Дельта 3000
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Функция | Одноразовая пусковая система |
---|---|
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | Мыс Канаверал , LC-17 Ванденберг , SLC-2W |
Всего запусков | 38 |
Успех(а) | 35 |
Неисправность(и) | 2 |
Частичный отказ(ы) | 1 |
Первый полет | 13 декабря 1975 г. |
Последний рейс | 24 марта 1989 г. |
Серия Delta 3000 представляла собой американскую одноразовую пусковую систему , которая использовалась для проведения 38 орбитальных запусков в период с 1975 по 1989 год. Она входила в Delta семейство ракет . Существовало несколько вариантов, которые отличались четырехзначным числовым кодом .
Конфигурации
[ редактировать ]Первой ступенью стал RS-27 с двигателем удлиненный длинный танк Thor , впервые полетевший на самолетах серии 2000 . Три или девять Castor-4 твердотопливных ракетных ускорителей (SRB) были прикреплены для увеличения тяги при старте, заменяя менее мощные ускорители Castor-2, использовавшиеся на более ранних моделях. Были доступны две вторые ступени; Delta -P , который использовался на самолетах Delta 1000 и 2000 серий, или Delta-K , модернизированная версия с двигателем Aerojet . В некоторых запусках использовалась трехступенчатая конфигурация для выхода на более высокие орбиты. Звезду -37Д , Звезду-37Э или Звезду-48Б ПАМ-Д В качестве разгонного блока можно было использовать . Запуски с верхними ступенями PAM-D получили обозначение Delta 3XX0 PAM-D , вместо присвоения верхней ступени кода для использования в четырехзначной последовательности. Начиная с серии 4000 , PAM-D получал код верхней ступени «5», однако ретроспективно это не применялось к ракетам серии 3000, которые в то время все еще находились на вооружении.
Delta 3000 может вывести полезную нагрузку массой 954 кг (2103 фунта) на геостационарную переходную орбиту (GTO). [1]
История
[ редактировать ]Ракета Delta 3000 была запущена с космического стартового комплекса 2W (SLC-2W) на базе ВВС Ванденберг и стартового комплекса 17A и 17B (LC-17A и LC-17B) на мысе Канаверал . Из 38 пусков было два неудачных и один частичный.
Первый, Автомобиль 134, поднялся с LC-17A на мысе Канаверал 13 сентября 1977 года с помощью спутника связи OTS итальянского производства. Через пятьдесят две секунды после старта «Дельта» взорвалась. Обломки ракеты-носителя и спутника были извлечены со дна моря, и в конечном итоге было обнаружено, что микротрещина в одном двигателе SRB привела к выходу выхлопных газов и прогоранию бака RP-1 Delta, что привело к воспламенению топлива. Когда в мае 1977 года ракета-носитель собиралась на площадке, произошла авария при обращении с двигателями SRB, в результате которой, по-видимому, был поврежден один из них. Обтекатель полезной нагрузки разрушился при разрушении корабля, а спутник OTS был разорван на части аэродинамическими нагрузками. Части солнечных панелей, батарей и баков с гидразиновым топливом были извлечены из Атлантического океана . В апреле произошел отказ верхней ступени самолета серии «Дельта 2000», а три недели спустя « Атлас-Кентавр» взорвался через 55 секунд после старта. НАСА было особенно раздосадовано чередой аварий в 1977 году, поскольку годом ранее они провели безупречную работу (16 запусков в 1976 году без сбоев). Хотя этот рекорд (три неудачи из 16 запусков НАСА в 1977 году) был бы приемлем в 1960-х годах, он вообще не приветствовался в конце 1970-х годов, когда первые дни космической программы «Дикого Запада» прошли и оборудование было должен быть зрелым.
Второй сбой Delta 3000, Vehicle 150, был запущен 7 декабря 1979 года, но его спутник связи Satcom остался запертым на низкой околоземной орбите, когда третья ступень не загорелась.
Третий, «Корабль 178», был запущен 3 мая 1986 года с помощью метеорологического спутника GOES . Это транслировалось по телевидению CNN в ознаменование первого запуска НАСА после «Челленджера» катастрофы четырьмя месяцами ранее, но оказалось серьезным затруднением для программы. В 225:18 UTC «Дельта 178» поднялась с LC-17A. Все шло совершенно нормально до Т+71 секунды, когда двигатель первой ступени внезапно отключился. Без управления ориентацией ракета-носитель быстро начала выходить из-под контроля. Спутник и третья ступень были оторваны аэродинамическими силами, после чего были потеряны данные телеметрии ракеты-носителя. В Т+91 секунда офицер безопасности полигона отправил команду на уничтожение. Первоначальная проверка телеметрии не выявила очевидного объяснения отключения главного двигателя. До этого момента все системы повышения давления работали удовлетворительно, а остановка двигателя произошла без предварительного предупреждения. После потери телеметрических данных в момент Т+80 секунды пленочные и фотографические данные подтвердили, что твердотопливные ракетные ускорители продолжали работать до окончательного разрушения и что топливные баки второй ступени также разорвались под действием аэродинамических сил. Более детальное телеметрическое обследование в конечном итоге выявило, что неисправность произошла из-за сильного короткого замыкания на первом этапе. Два скачка напряжения в энергосистеме вызвали внезапную большую нагрузку на батарею первой ступени, которая обычно питала 9 ампер мощности, но кратковременно поднялось до 188 ампер, увеличение более чем на 2000%, которое быстро истощило его и привело к потере электрического тока, используемого для удержания клапанов двигателя открытыми. В конечном итоге следователи связали инцидент с поврежденным жгутом проводов; недавно произошел переход с изоляции проводов из поливинилхлорида на тефлон . Поскольку при внесении этой модификации инженеры не учли форму жгута проводов, из-за вибрации во время запуска он ударялся о другие компоненты внутри первой ступени. Затем изоляция с проводов была стерта, обнажив их и позволив произойти короткому замыканию. Потеря GOES-G стала ударом по Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) сети метеорологических спутников , но это было частично компенсировано в сентябре 1986 года, когда «Атлас» успешно запустил спутник NOAA-G (NOAA-10). с базы ВВС Ванденберг.
В первой половине 1980-х годов количество запусков «Дельты» резко снизилось из-за того, что космический шаттл большую часть миссий взял на себя . Заказы на ракету-носитель сократились до минимума, и McDonnell-Douglas была близка к полному останову производства. 1985 год стал первым годом с момента появления семейства Delta в 1960 году, когда запусков не было, но катастрофа «Челленджера» вызвала возобновление потребности в одноразовых ракетах-носителях, и вскоре заказы снова возросли. Хотя в 1986–88 годах было проведено лишь несколько запусков Delta, девять из них были совершены в 1989 году, а в 1990-е годы график большинства лет, за исключением 1994–1995 годов, был напряженным (семь запусков за эти два года).
«Дельта-178» во многом стала результатом плохого контроля качества из-за планов постепенного отказа от ELV в пользу космического челнока — большинство инженеров, работавших над программой, ушли, а один старший инженер «Макдоннелл-Дуглас» заметил, что у 178 были «наихудшие результаты». контроль качества, который я когда-либо видел на автомобиле Delta». Поскольку предполагалось, что Delta вскоре будет выведена из эксплуатации, жалобы на плохое качество сборки остались неуслышанными. После аварии было предпринято тщательное исследование систем электропроводки различных семейств ELV, в результате которого выяснилось, что, среди прочего, «Дельта» имела более тонкую изоляцию проводки, чем «Титан», «Атлас» и другие ракеты-носители. Более того, тефлоновая изоляция обладала уникальной способностью плавиться и повторно плавиться при нагревании электрической дугой. Однако в конце концов произошло короткое замыкание, которое подавило способность тефлона к «самовосстановлению». [2] [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ astronautix.com, dela3000. Архивировано 4 сентября 2003 г. на Wayback Machine.
- ^ Уэйд, Марк. «Дельта» . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года.
- ^ Кребс, Гюнтер. «Семья Тора» . Космическая страница Гюнтера . Архивировано из оригинала 6 августа 2007 года . Проверено 21 декабря 2021 г.