космический корабль ВА



Возвращаемый Аппарат ( русский : Возвращаемый Аппарат , букв. «Возвращаемый Аппарат», индекс ГРАУ 11Ф74 ), или космический корабль ВА , был советской капсулой экипажа , предназначенной для использования в качестве пилотируемой ракеты-носителя и спускаемого аппарата . Первоначально разработанный для ЛК-1 пилотируемого корабля облета Луны для одной из советских пилотируемых лунных программ , затем модернизированный ЛК-700 , позже он был перепрофилирован для «Алмаз» . программы военной космической станции [ 7 ] [ 1 ]
Капсула VA, выставленная в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики , была маркирована как «Меркур» из-за неправильного перевода оригинальной документации – хотя это название неверно, на Западе это название используется для космического корабля и капсулы VA. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Космический корабль VA был способен к самостоятельному полету - до 31 часа в своем последнем воплощении - однако его необходимо было объединить с дополнительным оборудованием (содержащим двигательную установку и хранилище) для достижения большей продолжительности полета. [ 1 ]
Планировались различные сценарии использования космического корабля ВА:
- Для облетных кораблей ЛК-1 и ЛК-700 Владимира Челомея планировалось в ОКБ-52 состыковать корабль ВА с блоком аппаратуры ракетной системы (ПАБ) и транслунной инжекционной ступенью (РБ). [ 7 ]
- По программе орбитальной станции «Алмаз» планами предусматривались две конфигурации пилотируемого корабля «ВА»:
- Корабль «ВА» должен был запустить первоначальный экипаж орбитальной станции «Алмаз-ОПС», корабль «ВА» запускался вместе с самой станцией; Эта комбинация получила название «Алмаз АПОС». [ 8 ]
- Космический корабль VA должен был быть запущен вместе с функциональным грузовым блоком (ФГБ) для пополнения запасов станции «Алмаз» как в пилотируемых, так и в беспилотных полетах; Эта комбинация была известна как космический корабль ТКС . [ 1 ]
ВА был первым космическим кораблем, дважды выведенным на орбиту: «Космос 929» был восстановлен и снова запущен как «Космос 998» . «Джемини-2» дважды запускался в космос, но оба запуска были суборбитальными. [ 9 ]
Хотя космический корабль «ВА» выполнил успешные испытательные полеты без экипажа, как с функциональным грузовым блоком, так и без него, он так и не выполнил предназначенную ему роль лунного корабля из-за отмены советской пилотируемой лунной программы и никогда не запускался вместе с космическим кораблем «Алмаз». станция.
Дизайн
[ редактировать ]ЛК-1 - пилотируемый корабль облета Луны.
[ редактировать ]Первые работы над космическим кораблем «ВА» начались 13 мая 1961 года Владимира Челомея в ОКБ-52 рамках американской программы «Аполлон» . [ 7 ] Космический корабль ВА состоял из трёх основных частей:
- Капсула ВА, образующая гермообитаемый отсек для экипажа.
- Передний отсек НО ( рус . Носовой Отсек НО , букв. «Носовой отсек»), в котором размещается спускаемый с орбиты блок (БСО), дополнительные аккумуляторные батареи, средства связи, двигатели парашюта и мягкой посадки. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
- The SAS launch escape system ( Russian : Система Аварийного Спасения САС ) – similar to Soyuz and Apollo – mounted on top of the nose section, jettisoned after first stage had burned out [ 10 ] [ 13 ]
Космонавт Алексей Леонов назвал возвращаемую капсулу «Алмаз ВА» «нашим Аполлоном». [ 3 ] Форма капсулы VA отдаленно напоминала форму командного модуля Apollo (CM), однако часть вспомогательного оборудования VA размещалась поверх капсулы в носовом отсеке - в отличие от Apollo с сервисным модулем Apollo (SM) под капсулой. Аполлон СМ.
Хотя космический корабль ВА был способен к самостоятельному полету продолжительностью около суток, [ 1 ] его необходимо было подключить к дополнительному оборудованию для увеличения продолжительности полета. Для лунной миссии космический корабль ЛК-1 должен был быть сформирован путем соединения космического корабля ВА с двумя компонентами: [ 7 ]
- Аппаратурно-ракетный блок (ПАБ). Он включал в себя - аналогично SM Аполлона - солнечные панели и системы электропитания, системы связи, такие как параболическая антенна и двигатели для маневров на марше.
- Стадия транслунной инъекции (RB).
Корабль обеспечения орбитальной станции «Алмаз»
[ редактировать ]После отмены проекта пилотируемого лунного космического корабля ЛК-1 космический корабль ВА был перепрофилирован Челомеем в качестве корабля поддержки для его военной программы космической станции Алмаз - снова ответ на американскую программу - ВВС США Военную пилотируемую орбитальную лабораторию (MOL). и Gemini B. усилие
Алмаз АПОС
[ редактировать ]Первоначальные планы предусматривали запуск экипажа и станции одним запуском ракеты «Протон» , как и американская комбинация MOL/Gemini. Для этого космический корабль ВА должен был быть состыкован с ядром орбитальной станции ОПС «Алмаз» (11Ф71) – известной как АПОС «Алмаз». Экипаж отправился бы в космос в капсуле VA; Оказавшись на орбите, экипаж должен был попасть на станцию «Алмаз» через люк в теплозащитном экране – точно так же, как MOL/Gemini. Капсула VA тогда останется незанятой до конца миссии, когда она будет служить возвращаемым средством для экипажа. Концепция «Алмаз АПОС» развилась в станции «Алмаз-ОПС» программы « Салют » , которые, однако, никогда не запускались ни вместе с экипажем, ни вместе с капсулой ВА. [ 8 ]
Космический корабль ТКС
[ редактировать ]Для полетов последующих экипажей орбитальной станции «Алмаз» вместо корабля «ВА» предполагалось состыковать функционально-грузовой блок (ФГБ, 11Ф77). Вместе ВА и ФГБ составят пилотируемый космический корабль ТКС (11Ф72) для полетов экипажа и снабжения космических станций «Алмаз» - ВА будет выполнять роль ракеты-носителя и спускаемого аппарата для экипажа, а ФГБ будет служить двигательной установкой. , герметичный грузовой транспортер и содержит стыковочное оборудование.
Несколько космических кораблей ТКС совершили беспилотные полеты, но ни разу не дошли до станции «Алмаз-ОПС». Однако FGB продолжит находить применение и формировать основу для нескольких модулей космических станций - концепция FGB актуальна по состоянию на 2012 год. [update] до сих пор используется на ФГБ «Заря» , хотя и в измененном виде. [ 1 ]
Тестовые полеты
[ редактировать ]
Хотя «ВА» ни разу не запускался с экипажем, ни разу вместе со станцией «Алмаз-ОПС» и ни разу на станцию «Алмаз-ОПС», он совершил несколько полетов, некоторые в предполагаемой конфигурации космического корабля ТКС.
Для ускорения комплектации кораблей ТКС и ВА были запущены попарно восемь беспилотных кораблей ВА (без ФГБ), испытывая по два корабля ВА за испытательный полет. Один из таких полетов был прерван из-за отказа ракеты-носителя, а капсула ВА была успешно унесена от взорвавшейся ракеты системой аварийного спасения .
Еще четыре беспилотных корабля «ВА» были состыкованы с ФГБ и запущены как корабли ТКС: одиночный полет «Космоса-929» , полет «Космоса-1267» к «Салюту-6» и полеты «Космоса-1443» и «Космоса-1686» к «Салюту-7» (КА «ВА» на ТКС). полет «Космоса 1686» был преобразован в лабораторию, вход в которую запрещен. сегмент).
После этих испытательных полетов программа ТКС превратится в модули космической станции на базе функционального грузового блока , и капсулы ВА больше не будут использоваться в Советском Союзе. [ 1 ]
Испытательные полеты космического корабля ВА [ 14 ] [ 15 ]
[ редактировать ]Космос 881 и Космос 882
[ редактировать ]VA 009A/1 (#009P) и VA 009/1 (#009L): Орбитальные испытания пары из двух космических кораблей VA «Космос 881» и «Космос 882» в 15 декабря 1976 г., которые стартовали совместно и вернулись в космос по отдельности.
Kosmos 929
[ редактировать ]ВА 009А/2 Испытательный полет 17 июля 1977 г. Возвращаемый модуль был отремонтирован и снова запущен 30 марта 1978 года как «Космос-998». [ 9 ]
Космос 937 и Космос 938.
[ редактировать ]ВА 009A/P (#009P) и VA 009P/2 (#009L): спущены на воду 5 августа 1977 г. Отказ ракеты-носителя через сорок секунд после начала суборбитального испытания двух космических кораблей VA. VA #009L уничтожен в результате взрыва ракеты-носителя, VA #009P спасен системой прерывания Proton SAS и благополучно восстановлен.
Космос 997 и Космос 998
[ редактировать ]VA 009A/P2 и VA 009P/2 (009A/2): 30 марта 1978 г. пара из двух космических кораблей VA «Космос 997» и «Космос 998» , которые стартовали совместно и повторно вошли в атмосферу по отдельности.
Космос 1096 и Космос 1097.
[ редактировать ]VA № 103 и VA № 008 : 20 апреля 1979 г. ракета-носитель «Протон» прервалась на стартовой площадке и не взлетела. Капсула ВА №103 потеряна.
Космос 1100 и Космос 1101
[ редактировать ]ВА 102А (№ 102P) и ВА 102 (№ 102L): 22 мая 1979 г. пара из двух космических кораблей ВА «Космос 1100» и «Космос 1101» , которые стартовали совместно и повторно вошли в атмосферу по отдельности.
Миссии ТКС [ 15 ]
[ редактировать ]TKS-1 (Kosmos 929)
[ редактировать ]«Космос-929» стал первым полетом «полноценного» космического корабля ТКС ( КА ВА 009А/2 с ФГБ) 17 июля 1977 года.
TKS-2 (Kosmos 1267)
[ редактировать ]Космос-1267" Полет космического корабля " ( КА ВА 0103/3 с ФГБ) к "Салюту-6" 25 апреля 1981 года.
TKS-3 (Kosmos 1443)
[ редактировать ]«Космос-1443» стал первым «полноценным» кораблем ТКС ( КА ВА 0103/1 и ФГБ), состыковавшимся со станцией «Салют» — «Салют-7» 2 марта 1983 года.
TKS-4 (Kosmos 1686)
[ редактировать ]«Космос-1686» стал 27 сентября 1985 года последним полетом космического корабля ТКС – его целью была космическая станция «Салют-7» . Капсула ВА была модифицирована для размещения инструментов дистанционного зондирования.
Существующее оборудование [ 16 ] [ 15 ]
[ редактировать ]Некоторые капсулы ВА выставлены в музеях или на хранении.
Известные статьи включают:
- ВА 009А/2 — (часть Космоса 929 и Космоса 998 ) Экскалибур Алмаз
- VA 009P/2 (009/2) - (part of Kosmos 881 , Kosmos 938 and Kosmos 997 ) NPO Mashinostroyeniya
- #009/3 - (использовался для трёх испытаний на падение с воздуха) Экскалибур Алмаз
- №103/1 (#511650103/1) - Мемориальный музей космонавтики
- #103/2 (#630850103/2) — Не принимает Экскалибур.
- VA 0103/1 (#103/4) - (часть Космоса 1443 ) Смитсоновский музей
- #069002060 - Международный космический университет , Страсбург
- #75615302 - Евпатория
- #? - NPO Energomash
- #? - Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева
- #? - Школа Владимира Челомея, Казахстан
Технические характеристики
[ редактировать ]космический корабль ВА
[ редактировать ]Космический корабль «ВА» включал в себя капсулу «ВА» (см. ниже) и «носовую часть»; [ 2 ] Все данные кроме ТКС-ФГБ или Алмаз-ОПС. [ 1 ]
- Масса при запуске (включая систему эвакуации при запуске SAS ): от 7200 до 7300 кг (от 15 900 до 16 100 фунтов).
- Масса на орбите: 4800 кг (10600 фунтов). [ 10 ]
- Полная масса: 3800 кг (8400 фунтов)
- Стартовая полезная нагрузка: 1880 кг (4140 фунтов). [ сомнительно – обсудить ]
- Возвратная полезная нагрузка: 3 человека и 50 кг (110 фунтов) или 500 кг (1100 фунтов) без экипажа. [ 10 ]
- Высота при запуске (включая SAS): 10,3 метра (34 фута). [ 10 ]
- Высота на орбите: 7,3 метра (24 фута). [ 10 ]
- Диаметр: 2,79 метра (9 футов 2 дюйма)
- Автономная работа: до 31 часа
- Первый полет: 15 декабря 1976 г. на корабле ВА («двойные» одиночные полеты «Космос-881» и «Космос-882»).
- Последний полет: 27 сентября 1985 года на корабле ТКС ( «Космос 1686 »).
ВА капсулы
[ редактировать ]Все данные для версии TKS, если не указано иное. [ 3 ] [ 1 ]
- Численность экипажа: 1 человек на ЛК-1, [ 7 ] 3 для ТКС
- Общий внутренний объем: 8,37 кубических метров (296 куб. футов)
- Жилой объем: 4,56 кубических метров (161 куб футов).
- Диаметр: 2,79 метра (9 футов 2 дюйма)
- Многоразовый на 10 полетов. [ 3 ]
Космический корабль ТКС
[ редактировать ]Космический корабль ТКС состоял из космического корабля ВА, соединенного с функциональным грузовым блоком (ФГБ). Технические характеристики космического корабля ТКС были следующими: [ 3 ]
- Масса при запуске: 21 620 кг (47 660 фунтов). [ 10 ]
- Масса на орбите: 17 570 кг (38 740 фунтов). [ 10 ]
- Полезная нагрузка (общая): 12 600 кг (27 800 фунтов) (включая расходные материалы и космический корабль VA) [ 10 ]
- Полезная нагрузка (сухой груз): около 5200 кг (11500 фунтов). [ 10 ]
- Полезная нагрузка (топливо): 3822 кг (8426 фунтов) [ 10 ]
- Высота: 17,51 метра (57,4 фута)
- Размах: 17,00 метров (55,77 футов)
- Тяга: 7,84 килоньютона (1760 фунтов силы )
- Электрическая мощность: в среднем 2,40 кВт (3,22 л.с.)
Не принимает Экскалибур
[ редактировать ]Компания «Эскалибур Алмаз» приобрела четыре корпуса возвращаемых капсул «ВА» и два корпуса орбитальной станции «Алмаз» . Компания планирует оснастить и спустить на воду как капсулы «ВА», так и корпуса станции «Алмаз»; Одну капсулу VA планируется использовать для поддержки космического туризма , а остальные три капсулы VA зарезервированы для научной и коммерческой полезной нагрузки. Сообщается, что необходимая разработка двигательных систем для капсулы VA была поручена неназванной европейской организации еще в 2009 году. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия космонавтики :
- ЛК-1 , с изображением собранного транслунного космического корабля.
- Алмаз АПОС
- ТКС
- RussianSpaceWeb.com:
- Свен Гран: Программа космической станции «Алмаз»
- Смитсоновский институт - Национальный музей авиации и космонавтики: капсула Меркура - деталь изображения , на которой изображена капсула VA и ее интерьер.
- Новости Космонавты: Другой корабль (на сайте archive.org) Другой космический корабль; 25-летие первого полета ТКС.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «ТКС-транспортный корабль 11Ф72» . RussianSpaceWeb.com . Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «ТКС-ВА (11Ф74)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 1 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «ТКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Космическая гонка» . Смитсоновский институт – Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 1 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Капсула Меркура – Деталь изображения» . Смитсоновский институт – Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года . Проверено 1 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «NASM: Никто не идеален» . Блог Алмаз ОПС-5 . Проверено 1 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ЛК-1» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Алмаз АПОС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Продается подержанный космический корабль: космическая капсула советских времен выставлена на аукцион в Бельгии» . собирать ПРОСТРАНСТВО . 6 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Другой корабль (на русском языке). Новости Космонавтики. Архивировано из оригинала 7 июня 2009 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
Другой космический корабль; 25-летие первого полета ТКС
- ^ «ТКС БСО» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 20 октября 2004 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ «ТКС ВА» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 26 января 2002 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ «ТКС САС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 20 октября 2004 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ «ТКС-ВА (11Ф74)» .
- ^ Jump up to: а б с «ТКС, паром на станцию Алмаз» .
- ^ «Космонавтика – о Николае Пилле »
- ^ «Алмаз Экскалибур» . RussianSpaceWeb.com . Проверено 30 августа 2012 г.