Vladimir Chelomey
Vladimir Chelomey | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 12 августа 1984 г. | (70 лет)
Место отдыха | Новодевичье кладбище , Москва. |
Альма-матер | Национальная академия наук Украины |
Известный | Создание первого советского импульсного реактивного двигателя , разработка ракеты «Протон» , ракет УР-100 , УР-200 , УР-500 и УР-700 межконтинентальных баллистических . [1] |
Награды | Дважды Герой Социалистического Труда. |
Научная карьера | |
Поля | Ракетная техника |
Учреждения | Киевский политехнический институт Институт математики Национальной академии наук Украины Национальный авиационный университет Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова |
Подпись | |
Часть серии статей о |
Советская космическая программа |
---|
Владимир Николаевич Челомей или Челомей ( русский : Влади́мир Никола́евич Челоме́й , украинский : Володи́мир Микола́йович Челоме́й ; 30 июня 1914 — 8 декабря 1984) — советский инженер и конструктор ракетной программы бывшего Советского Союза . Он изобрел первый советский импульсный реактивный двигатель и отвечал за разработку первых в мире противокорабельных крылатых ракет и программы межконтинентальных баллистических ракет Советского Союза, таких как УР-100 , УР-200 , УР-500 и УР-700 . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Челомей родился в украинской семье. [2] в Седльце Люблинской губернии . Российской империи (ныне Польша ) В трехмесячном возрасте его семья бежала в Полтаву , Украина , когда Восточный фронт Первой мировой войны приблизился к Седльце.
Когда Владимиру исполнилось двенадцать лет, семья снова переехала в Киев .
В 1932 году Челомей был принят в Киевский политехнический институт (впоследствии основу Киевского авиационного института), где проявил себя как выдающийся талантливый студент. В 1936 году его первая книга «Векторный анализ» вышла . Учась в институте, Челомей также посещал лекции по математическому анализу , теории дифференциальных уравнений , математической физике , теории упругости и механике в Киевском университете . Он также посещал лекции Туллио Леви-Чивита в УССР Академии наук . Именно в это время Челомей увлекся механикой и теорией колебаний и сохранял интерес до конца своей жизни. В 1937 году Челомей окончил институт с отличием. После этого работал там преподавателем, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук (в 1939 г.). [1]
Вторая мировая война
[ редактировать ]С началом Великой Отечественной войны в 1941 году Челомей работал в Центральном институте авиационного моторостроения ( ЦИАМ ) имени Баранова в Москве , где в 1942 году создал первый советский пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, независимо от аналогичных современных разработок в нацистской Германии .
Летом 1944 года стало известно, что нацистская Германия применила крылатые ракеты Фау-1 против Южной Англии . 9 октября 1944 года решением Государственного комитета обороны СССР и наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина Челомей был назначен директором и главным конструктором завода Н51 ( его предыдущий директор Николай Поликарпов незадолго до этого умер спроектировать, построить и испытать первую советскую крылатую ракету ). Челомей должен был как можно скорее . Еще в декабре 1944 года ракета под кодовым названием 10Х прошла испытания с самолетов Петляков Пе-8 и Туполев Ту-2 . [1]
ОКБ-52 и научная карьера
[ редактировать ]После успеха 10Х под руководством Челомея было создано Особое конструкторское бюро СССР по созданию беспилотных самолетов (ОКБ-52). В 1955 году Челомей был назначен главным конструктором ОКБ -52 , где продолжил работы над крылатыми ракетами.
Челомей продолжил свои научные исследования, получив степень доктора наук в МВТУ имени Баумана . После защиты диссертации в 1951 году он стал профессором Школы в 1952 году.
В 1958 году ОКБ-52 выдвинуло предложение по многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракете . Хотя их проект ракеты УР-200 был отклонен в пользу Михаила Янгеля ( Р-36 обозначение НАТО SS-9 Scarp ), их UR-100 проект был принят.
ОКБ Челомея входило в состав Министерства общего машиностроения, возглавляемого Сергеем Афанасьевым . [1]
Космический корабль
[ редактировать ]В 1959 году Челомей был назначен главным конструктором авиационной техники.
ОКБ-52, наряду с проектированием МБР, приступило к работам по космическим кораблям, а в 1961 году приступило к работам над проектом гораздо более мощной МБР — УР-500 , хотя от неё довольно быстро отказались как от нецелесообразности использования в качестве ракеты.
В 1962 году Челомей стал академиком АН СССР по кафедре механики.
Челомей стал внутренним конкурентом Сергея Королева в «Лунной гонке». Челомей предложил использовать мощный УР-500 для запуска небольшого двухместного корабля в облет Луны, и ему удалось заручиться поддержкой своего предложения, наняв Никиты Хрущева Сергея Хрущева. сына [3] Он также заявил, что УР-500 можно использовать для запуска военной космической станции. [4]
Спор между Сергеем Королевым и конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко по личным вопросам и о том, Н1 следует ли заправлять топливом РП-1 / LOX или Hypergolic, привел к тому, что Глушко и Королев отказались работать друг с другом, в результате чего Глушко вместо этого предложил свой РД- 253 Челомею, который принял его на свой УР-500 . [3]
3 августа 1964 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли и подписали Постановление № 655-268 « О работах по исследованию Луны и космического пространства» , которое по-новому определило роль Челомея и Королева в космической программе: Королев теперь был отвечал за разработку Н-1 , который был выбран для совершения пилотируемой посадки на Луну , а Челомею была поручена разработка УР -500 , которая была выбрана для выполнения пилотируемого облета Луны . Проекты продолжали работать отдельно друг от друга. [5] Первый запуск УР -500 (известной также как «Протон» ) состоялся в начале 1965 года. [6]
Хотя он никогда не использовался для отправки космонавтов на Луну, как надеялся Челомей, «Протон» стал основной тяжелой ракетой-носителем советского/российского флота и на протяжении многих лет будет использоваться для планетарных зондов, космических станций, геосинхронных спутников и многого другого. [6]
ОКБ Челомея также разработало противоспутниковое оружие , такое как «Полет» . (1964 г.) Челомея В отличие от более ранних спутников, «Полет-1» (1963 г.) и «Полет-2» были оснащены силовой установкой, позволяющей им менять орбиты. [7] Он также возглавлял разработку спутника «Протон» . В 1970-е годы ОКБ Челомея предложило нереализованный 20-тонный ЛКС («Космолет») космический самолет на базе «Протона» и работало над военными орбитальными станциями «Алмаз» (известными как «Салют-2» , «Салют-3» и «Салют-5» ), которые также стали основой для «Салюта», «Мира». и гражданские космические станции «Звезда». Для поддержки своих станций «Алмаз» Челомей разработал ТКС как большую альтернативу «Союзу» . ТКС никогда не летал с экипажем, как планировалось, но его модификации летали в виде модулей на «Салюте-7» и «Мире». В 1980-х годах ОКБ Челомея предложило нереализованный 15-тонный космический самолет «Ураган» на базе ракеты-носителя «Зенит-2» . [1]
Противокорабельные ракеты
[ редактировать ]Сообщается, что он руководил созданием противокорабельной ракеты П-80 «Зубр» и можно предположить, что он участвовал в создании соответствующей ракеты П-100 «Оникс» .
Смерть
[ редактировать ]Челомей умер в Москве 12 августа 1984 года в возрасте 70 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище .
Награды
[ редактировать ]- Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
- Государственная премия СССР (1967, 1974, 1982).
- Ленинская премия (1959).
- Четыре ордена Ленина
- Орден Октябрьской Революции
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж "Дважды Герой Соц.Труда Челомей Владимир Николаевич" . warheroes.ru . Retrieved 9 December 2013 .
- ^ Харфорд Джеймс. Королев, «Как один человек руководил советской попыткой опередить Америку на Луне», 1999, с. 258
- ^ Jump up to: а б Линдроос, Маркус. «СОВЕТСКАЯ ПИЛОТИРУЕМАЯ ЛУННАЯ ПРОГРАММА» . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года.
- ^ «Алмаз» . astronautix.com . Проверено 10 февраля 2023 г.
12 октября 1964 года, всего за два дня до свержения Хрущева, Челомей получил разрешение начать разработку более крупной пилотируемой военной космической станции «Алмаз». Эта 20-тонная станция сможет вывести на орбиту трех космонавтов за один запуск модернизированной ракеты УР-500К «Протон». Таким образом, теперь существовало два конкурирующих проекта для одной и той же миссии - «Алмаз» и «Союз-Р».
- ^ А. Сиддики, Асиф. «Тайна раскрыта. Советское решение о высадке космонавтов на Луну» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2022 года.
- ^ Jump up to: а б «Протон» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2022 года.
- ^ «Полет» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1914 рождений
- 1984 смертей
- Люди из Седльце
- Люди из Люблинской губернии
- Советские изобретатели
- Сотрудники советской космической программы
- Советские учёные
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Лауреаты Ленинской премии
- Кавалеры ордена Ленина
- Ученые, занимающиеся первыми космическими полетами
- Ученые-ракетчики
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Советские инженеры
- Советские пионеры космонавтики
- Украинский народ Второй мировой войны
- Выпускники Киевского политехнического института
- Украинские авиакосмические инженеры
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Сотрудники Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова
- Российские учёные