Титан 23G
![]() Первый Titan 23G перед запуском | |
Функция | Одноразовая пусковая система |
---|---|
Производитель | Мартин Мариетта / Локхид Мартин |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Размер | |
Высота | 31,4 м (103 фута) |
Диаметр | 3,05 м (10,0 футов) |
Масса | 117 020 кг (257 980 фунтов) |
Этапы | Два или Три |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 3600 кг (7900 фунтов) |
Полезная нагрузка на Polar LEO | |
Масса | 2177 кг (4799 фунтов) |
Полезная нагрузка для HCO | |
Масса | 227 кг (500 фунтов) |
Связанные ракеты | |
Семья | Титан |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | Ванденберг , SLC-4W |
Всего запусков | 13 |
Успех(а) | 12 |
Неисправность(и) | 1 |
Первый полет | 5 сентября 1988 г. |
Последний рейс | 18 октября 2003 г. |
Тип пассажиров/груза | Клементина QuickSCAT |
Первый этап | |
Питаться от | ЛР-87 (один двигатель с двумя камерами сгорания) |
Максимальная тяга | 1900 кН (430 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 258 секунд |
Время горения | 156 секунд |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Второй этап | |
Питаться от | 1 ЛР-91 |
Максимальная тяга | 445 кН (100 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 316 секунд |
Время горения | 180 секунд |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Третья ступень (Опционально) – Star-37XFP-ISS. | |
Питаться от | 1 сплошной |
Максимальная тяга | 38,03 кН (8550 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 290 секунд |
Время горения | 67 секунд |
Порох | Твердый |
Третья ступень (Опционально) – Звезда-37С. | |
Питаться от | 1 сплошной |
Удельный импульс | 287 секунд |
Порох | Твердый |
Titan 23G , Titan II(23)G , Titan 2(23)G или Titan II SLV — американская одноразовая пусковая система, созданная на основе LGM-25C Titan II межконтинентальной баллистической ракеты . Списанные ракеты Titan II были переоборудованы компанией Martin Marietta , в которую объединилась компания Glenn L. Martin Company , построившая оригинальный Titan II. Он использовался для перевозки полезной нагрузки для ВВС США (USAF), НАСА и Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Тринадцать ракет были запущены с космодрома 4W (SLC-4W) на базе ВВС Ванденберг в период с 1988 по 2003 год. [1]
Ракеты Титан 23G состояли из двух ступеней, сжигающих жидкое топливо . Первая ступень приводилась в движение одним двигателем Aerojet LR87 с двумя камерами сгорания и соплами, а вторая ступень приводилась в движение двигателем LR91 . В некоторых полетах космический корабль включал в себя ударный двигатель, обычно Star-37XFP-ISS ; однако Звезда-37С . применялась и [1]
Контракт на переоборудование четырнадцати ракет Titan II в конфигурацию Titan 23G был заключен с Мартином Мариеттой в январе 1986 года. Первый запуск произошел 5 сентября 1988 года с секретной полезной нагрузкой для Национального разведывательного управления США . Было запущено тринадцать, четырнадцатый отправился в Музей авиации Эвергрин . [2] Последний полет произошел 17 октября 2003 года со спутником оборонной метеорологической спутниковой программы (DMSP). [3]
В ходе ремонта носовая конструкция второй ступени была модифицирована за счет добавления узла крепления полезной нагрузки к ракете и установки обтекателя полезной нагрузки для ее защиты во время запуска. Двигатели были отремонтированы, а системы наведения и управления ракет модернизированы компанией Delco Electronics .
Бывшая площадка Titan IIIB в Ванденберге, SLC-4W, была модифицирована для размещения Titan 23G и использовалась для всех тринадцати запусков.
История запуска
[ редактировать ]Все пуски ракет Titan II(23)G проводились с космодрома 4W (SLC-4W) на авиабазе Ванденберг .
Дата/время (UTC) | Серийный номер | Третий этап | Полезная нагрузка | Исход | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Ракета | Этапы | |||||
5 сентября 1988 г. 09:25 | Г-1 | Б-98/56 | Никто | США-32 ( Берни ) | Успех | |
6 сентября 1989 г. 01:48 | Г-2 | Б-75/99 | Никто | США-45 ( Берни ) | Успех | Космический корабль вышел из строя сразу после запуска |
25 апреля 1992 г. 08:53 | Г-3 | Б-102 | Никто | США-81 ( Берни ) | Успех | |
5 октября 1993 г. 17:56 | Г-5 | Б-65 | Звезда-37XFP-МКС [4] | Ландсат 6 | Отказ | Авария «Звезды-37», космический корабль не вышел на орбиту [5] |
25 января 1994 г. 16:34 | G-11 | Б-89/67 | Никто | Клементина ДСПСЕ-ОДИН [6] | Успех | |
4 апреля 1997 г. 16:47 | Г-6 | Б-106 | Звезда-37С-МКС [7] | США-131 ( ДМСП-5Д2 Ф-14) | Успех | |
13 мая 1998 г. 15:52:04 | G-12 | Б-84/80 | Звезда-37XFP-МКС [4] | НОАА-15 (НОАА-К) | Успех | В комплекте бак окислителя (N 2 O 4 ) от Titan II B-72. |
20 июня 1999 г. 02:15:00 | G-7 | Б-99/75 | Никто | QuikSCAT | Успех | |
12 декабря 1999 г. 17:36:01 | G-8 | Б-94/44 | Звезда-37XFP-МКС [4] | США-147 ( ДМСП-5Д3 Ф-15) | Успех | |
21 сентября 2000 г. 10:22 | Г-13 | Б-96/39 | Звезда-37XFP-МКС [4] | НОАА-16 (НОАА-Л) | Успех | |
24 июня 2002 г. 18:23:04 | G-14 | Б-71/72 | Звезда-37XFP-МКС [4] | НОАА-17 (НОАА-М) | Успех | Входит окислитель ( N 2 O 4 ) бак из Титана II Б-92 |
6 января 2003 г. 14:19 | Г-4 | Б-105 | Никто | Кориолис | Успех | |
18 октября 2003 г. 16:17 | G-9 | Б-107 | Звезда-37XFP-МКС [4] | США-172 ( ДМСП-5Д3 Ф-16) | Успех | Финальный запуск Титана II |
Четырнадцатая ракета, G-10, созданная на базе Titan II B-108, но включавшая кислородный бак от B-80, не была запущена и хранится в Музее авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминвилле, штат Орегон . Остальные 42 ракеты Titan II хранились на авиабазе Дэвис-Монтан, большая часть из которых была разобрана на утилизацию. Четыре были переданы в музеи.
- Титан-23Г01 с США-32 (Берни)
- Титан-23G05 со спутником Landsat 6
- Титан-23Г11 с Клементиной
- Титан-23Г06 с ДМСП-5Д2 Ф-14
- Титан-23Г12 с NOAA-15
- Титан-23Г07 с QuickSCAT
- Титан-23Г08 с ДМСП-5Д3 Ф-15
- Титан-23Г13 с НОАА-16
- Титан-23Г14 с NOAA-17
- Титан-23Г04 с Кориолисом
- Титан-23Г09 с ДМСП-5Д3 Ф-16
- Титан-II Б-108 в 1988 году стал запасным по программе Титан-23Г10.
- Титан-23G10 в Музее авиации и космонавтики Evergreen
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Кребс, Гюнтер. «Титан-2» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 апреля 2009 г.
- ^ Кайл, Эд (14 апреля 2009 г.). «Технический паспорт Титана 23G» . Отчет о космическом запуске. Архивировано из оригинала 21 марта 2022 г. Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Титан» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 августа 2008 года . Проверено 29 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кребс, Гюнтер Дирк. «Титан-2(23)Г Звезда-37ХФП-МКС (Титан-2Г Звезда-37ХФП-МКС)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Лэндсат 6» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 21 июня 2002 года . Проверено 24 января 2014 г.
- ^ Кребс, Гюнтер Дирк. «ДСПСЕ-ИСА» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Кребс, Гюнтер Дирк. «Титан-2(23)Г Звезда-37С-МКС (Титан-2Г Звезда-37С-МКС)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 11 июня 2024 г.