Ариан 3
Функция | Средняя ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Аэрокосмическая промышленность для Европейское космическое агентство (ЕКА) и Arianespace |
Размер | |
Высота | 49,13 м (161,2 фута) |
Диаметр | 3,8 м (12 футов) |
Масса | 234000 кг (516000 фунтов) [1] |
Этапы | 3 |
Емкость | |
Полезная нагрузка для GTO (200 км x 36 000 км при i=7 градусах) | |
Масса | 2700 кг (6000 фунтов) |
Связанные ракеты | |
Семья | Ариана |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | Гвианский космический центр ELA-1 |
Всего запусков | 11 [2] |
Успех(а) | 10 |
Неисправность(и) | 1 |
Первый полет | 4 августа 1984 г. |
Последний рейс | 12 июня 1989 г. |
Бустеры — 7,35 сент. [3] | |
Нет бустеров | 2 |
Высота | 8,32 м (27,3 фута) |
Диаметр | 1,07 м (3 фута 6 дюймов) |
Полная масса | 19,32 тонны (42 600 фунтов) |
Питаться от | Р7 |
Максимальная тяга | 1260 кН (280 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 2314 Н-с/кг (236,0 с) |
Время горения | 27 с |
Порох | CTPB |
Первая ступень – Л-140 [3] | |
Высота | 19,09 м (62,6 футов) |
Диаметр | 3,80 м (12,5 футов) |
Полная масса | 165,89 тонны (365700 фунтов) |
Питаться от | Викинг 5Б |
Максимальная тяга | 2580 кН (580 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 2376 Н-с/кг (242,3 с) |
Время горения | 138 с |
Порох | УХ 25 / Н 2 О 4 |
Вторая ступень – Л-33 [3] | |
Высота | 11,47 м (37,6 футов) |
Диаметр | 2,60 м (8 футов 6 дюймов) |
Полная масса | 39,41 тонны (86 900 фунтов) |
Питаться от | Викинг 4Б |
Максимальная тяга | 784,8 кН (176 400 фунтов силы ) (вакуум) |
Удельный импульс | 2851 Н-с/кг (290,7 с) |
Время горения | 128,9 с |
Порох | УХ 25 / Н 2 О 4 |
Третий этап – Н-10 [3] | |
Высота | 9,89 м (32,4 фута) |
Диаметр | 2,60 м (8 футов 6 дюймов) |
Полная масса | 12,74 тонны (28 100 фунтов) |
Питаться от | ХМ7Б |
Максимальная тяга | 64,2 кН (14 400 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 4336 Н-с/кг (442,1 с) |
Время горения | 729 с |
Порох | ЛОКС / ЛХ 2 |
Часть серии о |
Частный космический полет |
---|
Активные компании |
|
Активные транспортные средства |
Контракты и программы |
Связанный |
Ariane 3 — европейская одноразового использования ракета-носитель , которая использовалась для одиннадцати запусков в период с 1984 по 1989 год. Она входила в Ariane семейство ракет . Основным производителем Ariane 3 была компания Aérospatiale , а ведущим агентством по его разработке — Национальный центр космических исследований (CNES).
Разработка Ariane 3 была одобрена в июле 1979 года, за несколько месяцев до первого полета Ariane 1 . Основываясь на дизайне и инфраструктуре Ariane 1, новая пусковая установка разрабатывалась одновременно с Ariane 2 , с которой она имела большую часть своей конструкции. Он представлял собой усовершенствованную версию Ariane 1, а не замену, но был способен поднимать еще более тяжелые полезные нагрузки на геостационарную переходную орбиту (GTO), а также запускать два спутника за один запуск. Разработанный в основном за два года, Ariane 3 совершил свой первый полет 4 августа 1984 года, фактически опередив своего брата Ariane 2. За свой короткий срок службы, осуществив свой последний запуск 12 июля 1989 года, семейство Ariane становилось все более коммерчески конкурентоспособным, став к концу 1980-х годов ведущей на рынке тяжелой ракетой-носителем в мире.
Разработка
[ редактировать ]В 1973 году одиннадцать стран решили продолжить совместное сотрудничество в области исследования космоса и сформировали новую общенациональную организацию для выполнения этой миссии — Европейское космическое агентство (ЕКА). [4] Шесть лет спустя, в декабре 1979 года, появление работоспособной европейской одноразовой системы запуска первой ракетной установки «Ариан-1» было отмечено успешным запуском из Гвианского космического центра в Куру , Французская Гвиана . [5] Вскоре «Ариан-1» стал считаться мощной и конкурентоспособной ракетой-носителем по сравнению с конкурирующими платформами, предлагаемыми Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки . [6] Однако еще до того, как пусковая установка была введена в эксплуатацию, существовало сильное желание быстро создать улучшенные варианты, которые могли бы выдерживать даже большую полезную нагрузку, чем Ariane 1. Эти желания привели к созданию как Ariane 2 , так и Ariane 3. [7]
Хотя эта инициатива была впервые предложена в 1978 году, еще до первого полета Ariane 1, разрешение на начало первого этапа разработки не было получено до июля 1979 года. [8] Основная часть опытно-конструкторских работ по новой ракете-носителю велась между 1980 и 1982 годами. Ariane 3 была разработана для удовлетворения будущего спроса на доставку двухтонной полезной нагрузки на геостационарную переходную орбиту (GTO). [8] По словам историка аэрокосмической отрасли Брайана Харви, несмотря на принятую последовательность нумерации, Ariane 3 был прямым преемником Ariane 1, а не Ariane 2, как можно было логически предположить. [8] Основным агентством, стоящим за разработкой Ariane 3, был Национальный центр космических исследований (CNES), а ведущей компанией по его производству был французский производитель аэрокосмической техники Aérospatiale . [9]
Чтобы снизить затраты, CNES распорядился, чтобы в усовершенствованиях ракеты-носителя можно было использовать только проверенные технологии; фактически бюджет на проведение новой серии испытаний не был предусмотрен. Кроме того, было ограничено использование существующей стартовой площадки и погрузочно-разгрузочных средств, созданных для Ariane 1, и не допускалось переоснащение производственной линии Ariane. [8] Однако одним из новых объектов инфраструктуры, который был разрешен, было создание оборудования слежения в Кот-д'Ивуаре ; Существующая инфраструктура, базирующаяся в Бразилии, используемая Ariane 1, была менее подходящей из-за повышенных характеристик Ariane 3, который выполнял другой профиль подъема и достигал 250 км, а не 200 км перед выходом на орбиту. [10] Повышение производительности было достигнуто несколькими различными способами, такими как удлиненные топливные баки третьей ступени, позволяющие вмещать на 30 процентов больше топлива, повышенное давление сгорания в нескольких ступенях, новая конструкция межбакового пространства, которая поддерживала добавление твердотопливных ускорителей, а также внедрение новая топливная смесь. [11]
Доработанный Ariane 3 имел ту же базовую конструкцию, что и более ранний Ariane 1 , но включал в себя многочисленные модификации, которые были сделаны для Ariane 2. В отличие от Ariane 2, две твердотопливные PAP. ракеты -носители для дополнения первой ступени использовались при взлете. [3] [12] Активная часть Ariane 3 была по существу идентична активной зоне Ariane 2. Первая ступень была оснащена четырьмя двигателями Viking 2B двухкомпонентными , сжигающими UH 25 (25% прямого гидразина , 75% НДМГ ) в окислителе тетроксида динитрога . Вторая ступень была оснащена двигателем Viking 4B, который использовал ту же комбинацию топлива и окислителя. На третьей ступени использовался криогенный двигатель HM7B , сжигающий жидкий водород в жидком кислороде . В некоторых полетах Mage 2 . в качестве четвертой ступени использовался кик-мотор [13] Одной из нетипичных модификаций для того времени была пересмотренная система развертывания спутников, которая могла облегчить запуск двух спутников меньшего размера, а также одного более крупного. [8]
Дизайн Ariane 3 сильно повлиял на дизайн его преемника Ariane 4 ; Хотя группа разработчиков рассматривала различные подходы к созданию такой пусковой установки, одна из изученных концепций включала добавление пятого двигателя к увеличенной первой ступени Ariane 3. [14] Однако было установлено, что это потребовало очень высокого уровня работ по модернизации; Вместо этого был принят альтернативный подход, при котором первая ступень была удлинена, чтобы вмещать 210 тонн топлива вместо 145 тонн, как на Ariane 3. Хотя вторая и третья ступени Ariane 4 остались идентичными Ariane 3, дальность полета Для применения на этом типе были разработаны навесные ускорители , предназначенные для постепенного увеличения грузоподъемности ракеты. [14] В целом Ariane 4 был на 15 процентов меньше Ariane 3. [15] По сути, это была улучшенная и развитая версия более раннего Ariane 3, отличавшаяся в первую очередь применением различных твердотопливных и жидкостных ускорителей, причем последний был единственной совершенно новой конструктивной особенностью Ariane 4. [14]
История запуска
[ редактировать ]Ariane 3 совершил свой первый полет 4 августа 1984 года, почти за два года до первого запуска Ariane 2, выведя спутники ECS-2 и Télécom 1A на геостационарную переходную орбиту (GTO). [16] ЕКА выбрало расчетный риск при первом запуске, сэкономив 60 миллионов евро, выполнив коммерческий запуск с помощью самого первого полета Ariane 3. Это, возможно, было еще более смелым, поскольку в этом полете использовалась не только новая пусковая установка, но и новая возможность запускать два спутника одновременно. [16] Риск оправдался: запуск оказался полным успехом. На момент первого полета Ariane 3 Соединенные Штаты все еще владели большей частью мирового рынка ракет-носителей; к концу года портфели заказов сместились в пользу семейства Ariane, у которого были невыполненные заказы на запуск 30 спутников общей стоимостью 1 миллиард евро. [16]
Одиннадцать ракет-носителей Ariane 3 были запущены десять раз успешно и одна неудачно. Авария произошла во время пятого полета, запущенного 12 сентября 1985 года, когда третья ступень не загорелась, в результате чего ракета не вышла на орбиту. ECS -3 и Spacenet-3 . В результате аварии были потеряны спутники [17] [18] Несмотря на эту единственную потерю, надежность семейства Ariane означала, что затраты на страхование ракеты-носителя на самом деле были меньше, чем у конкурирующих американских ракет-носителей. [16] На протяжении 1980-х годов платформа становилась все более конкурентоспособной на мировой арене. [16]
По словам Харви, семейство Ariane стало доминирующей серией ракет-носителей на мировом рынке еще в 1986 году. [6] Несмотря на относительный успех, Ariane 3 была быстро заменена еще более мощной Ariane 4 , в результате чего пусковая установка провела лишь сравнительно небольшое количество запусков. Свой последний полет Ariane 3 совершил 12 июля 1989 года со спутником Olympus F1 . [2] [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харви, Брайан. Европейская космическая программа: до Арианы и за ее пределами. Springer Science & Business Media, 2003. ISBN 1-8523-3722-2 , стр. 518.
- ^ Jump up to: а б Кребс, Гюнтер. «Ариан-3» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Ариана, Дизайн(1)» . www.b14643.de . b14643.de . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. стр. 161–162. ISBN 978-1-85233-722-3 .
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 169. ИСБН 978-1-85233-722-3 . .
- ^ Jump up to: а б Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 172. ИСБН 978-1-85233-722-3 .
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. стр. 172–174. ISBN 978-1-85233-722-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 174. ИСБН 978-1-85233-722-3 .
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 214. ИСБН 978-1-85233-722-3 .
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 215. ИСБН 978-1-85233-722-3 .
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. стр. 213–215. ISBN 978-1-85233-722-3 .
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. стр. 216–217. ISBN 978-1-85233-722-3 .
- ^ Уэйд, Марк. «Маг 2» . Энциклопедия астронавтики . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 179. ИСБН 978-1-85233-722-3 .
- ^ Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 180. ИСБН 978-1-85233-722-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Харви, Брайан (2003). Европейская космическая программа: до Арианы и дальше . Книги Springer-Praxis по астрономии и космическим наукам. Лондон; Нью-Йорк: Чичестер, Великобритания: Спрингер; опубликовано совместно с Praxis Pub. п. 176. ИСБН 978-1-85233-722-3 .
- ^ Jump up to: а б «Арианское наследие — Ариана 1-3» . Арианспейс . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Уэйд, Марк (26 апреля 2009 г.). «Ариана» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 26 апреля 2009 года . Проверено 6 июня 2024 г.