Jump to content

Ракета-носитель полярных спутников

Ракета-носитель полярных спутников
PSLV-C35 на SDSC FLP
Функция Пусковая система средней грузоподъёмности
Производитель ИСРО
Страна происхождения Индия
Стоимость за запуск вон 130 крор (что эквивалентно 153 крорам вон или 18 миллионам долларов США в 2023 году)
- вон 200 крор (что эквивалентно 235 крорам вон или 28 миллионам долларов США в 2023 году) [1]
Размер
Высота 44 м (144 футов)
Диаметр 2,8 м (9 футов 2 дюйма)
Масса PSLV-G: 295 000 кг (650 000 фунтов)
PSLV-CA: 230 000 кг (510 000 фунтов)
PSLV-XL: 320 000 кг (710 000 фунтов) [2]
Этапы 4
Емкость
Полезная нагрузка на НОО (200 км при наклоне 30°)
Масса
  • G: 3200 кг (7100 фунтов)
  • Калифорния: 2100 кг (4600 фунтов)
  • XL: 3800 кг (8400 фунтов)
[3] [4]
Полезная нагрузка на SSO (круг 620 км)
Масса
  • G: 1600 кг (3500 фунтов)
  • Калифорния: 1100 кг (2400 фунтов)
  • XL: 1750 кг (3860 фунтов)
[3] [2] [5]
Полезная нагрузка на Суб-ГТО (284×20650 км)
Масса 1425 кг (3142 фунта)
(ПСЛВ-XL) [2] [5]
Полезная нагрузка для GTO
Масса
  • G: 1150 кг (2540 фунтов)
  • XL: 1300 кг (2900 фунтов)
[3] [6]
Связанные ракеты
Сопоставимый Вега , Нури
История запуска
Статус Активный
Запуск сайтов Космический центр Сатиш Дхаван
Всего запусков 60
Успех(а) 57
Неисправность(и) 2
Частичный отказ(ы) 1
Первый полет
  • PSLV-G: 20 сентября 1993 г.
  • PSLV-CA: 23 апреля 2007 г.
  • PSLV-XL: 22 октября 2008 г.
  • PSLV-DL: 24 января 2019 г.
  • PSLV-QL: 1 апреля 2019 г.
Последний рейс
  • PSLV-G: 26 сентября 2016 г.
  • PSLV-CA: 30 июля 2023 г.
  • PSLV-XL: 2 сентября 2023 г.
  • PSLV-DL: 1 января 2024 г.
  • PSLV-QL: 11 декабря 2019 г.
Тип пассажиров/груза
Бустеры (ПСЛВ-Г) – S9
Нет бустеров 6
Максимальная тяга 510 кН (110 000 фунтов силы )
Удельный импульс 262 с (2,57 км/с)
Время горения 44 с
Порох ПВТПБ
Бустеры (PSLV-XL/QL/DL) – S12
Нет бустеров 6 (XL)
4 (Квалификация)
2 (ДЛ)
Высота 12 м (39 футов) [7]
Диаметр 1 м (3 фута 3 дюйма)
Пороховая масса 12 200 кг (26 900 фунтов) каждый
Питаться от выключенный
Максимальная тяга 703,5 кН (158 200 фунтов силы ) [8]
Общая тяга 4221 кН (949 000 фунтов силы ) (XL)
2814 кН (633000 фунтов силы ) (QL)
1407 кН (316000 фунтов силы ) (DL)
Удельный импульс 262 с (2,57 км/с)
Время горения 70 с
Порох ПВТПБ
Первый этап
Высота 20 м (66 футов) [7]
Диаметр 2,8 м (9 футов 2 дюйма)
Пороховая масса 138 200 кг (304 700 фунтов) каждый [7] [2]
Питаться от S139
Максимальная тяга 4846,9 кН (1089600 фунтов силы ) [8]
Удельный импульс 237 с (2,32 км/с) ( уровень моря )
269 ​​с (2,64 км/с) ( вакуум )
Время горения 110 с
Порох ПВТПБ
Второй этап
Высота 12,8 м (42 фута) [7]
Диаметр 2,8 м (9 футов 2 дюйма)
Пороховая масса 42000 кг (93000 фунтов) каждый [7]
Питаться от 1 Викас
Максимальная тяга 803,7 кН (180 700 фунтов силы ) [8]
Удельный импульс 293 с (2,87 км/с)
Время горения 133 с
Порох N 2 O 4 / НДМГ
Третий этап
Высота 3,6 м (12 футов) [7]
Диаметр 2 м (6 футов 7 дюймов)
Пороховая масса 7600 кг (16800 фунтов) каждый [7]
Питаться от С-7 [9]
Максимальная тяга 250 кН (56 000 фунтов силы )
Удельный импульс 295 с (2,89 км/с)
Время горения 113,5 с [10]
Порох ПВТПБ
Четвертый этап
Высота 3 м (9,8 футов) [7]
Диаметр 1,3 м (4 фута 3 дюйма)
Пороховая масса 2500 кг (5500 фунтов) каждый [7]
Питаться от 2 х Л-2-5 [9]
Максимальная тяга 14,66 кН (3300 фунтов силы ) [8]
Удельный импульс 308 с (3,02 км/с)
Время горения 525 с
Порох ММХ / МОЙ

Ракета -носитель для полярных спутников ( PSLV ) — это одноразовая ракета-носитель средней грузоподъемности, разработанная и эксплуатируемая Индийской организацией космических исследований (ISRO). Он был разработан, чтобы позволить Индии запускать свои дистанционного зондирования (IRS) индийские спутники на солнечно-синхронные орбиты - услуга, которая до появления PSLV в 1993 году была коммерчески доступна только в России. PSLV также может запускать спутники небольшого размера на геостационарную переходную орбиту (GTO). [11]

Некоторые примечательные полезные нагрузки, запущенные PSLV, включают первый индийский лунный зонд Chandrayaan-1 , первую индийскую межпланетную миссию , Mars Orbiter Mission (Mangalyaan), первую индийскую космическую обсерваторию Astrosat и первую индийскую солнечную миссию Aditya -L1 . [2]

PSLV завоевала авторитет как ведущий поставщик услуг совместного использования небольших спутников благодаря многочисленным кампаниям по развертыванию нескольких спутников со вспомогательной полезной нагрузкой, обычно совместно с индийской основной полезной нагрузкой. [12] По состоянию на июнь 2022 года PSLV запустила 345 иностранных спутников из 36 стран. [13] Наиболее примечательным среди них стал запуск PSLV-C37 15 февраля 2017 года, в результате которого на солнечно-синхронной орбите было успешно развернуто 104 спутника, что утроило предыдущий рекорд России по наибольшему количеству спутников, отправленных в космос за один запуск. [14] [15] до 24 января 2021 года, когда SpaceX запустила миссию Transporter-1 на ракете Falcon 9, выведя на орбиту 143 спутника. [16]

Полезные нагрузки могут быть интегрированы в тандемную конфигурацию с использованием адаптера двойного запуска. [17] [18] Полезная нагрузка меньшего размера также размещается на палубе оборудования и в специальных адаптерах полезной нагрузки. [19]

Разработка

[ редактировать ]
PSLV-C11 страпон

Исследования группы планирования PSLV под руководством С. Сринивасана по разработке корабля, способного доставить 600-килограммовую полезную нагрузку на солнечно-синхронную орбиту высотой 550 км от SHAR, начались в 1978 году. [20] [21] Среди 35 предложенных конфигураций были выбраны четыре; к ноябрю 1980 года была создана конфигурация корабля с двумя подвесками на основном ускорителе (S80) с загрузкой твердого топлива по 80 тонн каждая, жидкостной ступенью с загрузкой твердого топлива 30 тонн (L30) и разгонным блоком под названием «Система Перигей-Апогей» ( PAS) рассматривался. [22] [23] [24] [25]

уверенность в разработке космического корабля дистанционного зондирования К 1981 году с запуском Bhaskara-1 возросла , а цели проекта PSLV были обновлены, чтобы позволить аппарату доставлять полезную нагрузку массой 1000 кг на расстояние 900 км SSO . По мере закрепления технологии ракетного двигателя «Викинг» была выбрана новая более легкая конфигурация с включением ступени с жидкостным двигателем. [26] В июле 1982 года было одобрено финансирование окончательной конструкции, в которой в качестве первой ступени использовалась одна большая твердотельная активная зона S125 с шестью 9-тонными подвесками (S9), заимствованными из первой ступени SLV-3 , второй ступенью, работающей на жидком топливе (L33), и двумя твердые верхние ступени (S7 и S2). Эта конфигурация нуждалась в дальнейшем совершенствовании, чтобы соответствовать требованиям к точности выведения на орбиту спутников IRS, и, следовательно, твердотельная концевая ступень (S2) была заменена ступенью с жидкостным топливом, питаемой под давлением (L1.8 или LUS). ) с двумя двигателями, заимствованными из двигателей управления по крену первой ступени. Помимо повышения точности, жидкостная верхняя ступень также компенсирует любые отклонения в характеристиках твердой третьей ступени. Окончательная конфигурация PSLV-D1 для полета в 1993 году была (6 × S9 + S125) + L37.5 + S7 + L2. [23] [24]

Инерциальные навигационные системы разработаны подразделением инерциальных систем ISRO (IISU) в Тируванантапураме . Жидкостная двигательная установка для второй и четвертой ступеней PSLV, а также системы управления реакцией (RCS) разработаны Центром жидкостных двигательных систем (LPSC) в Валиамале недалеко от Тируванантапурама , Керала . Твердотопливные двигатели обрабатываются в Космическом центре Сатиш Дхаван (SHAR) в Шрихарикоте , штат Андхра-Прадеш , который также выполняет операции по запуску.

PSLV был впервые запущен 20 сентября 1993 года. [27] [28] Первая и вторая ступени работали, как и ожидалось, но проблема с ориентацией привела к столкновению второй и третьей ступеней при разделении, и полезная нагрузка не смогла выйти на орбиту. [29] После этой первоначальной неудачи PSLV успешно завершил свою вторую миссию в 1994 году. [30] Четвертый запуск PSLV потерпел частичную неудачу в 1997 году, в результате чего его полезная нагрузка оказалась на орбите ниже запланированной. В ноябре 2014 года PSLV запускался 34 раза без дальнейших сбоев. [31] (Хотя запуск 41: август 2017 г. PSLV-C39 оказался неудачным. [2] )

PSLV продолжает поддерживать запуски индийских и зарубежных спутников, особенно спутников на низкой околоземной орбите (LEO). В каждой последующей версии он претерпел несколько улучшений, особенно в отношении тяги, эффективности и веса. В ноябре 2013 года он использовался для запуска миссии Mars Orbiter , первого межпланетного зонда Индии. [32]

В июне 2018 года Кабинет министров Союза одобрил 6 131 крор фунтов стерлингов (что эквивалентно 72 миллиардам фунтов стерлингов или 860 миллионам долларов США в 2023 году) на 30 эксплуатационных полетов PSLV, которые планируется провести в период с 2019 по 2024 год. [33]

ISRO работает над передачей производства и эксплуатации PSLV частной промышленности через совместное предприятие. [34] 16 августа 2019 года NewSpace India Limited объявила тендер на производство PSLV исключительно частными предприятиями. [35] [36] 5 сентября 2022 года NewSpace India Limited подписала контракт с Hindustan Aeronautics Limited и конгломератом Larsen & Toubro, возглавлявшим конгломерат, на производство пяти ракет-носителей PSLV-XL после того, как они выиграли конкурсные торги. По этому контракту они должны поставить свой первый PSLV-XL в течение 24 месяцев, а остальные четыре машины — каждые шесть месяцев. [37] [38] [39]

Описание автомобиля

[ редактировать ]

PSLV имеет четыре ступени, в которых попеременно используются твердотельные и жидкостные двигательные установки.

Первый этап (ПС1)

[ редактировать ]
Первая ступень PSLV-C44 внутри башни мобильной связи.

Первая ступень, один из крупнейших твердотопливных ракетных ускорителей в мире, несет 138 т (136 длинных тонн; 152 коротких тонны) топлива с полибутадиеном с концевыми гидроксильными группами (HTPB) и развивает максимальную тягу около 4800 кН (1100000 фунтов). е ). Корпус двигателя диаметром 2,8 м (9 футов 2 дюйма) изготовлен из мартенситностареющей стали и имеет пустую массу 30 200 кг (66 600 фунтов). [9]

Управление по тангажу и рысканию во время полета первой ступени обеспечивается системой вторичного управления вектором тяги впрыска (SITVC), которая впрыскивает водный раствор в перхлората стронция выхлопную систему S139 , выходящую из кольца из 24 впрыскивающих отверстий, для создания асимметричной тяги. Раствор хранится в двух цилиндрических алюминиевых резервуарах, прикрепленных к активной зоне твердотопливного двигателя и находящихся под давлением азота . Под этими двумя баками SITVC также прикреплены модули Roll Control Thruster (RCT) с небольшим двухкомпонентным жидкостным двигателем (MMH/MON). [28]

На PSLV-G и PSLV-XL тяга первой ступени увеличивается за счет шести навесных твердотопливных ускорителей . Четыре ракеты-носителя зажигаются с земли, а остальные два зажигаются через 25 секунд после запуска. Твердотопливные ускорители несут 9 т (8,9 длинных тонн; 9,9 коротких тонн) или 12 т (12 длинных тонн; 13 коротких тонн) (для конфигурации PSLV-XL) топлива и производят 510 кН (110 000 фунтов силы ) и 719 кН (162 000 фунтов). f ) тяга соответственно. Два накладных ускорителя оснащены системой SITVC для дополнительного контроля ориентации. [9] PSLV-CA не использует накладные усилители.

Отделению первой ступени способствуют четыре пары ретро-ракет, установленных в межступенчатом пространстве (1/2L). Во время подготовки эти восемь ракет помогают оттолкнуть отработавшую ступень от второй ступени. [40]

Второй этап (PS2)

[ редактировать ]
Вторая ступень PSLV-C50 с двигателем Vikas

Вторая ступень приводится в движение одним двигателем Vikas и несет 41,5 т (40,8 длинных тонн; 45,7 коротких тонн) на Земле жидкого топлива, пригодного для хранения : несимметричный диметилгидразин (НДМГ) в качестве топлива и тетроксид азота (N 2 O 4 ) в качестве окислителя. два танка, разделенные общей переборкой. [28] Он создает максимальную тягу 800 кН (180 000 фунтов силы ). Двигатель закреплен на подвесе (±4°) в двух плоскостях для обеспечения управления по тангажу и рысканью с помощью двух приводов, а управление по крену обеспечивается двигателем управления реакцией горячего газа (HRCM), который выбрасывает горячие газы, отводимые от газогенератора двигателя Vikas. [41]

На промежуточной ступени (1/2U) PS2 имеются две пары ракет незаполненного объема для поддержания положительного ускорения во время включения PS1/PS2, а также две пары ретро-ракет, помогающих отталкивать отработанную ступень во время включения PS2/PS3. [40]

Вторая ступень также несет некоторое количество воды в тороидальном резервуаре внизу. [42] Распыление воды используется для охлаждения горячих газов из газогенератора Vikas примерно до 600 °C перед входом в турбонасос. Топливо и водяные баки второй ступени находятся под давлением гелия . [43] [44] [45]

Третий этап (PS3)

[ редактировать ]
Третья и четвертая ступени PSLV-C45

Третья ступень использует 7,6 т (7,5 длинных тонн; 8,4 коротких тонны) твердого топлива HTPB и обеспечивает максимальную тягу 250 кН (56 000 фунтов- силу ). Продолжительность его горения составляет 113,5 секунды. Он имеет кевларового корпус из полиамидного волокна и погружное сопло, оснащенное карданным соплом с гибким подшипником и уплотнением с вектором тяги ± 2 ° для управления по тангажу и рысканию. Управление по крену обеспечивается системой управления реакцией четвертой ступени (RCS) на этапе тяги, а также на этапе комбинированного движения по инерции, при котором сгоревший PS3 остается прикрепленным к PS4. [9] [10]

Четвертый этап (PS4)

[ редактировать ]

Четвертая ступень оснащена сдвоенными двигателями с рекуперативным охлаждением. [46] сжигание монометилгидразина (ММГ) и смешанных оксидов азота (МОН). Каждый двигатель с питанием под давлением создает тягу 7,4 кН (1700 фунтов силы ) и имеет подвес на подвесе (±3°) для обеспечения управления по тангажу, рысканию и крену во время полета с двигателем. Управление ориентацией на прибрежной фазе обеспечивается шестью подруливающими устройствами RCS 50N. [47] Сцена находится под давлением гелия. [48] и несет от 1600 кг (3500 фунтов) до 2500 кг (5500 фунтов) топлива в зависимости от требований миссии. PS4 имеет три варианта L1.6, L2.0 и L2.5 в зависимости от емкости топливного бака. [49] [50]

В миссии PSLV-C29/TeLEOS-1 четвертая ступень впервые продемонстрировала возможность повторного запуска, которая использовалась во многих последующих полетах для развертывания полезной нагрузки на нескольких орбитах в рамках одной кампании. [51]

В качестве меры по предотвращению образования космического мусора четвертая ступень PSLV пассивируется путем стравливания давления и паров топлива после достижения основных целей миссии. Такая пассивация предотвращает любую непреднамеренную фрагментацию или взрыв из-за накопленной внутренней энергии. [52] [53] [54]

Ожидается, что сопло из ниобиевого сплава, используемое в сдвоенных двигателях четвертой ступени, будет заменено более легким из карбида кремния с покрытием углеродно-углеродным расходящимся соплом . Новое сопло прошло горячие испытания на объектах IPRC в Махендрагири в марте и апреле 2024 года. Эта замена должна увеличить грузоподъемность PSLV на 15 кг (33 фунта). [55]

ISRO успешно завершила 665-секундное горячее испытание напечатанного на 3D-принтере двигателя PS4, изготовленного Wipro 3D посредством селективного лазерного плавления . В ходе этого процесса было удалено в общей сложности 19 сварных соединений, а 14 компонентов двигателя были уменьшены до одной детали. Это сэкономило 60% времени производства и резко снизило количество сырья, используемого на двигатель, с 565 кг до 13,7 кг металлического порошка. [56]

PS4 stage as orbital platform

[ редактировать ]

PS4 поддерживает размещенные полезные нагрузки, такие как AAM, на PSLV-C8, [42] Рубин 9.1 / Рубин 9.2 на PSLV-C14 [57] и mRESINS на PSLV-C21. [58] Но теперь PS4 расширяется, чтобы служить орбитальной платформой на длительный срок после завершения основной миссии. Орбитальная платформа PS4 (PS4-OP) будет иметь собственный источник питания, пакет телеметрии, хранилище данных и систему контроля ориентации размещенной полезной нагрузки. [59] [60] [61]

В PSLV-C37 и PSLV-C38 : кампаниях [62] в качестве демонстрационной PS4 сохранялась в рабочем состоянии и контролировалась на протяжении более десяти витков после доставки космического корабля. [63] [64] [65]

PSLV-C44 была первой кампанией, в которой PS4 на короткое время функционировала как независимая орбитальная платформа, поскольку на борту не было мощностей по выработке электроэнергии. [66] В качестве фиксированной полезной нагрузки он нес KalamSAT-V2, кубсат высотой 1U от Space Kidz India на основе Interorbital Systems . комплекта [67] [68]

В кампании PSLV-C45 четвертая ступень имела собственную возможность выработки электроэнергии, поскольку она была дополнена массивом фиксированных солнечных элементов вокруг топливного бака PS4. [69] Тремя полезными нагрузками, размещенными на PS4-OP, были усовершенствованный анализатор потенциала замедления для исследований ионосферы (ARIS 101F) от IIST , [70] экспериментальная полезная нагрузка AIS от ISRO и AISAT от Satellize . [71] Чтобы функционировать в качестве орбитальной платформы, четвертая ступень была переведена в режим стабилизации вращения с помощью двигателей RCS. [72]

В кампании PSLV-C53 PS4-OP упоминается как орбитальный экспериментальный модуль PSLV (POEM) и на нем размещается шесть полезных нагрузок. POEM была первой орбитальной платформой на базе четвертой ступени PSLV, которая была активно стабилизирована с помощью двигателей на холодном газе на основе гелия после основной миссии и пассивации ступени. [73] [74] [75] [76]

PS4 on RLV-OREX

[ редактировать ]

Программа демонстрации технологий многоразовых ракет-носителей представляет собой проект прототипа космического самолета , который в настоящее время находится на стадии разработки ISRO. Планируется использовать GSLV, модифицированный путем замены криогенного разгонного блока (CUS) на PS-4, поскольку РЛВ не потребует избыточной тяги. созданный CUS. [77] [78]

Обтекатель полезной нагрузки

[ редактировать ]
Тепловой экран PSLV в Аэрокосмическом музее HAL , Бангалор .

Обтекатель полезной нагрузки PSLV, также называемый его «Тепловым щитом», состоит из конической верхней части со сферическим носовым колпаком, цилиндрической средней части и нижней хвостовой части. При весе 1182 кг (2606 фунтов) он имеет диаметр 3,2 метра и высоту 8,3 метра. [79] Он имеет конструкцию Isogrid и изготовлен из алюминиевого сплава 7075 со стальной носовой крышкой толщиной 3 мм. [80] [81] Две половины обтекателя разделяются с помощью системы сброса на основе пиротехнического устройства, состоящей из механизмов горизонтального и бокового разделения. [82] Для защиты космического корабля от повреждений из-за чрезмерных акустических нагрузок во время запуска внутренняя часть теплозащитного экрана облицована акустическими одеялами. [28]

Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4
Подача СИТВК Подвес двигателя Сопло гибкое Подвес двигателя
рыскание СИТВК Подвес двигателя Сопло гибкое Подвес двигателя
Рулон RCT и SITVC в 2 PSOM Двигатель управления реакцией горячего газа HRCM PS4 RCS PS4 RCS

Варианты

[ редактировать ]

ISRO предусмотрела несколько вариантов PSLV для удовлетворения различных требований миссии. В настоящее время существуют две рабочие версии PSLV — с одним сердечником (PSLV-CA) без навесных двигателей и версия (PSLV-XL) с шестью навесными двигателями увеличенной длины (XL), перевозящими 12 тонн HTPB. на основе пороха каждый. [83] Эти конфигурации обеспечивают широкий диапазон полезной нагрузки: до 3800 кг (8400 фунтов) на околоземной орбите и до 1800 кг (4000 фунтов) на солнечно-синхронной орбите.

Стандартная или «универсальная» версия PSLV, PSLV-G, имела четыре ступени с поочередным твердотопливным и жидкостным двигательными установками и шесть навесных двигателей (PSOM или S9) с 9-тонной топливной загрузкой. Он имел возможность вывести 1678 кг (3699 фунтов) на солнечно-синхронную орбиту на высоту 622 км (386 миль). PSLV-C35 стал последним оперативным запуском PSLV-G перед его снятием с производства. [84] [85] [86]

Премьера модели PSLV -CA (CA означает «Core Alone») состоялась 23 апреля 2007 года. Модель CA не включает в себя шесть навесных ускорителей, используемых в стандартном варианте PSLV, но два бака SITVC с модулями подруливающих устройств Roll Control все еще прикреплены к борт первой ступени с добавлением двух цилиндрических аэродинамических стабилизаторов. [49] [86] Четвертая ступень варианта CA имеет на 400 кг (880 фунтов) меньше топлива по сравнению со стандартной версией. [49] В настоящее время он способен вывести 1100 кг (2400 фунтов) на солнечно-синхронную орбиту на расстояние 622 км (386 миль) . [87]

PSLV-XL — это модернизированная версия ракеты-носителя для полярных спутников в стандартной конфигурации, усиленная более мощными удлиненными навесными ускорителями с 12-тонной топливной загрузкой. [49] При взлете машина массой 320 т (310 длинных тонн; 350 коротких тонн) оснащена навесными двигателями большего размера (PSOM-XL или S12) для достижения более высокой грузоподъемности. [88] 29 декабря 2005 года ISRO успешно испытала улучшенную версию накладного ускорителя для PSLV. [89] Первым использованием PSLV-XL стал запуск Chandrayaan-1 с помощью PSLV-C11. Грузоподъемность этого варианта составляет 1800 кг (4000 фунтов) на солнечно-синхронной орбите. [87]

Вариант PSLV-DL имеет только два навесных ускорителя с 12-тонной пороховой нагрузкой на них. PSLV-C44, состоявшийся 24 января 2019 года, стал первым полетом с использованием варианта ракеты-носителя для полярных спутников PSLV-DL. [90] [91] Он способен вывести 1257 кг (2771 фунт) на солнечно-синхронную орбиту на расстояние 600 км (370 миль). [5]

PSLV-C45 взлетает

Вариант PSLV-QL имеет четыре подвесных ускорителя с наземной подсветкой, каждый по 12 тонн топлива. PSLV-C45 1 апреля 2019 года стал первым полетом PSLV-QL. [92] Он способен вывести 1523 кг (3358 фунтов) на солнечно-синхронную орбиту на расстояние 600 км (370 миль). [5]

ПСЛВ-3С (концепт)

[ редактировать ]

PSLV-3S был задуман как трехступенчатая версия PSLV с шестью навесными ускорителями и удаленной второй жидкостной ступенью. Ожидается, что общая стартовая масса PSLV-3S составит 175 тонн и сможет вывести 500 кг на низкую околоземную орбиту высотой 550 км . [87] [93] [94] [95] [96]

PSLV-HP (концепция)

[ редактировать ]

PSLV-HP задуман как более мощный вариант варианта PSLV-XL. Он заменил двигатель Vikas второй ступени на двигатель Vikas с высокой тягой (HTVE), а также некоторые модернизации систем третьего и четвертого этапов. [97]

Запустить профиль

[ редактировать ]

PSLV-XL:

  • PS1 воспламеняется при Т+0, обеспечивая   тягу 4846 кН.
  • В течение Т+1 на земле загораются 4 из 6 ускорителей, каждый из которых создает тягу 703 кН. Суммарная тяга 7658   кН создается совместным движением ПСОМ и ПС1.
  • Примерно в Т+23/26 оставшиеся 2 неосвещенных ускорителя включаются с воздушным освещением, обеспечивая максимальную тягу ракеты.
  • В Т+1:10 первые четыре PSOM, освещенные землей, израсходовали топливо и теперь отделяются и падают в океан. Остальные 2 PSOM и PS1 продолжают гореть.
  • В Т+1:35 оставшиеся 2 PSOM завершают свое 70-секундное горение и отделяются, оставляя ракету в конфигурации «только ядро».
  • В Т+1:50 PS1 завершила 110-секундное горение, отделилась, и двигатель Vikas внутри PS2 загорелся.
  • Вторая ступень горит около 130 секунд и примерно через Т+4 минуты вторая ступень отключается и отделяется.
  • Третья ступень, представляющая собой твердотопливный ракетный ускоритель, горит 80 секунд, а затем оставшееся время движется по инерции, и примерно через Т + 8/10 минут она отделяется, и 4-я ступень зажигается, чтобы дать ракете последний толчок на орбиту.
  • Горение четвертой ступени сильно варьируется и зависит от массы и количества полезной нагрузки и обычно длится около 500 секунд. Четвертая ступень может отключиться примерно через Т+16/18 минут, после чего начнется развертывание полезной нагрузки .

[98] [99] [100]

Статистика запуска

[ редактировать ]

По состоянию на 1 января 2024 г. PSLV произвел 60 запусков, из которых 57 успешно вышли на запланированные орбиты, два полных отказа и один частичный отказ, что дает уровень успеха 95% (или 97%, включая частичный отказ). [101] Все запуски осуществлялись с космодрома Сатиш Дхаван, известного до 2002 года как полигон Шрихарикота (SHAR).

Статус запуска системы
  Ушедший на пенсию
Вариант Запускает Успехи Неудачи Частичные отказы
PSLV-G (Стандартный) 12 10 1 1
PSLV-CA (только ядро) 17 17 0 0
PSLV-XL (расширенный) [2] 25 24 1 0
PSLV-DL [2] 4 4 0 0
PSLV-QL [2] 2 2 0 0
Итого на январь 2024 г. [102] 60 57 2 1
Десятилетний обзор запусков PSLV
Десятилетие Успешный Частичный успех Отказ Общий
1990-е годы 3 1 1 5
2000-е 11 0 0 11
2010-е годы 33 0 1 34
2020-е годы 10 0 0 10
Общий 57 1 2 60

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ИЗЛИШКИ РАКЕТНЫХ МОТОРОВ: Цена продажи потенциально влияет на Министерство обороны и поставщиков коммерческих запусков» . gao.gov . Счетная палата правительства США. 16 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 года . Проверено 2 мая 2018 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Ракета-носитель полярных спутников» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Доступ в космос» (PDF) . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2010 года . Проверено 8 марта 2017 г.
  4. ^ «Отчет об идентификации и анализе совместимости пусковой установки Galileo Galilei (GG)» (PDF) . 8 июня 2009 г. с. 27. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2015 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д «Ракета-носитель полярных спутников (PSLV)» . Архивировано из оригинала 26 января 2022 года . Проверено 27 января 2022 г.
  6. ^ «ПСЛВ» . Отчет о космическом запуске . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 17 декабря 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Брошюра PSLV-C37» . ИСРО. Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 5 июня 2017 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д «PSLV_C41_Брошюра» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и «Информация о ракете-носителе PSLV» . Космический полет 101. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «PSLV-C25: корабль, запустивший индийский марсианский орбитальный аппарат» (PDF) . Современная наука . 25 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2015 г.
  11. ^ «Добро пожаловать в ISRO :: Ракеты-носители» . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
  12. ^ Фауст, Джефф (23 июня 2017 г.). «Спрос на райдшеринг растет, несмотря на развитие малых ракет-носителей» . Космические новости . Проверено 23 июня 2017 г.
  13. ^ Теджонмаям, У (11 декабря 2019 г.). «PSLV-C48 успешно осуществил запуск RISAT-2BRI, 9 зарубежных спутников» . Таймс оф Индия . Проверено 11 декабря 2019 г.
  14. ^ Барри, Эллен (15 февраля 2017 г.). «Индия запустила 104 спутника с помощью одной ракеты, ускоряя космическую гонку» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
  15. ^ «Рекордный запуск спутников ISRO: 10 главных фактов» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
  16. ^ Уоттлс, Джеки (24 января 2021 г.). «SpaceX запустила 143 спутника на одной ракете в рамках рекордной миссии» . CNN . Архивировано из оригинала 24 января 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
  17. ^ «PSLV C35/Scatsat-1 с адаптером двойного запуска» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
  18. ^ Конг, Индийская наука (5 января 2016 г.). «Вот второй выпуск официального информационного бюллетеня #103ISC, подготовленный студентами и исследователями факультета журналистики. 2/2 @PIB_Indiapic.twitter.com/mLq9CZnY5T» . @103ISC . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
  19. ^ Аиша Назир (ноябрь 2018 г.). «Исследование пусковой установки PSLV-C37, проведенное ISRO» (PDF) . Международный журнал науки и исследований (IJSR) . 7 (11) . Проверено 13 мая 2023 г.
  20. ^ Готовы к огню: как мы с Индией пережили дело шпионажа ISRO . Издательство Блумсбери. 2018. с. 203.
  21. ^ От рыбацкой деревушки до Красной планеты . ИСРО. п. 173.
  22. ^ «Индийские амбиции в космосе заоблачны» . Новый учёный. 22 января 1981 г. с. 215. Архивировано из оригинала 10 октября 2022 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Рао, П.В. Моноранджан; Радхакришнан, Парамасваран (2012). Краткая история ракетной техники в ISRO . Ориент Блэксван. п. 215. ИСБН  978-8173717642 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Рао, П.В. Маноранджан, изд. (2015). «2.6 PSLV: Рабочая лошадка ISRO Н. Нараянамурти». От рыбацкой деревушки до красной планеты . Харперколлины. ISBN  978-9351776895 .
  25. ^ Радж, Гопал (2000). «8. PSLV: Достижение возможности оперативного запуска». Достигните звезд: эволюция ракетной программы Индии . Викинг. ISBN  978-0670899500 . Примерно год спустя было внесено важное изменение: твердая четвертая ступень была заменена жидкостной. Это изменение считалось необходимым, поскольку точность, с которой спутники IRS должны были быть выведены на орбиту — в пределах 15 км по высоте орбиты и в пределах 0,1° от желаемого наклонения орбиты — не могла быть достигнута с помощью твердой ступени.
  26. ^ Готовы к огню: как мы с Индией пережили дело о шпионаже ISRO . Издательство Блумсбери. 2018. С. 207–208.
  27. ^ «ПСЛВ-ИСРО» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 9 февраля 2020 года . Проверено 9 марта 2022 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д «Современная наука (том 65 – выпуск 07) PSLV-D1» (PDF) . 10 октября 1993 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2020 г. . Проверено 20 декабря 2019 г.
  29. ^ «Индия (Пусковые установки)» . Энциклопедия космических аппаратов. Архивировано из оригинала 20 мая 2016 года . Проверено 12 ноября 2014 г.
  30. ^ «ПСЛВ (1)» . Космическая страница Гюнтера. Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 12 ноября 2014 г.
  31. ^ «ПСЛВ» . Космическая страница Гюнтера . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 12 ноября 2014 г.
  32. ^ «ISRO — миссия орбитального корабля Марса» . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
  33. ^ «Правительство утверждает программы продолжения финансирования PSLV, GSLV стоимостью 10 000 крор рупий» . Экономические времена. 7 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2018 года . Проверено 8 июня 2018 г.
  34. ^ «Пресс-релиз - NSIL подписывает контракт с HAL (ведущим членом консорциума HAL-L&T) на производство 05 номеров PSLV-XL» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2022 года.
  35. ^ Дс, Мадхумати (16 августа 2019 г.). «Подразделение ISRO начинает поиск производителей PSLV» . Индус . ISSN   0971-751X . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
  36. ^ Четан Кумар (27 августа 2021 г.). «Адани, L&T среди тех, кто борется за контракт с PSLV | Новости Индии – Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
  37. ^ «HAL-L&T построит пять ракет PSLV и получит от NSIL сделку на 860 крор рупий» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
  38. ^ «ISRO рассматривает возможность создания СП по производству PSLV; запуск будет приватизирован к 2020 году» . Геопространственный мир. 26 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года . Проверено 26 октября 2017 г.
  39. ^ Четан Кумар (9 апреля 2022 г.). «Hal-l&t выигрывает контракт на 824 крора на изготовление 5 Pslv | Новости Индии — Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б «ПСЛВ-С1» . isro.gov.in. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
  41. ^ «Космическая Индия 1/1990» . isro.gov.in. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
  42. ^ Перейти обратно: а б «Брошюра PSLV C8/AGILE» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  43. ^ Томас, Джордж; Пант, Бхану; Ганесан, Р.; Сингх, СК; Синха, ПП (1999). «Разработка и квалификация газовых баллонов высокого давления из титанового сплава для второй ступени PSLV» . Сотрудничество в космосе . 430 : 559. Бибкод : 1999ESASP.430..559T . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 7 апреля 2021 г.
  44. ^ Шиватану Пиллаи, А. (2004). Представление мощной нации . Издательская компания Тата МакГроу-Хилл. п. 40. ИСБН  978-0070531543 .
  45. ^ «Космическая Индия, январь-март 1990 г.» (PDF) . Апрель 1990 г. Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2021 г. Проверено 8 апреля 2021 г.
  46. ^ «Подсистемы ASACO для космоса» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 16 октября 2018 г.
  47. ^ Рамакришнан, С.; Соманат, С.; Балакришнан, СС (1 января 2002 г.). «Мультиорбитальная миссия PSLV-C3 и возможности будущего запуска». Тезисы IAF : 936. Бибкод : 2002iaf..confE.936R .
  48. ^ «Последние новости тома 14-выпуска 21, фотографии, заголовки последних новостей о томе 14-выпуска 21» . Линия фронта . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 апреля 2021 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д «Технический паспорт PSLV» . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 27 сентября 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  50. ^ «Подписи, Информационный бюллетень Индийского общества дистанционного зондирования - Ахмадабадское отделение. Том: 24, № 2, апрель-июнь 2012 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2021 года . Проверено 31 июля 2023 г. Четвертая ступень имеет три варианта, обозначенных как L1.6, L2.0 и L2.5, в зависимости от загрузки пороха 1,6 т, 2 т и 2,5 т соответственно, необходимой для конкретной миссии.
  51. ^ «ISRO успешно испытала двигатель многократного сжигания топлива во время запуска шести сингапурских спутников» . Архивировано из оригинала 3 мая 2016 года . Проверено 16 декабря 2015 г.
  52. ^ Адимурти, В.; Ганешан, А.С. (февраль 2006 г.). «Меры по борьбе с космическим мусором в Индии» . Акта Астронавтика . 58 (3): 168–174. Бибкод : 2006AcAau..58..168A . дои : 10.1016/j.actaastro.2005.09.002 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 26 декабря 2021 г.
  53. ^ Боннал, К. (1 июня 2007 г.). «Проектирование и эксплуатационная практика пассивации космических аппаратов и ракет-носителей по окончании срока эксплуатации» . Труды Института инженеров-механиков, Часть G: Журнал аэрокосмической техники . 221 (6): 925–931. дои : 10.1243/09544100JAERO231 . ISSN   0954-4100 . S2CID   110656798 .
  54. ^ «Презентация Индии на 47-й сессии Научно-технического подкомитета Комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях, Повестка дня 8 «Деятельность по космическому мусору в Индии» » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  55. ^ «ISRO разрабатывает легкое углеродно-углеродное сопло для ракетных двигателей, увеличивающее грузоподъемность» . www.isro.gov.in. ​Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 года . Проверено 21 апреля 2024 г.
  56. ^ «Благодаря ракетному двигателю, напечатанному на 3D-принтере, Исро добавляет еще одно перышко к шляпе» . Таймс оф Индия . 11 мая 2024 г. ISSN   0971-8257 . Проверено 13 мая 2024 г.
  57. ^ «Брошюра PSLV C14/Oceansat-2» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  58. ^ «Космос-Индия, июль 2012 г. - август 2013 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  59. ^ «Возможности для научных экспериментов на четвертом этапе PSLV Индии» (PDF) . 21 февраля 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  60. ^ «Объявление о возможностях (AO) для орбитальной платформы: путь для орбитальных научных экспериментов» (PDF) . 15 июня 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2020 г. . Проверено 23 февраля 2020 г.
  61. ^ Кумар, Четан (15 июня 2019 г.). «Через два дня после новостей о космической станции Исро призывает к «экспериментам по стыковке» на этапе PSLV-4» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 августа 2019 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  62. ^ «Наблюдения на месте модуляций верхней части ионосферы, вызванных горением ракеты, с использованием полезной нагрузки IDEA на борту уникальной орбитальной экспериментальной платформы (PS4) индийской миссии ракеты-носителя на полярной орбите - ISRO» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 27 июня 2022 г.
  63. ^ «Годовой отчет Департамента космоса за 2017–2018 годы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 февраля 2018 г.
  64. ^ Сингх, Сурендра (16 декабря 2018 г.). «В первую очередь ISRO оживит мертвую ступень ракеты в космосе для экспериментов» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  65. ^ Раджасекхар, Патри (20 июня 2017 г.). «Исро снизить высоту ракеты» . Деканская хроника. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  66. ^ Раджви, Тики (12 января 2019 г.). «Взлет PSLV с дополнительными функциями» . Индус . ISSN   0971-751X . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  67. ^ «PSLV-C44 – ИСРО» . isro.gov.in. ​Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 26 июня 2020 г.
  68. ^ Межорбитальные системы [@interorbital] (25 января 2019 г.). «Поздравляем ISRO и SpaceKidzIndia с выводом CubeSat на орбиту! Студенты модифицировали свой комплект IOS CubeSat, дополнив его собственными экспериментами!» ( Твит ) – через Твиттер .
  69. ^ Кларк, Стивен. «Индийский военный спутник и еще 20 спутников CubeSat для съемки планет, запущенных PSLV» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  70. ^ «Кафедра авионики, Р. Судхаршан Картик, доктор философии (доцент)» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  71. ^ «Эксид Сат-2» . Спутник. Архивировано из оригинала 23 февраля 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
  72. ^ «Возможность научных экспериментов на орбитальной платформе разгонного блока PSLV» (PDF) . 16 июня 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  73. ^ Кумар, Четан (25 июня 2012 г.). «Бангалорская компания Digantara и хайдарабадский стартап Dhruva стали первыми, кто получил разрешение IN-SPACe» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 25 июня 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  74. ^ «Миссия PSLV-C53/DS-EO» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2022 года.
  75. ^ «Новая технология в PSLV-C53» . ЭНАДУ (на телугу). Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 6 июля 2022 г.
  76. ^ Сотрудники News9 (8 сентября 2022 г.). «Хар Гар Тиранга произошла в Антрикше. ISRO действительно подняла индийский флаг в космосе!» . НОВОСТИ9LIVE . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  77. ^ «Миссия по входу в атмосферу RLV для использования GSLV с последней ступенью PSLV; замена шасси и многое другое» . Таймс оф Индия . ISSN   0971-8257 . Проверено 26 июня 2024 г.
  78. ^ «МСН» . www.msn.com . Проверено 26 июня 2024 г.
  79. ^ Сингх, Сатьендра (11 декабря 2019 г.). «IRNSS-1H/PSLV-C39 Эволюция орбиты и анализ повторного входа» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
  80. ^ Рамамурти, В; Раджараджан, С; Рао, Дж. Венкатешвара (октябрь 2001 г.). «Динамические исследования типичного обтекателя полезной нагрузки для различных конфигураций хвостовой части лодки» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2020 года.
  81. ^ Местные разработки материалов для космической программы . 21 августа 2015. Событие происходит на 20 минуте 40 секунде. Архивировано из оригинала 3 декабря 2020 года . Проверено 8 января 2020 г.
  82. ^ Чакраборти, Д; Васанта, С. «Аэродинамическое моделирование отделения теплозащитного экрана на земле» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  83. ^ Субраманиан, Т.С. (15 июля 2011 г.). «PSLV — гордый символ самообеспеченности ISRO» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 16 июля 2011 г.
  84. ^ «Там, где Индия тянется к звездам: внутри Центра Шрихарикота ISRO» . Индостан Таймс. 22 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 г. . Проверено 15 сентября 2018 г. Сегодня PSLV доступен в трех конфигурациях: базовый автомобиль с шестью ремнями, который представляет собой более раннюю версию PSLV (которая скоро будет снята с производства).
  85. ^ «Итоговый бюджет на 2016–2017 годы» (PDF) . Правительство Индии, Департамент космоса. 2016. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2017 года . Проверено 15 сентября 2018 г. В настоящее время работают две версии PSLV, а именно PSLV-XL (с шестью расширенными версиями накладных двигателей) и PSLV Core-onone (без накладных двигателей).
  86. ^ Перейти обратно: а б «2.6 PSLV: Рабочая лошадка ISRO Н. Нараянамурти». От рыбацкой деревушки до Красной планеты: космическое путешествие Индии . Харперколлины. 2015. ISBN  978-9351776895 .
  87. ^ Перейти обратно: а б с «PSLV Индии» (PDF) . www.earth2orbit.com . 15 марта 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2011 г.
  88. ^ PSLV-C11 успешно запускает Chandrayaan-1. Архивировано 25 октября 2008 г. на Wayback Machine.
  89. ^ «Новый твердотопливный двигатель для увеличения возможностей PSLV» . ИСРО. Архивировано из оригинала 17 февраля 2009 года . Проверено 27 апреля 2007 г.
  90. ^ Раджви, Тики. «SLV-C44 стартует с дополнительными функциями» . Архивировано из оригинала 11 января 2019 года . Проверено 11 января 2019 г.
  91. ^ Раджви, Тики (12 января 2019 г.). «Взлет PSLV с дополнительными функциями» . Индус . ISSN   0971-751X . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 12 января 2019 г. .
  92. ^ «Стартовый комплект C45» . ИСРО. Архивировано из оригинала 24 марта 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
  93. ^ «Эволюция индийских технологий ракет-носителей» (PDF) . www.ias.ac.in. ​Индийская академия наук. 25 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2011 г.
  94. ^ «Будущее космического транспорта: С. Соманат» (PDF) . 9 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2018 г.
  95. ^ Мурти, К.Р. Шридхара (9 мая 2009 г.). «Устранение космического мусора – усилия по координации и реализации в Индии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2022 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
  96. ^ «Молодая ракета ISRO для перевозки небольших спутников, скорее всего, взлетит в 2019 году» . Новый Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
  97. ^ Ошибка цитирования: именованная ссылка gunter-pslv был вызван, но так и не был определен (см. страницу справки ).
  98. ^ «Профиль полета – PSLV C40 | Spaceflight101» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
  99. ^ «Профиль полета – PSLV C38 | Spaceflight101» . 23 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 15 февраля 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
  100. ^ «Брошюра PSLV-C24» (PDF) . Исро . Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
  101. ^ «PSLV - Путешествие за пределы синевы! #ISRO #VikatanInfographic» . vikatan.com (на тамильском языке) . Проверено 20 февраля 2017 г.
  102. ^ «Ракета-носитель полярных спутников» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd6b5e410a6098f0b690c0e4558793ca__1722219000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/ca/dd6b5e410a6098f0b690c0e4558793ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polar Satellite Launch Vehicle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)