Голубое происхождение
Голубое происхождение | |
Тип компании | Частный |
Промышленность | Поставщик аэрокосмических и пусковых услуг |
Основан | 8 сентября 2000 г |
Основатель | Джефф Безос |
Штаб-квартира | Кент, Вашингтон , США |
Количество локаций | 11 (4 производственных объекта и 7 региональных офисов) |
Обслуживаемая территория | Соединенные Штаты Америки |
Ключевые люди | Дэйв Лимп ( генеральный директор ) |
Продукты | Нью Шепард Нью-Гленн Голубая луна Голубое кольцо Орбитальный риф |
Владелец | Джефф Безос |
Количество сотрудников | 11,000 (2023) [1] |
Дочерние компании |
|
АСН | 55244 |
Веб-сайт | blueorigin.com |
Blue Origin Enterprises, LP , [2] обычно называемый Blue Origin [3] — американский производитель аэрокосмической продукции , государственный подрядчик, поставщик услуг запуска , [4] [5] и космические технологии [6] Компания со штаб-квартирой в Кенте, штат Вашингтон, США . Компания производит ракетные двигатели для Launch Alliance (ULA), United ракеты Vulcan а также производит собственные ракеты , космические корабли , спутники . [7] и тяжелые ракеты-носители . Компания является вторым поставщиком услуг по посадке на Луну для НАСА « программы Артемида» и получила контракт на сумму 3,4 миллиарда долларов. [8] Компания производит четыре ракетных двигателя: БЕ-3У , БЕ-3ПМ , БЕ-4 и БЕ-7 . [9]
В 2016 году организация была награждена премией Роберта Дж. Коллиера за демонстрацию возможности повторного использования ракетного ускорителя в рамках своей программы New Shepard Rocket Program. [10] Награда вручается Национальной ассоциацией аэронавтики США (NAA) и вручается тем, кто добился «величайших достижений в области аэронавтики или астронавтики в Америке в отношении улучшения характеристик, эффективности и безопасности воздушных или космических аппаратов». ценность которых была полностью продемонстрирована фактическим использованием в течение предыдущего года». [11]
История
[ редактировать ]Компания была основана в 2000 году Джеффом Безосом , основателем Amazon . [12] [13] Роб Мейерсон присоединился к компании в 2003 году и занимал должность генерального директора, а затем покинул компанию в 2018 году. [14] Боб Смит занимал пост генерального директора с 2018 по 2023 год. [15] Нынешний генеральный директор - Дэйв Лимп. [16] О деятельности компании в первые годы ее существования известно мало. В 2006 году компания приобрела землю для своей миссии в Нью-Шепарде в 30 милях к северу от Ван-Хорна, штат Техас, США, под названием Launch Site One (LS1). В ноябре 2006 года был запущен первый испытательный аппарат — ракета Годдард, которая достигла высоты 285 футов. [17]
Начав разработку орбитальной ракетной системы до 2012 года и заявив в 2013 году на своем веб-сайте, что первая ступень будет осуществлять вертикальную посадку с приводом и быть многоразовой, компания публично объявила о своих намерениях создать орбитальную ракету-носитель в сентябре 2015 года. В январе 2016 года В компании указали, что новая ракета будет во много раз больше New Shepard . Компания публично представила высокоуровневый дизайн автомобиля и в сентябре 2016 года объявила его название « New Glenn ». New Glenn Тяжелая ракета-носитель может быть выполнена как в двухступенчатом , так и в трехступенчатом вариантах. Новый Glenn планируется запустить в третьем квартале 2024 года. [18]
20 июля 2021 года New Shepard выполнил свою первую пилотируемую миссию в суборбитальное пространство под названием Blue Origin NS-16 . Полет длился около 10 минут и пересек линию Кармана . Пассажирами были Джефф Безос , его брат Марк Безос , Уолли Фанк и Оливер Дэмен после того, как неназванный победитель аукциона (позже выяснилось, что это был Джастин Сан ) отказался от участия из-за конфликта в расписании. Последующие пассажирские и грузовые миссии New Shepard были: Blue Origin NS-17 , Blue Origin NS-18 , Blue Origin NS-19 , Blue Origin NS-20 , Blue Origin NS-21 и Blue Origin NS-23 . [19]
Компания в первую очередь использует поэтапный подход от суборбитального к орбитальному полету . [20] каждый шаг развития опирается на предыдущую работу. Компания занялась орбитальных космических полетов технологий разработкой в 2014 году, первоначально в качестве поставщика ракетных двигателей по контрактному соглашению на создание ракетного двигателя BE-4 для крупного американского оператора систем запуска United Launch Alliance (ULA) . United Launch Alliance (ULA) сообщила, что первый полет ее Vulcan Centaur тяжелой ракеты-носителя запланирован на четвертый квартал 2023 года. Основная мощность тяжелой ракеты-носителя поддерживается двумя двигателями BE-4 . 7 июня 2023 года United Launch Alliance (ULA) провела запуск Vulcan Centaur ракеты для готовности к полету на стартовой площадке 41 на космических сил на мысе Канаверал станции , штат Флорида , США . Два БЕ-4 ракетных двигателя работали как положено. [21]
В 2024 году компания выиграла свой первый контракт NSSL , на запусках будет использоваться машина New Glenn. [22]
Ракеты-носители
[ редактировать ]Нью Шепард
[ редактировать ]New Shepard — полностью многоразовая суборбитальная ракета-носитель, разработанная для космического туризма . Транспортное средство названо в честь Алана Шепарда , первого американского астронавта, побывавшего в космосе. Транспортное средство способно осуществлять вертикальный взлет и посадку и может доставлять людей и полезные грузы к краю космоса . [23]
Ракета New Shepard -носитель представляет собой ракету , состоящую из ракеты-носителя и капсулы экипажа. Капсула может быть сконфигурирована для размещения до шести пассажиров , груза или их комбинации. Ракета носитель - приводится в движение одним двигателем БЕ-3ПМ , который отправляет капсулу в апогей ( суборбитальную ) на высоту 100,5 километров (62,4 мили) и пролетает над линией Кармана , где пассажиры и груз могут испытать несколько минут невесомости, прежде чем капсула возвращается на Землю. [24] [25]
Ракета-носитель спроектирована как полностью многоразовая: капсула возвращается на Землю с помощью трех парашютов и твердотопливного ракетного двигателя . Ракета -носитель приземляется вертикально на ту же стартовую площадку, с которой взлетела. Компания успешно запускала и приземляла New Shepard ракету-носитель 23 раза, при этом 1 частичная неудача была признана успешной, а 1 неудачной. Ракета -носитель имеет длину 15,0 метров (49,2 фута), диаметр 3,7 метра (12 футов) и стартовую массу 75 коротких тонн (150 000 фунтов; 68 000 кг). Двигатель БЭ-3ПМ развивает тягу на взлете 490 кН . New Shepard позволяет компании значительно снизить стоимость космического туризма , делая этот опыт более доступным для широкой публики . [26] [27]
Нью-Гленн
[ редактировать ]New Glenn — это тяжелая ракета-носитель , запуск которой ожидается в третьем квартале 2024 года в рамках миссии EscaPADE . Дата запуска была перенесена из-за многочисленных задержек. Проектные работы над аппаратом, названным в честь НАСА астронавта Джона Гленна , начались в начале 2012 года. Иллюстрации аппарата и его общие характеристики были первоначально публично представлены в сентябре 2016 года. Полный аппарат впервые был представлен на стартовой площадке 21 февраля. , 2024. [28] Ракета имеет диаметр 7 метров (23 фута), а ее первая ступень оснащена семью двигателями БЕ-4 . Утверждается, что обтекатель диаметром 7 метров имеет вдвое больший объем полезной нагрузки, чем «любая коммерческая система запуска», и является самым большим обтекателем полезной нагрузки в мире. [29]
Как и New Shepard , первая ступень New Glenn также предназначена для многоразового использования . В 2021 году компания начала концептуальную разработку подходов, позволяющих сделать вторую ступень многоразовой , с проектом под кодовым названием « Проект Джарвис ». [30]
9 февраля 2023 года НАСА объявило, что выбрало New Glenn тяжелую ракету-носитель для запуска двух космических кораблей Escape и Plasma Acceleration and Dynamics Explorer (ESCAPADE) . New Glenn Тяжелая ракета-носитель запустит ESCAPADE [31] [32] в третьем квартале 2024 года, когда космический корабль ESCAPADE выйдет на орбиту Марса примерно через год после запуска.
В 2024 году Blue Origin получила финансирование от USSF для оценки способности New Glenn запускать полезные нагрузки для национальной безопасности. [33]
Голубая луна
[ редактировать ]В мае 2019 года Джефф Безос объявил о планах создания с экипажем, лунного корабля известного как Blue Moon . [34] Стандартная версия посадочного модуля предназначена для перевозки 3,6 т (7900 фунтов) на поверхность Луны до 6,5 т (14 000 фунтов) , тогда как удлиненный вариант танка может приземлить на Луну . Оба аппарата предназначены для мягкой посадки на Луну. Луны поверхность .
На посадочном аппарате будет использоваться двигатель БЕ-7 гидролоксный . [35] 19 мая 2023 года НАСА заключило контракт с Blue Origin на разработку, испытание и развертывание своей системы посадки на Голубую Луну для миссии агентства Artemis V , которая исследует Луну и готовит будущие миссии с экипажем на Марс . Проект включает в себя беспилотную испытательную миссию с последующей высадкой экипажа на Луну в 2029 году. Стоимость контракта составляет 3,4 миллиарда долларов. [36] [37] В середине 2024 года компания объявила о завершении первоначальных приемочных испытаний двигателей для варианта MK1 посадочного модуля Blue Moon. [38]
Ракетные двигатели
[ редактировать ]БЭ-1
[ редактировать ]Первым двигателем Blue Origin был «простой однотопливный двигатель» под названием Blue Engine-1 ( BE-1 ), который использовал пероксидное всего 8,9 кН (2000 фунтов силы) топливо и создавал тягу . [39]
БЭ-2
[ редактировать ]Синий двигатель-2 ( BE-2 ) представлял собой двухтопливный двигатель, работавший на керосине и перекиси и производивший тягу 140 кН (31 000 фунтов силы). [39]
БЭ-3 (БЭ-3У и БЭ-3ПМ)
[ редактировать ]БЕ -3 — это семейство ракетных двигателей производства Blue Origin в двух вариантах: БЕ-3У и БЕ-3ПМ. Ракетный двигатель представляет собой на жидком водороде и жидком кислороде (LH2/LOX) криогенный двигатель , который может создавать тягу 490 кН (110 000 фунтов силы) и 710 кН (160 000 фунтов силы) соответственно. Первые испытания камеры тяги начались в НАСА Стеннис [40] в 2013 году. [41] К концу 2013 года BE-3 был успешно испытан в ходе полноценных суборбитальных испытаний с имитацией фаз выбега и повторными включениями двигателей, «демонстрируя глубокий дроссель, полную мощность, длительный и надежный перезапуск — и все это за одно испытание». последовательность." [42] НАСА опубликовало видео испытаний. [41] По состоянию на декабрь 2013 г. [update]Двигатель продемонстрировал более 160 запусков и 9100 секунд (2,5 часа) работы на испытательном полигоне компании недалеко от Ван Хорна, штат Техас . [42] [43]
- БЭ -3У открытым расширительным циклом представляет собой вариант БЭ-3 с . Два из этих двигателей будут использоваться для привода New Glenn второй ступени тяжелой ракеты-носителя . Тяга БЭ-3У составляет 710 килоньютонов (160 000 фунтов силы). [44]
- В BE-3PM используется конструкция двигателя с насосным питанием и отводным циклом сгорания, позволяющим отбирать небольшое количество продуктов сгорания из основной камеры сгорания двигателя для питания турбонасосов . Один двигатель используется для питания пропульсивного модуля (ПМ) New Shepard . Тяга БЭ-3ПМ составляет 490 килоньютонов (110 000 фунтов силы). [44] Ракетный двигатель можно снизить до 110 кН (25 000 фунтов силы) для использования при управляемой вертикальной посадке.
БЕ-4
[ редактировать ]BE-4 — это ракетный двигатель, работающий на жидком кислороде и сжиженном природном газе (LOX/LNG), который может развивать тягу 2400 кН (550 000 фунтов силы). [45]
В конце 2014 года компания подписала соглашение с United Launch Alliance (ULA) на разработку двигателя БЕ-4 для модернизированных ULA Atlas V и Vulcan Centaur ракет , заменяющих РД-180 российский ракетный двигатель . Недавно разработанная тяжелая ракета-носитель будет использовать два двигателя BE-4 мощностью 2400 кН (550 000 фунтов силы) на каждой первой ступени . Программа разработки двигателя для БЕ-4 началась в 2011 году. [46]
31 октября 2022 года в официальном аккаунте Blue Origin в Твиттере было объявлено, что первые два двигателя BE-4 были доставлены в ULA и находятся в процессе интеграции в ракету Vulcan. В более позднем твите генеральный директор ULA Тори Бруно сообщил, что один из двигателей уже установлен на ракете-носитель, и что другой вскоре присоединится к нему. [47] 7 июня 2023 года два ракетных двигателя BE-4 работали, как и ожидалось, когда ULA выполнила запуск ракеты «Вулкан» для подготовки к полету на стартовой площадке 41 на станции космических сил на мысе Канаверал, штат Флорида . [48] [49]
Vulcan Centaur впервые был запущен 8 января 2024 года, успешно доставив Astrobotic Technology от Peregrine лунный посадочный модуль , первую миссию в рамках программы НАСА Commercial Lunar Payload Services (CLPS) с использованием двигателя BE-4. [50]
БЭ-7
[ редактировать ]Двигатель BE-7 представляет собой двигатель двойного детандерного цикла, работающий на жидком кислороде и жидком водороде , который в настоящее время находится в стадии разработки и предназначен для использования на Blue Moon . [51] Двигатель развивает тягу 44 кН (10 000 фунтов силы). Первые испытания на зажигание были проведены в июне 2019 года, а испытания узла камеры сгорания продлятся до 2023 года. [52]
Спусковой двигатель с толкателем
[ редактировать ]Компания в партнерстве с Aerojet Rocketdyne разработала толкача для систему аварийного спасения при запуске суборбитальной капсулы экипажа New Shepard . Aerojet Rocketdyne Crew Capsule Escape предоставляет твердотопливный ракетный двигатель (CCE SRM), а система управления вектором тяги , которая управляет капсулой во время прерывания, разработана и изготовлена Blue Origin. [53] [54]
Удобства
[ редактировать ]У компании есть предприятия по всей территории США, в том числе пять основных офисов и пять региональных офисов: [55]
- Кент, Вашингтон (штаб-квартира)
- Ван Хорн, Техас
- Станция космических сил на мысе Канаверал , Флорида
- Хантсвилл, Алабама
- Центр космических полетов Маршалла , Алабама
- Арлингтон, Вирджиния
- Денвер, Колорадо
- Лос-Анджелес, Калифорния
- Финикс, Аризона
- Вашингтон, округ Колумбия
Штаб-квартира компании находится в Кенте, штат Вашингтон . Разработка ракет осуществляется в его штаб-квартире. С 2016 года компания продолжает расширять свои офисы в Сиэтле и мощности по производству ракет, купив прилегающий участок площадью 11 000 м². 2 (120 000 кв. футов)-здание. [56] В 2017 году компания подала разрешения на строительство нового дома площадью 21,9 тыс. м. 2 (236 000 кв. футов) складской комплекс и еще 9 560 м 2 (102 900 кв. футов) офисных помещений. [57] 6 июня 2020 года компания открыла новую штаб-квартиру и научно-исследовательский центр под названием O'Neill Building. [58] [59]
Стартовая площадка №1 (LSO)
[ редактировать ]Corn Ranch, обычно называемая Launch Site One (LSO), является стартовой площадкой компании в 30 милях к северу от Ван Хорна, штат Техас. [60] Стартовый комплекс расположен по координате 31,422927° с.ш. и 104,757152° з.д. [61]
В дополнение к суборбитальной стартовой площадке, стартовая площадка №1 (LSO) включает в себя ряд стендов для испытаний ракетных двигателей , а также испытательные камеры для поддержки гидролоксных , металоксных и хранимых используемых топливных двигателей. Для испытаний двигателей БЕ-3 и БЕ-4 имеются три испытательных стенда. Испытательные камеры поддерживают горение на полную тягу и полную продолжительность, а одна поддерживает кратковременные испытания предварительной горелки под высоким давлением .
Синий двигатель
[ редактировать ]Производство двигателей расположено в Хантсвилле, штат Алабама, на заводе Blue Engine площадью 600 000 кв. футов. На веб-сайте компании говорится: «Завод по производству двигателей мирового класса в Ракетном городе осуществляет высокоскоростное производство двигателей БЕ-4 и БЕ-3У.
Компания планирует третье крупное расширение в Хантсвилле, и компания получила одобрение на продажу 14,83 акра земли, прилегающей к уже разросшемуся кампусу, по цене 1,427 миллиона долларов. [62]
Орбитальный космодром (ОЛС)
[ редактировать ]Орбитальная стартовая площадка (OLS) на станции космических сил на мысе Канаверал занимается разработкой ракет и проведением обширных испытаний. Компания переоборудовала стартовый комплекс 36 (LC-36) для вывода своего корабля New Glenn . на орбиту [63] на станции космических сил на мысе Канаверал . Первоначально объект был завершен в 2020 году и используется для строительства прототипов New Glenn, испытаний ракет и проектирования. [64]
Объект компании расположен на 306 акрах земли, образованной из бывших стартовых комплексов 11, 36А и 36Б. На земельном участке построен испытательный стенд для ракетного двигателя БЕ-4, стартовая установка, получившая название «Орбитальный космодром» (отсюда и название), а также комплекс многоразовых ускорителей по ремонту для ракеты-носителя «Нью-Гленн», которая, как ожидается, будет приземлитесь на дрон-корабль и вернитесь в порт Канаверал для ремонта. Производство «крупных элементов, таких как первая и вторая ступени New Glenn, а также обтекателей полезной нагрузки и других крупных компонентов, будет производиться неподалеку в Exploration Park , который находится недалеко от входа в комплекс посетителей Космического центра Кеннеди на острове Мерритт, Флорида . [65]
Другие проекты
[ редактировать ]Голубое кольцо (космический грузовик)
[ редактировать ]Автомобиль Blue Ring был анонсирован компанией Blue Origin в октябре 2023 года. Он будет иметь собственный двигатель и предназначен для орбитальной логистики и доставки. В марте 2024 года в партнерстве с Космическими силами США было объявлено, что возможности «Голубого кольца» вскоре будут проверены в ходе миссии под названием DarkSky-1. [66]
Орбитальный риф (коммерческая космическая станция)
[ редактировать ]Компания и ее партнеры Sierra Space , Boeing , Redwire Space и Genesis Engineering Solutions выиграли награду в размере 130 миллионов долларов на запуск проекта своей коммерческой космической станции Orbital Reef. Проект задуман как расширяемый бизнес-парк, в котором самолеты Boeing Starliner Sierra Space и Dream Chaser будут перевозить пассажиров на низкую околоземную орбиту (НОО) и обратно для туристических , исследовательских и космических производственных проектов. [67]
Конструкция Orbital Reef будет модульной по своей природе, чтобы обеспечить максимальную настройку и совместимость. Сообщается, что он будет предназначен для стыковки практически со всеми действующими космическими кораблями, такими как SpaceX Dragon 2 , Союз (космический корабль) , Dream Chaser и Boeing Starliner . Первоначальными модулями будут: Life, Node, Core и Research Modules. [68]
В 2024 году НАСА увеличило финансирование Орбитального рифа на 42 миллиона долларов, в результате чего общая сумма гранта составила 172 миллиона долларов. [69]
Ядерная ракетная программа
[ редактировать ]НАСА планирует протестировать космические корабли , двигатели и другие ракетные системы, работающие на основе ядерного деления , не позднее 2027 года в рамках усилий агентства по демонстрации более эффективных методов путешествий в космическом пространстве для исследования космоса . [70] Одним из преимуществ использования ядерного деления в качестве топлива для космических кораблей является то, что ядерные системы могут иметь меньшую массу, чем солнечные элементы, а это означает, что космический корабль может быть намного меньше, но при этом более эффективно поглощать и использовать такое же количество энергии. Концепции ядерного деления , которые могут привести в действие как системы жизнеобеспечения, так и двигательные установки, могут значительно снизить стоимость и время полета во время исследования космоса. [71]
Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны заключило контракты с компаниями General Atomics , Lockheed Martin и Blue Origin на финансирование и строительство ядерных космических кораблей в рамках программы агентства « Демонстрационная ракета для гибких цислунарных операций» или программы DRACO. Компания получила 2,9 миллиона долларов на разработку конструкции компонентов космического корабля . [72]
В партнерстве с Blue Origin, Ultra Safe Nuclear Corp., GE Hitachi Nuclear Energy , GE Research , Framatome and Materion , USNC-Tech выиграла контракт на 5 миллионов долларов от НАСА и Министерства энергетики США (DOE) на разработку ядерной двигательной установки большой дальности. Система под названием «Демонстрационный марсианский двигатель с регулируемой мощностью» или PADME. [73]
Космические технологии
[ редактировать ]В 2023 году НАСА выделило компании 35 миллионов долларов за работу компании по возобновлению роста Луны, которая будет использоваться для систем на солнечной энергии на Луне. На веб-сайте компании говорится, что «Blue Alchemist — это предлагаемое комплексное, масштабируемое, автономное и коммерческое решение, которое производит солнечные элементы из лунного реголита, который представляет собой пыль и щебень, изобилующие на поверхности Луны. На основе В процессе, называемом электролизом расплавленного реголита, этот прорыв позволит обеспечить неограниченное количество кабелей для передачи электроэнергии и энергии в любой точке поверхности Луны. Этот процесс также производит кислород в качестве полезного побочного продукта для движения и жизнеобеспечения».
Гэри Лай, главный архитектор ракеты New Shepard, заявил во время церемонии награждения первопроходцев в Музее авиации Сиэтла, что [компания] «стремится стать первой компанией, которая добывает природные ресурсы с Луны для использования здесь, на Земле». Он также упомянул что компания разрабатывает новый подход к добыче огромных ресурсов космического пространства.
Данные о рейсах Blue Origin
[ редактировать ]1 2 3 4 5 6 2005 2010 2015 2020
|
В таблице ниже ♺ означает «Проверенный в полете ускоритель».
Номер рейса. | Дата | Транспортное средство | Апогей | Исход | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 | 5 марта 2005 г. | Харон | 315 футов (0,05 мили) | Успех | Тестовый полет |
2 | 13 ноября 2006 г. | Годдард | 279 футов (0,05 мили) | Успех | Первый испытательный полет ракеты [74] |
3 | 22 марта 2007 г. | Goddard ♺ [75] | Н/Д | Успех | Тестовый полет |
4 | 19 апреля 2007 г. | Годдард ♺ [76] | Н/Д | Успех | Тестовый полет |
5 | 6 мая 2011 г. | PM2 (Двигательный модуль) [77] | Н/Д | Успех | Тестовый полет |
6 | 24 августа 2011 г. | PM2 (Двигательный модуль) ♺ | Н/Д | Отказ | Тестовый полет |
7 | 19 октября 2012 г. | Шепарда Новая капсула | Н/Д | Успех | Испытательный полет с побегом с площадки [78] |
8 | 29 апреля 2015 г. | Нью Шепард 1 | 307 000 футов (58 миль) | Частичный успех | Полет на высоту 93,5 км, капсула восстановлена , ракета-носитель разбилась при приземлении [79] |
9 | 23 ноября 2015 г. | Нью Шепард 2 | 329 839 футов (62 мили) | Успех | Суборбитальный космический полет и посадка [80] |
10 | 22 января 2016 г. | Новый Шепард 2 ♺ | 333 582 футов (63 мили) | Успех | Суборбитальный космический полет и посадка многоразового ракеты-носителя [81] |
11 | 2 апреля 2016 г. | Новый Шепард 2 ♺ | 339 178 футов (64 миль) | Успех | Суборбитальный космический полет и посадка многоразового ракеты-носителя [82] |
12 | 19 июня 2016 г. | Новый Шепард 2 ♺ | 331 501 фут (63 мили) | Успех | Суборбитальный космический полет и посадка повторно используемой ракеты-носителя: Четвертый запуск и посадка одной и той же ракеты. Компания опубликовала прямую трансляцию взлета и посадки. [83] |
13 | 5 октября 2016 г. | Новый Шепард 2 ♺ | Ракета-носитель: 307 458 футов (58 миль) Капсула: 23 269 футов (4 мили) | Успех | Суборбитальный космический полет и приземление многоразового ракеты-носителя. Успешные испытания системы прерывания полета. Пятый и последний запуск и посадка одной и той же ракеты (NS2). [84] |
14 | 12 декабря 2017 г. | Нью Шепард 3 | Ракета-носитель: 322 032 футов (61 миля) Капсула: 322 405 футов (61 миль) | Успех | Перелет чуть менее 100 км и посадка. Первый запуск NS3 и новой Crew Capsule 2.0. [85] |
15 | 29 апреля 2018 г. | Новый Шепард 3 ♺ | 351 000 футов (66 миль) | Успех | Суборбитальный космический полет и приземление многоразового ракеты-носителя. [86] |
16 | 18 июля 2018 г. | Новый Шепард 3 ♺ | 389 846 футов (74 миль) | Успех | Суборбитальный космический полет и приземление повторно используемого ускорителя с капсулой экипажа 2.0–1 RSS HGWells с манекеном . Успешные испытания системы прерывания полета на большой высоте. Продолжительность полета составила 11 минут. [87] |
17 | 23 января 2019 г. | Новый Шепард 3 ♺ | 351 000 футов (66 миль) | Успех | Суборбитальный полет отложен с 18 декабря 2018 г. Было запущено восемь научно-технических грузов НАСА. [88] [89] |
18 | 2 мая 2019 г. | Новый Шепард 3 ♺ | 346 000 футов (65 миль) | Успех | Суборбитальный полет. Максимальная скорость подъема: 2217 миль в час (3568 км/ч), [90] Продолжительность: 10 минут 10 секунд. Полезная нагрузка: 38 полезных нагрузок для исследования микрогравитации (девять спонсируются НАСА). |
19 | 11 декабря 2019 г. | Новый Шепард 3 ♺ | 343 000 футов (64 миль) | Успех | Суборбитальный полет. Полезная нагрузка: множество коммерческих, исследовательских (8 спонсируемых НАСА) и образовательных грузов, включая открытки от Клуба будущего . [91] [92] [93] |
20 | 13 октября 2020 г. | Новый Шепард 3 ♺ | 346 000 футов (65 миль) | Успех | 7-й полёт той же капсулы/ракеты-носителя. На борту 12 полезных нагрузок, включая технологии космической лаборатории, Юго-Западный научно-исследовательский институт, открытки и семена для Клуба будущего, а также несколько полезных нагрузок для НАСА, включая SPLICE для тестирования будущих технологий посадки на Луну в поддержку программы Артемида. [94] |
21 | 14 января 2021 г. | Нью Шепард 4 | 350 858 футов (66 миль) | Успех | Квалификационный полет без экипажа для ракеты NS4 и капсулы «RSS First Step», а также первый полет для NS4. [95] |
22 | 14 апреля 2021 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 348 753 футов (66 миль) | Успех | 2-й полет NS4 с репетицией астронавтов. Гэри Лэй , Сьюзан Нэпп, Клэй Моури и Одри Пауэрс, все сотрудники Blue Origin, являются «заместителями астронавтов». Лай и Пауэрс ненадолго входят. [96] |
23 | 20 июля 2021 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 351 210 футов (66 миль) | Успех | Первый пилотируемый полет ( НС-16 ). Экипаж: Джефф Безос , Марк Безос , Уолли Фанк и Оливер Дэмен . [97] |
24 | 26 августа 2021 г. [98] | Новый Шепард 3 ♺ | 347 434 футов (66 миль) | Успех | Миссия с полезной нагрузкой, состоящая из 18 коммерческих полезных нагрузок внутри капсулы экипажа, демонстрации НАСА технологии посадки на Луну, установленной снаружи ракеты-носителя, и художественной инсталляции, установленной снаружи капсулы экипажа. [99] |
25 | 13 октября 2021 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 341 434 футов (66 миль) | Успех | Второй пилотируемый полет ( НС-18 ). Экипаж: Одри Пауэрс , Крис Бошуизен, Глен де Врис и Уильям Шетнер . [100] |
26 | 11 декабря 2021 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 351 050 футов (66 миль) | Успех | Третий пилотируемый полет ( НС-19 ). Экипаж: Лора Шепард Черчли, Майкл Страхан , Дилан Тейлор , Эван Дик, Лейн Бесс и Кэмерон Бесс. [101] |
27 | 31 марта 2022 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 351 050 футов (66 миль) | Успех | Четвертый пилотируемый полет ( НС-20 ). Экипаж: Марти Аллен, Шэрон Хейгл, Марк Хейгл, Джим Китчен , Джордж Нилд и Гэри Лай . [102] |
28 | 4 июня 2022 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 351 050 футов (66 миль) | Успех | Пятый пилотируемый полет ( НС-21 ). Экипаж: Эван Дик, Катя Эчазаррета , Хэмиш Хардинг , Виктор Корреа Эспанья, Джейсон Робинсон и Виктор Весково . [103] |
29 | 4 августа 2022 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 351 050 футов (66 миль) | Успех | Шестой пилотируемый полет ( НС-22 ). Экипаж: Коби Коттон , Марио Феррейра , Ванесса О'Брайен , Клинт Келли III, Сара Сабри и Стив Янг. [104] |
30 | 12 сентября 2022 г. | Новый Шепард 3 ♺ | 37 402 футов (7 миль) | Отказ | Беспилотный полет с коммерческой полезной нагрузкой на борту ( НС-23 ). Из-за отказа ракеты-носителя во время полета сработала система аварийного спасения , и капсула успешно приземлилась. Расследование инцидента Blue Origin показало, что в сопле BE-3 произошел термоструктурный отказ, который привел к сбою при запуске. [105] |
31 | 19 декабря 2023 г. | Новый Шепард 4 ♺ | 107 060 км (66,5242 миль) | Успех | Успешное возвращение в полет ( NS-24 ) после отказа NS-23 более года назад. 33 полезных груза и 38 000 открыток «Клуба будущего» от студентов со всего мира. [106] |
32 | 19 мая 2024 г. [107] | Новый Шепард 4 ♺ | в. 106 км [108] | Успех | Седьмой пилотируемый полет New Shepard ( NS-25 ). В состав экипажа входили шесть человек: Кеннет Хесс , Сильвен Хирон, Мейсон Энджел, Эд Дуайт , Кэрол Шаллер, Гопи Тотакура. |
Партнерство и финансирование НАСА
[ редактировать ]Компания заключила контракт на выполнение работ для НАСА по нескольким разработкам. Компания получила финансирование в размере 3,7 миллиона долларов от НАСА в 2009 году в соответствии с Соглашением о космосе. [109] [110] в рамках первой программы Commercial Crew Development (CCDev) для разработки концепций и технологий для поддержки будущих пилотируемых космических полетов. [111] [112] НАСА совместно финансировало мероприятия по снижению рисков, связанные с наземными испытаниями (1) инновационной системы аварийного спасения «толкателя», которая снижает стоимость за счет возможности многократного использования и повышает безопасность за счет исключения случая сбрасывания традиционной системы аварийного спасения при запуске «трактора», и ( 2) инновационная композитная кабина сосуда высокого давления, позволяющая одновременно снизить вес и повысить безопасность космонавтов. [109] Позже выяснилось, что это часть более крупной системы, предназначенной для бионической капсулы, которая будет запущена на вершине Atlas V. ракеты [113] 8 ноября 2010 года было объявлено, что компания завершила все этапы согласно Соглашению CCDev Space Act. [114]
В апреле 2011 года компания получила от НАСА финансирование в размере 22 миллионов долларов в рамках программы CCDev Phase 2 . [115] Важные этапы включали (1) проведение анализа концепции миссии (MCR) и анализа системных требований (SRR) орбитального космического корабля, который использует бионическую форму для оптимизации профиля запуска и входа в атмосферу, (2) дальнейшее совершенствование системы эвакуации толкателя, включая наземные и летные испытания, и (3) ускорение разработки двигателя BE-3 LOX/LH2 мощностью 440 кН (100 000 фунтов силы ) посредством полномасштабных испытаний камеры тяги. [116]
В 2012 году Программа коммерческих экипажей НАСА опубликовала последующее предложение CCiCap о разработке доставки экипажей на МКС к 2017 году. Компания не подала предложение по CCiCap, но, как сообщается, продолжила работу над своей программой развития за счет частного финансирования. [117] У компании была неудачная попытка арендовать другую часть Космического побережья , когда в 2013 году они подали заявку на аренду стартового комплекса 39A (LC39A) в Космическом центре Кеннеди – на суше к северу от мыса Канаверал и рядом с ним. AFS - после решения НАСА сдать неиспользуемый комплекс в аренду в рамках предложения по сокращению ежегодных затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание. Заявка компаний заключалась в совместном и неисключительном использовании комплекса LC39A, при этом стартовая площадка должна была иметь возможность взаимодействовать с несколькими транспортными средствами , а затраты на использование стартовой площадки должны были быть разделены между несколькими компаниями в течение срока действия контракта. арендовать. Одним из потенциальных общих пользователей предложенного компанией плана был United Launch Alliance (ULA). Коммерческое использование стартового комплекса LC39A было передано компании SpaceX , которая подала заявку на эксклюзивное использование стартового комплекса для поддержки своих пилотируемых миссий . [118]
Компания завершила работу для НАСА по нескольким небольшим контрактам на разработку, получив к 2013 году общее финансирование в размере 25,7 миллиона долларов. [109] [115] В сентябре 2013 года – до завершения периода торгов и до публичного объявления НАСА результатов процесса – Florida Today сообщила, что компания подала протест в США Главное бухгалтерское управление (GAO) «по поводу того, что, по ее словам, план НАСА предоставить SpaceX эксклюзивную коммерческую аренду для использования законсервированной стартовой площадки космического корабля 39А». [119] Первоначально НАСА планировало завершить рассмотрение заявки и передать площадку к 1 октября 2013 года, но протест отложил принятие решения до тех пор, пока Главное бухгалтерское управление США (GAO) не приняло решение по протесту. [119] [120] SpaceX заявила, что они будут готовы поддержать многопользовательскую систему для площадки 39A. [121] В декабре 2013 года США Главное бухгалтерское управление (GAO) отклонило протест компаний и встало на сторону НАСА , которое утверждало, что ходатайство не содержало предпочтений в отношении использования объекта как многоцелевого, так и одноразового. «В [тендерном документе] участникам тендера просто [просилось] объяснить причины, по которым они выбрали один подход вместо другого, и то, как они будут управлять объектом». [120] НАСА выбрало предложение SpaceX 20-летний контракт аренды стартовой площадки 39A в конце 2013 года и в апреле 2014 года подписало с SpaceX . [122]
Компания подала свою первую заявку на участие в конкурсе NASA Sustaining Lunar Development (SLD) на финансирование и разработку лунного посадочного модуля, способного доставлять астронавтов на поверхность Луны и обратно. В команду под руководством Blue Origin под названием «Национальная команда» входили Lockheed Martin , Northrop Grumman и Draper . 30 апреля 2020 года компания и ее партнеры выиграли контракт на сумму 579 миллионов долларов на начало разработки и тестирования интегрированной системы высадки человека (HLS) для программы «Артемида» по возвращению людей на Луну . [123] [124] Однако команда под руководством Blue Origin проиграла свою первую заявку на работу в программе НАСА «Артемида», и 16 апреля 2021 года НАСА официально выбрало компанию Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX) для разработки, тестирования и создания своей версии системы приземления человека ( HLS) для миссий Артемиды 2 (II), 3 (III) и 4 (IV).
В начале 2021 года компания получила от НАСА более 275 миллионов долларов на проекты лунных кораблей и суборбитальные исследовательские полеты. [125]
Затем 6 декабря 2022 года компания объявила, что подала вторую заявку в рамках конкурса НАСА по устойчивому развитию Луны (SLD) на финансирование и разработку второго лунного посадочного модуля, способного доставлять астронавтов на поверхность Луны и обратно. Это объявление уложилось в крайний срок НАСА для предложений по устойчивому развитию Луны (SLD). Как и в случае с первой заявкой, компания возглавляет другую команду под названием «Национальная команда», в которую входят Draper , Boeing , Lockheed Martin , Astrobotic , Honeybee Robotics и Blue Origin. [126]
19 мая 2023 года НАСА заключило с компанией контракт на разработку, испытание и развертывание системы посадки на Голубую Луну для миссии агентства «Артемида V» , которая исследует Луну и готовит будущие пилотируемые миссии на Марс . Проект включает в себя беспилотную испытательную миссию, за которой последует пилотируемая высадка на Луну в 2029 году. Стоимость контракта составляет 3,4 миллиарда долларов. [36] [37]
Внутреннее и дополнительное финансирование правительства США
[ редактировать ]К июлю 2014 года Джефф Безос инвестировал в компанию более 500 миллионов долларов. [127] и подавляющая часть дальнейшего финансирования в 2016 году была направлена на поддержку развития технологий и операций, причем большая часть финансирования поступила из Джеффа Безоса частного инвестиционного фонда . В апреле 2017 года был опубликован годовой отчет, показывающий, что Джефф Безос продавал на сумму около 1 миллиарда акции Amazon долларов в год для инвестирования в компанию. [128] Джеффа Безоса критиковали за то, что он потратил слишком много своего состояния на космические полеты . [129]
В 2019 году компания получила 181 миллион долларов от ВВС США на разработку ракеты-носителя. Компания также имела право на получение дополнительных грантов на общую сумму 500 миллионов долларов в рамках конкурса по Соглашению об услугах по запуску космических сил США . [130] 18 ноября 2022 года Командование космических систем США компании, которая New Glenn объявило о заключении соглашения с компанией, которое «открывает путь» для ракеты сможет конкурировать за контракты на запуск в целях национальной безопасности после того, как она завершит необходимые летные сертификаты для совершенно секретных военных полезных нагрузок.
В интервью Financial Times в 2023 году Смит сказал, что у компании «сотни миллионов доходов, а также миллиарды долларов заказов». [131]
Компания является частью лунных программ DARPA , в частности Luna10, архитектурного исследования для операций на поверхности Луны. [132]
Ранние тестовые автомобили
[ редактировать ]Харон
[ редактировать ]Первый летно-испытательный аппарат компании, названный Хароном в честь Плутона . спутника [133] был оснащен четырьмя вертикально установленными двигателями Rolls-Royce Viper Mk. 301 реактивный двигатель, а не ракета. Низковысотный аппарат был разработан для тестирования технологий автономного наведения и управления, а также процессов, которые компания будет использовать при разработке своих более поздних ракет. Харон совершил свой единственный испытательный полет в Мозес-Лейк, штат Вашингтон, 5 марта 2005 года. Он поднялся на высоту 96 м (316 футов), а затем вернулся для управляемой посадки возле точки взлета. [134] [135] По состоянию на 2016 год Харон выставлен в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон. [136]
Годдард
[ редактировать ]Следующий испытательный аппарат, названный Goddard (также известный как PM1), впервые поднялся в воздух 13 ноября 2006 года. Полет прошел успешно. Испытательный полет 2 декабря так и не состоялся. [137] [138] Согласно данным Федерального управления гражданской авиации , Годдард выполнил еще два полета. [139] Blue Engine 1, или BE-1, был первым ракетным двигателем, разработанным компанией и использовавшимся в автомобиле разработки Годдарда .
ПМ2
[ редактировать ]Еще один ранний суборбитальный испытательный аппарат, PM2, провел два летных испытания в 2011 году в западном Техасе. Обозначение транспортного средства может быть сокращенным от «Модуль силовой установки». [140] Первый полет представлял собой короткий прыжок (малая высота, взлет и посадка VTVL), выполненный 6 мая 2011 года. Второй полет, 24 августа 2011 года, завершился неудачей, когда наземный персонал потерял связь и управление машиной. Девять дней спустя компания опубликовала свой анализ сбоя. Когда транспортное средство достигло скорости 1,2 Маха и высоты 14 км (46 000 футов), «нестабильность полета привела к изменению угла атаки , который сработал, система безопасности дальности прекратила тягу транспортного средства». Транспортное средство потеряно. [141] Blue Engine 2, или BE-2, представлял собой с насосным питанием двухтопливный двигатель , работающий на керосине и перекиси и производивший тягу 140 кН (31 000 фунтов силы). [142] [143] Пять двигателей BE-2 использовались на разрабатываемом автомобиле компании PM-2 в двух испытательных полетах в 2011 году. [144]
См. также
[ редактировать ]- Космическая гонка миллиардеров , Blue Origin против SpaceX против Virgin Galactic
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майденберг, Мика (9 августа 2023 г.). «Blue Origin Джеффа Безоса планирует запуск своей мега-ракеты. В следующем году. Возможно» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ "Политика конфиденциальности" . Голубое происхождение . 15 февраля 2023 г. . Проверено 1 декабря 2023 г.
мы в Blue Origin Enterprises, LP и наших дочерних и дочерних компаниях, включая Blue Origin, LLC, Blue Origin Alabama, LLC, Blue Origin Federation, LLC, Blue Origin Florida, LLC, Blue Origin Management, LLC, Blue Origin Texas, LLC, и Blue Origin International, LLC, Honeybee Robotics, LLC (совместно именуемые «Blue Origin»).
- ^ Крицберг, Ян (10 августа 2023 г.). «Компания SpaceX Илона Маска столкнулась с серьезной угрозой со стороны своего коллеги-миллиардера» . Улица . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ «ВВС заключили три соглашения о пусковых услугах» . ВВС . 10 октября 2018 г. Проверено 26 августа 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эрвин, Сандра (12 апреля 2021 г.). «DARPA выбирает Blue Origin и Lockheed Martin для разработки демонстрационного космического корабля с ядерной двигательной установкой» . Космические новости . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Blue Origin получила партнерство с НАСА по превращению лунного реголита в системы солнечной энергии на Луне» . Голубое происхождение . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Blue Ring: Blue Origin объявляет о выпуске нового логистического космического корабля | Космическое путешествие» . 21 октября 2023 г. . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ О'Ши, Клэр (19 мая 2023 г.). «НАСА выбирает Blue Origin в качестве второго поставщика лунного модуля «Артемида»» . НАСА . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ «БЭ-7» . Голубое происхождение . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Получатели Collier 2010–2019 | Национальная ассоциация аэронавтики» . Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 3 июля 2023 г.
- ^ «Кольер Трофи | Национальная ассоциация аэронавтики» . Архивировано из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 3 июля 2023 г.
- ^ Собственный корреспондент (24 января 2019 г.). «Компания Kent's Blue Origin проводит еще один успешный запуск New Shepard в космос» . Кент Репортер . Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 года . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Бергер, Эрик (2 апреля 2016 г.). «Почему последний запуск Blue Origin имеет большое значение для дешевого доступа в космос» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Бойл, Алан (8 ноября 2018 г.). «Бывший президент Blue Origin Роб Мейерсон покидает космическое предприятие Джеффа Безоса» . GeekWire . Архивировано из оригинала 1 марта 2019 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Джефф Безос наконец-то избавился от Боба Смита в Blue Origin» . 25 сентября 2023 г.
- ^ «Уходящий исполнительный директор Amazon Дэйв Лимп станет генеральным директором Blue Origin» .
- ^ НСЭ (3 марта 2023 г.). «История голубого происхождения» . Новая космическая экономика . Архивировано из оригинала 21 мая 2023 года . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Фауст, Джефф (13 апреля 2023 г.). «ESCAPADE уверена в запланированном на 2024 год запуске New Glenn» . Космические новости . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «История полетов Нью-Шепарда» . space.skyrocket.de . Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Миссия Blue Origin NS-21 близка к запуску» . Сеть аэро-новостей. 3 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2022 года . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ «ULA испытывает первую ракету Vulcan на мысе Канаверал – космический полет сейчас» . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Эрвин, Сандра (13 июня 2024 г.). «Blue Origin, SpaceX и ULA выиграли контракты Пентагона на запуск на сумму 5,6 миллиарда долларов» . Космические новости . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Blue Origin отправляет шесть искателей острых ощущений на край космоса – CBS News» . www.cbsnews.com . 4 июня 2022 г. . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ «Три минуты микрогравитации стоят стоимости небольшого дома, если вы ученый» . Кварц . 12 января 2018 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Смотрите запуск нового Shepard-22 от Blue Origin! (Полный полет) , заархивировано из оригинала 14 июля 2023 г. , получено 14 июля 2023 г.
- ^ Джонсон, Эрик М.; Шепардсон, Дэвид (12 июля 2021 г.). «США одобрили лицензию Blue Origin на полет человека в космос накануне полета Безоса» . Рейтер . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Фронкевич, Марцин (8 марта 2023 г.). «Экономические последствия космических полетов Blue Origin» . ТС2 СПЕЙС . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Blue Origin представляет нового Гленна на нашей стартовой площадке» .
- ^ Муни, Джастин (6 декабря 2022 г.). «Blue Origin проводит испытания обтекателя на фоне тихого прогресса в Нью-Гленне» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 28 февраля 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Бергер, Эрик (24 августа 2021 г.). «Первые изображения испытательного танка «Проект Джарвис» компании Blue Origin» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 24 августа 2021 года . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ Фауст, Джефф (10 февраля 2023 г.). «Blue Origin выигрывает первый заказ НАСА для Нью-Гленна» . Космические новости . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «НАСА выбирает New Glenn компании Blue Origin для научной миссии на Марс» . Engadget . 10 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Эрвин, Сандра (24 января 2024 г.). «Blue Origin получает финансирование Космических сил США для «интеграционных исследований» в Нью-Гленне » . Космические новости . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Шитц, Майкл (9 мая 2019 г.). «Джефф Безос представляет лунный посадочный модуль Blue Moon для астронавтов » CNBC . Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Кларк, Стивен (9 мая 2019 г.). «Джефф Безос представляет посадочный модуль «Голубая Луна»» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «НАСА выбирает Blue Origin в качестве второго поставщика лунного модуля «Артемида»» . 19 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Blue Origin Безоса выигрывает контракт НАСА на посадку на Луну для астронавтов, чтобы конкурировать со Starship SpaceX» . CNBC . 19 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ «Прибывает все больше и больше оборудования, открывающего нам путь к Луне. Наши двигатели системы управления реакцией газообразного водорода и кислорода завершили приемочные испытания перед установкой на MK1, нашем первом лунном корабле. Наши двигатели RCS обеспечивают различные уровни тяги для точного управления ориентацией. и являются важным шагом на пути к устойчивому присутствию человечества на Луне. Они помогут нам приземлиться в любом месте на поверхности Луны, и, что самое приятное, они используют топливо, которое можно производить из ресурсов на лунной поверхности!» .
- ^ Перейти обратно: а б «Технология Blue Origin» . Голубое происхождение. Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ «Новости развития коммерческого экипажа» . Журнал НьюКосмос . 17 января 2013. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 21 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мессье, Дуг (3 декабря 2013 г.). «Видео испытаний двигателя Blue Origin» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мессье, Дуг (3 декабря 2013 г.). «Blue Origin тестирует новый двигатель в моделируемом профиле суборбитальной миссии» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ↑ Blue Origin тестирует новый двигатель . Архивировано 8 января 2016 г. на Wayback Machine , Aviation Week , 9 декабря 2013 г., по состоянию на 16 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двигатели» . Голубое происхождение . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ «Реверс-инжиниринг BE-4» . forum.nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Ахенбах, Джоэл (17 сентября 2014 г.). «Blue Origin Джеффа Безоса будет поставлять двигатели для космических запусков национальной безопасности» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 25 сентября 2014 года . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ Бойл, Алан (31 октября 2022 г.). «Blue Origin завершает поставку ракетных двигателей BE-4 для первого запуска ULA Vulcan» . GeekWire . Архивировано из оригинала 7 ноября 2022 года . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «ULA испытывает первую ракету Vulcan на мысе Канаверал – космический полет сейчас» . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 3 июля 2023 г.
- ^ В прямом эфире: испытательные запуски двигателя новой ракеты Vulcan от ULA , архивировано из оригинала 3 июля 2023 г. , получено 3 июля 2023 г.
- ^ Джефф Фауст (8 января 2024 г.). «Вулкан Кентавр запускает лунный посадочный модуль Peregrine в первую миссию» . Космические новости . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Джефф Безос представляет макет лунного корабля Blue Origin Blue Moon. Архивировано 9 мая 2019 года в Wayback Machine . Лорен Граш, «Грань» . 9 мая 2019 г.
- ↑ Blue Origin впервые запускает двигатель своего будущего лунного корабля. Архивировано 9 мая 2019 года в Wayback Machine . Лорен Граш, «Грань» . 20 июня 2019 г.
- ^ «Aerojet Motor играет ключевую роль в успешном побеге с площадки Blue Origin» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «Мотор Aerojet Rocketdyne сыграл ключевую роль в успешном тесте на побег экипажа Blue Origin» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «Главный офис, расположение и адреса офисов Blue Origin | Craft.co» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Стайл, Марк (20 октября 2016 г.). «Ракетная компания Безоса Blue Origin стала новым владельцем старого склада в Кенте» . bizjournals.com . Деловой журнал Пьюджет-Саунд. Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ «Космическое предприятие Джеффа Безоса Blue Origin имеет планы по значительному расширению штаб-квартиры в Сиэтле» . Geekwire.com . 22 февраля 2017. Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Blue Origin официально открывает новую штаб-квартиру и центр исследований и разработок» . ТехКранч . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Blue Origin совершает гигантский прыжок через дорогу к новой штаб-квартире космического предприятия в Кенте» . GeekWire . 6 января 2020 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 г. Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Посещение первой стартовой площадки Blue Origin» . www.scopeviews.co.uk . Архивировано из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ "31°25'22,5" с.ш. 104°45'25,8" з.д." . 31°25'22,5" с.ш. 104°45'25,8" з.д. Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Прайс, Уинфорд Хью Протеро (родился 5 февраля 1926 г.), городской казначей, городской совет Кардиффа, 1975–83 гг.» , Who's Who , Oxford University Press, 1 декабря 2007 г., номер документа : 10.1093/ww/9780199540884.013.u31450 , в архиве. из оригинала 17 июля 2023 г. , получено 9 июня 2023 г.
- ↑ Запуск ракетного завода Blue Origin, июнь 2016 г. Архивировано 10 июля 2016 г. в Wayback Machine , по состоянию на февраль 2022 г.
- ^ «Blue Origin оставляет значительный след во Флориде» . wtsp.com . 13 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Давенпорт, Джастин (8 мая 2023 г.). «Blue Origin набирает темп на мысе» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Малевар, Амит (27 марта 2024 г.). «Blue Origin проверит возможности космического грузовика Blue Ring в миссии DarkSky-1» . Интуитивный разум . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Орбитальный риф | Дом» . www.orbitalreef.com . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Зеа, Луис; Уоррен, Лиз; Раттли, Тара; Мошер, Тодд; Келси, Лаура; Вагнер, Эрика (29 марта 2024 г.). «Орбитальный риф и коммерческие пункты назначения на низкой околоземной орбите — предстоящие возможности космических исследований» . npj Микрогравитация . 10 (1): 43. Бибкод : 2024npjMG..10...43Z . дои : 10.1038/s41526-024-00363-x . ISSN 2373-8065 . ПМЦ 10980796 . ПМИД 38553503 .
- ^ «НАСА корректирует соглашения в интересах развития коммерческих станций - НАСА» . 5 января 2024 г. . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Рулетка, Джои (25 января 2023 г.). «США проведут испытания космического корабля с ядерной установкой к 2027 году» . Рейтер . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Бардан, Роксана (23 января 2023 г.). «НАСА и DARPA будут испытывать ядерный двигатель для будущих миссий на Марс» . НАСА . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Шитц, Майкл (12 апреля 2021 г.). «DARPA заключает контракты на создание ядерных космических аппаратов с компаниями Lockheed Martin, Blue Origin Безоса и General Atomics» . CNBC . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Бойл, Алан (24 января 2023 г.). «НАСА объединяет усилия с DARPA в попытке продемонстрировать ядерную ракету для полетов на Марс» . GeekWire . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Грачик, Михаил (14 ноября 2006 г.). «Частная космическая фирма запускает первую испытательную ракету» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 7 января 2007 года . Проверено 9 января 2007 г.
- ^ Бойл, Алан (23 марта 2007 г.). «Ракетные откровения» . MSNBC. Архивировано из оригинала 19 января 2008 года . Проверено 29 января 2008 г.
- ^ «Недавно завершенные/исторические данные о запусках» . ФАА АСТ. Архивировано из оригинала 11 марта 2008 года . Проверено 3 февраля 2008 г.
- ^ «Недавно завершенные/исторические данные о запусках» . ФАА АСТ. Архивировано из оригинала 11 марта 2008 года . Проверено 30 мая 2011 г.
- ^ «Blue Origin провела успешный тест на побег с площадки» . Голубое происхождение. 22 октября 2012. Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Харвуд, Билл (30 апреля 2015 г.). «Blue Origin Безоса завершила первый испытательный полет космического корабля New Shepard» . Космический полет сейчас через CBS News. Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Пастор, Энди (24 ноября 2015 г.). «Компания Blue Origin Джеффа Безоса успешно приземлила отработанную ракету на Землю» . Уолл Стрит Джорнал. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ «Запуск. Земля. Повтор» . Архивировано из оригинала 24 января 2016 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Каландрелли, Эмили (2 апреля 2016 г.). «Blue Origin запускает и приземляет одну и ту же ракету в третий раз» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ Бойл, Алан (19 июня 2016 г.). «Blue Origin Джеффа Безоса ведет прямую трансляцию рискованного испытательного полета своего космического корабля» . GeekWire . Архивировано из оригинала 20 июня 2016 года . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Фауст, Джефф (5 октября 2016 г.). «Blue Origin успешно тестирует систему прерывания полета New Shepard» . Космические новости . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Blue Origin летает на автомобиле New Shepard нового поколения» . SpaceNews.com . 13 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Кларк, Стивен. «Видео: Blue Origin в восьмой раз запускает ракету New Shepard - Spaceflight Now» . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Марсия Данн (19 июля 2018 г.). «Blue Origin Джеффа Безоса запускает космический корабль выше, чем когда-либо» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Кларк, Стивен. «Blue Origin переносит запуск New Shepard на среду – полет в космос сейчас» . Архивировано из оригинала 20 января 2019 года . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ «Blue Origin New Shepard: Миссия 10 (1 квартал 2019 г.) – CollectSPACE: Сообщения» . www.collectspace.com . Архивировано из оригинала 23 января 2019 года . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Кларк, Стивен. «Blue Origin «на шаг ближе» к полетам человека после успешного суборбитального запуска – Spaceflight Now» . Архивировано из оригинала 2 мая 2019 года . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Бойл, Алан (8 декабря 2019 г.). «Смотрите, как Blue Origin отправляет тысячи открыток в космос и обратно в испытательный полет» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «Обновления новой миссии Шепарда NS-12» . Голубое происхождение . Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «Новый Шепард устанавливает рекорд повторного использования в последнем суборбитальном космическом полете» . SpaceNews.com . 11 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Обновления о запуске новой миссии Шепард NS-13» . Голубое происхождение . Архивировано из оригинала 22 сентября 2020 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Blue Origin тестирует размещение пассажиров при суборбитальном запуске» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ «Генеральная репетиция приближает Blue Origin к полету человека в космос» . spacepolicyonline.com . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Рулетка, Джоуи (20 июля 2021 г.). «Blue Origin успешно отправила Джеффа Безоса и ещё троих в космос и обратно» . Грань . Архивировано из оригинала 20 июля 2021 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Blue Origin [@blueorigin] (26 августа 2021 г.). «Капсула, приземление! Полностью успешная миссия с полезной нагрузкой для New Shepard. Огромные поздравления всей команде Blue Origin с еще одним успешным полетом» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ «Новая миссия Шепарда NS-17 с полезной нагрузкой для проведения эксперимента НАСА по посадке на Луну и художественной установки» . Голубое происхождение. Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Майденберг, Мика (13 октября 2021 г.). «Уильям Шетнер отправляется в космос во время второго полета человека Blue Origin» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Бейл, Адриан (11 декабря 2021 г.). «Blue Origin запускает NS-19 с полным пассажирским составом» . NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Уолл, Майк (21 марта 2022 г.). «Заменой Питу Дэвидсону в космическом полете станет Гэри Лэй из Blue Origin» . Space.com. Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ «Новая миссия Шепарда NS-21 отправит в полет шесть астронавтов-заказчиков, включая первую женщину мексиканского происхождения, посетившую космос» . Голубое происхождение. 9 мая 2022 г. . Проверено 19 июня 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Первые египетские и португальские астронавты присоединятся к соучредителю Dude Perfect в 22-м полете Нью-Шепарда» . Голубое происхождение . Архивировано из оригинала 25 июля 2022 года . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ «Выводы Blue Origin NS-23» . Новости Blue Origin . Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «24-я миссия New Shepard доставит в космос 33 научных груза» . Голубое происхождение . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «25-я миссия Нью-Шепарда включает в себя первого в Америке чернокожего кандидата в астронавты» . Голубое происхождение . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Фауст, Джефф (19 мая 2024 г.). «Blue Origin возобновляет суборбитальные полеты New Shepard с экипажем» .
- ^ Перейти обратно: а б с «Соглашение о Законе о космосе Blue Origin» (PDF) . НАСА.gov. Архивировано (PDF) из оригинала 22 ноября 2013 г. Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «Соглашение о Законе о космосе Blue Origin, первая поправка» (PDF) . НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 22 ноября 2013 г. Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «НАСА выбирает коммерческие фирмы для начала разработки концепций перевозки экипажа и демонстрации технологий для пилотируемых космических полетов с использованием средств Закона о восстановлении» . пресс-релиз . НАСА. 1 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2010 года . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Джефф Фауст. «Blue Origin предлагает орбитальный корабль» . Newspacejournal.com. Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «Программа коммерческого экипажа и грузов» (PDF) . www.aiaa.org . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2010 г.
- ^ «Компании первого раунда разработки коммерческого экипажа (CCDev) достигли значительных успехов в области аппаратного обеспечения всего за 9 месяцев, показывают новые изображения и данные» (PDF) . Commercialspaceflight.com. Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2012 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Морринг, Фрэнк младший (22 апреля 2011 г.). «Пять кораблей соперничают за успех космического корабля» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 21 декабря 2011 года . Проверено 23 февраля 2011 г.
награды CCDev-2... и достались Blue Origin, Boeing, Sierra Nevada Corp. и Space Exploration Technologies Inc. (SpaceX).
- ^ «Соглашение о космосе Blue Origin CCDev 2» (PDF) . Procurement.ksc.nasa.gov. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2013 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «НАСА объявляет о выделении 1,1 миллиарда долларов на поддержку трех космических кораблей» . Cosmicclog.nbcnews.com. Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Мэтьюз, Марк К. (18 августа 2013 г.). «Маск и Безос борются за аренду культовой стартовой площадки НАСА» . Орландо Сентинел . Архивировано из оригинала 27 августа 2013 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мессье, Дуг (10 сентября 2013 г.). «Протест Blue Origin Files по поводу аренды площадки 39A» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мессье, Дуг (12 декабря 2013 г.). «Blue Origin проигрывает апелляцию GAO по поводу процесса торгов по площадке 39A» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
- ^ Фауст, Джефф (21 сентября 2013 г.). «Небольшая перепалка из-за букв LC-39A» . Космическая политика . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Дин, Джеймс (15 апреля 2014 г.). «С уважением к истории, SpaceX получила стартовую площадку 39А в порядке» . Флорида сегодня . Архивировано из оригинала 30 июля 2014 года . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ Шитц, Майкл (30 апреля 2020 г.). «НАСА заключает контракты с Джеффом Безосом и Илоном Маском на высадку астронавтов на Луну» . CNBC . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Кристиан, Давенпорт (30 апреля 2020 г.). «Джефф Безос и Илон Маск выигрывают контракты на поставку космических кораблей для высадки астронавтов НАСА на Луну» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Бойл, Алан (11 марта 2023 г.). «В отчете НАСА об экономическом воздействии штата Вашингтон подчеркивается голубое происхождение» . GeekWire . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Фауст, Джефф (7 декабря 2022 г.). «Blue Origin и Dynetics подали заявку на второй лунный корабль «Артемида»» . Космические новости . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Фауст, Джефф (18 июля 2014 г.). «Инвестиции Безоса в Blue Origin превысили 500 миллионов долларов» . Космические новости. Архивировано из оригинала 19 июля 2014 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Сен-Флер, Николас (5 апреля 2017 г.). «Джефф Безос говорит, что продавал акции Amazon на 1 миллиард долларов в год, чтобы финансировать гонку в космос» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 апреля 2017 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Ракетный огонь тщеславия: космическое путешествие Безоса вызвало критику со стороны земных филантропов — The Boston Globe» . BostonGlobe.com . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Эрвин, Сандра (8 апреля 2019 г.). «Blue Origin призывает ВВС отложить конкурс по запускам» . SpaceNews.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 19 октября 2019 г.
- ^ Холлингер, Пегги (3 июля 2023 г.). «Blue Origin планирует выйти за пределы США, открыв международную стартовую площадку» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 3 июля 2023 г.
- ^ «Космический обзор: проектирование лунной инфраструктуры» . www.thespacereview.com . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Бойл, Алан. «5-тонный летающий реактивный ранец миллиардера Amazon.com приземлился в музее Сиэтла» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 3 февраля 2017 года . Проверено 2 февраля 2017 г.
- ^ «Испытательная машина Blue Origin Charon» . Музей полета. Архивировано из оригинала 24 марта 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- ^ «Оригинальный летающий аппарат Харон компании Blue Origin выставлен напоказ в Музее авиации» . Музей полета. Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- ^ «Испытательная машина Blue Origin Charon» . Музей полета. Архивировано из оригинала 24 марта 2013 года . Проверено 6 августа 2016 г.
- ^ Алан Бойл (28 ноября 2006 г.). «Отчет о ракете Blue Origin» . MSNBC . Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 года . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ Алан Бойл (2 декабря 2006 г.). «Голубая тревога перед стартом» . MSNBC . Архивировано из оригинала 7 мая 2008 года . Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ «Запуски» . www.faa.gov . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ «У Blue Origin плохой день (как и у некоторых СМИ)» . Архивировано из оригинала 26 января 2012 года . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ «Blue Origin признает провал испытательного полета» . Космические новости. 12 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «Двигатели Blue Origin» . Голубое происхождение. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ @jeff_foust (10 марта 2018 г.). «Роб Мейерсон показывает на этой диаграмме различные двигатели, разработанные Blue Origin, и транспортные средства, которые их использовали или будут использовать. #spaceexploration» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ Кребс, Гюнтер (29 апреля 2018 г.). «Новый Шепард» . Космическая страница Гюнтера . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Голубое происхождение
- 2000 заведений в Вашингтоне (штат)
- Аэрокосмические компании США
- Американские компании, основанные в 2000 году
- Обладатели Collier Trophy
- Компании, базирующиеся в Кенте, штат Вашингтон
- Округ Калберсон, Техас
- Частные компании, базирующиеся в Вашингтоне (штат)
- Частные космические компании
- Компании, подписавшие соглашение о космическом законе
- Космический туризм
- Технологические компании, основанные в 2000 году.
- Джефф Безос