Jump to content

ЛК (космический корабль)

ЛК
испытательная установка ЛК-3
Производитель ООН-586
Дизайнер Михаил Янгель
Страна происхождения Советский Союз
Оператор Советская космическая программа
Приложения Пилотируемая посадка на Луну
Технические характеристики
Тип космического корабля Лунный модуль
Стартовая масса от 5560 до 6525 кг
Вместимость экипажа 1 (2 в более позднем варианте)
Размеры Высота от 5,20 до 5,8 м.
Ширина 4,50 м
в целом шасси выпущено
Объем 5 м 3
Власть N 2 O 4 /НДМГ
Батареи Оборудовано
Режим Лунная орбита
Дизайн жизни 48 часов
Производство
Статус Отменено
Построен Несколько
Запущен 3 (Т2К)
Неуспешный 0
Потерянный 0
Первый запуск 24 ноября 1970 г.
Космос 379 (Т2К)
Последний запуск 12 августа 1971 г.
Космос 434 (Т2К)
Последний выход на пенсию
Блок Э (Лунный спуск/восхождение)
Питаться от 11Д410
Максимальная тяга 20 кН (4500 фунтов силы)
Удельный импульс 315 с (3,09 км/с)
Порох НДМГ / N2O4 [1]
Конфигурация

Компоненты ЛК: 1) пассивная пластина стыковочной системы, 2) сопла ориентации, 3) окно орбитального сближения, 4) посадочное окно (в вогнутой нише), 5) антенны с большим усилением, 6) твердотопливное «гнездо» двигатели, 7) подножки, 8) всенаправленная антенна, 9) радиолокационная станция сближения, А) гермоотсек, Б) аппаратный отсек, В) люк, Г) аккумуляторные батареи, Е) двигатель и топливные баки, Г) лестница

ЛК , предназначенный ( русский : ЛК , от русского : Лунный корабль , латинизированный : Лунный корабль , букв. «Лунный корабль»; индекс ГРАУ : 11F94 ) — лунный модуль ( лунный посадочный модуль для полета человека в космос), разработанный в 1960-х годах в рамках несколько советских пилотируемых лунных программ . Его роль была аналогична американскому лунному модулю «Аполлон» (LM). Три модуля ЛК варианта Т2К летали без экипажа на околоземную орбиту , но ни один ЛК так и не достиг Луны. Разработка Н1 ракеты-носителя , необходимой для полета на Луну, потерпела неудачу (в том числе несколько неудачных запусков), и первые высадки на Луну были осуществлены американскими астронавтами на корабле «Аполлон-11» . В результате, проиграв космическую гонку , и программы Н1, и ЛК были отменены без дальнейшего развития.

План полета Н1-Л3

[ редактировать ]
Чертеж ступени LVA во время взлета.
Компьютерное изображение ступени LVA во время взлета.
Рисунок и компьютерное изображение LVA во время взлета.

Сергей Королев , ведущий советский ракетный инженер и конструктор космических кораблей в 1950-х и 1960-х годах, планировал принять ту же концепцию сближения на лунной орбите , что и в программе «Аполлон» . Космический корабль лунной экспедиции Л3 должен был состоять из командного корабля «Союз 7К-Л3» (вариант « Союза ») и посадочного модуля ЛК. L3 будет нести экипаж из двух человек на одной трехступенчатой ​​сверхтяжелой ракете-носителе Н-1 . Четвертая ступень, «Блок Г», будет толкать L3 (ЛОК+ЛК) к Луне, а «Блок Д» будет пятой ступенью.

Лунная орбита

[ редактировать ]

Двигатель «Блок Д» также замедлит L3 на лунную орбиту. Следуя по курсу к Луне, один космонавт должен был выйти в открытый космос от ЛОК (Союз 7К-Л3) до спускаемого аппарата ЛК ( Лунный Корабль ) и войти в него. Затем он отделил ступень «Блок Д» и ЛК от ЛОК, прежде чем упасть к Луне с помощью двигателя «Блок Д». После снижения орбитальной скорости и вывода «Блока Д» на траекторию к месту посадки ЛК отделился от «Блока Д» и продолжил спуск и посадку, используя свою ступень «Блока Е» на ЛК для конечного торможения и посадки.

Лунная посадка

[ редактировать ]

Более ранний беспилотный зонд программы «Луна» , «Луноход», будет использоваться для выбора подходящего района, а затем выступать в качестве маяка для ЛК. Затем к месту посадки будет запущен резервный ЛК. Третьим шагом будет посадка пилотируемого ЛК с одним космонавтом.

Хотя подробности запланированной деятельности на поверхности Луны остаются неясными, малый размер и ограниченная грузоподъемность Н-1/Союза ЛОК/ЛК по сравнению с Сатурном/Аполлоном означали, что не так уж много научных экспериментов можно было провести. выполненный. Скорее всего, космонавт установит на Луне советский флаг , соберет образцы грунта, сделает фотографии и развернет несколько небольших научных пакетов. [ нужна ссылка ]

Возвращение Земли

[ редактировать ]

После дня пребывания на поверхности Луны двигатель ЛК снова заработал, используя конструкцию посадочной опоры в качестве стартовой площадки. Для экономии веса двигатель, используемый для посадки, также должен был вернуть ЛК на лунную орбиту для автоматической стыковки с ЛОК с использованием стыковочной системы «Союз Контакт» . Затем космонавт выйдет в открытый космос обратно на ЛОК с образцами лунных пород, а затем ЛК будет сброшен. После этого ЛОК запустит ракету для возвращения на Землю. Стыковочный порт ЛК представлял собой решетку из 96 отверстий шестиугольной формы, расположенных в изометрической сетке, каждое из которых служило потенциальным стыковочным портом для зонда ЛОК в форме ловушки, который можно было разместить без точного выравнивания двух кораблей. Из-за ограничений по весу стыковочный интерфейс был спроектирован максимально простым, со строго механической блокировкой и без электрических или гидравлических соединений. Стыковка и расстыковка были возможны только один раз. [1]

Космический корабль ЛК можно разделить на лунный посадочный агрегат («Лунный посадочный агрегат», «ЛПА») и лунный взлетный аппарат («Лунный взлетный аппарат», «ЛВА»). [2] Силовая установка как для посадки, так и для взлета с Луны была основана на «Блок Э» двигательной установке . Версия системы отображения информации (панели и органы управления космическим кораблем) получила название «Луч» .

В четырех миссиях с использованием ЛК использовался вариант Т2К , почти идентичный стандартному ЛК, но без шасси.

В состав космического корабля входили следующие системы: [2]

  • Гермоотсек космонавта;
  • Авионика управления полетом;
  • Система жизнеобеспечения;
  • Системы контроля ориентации;
  • Лунное посадочное устройство (ЛПУ) с четырьмя посадочными опорами;
  • Система электропитания, состоящая из химических батарей, прикрепленных к ЛПУ;

Инструменты

[ редактировать ]

В состав космического корабля входили следующие инструменты: [2]

  • планеты Радар приземления
  • герметичный контейнер для авионики
  • две антенны связи
  • три батареи
  • четыре емкости с водой для испарительной установки
  • роботизированная рука и дрель

Тестирование

[ редактировать ]

Вариант LK T2K был испытан без экипажа на околоземной орбите в ходе трех миссий в период с 1970 по 1971 год. [3] Все три ЛК были запущены с помощью ракеты «Союз-Л» . Первый полет имитировал запланированный рабочий цикл ступени «Блок Э» . Второй и третий полеты были предназначены для проверки поведения ЛК при ряде аномалий полета. Все полеты прошли успешно, и ЛК был признан готовым к полету с экипажем. [1]

ЛК-Т2К Испытательные полеты
Миссия Дата запуска Орбитальный распад Орбита Продолжительность
(на орбите)
Исход
Kosmos 379
(Т2К №1)
24 ноября 1970 г.
11:00 UTC
21 сентября 1983 г. 198 км х 253 км 12 лет и 301 день Успех [4]
Kosmos 398
(Т2К №2)
26 февраля 1971 г.
12:14 UTC
10 декабря 1995 г. 196 км х 276 км 24 года и 287 дней Успех [5]
Kosmos 434
(Т2К №3)
12 августа 1971 г.
09:30 UTC
23 августа 1981 г. 187 км х 11 777 км 10 лет и 178 дней Успех [6]

Успех программы «Аполлон» по отправке американских астронавтов на Луну в 1969 году означал, что Соединенные Штаты выиграли лунную гонку , хотя планы разрабатывались вплоть до начала 1970-х годов. Было предпринято четыре попытки запуска Н1, в том числе два позже с макетом ЛК, но все они закончились неудачей, несмотря на инженерные улучшения после каждой неудачи. Вторая попытка запуска 3 июля 1969 года, всего за 13 дней до запуска « Аполлона-11» , закончилась катастрофической неудачей, уничтожившей как ракету, так и стартовый комплекс. В дальнейшем к пятому запуску модифицированной ракеты Н1 в августе 1974 года был подготовлен полный комплекс лунной экспедиции Л3 со штатными космическими кораблями-модулями ЛК и «Союз 7К-ЛОК» для облета и высадки Луны по полнобеспилотному полету будущего пилотируемого сценария к пятому пуску модифицированной ракеты Н1. Н1-Л3 Программа был отменен в мае 1974 года, и Советы решили сконцентрироваться на разработке космических станций , добившись в этом процессе нескольких первых результатов. [7]

В 2017 году поступило анонимное заявление о том, что китайские чиновники попросили украинцев восстановить оригинальный двигательный модуль ЛК, используя современные материалы, такие как новые компьютерные технологии, заменяющие устаревшую электронику в системе управления полетом модуля. Согласно договору, украинцы передадут Китаю вновь изготовленный комплект конструкторской документации двигательного модуля, но сама техника останется в Украине. В будущем украинцы могут помочь китайцам организовать производство технологии в Китае, говорят источники. [8]

ЛК по сравнению с лунным модулем Аполлона

[ редактировать ]
Чертеж посадочных модулей «Аполлон-ЛМ» и советских «ЛК».
Компьютерное изображение посадочных модулей «Аполлон-ЛМ» и советских «Лк».
Рисунок и компьютерное изображение посадочных модулей «Аполлон-ЛМ» и советских «ЛК».

Поскольку грузоподъемность ракеты N1 на НОО составляла всего 95 тонн по сравнению с 140 тоннами Сатурна V на НОО, LK был создан менее громоздким, чем лунный модуль Аполлона (LM):

  • У него был другой посадочный профиль
  • Он был легче и составлял всего одну треть массы LM.
  • Первоначально ЛК должен был перевозить одного космонавта. Более поздний вариант будет иметь экипаж из двух человек; LM нес два
  • У него не было стыковочного туннеля, как у LM; космонавт совершит выход в открытый космос от ЛОК (Союз 7К-Л3) до ЛК и обратно.
  • Чтобы покинуть лунную орбиту и начать спуск, ЛК использовал ту же ступень торможения «Блок Д», которая вывела блок ЛК-Союз на лунную орбиту; LM использовал свой двигатель посадочной ступени (более поздние миссии Аполлона также использовали двигатель SPS, чтобы помочь спустить LM с орбиты).
  • Окончательное торможение со скорости 100 м/с на высоте 4 км над поверхностью Луны осуществлялось с помощью ступени «Блок Э» , способной к многократному перезапуску. Это позволило «Блоку Э» также служить ступенью подъема для возврата ЛК на лунную орбиту; Дебаркадер LM имел специальный двигатель для посадки.
  • Для повышения производительности в двигателях ЛК Блок Э использовались турбонасосы для снабжения их компонентами топлива. Твердые заряды использовались для быстрого включения насосов, что ограничивало количество возгораний.
  • После приземления конструкция шасси ЛК предназначалась для использования в качестве мини-стартового комплекса для старта разгонного блока; Apollo LM использовал свою спускаемую ступень таким же образом.
  • ЛК «Блок Э» имел как основной, так и резервный двигатели, позволяющие обеспечить уверенный подъем; Apollo LM стартовал с одним подъемным двигателем и не имел резервной копии или резерва, но был спроектирован с учетом простоты и надежности, обеспечивающей оптимальную гарантию подъема. Отказ взлетного двигателя LM гарантировал бы критический провал миссии. [1]

Текущее местоположение

[ редактировать ]

Осталось пять ЛК на разной стадии завершения. Они находятся по адресу: [1] [9] [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Марк Уэйд. «ЛК» . www.astronautix.com . Энциклопедия астронавтики . Проверено 24 октября 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Анатолий Зак. «Лунный модуль ЛК для проекта Л3» . RussianSpaceWeb.com . Проверено 15 декабря 2013 г.
  3. ^ Гюнтер Д. Кребс. «LK (L3, T2K) — Космическая страница Гюнтера» . space.skyrocket.de . Проверено 30 мая 2024 г.
  4. ^ «Космос 379» . nssdc.gsfc.nasa.gov . НАСА . Проверено 21 августа 2019 г.
  5. ^ «Космос 398» . nssdc.gsfc.nasa.gov . НАСА . Проверено 30 мая 2024 г.
  6. ^ «Космос 434» . nssdc.gsfc.nasa.gov . НАСА . Проверено 30 мая 2024 г.
  7. ^ Марк Франкетти (3 июля 2005 г.). «Россия планирует высадить первых людей на Марсе» . www.timesonline.co.uk . Лондон: Таймс . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 5 февраля 2008 г.
  8. ^ Анатолий Зак (19 июня 2017 г.). «Давно заброшенная советская технология может помочь Китаю высадиться на Луне» . www.popularmechanics.com . Популярная механика . Архивировано из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 18 сентября 2019 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Ник Стивенс (20 февраля 2016 г.). «Советский луноход ЛК» . Ник Стивенс Графика . Архивировано из оригинала 1 октября 2023 года . Проверено 24 октября 2023 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Галерея советской пилотируемой лунной программы» . www.ninfinger.org . Архивировано из оригинала 8 июля 2021 года . Проверено 24 октября 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8a074c8b7b94548c627308f80217d06__1719479160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/06/b8a074c8b7b94548c627308f80217d06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
LK (spacecraft) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)