Ракета-носитель полярных спутников
![]() PSLV-C35 на SDSC FLP | |
Функция | Пусковая система средней грузоподъёмности |
---|---|
Производитель | ИСРО |
Страна происхождения | Индия |
Стоимость за запуск | вон 130 крор (что эквивалентно 153 крорам вон или 18 миллионам долларов США в 2023 году) - вон 200 крор (что эквивалентно 235 крорам вон или 28 миллионам долларов США в 2023 году) [1] |
Размер | |
Высота | 44 м (144 футов) |
Диаметр | 2,8 м (9 футов 2 дюйма) |
Масса | PSLV-G: 295 000 кг (650 000 фунтов) PSLV-CA: 230 000 кг (510 000 фунтов) PSLV-XL: 320 000 кг (710 000 фунтов) [2] |
Этапы | 4 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на НОО (200 км при наклоне 30°) | |
Масса |
|
Полезная нагрузка на SSO (круг 620 км) | |
Масса |
|
Полезная нагрузка на Суб-ГТО (284×20650 км) | |
Масса | 1425 кг (3142 фунта) (ПСЛВ-XL) [2] [5] |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса |
|
Связанные ракеты | |
Сопоставимый | Вега , Нури |
История запуска | |
Статус | Активный |
Запуск сайтов | Космический центр Сатиш Дхаван |
Всего запусков | 60 |
Успех(а) | 57 |
Неисправность(и) | 2 |
Частичный отказ(ы) | 1 |
Первый полет |
|
Последний рейс |
|
Тип пассажиров/груза | |
Бустеры (ПСЛВ-Г) – S9 | |
Нет бустеров | 6 |
Максимальная тяга | 510 кН (110 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 262 с (2,57 км/с) |
Время горения | 44 с |
Порох | ПВТПБ |
Бустеры (PSLV-XL/QL/DL) – S12 | |
Нет бустеров | 6 (XL) 4 (Квалификация) 2 (ДЛ) |
Высота | 12 м (39 футов) [7] |
Диаметр | 1 м (3 фута 3 дюйма) |
Пороховая масса | 12 200 кг (26 900 фунтов) каждый |
Питаться от | выключенный |
Максимальная тяга | 703,5 кН (158 200 фунтов силы ) [8] |
Общая тяга | 4221 кН (949 000 фунтов силы ) (XL) 2814 кН (633000 фунтов силы ) (QL) 1407 кН (316000 фунтов силы ) (DL) |
Удельный импульс | 262 с (2,57 км/с) |
Время горения | 70 с |
Порох | ПВТПБ |
Первый этап | |
Высота | 20 м (66 футов) [7] |
Диаметр | 2,8 м (9 футов 2 дюйма) |
Пороховая масса | 138 200 кг (304 700 фунтов) каждый [7] [2] |
Питаться от | S139 |
Максимальная тяга | 4846,9 кН (1089600 фунтов силы ) [8] |
Удельный импульс | 237 с (2,32 км/с) ( уровень моря ) 269 с (2,64 км/с) ( вакуум ) |
Время горения | 110 с |
Порох | ПВТПБ |
Второй этап | |
Высота | 12,8 м (42 фута) [7] |
Диаметр | 2,8 м (9 футов 2 дюйма) |
Пороховая масса | 42000 кг (93000 фунтов) каждый [7] |
Питаться от | 1 Викас |
Максимальная тяга | 803,7 кН (180 700 фунтов силы ) [8] |
Удельный импульс | 293 с (2,87 км/с) |
Время горения | 133 с |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Третий этап | |
Высота | 3,6 м (12 футов) [7] |
Диаметр | 2 м (6 футов 7 дюймов) |
Пороховая масса | 7600 кг (16800 фунтов) каждый [7] |
Питаться от | С-7 [9] |
Максимальная тяга | 250 кН (56 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 295 с (2,89 км/с) |
Время горения | 113,5 с [10] |
Порох | ПВТПБ |
Четвертый этап | |
Высота | 3 м (9,8 футов) [7] |
Диаметр | 1,3 м (4 фута 3 дюйма) |
Пороховая масса | 2500 кг (5500 фунтов) каждый [7] |
Питаться от | 2 х Л-2-5 [9] |
Максимальная тяга | 14,66 кН (3300 фунтов силы ) [8] |
Удельный импульс | 308 с (3,02 км/с) |
Время горения | 525 с |
Порох | ММХ / МОЙ |
Ракета -носитель для полярных спутников ( PSLV ) — это одноразовая ракета-носитель средней грузоподъемности, разработанная и эксплуатируемая Индийской организацией космических исследований (ISRO). Он был разработан, чтобы позволить Индии запускать свои дистанционного зондирования (IRS) индийские спутники на солнечно-синхронные орбиты - услуга, которая до появления PSLV в 1993 году была коммерчески доступна только в России. PSLV также может запускать спутники небольшого размера на геостационарную переходную орбиту (GTO). [11]
Некоторые примечательные полезные нагрузки, запущенные PSLV, включают первый индийский лунный зонд Chandrayaan-1 , первую индийскую межпланетную миссию , Mars Orbiter Mission (Mangalyaan), первую индийскую космическую обсерваторию Astrosat и первую индийскую солнечную миссию Aditya -L1 . [2]
PSLV завоевала авторитет как ведущий поставщик услуг совместного использования небольших спутников благодаря многочисленным кампаниям по развертыванию нескольких спутников со вспомогательной полезной нагрузкой, обычно совместно с индийской основной полезной нагрузкой. [12] По состоянию на июнь 2022 года PSLV запустила 345 иностранных спутников из 36 стран. [13] Наиболее примечательным среди них стал запуск PSLV-C37 15 февраля 2017 года, в результате которого на солнечно-синхронной орбите было успешно развернуто 104 спутника, что утроило предыдущий рекорд России по наибольшему количеству спутников, отправленных в космос за один запуск. [14] [15] до 24 января 2021 года, когда SpaceX запустила миссию Transporter-1 на ракете Falcon 9, выведя на орбиту 143 спутника. [16]
Полезные нагрузки могут быть интегрированы в тандемную конфигурацию с использованием адаптера двойного запуска. [17] [18] Полезная нагрузка меньшего размера также размещается на палубе оборудования и в специальных адаптерах полезной нагрузки. [19]
Разработка
[ редактировать ]
Исследования группы планирования PSLV под руководством С. Сринивасана по разработке корабля, способного доставить 600-килограммовую полезную нагрузку на солнечно-синхронную орбиту высотой 550 км от SHAR, начались в 1978 году. [20] [21] Среди 35 предложенных конфигураций были выбраны четыре; к ноябрю 1980 года была создана конфигурация корабля с двумя подвесками на основном ускорителе (S80) с загрузкой твердого топлива по 80 тонн каждая, жидкостной ступенью с загрузкой твердого топлива 30 тонн (L30) и разгонным блоком под названием «Система Перигей-Апогей» ( PAS) рассматривался. [22] [23] [24] [25]
уверенность в разработке космического корабля дистанционного зондирования К 1981 году с запуском Bhaskara-1 возросла , а цели проекта PSLV были обновлены, чтобы позволить аппарату доставлять полезную нагрузку массой 1000 кг на расстояние 900 км SSO . По мере закрепления технологии ракетного двигателя «Викинг» была выбрана новая более легкая конфигурация с включением ступени с жидкостным двигателем. [26] В июле 1982 года было одобрено финансирование окончательной конструкции, в которой в качестве первой ступени использовалась одна большая твердотельная активная зона S125 с шестью 9-тонными подвесками (S9), заимствованными из первой ступени SLV-3 , второй ступенью, работающей на жидком топливе (L33), и двумя твердые верхние ступени (S7 и S2). Эта конфигурация нуждалась в дальнейшем совершенствовании, чтобы соответствовать требованиям к точности выведения на орбиту спутников IRS, и, следовательно, твердотельная концевая ступень (S2) была заменена ступенью с жидкостным топливом, питаемой под давлением (L1.8 или LUS). ) с двумя двигателями, заимствованными из двигателей управления по крену первой ступени. Помимо повышения точности, жидкостная верхняя ступень также компенсирует любые отклонения в характеристиках твердой третьей ступени. Окончательная конфигурация PSLV-D1 для полета в 1993 году была (6 × S9 + S125) + L37.5 + S7 + L2. [23] [24]
Инерциальные навигационные системы разработаны подразделением инерциальных систем ISRO (IISU) в Тируванантапураме . Жидкостная двигательная установка для второй и четвертой ступеней PSLV, а также системы управления реакцией (RCS) разработаны Центром жидкостных двигательных систем (LPSC) в Валиамале недалеко от Тируванантапурама , Керала . Твердотопливные двигатели обрабатываются в Космическом центре Сатиш Дхаван (SHAR) в Шрихарикоте , штат Андхра-Прадеш , который также выполняет операции по запуску.
PSLV был впервые запущен 20 сентября 1993 года. [27] [28] Первая и вторая ступени работали, как и ожидалось, но проблема с ориентацией привела к столкновению второй и третьей ступеней при разделении, и полезная нагрузка не смогла выйти на орбиту. [29] После этой первоначальной неудачи PSLV успешно завершил свою вторую миссию в 1994 году. [30] Четвертый запуск PSLV потерпел частичную неудачу в 1997 году, в результате чего его полезная нагрузка оказалась на орбите ниже запланированной. В ноябре 2014 года PSLV запускался 34 раза без дальнейших сбоев. [31] (Хотя запуск 41: август 2017 г. PSLV-C39 оказался неудачным. [2] )
PSLV продолжает поддерживать запуски индийских и зарубежных спутников, особенно спутников на низкой околоземной орбите (LEO). В каждой последующей версии он претерпел несколько улучшений, особенно в отношении тяги, эффективности и веса. В ноябре 2013 года он использовался для запуска миссии Mars Orbiter , первого межпланетного зонда Индии. [32]
В июне 2018 года Кабинет министров Союза одобрил 6 131 крор фунтов стерлингов (что эквивалентно 72 миллиардам фунтов стерлингов или 860 миллионам долларов США в 2023 году) на 30 эксплуатационных полетов PSLV, которые планируется провести в период с 2019 по 2024 год. [33]
ISRO работает над передачей производства и эксплуатации PSLV частной промышленности через совместное предприятие. [34] 16 августа 2019 года NewSpace India Limited объявила тендер на производство PSLV исключительно частными предприятиями. [35] [36] 5 сентября 2022 года NewSpace India Limited подписала контракт с Hindustan Aeronautics Limited и конгломератом Larsen & Toubro, возглавлявшим конгломерат, на производство пяти ракет-носителей PSLV-XL после того, как они выиграли конкурсные торги. По этому контракту они должны поставить свой первый PSLV-XL в течение 24 месяцев, а остальные четыре машины — каждые шесть месяцев. [37] [38] [39]
Описание автомобиля
[ редактировать ]PSLV имеет четыре ступени, в которых попеременно используются твердотельные и жидкостные двигательные установки.
Первый этап (ПС1)
[ редактировать ]
Первая ступень, один из крупнейших твердотопливных ракетных ускорителей в мире, несет 138 т (136 длинных тонн; 152 коротких тонны) топлива с полибутадиеном с концевыми гидроксильными группами (HTPB) и развивает максимальную тягу около 4800 кН (1100000 фунтов). е ). Корпус двигателя диаметром 2,8 м (9 футов 2 дюйма) изготовлен из мартенситностареющей стали и имеет пустую массу 30 200 кг (66 600 фунтов). [9]
Управление по тангажу и рысканию во время полета первой ступени обеспечивается системой вторичного управления вектором тяги впрыска (SITVC), которая впрыскивает водный раствор в перхлората стронция выхлопную систему S139 , выходящую из кольца из 24 впрыскивающих отверстий, для создания асимметричной тяги. Раствор хранится в двух цилиндрических алюминиевых резервуарах, прикрепленных к активной зоне твердотопливного двигателя и находящихся под давлением азота . Под этими двумя баками SITVC также прикреплены модули Roll Control Thruster (RCT) с небольшим двухкомпонентным жидкостным двигателем (MMH/MON). [28]
На PSLV-G и PSLV-XL тяга первой ступени увеличивается за счет шести навесных твердотопливных ускорителей . Четыре ракеты-носителя зажигаются с земли, а остальные два зажигаются через 25 секунд после запуска. Твердотопливные ускорители несут 9 т (8,9 длинных тонн; 9,9 коротких тонн) или 12 т (12 длинных тонн; 13 коротких тонн) (для конфигурации PSLV-XL) топлива и производят 510 кН (110 000 фунтов силы ) и 719 кН (162 000 фунтов). f ) тяга соответственно. Два накладных ускорителя оснащены системой SITVC для дополнительного контроля ориентации. [9] PSLV-CA не использует накладные усилители.
Отделению первой ступени способствуют четыре пары ретро-ракет, установленных в межступенчатом пространстве (1/2L). Во время подготовки эти восемь ракет помогают оттолкнуть отработавшую ступень от второй ступени. [40]
Второй этап (PS2)
[ редактировать ]
Вторая ступень приводится в движение одним двигателем Vikas и несет 41,5 т (40,8 длинных тонн; 45,7 коротких тонн) на Земле жидкого топлива, пригодного для хранения : несимметричный диметилгидразин (НДМГ) в качестве топлива и тетроксид азота (N 2 O 4 ) в качестве окислителя. два танка, разделенные общей переборкой. [28] Он создает максимальную тягу 800 кН (180 000 фунтов силы ). Двигатель закреплен на подвесе (±4°) в двух плоскостях для обеспечения управления по тангажу и рысканью с помощью двух приводов, а управление по крену обеспечивается двигателем управления реакцией горячего газа (HRCM), который выбрасывает горячие газы, отводимые от газогенератора двигателя Vikas. [41]
На промежуточной ступени (1/2U) PS2 имеются две пары ракет незаполненного объема для поддержания положительного ускорения во время включения PS1/PS2, а также две пары ретро-ракет, помогающих отталкивать отработанную ступень во время включения PS2/PS3. [40]
Вторая ступень также несет некоторое количество воды в тороидальном резервуаре внизу. [42] Распыление воды используется для охлаждения горячих газов из газогенератора Vikas примерно до 600 °C перед входом в турбонасос. Топливо и водяные баки второй ступени находятся под давлением гелия . [43] [44] [45]
Третий этап (PS3)
[ редактировать ]
Третья ступень использует 7,6 т (7,5 длинных тонн; 8,4 коротких тонны) твердого топлива HTPB и обеспечивает максимальную тягу 250 кН (56 000 фунтов- силу ). Продолжительность его горения составляет 113,5 секунды. Он имеет кевларового корпус из полиамидного волокна и погружное сопло, оснащенное карданным соплом с гибким подшипником и уплотнением с вектором тяги ± 2 ° для управления по тангажу и рысканию. Управление по крену обеспечивается системой управления реакцией четвертой ступени (RCS) на этапе тяги, а также на этапе комбинированного движения по инерции, при котором сгоревший PS3 остается прикрепленным к PS4. [9] [10]
Четвертый этап (PS4)
[ редактировать ]Четвертая ступень оснащена сдвоенными двигателями с рекуперативным охлаждением. [46] сжигание монометилгидразина (ММГ) и смешанных оксидов азота (МОН). Каждый двигатель с питанием под давлением создает тягу 7,4 кН (1700 фунтов силы ) и имеет подвес на подвесе (±3°) для обеспечения управления по тангажу, рысканию и крену во время полета с двигателем. Управление ориентацией на прибрежной фазе обеспечивается шестью подруливающими устройствами RCS 50N. [47] Сцена находится под давлением гелия. [48] и несет от 1600 кг (3500 фунтов) до 2500 кг (5500 фунтов) топлива в зависимости от требований миссии. PS4 имеет три варианта L1.6, L2.0 и L2.5 в зависимости от емкости топливного бака. [49] [50]
В миссии PSLV-C29/TeLEOS-1 четвертая ступень впервые продемонстрировала возможность повторного запуска, которая использовалась во многих последующих полетах для развертывания полезной нагрузки на нескольких орбитах в рамках одной кампании. [51]
В качестве меры по предотвращению образования космического мусора четвертая ступень PSLV пассивируется путем стравливания давления и паров топлива после достижения основных целей миссии. Такая пассивация предотвращает любую непреднамеренную фрагментацию или взрыв из-за накопленной внутренней энергии. [52] [53] [54]
Ожидается, что сопло из ниобиевого сплава, используемое в сдвоенных двигателях четвертой ступени, будет заменено более легким из карбида кремния с покрытием углеродно-углеродным расходящимся соплом . Новое сопло прошло горячие испытания на объектах IPRC в Махендрагири в марте и апреле 2024 года. Эта замена должна увеличить грузоподъемность PSLV на 15 кг (33 фунта). [55]
ISRO успешно завершила 665-секундное горячее испытание напечатанного на 3D-принтере двигателя PS4, изготовленного Wipro 3D посредством селективного лазерного плавления . В ходе этого процесса было удалено в общей сложности 19 сварных соединений, а 14 компонентов двигателя были уменьшены до одной детали. Это сэкономило 60% времени производства и резко снизило количество сырья, используемого на двигатель, с 565 кг до 13,7 кг металлического порошка. [56]
PS4 stage as orbital platform
[ редактировать ]PS4 поддерживает размещенные полезные нагрузки, такие как AAM, на PSLV-C8, [42] Рубин 9.1 / Рубин 9.2 на PSLV-C14 [57] и mRESINS на PSLV-C21. [58] Но теперь PS4 расширяется, чтобы служить орбитальной платформой на длительный срок после завершения основной миссии. Орбитальная платформа PS4 (PS4-OP) будет иметь собственный источник питания, пакет телеметрии, хранилище данных и систему контроля ориентации размещенной полезной нагрузки. [59] [60] [61]
В PSLV-C37 и PSLV-C38 : кампаниях [62] в качестве демонстрационной PS4 сохранялась в рабочем состоянии и контролировалась на протяжении более десяти витков после доставки космического корабля. [63] [64] [65]
PSLV-C44 была первой кампанией, в которой PS4 на короткое время функционировала как независимая орбитальная платформа, поскольку на борту не было мощностей по выработке электроэнергии. [66] В качестве фиксированной полезной нагрузки он нес KalamSAT-V2, кубсат высотой 1U от Space Kidz India на основе Interorbital Systems . комплекта [67] [68]
В кампании PSLV-C45 четвертая ступень имела собственную возможность выработки электроэнергии, поскольку она была дополнена массивом фиксированных солнечных элементов вокруг топливного бака PS4. [69] Тремя полезными нагрузками, размещенными на PS4-OP, были усовершенствованный анализатор потенциала замедления для исследований ионосферы (ARIS 101F) от IIST , [70] экспериментальная полезная нагрузка AIS от ISRO и AISAT от Satellize . [71] Чтобы функционировать в качестве орбитальной платформы, четвертая ступень была переведена в режим стабилизации вращения с помощью двигателей RCS. [72]
В кампании PSLV-C53 PS4-OP упоминается как орбитальный экспериментальный модуль PSLV (POEM) и на нем размещается шесть полезных нагрузок. POEM была первой орбитальной платформой на базе четвертой ступени PSLV, которая была активно стабилизирована с помощью двигателей на холодном газе на основе гелия после основной миссии и пассивации ступени. [73] [74] [75] [76]
PS4 on RLV-OREX
[ редактировать ]Программа демонстрации технологий многоразовых ракет-носителей представляет собой проект прототипа космического самолета , который в настоящее время находится на стадии разработки ISRO. Планируется использовать GSLV, модифицированный путем замены криогенного разгонного блока (CUS) на PS-4, поскольку РЛВ не потребует избыточной тяги. созданный CUS. [77] [78]
Обтекатель полезной нагрузки
[ редактировать ]
Обтекатель полезной нагрузки PSLV, также называемый его «Тепловым щитом», состоит из конической верхней части со сферическим носовым колпаком, цилиндрической средней части и нижней хвостовой части. При весе 1182 кг (2606 фунтов) он имеет диаметр 3,2 метра и высоту 8,3 метра. [79] Он имеет конструкцию Isogrid и изготовлен из алюминиевого сплава 7075 со стальной носовой крышкой толщиной 3 мм. [80] [81] Две половины обтекателя разделяются с помощью системы сброса на основе пиротехнического устройства, состоящей из механизмов горизонтального и бокового разделения. [82] Для защиты космического корабля от повреждений из-за чрезмерных акустических нагрузок во время запуска внутренняя часть теплозащитного экрана облицована акустическими одеялами. [28]
Этап 1 | Этап 2 | Этап 3 | Этап 4 | |
---|---|---|---|---|
Подача | СИТВК | Подвес двигателя | Сопло гибкое | Подвес двигателя |
рыскание | СИТВК | Подвес двигателя | Сопло гибкое | Подвес двигателя |
Рулон | RCT и SITVC в 2 PSOM | Двигатель управления реакцией горячего газа HRCM | PS4 RCS | PS4 RCS |
Варианты
[ редактировать ]ISRO предусмотрела несколько вариантов PSLV для удовлетворения различных требований миссии. В настоящее время существуют две рабочие версии PSLV — с одним сердечником (PSLV-CA) без навесных двигателей и версия (PSLV-XL) с шестью навесными двигателями увеличенной длины (XL), перевозящими 12 тонн HTPB. на основе пороха каждый. [83] Эти конфигурации обеспечивают широкий диапазон полезной нагрузки: до 3800 кг (8400 фунтов) на околоземной орбите и до 1800 кг (4000 фунтов) на солнечно-синхронной орбите.
ПСЛВ-Г
[ редактировать ]Стандартная или «универсальная» версия PSLV, PSLV-G, имела четыре ступени с поочередным твердотопливным и жидкостным двигательными установками и шесть навесных двигателей (PSOM или S9) с 9-тонной топливной загрузкой. Он имел возможность вывести 1678 кг (3699 фунтов) на солнечно-синхронную орбиту на высоту 622 км (386 миль). PSLV-C35 стал последним оперативным запуском PSLV-G перед его снятием с производства. [84] [85] [86]
PSLV-CA
[ редактировать ]Премьера модели PSLV -CA (CA означает «Core Alone») состоялась 23 апреля 2007 года. Модель CA не включает в себя шесть навесных ускорителей, используемых в стандартном варианте PSLV, но два бака SITVC с модулями подруливающих устройств Roll Control все еще прикреплены к борт первой ступени с добавлением двух цилиндрических аэродинамических стабилизаторов. [49] [86] Четвертая ступень варианта CA имеет на 400 кг (880 фунтов) меньше топлива по сравнению со стандартной версией. [49] В настоящее время он способен вывести 1100 кг (2400 фунтов) на солнечно-синхронную орбиту на расстояние 622 км (386 миль) . [87]
PSLV-XL
[ редактировать ]PSLV-XL — это модернизированная версия ракеты-носителя для полярных спутников в стандартной конфигурации, усиленная более мощными удлиненными навесными ускорителями с 12-тонной топливной загрузкой. [49] При взлете машина массой 320 т (310 длинных тонн; 350 коротких тонн) оснащена навесными двигателями большего размера (PSOM-XL или S12) для достижения более высокой грузоподъемности. [88] 29 декабря 2005 года ISRO успешно испытала улучшенную версию накладного ускорителя для PSLV. [89] Первым использованием PSLV-XL стал запуск Chandrayaan-1 с помощью PSLV-C11. Грузоподъемность этого варианта составляет 1800 кг (4000 фунтов) на солнечно-синхронной орбите. [87]
PSLV-DL
[ редактировать ]Вариант PSLV-DL имеет только два навесных ускорителя с 12-тонной пороховой нагрузкой на них. PSLV-C44, состоявшийся 24 января 2019 года, стал первым полетом с использованием варианта ракеты-носителя для полярных спутников PSLV-DL. [90] [91] Он способен вывести 1257 кг (2771 фунт) на солнечно-синхронную орбиту на расстояние 600 км (370 миль). [5]
PSLV-QL
[ редактировать ]
Вариант PSLV-QL имеет четыре подвесных ускорителя с наземной подсветкой, каждый по 12 тонн топлива. PSLV-C45 1 апреля 2019 года стал первым полетом PSLV-QL. [92] Он способен вывести 1523 кг (3358 фунтов) на солнечно-синхронную орбиту на расстояние 600 км (370 миль). [5]
ПСЛВ-3С (концепт)
[ редактировать ]PSLV-3S был задуман как трехступенчатая версия PSLV с шестью навесными ускорителями и удаленной второй жидкостной ступенью. Ожидается, что общая стартовая масса PSLV-3S составит 175 тонн и сможет вывести 500 кг на низкую околоземную орбиту высотой 550 км . [87] [93] [94] [95] [96]
PSLV-HP (концепция)
[ редактировать ]PSLV-HP задуман как более мощный вариант варианта PSLV-XL. Он заменил двигатель Vikas второй ступени на двигатель Vikas с высокой тягой (HTVE), а также некоторые модернизации систем третьего и четвертого этапов. [97]
Запустить профиль
[ редактировать ]PSLV-XL:
- PS1 воспламеняется при Т+0, обеспечивая тягу 4846 кН.
- В течение Т+1 на земле загораются 4 из 6 ускорителей, каждый из которых создает тягу 703 кН. Суммарная тяга 7658 кН создается совместным движением ПСОМ и ПС1.
- Примерно в Т+23/26 оставшиеся 2 неосвещенных ускорителя включаются с воздушным освещением, обеспечивая максимальную тягу ракеты.
- В Т+1:10 первые четыре PSOM, освещенные землей, израсходовали топливо и теперь отделяются и падают в океан. Остальные 2 PSOM и PS1 продолжают гореть.
- В Т+1:35 оставшиеся 2 PSOM завершают свое 70-секундное горение и отделяются, оставляя ракету в конфигурации «только ядро».
- В Т+1:50 PS1 завершила 110-секундное горение, отделилась, и двигатель Vikas внутри PS2 загорелся.
- Вторая ступень горит около 130 секунд и примерно через Т+4 минуты вторая ступень отключается и отделяется.
- Третья ступень, представляющая собой твердотопливный ракетный ускоритель, горит 80 секунд, а затем оставшееся время движется по инерции, и примерно через Т + 8/10 минут она отделяется, и 4-я ступень зажигается, чтобы дать ракете последний толчок на орбиту.
- Горение четвертой ступени сильно варьируется и зависит от массы и количества полезной нагрузки и обычно длится около 500 секунд. Четвертая ступень может отключиться примерно через Т+16/18 минут, после чего начнется развертывание полезной нагрузки .
Статистика запуска
[ редактировать ]По состоянию на 1 января 2024 г. [update] PSLV произвел 60 запусков, из которых 57 успешно вышли на запланированные орбиты, два полных отказа и один частичный отказ, что дает уровень успеха 95% (или 97%, включая частичный отказ). [101] Все запуски осуществлялись с космодрома Сатиш Дхаван, известного до 2002 года как полигон Шрихарикота (SHAR).
- Статус запуска системы
Вариант | Запускает | Успехи | Неудачи | Частичные отказы |
---|---|---|---|---|
PSLV-G (Стандартный) | 12 | 10 | 1 | 1 |
PSLV-CA (только ядро) | 17 | 17 | 0 | 0 |
PSLV-XL (расширенный) [2] | 25 | 24 | 1 | 0 |
PSLV-DL [2] | 4 | 4 | 0 | 0 |
PSLV-QL [2] | 2 | 2 | 0 | 0 |
Итого на январь 2024 г. [update][102] | 60 | 57 | 2 | 1 |
- Десятилетний обзор запусков PSLV
Десятилетие | Успешный | Частичный успех | Отказ | Общий |
---|---|---|---|---|
1990-е годы | 3 | 1 | 1 | 5 |
2000-е | 11 | 0 | 0 | 11 |
2010-е годы | 33 | 0 | 1 | 34 |
2020-е годы | 10 | 0 | 0 | 10 |
Общий | 57 | 1 | 2 | 60 |
См. также
[ редактировать ]- Геосинхронная ракета-носитель спутника
- LVM3
- Ракета-носитель следующего поколения
- Сравнение семейств орбитальных ракет-носителей
- Ракета-носитель средней грузоподъемности , от 2000 до 20 000 кг на НОО.
- Сравнение орбитальных ракетных двигателей
- Сравнение орбитальных стартовых систем
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИЗЛИШКИ РАКЕТНЫХ МОТОРОВ: Цена продажи потенциально влияет на Министерство обороны и поставщиков коммерческих запусков» . gao.gov . Счетная палата правительства США. 16 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 года . Проверено 2 мая 2018 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Ракета-носитель полярных спутников» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Доступ в космос» (PDF) . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2010 года . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ «Отчет об идентификации и анализе совместимости пусковой установки Galileo Galilei (GG)» (PDF) . 8 июня 2009 г. с. 27. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2015 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Ракета-носитель полярных спутников (PSLV)» . Архивировано из оригинала 26 января 2022 года . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ «ПСЛВ» . Отчет о космическом запуске . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 17 декабря 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Брошюра PSLV-C37» . ИСРО. Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 5 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «PSLV_C41_Брошюра» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Информация о ракете-носителе PSLV» . Космический полет 101. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «PSLV-C25: корабль, запустивший индийский марсианский орбитальный аппарат» (PDF) . Современная наука . 25 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2015 г.
- ^ «Добро пожаловать в ISRO :: Ракеты-носители» . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Фауст, Джефф (23 июня 2017 г.). «Спрос на райдшеринг растет, несмотря на развитие малых ракет-носителей» . Космические новости . Проверено 23 июня 2017 г.
- ^ Теджонмаям, У (11 декабря 2019 г.). «PSLV-C48 успешно осуществил запуск RISAT-2BRI, 9 зарубежных спутников» . Таймс оф Индия . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Барри, Эллен (15 февраля 2017 г.). «Индия запустила 104 спутника с помощью одной ракеты, ускоряя космическую гонку» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ «Рекордный запуск спутников ISRO: 10 главных фактов» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Уоттлс, Джеки (24 января 2021 г.). «SpaceX запустила 143 спутника на одной ракете в рамках рекордной миссии» . CNN . Архивировано из оригинала 24 января 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «PSLV C35/Scatsat-1 с адаптером двойного запуска» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ Конг, Индийская наука (5 января 2016 г.). «Вот второй выпуск официального информационного бюллетеня #103ISC, подготовленный студентами и исследователями факультета журналистики. 2/2 @PIB_Indiapic.twitter.com/mLq9CZnY5T» . @103ISC . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ Аиша Назир (ноябрь 2018 г.). «Исследование пусковой установки PSLV-C37, проведенное ISRO» (PDF) . Международный журнал науки и исследований (IJSR) . 7 (11) . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Готовы к огню: как мы с Индией пережили дело шпионажа ISRO . Издательство Блумсбери. 2018. с. 203.
- ^ От рыбацкой деревушки до Красной планеты . ИСРО. п. 173.
- ^ «Индийские амбиции в космосе заоблачны» . Новый учёный. 22 января 1981 г. с. 215. Архивировано из оригинала 10 октября 2022 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рао, П.В. Моноранджан; Радхакришнан, Парамасваран (2012). Краткая история ракетной техники в ISRO . Ориент Блэксван. п. 215. ИСБН 978-8173717642 .
- ^ Перейти обратно: а б Рао, П.В. Маноранджан, изд. (2015). «2.6 PSLV: Рабочая лошадка ISRO Н. Нараянамурти». От рыбацкой деревушки до красной планеты . Харперколлины. ISBN 978-9351776895 .
- ^ Радж, Гопал (2000). «8. PSLV: Достижение возможности оперативного запуска». Достигните звезд: эволюция ракетной программы Индии . Викинг. ISBN 978-0670899500 .
Примерно год спустя было внесено важное изменение: твердая четвертая ступень была заменена жидкостной. Это изменение считалось необходимым, поскольку точность, с которой спутники IRS должны были быть выведены на орбиту — в пределах 15 км по высоте орбиты и в пределах 0,1° от желаемого наклонения орбиты — не могла быть достигнута с помощью твердой ступени.
- ^ Готовы к огню: как мы с Индией пережили дело о шпионаже ISRO . Издательство Блумсбери. 2018. С. 207–208.
- ^ «ПСЛВ-ИСРО» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 9 февраля 2020 года . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Современная наука (том 65 – выпуск 07) PSLV-D1» (PDF) . 10 октября 1993 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2020 г. . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ «Индия (Пусковые установки)» . Энциклопедия космических аппаратов. Архивировано из оригинала 20 мая 2016 года . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ «ПСЛВ (1)» . Космическая страница Гюнтера. Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ «ПСЛВ» . Космическая страница Гюнтера . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ «ISRO — миссия орбитального корабля Марса» . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «Правительство утверждает программы продолжения финансирования PSLV, GSLV стоимостью 10 000 крор рупий» . Экономические времена. 7 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2018 года . Проверено 8 июня 2018 г.
- ^ «Пресс-релиз - NSIL подписывает контракт с HAL (ведущим членом консорциума HAL-L&T) на производство 05 номеров PSLV-XL» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2022 года.
- ^ Дс, Мадхумати (16 августа 2019 г.). «Подразделение ISRO начинает поиск производителей PSLV» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Четан Кумар (27 августа 2021 г.). «Адани, L&T среди тех, кто борется за контракт с PSLV | Новости Индии – Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ «HAL-L&T построит пять ракет PSLV и получит от NSIL сделку на 860 крор рупий» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ «ISRO рассматривает возможность создания СП по производству PSLV; запуск будет приватизирован к 2020 году» . Геопространственный мир. 26 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Четан Кумар (9 апреля 2022 г.). «Hal-l&t выигрывает контракт на 824 крора на изготовление 5 Pslv | Новости Индии — Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ПСЛВ-С1» . isro.gov.in. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ «Космическая Индия 1/1990» . isro.gov.in. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Брошюра PSLV C8/AGILE» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Томас, Джордж; Пант, Бхану; Ганесан, Р.; Сингх, СК; Синха, ПП (1999). «Разработка и квалификация газовых баллонов высокого давления из титанового сплава для второй ступени PSLV» . Сотрудничество в космосе . 430 : 559. Бибкод : 1999ESASP.430..559T . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Шиватану Пиллаи, А. (2004). Представление мощной нации . Издательская компания Тата МакГроу-Хилл. п. 40. ИСБН 978-0070531543 .
- ^ «Космическая Индия, январь-март 1990 г.» (PDF) . Апрель 1990 г. Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2021 г. Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ «Подсистемы ASACO для космоса» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Рамакришнан, С.; Соманат, С.; Балакришнан, СС (1 января 2002 г.). «Мультиорбитальная миссия PSLV-C3 и возможности будущего запуска». Тезисы IAF : 936. Бибкод : 2002iaf..confE.936R .
- ^ «Последние новости тома 14-выпуска 21, фотографии, заголовки последних новостей о томе 14-выпуска 21» . Линия фронта . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Технический паспорт PSLV» . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 27 сентября 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Подписи, Информационный бюллетень Индийского общества дистанционного зондирования - Ахмадабадское отделение. Том: 24, № 2, апрель-июнь 2012 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2021 года . Проверено 31 июля 2023 г.
Четвертая ступень имеет три варианта, обозначенных как L1.6, L2.0 и L2.5, в зависимости от загрузки пороха 1,6 т, 2 т и 2,5 т соответственно, необходимой для конкретной миссии.
- ^ «ISRO успешно испытала двигатель многократного сжигания топлива во время запуска шести сингапурских спутников» . Архивировано из оригинала 3 мая 2016 года . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Адимурти, В.; Ганешан, А.С. (февраль 2006 г.). «Меры по борьбе с космическим мусором в Индии» . Акта Астронавтика . 58 (3): 168–174. Бибкод : 2006AcAau..58..168A . дои : 10.1016/j.actaastro.2005.09.002 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 26 декабря 2021 г.
- ^ Боннал, К. (1 июня 2007 г.). «Проектирование и эксплуатационная практика пассивации космических аппаратов и ракет-носителей по окончании срока эксплуатации» . Труды Института инженеров-механиков, Часть G: Журнал аэрокосмической техники . 221 (6): 925–931. дои : 10.1243/09544100JAERO231 . ISSN 0954-4100 . S2CID 110656798 .
- ^ «Презентация Индии на 47-й сессии Научно-технического подкомитета Комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях, Повестка дня 8 «Деятельность по космическому мусору в Индии» » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ «ISRO разрабатывает легкое углеродно-углеродное сопло для ракетных двигателей, увеличивающее грузоподъемность» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 года . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Благодаря ракетному двигателю, напечатанному на 3D-принтере, Исро добавляет еще одно перышко к шляпе» . Таймс оф Индия . 11 мая 2024 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Брошюра PSLV C14/Oceansat-2» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Космос-Индия, июль 2012 г. - август 2013 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Возможности для научных экспериментов на четвертом этапе PSLV Индии» (PDF) . 21 февраля 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ «Объявление о возможностях (AO) для орбитальной платформы: путь для орбитальных научных экспериментов» (PDF) . 15 июня 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2020 г. . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Кумар, Четан (15 июня 2019 г.). «Через два дня после новостей о космической станции Исро призывает к «экспериментам по стыковке» на этапе PSLV-4» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 24 августа 2019 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Наблюдения на месте модуляций верхней части ионосферы, вызванных горением ракеты, с использованием полезной нагрузки IDEA на борту уникальной орбитальной экспериментальной платформы (PS4) индийской миссии ракеты-носителя на полярной орбите - ISRO» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Годовой отчет Департамента космоса за 2017–2018 годы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 февраля 2018 г.
- ^ Сингх, Сурендра (16 декабря 2018 г.). «В первую очередь ISRO оживит мертвую ступень ракеты в космосе для экспериментов» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Раджасекхар, Патри (20 июня 2017 г.). «Исро снизить высоту ракеты» . Деканская хроника. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Раджви, Тики (12 января 2019 г.). «Взлет PSLV с дополнительными функциями» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «PSLV-C44 – ИСРО» . isro.gov.in. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Межорбитальные системы [@interorbital] (25 января 2019 г.). «Поздравляем ISRO и SpaceKidzIndia с выводом CubeSat на орбиту! Студенты модифицировали свой комплект IOS CubeSat, дополнив его собственными экспериментами!» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Кларк, Стивен. «Индийский военный спутник и еще 20 спутников CubeSat для съемки планет, запущенных PSLV» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Кафедра авионики, Р. Судхаршан Картик, доктор философии (доцент)» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Эксид Сат-2» . Спутник. Архивировано из оригинала 23 февраля 2020 года . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ «Возможность научных экспериментов на орбитальной платформе разгонного блока PSLV» (PDF) . 16 июня 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Кумар, Четан (25 июня 2012 г.). «Бангалорская компания Digantara и хайдарабадский стартап Dhruva стали первыми, кто получил разрешение IN-SPACe» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 25 июня 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Миссия PSLV-C53/DS-EO» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2022 года.
- ^ «Новая технология в PSLV-C53» . ЭНАДУ (на телугу). Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Сотрудники News9 (8 сентября 2022 г.). «Хар Гар Тиранга произошла в Антрикше. ISRO действительно подняла индийский флаг в космосе!» . НОВОСТИ9LIVE . Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Миссия по входу в атмосферу RLV для использования GSLV с последней ступенью PSLV; замена шасси и многое другое» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «МСН» . www.msn.com . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Сингх, Сатьендра (11 декабря 2019 г.). «IRNSS-1H/PSLV-C39 Эволюция орбиты и анализ повторного входа» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Рамамурти, В; Раджараджан, С; Рао, Дж. Венкатешвара (октябрь 2001 г.). «Динамические исследования типичного обтекателя полезной нагрузки для различных конфигураций хвостовой части лодки» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2020 года.
- ^ Местные разработки материалов для космической программы . 21 августа 2015. Событие происходит на 20 минуте 40 секунде. Архивировано из оригинала 3 декабря 2020 года . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Чакраборти, Д; Васанта, С. «Аэродинамическое моделирование отделения теплозащитного экрана на земле» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Субраманиан, Т.С. (15 июля 2011 г.). «PSLV — гордый символ самообеспеченности ISRO» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ «Там, где Индия тянется к звездам: внутри Центра Шрихарикота ISRO» . Индостан Таймс. 22 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 г. . Проверено 15 сентября 2018 г.
Сегодня PSLV доступен в трех конфигурациях: базовый автомобиль с шестью ремнями, который представляет собой более раннюю версию PSLV (которая скоро будет снята с производства).
- ^ «Итоговый бюджет на 2016–2017 годы» (PDF) . Правительство Индии, Департамент космоса. 2016. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2017 года . Проверено 15 сентября 2018 г.
В настоящее время работают две версии PSLV, а именно PSLV-XL (с шестью расширенными версиями накладных двигателей) и PSLV Core-onone (без накладных двигателей).
- ^ Перейти обратно: а б «2.6 PSLV: Рабочая лошадка ISRO Н. Нараянамурти». От рыбацкой деревушки до Красной планеты: космическое путешествие Индии . Харперколлины. 2015. ISBN 978-9351776895 .
- ^ Перейти обратно: а б с «PSLV Индии» (PDF) . www.earth2orbit.com . 15 марта 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2011 г.
- ^ PSLV-C11 успешно запускает Chandrayaan-1. Архивировано 25 октября 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ «Новый твердотопливный двигатель для увеличения возможностей PSLV» . ИСРО. Архивировано из оригинала 17 февраля 2009 года . Проверено 27 апреля 2007 г.
- ^ Раджви, Тики. «SLV-C44 стартует с дополнительными функциями» . Архивировано из оригинала 11 января 2019 года . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Раджви, Тики (12 января 2019 г.). «Взлет PSLV с дополнительными функциями» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ «Стартовый комплект C45» . ИСРО. Архивировано из оригинала 24 марта 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Эволюция индийских технологий ракет-носителей» (PDF) . www.ias.ac.in. Индийская академия наук. 25 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2011 г.
- ^ «Будущее космического транспорта: С. Соманат» (PDF) . 9 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2018 г.
- ^ Мурти, К.Р. Шридхара (9 мая 2009 г.). «Устранение космического мусора – усилия по координации и реализации в Индии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2022 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ «Молодая ракета ISRO для перевозки небольших спутников, скорее всего, взлетит в 2019 году» . Новый Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Ошибка цитирования: именованная ссылка
gunter-pslv
был вызван, но так и не был определен (см. страницу справки ). - ^ «Профиль полета – PSLV C40 | Spaceflight101» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ «Профиль полета – PSLV C38 | Spaceflight101» . 23 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 15 февраля 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ «Брошюра PSLV-C24» (PDF) . Исро . Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2022 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ «PSLV - Путешествие за пределы синевы! #ISRO #VikatanInfographic» . vikatan.com (на тамильском языке) . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Ракета-носитель полярных спутников» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- PSLV: официальная страница ISRO. Архивировано 22 декабря 2016 г. на Wayback Machine.
- Индия в космосе, страница PSLV