Jump to content

Vladimir Chelomey

(Redirected from Vladimir Chelomei )
Vladimir Chelomey
Рожденный ( 1914-06-30 ) 30 июня 1914 г.
Умер 12 августа 1984 г. (12 августа 1984 г.) (70 лет)
Место отдыха Новодевичье кладбище , Москва.
Альма-матер Национальная академия наук Украины
Известный Создание первого советского импульсного реактивного двигателя , разработка ракеты «Протон» , ракет УР-100 , УР-200 , УР-500 и УР-700 межконтинентальных баллистических . [1]
Награды Дважды Герой Социалистического Труда.
Научная карьера
Поля Ракетная техника
Учреждения Киевский политехнический институт
Институт математики Национальной академии наук Украины
Национальный авиационный университет
Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова
Подпись

Владимир Николаевич Челомей или Челомей ( русский : Влади́мир Никола́евич Челоме́й , украинский : Володи́мир Микола́йович Челоме́й ; 30 июня 1914 — 8 декабря 1984) — советский инженер и конструктор ракетной программы бывшего Советского Союза . Он изобрел первый советский импульсный реактивный двигатель и отвечал за разработку первых в мире противокорабельных крылатых ракет и программы межконтинентальных баллистических ракет Советского Союза, таких как УР-100 , УР-200 , УР-500 и УР-700 . [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Челомей родился в украинской семье. [2] в Седльце Люблинской губернии . Российской империи (ныне Польша ) В трехмесячном возрасте его семья бежала в Полтаву , Украина , когда Восточный фронт Первой мировой войны приблизился к Седльце.

Когда Владимиру исполнилось двенадцать лет, семья снова переехала в Киев .

В 1932 году Челомей был принят в Киевский политехнический институт (впоследствии основу Киевского авиационного института), где проявил себя как выдающийся талантливый студент. В 1936 году его первая книга «Векторный анализ» вышла . Учась в институте, Челомей также посещал лекции по математическому анализу , теории дифференциальных уравнений , математической физике , теории упругости и механике в Киевском университете . Он также посещал лекции Туллио Леви-Чивита в УССР Академии наук . Именно в это время Челомей увлекся механикой и теорией колебаний и сохранял интерес до конца своей жизни. В 1937 году Челомей окончил институт с отличием. После этого работал там преподавателем, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук (в 1939 г.). [1]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году Челомей работал в Центральном институте авиационного моторостроения ( ЦИАМ ) имени Баранова в Москве , где в 1942 году создал первый советский пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, независимо от аналогичных современных разработок в нацистской Германии .

Летом 1944 года стало известно, что нацистская Германия применила крылатые ракеты Фау-1 против Южной Англии . 9 октября 1944 года решением Государственного комитета обороны СССР и наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина Челомей был назначен директором и главным конструктором завода Н51 ( его предыдущий директор Николай Поликарпов незадолго до этого умер спроектировать, построить и испытать первую советскую крылатую ракету ). Челомей должен был как можно скорее . Еще в декабре 1944 года ракета под кодовым названием 10Х прошла испытания с самолетов Петляков Пе-8 и Туполев Ту-2 . [1]

ОКБ-52 и научная карьера

[ редактировать ]

После успеха 10Х под руководством Челомея было создано Особое конструкторское бюро СССР по созданию беспилотных самолетов (ОКБ-52). В 1955 году Челомей был назначен главным конструктором ОКБ -52 , где продолжил работы над крылатыми ракетами.

Челомей продолжил свои научные исследования, получив степень доктора наук в МВТУ имени Баумана . После защиты диссертации в 1951 году он стал профессором Школы в 1952 году.

В 1958 году ОКБ-52 выдвинуло предложение по многоступенчатой ​​межконтинентальной баллистической ракете . Хотя их проект ракеты УР-200 был отклонен в пользу Михаила Янгеля ( Р-36 обозначение НАТО SS-9 Scarp ), их UR-100 проект был принят.

ОКБ Челомея входило в состав Министерства общего машиностроения, возглавляемого Сергеем Афанасьевым . [1]

Космический корабль

[ редактировать ]

В 1959 году Челомей был назначен главным конструктором авиационной техники.

ОКБ-52, наряду с проектированием МБР, приступило к работам по космическим кораблям, а в 1961 году приступило к работам над проектом гораздо более мощной МБР — УР-500 , хотя от неё довольно быстро отказались как от нецелесообразности использования в качестве ракеты.

В 1962 году Челомей стал академиком АН СССР по кафедре механики.

Челомей стал внутренним конкурентом Сергея Королева в «Лунной гонке». Челомей предложил использовать мощный УР-500 для запуска небольшого двухместного корабля в облет Луны, и ему удалось заручиться поддержкой своего предложения, наняв Никиты Хрущева Сергея Хрущева. сына [3] Он также заявил, что УР-500 можно использовать для запуска военной космической станции. [4]

Спор между Сергеем Королевым и конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко по личным вопросам и о том, Н1 следует ли заправлять топливом РП-1 / LOX или Hypergolic, привел к тому, что Глушко и Королев отказались работать друг с другом, в результате чего Глушко вместо этого предложил свой РД- 253 Челомею, который принял его на свой УР-500 . [3]

3 августа 1964 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли и подписали Постановление № 655-268 « О работах по исследованию Луны и космического пространства» , которое по-новому определило роль Челомея и Королева в космической программе: Королев теперь был отвечал за разработку Н-1 , который был выбран для совершения пилотируемой посадки на Луну , а Челомею была поручена разработка УР -500 , которая была выбрана для выполнения пилотируемого облета Луны . Проекты продолжали работать отдельно друг от друга. [5] Первый запуск УР -500 (известной также как «Протон» ) состоялся в начале 1965 года. [6]

Хотя он никогда не использовался для отправки космонавтов на Луну, как надеялся Челомей, «Протон» стал основной тяжелой ракетой-носителем советского/российского флота и на протяжении многих лет будет использоваться для планетарных зондов, космических станций, геосинхронных спутников и многого другого. [6]

ОКБ Челомея также разработало противоспутниковое оружие , такое как «Полет» . (1964 г.) Челомея В отличие от более ранних спутников, «Полет-1» (1963 г.) и «Полет-2» были оснащены силовой установкой, позволяющей им менять орбиты. [7] Он также возглавлял разработку спутника «Протон» . В 1970-е годы ОКБ Челомея предложило нереализованный 20-тонный ЛКС («Космолет») космический самолет на базе «Протона» и работало над военными орбитальными станциями «Алмаз» (известными как «Салют-2» , «Салют-3» и «Салют-5» ), которые также стали основой для «Салюта», «Мира». и гражданские космические станции «Звезда». Для поддержки своих станций «Алмаз» Челомей разработал ТКС как большую альтернативу «Союзу» . ТКС никогда не летал с экипажем, как планировалось, но его модификации летали в виде модулей на «Салюте-7» и «Мире». В 1980-х годах ОКБ Челомея предложило нереализованный 15-тонный космический самолет «Ураган» на базе ракеты-носителя «Зенит-2» . [1]

Противокорабельные ракеты

[ редактировать ]

SS-N-3 Шеддок

Сообщается, что он руководил созданием противокорабельной ракеты П-80 «Зубр» и можно предположить, что он участвовал в создании соответствующей ракеты П-100 «Оникс» .

Челомей умер в Москве 12 августа 1984 года в возрасте 70 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище .

Мемориал Владимира Челомея Мемориальный музей космонавтики , Москва .
Российская марка 2014 г., посвященная 100-летию со дня рождения Владимира Челомея.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж "Дважды Герой Соц.Труда Челомей Владимир Николаевич" . warheroes.ru . Retrieved 9 December 2013 .
  2. ^ Харфорд Джеймс. Королев, «Как один человек руководил советской попыткой опередить Америку на Луне», 1999, с. 258
  3. ^ Jump up to: а б Линдроос, Маркус. «СОВЕТСКАЯ ПИЛОТИРУЕМАЯ ЛУННАЯ ПРОГРАММА» . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года.
  4. ^ «Алмаз» . astronautix.com . Проверено 10 февраля 2023 г. 12 октября 1964 года, всего за два дня до свержения Хрущева, Челомей получил разрешение начать разработку более крупной пилотируемой военной космической станции «Алмаз». Эта 20-тонная станция сможет вывести на орбиту трех космонавтов за один запуск модернизированной ракеты УР-500К «Протон». Таким образом, теперь существовало два конкурирующих проекта для одной и той же миссии - «Алмаз» и «Союз-Р».
  5. ^ А. Сиддики, Асиф. «Тайна раскрыта. Советское решение о высадке космонавтов на Луну» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2022 года.
  6. ^ Jump up to: а б «Протон» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2022 года.
  7. ^ «Полет» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 116670a3fc27ce216454a63006550e94__1719142500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/94/116670a3fc27ce216454a63006550e94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Chelomey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)