Ариана 2
В этой статье о ракете указана грузоподъемность , но не указаны высота или наклонение орбиты , что сильно влияет на грузоподъемность. |
Функция | Средняя ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Аэрокосмическая промышленность для ЕКА и Arianespace |
Размер | |
Высота | 49,13 м (161,2 фута) |
Диаметр | 3,8 м (12 футов) |
Масса | 215 000 кг (474 000 фунтов) [1] |
Этапы | 3 |
Емкость | |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса | 2175 кг (4795 фунтов) [2] |
Связанные ракеты | |
Семья | Ариана |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | Гвианский космический центр ELA-1 |
Всего запусков | 6 [2] |
Успех(а) | 5 |
Неисправность(и) | 1 |
Первый полет | 31 мая 1986 г. |
Последний рейс | 2 апреля 1989 г. |
Тип пассажиров/груза | Теле-Х ТВ-САТ 1 |
Первая ступень – Л-140 [3] | |
Высота | 19,09 м (62,6 футов) |
Диаметр | 3,80 м (12,5 футов) |
Полная масса | 165,89 тонн (182,86 тонн) |
Питаться от | Викинг 5Б |
Максимальная тяга | 2580 кН (580 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 2376 Н-с/кг (242,3 с) |
Время горения | 138 с |
Порох | УХ 25 / Н 2 О 4 |
Вторая ступень – Л-33 [3] | |
Высота | 11,47 м (37,6 футов) |
Диаметр | 2,60 м (8 футов 6 дюймов) |
Полная масса | 39,41 тонны (43,44 тонны) |
Питаться от | Викинг 4Б |
Максимальная тяга | 784,8 кН (176 400 фунтов силы ) (вакуум) |
Удельный импульс | 2851 Н-с/кг (290,7 с) |
Время горения | 128,9 с |
Порох | УХ 25 / Н 2 О 4 |
Третий этап – Н-10 [3] | |
Высота | 9,89 м (32,4 фута) |
Диаметр | 2,60 м (8 футов 6 дюймов) |
Полная масса | 12,74 тонны (14,04 тонны) |
Питаться от | ХМ7Б |
Максимальная тяга | 64,2 кН (14 400 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 4336 Н-с/кг (442,1 с) |
Время горения | 729 с |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Часть серии о |
Частный космический полет |
---|
![]() |
Активные компании |
|
Активные транспортные средства |
Контракты и программы |
Связанный |
Ariane 2 — европейская одноразовая космическая ракета-носитель , эксплуатировавшаяся Европейским космическим агентством (ESA) в период с 1986 по 1989 год как часть Ariane семейства ракет . Основным производителем Ariane 2 была компания Aérospatiale , а ведущим агентством по ее разработке — Национальный центр космических исследований (CNES), космическое агентство французского правительства. [4]
Разработка Ariane 2 была одобрена в июле 1979 года, за несколько месяцев до первого полета Ariane 1 . Опираясь на дизайн и инфраструктуру Ariane 1, новая пусковая установка разрабатывалась одновременно с Ariane 3 , с которой она имела большую часть своей конструкции. Он представлял собой усовершенствованную версию Ariane 1, а не замену, но был способен поднимать еще более тяжелые полезные нагрузки на геостационарную переходную орбиту (GTO). Разработанный в основном за два года, Ariane 2 совершил свой первый полет 31 мая 1986 года, фактически летая после своего брата Ariane 3. За время своего короткого срока службы (последний запуск Ariane 2 состоялся 2 апреля 1989 года) семейство Ariane становилось все более коммерчески конкурентоспособным и к концу 1980-х годов стало ведущей на рынке тяжелой ракетой-носителем в мире.
Разработка
[ редактировать ]В 1973 году одиннадцать стран решили продолжить совместное сотрудничество в области исследования космоса и сформировали новую общенациональную организацию для выполнения этой миссии — Европейское космическое агентство. [5] Шесть лет спустя, в декабре 1979 года, появление работоспособной европейской одноразовой стартовой системы ознаменовалось «Ариан-1» успешным запуском первой ракеты-носителя из Гвианского космического центра в Куру , Французская Гвиана. [6] Вскоре Ariane 1 стала считаться мощной и конкурентоспособной ракетой-носителем по сравнению с конкурирующими платформами, предлагаемыми Советским Союзом и Соединенными Штатами. [7] Однако еще до ввода ракеты-носителя в эксплуатацию существовало сильное желание быстро создать улучшенные варианты, которые могли бы выдерживать даже большую полезную нагрузку, чем Ariane 1. Эти желания привели к созданию как Ariane 2, так и Ariane 3 . [8]
Хотя эта инициатива была впервые предложена в 1978 году, еще до первого полета Ariane 1, разрешение на начало первого этапа разработки не было получено до июля 1979 года. [9] Основная часть опытно-конструкторских работ по новой ракете-носителю велась между 1980 и 1982 годами. Ariane 2 была разработана для удовлетворения будущего спроса на доставку двухтонной полезной нагрузки на геостационарную переходную орбиту (GTO). [9] По словам историка аэрокосмической отрасли Брайана Харви, несмотря на принятую последовательность нумерации, Ariane 3 был прямым преемником Ariane 1, а не Ariane 2, как можно было логически предположить. [9] Основным агентством, стоящим за разработкой Ariane 2, был Национальный центр космических исследований (CNES), а ведущей компанией по его производству был французский производитель аэрокосмической техники Aérospatiale . [10]
Чтобы снизить затраты, CNES распорядился, чтобы в усовершенствованиях ракеты-носителя можно было использовать только проверенные технологии; фактически бюджет на проведение новой серии испытаний не был предусмотрен. Кроме того, было ограничено использование существующей стартовой площадки и погрузочно-разгрузочных средств, созданных для Ariane 1, и не допускалось переоснащение производственной линии Ariane. [9] Однако одним из новых объектов инфраструктуры, который был разрешен, было создание оборудования слежения в Кот-д'Ивуаре ; существующая инфраструктура, базирующаяся в Бразилии, используемая Ariane 1, была менее подходящей из-за повышенных характеристик Ariane 2, у которого был другой профиль набора высоты, чем у его предшественника. [11] Повышение производительности было достигнуто несколькими различными способами, такими как удлиненные топливные баки третьей ступени, позволяющие вмещать на 30 процентов больше топлива, повышенное давление сгорания в нескольких ступенях, новая конструкция межбакового пространства, которая поддерживала добавление твердотопливных ускорителей, а также внедрение новая топливная смесь. [12]
Доработанный Ariane 2 во многом идентичен своему брату Ariane 3 , единственным существенным отличием является отсутствие дополнительных твердотопливных ракетных ускорителей , что дало Ariane 3 более высокую грузоподъемность при большей удельной стоимости. [4] Грузоподъемность Ariane 2 на геостационарной переходной орбите (GTO) составляла 2175 кг (4795 фунтов), что превышало грузоподъемность предыдущего Ariane 1.
История запуска
[ редактировать ]Первый полет Ariane 2 состоялся 31 мая 1986 года, во время которого он доставил на борт спутник Intelsat VA F-14 . Однако на третьей ступени произошло частичное зажигание, за которым последовало еще одно зажигание при давлении выше номинального, что привело к отказу двигателя. Поскольку верхняя ступень Ariane 2 использовалась совместно с другими ракетами Ariane, все полеты были приостановлены до 16 сентября 1987 года. В результате расследования нарушений зажигания было решено, что установка более мощных воспламенителей в достаточной степени решит проблему. [13] Несмотря на этот инцидент, надежность семейства Ariane означала, что затраты на страхование пусковой установки снизились до тех пор, пока они не стали меньше, чем у конкурирующих американских пусковых установок. [14] На протяжении 1980-х годов платформа становилась все более конкурентоспособной на мировой арене. [14]
После его повторного внедрения было проведено еще пять запусков Ariane 2, все из которых оказались успешными. Последний запуск Ariane 2 произошел 2 апреля 1989 года, в результате чего Tele-X был успешно выведен на орбиту. [2] По словам Харви, семейство Ariane стало доминирующей серией ракет-носителей на мировом рынке еще в 1986 году. [7] Еще до первого полета Ariane 2 семье удалось захватить большую часть мирового рынка ракет-носителей. [14] Несмотря на относительный успех, «Ариан-2» был быстро заменен еще более мощным «Ариан-4» , в результате чего ракета-носитель провела лишь сравнительно небольшое количество запусков. [15]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Харви 2003, с. 518.
- ^ Jump up to: а б с Кребс, Гюнтер. «Ариан-2» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ариана, Дизайн(1)» . b14643.de . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Харви 2003, с. 515.
- ^ Харви 2003, стр. 161-162.
- ^ Харви 2003, с. 169.
- ^ Jump up to: а б Харви 2003, с. 172.
- ^ Харви 2003, стр. 172-174.
- ^ Jump up to: а б с д Харви 2003, с. 174.
- ^ Харви 2003, с. 214.
- ^ Харви 2003, с. 215.
- ^ Харви 2003, стр. 214-215.
- ^ Харланд, Дэвид М.; Лоренц, Ральф Д. (2005). Отказы космических систем — катастрофы и спасение спутников, ракет и космических зондов . Берлин, Гейдельберг, Нью-Йорк: Praxis Publishing (Springer). п. 50. ISBN 0387215190 .
- ^ Jump up to: а б с Харви 2003, с. 176.
- ^ «Ариана 1-3» . Арианское наследие . Арианспейс . Проверено 13 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Харви, Брайан. Европейская космическая программа: до Арианы и за ее пределами. Springer Science & Business Media, 2003. ISBN 1-8523-3722-2 .