения космического корабля «Меркурий № 9» на веб-сайте «Путеводитель по американским космическим кораблям»» . Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года.

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2325ba3810811ecd447f38ea0b47aad9__1714305120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/d9/2325ba3810811ecd447f38ea0b47aad9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mercury-Atlas 5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)