Юнона II
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Функция | Одноразовая пусковая система |
---|---|
Производитель | Крайслер для ABMA |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Стоимость за запуск | 2,9 миллиона долларов США (1958 г.), 31,5 миллиона долларов США (2024 г.) |
Размер | |
Высота | 24,0 м (78,7 футов) |
Диаметр | 2,67 м (8 футов 9 дюймов) |
Масса | 55 110 кг (121 500 фунтов) |
Этапы | 3-4 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту | |
Масса | 41 кг (90 фунтов) |
Полезная нагрузка на суборбитальный TLI | |
Масса | 6 кг (13 фунтов) |
Связанные ракеты | |
Семья | Юпитер |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | LC-5 и LC-26B , CCAFS |
Всего запусков | 10 |
Успех(а) | 4 |
Неудачи | 5 |
Частичный отказ(ы) | 1 |
Первый полет | 6 декабря 1958 г. |
Последний рейс | 24 мая 1961 г. |
Первая ступень – Юпитер | |
Двигатели | 1x Рокетдайн С-3Д |
Толкать | 667 кН (150 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 248 секунд |
Время горения | 182 секунды |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Сержант второй ступени MGM-29 | |
Двигатели | 11 сплошной |
Толкать | 74,8 кН (16 800 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 220 секунд |
Время горения | 6 секунд |
Порох | Твердое вещество - Полисульфид - перхлорат алюминия и аммония |
Третий этап - MGM-29 Сержант | |
Двигатели | 3 сплошной |
Толкать | 20,4 кН (4600 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 236 секунд |
Время горения | 6 секунд |
Порох | Твердое вещество - полисульфид алюминия и перхлорат аммония. |
Четвертая ступень – MGM-29 Сержант | |
Двигатели | 1 сплошной |
Толкать | 6,8 кН (1500 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 249 секунд |
Время горения | 6 секунд |
Порох | Твердое вещество - полисульфид алюминия и перхлорат аммония. |
«Юнона II» — американская космическая ракета-носитель, использовавшаяся в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Он был создан на основе ракеты «Юпитер» , которая использовалась в качестве первой ступени. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Развитие [ править ]
Твердотопливные ракетные двигатели, заимствованные у MGM-29 Sergeant, использовались в качестве верхних ступеней: одиннадцать для второй ступени, три для третьей ступени и один для четвертой ступени, та же конфигурация, что и для верхних ступеней меньшей Юноны. Я запускаю машину. [1] [2] [3] [5] При некоторых запусках на низкую околоземную орбиту четвертая ступень не запускалась, что позволяло ракете-носителю нести дополнительные девять килограммов полезной нагрузки. Разработка Juno II шла чрезвычайно быстро, поскольку он был полностью построен на существующем оборудовании. Проект начался в начале 1958 года, а в конце года состоялся полет первой машины. Компания Chrysler отвечала за весь контракт, Rocketdyne отвечала за двигательную установку первой ступени, а Лаборатория реактивного движения отвечала за двигательную установку верхней ступени. Первые три «Юноны II» были переоборудованными ракетами «Юпитер», однако все оставшиеся ускорители с самого начала строились как «Юнона II». [1] [2] [3]
Основными отличиями «Юноны II» от «Юпитера» были удлиненные топливные баки для увеличения времени горения (время горения первой ступени было примерно на 20 секунд больше, чем на «Юпитере»), усиленная конструкция для выдерживания дополнительного веса верхних ступеней и инерционное наведение. Система заменена на комплекс наземного радионаведения, который был перенесен на верхние ступени.
История [ править ]
«Юнона II» использовалась для десяти запусков спутников, шесть из которых оказались неудачными. Он запустил «Пионер-3» , «Пионер-4» , «Эксплорер-7» , «Эксплорер-8» и «Эксплорер-11» со стартового комплекса 5 на мысе Канаверал и стартового комплекса 26B . [1] [2]
При первом запуске Juno II, Pioneer 3 , 6 декабря 1958 года, произошло преждевременное отключение первой ступени, из-за чего верхние ступени не смогли достичь достаточной скорости. [1] [2] «Пионер-3» не смог покинуть околоземную орбиту, но передавал данные в течение примерно 40 часов, прежде чем снова войти в атмосферу. [1] [2] Причиной неисправности оказалась неисправность в контуре истощения топлива, хотя точную ее природу установить не удалось. Впоследствии схема была переработана.
«Пионер-4» успешно стартовал 3 марта 1959 года, став единственным американским лунным зондом первого поколения, достигшим всех целей своей миссии, а также единственным успешным лунным зондом США до 1964 года. [1] [2] После «Пионера-4» НАСА переключило свои усилия на Луну на более крупную ракету-носитель «Атлас-Эйбл» и вместо этого решило использовать «Юнону II» для запусков на околоземную орбиту. За счет удаления четвертой ступени грузоподъемность увеличилась почти вдвое.
Попытка запуска спутника «Эксплорер» 16 июля 1959 года потерпела полную неудачу, когда «Юнона II» потеряла управление почти сразу при старте, совершив переворот до того, как офицер безопасности полигона послал команду на уничтожение. [1] [2] [9] Почти полностью заправленная ракета-носитель разбилась в нескольких сотнях футов от площадки, а экипажи блокпостов с ошеломленным удивлением наблюдали за горящими на земле двигателями верхней ступени. Причина аварии была быстро обнаружена в коротком замыкании между двумя диодами в инверторе, которое отключило питание системы наведения при взлете и привело к полной остановке двигателя Juno, в результате чего автомобиль перевернулся на бок до того, как были приняты меры безопасности дальнего действия. взятый. Чтобы предотвратить повторение этого вида отказа, на печатных платах усилителя были использованы улучшенные покрытия.
15 августа 1959 года состоялся полет следующего корабля «Юнона II» со спутником «Маяк» . Хотя характеристики первой ступени были номинальными, верхние ступени вышли из строя. [1] [2] [10] Одним из запланированных экспериментов в рамках этой миссии был выброс четырех ракет, размещенных в межступенчатой секции, которые должны были отслеживаться и фотографироваться во время запуска. Однако все пошло наперекосяк, когда выброс факела не состоялся в срок. Система управления также вышла из строя, и разгонные ступени вылетели в Атлантический океан вместо орбиты . Был сделан вывод, что одна из ракет развернулась внутри межступенчатой секции, а не снаружи, как предполагалось, что привело к разгерметизации отсека наведения и потере управления машиной.
Запуск «Эксплорера-7» планировался на последнюю неделю сентября 1959 года, но испытание ракеты «Юпитер» на соседней площадке провалилось сразу после старта 15 сентября 1959 года, а «Юнона II» получила незначительные повреждения от летящих обломков. Его быстро отремонтировали, и 13 октября 1959 года запуск состоялся успешно. [1] [2] «Эксплорер 7» станет последним запуском «Юноны II» с LC-5, поскольку затем площадка была окончательно передана проекту «Меркурий» .
23 марта 1960 года другой спутник «Эксплорер» не смог выйти на орбиту, когда один двигатель второй ступени не загорелся, что привело к несбалансированной тяге, в результате чего полезная нагрузка была отправлена в Атлантический океан. [1] [2]
В середине 1960 года, после только двух успешных запусков из шести попыток, совет НАСА провел тщательную переоценку «Юноны II» как ракеты-носителя. Сбои в основном были связаны с отдельными отказами компонентов, возникшими в результате неадекватного тестирования и проверки. В этом обвиняли то, что программа была закрытой и никаких дальнейших планов по разработке ракеты-носителя, что привело к низкому интересу и апатии среди участников программы. Команда JPL, разработавшая Juno II, изначально предназначала его только для лунных зондов Pioneer, и их интерес начал угасать, как только НАСА начало запуски этого аппарата на околоземную орбиту. Хуже того, большая часть команды дизайнеров была расформирована, а ее члены были переведены на другие проекты, что затруднило получение технической информации для Juno II. Переоборудование ракеты-носителя для запусков на околоземной орбите также привело к отмене калибровки третьей ступени вращающейся ванны, которая была разработана для крошечных зондов «Пионер», а не для более крупных спутников «Эксплорер».
В это время в арсенале НАСА оставалось четыре Juno II. Экспертная комиссия предсказала, что два из них запустятся успешно, но рекомендовала, что нет причин не запускать ускорители, поскольку они уже куплены и оплачены. Их предположения оказались верными.
«Эксплорер-8» был успешно запущен 3 ноября 1960 года, следующая попытка 24 февраля 1961 года потерпела неудачу. [1] [2] Трос управления оторвался во время подъема и обернулся вокруг вращающейся ванны третьей ступени, повредив верхние ступени и полезную нагрузку. Зажигание второй ступени произошло вовремя, но третья ступень не загорелась, и спутник не смог выйти на орбиту. Эксплорер-11 успешно запущен 27 апреля 1961 года. [1] [2] событие, которое подняло моральный дух НАСА в течение по большей части катастрофического месяца, характеризующегося провалами проекта «Меркурий» и советским запуском человека в космос . 24 мая 1961 года последняя «Юнона II» поднялась с LC-26A с еще одним спутником-ионосферным маяком. [1] [2] Приборный блок потерял мощность после отделения первой ступени, в результате чего не произошло возгорание второй ступени, и полезная нагрузка упала в океан вместо того, чтобы выйти на орбиту. Однако к этому времени быстро поднимающиеся ракеты «Тор-Дельта» и «Агена» были на пути к тому, чтобы стать основой арсенала ракет-носителей легкой и средней грузоподъемности США.
История запусков [ править ]
запускало "Юнону-2" десять раз НАСА , причем первый запуск был осуществлен совместно с ABMA . [1] [2] [10] [6]
Запуск | Номер рейса. | Дата/время ( GMT ) | Запуск сайта | Полезная нагрузка | Масса полезной нагрузки | Орбита | Запуск исход | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | АМ-11 | 6 декабря 1958 г. 05:44 | ЛК-5 | Пионер 3 | 6 кг | Высокая суборбита | Частичный отказ | Первый запуск Juno II. 4 этапа. Лунный зонд. Преждевременное отключение первой ступени из-за неисправности схемы истощения топлива. |
2 | АМ-14 | 3 марта 1959 г. 05:10 | ЛК-5 | Пионер 4 | 6 кг | Гелиоцентрическая орбита | Успех | Лунный зонд. |
3 | АМ-16 | 16 июля 1959 г. 17:37 | ЛК-5 | Эксплорер С-1 | 42 кг | Низкая околоземная орбита | Отказ | Закороченный диод вызвал потерю питания системы наведения и практически немедленный отказ управления при взлете. Уничтожен RSO в Т+5 секунд. |
4 | АМ-19Б | 15 августа 1959 г. 00:31 | ЛК-26Б | Маяк 2 | Отказ | В момент Т+203 секунды произошла разгерметизация отделения наведения, что привело к отказу управления. | ||
5 | АМ-19А | 13 октября 1959 г. 15:30 | ЛК-5 | Эксплорер 7 | 42 кг | Низкая околоземная орбита | Успех | |
6 | АМ-19С | 23 марта 1960 г. 13:35 | ЛК-26Б | Эксплорер С-46 | 41 кг | Отказ | Один двигатель второй ступени не загорелся, что привело к разбалансировке тяги и невозможности достижения орбитальной скорости. | |
7 | АМ-19Д | 3 ноября 1960 г. 05:23 | ЛК-26Б | Эксплорер 8 | 41 кг | Низкая околоземная орбита | Успех | |
8 | АМ-19Ф | 25 февраля 1961 г. 00:13 | ЛК-26Б | Эксплорер С-45 | Отказ | Повреждение третьей ступени во время подъема предотвратило возгорание. | ||
9 | АМ-19Э | 27 апреля 1961 г. 14:16 | ЛК-26Б | Эксплорер 11 | 37 кг | Низкая околоземная орбита | Успех | |
10 | АМ-19Г | 24 мая 1961 г. 19:48 | ЛК-26Б | Эксплорер С-45А | Отказ | Сбой питания блока приборов. Воспламенения второй ступени не произошло. |
Технические характеристики [ править ]
Юнона II имела следующие характеристики: [1] [2]
- Общая длина: 24,0 м.
- Полезная нагрузка на орбите до 200 км: 41 кг.
- Полезная нагрузка, скорость отрыва: 6 кг.
- Дата первого запуска: 6 декабря 1958 г.
- Дата последнего запуска: 24 мая 1961 г.
Параметр | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап | 4-й этап |
---|---|---|---|---|
Полная масса | 54 431 кг | 462 кг | 126 кг | 42 кг |
Пустая масса | 5443 кг | 231 кг | 63 кг | 21 кг |
Толкать | 667 кН | 74,8 кН | 20 кН | 6,8 кН |
Интернет-провайдер | 248 с (2,43 кН·с/кг) | 220 с (2,16 кН·с/кг) | 236 с (2,31 кН·с/кг) | 249 с (2,44 кН·с/кг) |
Время горения | 182 с | 6 с | 6 с | 6 с |
Длина | 18,28 м | 1,0 м | 1,0 м | 1,0 м |
Диаметр | 2,67 м | 1,0 м | 0,50 м | 0,30 м |
Двигатель: | Рокетдайн С-3Д | 11 х Малыш-сержант | 3 х Малыш-сержант | Малыш сержант |
Порох | ЛОКС / РП-1 | Твердое топливо | Твердое топливо | Твердое топливо |
Галерея [ править ]
- Запуск 1, Юнона II АМ-11 с Пионер-3
- Запуск 2, Юнона II АМ-14 с Пионер-4
- Запуск 3, Юнона II AM-16 с Эксплорером S-1
- Запуск 5, Juno II AM-19A с Explorer 7
- Запуск 9, Юнона II AM-19E с Эксплорером 11
- Юнона II в Ракетном саду КНЦ
- Юнона II в Ракетном саду КНЦ
- Юнона II в Космическом и ракетном центре США
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Юнона II» . www.astronautix.com . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Юнона-2 (4 ступень)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Юпитер» . www.astronautix.com . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Юнона II» . airandspace.si.edu . 9 июня 2016 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ФАКТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ О ЮНОНЕ II | Космическая линия» . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Юнона-2» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Краткий отчет проекта «Юнона II» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 1962.
- ^ Бланд, Уильям М. (1964). История ракетной техники: очерки исследований, разработок и полезности . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0-598-26829-7 .
- ^ Краткий отчет проекта «Юнона II» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 1962.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Юнона-2 (3 ступень)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 ноября 2023 г.