Проект Морфеус
![]() Логотип проекта Морфеус | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Последний рейс | 15 декабря 2014 г. [ 1 ] |
Дизайнер | НАСА |
Производитель | НАСА/АО |
Приложение | Планетарный и лунный посадочные модули |
Статус | Завершенный [ 2 ] |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | жидкий кислород / метан [ 3 ] |
Производительность | |
Толкать | 24000 Н [ 4 ] |
Удельный импульс | 321 с [ 5 ] |
Время горения | протестировано: 123 с [ 6 ] |
Используется в | |
Морфеус Лендер | |
Ссылки | |
Ссылки | морфеуслендер |
Проект «Морфеус» — проект НАСА , который начался в 2010 году с разработки испытательного аппарата вертикального взлета и вертикальной посадки ( VTVL ) под названием Morpheus Lander . Он предназначен для демонстрации новой нетоксичной топливной системы космического корабля (метан и кислород), а также технологии автономной посадки и обнаружения опасностей. Прототип планетарного спускаемого аппарата способен к автономному полету, включая вертикальный взлет и посадку. Эти аппараты представляют собой роботизированные посадочные аппараты, разработанные НАСА, которые смогут приземляться и взлетать с 1100 фунтов (500 кг) грузом массой на Луну . [ 7 ] Перспективой является двигатель, который будет надежно работать на топливе, которое не только дешевле и безопаснее здесь, на Земле, но также потенциально может быть произведено на Луне и Марсе . [ 8 ] [ 9 ] (См.: Использование ресурсов на месте .)
Прототип спускаемого аппарата Alpha был изготовлен и собран в Космическом центре имени Джонсона НАСА (JSC) и Armadillo Aerospace недалеко от Далласа. на предприятии [ 7 ] Прототип спускаемого аппарата представляет собой «космический корабль» диаметром около 12 футов (3,7 м), весом около 2400 фунтов (1100 кг) и состоит из четырех серебряных сферических топливных баков, увенчанных коробками авионики и паутиной проводов. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
В рамках проекта опробованы инженерные методы «бережливой разработки», позволяющие экономить средства и время. Другая деятельность по проекту включает соответствующие наземные операции, полеты, обеспечение безопасности на полигоне и инициирование процедур разработки программного обеспечения. Также были построены посадочные площадки и центры управления. [ 7 ] С момента запуска проекта в июле 2010 года на материалы в последующие 4 года было потрачено около 14 миллионов долларов; поэтому проект Морфеус считается для НАСА экономичным и малозатратным. [ 11 ] [ 13 ] В 2012 году в проекте на постоянной основе работали 25 человек. [ 14 ] и 60 студентов. [ 15 ] [ 16 ] Одновременно над проектом работало в среднем 40 человек. [ 2 ] Проект Морфеус разработал и использовал оптимизированные процессы и методы. [ 17 ] Последний полет посадочного модуля «Морфеус» состоялся в декабре 2014 года. Поскольку средств на дальнейшие полеты не было, посадочный модуль был возвращен АО в феврале 2015 года. [ 18 ] В рамках проекта было подготовлено шесть официальных документов. По итогам рассмотрения проекта 12 марта 2015 года было подсчитано, что за счет методов бережливой разработки, минимизации документации и покупки запчастей у Home Depot , MSC Industrial Direct и WW Grainger было сэкономлено 50 миллионов долларов . [ 2 ]

История
[ редактировать ]Проект «Морфеус» стартовал в июле 2010 года и был назван в честь Морфея , греческого бога снов. [ 19 ] Космический корабль «Морфеус» был создан на основе экспериментального спускаемого аппарата, созданного «Проектом М» при содействии компании «Armadillo Aerospace» . Проект М (НАСА) представлял собой инициативу НАСА по проектированию, разработке и высадке робота-гуманоида на поверхность Луны за 1000 дней. [ 20 ] Работа над некоторыми системами спускаемого аппарата началась в 2006 году, когда программа НАСА «Созвездие» планировала возвращение человека на Луну. [ 11 ]
В том же 2006 году компания Armadillo Aerospace представила первый посадочный модуль ракеты Pixel для участия в программе Lunar Lander Challenge в рамках программы NASA Centennial Challenges . [ 21 ]
Испытательный автомобиль Morpheus #1 Unit A впервые был запущен 15 апреля 2011 года. [ 22 ]
Новый двигатель Морфеуса мощностью 4200 фунтов силы (19 000 Н) [ 23 ] позволило НАСА летать дольше, поднимая в воздух больше топлива. В 2013 году двигатель был снова модернизирован до 5000 фунтов силы (22 000 Н), а в конечном итоге достиг 5 400 фунтов силы (24 000 Н). [ 4 ] [ 24 ] Частью механических изменений стала новая конструкция шасси. НАСА также заменило авионику - сюда входили распределение и хранение энергии, приборы, бортовой компьютер, средства связи и программное обеспечение. Усовершенствованная система посадки позволяет Морфеусу, в отличие от Пикселей, взлетать, летать и приземляться без помощи пилота. [ 25 ]
В целях безопасности дальности прототип «Морфеуса №1» относится к категории управляемых суборбитальных ракет многоразового использования. [ 26 ] : с. 11
В июле 2012 года прототип спускаемого аппарата был отправлен в Космический центр Кеннеди для свободных летных испытаний, а средства массовой информации были приглашены на просмотр спускаемого аппарата «Морфеус». [ 27 ] 9 августа 2012 года прототип посадочного модуля Morpheus #1 Unit A (Альфа) разбился при взлете во время второго беспривязного полета в Космическом центре Кеннеди. Никто не пострадал, имущество не пострадало, но автомобиль был поврежден и не подлежал ремонту. Проект исследовал причину и продолжил строительство блока B. [ 28 ] Во второй половине 2012 года команды Project Morpheus и ALHAT были объединены. [ 6 ]
7 февраля 2013 года команда Project Morpheus сообщила в блоге, что они построили автомобили Morpheus 1.5B и 1.5C. Весной 2013 года аппараты прошли серию статических огневых и динамических привязных летных испытаний в Космическом центре Джонсона в рамках подготовки к возвращению к испытаниям в свободном полете в Космическом центре Кеннеди позднее в том же году. [ 6 ] [ 29 ]

1 мая 2013 года в Космическом центре Джонсона был запущен новый испытательный стенд Morpheus № 1.5 Unit B. Усовершенствования замены включают главный двигатель с тягой в 5400 фунтов силы (24000 Н) и интегрированную систему управления реакцией кислорода/метана (RCS), что делает его первым кислородно-метановым транспортным средством с главным двигателем и двигателем RCS, получающим топливо из одних и тех же баков и первого транспортного средства. использовать криогенную систему RCS. [ 4 ] [ 24 ] 14 июня 2013 года была продемонстрирована возможность быстрого повторного использования: два полета с использованием одного и того же посадочного модуля в один и тот же день. [ 31 ] В июле 2013 года оборудование ALHAT было интегрировано в спускаемый аппарат и испытано на нем. [ 32 ] 26 сентября 2013 г. машины, прикрепившись к земле, произвели 20 коротких запусков двигателей в различных условиях. [ 33 ]
В ноябре 2013 года спускаемый модуль «Браво» был доставлен в Космический центр Кеннеди (KSC), Флорида, для свободных летных испытаний. [ 34 ] [ 35 ] Для изготовления нового посадочного модуля было закуплено деталей на 750 000 долларов. KSC ограничила шумовые вибрации посадочного модуля при его взлете, спроектировав мобильную стартовую площадку со встроенным огненным желобом. [ 16 ]
Free Flight 9, состоявшийся 11 марта 2014 года, стал последним полетом перед интеграцией датчиков ALHAT на корабль Bravo. [ 36 ] Свободный полет 14 28 мая 2014 года был выполнен ночью, при этом ALHAT выступал в качестве основной системы наведения. Опасности в зоне опасности были автоматически предотвращены. [ 37 ]
В мае 2014 года проект «Морфей» стал частью справочного материала для инициативы НАСА « Lunar CATALYST» . [ 38 ]
В 2013 году был опубликован документ, раскрывающий уроки, извлеченные в ходе разработки, которые могут быть полезны для будущих проектов. [ 39 ] В 2014 году был опубликован документ, описывающий комплексную тестовую кампанию, включая бесплатные полеты. [ 40 ]
Статья, кратко рассказывающая историю проекта, была напечатана в RocketSTEM 11 июля 2014 года. [ 41 ]
В ноябре 2014 года посадочный модуль «Морфеус» был оснащен дополнительными датчиками ALHAT. Новая оптика позволяет навигационному доплеровскому лидару точно измерять скорость автомобиля относительно земли. [ 42 ]
Цели
[ редактировать ]Основными целями проекта «Морфеус» было продемонстрировать:
- интегрированная системная производительность автономной системы наведения, навигации и управления (GN&C),
- датчики предотвращения опасностей на местности,
- соединение датчиков с GN&C,
- использование интегрированной двигательной установки Main/RCS на жидком кислороде и жидком метане . [ 3 ] [ 43 ] [Примечание а]
В частности, проект Морфеус и проект автономной технологии предотвращения опасностей при посадке (ALHAT) обеспечивают технологическую основу для ключевых компонентов, необходимых для транспортировки людей за пределы низкой околоземной орбиты . [ 7 ]
Испытательный стенд может быть дополнительно оснащен грузом массой до 1000 фунтов, что позволяет установить оборудование автономной технологии предотвращения опасностей при приземлении (ALHAT) весом 400 фунтов, которое позволяет приземляться без взаимодействия с оператором. [ 10 ] [ 44 ] ALHAT позволяет посадочному аппарату лететь в заданное место с высокой точностью и автоматически избегать опасностей, включая уклоны более 5 градусов и валуны высотой более 30 см. [ 45 ]
В июне 2013 года команда отметила возможность масштабирования посадочного модуля с полезной нагрузкой 500 кг до уровня, способного посадить обитаемый модуль с экипажем в таких местах, как Луна. [ 46 ]
Технические характеристики оборудования
[ редактировать ]Описание | Размер | Ссылка |
---|---|---|
Полезная нагрузка | 500 кг | [ 7 ] |
Сухая масса | ~1100 кг | [ 10 ] |
Порох | метан / LOX | [ 3 ] |
Пороховая масса | 2900 кг | [ 3 ] |
Топливные баки | скидка 4 шт. | [ 11 ] |
Наддув | гелий | [ 7 ] |
Высота | 3,7 м | [ 12 ] |
Диаметр | 3,7 м | [ 12 ] |
Главный двигатель | HD5 | [ 6 ] |
Первичное топливо RCS | метан/LOX | [ 24 ] |
Тяга ЭПР | 22–67 с.ш. | [ 47 ] |
Резервное топливо RCS | гелий (Он) | [ 48 ] |
Дополнительное оборудование | АЛЬХАТ | [ 44 ] |
Класс лазеров в ALHAT | IV | [ 49 ] |
Описание | Размер | Ссылка |
---|---|---|
Толкать | 24000 Н | [ 4 ] |
Удельный импульс | 321 с | [ 5 ] |
Максимальный ожог (проверено) | 123 с | [ 6 ] |
Порох | метан / LOX | [ 3 ] |
Диапазон дроссельной заслонки | 4:1 | [ 4 ] |
Соотношение топливной смеси | ( подлежит уточнению ) | - |
Соотношение сопел | ( подлежит уточнению ) | - |
Воздушный запуск | да | [ 50 ] |
Перезапуск двигателя | да | [ 31 ] [ 33 ] |
Максимальный срок службы | ( подлежит уточнению ) | - |
Масса | ( подлежит уточнению ) | - |
Давление в камере | ( подлежит уточнению ) | - |
Производство | АО НАСА | [ 7 ] |
Минимальное расстояние до форсунки при зажигании | ~15 футов | [ 40 ] |
Себестоимость производства одного двигателя (2013 г.) | $60,000 | [ 2 ] |
Транспортное средство проекта «Морфеус» «Морфеус» — это полномасштабное транспортное средство, которое НАСА намеревается использовать для посадки Робонавта или полезной нагрузки аналогичного размера на поверхность Луны. Космический корабль выполнит все сжигания топлива после транслунной инъекции. [ 7 ] [ 51 ]
Навигация полностью автономна от лунной орбиты до приземления. Обновления навигации поступают от лазерной альтиметрии TRN и звездных трекеров после схода с орбиты. Навигация в дальнем космосе опирается на радиометрические и звездные трекеры. [ 52 ]
В целях экономии денег и времени прототипы посадочных модулей «Морфеус» представляют собой «однострунные» прототипы. Это означает, что в отличие от космического корабля, рассчитанного на реальный космический полет, они не имеют резервных систем. Исключения указаны ниже. [ 14 ]
- Морфеус №1.5 Блок А
- Двигатель сжигает экологически чистое топливо метан и кислород, [ 3 ] под давлением гелия [ 7 ]
- Двигатель Morpheus HD4 развивал тягу 4200 фунтов силы (19 000 Н). [ 23 ] совместим с Альтаира восходящей ступенью [ 43 ] (Позже модернизировано для блоков B и C, см. ниже)
- Двигатель имеет максимальный удельный импульс (Исп) во время космического полета 321 секунду. [ 5 ]
- Криогенный двигатель с питанием под давлением поддерживает дросселирование 4:1 и использует конструкцию форсунки с ударным элементом. [ 4 ]
- Двигатель подвешен на двух ортогональных электромеханических приводах (EMA) для обеспечения управления вектором тяги при боковом перемещении, а также положениях по тангажу и рысканию. [ 5 ]
- Имеет четыре бака диаметром 48 дюймов (1200 мм), 2 для жидкого метана и 2 для жидкого кислорода, вмещающие около 2900 кг (6400 фунтов) топлива. [ 3 ]
- Приблизительная сухая масса составляет 2400 фунтов (1100 кг). [ 10 ]
- Размер примерно 12 футов х 12 футов х 12 футов ( 3,7 х 3,7 х 3,7 м ). [ 12 ]
- Посадочный модуль версии 1.5 с двигателем HD5 может приземлить массу 1100 фунтов (500 кг), включая сжигание всего топлива после транслунной инъекции . [ 7 ]
- Подруливающие устройства основной системы управления реакцией (RCS), используемые для управления креном посадочного модуля, используют метан и LOX из основных баков. [ 5 ] [ 24 ] Создаваемая тяга составляет 5–15 фунтов силы (22–67 Н). [ 47 ]
- В резервном RCS используется гелий (He). [ 48 ]
- Главный двигатель и двигатель RCS были спроектированы и изготовлены в НАСА/АО и прошли испытания в НАСА/АО, НАСА/SSC и НАСА/KSC. [ 4 ] [ 47 ] [ 53 ]
- В качестве основного компьютера используется плата Aitech S950 CompactPCI с процессором PowerPC 750. [ 5 ]
- На борту может храниться до 16 ГБ данных. [ 5 ]
- Шины данных включают RS-422, RS-232, Ethernet и MIL-STD-1553. [ 5 ]
- В полете авионика и силовая установка (ВСУ) охлаждаются жидким метаном, образующиеся пары затем удаляются. [ 54 ]
- На земле для охлаждения авионики используется жидкий азот. Перед полетами авионику очищают от воды газообразным азотом. [ 5 ]
- Бортовые камеры. [ 5 ]
- Телеметрия возвращается с использованием беспроводной связи с расширенным спектром. [ 5 ]
- Электроэнергию обеспечивают 8 литий-полимерных аккумуляторов. [ 5 ]
- Комплект датчиков GN&C, включающий:
- Приемник глобальной системы позиционирования Javad (GPS)
- Версия интегрированной системы GPS/INS (SIGI) компании Honeywell для Международной космической станции (МКС)
- Litton LN-200 Блок инерциальных измерений (IMU)
- Лазерный высотомер Acuity. [ 5 ]
- Базовое программное обеспечение (CFS) Центра космических полетов Годдарда (GSFC) обеспечивает архитектуру программного обеспечения корабля. [ 5 ]
- Каждая из 4 ножек имеет подушечку, покрытую огнестойким материалом для смягчения приземления. [ 55 ]
- Автономные блоки акселерометра были построены с использованием модульной инструментальной системы (MIS), разработанной Космическим центром Джонсона. [ 56 ]
- Дополнительное оборудование ALHAT. Оборудование ALHAT и его масса считаются частью полезной нагрузки. [ 44 ]
Команды можно отправлять с помощью отдельных радиостанций сверхвысокой частоты (УВЧ) в систему прекращения тяги (TTS). Использование TTS для обеспечения безопасности дальности закроет два моторизованных клапана, которые перекроют подачу жидкого кислорода и метана в двигатель, тем самым прекращая тягу двигателя. Эти клапаны TTS полностью независимы от остальных систем автомобиля. TTS также останавливает срабатывание лазера в системе обнаружения опасностей ALHAT, поскольку лазеры типа IV не безопасны для глаз. [ 5 ] [ 57 ]
Более подробную информацию см. в статье «Морфеус: развитие технологий исследования человека». [ 5 ]
- Морфеус №1.5 Блок Б

Прототип посадочного модуля Morpheus #1 Unit B имеет ту же конструкцию, что и прототип посадочного модуля Morpheus #1.5 Unit A, со следующими изменениями: [ 14 ]
- Добавлены резервные системы для блока инерциальных измерений. [ 14 ]
- 70 различных модернизаций транспортного средства и наземных систем, направленных как на устранение потенциальных причин неудачных испытаний, так и на улучшение работоспособности и ремонтопригодности. [ 24 ] К ним относятся:
- расширенные возможности работы двигателя,
- расширенные протоколы связи,
- резервные приборы, где это необходимо,
- увеличение структурной маржи,
- и смягчение виброакустических условий запуска. [ 24 ]
- Модернизированные двигатели HD4 и HD5 Morpheus развивают тягу в 5400 фунтов силы (24000 Н). [ 4 ] : с. 4
- По оценкам проекта, новый двигатель сможет поднять на лунную орбиту ступень спуска пилотируемого корабля с 3-4 людьми. [ 58 ]
- Разъемы были заменены версиями военного назначения. [ 59 ]
- Быстрое повторное использование, позволяющее совершать несколько полетов в день. [ 31 ]
- Посадочный модуль может выдерживать ветер скоростью около 10 миль в час (16 км/ч). [ 60 ]
- Чтобы уменьшить проблемы с виброакустическим запуском во время испытаний на тросе, посадочный модуль был поднят на высоту 15 футов (4,6 м) над землей, а легкий плавящийся шнур использовался для удержания посадочного модуля. [ 40 ] : с. 4
- Блок Б также называют машиной «Браво». [ 29 ]
- Морфеус №1.5 Блок С
Прототип посадочного модуля Morpheus #1 Unit C имеет ту же конструкцию, что и прототип посадочного модуля Morpheus #1.5 Unit A, со следующими изменениями: [ 14 ]
- Улучшения, как в блоке B выше. Этот автомобиль никогда не летал. [ 14 ]
Технология автономного предотвращения опасностей при посадке
[ редактировать ]Опциональное оборудование автономной технологии предотвращения опасностей при посадке (ALHAT) позволяет приземляться без вмешательства оператора. [ 44 ] ALHAT позволяет посадочному аппарату лететь в заданное место с высокой точностью и автоматически избегать опасностей, включая уклоны более 5 градусов и валуны высотой более 30 см. [ 45 ] Активные датчики включают в себя флэш -лидар , лидарный доплеровский велосиметр и лазерный высотомер. [ 49 ] [ 61 ]
Программное обеспечение
[ редактировать ]
Философия бережливой разработки Project Morpheus привела к использованию сочетания нового и ранее существующего программного обеспечения. Программное обеспечение используется в:
- вертикальный испытательный стенд (посадочный модуль). [ 62 ] Базовое программное обеспечение для полетов (CFS), разработанное NASA-Goddard-Space-Flight-Center, было дополнено специальным прикладным программным обеспечением, а также специальными приложениями для датчиков и ввода-вывода.
- аппаратная разработка. [ 63 ] В том числе с использованием пакета OVERFLOW (и испытаний в аэродинамической трубе).
- наземная среда, включая управление полетом. [ 64 ] Технологии управления полетом использовались для отображения давления в баках с топливом и других параметров во время испытательных стрельб. [ 65 ]
- Система АЛХАТ . [ 66 ]
- моделирование полета как в автономном режиме, так и с подключением к летному оборудованию. [ 67 ] Используемые пакеты включают среду моделирования Trick компании АО, пакет инженерной орбитальной динамики АО (JEOD) и пакет общих моделей АО Валькирия. Параметры были настроены с учетом летного оборудования Morpheus, такого как приводы, и данных, полученных в ходе привязанных испытательных полетов.
- Пакет Microsoft SharePoint использовался инженерами и менеджерами для планирования, обмена документами и обеспечения метода контроля изменений конфигурации. [ 68 ]
- документы часто писались с использованием Microsoft Office. [ 68 ]
Стендовые испытания
[ редактировать ]
- 2011
По состоянию на апрель 2011 года основной задачей испытательного стенда является демонстрация интегрированных двигательных и инерциальных систем наведения, навигации и управления ( GN&C ), которые могут летать по профилю спуска на Луну, тем самым отрабатывая технологию автономной посадки и предотвращения опасностей (ALHAT). ), датчики безопасной посадки и замкнутая система управления полетом. [ 43 ] я
Дополнительные цели включают демонстрацию технологий, таких как материал и изготовление резервуаров, двигатели управления реакцией, улучшение характеристик главных двигателей, системы наддува гелием, наземные операции, летные операции, безопасность дальности полета, программное обеспечение и архитектуру авионики. [ 7 ]
Летный комплекс «Вертикальный испытательный стенд» (ВТБ) в АО успешно использует программное обеспечение Mission Control Technologies (MCT), написанное в NASA Ames, для управления испытательными полетами спускаемого аппарата «Морфеус». Отображаемые параметры включают давление в баке с топливом. [ 69 ]
Для корабля «Морфеус» был разработан комплекс комплексных испытательных полетов транспортного средства, включая испытания на горячем огне, привязное висение и беспривязные «свободные полеты». [ 5 ]
Чтобы обеспечить пространство для выхлопного шлейфа автомобиля во время испытаний на горячий огонь, посадочный модуль был привязан на высоте 20 футов (6,1 м) над землей. Для тестирования на привязи использовалась высота 15 футов (4,6 м). [ 40 ] : с. 4
Тестирование, результаты испытаний и модификации оборудования, выполненные в 2011 году, вплоть до Tethered Test 6, были опубликованы в протоколах аэрокосмической конференции IEEE 2012 года в Биг-Скай, штат Монтана. [ 70 ]
- 2012
Видео испытательных полетов опубликовано на канале Morpheus Lander на YouTube. Сюда входят регрессионные испытательные полеты 2012 года с более мощным двигателем V1.5 при привязанном посадочном модуле, а также проблематичный ранний испытательный полет, который показывает: «Вот почему мы проводим испытания». [ 71 ]
10 мая 2012 года испытательный стенд прошел испытания на зависание и мягкое прерывание, показанные в видео «Morpheus Tether Test 15». [ 71 ] Посадочный модуль был возвращен в мастерскую для установки оборудования ALHAT. Также были установлены подруливающие устройства системы управления реакцией (RCS). [ 72 ] [ 73 ]
Летом 2012 года модуль A Morpheus Lander V1.5 был передан в Космический центр Кеннеди во Флориде для испытаний в автономном полете. Кроме того, в конце взлетно-посадочной полосы космического челнока было построено «поле опасности», содержащее такие опасности, как камни и кратеры , чтобы проверить, может ли система ALHAT автоматически перемещаться к свободной площадке для посадки. [ 74 ] Как видно на фотографии, широкие открытые пространства «Кеннеди» позволяют окружить всю траекторию полета, включая взлетно-посадочную полосу и опасную зону, противопожарным барьером, состоящим из рва, наполненного водой.
Опасное поле размером 330 на 330 футов (100 на 100 м) включало в себя пять потенциальных посадочных площадок, 311 груд камней и 24 кратера , имитирующих территорию на южном полюсе Луны. [ 11 ]
20 июля 2012 года, в 43-ю годовщину приземления Аполлона-11 на Луну, испытательный корабль «Морфеус» прибыл в Космический центр Кеннеди (KSC) для дополнительных испытаний. высокопроизводительная версия двигателя Morpheus HD5 прошла испытания в Космическом центре Стеннис. Испытания и создание опасного поля были оплачены Программой перспективных исследовательских систем НАСА (AES). Летом 2012 года [ 53 ]
- 2013
Осенью 2012 года и в начале 2013 года в Космическом центре Стенниса были проведены испытания ракетных двигателей Morpheus четвертого и пятого поколений на метане/LOX . Успешный длительный ожог длился 123 секунды. Другие тесты проверяли возможности и уровни дроссельной заслонки. [ 6 ]
Оборудование АЛХАТ было испытано с помощью вертолета на опасном поле КНЦ. Многочисленные полеты были выполнены по траекториям типа «Морфеуса», которые должны были учитывать направление ветра. [ 6 ]
Топливные баки посадочного модуля прошли серию проверок и испытаний, включая проверку сварных швов на наличие дефектов и циклическое изменение давления в баках для установления минимального ожидаемого срока службы баков. Максимальное давление проверялось путем создания давления в жертвенном резервуаре до тех пор, пока он не лопнул. [ 6 ]

1 мая 2013 г. на АО «Запасной испытательный стенд Unit B Morpheus» был запущен в течение 50 секунд в полностью привязном состоянии. Также были запущены интегрированная система управления реакцией метана (RCS) и струи управления вектором тяги (TVC). Многие усовершенствования были внесены в транспортную и наземную системы. [ 24 ]
16 мая 2013 г. на АО испытательный стенд был запущен, будучи прикрепленным к земле, а затем привязанным на высоте 3 футов (0,91 м) над землей, после чего были проведены некоторые испытания системы управления реакцией. Небольшая утечка была устранена, что позволило провести испытания на воздействие вибрации в номинальном режиме. При подготовке к испытаниям вокруг испытательной площадки была заасфальтирована противопожарная полоса и вырыта мини-«пламенная траншея». [ 50 ] [ 75 ]
24 мая 2013 года на АО «испытательный стенд В1.5Б» был высокопривязным. Было хорошее зажигание и набор высоты. Мягкое прерывание привело к прекращению полета, когда транспортное средство превысило внутренний установленный граничный предел при попытке стабилизировать себя. [ 58 ]
6 июня 2013 года на АО «Tethered Test 22» привязной стенд успешно пролетел 74 секунды. Наведение длилось 60 секунд и было плавным. [ 76 ] Использовал первичный IMU. [ 77 ]
11 июня 2013 года в ходе привязных испытаний на АО «Резервный блок инерциальных измерений» (ИБИ) прошел летные испытания. Полет длился 27 секунд, включая 17 секунд висения. [ 77 ]
14 июня 2013 г. были выполнены два привязных полета. Первая стрельба была мягко прервана, когда машина вышла за зону безопасности из-за дисбаланса топливной загрузки. Вторая стрельба прошла успешно. Это считается повторным запуском двигателя. Во время второго полета аппарат успешно переключился с использования основного инерциального измерительного блока (IMU) на вторичный IMU. [ 31 ]
2 июля 2013 г. были проведены интеграционные тесты с ALHAT, прикрепленным к посадочному модулю Morpheus. Эти испытания включали испытания на «наклон», когда опоры посадочного модуля поднимались на блоках разной высоты, поэтому положение было отклонено от вертикального. [ 78 ]
11 июля 2013 года были проведены первые привязные летные испытания корабля Morpheus «Браво» с интегрированными сверху лазерными датчиками технологии автономной посадки и предотвращения опасностей (ALHAT). При второй попытке зажигание было хорошим, но во время подъема автомобиль перешел на понижение диапазона и превысил внутренний установленный предел безопасности диапазона (+/-4 м) для испытаний на тросе, что вызвало автоматическое мягкое прерывание. [ 32 ]
23 июля 2013 г. был успешно проведен Tethered Test 26. Посадочный модуль и ALHAT летели и зависали на двух разных высотах. Были использованы как основной RCS (метан/LOX), так и резервный RCS (He), что обеспечило успешную «приземление» на конце троса. Боковая экскурсия составляла максимум всего ~0,2 м. Слежение и визуализация ALHAT были номинальными, и им удалось идентифицировать опасную цель. [ 48 ]
27 июля 2013 г. сработал объединенный тест 27 Morpheus/ALHAT Tethered Test 27. Посадочный модуль взлетел, выполнил визуализацию ALHAT, а затем боковой перевод. [ 79 ]
7 августа 2013 г. был успешно проведен Tethered Test 28. За полет длительностью около 80 секунд аппарат выполнил запуск двигателя, подъем, боковое перемещение на 3 метра над искусственным марсианским грунтом, 40 секунд зависания на вершине и наклонный спуск до «посадки» с использованием свободного наведения. Модель марсианского грунта была предоставлена Лабораторией реактивного движения (JPL) в рамках исследования шлейфа. [ 80 ]
23 августа 2013 года спускаемый аппарат «Браво» успешно выполнил привязное испытание 29 в АО. Во время ~50-секундного полета действия Браво включали зажигание, подъем и боковое перемещение на 3 метра. Произошло 10-секундное висение на вершине и наклонный спуск крана до «приземления» с использованием свободного наведения. [ 81 ]
29 августа 2013 года посадочный модуль «Браво» успешно выполнил ~63-й полет Tethered Test 30 на территории АО. После подъема на 5 метров с 15-секундным зависанием на вершине был выполнен 3-метровый боковой перенос назад. Затем следует еще 15 секунд зависания и наклонное снижение вперед. [ 29 ]
18 сентября 2013 года при сильном ветре посадочный модуль «Браво» успешно выполнил испытание Tether Test 31. Этот полет стал быстрым поворотом после того, как испытания предыдущего дня были отменены. Коллективом решались различные задачи. [ 60 ]
24 сентября 2013 года посадочный модуль был запущен с земли. Было обнаружено несколько проблем, которые привели к прерыванию работы. Проблемы включали ложное предупреждение о прогорании сопла двигателя и нестабильный запуск двигателя. 26 сентября 2013 г. было проведено испытание HF10. Это включало 20 коротких запусков двигателя в один и тот же день при различных давлениях, температурах и уровнях мощности. Целью исследования было изучение границ нестабильности двигателя во время запуска. [ 33 ] [ 82 ]

29 октября 2013 г. спускаемый аппарат и его ракетный двигатель на метане/LOX произвели шесть взрывов длительностью 600 мс, находясь на вершине траншеи в АО. Никакой нестабильности не было. [ 83 ] 1 ноября 2013 года, со всеми усовершенствованиями программного и аппаратного обеспечения, спускаемый аппарат успешно выполнил привязные летные испытания. Транспортное средство выполнило воздушный старт, поддерживаясь тросом. [ 84 ] 7 ноября 2013 года в рамках проекта завершились испытания спускаемого аппарата на АО «Наземный испытательный взлет и посадка» (GTAL). Транспортное средство пролетело штатно и приземлилось в пределах 1 дюйма (2,5 см) по поперечной дальности и 6 дюймов (15 см) вниз от намеченной цели. Испытание GTAL характеризовало характеристики транспортного средства при взлете со стартовых стоек на земле, полете на высоту 21 фут (6,4 м), зависании и профиле снижения, а также приземлении обратно на землю на отдельной площадке высотой 10 футов (3,0 м). м) от точки запуска. Это говорит о том, что неисправности, выявленные в результате Инцидента 2, описанного ниже, 9 августа 2012 г., теперь обнаружены и устранены. [ 35 ] [ 85 ]
6 декабря 2013 года интегрированный аппарат прошел Tether Test 33 в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Это было повторением испытания 29 на привязи. Испытание в первую очередь проводилось для проверки работоспособности посадочного модуля «Браво» после транспортировки из Техаса. [ 86 ] 10 декабря 2013 года на посадочной площадке шаттла Космического центра Кеннеди был успешно проведен первый свободный полет прототипа спускаемого аппарата «Морфеус». 54-секундное испытание началось с того, что посадочный модуль «Морфеус» стартовал с земли над пламенной траншеей и поднялся примерно на 50 футов, а затем завис в течение примерно 15 секунд. Затем посадочный модуль полетел вперед и приземлился на площадку примерно в 23 футах от точки запуска и примерно в 6 дюймах от целевой точки. [ 16 ] [ 87 ] [ 88 ]
17 декабря 2013 года посадочный модуль «Морфеус» успешно выполнил свободный полет 4. Запланированная траектория была пройдена безупречно, приземлившись в пределах 3,5 дюймов от намеченной цели. Морфеус поднялся с земли над траншеей с огнем на высоту около 164 футов ( 50 м ), после непродолжительной остановки на высоте 82 фута ( 25 м ) для поддержания заданной скорости подъема. Затем транспортное средство полетело вперед, преодолев около 154 футов ( 47 м ) за 30 секунд , а затем снизилось и приземлилось на специальную посадочную площадку внутри опасного поля ALHAT. [ 89 ] [ 90 ]
- 2014
16 января 2014 года на посадочной площадке шаттла KSC был успешно выполнен «Свободный полет 5». Аппарат «Браво» летел выше и быстрее, чем во всех своих предыдущих полетах. Заранее запланированная траектория включала быстрый подъем на высоту 57 м ( 187 футов ), прохождение 47 м ( 154 футов ) при спуске, а затем приземление примерно в 11 дюймах от намеченной цели в опасном поле примерно через минуту после запуска. [ 91 ] 21 января 2014 года «Браво» выполнил «Свободный полет 6». В полете продолжительностью 64 секунды аппарат поднялся на высоту 305 футов (93 м), а затем пролетел вперед на 358 футов (109 м) за 25 секунд. Как и планировалось, Браво приземлился на Опасном поле, в 0,38 м ( 15 дюймах ) от цели. Максимальная скорость подъема составляла 11,4 м/с ( 25,5 миль в час ). [ 92 ]
10 февраля 2014 г. Free Flight 7 совершил полет на KSC. Браво пролетел на высоте 467 футов ( 142 м ), а затем преодолел высоту 637 футов ( 194 м ) за 30 секунд , прежде чем приземлиться в опасной зоне. Аппарат безупречно пролетел по заранее запланированной траектории, достигнув максимальной скорости подъема 13 м/с и приземлившись на намеченную цель через 74 секунды после запуска. [ 93 ] Инженеры утверждают, что во время испытаний важна не высота, а полученный опыт полета, включая все этапы проверки, наземной погрузки, полета и восстановления. [ 8 ]
14 февраля 2014 г. и 3 марта 2014 г. на КСК были проведены огневые испытания системы управления креном (RCS) спускаемого аппарата с использованием различных коротких и длинных импульсов. [ 94 ] [ 95 ] Многоцентровая команда «Морфеус» успешно завершила свободный полет 8 на посадочной площадке шаттла (SLF) Космического центра Кеннеди (KSC) в среду, 5 марта 2014 года. Транспортное средство «Браво» поднялось на высоту 467 футов (142 м), а затем преодолело высоту 637 м. футов (194 м) за 36 секунд, включая изменение курса в полете, перед приземлением в опасной зоне на расстоянии 56 футов (17 м) от исходной цели (имитируя уклонение от опасности). Аппарат достиг максимальной скорости подъема 13 м/с и приземлился примерно в 10 дюймах от намеченной цели через 79 секунд после запуска. [ 96 ]
Во вторник, 11 марта 2014 г., команда Morpheus успешно завершила полет Free Flight 9 (FF9) на KSC SLF. Это был самый высокий (177 м (581 фут) фут), выше, чем VAB и памятник Вашингтону, самый быстрый (13,4 м/с (30 миль в час) по вертикали и горизонтали) и самый дальний (255 м (837 футов)) полет Морфеуса на сегодняшний день. [ 36 ]
В течение оставшейся части марта 2014 года оборудование ALHAT было снова установлено, что позволило провести успешное испытание сборки на привязи 27 марта 2014 года. Траектория полета Tether Test 34 была аналогична траектории полета TT33 и TT29 с двумя зависаниями и перемещением на 3 м (9,8 фута) во время полета. подъем на 3,25 м (10,7 футов). [ 97 ] Свободный полет 10 (FF10) состоялся 2 апреля 2014 года, когда ALHAT находился в режиме разомкнутого контура. ALHAT визуализировал опасное поле и рассчитывал навигационные решения в режиме реального времени. Морфеус поднялся на максимальную высоту около 804 футов (245 м), затем полетел вперед и вниз сначала по глиссаде в 30 градусов, затем выровнялся, преодолев в общей сложности около 1334 футов (406,5 м) по горизонтали за 50 секунд, одновременно отклоняясь к место приземления в 78 футах (23,8 м) от первоначальной цели, прежде чем спуститься и приземлиться на специальную посадочную площадку в передней части (юга) опасного поля АЛХАТ. Общее время полета составило ~96 секунд, это самый продолжительный полет на сегодняшний день. [ 98 ] Free Flight 11 24 апреля 2014 г. был повторением Free Flight 10 с некоторыми изменениями в ALHAT. [ 99 ] 30 апреля 2014 г. Free Flight 12 был повторением FF10, но с ALHAT, выбиравшим место приземления. [ 100 ]
22 мая 2014 года в ходе операции «Свободный полет» ALHAT определил безопасное место в опасной зоне для места приземления и направил к нему посадочный модуль. [ 101 ]
Команда Morpheus/ALHAT успешно завершила свободный полет 14 (FF14) на KSC SLF в среду, 28 мая 2014 г., это был 12-й свободный полет Браво и 5-й свободный полет ALHAT, а также первый в истории ночной полет. Исходные данные указывали на номинальную работу всех систем автомобиля. Система обнаружения опасностей ALHAT (HDS) сработала хорошо, но определила безопасное место всего на 0,5 м (1,6 фута) за пределами консервативно установленных пределов вокруг центра посадочной площадки. Затем ALHAT управлял транспортным средством в режиме замкнутого контура на протяжении всего захода на посадку, при этом транспортное средство взяло на себя навигацию на этапе снижения траектории, когда ALHAT уже вел счисление пути. Если бы менее консервативные пределы ошибок определения местоположения позволили ALHAT продолжить движение к посадке, аппарат все равно благополучно приземлился бы на площадку.
Команда преодолела несколько предполетных проблем, в том числе неудачное зажигание из-за некритического превышения установленного предела температуры, что было исправлено после успешной второй попытки. [ 37 ]
19 ноября 2014 года прошли испытания посадочного модуля «Морфеус» на КНЦ. Аппаратное обеспечение ALHAT было дополнено новой оптикой, которая позволяет навигационному доплеровскому лидару точно измерять скорость транспортного средства относительно земли. [ 42 ] Тест был прерван из-за неисправности системы дистанционного управления. На данный момент двигатель прогорел в общей сложности 1134 секунды. [ 102 ] Tether Test 36 (TT36) на выставке KSC SLF во вторник, 2 декабря 2014 г., представлял собой регрессионный тест. Транспортное средство «Браво» безупречно следовало запланированной 40-секундной траектории, хотя было выявлено несколько несоответствий. Данные были проверены для оценки этих аномалий и обеспечения готовности транспортного средства и наземных систем к проведению свободных летных испытаний. [ 103 ]
15 декабря 2014 года прототип посадочного модуля взлетел на высоте 800 футов над северной частью посадочной площадки шаттла в Космическом центре Кеннеди во Флориде в ходе испытания № 15 в свободном полете. Во время 97-секундного испытания ALHAT обследовал опасное поле на предмет безопасности. посадочные площадки, а затем направил посадочный модуль вперед и вниз для успешной посадки. [ 1 ]
- Заключение
По состоянию на февраль 2015 г. [update] плановые испытания завершены. Посадочный модуль был доставлен обратно в АО. [ 18 ] [ 104 ] Рассмотрение проекта, включая тестирование, состоялось 12 марта 2015 года. [ 2 ]
Испытательное оборудование и наземные операции
[ редактировать ]В дополнение к обычным инженерным инструментам было изготовлено или закуплено несколько единиц испытательного оборудования. К ним относятся краны, обернутые защитой от тепла и мусора, : с. 2 трос, банджи для управления тросом : с. 7 и поглотитель энергии. Поглотителем энергии была металлическая трубка, заполненная огнеупорными алюминиевыми сотами. [ 40 ] : с. 3
Были построены бетонные стартовые и посадочные площадки. В Космическом центре Кеннеди рядом с опасным полем была вырыта небольшая огненная траншея для наземных запусков (построенная для испытаний ALHAT). Были установлены камеры и записывающее оборудование. Используемые компьютеры и оборудование радиосвязи. [ 40 ]
Для перемещения посадочного модуля использовались тележки, аккумуляторы и расходные материалы. Была выдана защитная одежда и средства защиты глаз от лазеров категории IV. [ 57 ] [ 105 ]
В обычный день испытаний персонал наземных операций работает около 10 часов с момента вывоза до возвращения Морфеуса в ангар. Различные части дня включают краткий обзор безопасности и развертывание транспортного средства, проверку перед заправкой, загрузку топлива (жидкий кислород и жидкий метан), проверку на утечку, окончательную подготовку, полет и заключительные испытания. Действия разделены между бригадой площадки и Центром управления. Помимо электрических батарей посадочного модуля для наземного питания, краны, тензодатчики и топливозаправщики должны быть вывезены на стартовые стенды. [ 57 ]
Сотрудничество
[ редактировать ]Космический центр имени Джонсона НАСА сотрудничал с несколькими фирмами, академическими учреждениями и другими центрами НАСА при создании и тестировании прототипов посадочных модулей «Морфеус» «Альфа» и «Браво».
Для «Морфеуса» и «АЛХАТ» АО имеет партнерские отношения с Космическим центром Кеннеди (KSC) для проведения летных испытаний; Космический центр Стенниса (SSC) для испытаний двигателей; Центр космических полетов Маршалла (MSFC) для разработки двигателей и экспертизы спускаемых аппаратов; Центр космических полетов Годдарда (GSFC) для разработки основного программного обеспечения для полетов; и Исследовательский центр Лэнгли (LaRC) и Лаборатория реактивного движения (JPL) для разработки ALHAT. Коммерческое партнерство с такими предприятиями, как Jacobs Engineering, Armadillo Aerospace, Draper Labs и другими, способствовало разработке и эксплуатации многих аспектов проекта». [ 106 ]
Лаборатория Zucrow Университета Пердью участвовала в разработке раннего двигателя Morpheus. Испытания проводились в лаборатории Zucrow Labs в Уэст-Лафайете, штат Индиана, в 2014 году, включая несколько успешных воспламенений двигателя. Эта работа была выполнена под руководством доктора Уильяма Андерсона и нескольких магистров и аспирантов. [ 107 ]
Вопросы здоровья и безопасности
[ редактировать ]Хотя со смесью двухтопливного топлива жидкого кислорода и жидкого метана обращаться значительно проще и безопаснее, чем с гидразином , топливо может загореться, а криогенные топливные баки и сосуды Дьюара могут взорваться. [ 105 ] [ 108 ]
Инциденты
[ редактировать ]
- 1 июня 2011 года испытание спускаемого аппарата «Морфеус» вызвало сильный пожар на траве на территории Космического центра Джонсона . Незначительный инцидент: никто не пострадал, с посадочным модулем все в порядке. [ 109 ] Впоследствии вокруг испытательной площадки была выкопана противопожарная полоса шириной 10 футов (3,0 м), чтобы предотвратить распространение любых возможных возгораний травы. [ 110 ]
- 9 августа 2012 года спускаемый аппарат перевернулся, разбился, загорелся и дважды взорвался во время первых испытаний в свободном полете в Космическом центре Кеннеди . [ 108 ] Пожар был потушен после взрыва танков. Никто не пострадал, но автомобиль находился в невосстановимом состоянии. [ 14 ] После аварии было проведено около 70 различных модернизаций конструкции корабля и наземных систем, включая добавление резервных приборов и смягчение виброакустической среды при запуске. [ 24 ] На замененных машинах были установлены кабельные разъемы и шинные соединители военного уровня, а также создана огневая траншея на стартовой площадке для снижения вибрации. [ 59 ] Документ, служащий отчетом о расследовании, был опубликован на конференции Американского института аэронавтики и астронавтики: SPACE 2013. [ 111 ]
Статус
[ редактировать ]
Прототип двигательной установки на жидком кислороде и метане (LOx/Метан) Morpheus продемонстрировал преимущества в производительности, простоте, надежности и возможности повторного использования. [ 112 ] LOx/Метан предоставляет новые возможности использования топлива, произведенного на поверхности Марса, для возвращения на поверхность и интеграции с системами энергоснабжения и жизнеобеспечения. Было установлено, что Lox/Метан можно использовать в пилотируемых космических кораблях для многих транспортных элементов марсианской архитектуры. Топливо обеспечивает значительные преимущества для надежного зажигания в космическом вакууме, а также для надежной защиты или очистки космического корабля. «Благодаря этому тесту НАСА получило шестой уровень технологической готовности (TRL), связанный с технологией посадки на планету». [ 113 ]
Демонстрации полета спускаемого аппарата «Морфеус» привели к предложению использовать LOx/Метан для миссии программы Discovery под названием «Эксперимент по старению лунного реголита» (MARE) для посадки научной полезной нагрузки для Юго-Западного исследовательского института на поверхность Луны. [ 112 ] Посадочный модуль этой миссии называется NAVIS (автономный аппарат НАСА для исследований на месте). [ 114 ]
Разработанная технология также применяется при создании лунного корабля «Нова-С» . [ 115 ] который в настоящее время планирует приземлиться на Луну в феврале 2024 года. [ 116 ] [ 117 ]
См. также
[ редактировать ]- Миссия по вливанию зеленого топлива
- Лунный КАТАЛИЗАТОР
- Могучий орел
- Нова-С
- Четверной (ракета)
- Раптор (семейство ракетных двигателей)
- ВТВЛ
Примечания
[ редактировать ]а. ^ Метан является экологически чистым (то есть нетоксичным) топливом, которое, как надеется НАСА, снизит транспортные расходы за счет производства на месте ( ISRU ). Например, реакция Сабатье может быть использована для преобразования углекислого газа (CO 2 ), обнаруженного в атмосфере Марса, в метан, используя водород, найденный или доставленный с Земли, в качестве катализатора и источника тепла. Водород можно производить из водяного льда, который встречается как на Луне, так и на Марсе. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Морфеус парит в свободном полете 15» . www.youtube.com . НАСА Кеннади. 16 декабря 2014 года . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Крис Бергин (14 марта 2015 г.). «НАСА мечтает о будущих шаблонах проектов Морфеус» . НАСА Spaceflight.com . НАСА . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Веб-страница Джима Хиллхауса «Визит к Морфеусу», 14 апреля 2011 г.» . АмерикаКосмос. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 16 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роберт Л. Морхед, Джон К. Мельчер (28 июля 2014 г.). «Характеристики стабильности сгорания главного двигателя проекта Morpheus на жидком кислороде / жидком метане». Документ конференции совместной конференции AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам; 50-й; 28–30 июля 2014 г.; Кливленд, Огайо; Соединенные Штаты . hdl : 2060/20140009917.pdf .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Джон Б. Олансен; Стивен Р. Мандей; Дженнифер Д. Митчелл; Майкл Бейн (23–25 мая 2012 г.). «Морфеус: Развитие технологий исследования человека» (PDF) . Глобальная исследовательская конференция. ГЛЕКС-2012.05.2.4x12761.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Крепко на работе – февраль 2013» . Проект Морфеус: Блог . НАСА — Проект Морфеус . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Домашняя страница веб-сайта Morpheus Lander» . НАСА. Архивировано из оригинала 11 августа 2012 года . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Инновационное партнерство тестирует топливо будущего» . НАСА. 13 октября 2009. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 3 марта 2012 г.
- ↑ Новый марсианский десантный корабль «Морфеус» загорелся при взлете . Телеграф, 10 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Оснащенный новыми датчиками, Морфеус готовится самостоятельно приземлиться» . Сайт НАСА . НАСА. 23 апреля 2014 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дин, Джеймс (2 августа 2012 г.). «Прототип посадочного модуля «Морфеус» готов к испытаниям на КСК» . Флорида сегодня . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 2 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Сообщения Морфеуса Лендера в Твиттере от 21 января 2014 г. (ответ)» . Твиттер — Морфеус Лендер . НАСА . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ Том Паттерсон (19 мая 2014 г.). «Беседа отца и сына привела к созданию первого в своем роде космического корабля НАСА» . CNN . Проверено 19 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Московиц, Клара (14 сентября 2012 г.). «НАСА продвигает новый прототип лунного корабля» . Space.com . Проверено 19 сентября 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Брифинг Консультативного совета НАСА, проведенный компанией Advanced Exploration Systems, 15 ноября 2012 г.» (PDF) . НАСА . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Дин, Джеймс (10 декабря 2013 г.). «Прототип спускаемого аппарата «Морфеус» завершил испытательный полет на КНЦ» . Флорида сегодня . Проверено 12 декабря 2013 г.
- ^
Харт, Джереми Дж., Деволитис, Дженнифер Л. (10 сентября 2013 г.). Адаптация традиционной системной инженерии для проекта «Морфеус». Доклад конференции АО-CN-29415 (Отчет). НАСА. hdl : 2060/20140002833 .
{{cite report}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Джеймс Дин (22 февраля 2015 г.). «SpaceX приближается к запуску коммерческого спутника» . Флорида сегодня . Компания Ганнетт . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Брэнди Дин (6 июня 2013 г.). «Проект «Морфеус» начинает полет в Космическом центре имени Джонсона НАСА, обновленная информация от 2 мая 2011 г.» . НАСА на своем веб-сайте NASA.GOV. Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Бойл, Алан (1 июля 2011 г.). «Внутри лаборатории НАСА Skunk Works» . MSNBC. Архивировано из оригинала 4 июля 2011 года . Проверено 16 июля 2011 г.
Проект «Морфеус» начинался как «Проект М», концепция, которая предусматривала высадку гуманоидного робота на Луну за 1000 дней. Затем наступила реальность, и проект был пересмотрен.
- ^ Янг, Келли (13 октября 2006 г.). «Имитация лунных кораблей сразится в X Prize Cup» . Новый учёный . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ «Проект Морфеус Лендер АО2011-E-032040 (14 апреля 2011 г.)» . НАСА. Архивировано из оригинала 15 марта 2019 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Видео на YouTube от NASAExplorerSchools1 под названием «NASA Now Minute: Forces and Motion: Project Morpheus» выпущено 27 февраля 2012 года» . НАСА и YouTube. 27 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Итак, мы начинаем снова» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Кейт Коуинг (20 апреля 2011 г.). «Морфеус Лендер: крутые вещи, которые АО ПАО не позволит вам увидеть - плюс комментарии MBaine» .
- ^ «Годовой отчет НАСА по безопасности на полигоне за 2011 год» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 17 сентября 2012 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ «НАСА приглашает средства массовой информации просмотреть спускаемый аппарат «Морфеус» в Кеннеди» . КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ СМИ: M12-141 . НАСА . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Проект Морфеус: Блог. «Двигаться вперед, а не начинать сначала» . НАСА . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Проект «Морфеус: Тест 30» . Ютуб . НАСА. 30 августа 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Проект Морфеус: Блог: Тяжелая работа» . Проект Морфеус . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Проект «Морфеус: испытание троса 24»» . Ютуб . НАСА. 14 июня 2013 года . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Проект «Морфеус: испытание троса 25»» . Ютуб . НАСА. 11 июля 2013 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сообщения Морфеуса Лендера в Твиттере от 24 по 26 сентября 2012 г.» . Твиттер — Морфеус Лендер . НАСА . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Морфеус Лендер [@MorpheusLander] (18 ноября 2013 г.). «Сегодня в дороге. С нетерпением жду возможности свободно полететь во Флориду! Не волнуйтесь, поездка будет прикрыта!» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Jump up to: а б «Проект Морфеус Лендер прибывает в Кеннеди для испытаний» . НАСА. 27 ноября 2013 года . Проверено 3 декабря 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Морфеус Свободный полет 9» . Ютуб — Морфеус Лендер . НАСА. 11 марта 2014 года . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Проект Морфеус: Свободный рейс 14» . Ютуб — Морфеус Лендер . НАСА. 29 мая 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «Справочники по лунному КАТАЛИЗАТОРУ» . Сайт НАСА . НАСА. Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Джон Б. Олансен; Стивен Р. Мандей; Дженнифер Д. Митчелл (10 сентября 2013 г.). «Проект Морфеус: уроки, извлеченные из разработки технологий спускаемых аппаратов» (PDF) . Конференция AIAA Space 2013; 10–12 сентября 2013 г.; Сан-Диего, Калифорния; Соединенные Штаты . Американский институт аэронавтики и астронавтики: ПРОСТРАНСТВО 2013 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж
Деволитес, Дженнифер, Харт, Джереми (март 2014 г.). «Летные испытания на вертикальном испытательном стенде Morpheus». Аэрокосмическая конференция IEEE 2014 г.; 1–8 марта 2014 г.; Биг Скай, Монтана; Соединенные Штаты . Институт инженеров по электротехнике и электронике; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. hdl : 2060/20140003934 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ллойд Кэмпбелл (11 июля 2014 г.). «Проект Морфеус: полет на испытательном стенде будущих посадочных модулей» . РакетаSTEM . № 8. RocketSTEM Media Foundation, Inc. Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Проект Морфеус. «Пост от 12 ноября 2014 года» . www.Facebook.com . НАСА — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (аккаунт Facebook) . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Проект Морфеус (аккаунт Facebook)» . Фейсбук .
- ^ Jump up to: а б с д «Технология автономной посадки и предотвращения опасностей (ALHAT)» . НАСА . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Уэртас, Андрес; Джонсон, Эндрю Э.; Вернер, Роберт А.; Монтгомери, Джеймс Ф. (январь 2011 г.). Программное обеспечение для обнаружения опасностей при посадке на Луну. Технический обзор (отчет). НАСА. hdl : 2060/20110003001 .
- ^ Эрик, Бергер (17 июня 2013 г.). «После провала миссия НАСА снова летает» . Хьюстонские хроники . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Эрик Херлберт; Джон Патрик Макманаме; Джош Соокнанен; Джозеф В. Студак. «Перспективная разработка компактного двигателя на основе Lox/метана мощностью 5–15 фунтов силы для комплексного управления реакцией и двигательной установки главного двигателя» (PDF) . НАСА . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Проект «Морфеус: испытание троса 25»» . Ютуб . НАСА. 25 июля 2013 года . Проверено 25 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Сообщения Морфеуса Лендера от 23 июля 2013 г.» . Фейсбук . Проект Морфеус (аккаунт Facebook) . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Сообщения Project Morpheus в Facebook от 16 мая 2013 г.» . НАСА. 16 мая 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ «ОАО «Раундап», апрель 2011 г.» (PDF) . НАСА. 11 февраля 2015 г.
- ^ «Пост от 4 августа 2011 года около 15:00» . Проект Морфеус (аккаунт Facebook).
- ^ Jump up to: а б «НАСА тестирует двигатель проекта Морфеус» (PDF) . Ланьяпп (Космический центр имени Джона Стенниса НАСА) . 7 (7): 4 июля 2012 г. Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ «Сообщения в Твиттере от 11 декабря 2013 г.» . Твиттер — Морфеус Лендер . НАСА . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ «Пост от 10 августа 2012 года около 13:00» . Проект Морфеус (аккаунт Facebook) . Проверено 10 августа 2012 г.
- ^ «Модульная приборная система (МИС)» . НАСА – АО «Инжиниринг» . НАСА. Архивировано из оригинала 5 марта 2015 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Руководитель проекта Morpheus, Ян Янг (@ICYprop). «Типичный день испытаний Морфеуса» . Блог на сайте Морпеуса . НАСА . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Проект «Морфеус: испытание троса 21»» . НАСА и YouTube. 24 мая 2013 года . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кейт Коуинг (18 мая 2013 г.). «Проект Морфеус: тяжелые уроки и бережливое проектирование» . Космос Арт . Проверено 19 мая 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Испытание привязки проекта Морфеус 31» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 19 сентября 2013 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ Хиллхаус, Джим (май 2012 г.). «АЛХАТ – безопасно добраться даже в темноте» . АмерикаКосмос . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ Крэйн, Тимоти П.; Брэди, Тай (13 мая 2011 г.). «Разработка и тестирование Morpheus GNC» (PDF) . НАСА . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Сара Макнамара; Гай Шауэрхаммер; Дарби Викер; Кэй Бойлз. «Аэродинамические силы и моменты для посадочного модуля Morpheus с использованием OVERFLOW» (PDF) . НАСА . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ «Технологии управления полетами (MCT), используемые в проекте АО «Морфеус посадочный модуль»» . НАСА . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ «Технологии управления полетами (MCT)» . НАСА. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Дэвид К. Рутишауз; Чирольд Д. Эпп; Эдвард А. Робертсон. «Демонстрация наземного спускаемого модуля ракеты в свободном полете для системы НАСА с технологией автономной посадки и предотвращения опасностей (ALHAT)» (PDF) . Американский институт аэронавтики и астронавтики . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Рон Маглотин, Аарон Брогли. «Бережливая разработка с помощью программного обеспечения для моделирования Morpheus» (PDF) . НАСА . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Б. Олансен, Дженнифер Л. Деволитес (5 января 2015 г.). Проект «Морфеус: бережливая разработка наземного летного испытательного стенда для развития технологий спускаемых аппаратов НАСА» (изд. JSC-CN-32448). Космический центр НАСА имени Джонсона, Хьюстон, Техас, 77058. hdl : 2060/20140017130 .
- ^ «Технологии управления полетами (MCT), используемые в проекте АО «Морфеус посадочный модуль»» . НАСА . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Харт, Джереми Дж.; Митчелл, Дженнифер Д. (3–10 марта 2012 г.). «Кампания по тестированию посадочного модуля Морфеус» (PDF) . Слушания . IEEE. ISBN 978-1-4577-0556-4 . ISSN 1095-323X . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Веб-страница канала MorpheusLander на YouTube» . НАСА и YouTube.
- ^ «Пост на странице Project Morpheus в Facebook 10 мая 2012 года в 18:56» . НАСА и Facebook. 10 мая 2012 г.
- ^ Ссылка на видео испытания Morpheus Tether 18, испытания на зависании в Космическом центре Джонсона с включенными датчиками ALHAT: Morpheus Tether Test 18 .
- ^ Проект Морфеус Лендер, Блог. «Берегитесь этих камней» . НАСА . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ «Сообщения проекта Морфеус в Твиттере от 16 мая 2013 г.» . НАСА. 16 мая 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ «Испытание привязи Морфеуса 22» . Ютуб . НАСА. 6 июня 2013 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Испытание привязи Морфеуса 23» . Ютуб . НАСА. 11 июня 2013 года . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ «Сообщения Project Morpheus в Facebook от 2 июля 2013 года и после него» . Фейсбук . НАСА. 2 июля 2013 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Морфеус/АЛХАТ ТТ27» . Ютуб . НАСА. 26 июля 2013 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ «Проект «Морфеус: испытание троса 28»» . Ютуб . НАСА. 8 августа 2013 года . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Проект «Морфеус: испытание троса 29»» . Ютуб . НАСА. 26 августа 2013 года . Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ «Сообщения от 24 и 25 сентября 2013 года» . Facebook — Проект Морфеус . НАСА . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Повторное зажигание метанового двигателя Morpheus LOX 29 октября 2013 года» . Facebook — Проект Морфеус . НАСА . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ «Мы упоминали, что после двухдневного дождя здесь сыро! Что бы ни плавало на вашей лодке!» . Твиттер . НАСА . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «Наземный взлет и посадка проекта Морфеус» . Facebook — Проект Морфеус . НАСА. 8 ноября 2013 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «Морфеус ТТ33» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 6 декабря 2013 года . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ «Морфеус свободно летает в тесте Кеннеди» . НАСА — НАСА Кеннеди . НАСА. 10 декабря 2013 года . Проверено 11 декабря 2013 г.
- ^ «Морфеус FF03» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 11 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
- ^ «Проект Морфеус: Свободный полет 04» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 17 декабря 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Ссылка на видео Free Flight 04, вид с транспортного средства: Project Morpheus Free Flight 04 — Вид с транспортного средства .
- ^ «Проект Морфеус: Свободный полет 05» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 16 января 2014 года . Проверено 16 января 2014 г.
- ^ «Проект Морфеус: Свободный рейс 06» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 21 января 2014 года . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ «Проект Морфеус: Свободный рейс 07» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 10 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ Морфеус Лендер [@MorpheusLander] (14 февраля 2014 г.). «RCS после сегодняшней [ sic ] тяжелой тренировки. Спасибо, что следите!» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Морфеус Лендер [@MorpheusLander] (3 марта 2014 г.). «Ваш Морфеус чирикает с командой площадки во время сегодняшних огневых испытаний @NASAKennedy» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ «Проект Морфеус: Свободный полет 8» . Ютуб — Проект Морфеус . НАСА. 5 марта 2014 года . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ «Морфеус завершает полет на привязи с проверкой системы предотвращения опасностей» . YouTube — НАСА Кеннеди . 27 марта 2014 года . Проверено 28 марта 2014 г.
- ^ «Проект Морфеус: Свободный полет 10» . Ютуб — Морфеус Лендер . НАСА. 4 апреля 2014 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ «Морфеус завершает испытание свободного полета» . YouTube — НАСА Кеннеди . НАСА. 24 апреля 2014 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ «Свободный полет Морфеуса 12» . Ютуб — посадочный модуль «Морфеус» . НАСА. 30 апреля 2014 года . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ «Свободный полет Морфеуса 13» . Ютуб — посадочный модуль «Морфеус» . НАСА. 22 мая 2014 года . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ Мика Маккиннон (26 ноября 2014 г.). «Последний испытательный полет Морфеуса прервался, даже не начавшись» . space.io9.com . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ «Тест Морфеуса 36» . Ютуб — Морфеус Лендер . НАСА. 3 декабря 2014 года . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Проект Морфеус. «Пост от 12 ноября 2014 года» . Фейсбук . НАСА . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Миллер; Джей Леггетт; Джули Крамер-Уайт (апрель 2008 г.). Аспекты испытаний и оценки разработки конструкции (DDT&E) для безопасных и надежных систем космических кораблей, предназначенных для человека (PDF) (Отчет). НАСА . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Проект Морфеус — О проекте» . Facebook — Проект Морфеус . НАСА . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Венере, Эмиль. «Исследования лунной ракеты достигли важной вехи, проведя испытание «горячим огнем»» . Физика.орг . Университет Пердью . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Посадочный модуль НАСА «Морфеус» терпит крушение во время первой попытки свободного полета» . 9 августа 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Испытания лунного корабля вызвали пожар в траве в Космическом центре Джонсона» . ХОУ. 1 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 г.
- ^ Хосейн, Ниша (ноябрь 2011 г.). «Травяной пожар в Космическом центре Джонсона стал уроком» (PDF) . Сводка новостей -- Космический центр Линдона Б. Джонсона : 4 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Дженнифер Л. Деволитес; Джон Б. Олансен; Стивен Р. Мандей (10 сентября 2013 г.). Проект «Морфеус»: результаты расследования неисправности посадочного модуля «Морфеус 1.5А». Доклад конференции АО-CN-29482 (Отчет). АИАА. hdl : 2060/20140001490 .
- ^ Jump up to: а б Херлберт, Эрик; Морхед, Роберт; Мельчер, Джон К.; Этвелл, Мэтт (2016). Интегрированные двигательные установки на жидком кислороде/метане с подачей под давлением – опыт Morpheus, MARE и будущие применения (PDF) . НАСА CASI. Космический центр НАСА имени Джонсона.
- ^ Разработка наземного испытательного стенда навигационной системы для лунного корабля . (PDF) Юнджу На, Юэюн Чон и Хёчун Бан. 28 мая – 1 июня 2018, Марсель, Франция. дои : 10.2514/6.2018-2592
- ^ Анализ конструкции и тестирование производительности новой пассивной системы управления температурным режимом для будущих исследовательских миссий . (PDF) Анхель Р. Альварес-Эрнандес и Стефания Ортега из Космического центра имени Джонсона НАСА. 48-я Международная конференция по экологическим системам. ИКЕС-2018-209. 8–12 июля 2018 г., Альбукерке, Нью-Мексико.
- ^ «Лунный посадочный модуль Нова-С» . Интуитивные машины . Архивировано из оригинала 1 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ «Отчет об оценке орбитального мусора (ODAR) Intuitive Machines-1, редакция 1.1» (PDF) . Интуитивные машины . ФКС . 22 апреля 2021 г. . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Робинсон-Смит, Уилл. «Прямая трансляция — SpaceX и Intuitive Machines пытаются запустить автоматический спускаемый аппарат из Космического центра Кеннеди» . Космический полет сейчас . Проверено 14 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]