Jump to content

Протон-К

Запуск корабля «Протон-К» с модулем «Звезда» Международной космической станции.
Функция Тяжелая ракета-носитель
Производитель Хруничев
Страна происхождения СССР
Россия
Размер
Высота 50 метров (160 футов)
Диаметр 7,4 метра (24 фута)
Этапы 3 или 4
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса 19760 кг (43560 фунтов)
Рекорд: 22 776 кг (50 212 фунтов) со Звездой . [1]
Связанные ракеты
Семья Универсальная ракета
Производная работа Протон-М
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов Байконур Участки 81 и 200
Всего запусков 310
Успех(а) 275 ( 89%)
Неисправность(и) 24
Частичный отказ(ы) 11
Первый полет 10 марта 1967 г. [2]
Последний рейс 30 марта 2012 г.
Первый этап
Высота 21,2 метра (70 футов)
Диаметр 7,4 метра (24 фута)
Пустая масса 31 100 кг (68 600 фунтов)
Полная масса 450 510 кг (993 200 фунтов)
Питаться от 6 РД-253-14Д48
Максимальная тяга 10 470 килоньютонов (2 350 000 фунтов силы )
Удельный импульс 316 секунд
Время горения 124 секунды
Порох N 2 O 4 / НДМГ
Вторая ступень – 8С811К
Высота 14 метров (46 футов)
Диаметр 4,15 метра (13,6 футов)
Пустая масса 11715 кг (25827 фунтов)
Полная масса 167 828 кг (369 997 фунтов)
Питаться от 4 РД-0210
Максимальная тяга 2399 килоньютонов (539 000 фунтов силы )
Удельный импульс 327 сек.
Время горения 206 секунд
Порох N 2 O 4 /НДМГ
Третий этап
Высота 6,5 метра (21 фут)
Диаметр 4,15 метра (13,6 футов)
Пустая масса 4185 кг (9226 фунтов)
Полная масса 50 747 кг (111 878 фунтов)
Питаться от 1 РД-0212
Максимальная тяга 613,8 килоньютона (138 000 фунтов силы )
Удельный импульс 325 секунд
Время горения 238 секунд
Порох N 2 O 4 /НДМГ

« Протон -К» , также обозначавшийся «Протон 8К82К» по индексу ГРАУ или СЛ-12 по номеру модели 8К82К , был российской, ранее советской созданной ракетой-носителем, на основе более раннего «Протона» . Он был построен Хруничевым и запущен с площадок 81 и 200 на космодроме Байконур в Казахстане .

Первый полет корабля «Союз 7К-Л1» состоялся 10 марта 1967 года в рамках программы «Зонд» . Во время так называемой лунной гонки эти полеты «Протон/Союз/Зонд» представляли собой несколько испытательных полетов беспилотных космических кораблей «Союз» на высокоэллиптические или окололунные орбиты с нереализованной целью высадки советских космонавтов на Луну .

Он был выведен из эксплуатации в пользу модернизированного «Протона-М» , 310-й и последний запуск которого состоялся 30 марта 2012 года.

Описание автомобиля

[ редактировать ]

Базовая ракета «Протон-К» представляла собой трехступенчатую ракету. Тридцать из них были запущены в этой конфигурации, с полезной нагрузкой, включающей все советские «Салют» космические станции , все модули «Мир» , за исключением стыковочного модуля , который был запущен на американском космическом корабле «Шаттл» , а также модули «Заря » и «Звезда» Международного космического корабля. Станция . Он предназначался для запуска пилотируемого космического корабля ТКС Челомея , и до отмены программы удалось совершить четыре испытательных полета без экипажа. Челомея, ЛКС Он предназначался и для 20-тонного космического самолета который так и не был реализован.

Ранние схемы запуска «Протона-К» с 1965 по 1971 год.

Как и другие представители семейства универсальных ракет , «Протон-К» питался несимметричным диметилгидразином и четырехокисью азота . Это было гиперголическое топливо, которое сгорало при контакте, исключая необходимость в системе зажигания, и могло храниться при температуре окружающей среды. Это позволяет избежать необходимости в компонентах, устойчивых к низким температурам, и позволяет ракете оставаться на площадке полностью заправленной топливом в течение длительного периода времени. Напротив, криогенное топливо потребовало бы периодической дозаправки топлива по мере его выкипания. Однако топливо, использованное на «Протоне», было коррозионным и токсичным и требовало особого обращения. Правительство России оплатило очистку остатков топлива в отработавших ступенях, которые влияют на дальность полета.

Компоненты «Протона» собирались на подмосковных заводах, а затем доставлялись по железной дороге на точку окончательной сборки возле площадки. Первая ступень «Протона-К» состояла из центрального бака окислителя и шести выносных топливных баков. Она отделилась как единое целое от второй ступени, которая крепилась с помощью промежуточной решетчатой ​​конструкции. Вторая ступень загорелась до отделения первой ступени, а верхняя часть первой ступени была изолирована, чтобы гарантировать сохранение структурной целостности до отделения.

На первой ступени использовались шесть двигателей РД-253 конструкции Валентина Глушко . РД-253 является однокамерным двигателем и использует ступенчатый цикл сгорания . Система наведения первой ступени была разомкнутой, что требовало наличия в резерве значительного количества топлива.

Третья ступень имела двигатель РД-0210 и четыре нониусных сопла, с общими системами. Верньеры обеспечивали рулевое управление, устраняя необходимость в подвеске главного двигателя. Они также способствовали отделению ступеней и действовали как двигатели незаполненного объема . Воздуховоды, встроенные в конструкцию, направляли выхлопные газы перед разделением ступеней. Система наведения третьей ступени также использовалась для управления первой и второй ступенями в начале полета.

Во многих запусках использовалась верхняя ступень для вывода полезной нагрузки на более высокую орбиту. Разгонные блоки «Блок Д» использовались в сорока полетах, большинство из которых были выполнены по программам «Луна» и «Зонд» . Десять полетов использовали Блок Д-1 , в основном для запуска космических кораблей к Венере . Разгонные блоки «Блок Д-2» использовались трижды — с кораблями «Фобос-1» , «Фобос-2» и «Марс-96» . Разгонный блок « Блок ДМ» использовался при 66 пусках. Наиболее часто используемым разгонным блоком был « Блок ДМ-2» , который использовался в 109 полетах, в основном со спутниками ГЛОНАСС и «Радуга» . В пятнадцати запусках использовалась модернизированная ступень Блока ДМ-2М , в основном со спутниками «Экспресс» , однако другие спутники, в том числе Eutelsat компании SESAT 1 , также использовали эту конфигурацию. Два спутника «Аракс» были запущены с использованием блока ДМ-5 разгонных блоков . Блок DM1 , коммерческая версия DM-2, использовался для запуска Inmarsat-3 F2 . Разгонный блок Block DM2 использовался для запуска трех групп по семь спутников Iridium , включая Iridium 33 . Эта конфигурация также использовалась для запуска Интеграл для Европейского космического агентства . Ступени блока DM3 использовались при двадцати пяти запусках, почти исключительно с коммерческими спутниками. Telstar 5 был запущен с блоком DM4 . Разгонный блок « Бриз -М» использовался для четырех пусков; три с полезной нагрузкой для правительства России и один коммерческий запуск с GE-9 для GE Americom . [3] Сообщалось, что в одном запуске использовалась верхняя ступень блока DM-3 , однако это могло быть ошибкой отчета, и неясно, действительно ли в этом запуске использовались DM-3, DM3 или DM-2.

Список запусков

[ редактировать ]

Из-за поспешной разработки ракета-носитель «Протон К» поначалу имела низкий уровень успеха. Однако проблемы были устранены, и она стала одной из наиболее широко используемых тяжелых ракет-носителей.

Сбои запуска

[ редактировать ]
Источник [4]
Номер рейса Дата (UMC) Модель автомобиля Полезная нагрузка Масса полезной нагрузки, кг Орбита (предполагаемая) Орбита (фактическая) Примечания
7 27 сентября 1967 г. Протон К/Д Zond 5375 Луна ? Один двигатель первой ступени не запустился при взлете из-за резиновой заглушки, случайно оставленной внутри при сборке, что привело к постепенному выходу из строя управления во время подъема. Команда на отключение была подана в Т+97 секунд, и ракета-носитель упала на дальнюю дистанцию, но система аварийного выхода из строя (LES) вытащила спускаемый модуль Зонда в безопасное место.
8 22 ноября 1967 г. Протон К/Д Zond 5375 Луна нет Один двигатель второй ступени не загорелся на этапе включения. Остальные три двигателя были автоматически отключены, и ракета-носитель упала на дальнюю дистанцию. И снова LES увел капсулу в безопасное место. Причиной был установлен преждевременный выброс топлива во вторую ступень, что привело к перегреву и отказу двигателя.
10 22 апреля 1968 г. Протон К/Д Zond 5375 Луна ? Неисправность в LES случайно отключила вторую ступень в Т+260 секунд и вызвала прерывание. Капсула была успешно восстановлена.
14 20 января 1969 г. Протон К/Д Zond 5375 Луна нет Отказ турбонасоса второй ступени на Т+313 секунд. LES снова поднял капсулу Зонда в безопасное место.
15 19 февраля 1969 г. Протон К/Д Менеджер зондов 2718 Луна нет Обтекатель полезной нагрузки рухнул на Т+51 секунде. Летающие обломки разорвали первую ступень и вызвали возгорание вытекшего топлива при контакте с выхлопными газами двигателя, что привело к взрыву ракеты-носителя.
16 27 марта 1969 г. Протон К/Д Марсианский зонд 4650 гелиоцентрический ? Отказ турбонасоса третьей ступени на Т+438 секунд. В горах Алтая разбились разгонные блоки и полезная нагрузка.
17 2 апреля 1969 г. Протон К/Д Марсианский зонд 4650 гелиоцентрический ? Пожар в одном из двигателей первой ступени привел к почти немедленной потере управления при старте. Ракета-носитель достигла высоты 300 метров и начала горизонтальный полет до того, как была дана команда на отключение, в результате чего она погрузилась носом вперед в землю. Персонал стартового комплекса не смог покинуть космодром Байконур из-за того, что один выход был заблокирован уцелевшей второй ступенью, а другой - большой лужей четырехокиси азота. У них не было другого выбора, кроме как оставаться там до тех пор, пока не пойдет дождь и не смоет пролитое топливо.
18 14 июня 1969 г. Протон К/Д Менеджер зондов 2718 Луна ? Ступень «Блок Д» не загорелась, и зонд снова вошел в атмосферу.
18 23 сентября 1969 г. Протон К/Д Менеджер зондов ? Луна ? Неисправность клапана Блок Д LOX. Зонд оставался на низкой околоземной орбите до возвращения.
18 22 октября 1969 г. Протон К/Д Менеджер зондов ? Луна ? Неисправность управления Блоком Д. Зонду не удалось покинуть НОО.
23 28 ноября 1969 г. Протон К/Д Soyuz ? ? ? Неисправность датчика давления привела к отключению первой ступени при Т+128 секундах.
24 6 февраля 1970 г. Протон К/Д Офицер 5600 Луна нет В Т+128,3 с система безопасности полета автоматически отключила двигатель первой ступени из-за ложного срабатывания манометра.
30 10 мая 1971 г. Протон К/Д Kosmos 419 4650 гелиоцентрический ЛЕО Программатор полета блока D запрограммирован неправильно, что привело к невозможности выполнения второго включения или отделения полезной нагрузки. Сообщается, что время пребывания между ожогами было установлено на 1,5 года вместо 1,5 часов.
36 29 июля 1972 г. Протон К ДОС-2 18000 ЛЕО нет На Т+181,9д отказала система стабилизации второй ступени из-за замыкания в каналах тангажа и рыскания автоматизированной системы стабилизации.
53 16 октября 1975 г. Протон К/Д Офицер ? Луна ЛЕО Выход из строя подкачивающего насоса окислителя четвертой ступени.
62 4 августа 1977 г. Протон К не берет ? ЛЕО нет При Т+41,1 с вышел из строя узел рулевого управления двигателем первой ступени, что привело к потере устойчивости и автоматическому прекращению тяги при Т+53,7 с.
66 27 мая 1978 г. Протон К/ДМ Экран 1970 ГЕО нет Потеря устойчивости автомобиля на Т+87 с из-за ошибки в блоке управления двигателем первой ступени №2. Неисправность связана с утечкой топлива в моторном отсеке второй ступени, что привело к перегреву тросов управления.
68 17 августа 1978 г. Протон К/ДМ Экран 1970 ГЕО нет Потеря устойчивости на Т+259,1 с привела к прекращению полета. Утечка горячего газа из двигателя второй ступени из-за неисправности пломбы манометра привела к выходу из строя электроблока автоматической стабилизации.
71 17 октября 1978 г. Протон К/ДМ Экран 1970 ГЕО нет При Т+235,62 с произошла остановка двигателя второй ступени с потерей устойчивости из-за воспламенения части турбины в газовом тракте турбонасоса с последующим разрушением газоприемника и выбросом горячего воздуха во вторую хвостовую часть.
72 19 декабря 1978 г. Протон К/ДМ Gorizont 1 1970 ГЕО ГЕО , наклонение 11,0 Блок DM был смещен из-за инжекции на ГСО, в результате чего орбита оказалась некруглой с углом 11 град. наклон
95 22 июля 1982 г. Протон К/ДМ Экран 1970 ГЕО нет У двигателя № 5 первой ступени произошел отказ гидропривода кардана из-за динамического возбуждения на Т+45 с. Команда автоматического прекращения полета. Это будет последняя неисправность первой ступени «Протона» до 2013 года.
100 24 декабря 1982 г. Протон К/ДМ Raduga 1965 ГЕО нет Отказ второй ступени Т+230 секунд из-за высокочастотной вибрации.
144 29 ноября 1986 г. Протон К Raduga 1965 нет Отказ управления второй ступенью из-за отделения электрического реле от вибрации.
145 30 января 1987 г. Протон К/ДМ-2 Kosmos-1817 1965 неправильный Лев Четвертая ступень не запустилась из-за неисправности компонентов системы управления.
148 24 апреля 1987 г. Протон К/ДМ-2 Космос 1838-1840 ( Глонасс ) 3x1260 МОЙ ЛЕО Четвертая ступень досрочно отключилась и не смогла перезапуститься. В системе управления произошел сбой из-за производственного брака прибора.
158 18 января 1988 г. Протон К/ДМ-2 Gorizont 2500 ГЕО нет Отказ двигателя третьей ступени из-за разрушения топливопровода, ведущего к смесителю.
159 17 февраля 1988 г. Протон К/ДМ-2 Космос 1917-1919 ( Глонасс ) 3x1260 МЭО , наклонение 64,8 нет Отказ двигателя четвертой ступени из-за высокой температуры камеры сгорания, вызванной попаданием посторонних частиц из бака с топливом.
187 9 августа 1990 г. Протон К/ДМ-2 Экран М ? ГЕО нет Остановка двигателя второй ступени из-за прекращения подачи окислителя из-за засора топливопровода протирочной тряпкой.
212 27 мая 1993 г. Протон К/ДМ-2 Gorizont 2500 ГЕО нет Двигатели второй и третьей ступеней получили множественные прогары камер сгорания из-за загрязнения топлива.
237 19 февраля 1996 г. Протон К/ДМ-2 Raduga 33 1965 ГТО нет Ступень блока ДМ-2 отказала при розжиге второго горения. Предполагаемыми причинами были выход из строя трубчатого соединения, что могло вызвать утечку топлива, или возможное загрязнение системы гиперголического запуска.
243 16 ноября 1996 г. Протон К/Д-2 Марс 96 6825 гелиоцентрический слишком низкий Лев Двигатель четвертой ступени блока Д-2 не смог повторно запуститься и вывести космический корабль на желаемую переходную орбиту; Инжекционный ожог не вывел космический корабль с околоземной орбиты. Космический корабль и верхняя ступень вернулись в атмосферу через несколько часов. Первопричину не удалось определить из-за отсутствия телеметрического покрытия, но предполагаемой причиной был отказ космического корабля Марс 96, который управлял ступенью Блока D, или плохая интеграция между космическим кораблем и ступенью.
252 24 декабря 1997 г. Протон К/ДМ3 ПАС-22 3410 ГТО наклонный ГТО Блок ДМ отключился досрочно из-за неправильного покрытия уплотнения турбонасоса, в результате чего космический корабль остался на геостационарной переходной орбите с большим наклонением. Заказчик объявил космический корабль полной гибелью и получил страховую выплату. Однако Хьюз спас космический корабль, используя двигатели космического корабля, чтобы поднять апогей орбиты и выполнить два обхода Луны, которые снизили наклонение и подняли перигей. Затем «Апогей» был понижен для достижения геостационарной орбиты с наклоном 8 градусов. Космический корабль стал доступен для ограниченного использования.
265 5 июля 1999 г. Proton K/Briz-M Raduga 1-5 1965 ГТО нет Первый полет разгонного блока «Бриз-М» . Загрязнения из-за дефекта сварки турбонасоса вызвали возгорание двигателя № 3 второй ступени, разрушив заднюю часть ступени.
268 27 октября 1999 г. Протон К/ДМ-2 Экспресс 1А 2600 ГЕО нет Загрязнение твердыми частицами привело к возгоранию выхлопного тракта турбины двигателя № 1 второй ступени на Т+223 с, что привело к быстрой остановке ступени. Эту и предыдущую аварию в июле объяснили плохим качеством изготовления на Воронежском моторном заводе. Оба двигателя входили в одну партию, выпущенную в 1993 году, в период, когда производство значительно сократилось.
295 26 ноября 2002 г. Протон К/ДМ3 Астра 1К 2250 ГТО нет Неисправный клапан привел к скоплению излишков топлива в главном двигателе Блока ДМ на этапе выбега на парковочную орбиту после первого сгорания. Двигатель был разрушен.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Zvezda Service Module" . Khrunichev . Retrieved June 11, 2017 .
  2. ^ Макдауэлл, Джонатан. «Протон» . База данных орбитальных и суборбитальных запусков . Космическая страница Джонатана. Архивировано из оригинала 5 сентября 2004 г. Проверено 5 марта 2009 г.
  3. ^ Кребс, Гюнтер. «Протон» . Космическая страница Гюнтера.
  4. ^ Международный справочный справочник по системам космического запуска, четвертое издание, стр. 308-314, ISBN   1-56347-591-X
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 162253cd6fa8efd6b9ea9e5691d266f0__1716549780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/f0/162253cd6fa8efd6b9ea9e5691d266f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proton-K - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)