Лунный посадочный модуль
Лунный посадочный модуль или посадочный модуль на Луну — это космический корабль, предназначенный для посадки на поверхность Луны . По состоянию на 2024 год лунный модуль «Аполлон» является единственным лунным посадочным модулем, который когда-либо использовался в пилотируемых космических полетах: с 1969 по 1972 год он совершил шесть высадок на Луну в рамках американской программы «Аполлон» . Несколько автоматических спускаемых аппаратов достигли поверхности, а некоторые доставили образцы на Землю.
Требования к конструкции этих посадочных модулей зависят от факторов, налагаемых полезной нагрузкой , скоростью полета, требованиями к движителю и ограничениями конфигурации. [1] Другие важные факторы проектирования включают общие потребности в энергии, продолжительность миссии, тип операций миссии на поверхности Луны и систему жизнеобеспечения при наличии экипажа. Относительно высокая гравитация (выше, чем у всех известных астероидов, но ниже, чем у всех планет Солнечной системы) и отсутствие лунной атмосферы сводят на нет использование аэроторможения , поэтому посадочный модуль должен использовать двигательную установку для замедления и достижения мягкой посадки .
История
[ редактировать ]1958–1976
[ редактировать ]Программа «Луна» представляла собой серию роботов-ударников, облетов, орбитальных аппаратов и посадочных модулей, которыми управлял Советский Союз в период с 1958 по 1976 год . «Луна-9» была первым космическим кораблем, совершившим мягкую посадку на Луну 3 февраля 1966 года после 11 неудачных попыток. . Три космических корабля «Луна» доставили на Землю образцы лунного грунта в период с 1972 по 1976 год. Два других космических корабля «Луна» осуществили мягкую посадку роботизированного лунохода « Луноход» в 1970 и 1973 годах. В общей сложности «Луна» совершила семь успешных мягких посадок из 27 попыток приземления.
впервые в США Программа Surveyor совершила мягкую посадку Surveyor 1 2 июня 1966 года. За этим первоначальным успехом последовали еще четыре успешных мягких приземления, последняя из которых произошла 10 января 1968 года. Всего в рамках программы Surveyor было выполнено пять успешных мягких приземлений. приземлений из семи попыток приземления до 10 января 1968 года. Сервейер 6 даже совершил короткий прыжок с поверхности Луны.
Лунный модуль «Аполлон» — лунный модуль американской программы «Аполлон» . По состоянию на 2024 год это единственный лунный корабль с экипажем. Программа «Аполлон» совершила шесть успешных мягких посадок на Луну с 1969 по 1972 год; Седьмая попытка высадки на Луну в рамках программы «Аполлон» была прервана, когда «Аполлона-13 в служебном модуле » произошла взрывная утечка кислорода из кислородных баллонов.
Лунный модуль ЛК — лунный посадочный модуль, разработанный Советским Союзом в рамках нескольких советских пилотируемых лунных программ . Несколько лунных модулей ЛК были запущены без экипажа на низкую околоземную орбиту , однако лунный модуль ЛК так и не долетел до Луны, поскольку разработка Н1 ракеты -носителя необходимой для лунного полета людей терпела неудачи (в том числе несколько неудачных запусков), а после Первые высадки на Луну были осуществлены Соединенными Штатами , Советский Союз отменил программы «Ракета Н1» и «Лунный модуль ЛК» без какого-либо дальнейшего развития.
2013–2023
[ редактировать ]Китайская программа исследования Луны (также известная как проект Чанъэ) включает в себя автоматический спускаемый аппарат, вездеход и компоненты для возврата проб; В рамках программы была осуществлена первая успешная мягкая посадка на Луну с космическим кораблем «Чанъэ-3» 14 декабря 2013 года. По состоянию на 2023 год CLEP осуществил три успешных мягких посадки из трех попыток приземления, а именно «Чанъэ-3» , «Чанъэ». 4 и Чанъэ 5 . «Чанъэ-4» вошел в историю, совершив первую в истории человечества мягкую посадку на обратной стороне Луны.
Израильская компания SpaceIL предприняла попытку роботизированной посадки на Луну своего посадочного модуля Beresheet 4 апреля 2019 года; попытка не удалась. К 2023 году SpaceIL планирует провести еще одну попытку мягкой посадки с использованием последующего роботизированного спускаемого аппарата под названием Beresheet 2 .
Индийская программа «Чандраяан» предприняла неудачную попытку автоматической мягкой посадки на Луну 6 сентября 2019 года в составе своего космического корабля «Чандраяан-2», при этом спускаемый аппарат разбился о поверхность Луны. [2] 23 августа 2023 года следующий посадочный модуль программы Chandrayaan-3 совершил первую в Индии роботизированную мягкую посадку, а затем 3 сентября 2023 года совершил короткий прыжок для проверки технологий, необходимых для индийской миссии по возвращению образцов с Луны под названием Chandrayaan-4 . [3]
Японская компания ispace (не путать с китайской i-Space ) 25 апреля 2023 года предприняла попытку мягкой посадки на Луну своего роботизированного посадочного модуля Hakuto-R Mission 1. Попытка оказалась неудачной, и посадочный модуль врезался в поверхность Луны. У компании есть планы на еще одну попытку посадки в 2024 году.
Российская программа «Луна-Глоб» , преемница советской программы «Луна» , запустила лунный посадочный модуль «Луна-25» 10 августа 2023 года; Предполагаемым пунктом назначения зонда был район южного полюса Луны, но 19 августа 2023 года спускаемый аппарат разбился о поверхность Луны. [4]
Японский интеллектуальный посадочный модуль для исследования Луны совершил успешную посадку на Луну с неправильным положением, плохой полосой пропускания сигнала и даже после потери одного из двигателей во время спуска, но в пределах 100 м (330 футов) от места приземления 19 января 2024 года. Он нес два небольших LEV. Роверы на борту были развернуты отдельно, как раз перед приземлением SLIM. [5] Благодаря этой посадке Япония стала пятой страной, совершившей мягкую посадку на Луну. [6] [7] [8]
2024
[ редактировать ], финансируемой НАСА В январе 2024 года в первой миссии программы CLPS , Peregrine Mission One , через несколько часов после запуска произошла утечка топлива, в результате чего она потеряла способность поддерживать ориентацию и заряжать батарею, тем самым не позволяя ей достичь лунной орбиты и исключая попытку приземления. [9] Впоследствии зонд сгорел в атмосфере Земли.
Второй зонд CLPS «Одиссей» успешно приземлился 22 февраля 2024 года. [10] на Луну, что ознаменовало первую за более чем 50 лет беспилотную мягкую посадку Соединенных Штатов на Луну. Эта миссия является первой частной совместной высадкой НАСА на Луну и первой высадкой с использованием криогенного топлива . [11] [12] Однако в ходе миссии произошли некоторые аномалии, в том числе опрокидывание на одну сторону лунной поверхности; нестандартная начальная лунная орбита, неработающий посадочный лидар и, очевидно, низкая пропускная способность связи . [13] Позже выяснилось, что хотя он и успешно приземлился, но при приземлении одна из опор посадочного модуля сломалась и он накренился на другую сторону, на 18° из-за приземления на уклон, но посадочный модуль уцелел и полезные нагрузки функционируют как положено. [14] EagleCam не катапультировался перед приземлением. Позже, 28 февраля, он был катапультирован, но произошел частичный сбой, поскольку он вернул все типы данных, за исключением изображений после приземления IM-1, которые были основной целью его миссии. [15]
Китай запустил «Чанъэ-6» с китайского острова Хайнань 3 мая 2024 года; Целью этой миссии является проведение первого возвращения лунных образцов с обратной стороны Луны . [16] Это вторая китайская миссия по возврату образцов с Луны, первая была успешно завершена кораблем «Чанъэ-5» , когда 16 декабря 2020 года он вернул на Землю 1,731 кг лунного материала. [17] Посадочный модуль «Чанъэ-6» успешно приземлился в бассейне Южный полюс-Эйткен на обратной стороне Луны в 22:23 по всемирному координированному времени 1 июня 2024 года. [18] После завершения сбора проб и помещения образца на подъемник с помощью роботизированной дрели и роботизированной руки зонда подъемник успешно поднялся с вершины посадочной части зонда в 23:38 по всемирному координированному времени 3 июня 2024 года. [19] [20] Возносящий аппарат состыковался со служебным модулем «Чанъэ-6» (орбитальный аппарат) на лунной орбите в 06:48 UTC 6 июня 2024 года и впоследствии завершил передачу контейнера с пробами на модуль аренды Земли в 07:24 UTC того же дня. . [21] Затем орбитальный аппарат покинул лунную орбиту 20 июня 2024 года вместе с возвращающимся кораблем, который приземлился во Внутренней Монголии 25 июня 2024 года, завершив китайскую миссию по возвращению образцов с обратной стороны Луны.
Результаты посадки
[ редактировать ]В следующей таблице подробно описаны показатели успеха прошлых и текущих попыток мягкой посадки на Луну с помощью роботизированных программ и программ посадки на Луну с экипажем. Десантные программы, не запускавшие зонды, в таблицу не включены; они добавляются по мере запуска с Земли их первых роботизированных и/или пилотируемых посадочных модулей.
Используемый здесь термин «попытка приземления» включает в себя любую миссию, которая была запущена с намерением приземлиться на Луну, включая все миссии, которые по какой-либо причине не смогли достичь лунной орбиты. Попытка приземления космического корабля классифицируется как полный успех, если он приземляется на Луну в целости и сохранности, находится в заданной ориентации/положении и полностью функционален, тогда как частичный успех имеет место, когда космический корабль приземляется на Луну в целости и сохранности, но его операции на месте скомпрометировано в результате процесса посадки по какой-либо причине.
Программа | Страна/Орг. | Промежуток времени [а] | Тип | Попытки приземления | Полный успех | Частичный успех | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Офицер | СССР | 1963-1976 | роботизированный | 27 | 7 | Историческая программа; Луна 25 входит в состав Луна-Глоб. | |
геодезист | НАСА | 1966-1968 | роботизированный | 7 | 5 | Историческая программа | |
Аполлон | НАСА | 1969-1972 | с экипажем | 7 | 6 | Историческая программа | |
Н1/Л3 | СССР | Н/Д | с экипажем | 0 | 0 | Историческая программа; Три беспилотных спускаемых аппарата Т2К ЛК прошли испытания на околоземной орбите | |
Изменять | CNSA | 2013-настоящее время | роботизированный | 4 | 4 | Посадочные аппараты/вездеходы, возврат проб, будущее ISRU «Чанъэ-6» приземлился 1 июня 2024 года. [18] | |
Берешит | пространствоIL | 2019-настоящее время | роботизированный | 1 | 0 | ||
Чандраян | ИСРО | 2019-настоящее время | роботизированный | 2 | 1 | ||
Хакуто-Р | ispace | 2022-настоящее время | роботизированный | 1 | 0 | ||
Луна-Глобус | Роскосмос | 2023-настоящее время | роботизированный | 1 | 0 | Преемник советской программы «Луна». | |
ДЖАКСА | ДЖАКСА | 2023-настоящее время | роботизированный | 1 | 0 | 1 | SLIM (приземлился с нестандартным отношением) [22] |
CLPS | НАСА | 2024-настоящее время | роботизированный | 2 | 0 | 1 | Посадочный модуль CLPS-1 Peregrine (отказ космического корабля) CLPS-2 Посадочный модуль «Одиссей» (приземлился на бок) [13] |
Предлагаемые посадочные аппараты и исследовательские корабли
[ редактировать ]безвинтовой
[ редактировать ]- ЕКА Лунный модуль
- В рамках программы исследования Луны «Луна-Глоб», реализуемой Федеральным космическим агентством России.
- Blue Moon Mark 1 из Blue Origin
- В рамках программы НАСА Lunar CATALYST и имеющих право участвовать в торгах по контрактам на коммерческое обслуживание лунной полезной нагрузки НАСА « для поддержки пилотируемой программы Артемида» :
- XL-1 и XEUS от Masten Space Systems и United Launch Alliance (XEUS использовался двойного назначения с экипажем, но был отменен)
- Гриффин Лендер от Astrobotic Technology
- MX-1 из Лунного экспресса
С экипажем
[ редактировать ]- «Альтаир» , предлагаемый космический корабль для программы «Созвездие» , ранее известный как модуль доступа к лунной поверхности.
- В рамках НАСА « программы Артемида » было выбрано несколько поставщиков для поставки космических кораблей для системы приземления человека :
- Starship HLS , лунный вариант SpaceX Starship , выбран в качестве первого поставщика HLS. [23]
- Интегрированный спускаемый аппарат , выбранный в качестве второго поставщика HLS ( Blue Origin , Lockheed Martin , Northrop Grumman и Draper Laboratory )
- Lockheed Martin Lunar Lander и Mars Precursor, основанные на Ориона технологии ; частично включен в интегрированный спускаемый аппарат
- Blue Moon Mark 2 от Blue Origin ; не выбран, но частично включен в интегрированный спускаемый аппарат
- Boeing Lunar Lander , не выбран
- В рамках этапа пилотируемой миссии своей китайской программы исследования Луны Китай представил концепцию поэтапного спуска для попытки высадки экипажа на Луну к 2030 году. В концепции поэтапного спуска будет использоваться двигательная ступень для управления большей частью замедления, после чего сегмент посадочного модуля отделится и завершит механический спуск мягкой посадкой на Луну; посадочный модуль также будет служить в качестве спускаемого аппарата. [24]
Исследовательский корабль (наземный)
[ редактировать ]- Некоторые из них были произведены для Lunar Lander Challenge , конкурса по созданию аппаратов VTVL с достаточной дельтой v для полета с Луны на орбиту.
- «Могучий орел» Посадочный модуль [25]
- НАСА Морфеус Лендер, часть проекта Морфеус (результаты использованы для Лунного КАТАЛИЗАТОРА )
Проблемы, уникальные для высадки на Луну
[ редактировать ]Посадка на любое тело Солнечной системы сопряжена с трудностями, уникальными для этого тела. Луна , имеет относительно высокую гравитацию по сравнению с гравитацией астероидов или комет, а также некоторых других спутников планет и не имеет значительной атмосферы. Практически это означает, что единственный метод спуска и приземления, который может обеспечить достаточную тягу при нынешних технологиях, основан на химических ракетах . [26] Кроме того, на Луне длинный солнечный день . Посадочные аппараты будут находиться под прямыми солнечными лучами более двух недель, а затем еще две недели в полной темноте. Это вызывает значительные проблемы с терморегулированием. [27]
Отсутствие атмосферы
[ редактировать ]По состоянию на 2019 год [update] космические зонды приземлялись на всех трех телах, кроме Земли, которые имеют твердую поверхность и атмосферу, достаточно толстую, чтобы сделать возможным аэроторможение: Марс , Венера и спутник Сатурна Титан . Эти зонды смогли использовать атмосферу тел, на которые они приземлились, чтобы замедлить спуск с помощью парашютов, уменьшив количество топлива, которое им необходимо было нести. Это, в свою очередь, позволило посадить на эти корпуса более крупную полезную нагрузку при заданном количестве топлива. Например, 900-килограммовый Curiosity марсоход был посажен на Марс кораблем, имеющим массу (на момент входа в атмосферу Марса) 2400 кг. [28] из них только 390 кг было топливо. Для сравнения, гораздо более легкий (292 кг) «Сервейер-3» приземлился на Луне в 1967 году, израсходовав почти 700 кг топлива. [29] Однако отсутствие атмосферы избавляет лунный посадочный модуль от необходимости иметь тепловой экран, а также позволяет аэродинамикой пренебрегать при проектировании корабля.
Высокая гравитация
[ редактировать ]Хотя гравитация на Луне гораздо меньше, чем на Земле, гравитация Луны достаточно велика, поэтому спуск необходимо значительно замедлить. В этом отличие от небольшого астероида, у которого «приземление» чаще называют «стыковкой» и представляет собой скорее вопрос сближения и согласования скорости, чем замедления быстрого спуска.
Поскольку для спуска и посадки используется ракетная техника, гравитация Луны требует использования большего количества топлива, чем необходимо для посадки на астероид. Действительно, одним из главных ограничений при проектировании посадки на Луну в рамках программы «Аполлон» была масса (поскольку большая масса требует больше топлива для приземления), необходимая для приземления и взлета с Луны. [30]
Термальная среда
[ редактировать ]На лунную тепловую среду влияет продолжительность лунного дня. Температура может колебаться примерно от -250 до 120 ° C (от -418,0 до 248,0 ° F) (от лунной ночи до лунного дня). Эти экстремальные явления происходят в течение четырнадцати земных дней каждый, поэтому системы терморегулирования должны быть спроектированы так, чтобы выдерживать длительные периоды экстремального холода или жары. [31] Большинство приборов космического корабля должны храниться в гораздо более строгом диапазоне от -40 до 50 ° C (от -40 до 122 ° F). [32] а комфорт человека требует диапазона от 20 до 24 ° C (от 68 до 75 ° F). Это означает, что посадочный модуль должен охлаждать и обогревать свои приборы или боевой отсек.
Продолжительность лунной ночи затрудняет использование солнечной энергии для нагрева инструментов, поэтому часто используются ядерные обогреватели. [27]
Пристани
[ редактировать ]Достижение мягкой посадки является главной целью любого лунного посадочного модуля и отличает посадочные аппараты от ударных аппаратов, которые были первым типом космических кораблей, достигших поверхности Луны.
Всем лунным кораблям для спуска требуются ракетные двигатели. Орбитальная скорость вокруг Луны может, в зависимости от высоты, превышать 1500 м/с. Космический корабль на ударных траекториях может иметь скорость, значительно превышающую эту. [33] В вакууме единственный способ снизить скорость с этой скорости — использовать ракетный двигатель.
Этапы посадки могут включать в себя: [34] [35]
- Вывод на орбиту спуска – космический корабль выходит на орбиту, благоприятную для окончательного спуска. Этого этапа не было в первых попытках посадки, которые начинались не с лунной орбиты. Вместо этого такие миссии начинались с траектории столкновения с Луной. [33]
- Спуск и торможение — космический корабль запускает двигатели до тех пор, пока не выйдет из орбиты. Если бы двигатели полностью прекратили работу на этом этапе, космический корабль в конечном итоге врезался бы в поверхность. На этом этапе космический корабль использует свой ракетный двигатель для снижения общей скорости.
- Окончательный заход на посадку. Космический корабль почти у места приземления, и можно внести окончательные корректировки точного места приземления.
- Приземление - космический корабль совершает мягкую посадку на Луну.
Тачдаун
[ редактировать ]Посадка на Луну обычно заканчивается выключением двигателя, когда посадочный модуль находится в нескольких футах над поверхностью Луны. Идея состоит в том, что выхлопы двигателей и лунный реголит могут вызвать проблемы, если их отбросить с поверхности на космический корабль, и поэтому двигатели отключатся непосредственно перед приземлением. Инженеры должны обеспечить достаточную защиту транспортного средства, чтобы гарантировать, что падение без тяги не приведет к повреждению.
Первая мягкая посадка на Луну, осуществленная советским зондом «Луна-9» , была достигнута путем сначала замедления космического корабля до подходящей скорости и высоты, а затем выброса полезной нагрузки, содержащей научные эксперименты. Полезный груз был остановлен на поверхности Луны с помощью подушек безопасности, которые обеспечивали амортизацию при падении. [36] Луна-13 использовала аналогичный метод. [37]
Методы подушек безопасности нетипичны. Например, зонд NASA Surveyor 1 , запущенный примерно в то же время, что и «Луна-9», не использовал подушку безопасности для окончательного приземления. Вместо этого, после того, как он остановил свою скорость на высоте 3,4 метра, он просто упал на поверхность Луны. Чтобы выдержать падение, космический корабль был оборудован разрушаемыми компонентами, которые смягчали удар и сохраняли полезную нагрузку в безопасности. [33] Совсем недавно китайский спускаемый аппарат «Чанъэ-3» использовал аналогичную технику, упав с высоты 4 м после выключения двигателя. [38]
Возможно, самые известные лунные посадочные аппараты программы «Аполлон » были достаточно прочными, чтобы выдержать падение, как только их контактные зонды обнаружили, что посадка неизбежна. Шасси было спроектировано так, чтобы выдерживать посадку с отключенным двигателем на высоте до 10 футов (3,0 м), хотя оно предназначалось для отключения спускаемого двигателя, которое начиналось при касании одного из 67-дюймовых (170 см) зондов поверхности. . Однако во время Аполлона-11 Нил Армстронг приземлился очень осторожно, запустив двигатель до приземления; некоторые более поздние экипажи выключали двигатель перед приземлением и ощущали заметные неровности при приземлении с большим сжатием посадочных стоек. [39] [40]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Промежуток времени» в данном случае начинается с года, когда соответствующая программа предприняла первую попытку посадки на Луну.
См. также
[ редактировать ]- Список искусственных объектов на Луне , список объектов, которые были оставлены, приземлились или разбились на Луне.
- Список проектов лунных кораблей с экипажем
- Лунный модуль
- Лунный вездеход
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малкуин, Джон А. (1993). «Требования к ступени лунного корабля на основе базы данных гражданских нужд» (PDF) . Центр космических полетов НАСА имени Маршалла. Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2021 г.
- ^ «Индия признает, что ее лунный корабль разбился, и ссылается на проблему с тормозными двигателями» . Space.com . 26 ноября 2019 года . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ «Посадочный модуль «Чандраян-3» Викрам преподносит сюрприз и совершает «прыжок» на Луну» . Индийский экспресс . 04.09.2023 . Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Джонс, Эндрю (20 августа 2023 г.). «Луна-25 врезалась в Луну после орбитального маневра» . Космические новости . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «Посадка на Луну интеллектуального посадочного модуля для исследования Луны (SLIM)» . ДЖАКСА .
- ^ Чанг, Кеннет (19 января 2024 г.). «Япония становится пятой страной, совершившей высадку на Луне» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «По данным телеметрии, солнечные элементы SLIM обращены на запад. Поэтому, если солнечный свет начнет светить на лунную поверхность с запада, есть возможность выработки электроэнергии, и мы готовимся к восстановлению. #SLIM может работать только с электроэнергией из солнечных батарей #JAXA» . X (ранее Твиттер) .
- ^ Сэмпл, Ян (19 января 2024 г.). «Японский космический корабль Slim приземлился на Луну, но с трудом вырабатывает энергию» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Фауст, Джефф (8 января 2024 г.). «Посадочный модуль Peregrine столкнулся с аномалией после запуска» . Космические новости . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Фауст, Джефф (13 февраля 2024 г.). «Intuitive Machines готова к запуску своего первого лунного корабля» . Космические новости . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ SpaceX готовится к запуску частного лунного корабля Intuitive Machines в феврале Space.com. Майк Уолл. 31 января 2024 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Дэвид, Эмилия (22 февраля 2024 г.). «Одиссей совершает первую высадку на Луну США с 1972 года» . Грань . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фауст, Джефф (23 февраля 2024 г.). «Лунный корабль ИМ-1 опрокинулся на бок» . Космические новости . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ «НАСА, интуитивные машины делятся изображениями с Луны, предоставляют научные новости – Артемида» . blogs.nasa.gov . 28 февраля 2024 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «2/3 планов и процедур миссии для развертывания системы камер CubeSat. Несмотря на значительные усилия команды, технические сложности в конечном итоге привели к невозможности сделать снимки спускаемого аппарата «Одиссей»» .
- ^ Эндрю Джонс [@AJ_FI] (25 апреля 2023 г.). «Китайская миссия по возврату образцов «Чанъэ-6» (первая в истории доставка образцов с обратной стороны Луны) запланирована на май 2024 года, и ожидается, что от запуска до приземления модуля пройдет 53 дня. Нацелена на южную часть бассейна Аполлона (~ 43° ю.ш., 154° з.д.)» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ Джонс, Эндрю (10 января 2024 г.). «Китайский зонд «Чанъэ-6» прибывает на космодром для первой в истории миссии по отбору проб на обратной стороне Луны» . Космические новости . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Эндрю (1 июня 2024 г.). «Чанъэ-6 приземляется на обратной стороне Луны, чтобы собрать уникальные лунные образцы» . Космические новости . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Ли, Лиз; Баптиста, Эдуардо (3 июня 2024 г.). «Китайский «Чанъэ-6» стартовал с обратной стороны Луны» . Reuters.com . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Хуася (3 июня 2024 г.). «Китайский космический корабль взлетает с Луны с первыми образцами с обратной стороны Луны» . Синьхуа.com . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Джонс, Эндрю (6 июня 2024 г.). «Космический корабль «Чанъэ-6» стыкуется с лунной орбитой перед возвращением на Землю» . Космические новости . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Пресс-конференция, посвященная результатам и достижениям малого демонстратора приземления на Луну (SLIM) и малого зонда (LEV) на Луне . Проверено 25 января 2024 г. - через YouTube .
- ^ Браун, Кэтрин (16 апреля 2021 г.). «НАСА выбирает SpaceX для высадки следующих американцев на Луну» . НАСА . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Эндрю Джонс (27 февраля 2023 г.). «Китай представляет лунный посадочный модуль для доставки астронавтов на Луну» . spacenews.com . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Роботизированный лунный посадочный модуль» . НАСА . 2010. Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 г. Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Вертц, Джеймс; Ларсон, Уайли (2003). Анализ и проектирование космических миссий (3-е изд.). Калифорния: Микрокосм Пресс. ISBN 1-881883-10-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Окисио, Сёго; Нагано, Хосэй; Огава, Хироюки (декабрь 2015 г.). «Предложение и проверка метода лунной ночи путем стимулирования теплообмена с реголитом». Прикладная теплотехника . 91 (5): 1176–1186. Бибкод : 2015AppTE..91.1176O . doi : 10.1016/j.applthermaleng.2015.08.071 . hdl : 2346/64545 .
- ^ «Специальная посадка MSL - MSL - Марсианская научная лаборатория» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 01 октября 2021 г.
- ^ «НАСА — NSSDCA — Космический корабль — Подробности» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Коул, Э.Г. (ноябрь 1965 г.). «Проектирование и разработка трехместного космического корабля «Аполлон» с двухместным лунным экскурсионным модулем (LEM)». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 134 (1): 39–57. Бибкод : 1965NYASA.134...39C . дои : 10.1111/j.1749-6632.1965.tb56141.x . S2CID 86244382 .
- ^ Хагер, П; Клаус, Д; Уолтер, Ю (март 2014 г.). «Описание переходных тепловых взаимодействий между лунным реголитом и наземным космическим кораблем». Планетарная и космическая наука . 92 : 101–116. Бибкод : 2014P&SS...92..101H . дои : 10.1016/j.pss.2014.01.011 .
- ^ Гилмор, генеральный директор (2003). Справочник по терморегулированию космического корабля (2-е изд.). Сегундо, Калифорния: Aerospace Press. ISBN 1-884989-11-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с «НАСА — NSSDCA — Космический корабль — Подробности» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2019 г. Проверено 08 марта 2019 г.
- ^ «Обзор миссии Аполлона-11» . 17 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 г. Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «Чанъэ 3 – Перемена» . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 г. Проверено 01 октября 2021 г.
- ^ «НАСА — NSSDCA — Космический корабль — Подробности» . nssdc.gsfc.nasa.gov . Архивировано из оригинала 20 ноября 2017 г. Проверено 08 марта 2019 г.
- ^ «Миссия Луны-13: Рождество 1966 года на Луне» . 2016-12-24. Архивировано из оригинала 03 марта 2019 г. Проверено 08 марта 2019 г.
- ^ Ринкон, Пол (14 декабря 2013 г.). «Китай отправил на Луну марсоход «Нефритовый кролик» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 г. Проверено 08 марта 2019 г.
- ^ Джонс, Эрик М., изд. (1995). «Первая высадка на Луну» . Журнал лунной поверхности Аполлона-11 . НАСА. Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ «Зонды зондирования поверхности Луны» . Heroicrelics.org . Архивировано из оригинала 16 марта 2019 г. Проверено 08 марта 2019 г.