Jump to content

Soyuz (spacecraft)

Soyuz
Союз МС , последняя версия космического корабля.
Производитель Энергия
Страна происхождения Советский Союз , Россия
Оператор Советская космическая программа (1967–1991)
Роскосмос (1992 – настоящее время)
Приложения Доставлять космонавтов на орбиту и обратно (первоначально для перевозки советских «Лунный выстрел» , «Салют» и «Мир» ). космических станций
Технические характеристики
Вместимость экипажа 3
Режим Низкая околоземная орбита ,
Средняя околоземная орбита
( облет Луны в рамках ранней программы)
Дизайн жизни До 6 месяцев (пристыковка к Международной космической станции )
Производство
Статус В эксплуатации
Первый запуск Космос-133 : 28 ноября 1966 г. (без экипажа).
Союз-1 : 23 апреля 1967 г. (экипаж).
Последний запуск Последний запуск: Союз МС-25 23 марта 2024 г. (с экипажем).
Связанный космический корабль
Производные Shenzhou , Progress

Союз (русский: Союз , IPA: [sɐˈjus] , букв. «Союз») — серия космических кораблей , находящихся в эксплуатации с 1960-х годов, совершивших более 140 полётов. Он был разработан для советской космической программы ОКБ Королева (ныне «Энергия »). «Союз» пришел на смену космическому кораблю «Восход» и первоначально был построен как часть советской пилотируемой лунной программы . Он запускается на ракете "Союз" с космодрома Байконур в Казахстане . Между выводом на пенсию космического корабля «Шаттл» в 2011 году и демонстрационным полетом SpaceX Crew Dragon в 2020 году «Союз» служил единственным средством доставки экипажа на Международную космическую станцию ​​или обратно , для чего он по-прежнему активно используется. Хотя в это время Китай действительно запускал пилотируемые полеты в Шэньчжоу , ни один из них не состыковался с МКС.

Первый полет «Союза» был беспилотным и стартовал 28 ноября 1966 года. Первый полет «Союза» с экипажем, «Союз-1» , стартовал 23 апреля 1967 года, но закончился аварией из-за отказа парашюта, в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров . Следующий рейс был неуправляемым. «Союз-3» , запущенный 26 октября 1968 года, стал первым успешным полетом с экипажем по программе. Единственный другой рейс, потерпевший аварию со смертельным исходом, «Союз-11» , погиб экипаж из трех человек, когда в кабине произошла разгерметизация непосредственно перед входом в атмосферу. На сегодняшний день это единственные люди, которые, как известно, умерли выше линии Кармана . [1] Несмотря на эти ранние инциденты, «Союз» широко считается [2] самый безопасный в мире и на долгое время [3] самый экономичный пилотируемый космический аппарат, признанный благодаря беспрецедентной продолжительности эксплуатации. [4] [5] Космические корабли «Союз» использовались для перевозки космонавтов на советские космические станции «Салют », а затем «Мир» и обратно , а теперь используются для перевозки на Международную космическую станцию ​​​​(МКС) и обратно. По крайней мере, один космический корабль «Союз» постоянно пристыкован к МКС для использования в качестве спасательного корабля в случае чрезвычайной ситуации. На смену космическому кораблю придет шестиместный космический корабль «Орел» . [6]

Схема, показывающая три элемента космического корабля Союз ТМА.

Космический корабль «Союз» состоит из трех частей (спереди назад):

Орбитальный и служебный модули одноразовые. Орбитальный модуль отделяется и уничтожается при входе в атмосферу . Хотя это может показаться расточительным, оно уменьшает количество тепловой защиты, необходимой для входа в атмосферу, экономя массу по сравнению с конструкциями, содержащими все жилое пространство и средства жизнеобеспечения в одной капсуле. Это позволяет ракетам меньшего размера запускать космический корабль или может быть использовано для увеличения обитаемого пространства, доступного экипажу (6,2 м2). 3 (220 куб. футов) в Apollo CM против 7,5 м 3 (260 куб. футов) в Союзе) в массовом бюджете. Орбитальная и спускаемая части представляют собой обитаемое жилое пространство со служебным модулем, содержащим топливо, основные двигатели и приборы. «Союз» не подлежит повторному использованию; это расходный материал. Для каждой миссии необходимо создавать новый космический корабль «Союз». [7]

«Союз» может перевозить до трёх членов экипажа и обеспечивать жизнеобеспечение в течение около 30 человеко-дней . Система жизнеобеспечения обеспечивает атмосферу азота/кислорода с парциальным давлением на уровне моря. Атмосфера регенерируется с помощью баллонов с супероксидом калия (KO 2 ), которые поглощают большую часть углекислого газа (CO 2 ) и воды, производимых экипажем, и регенерирует кислород , а также баллонов с гидроксидом лития (LiOH), которые поглощают оставшийся CO 2 . [8]

Корабль во время старта защищен обтекателем полезной нагрузки , который сбрасывается вместе с САС при 2 + 1 минуты после запуска. Имеет автоматическую систему стыковки. Корабль может управляться автоматически или пилотом независимо от наземного управления.

Запустить систему эвакуации

[ редактировать ]

На корабле «Восток» использовалось катапультное кресло для спасения космонавта в случае неудачного запуска на малой высоте, а также при входе в атмосферу; однако, вероятно, это было бы неэффективно в первые 20 секунд после старта, когда высота была бы слишком мала для раскрытия парашюта. Вдохновленный Mercury LES, [ нужна ссылка ] Советские конструкторы начали работу над аналогичной системой в 1962 году. Это включало разработку сложной сенсорной системы для контроля различных параметров ракеты-носителя и инициирования прерывания в случае неисправности ракеты-носителя. На основе данных о запусках Р-7 за прошедшие годы инженеры разработали список наиболее вероятных режимов отказа корабля и смогли сузить условия прерывания до преждевременного отделения навесного ускорителя, низкой тяги двигателя, выхода из строя камеры сгорания. давление или потеря управления усилителем. (SAS космического корабля земли, но , ) также можно было активировать . вручную с спасения Систему аварийного в отличие от американского космического корабля, у космонавтов не было возможности запустить ее самостоятельно

Поскольку чисто отделить весь кожух полезной нагрузки от служебного модуля «Союза» оказалось практически невозможно, было принято решение разделить кожух между служебным модулем и спускаемым модулем во время прерывания полета. Для улучшения аэродинамической устойчивости при подъеме были добавлены четыре складных стабилизатора. Два испытательных запуска САС были проведены в 1966–1967 годах. [9]

Базовая конструкция SAS за 50 лет использования практически не изменилась, и все запуски «Союзов» осуществляются по ней. Единственная модификация произошла в 1972 году, когда из соображений экономии веса был снят аэродинамический обтекатель над соплами двигателей САС, поскольку модернизированный космический корабль «Союз 7К-Т» нес дополнительное оборудование жизнеобеспечения. Беспилотный паром снабжения «Прогресс» имеет макет аварийной башни и снимает стабилизаторы с кожуха полезной нагрузки. Было три неудачных запуска корабля «Союз» с экипажем: «Союз-18а» в 1975 году, «Союз Т-10а» в 1983 году и «Союз МС-10» в октябре 2018 года. Авария 1975 года была прервана после сброса спасательной вышки. В 1983 году ГАС корабля «Союз Т-10а» успешно спас космонавтов от пожара на стартовой площадке и взрыва ракеты-носителя. [10] Совсем недавно, в 2018 году, подсистема SAS в кожухе полезной нагрузки корабля «Союз МС-10» успешно спасла космонавтов от отказа ракеты через 2 минуты 45 секунд после старта, после того как аварийная вышка уже была сброшена.

Орбитальный модуль

[ редактировать ]
Орбитальный модуль космического корабля "Союз"
Спускаемый модуль космического корабля "Союз"
Приборно-двигательный модуль космического корабля "Союз"

Носовая часть космического корабля представляет собой орбитальный модуль ( по-русски : «бытовой отсек» , латинизировано : «бытовой отсек» ), также известный как жилой отсек. В нем находится все оборудование, которое не понадобится для входа в атмосферу, например, эксперименты, камеры или груз. Модуль также содержит туалет, стыковочную авионику и средства связи. Внутренний объем 6 м. 3 (210 куб. футов), жилая площадь 5 м. 3 (180 куб. футов). На последних версиях «Союзов» (начиная с «Союза ТМ») было введено небольшое иллюминатор, обеспечивающее экипажу обзор вперед.

Люк между ним и спускаемым модулем может быть закрыт, чтобы изолировать его и при необходимости действовать как шлюзовой шлюз, чтобы члены экипажа могли выйти также через его боковой порт (рядом со спускаемым модулем). На стартовой площадке экипаж входит в космический корабль через этот порт. Такое разделение также позволяет адаптировать орбитальный модуль к конкретной миссии с меньшим риском для жизненно важного спускаемого модуля. Условия ориентации в условиях микрогравитации отличаются от условий ориентации в спускаемом модуле: члены экипажа стоят или сидят головой к стыковочному узлу. Также из-за орбитального модуля затруднено спасение экипажа на стартовой площадке или с помощью системы SAS.

Отделение орбитального модуля имеет решающее значение для безопасной посадки; без отделения орбитального модуля экипажу не выжить при посадке в спускаемый модуль. Это связано с тем, что орбитальный модуль будет мешать правильному раскрытию парашютов спускаемого модуля, а дополнительная масса превышает возможности основного парашюта и тормозных двигателей обеспечить безопасную скорость мягкой посадки. Ввиду этого орбитальный модуль отделялся до запуска возвратного двигателя до конца 1980-х годов. Это гарантировало, что спускаемый модуль и орбитальный модуль будут разделены до того, как спускаемый модуль будет выведен на траекторию спуска. Однако после проблемной посадки корабля «Союз ТМ-5» в сентябре 1988 года эта процедура была изменена, и теперь орбитальный модуль отделяется после возвратного маневра. Это изменение было внесено, поскольку экипаж ТМ-5 не мог сойти с орбиты в течение 24 часов после сброса орбитального модуля, в котором находились санитарные помещения и стыковочный воротник, необходимый для прикрепления к Мир . Риск невозможности отделения орбитального модуля фактически оценивается как меньший, чем риск того, что его помещения, включая туалет, потребуются после неудачного спуска с орбиты.

Спускаемый модуль

[ редактировать ]
Копия спускаемого модуля космического корабля "Союз" в Еврокосмическом центре в Бельгии.

Спускаемый модуль (русский: Спускаемый Аппарат , латинизированный : спускаемый аппарат ), также известный как спускаемая капсула, используется для запуска и возвращения на Землю. Половина спускаемого модуля закрыта термостойким покрытием для защиты его при входе в атмосферу ; эта половина смотрит вперед во время входа в атмосферу. Сначала его замедляет атмосфера, затем тормозной парашют, а затем основной парашют, который замедляет корабль при приземлении. твердотопливные тормозные двигатели, установленные за тепловым экраном На высоте одного метра над землей для мягкого приземления срабатывают . Одним из требований к конструкции спускаемого модуля было обеспечение максимально возможного объемного КПД (внутренний объем, разделенный на площадь корпуса). Лучшей формой для этого является сфера, которую использовал спускаемый модуль новаторского космического корабля «Восток» , но такая форма не может обеспечить подъемную силу, что приводит к чисто баллистическому входу в атмосферу . Баллистический вход в атмосферу тяжел для пассажиров из-за сильного замедления, и его невозможно вывести за рамки первоначального схода с орбиты. Поэтому было решено использовать форму «фары», которую использует «Союз» - полусферическую верхнюю часть, соединенную слегка наклоненной (семь градусов) конической секцией с классическим теплозащитным экраном сферического сечения. Такая форма позволяет создавать небольшую подъемную силу из-за неравномерного распределения веса. Это прозвище было придумано в то время, когда почти каждая фара была круглой. Небольшие габариты спускаемого модуля привели к тому, что после гибели спускаемого аппарата его экипаж состоял всего из двух человек. Экипаж корабля "Союз-11" . Более поздний космический корабль «Союз-Т» решил эту проблему. Внутренний объем «Союза СА» — 4 м. 3 (140 куб. футов); 2,5 м 3 (88 куб. футов) пригоден для использования экипажем (жилое помещение).

Система тепловой защиты на слегка конических боковых стенках отделена от конструкции и также обеспечивает защиту от микрометеороидов на орбите. [11] Слегка изогнутый тепловой экран внизу состоит из аблятора толщиной от 21 до 28 мм (стеклофенольный композит), которыйудерживается скобами на расстоянии примерно 15 мм от алюминиевой подложки АМг-6 толщиной 3,5 мм. Изоляция из кварцевого волокна низкой плотности VIM (толщина 8 мм) находится в зазоре между аблятором теплозащитного экрана и алюминиевой подложкой». [11]

Сервисный модуль

[ редактировать ]

В задней части автомобиля находится сервисный модуль (русский: приборно-агрегатный отсе́к , латинизированный : приборно-агрегатный отсек ). Имеет гермоконтейнер в форме выпуклого консервного банки (приборный отсек, приборный отсек ), в котором размещены системы регулирования температуры, электропитания, дальней радиосвязи , радиотелеметрии , приборы ориентации и управления. Негерметичная часть служебного модуля (маршевый отсек, агрегатный отсек ) содержит главный двигатель и жидкостную двигательную установку , использующую N 2 O 4 и НДМГ , [12] для маневрирования на орбите и начала спуска обратно на Землю . Корабль также имеет систему двигателей малой тяги для ориентации, прикрепленную к промежуточному отсеку ( переходной отсек ). За пределами служебного модуля расположены датчики системы ориентации и солнечная батарея, которая ориентируется на Солнце за счет вращения корабля. Неполное разделение служебного и спускаемого модулей приводило к возникновению аварийных ситуаций на кораблях «Союз-5» , «Союз ТМА-10» и «Союз ТМА-11» , что приводило к неправильной ориентации при входе в атмосферу (впереди входной люк экипажа). Выход из строя нескольких разрывных болтов не прервал связь между служебным и возвращаемым модулями на последних двух полетах.

Процедура повторного входа

[ редактировать ]

Для схода с орбиты «Союз» использует метод, аналогичный методу США командно-служебного модуля «Аполлон» 1970-х годов . Космический корабль поворачивается двигателем вперед, и главный двигатель запускается для схода с орбиты на обратной стороне Земли перед запланированным местом посадки. требуется наименьшее количество топлива Для входа в атмосферу ; космический корабль движется по эллиптической переходной орбите Хомана к входной точке интерфейса, где сопротивление атмосферы замедляет его настолько, что он может упасть с орбиты.

Тогда на ранних кораблях «Союз» служебный и орбитальный модули должны были одновременно отделяться от спускаемого модуля. Поскольку они соединены трубками и электрическими кабелями со спускаемым модулем, это поможет их разделению и позволит избежать изменения ориентации спускаемого модуля. [ нужна ссылка ] Позже космический корабль «Союз» отсоединил орбитальный модуль перед запуском основного двигателя, что сэкономило топливо. После проблемы с посадкой корабля "Союз ТМ-5" орбитальный модуль в очередной раз отделяется только после спуска, что привело (но не вызвало) [ нужна ссылка ] аварийные ситуации на кораблях «Союз ТМА-10» и «ТМА-11» . Орбитальный модуль не может оставаться на орбите в качестве дополнения к космической станции, поскольку шлюзовой люк между орбитальным и спускаемым модулями является частью возвращаемого модуля, и поэтому после отделения орбитальный модуль разгерметизируется.

Входные стрельбы обычно проводятся на «рассветной» стороне Земли, чтобы космический корабль мог быть замечен спасательными вертолетами во время его спуска в вечерних сумерках, освещенный Солнцем, когда он находится над тенью Земли. [ нужна ссылка ] Корабль «Союз» предназначен для приземления, обычно где-нибудь в пустынях Казахстана в Центральной Азии. Это контрастирует с первыми пилотируемыми космическими кораблями США и нынешним SpaceX Crew Dragon, которые приводнились в океане.

Системы космических аппаратов

[ редактировать ]
Soyuz diagram
  • Thermal control system sistema obespecheniya teplovogo rezhima, SOTR
  • Life support system kompleks sistem obespecheniya zhiznedeyatelnosti, KSOZh
  • Система электропитания система электропитания, СЭП
  • Системы связи и слежения – система радиосвязи «Рассвет», бортовая измерительная система (БИ), управление космическим кораблем «Квант-В», телевизионная система «Клёст-М», система орбитального радиосопровождения (РКО).
  • Onboard complex control system sistema upravleniya bortovym kompleksom, SUBK
  • Combined propulsion system kompleksnaya dvigatelnaya ustanovka, KDU
  • Система управления движением Чайка-3 (СУД)
  • Optical/visual devices (OVP) – VSK-4 ( vizir spetsialniy kosmicheskiy-4 ), night vision device (VNUK-K, visir nochnogo upravleniya po kursu ), docking light, pilot's sight (VP-1, vizir pilota-1 ), laser rangefinder (LPR-1, lazerniy dalnomer-1 )
  • Система рандеву курса
  • Docking system sistema stykovki i vnutrennego perekhoda, SSVP
  • Teleoperator control mode teleoperatorniy rezhim upravleniya, TORU
  • Entry actuators system sistema ispolnitelnikh organov spuska, SIO-S
  • Landing aids kit kompleks sredstv prizemleniya, KSP
  • Portable survival kit nosimiy avariyniy zapas, NAZ , containing a TP-82 Cosmonaut survival pistol or Makarov pistol
  • Soyuz launch escape system sistema avariynogo spaseniya, SAS

Варианты

[ редактировать ]
Soyuz family tree
Soyuz family tree

Космический корабль «Союз» подвергался непрерывной эволюции с начала 1960-х годов. Таким образом, существует несколько различных версий, предложений и проектов.

Технические характеристики

[ редактировать ]
Версия: Soyuz 7K (1963) Soyuz 7K-OK (1967–1970) Союз 7К-Л3 (ЛОК) Soyuz 7K-T (1973–1981) Soyuz 7K-TM (1975) Soyuz-T (1976–1986) Soyuz-TM (1986–2002) Soyuz-TMA (2003–2012) Союз ТМА-М (2010–2016 гг.) Soyuz MS (2016–present)
Общий
Масса 5880 кг (12960 фунтов) 6560 кг (14460 фунтов) 9850 кг (21720 фунтов) 6800 кг (15000 фунтов) 6680 кг (14730 фунтов) 6850 кг (15100 фунтов) 7250 кг (15980 фунтов) 7220 кг (15920 фунтов) 7150 кг (15760 фунтов) 7080 кг (15610 фунтов)
Длина 7,40 м (24,3 фута) 7,95 м (26,1 фута) 10,06 м (33,0 фута) 7,48 м (24,5 футов) 7,48 м (24,5 футов) 7,48 м (24,5 футов) 7,48 м (24,5 футов) 7,48 м (24,5 футов) 7,48 м (24,5 футов) 7,48 м (24,5 футов)
Максимальный диаметр 2,50 м (8 футов 2 дюйма) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,93 м (9 футов 7 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов)
Охватывать ? 9,80 м (32,2 фута) 10,06 м (33,0 фута) 9,80 м (32,2 фута) 8,37 м (27,5 футов) 10,6 м (35 футов) 10,6 м (35 футов) 10,7 м (35 футов) 10,7 м (35 футов) 10,7 м (35 футов)
Орбитальный модуль (БО)
Масса 1000 кг (2200 фунтов) 1100 кг (2400 фунтов) ? 1350 кг (2980 фунтов) 1224 кг (2698 фунтов) 1100 кг (2400 фунтов) 1450 кг (3200 фунтов) 1370 кг (3020 фунтов) 1350 кг (2980 фунтов) 1350 кг (2980 фунтов)
Длина 3,00 м (9,84 фута) 3,45 м (11,3 фута) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,98 м (9 футов 9 дюймов) 3,10 м (10,2 фута) 2,98 м (9 футов 9 дюймов) 2,98 м (9 футов 9 дюймов) 2,98 м (9 футов 9 дюймов) 2,98 м (9 футов 9 дюймов) 2,98 м (9 футов 9 дюймов)
Диаметр 2,20 м (7 футов 3 дюйма) 2,25 м (7 футов 5 дюймов) 2,30 м (7 футов 7 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов)
Объем 2,20 м 3 (78 куб. футов) 5,00 м 3 (177 куб. футов) ? 5,00 м 3 (177 куб. футов) 5,00 м 3 (177 куб. футов) 5,00 м 3 (177 куб. футов) 5,00 м 3 (177 куб. футов) 5,00 м 3 (177 куб. футов) 5,00 м 3 (177 куб. футов) 5,00 м 3 (177 куб. футов)
Модуль возврата (SA)
Масса 2480 кг (5470 фунтов) 2810 кг (6190 фунтов) 2804 кг (6182 фунта) 2850 кг (6280 фунтов) 2802 кг (6177 фунтов) 3000 кг (6600 фунтов) 2850 кг (6280 фунтов) 2950 кг (6500 фунтов) 2950 кг (6500 фунтов) 2950 кг (6500 фунтов)
Длина 2,30 м (7 футов 7 дюймов) 2,24 м (7 футов 4 дюйма) 2,19 м (7 футов 2 дюйма) 2,24 м (7 футов 4 дюйма) 2,24 м (7 футов 4 дюйма) 2,24 м (7 футов 4 дюйма) 2,24 м (7 футов 4 дюйма) 2,24 м (7 футов 4 дюйма) 2,24 м (7 футов 4 дюйма) 2,24 м (7 футов 4 дюйма)
Диаметр 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,2 м (7 футов 3 дюйма) 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,17 м (7 футов 1 дюйм) 2,17 м (7 футов 1 дюйм)
Объем 4,00 м 3 (141 куб. футов) 4,00 м 3 (141 куб. футов) ? 3,50 м 3 (124 куб. футов) 4,00 м 3 (141 куб. футов) 4,00 м 3 (141 куб. футов) 3,50 м 3 (124 куб. футов) 3,50 м 3 (124 куб. футов) 3,50 м 3 (124 куб. футов) 3,50 м 3 (124 куб. футов)
Сервисный модуль (ПАО)
Масса 2400 кг (5300 фунтов) 2650 кг (5840 фунтов) ? 2700 кг (6000 фунтов) 2654 кг (5851 фунт) 2750 кг (6060 фунтов) 2950 кг (6500 фунтов) 2900 кг (6400 фунтов) 2900 кг (6400 фунтов) 2900 кг (6400 фунтов)
Полезное топливо (кг) 830 кг (1830 фунтов) 500 кг (1100 фунтов) 3152 кг (6949 фунтов) [13] 500 кг (1100 фунтов) 500 кг (1100 фунтов) 700 кг (1500 фунтов) 880 кг (1940 фунтов) 880 кг (1940 фунтов) 800 кг (1800 фунтов) 800 кг (1800 фунтов)
Длина 2,10 м (6 футов 11 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,82 м (9 футов 3 дюйма) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов) 2,26 м (7 футов 5 дюймов)
Диаметр 2,50 м (8 футов 2 дюйма) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,20 м (7 футов 3 дюйма) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов) 2,72 м (8 футов 11 дюймов)

Союз 7К (входит в состав окололунного комплекса 7К-9К-11К ) (1963 г.)

[ редактировать ]
Концепция пилотируемого корабля Союз 7К (1963 г.)

Сергей Королев первоначально продвигал концепцию окололунного комплекса «Союз АБВ» ( 7К-9К-11К ) (также известного как L1 ), в которой двухместный корабль «Союз 7К» будет встречаться с другими компонентами (9К и 11К) на околоземной орбите для организации лунной экспедиции. транспортное средство, компоненты которого доставляются проверенной ракетой Р-7 .

Первое поколение

[ редактировать ]
Космический корабль «Союз 7К-ОК» с активным стыковочным агрегатом
Soyuz 7K-OKS for Salyut space stations

Пилотируемые корабли «Союз» можно разделить на проектные поколения. «Союз-1» «Союз-11» (1967–1971) были кораблями первого поколения с экипажем до трех человек без скафандров и отличались от последующих изогнутыми солнечными панелями и использованием автоматической стыковочной навигационной системы «Игла» , для которой требовался специальный радар. антенны. В это первое поколение вошли оригинальные корабли «Союз 7К-ОК» и «Союз 7К-ОКС» для стыковки с космической станцией «Салют-1» . Система стыковки зонда и тормоза позволила осуществить внутреннюю пересадку космонавтов с корабля «Союз» на станцию.

« Союз 7К-Л1» был разработан для запуска экипажа с Земли на облет Луны и был главной надеждой на советский облет Луны. в 1967–1970 годах он совершил несколько испытательных полетов В рамках программы «Зонд» ( от «Зонда 4» до «Зонда 8» ), которые привели к множественным отказам в системах входа в атмосферу 7К-Л1. Остальные 7К-Л1 были списаны. « Союз 7К-Л3» проектировался и разрабатывался параллельно с «Союзом 7К-Л1», но также был списан. У «Союза-1» возникли технические проблемы, а космонавт Владимир Комаров погиб в результате крушения космического корабля во время возвращения на Землю. Это был первый смертельный случай в истории космических полетов .

Следующей пилотируемой версией «Союза» стал « Союз 7К-ОКС» . Он был разработан для полетов на космических станциях и имел стыковочный порт, позволяющий осуществлять внутренний переход между космическими кораблями. На «Союзе 7К-ОКС» было два полета с экипажем, оба в 1971 году. «Союз-11» , второй полет, разгерметизировался при входе в атмосферу, в результате чего погиб экипаж из трех человек.

Второе поколение

[ редактировать ]
Upgraded Soyuz 7K-T version
Soyuz 7K-TM used during ASTP

Второе поколение, получившее название «Союз-Паром» или «Союз 7К-Т» , включало корабли «Союз-12» и «Союз-40» (1973–1981). У него не было солнечных батарей. На место солнечных батарей поставили две длинные тонкие антенны. Он был разработан на основе концепций военного корабля «Союз», изученных в предыдущие годы, и был способен перевозить двух космонавтов в скафандрах «Сокол» (после катастрофы «Союза-11» ). Планировалось несколько моделей, но ни одна из них так и не полетела в космос. Эти версии получили названия «Союз П» , «Союз ППК» , «Союз Р» , «Союз 7К-ВИ» и «Союз ОИС» (Орбитальная исследовательская станция).

Версия «Союз 7К-Т/А9» использовалась для полетов на военную космическую станцию ​​«Алмаз» .

«Союз 7К-ТМ» — космический корабль, использовавшийся в испытательном проекте «Аполлон-Союз» в 1975 году, в рамках которого произошла первая и единственная стыковка космического корабля «Союз» с командно-служебным модулем «Аполлон» . В 1976 году на нем также совершался полет в рамках миссии по изучению Земли «Союз-22» . «Союз 7К-ТМ» послужил технологическим мостом к третьему поколению.

Третье поколение

[ редактировать ]
Космический корабль Союз-Т

поколения «Союз-Т» третьего позволяющие корабль «Игла» и новую совершать более длительные полеты , 1976–1986 гг.) снова имел Космический пересмотренную систему сближения ( солнечные панели , систему перемещения / ориентации. в сервисном модуле. Он мог перевозить экипаж из трех человек, теперь одетых в скафандры.

Четвертое поколение

[ редактировать ]

Soyuz-TM (1986–2002)

[ редактировать ]
Космический корабль Союз-ТМ. Сравните антенны орбитального модуля с антеннами «Союза-Т». Различия отражают переход от системы сближения «Игла», используемой на корабле «Союз-Т», на систему сближения «Курс», используемую на корабле «Союз-ТМ».

Транспортные средства для экипажа «Союз-ТМ» (м: русский : модифицированный , латинизированный : модифицированный , букв. «модифицированный») были космическими кораблями «Союз» четвертого поколения и использовались с 1986 по 2002 год для перегоночных полетов на Мир и Международную космическую станцию ​​(МКС).

Soyuz-TMA (2003–2012)

[ редактировать ]
Союз ТМА-6

«Союз ТМА» (а: русский : антропометрический , латинизированный : антропометрический , букв. « антропометрический ») имеет несколько изменений, отвечающих требованиям НАСА для обслуживания Международной космической станции (МКС), включая больший диапазон высоты и веса корабля. экипаж и усовершенствованные парашютные системы. Это также первый автомобиль одноразового использования, оснащенный цифровой технологией управления. «Союз-ТМА» снаружи выглядит идентично космическому кораблю «Союз-ТМ», но внутренние различия позволяют разместить на нем более высоких пассажиров с помощью новых регулируемых кушеток для экипажа.

Союз ТМА-М (2010–2016 гг.)

[ редактировать ]

« Союз ТМА-М» представлял собой модернизацию базового корабля «Союз-ТМА» с использованием нового компьютера, цифровых внутренних дисплеев, обновленного стыковочного оборудования, а общая масса корабля была уменьшена на 70 килограммов. Новая версия дебютировала 7 октября 2010 года с запуском корабля «Союз ТМА-01М» на МКС с экипажем 25-й экспедиции . [14]

Миссия «Союз ТМА-08М» установила новый рекорд самой быстрой стыковки экипажа с космической станцией. В миссии использовалась новая шестичасовая рандеву, что быстрее, чем предыдущие запуски «Союзов», которые с 1986 года занимали два дня. [15]

Soyuz MS (since 2016)

[ редактировать ]
«Союз МС-01» пристыковался к МКС.

«Союз МС» — последняя плановая модернизация космического корабля «Союз». Его первый полет состоялся в июле 2016 года с миссией «Союз МС-01» . [16] [17] [18]

Основные изменения включают в себя: [19] [20]

  • более эффективные солнечные панели
  • изменены положения двигателей стыковки и ориентации для резервирования во время стыковки и схода с орбиты.
  • новая система захода на посадку и стыковки «Курс НА», которая весит вдвое меньше и потребляет треть мощности предыдущей системы
  • новый компьютер ЦВМ-101, вес которого составляет примерно одну восьмую (8,3 кг против 70 кг) и намного меньше предыдущего компьютера «Аргон-16». [21]
  • единая цифровая система управления и телеметрии (МБИТС) для ретрансляции телеметрии через спутник и управления космическими кораблями, когда они находятся вне зоны видимости наземных станций; также предоставляет экипажу данные о местоположении, когда он находится вне зоны слежения за землей. [21]
  • Спутниковые системы ГЛОНАСС / GPS и Коспас-Сарсат для более точного определения местоположения при проведении поисково-спасательных операций после приземления
[ редактировать ]

Беспилотные корабли «Прогресс» созданы на базе «Союза» и используются для обслуживания космических станций.

Китайский космический корабль «Шэньчжоу», не являясь прямым производным от «Союза», использует технологию «Союз ТМ», проданную в 1984 году. [ нужна ссылка ] а индийский орбитальный корабль имеет ту же общую компоновку, что и разработанный «Союзом». [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Наука: Триумф и трагедия «Союза-11» . Журнал «Тайм». 12 июля 1971 года.
  2. ^ Алан Бойл (29 сентября 2005 г.). «Россия снова процветает на последнем рубеже» . MSNBC. Архивировано из оригинала 30 января 2013 года . Проверено 29 марта 2013 г.
  3. ^ Бруно Вендитти (27 января 2022 г.). «Стоимость космического полета» .
  4. ^ Холлингем, Ричард. «Союз: Советский космический выживший» . www.bbc.com .
  5. ^ Бергер, Эрик (21 декабря 2015 г.). «Лучшая поездка в галактике — возвращение на Землю на корабле «Союз» . Арс Техника .
  6. ^ Анатолий Зак (30 июня 2011 г.). «Россия выпустит полномасштабный макет космического корабля нового поколения» . russianspaceweb.com . Проверено 29 марта 2013 г.
  7. ^ «Российский космический корабль Союз» .
  8. ^ «Союз-ТМА» . энциклопедия.pub . Проверено 15 мая 2024 г.
  9. ^ Шейлер, Дэвид Дж. (2009). Космическое спасение: обеспечение безопасности пилотируемых космических кораблей . Книги Springer-Praxis по исследованию космоса. Springer Science + Business Media. стр. 153–160. ISBN  978-0-387-69905-9 .
  10. ^ Зак, Анатолий. «Аварийно-спасательная ракета: идеальная спасательная шлюпка для космического корабля» . Русская космическая паутина.
  11. ^ Перейти обратно: а б Оценка характеристик пробиваемости системы тепловой защиты (СТЗ) спускаемого аппарата корабля «Союз» Международной космической станции (МКС)
  12. ^ «КТДУ-80» . www.astronautix.com . Проверено 21 октября 2022 г.
  13. ^ Анатолий Зак (3 августа 2007 г.). «Лунный орбитальный космический корабль» . russianspaceweb.com . Проверено 29 марта 2013 г.
  14. ^ «Союз в 100 раз надежнее шаттла» . Spacedaily.com. 8 февраля 2010 г. Проверено 29 марта 2013 г.
  15. ^ Кларк, Стивен (5 марта 2013 г.). «Экипаж «Союза» дал разрешение на быстрый подход к орбитальной станции» . Космический полет сейчас . Проверено 6 марта 2013 г.
  16. ^ «Оказание услуг, выполнение поисково-спасательного обеспечения полета Международной космической станции с транспортными пилотируемыми кораблями «Союз» и посадки спускаемых аппаратов «Фотон» и «Бион-М» в 2014-2016 годах» . zakupki.gov.ru . 1 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2021 г.
  17. ^ «Экипаж отправляется в двухдневный путь до станции» . НАСА. 6 июля 2016 года . Проверено 8 июля 2016 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  18. ^ «Тема: Космический корабль Союз-МС» . forum.nasaspaceflight.com. 17 декабря 2013 года . Проверено 28 марта 2014 г.
  19. ^ "Модернизированные пилотируемые корабли "Союз МС" начнут летать к МКС через 2,5 года – президент РКК "Энергия" ОАО "Российские космические системы" " . spacecorp.ru . Archived from the original on 7 March 2016 . Retrieved 28 March 2014 .
  20. ^ «Корабль Союз-МС» . nasaspaceflight.com .
  21. ^ Перейти обратно: а б «Союз-МС 01–09» . skyrocket.de .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f55cffc3e03e44004e5ee8682c7162c__1722706980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/2c/9f55cffc3e03e44004e5ee8682c7162c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soyuz (spacecraft) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)