Soyuz (spacecraft)
![]() Союз МС , последняя версия космического корабля. | |
Производитель | Энергия |
---|---|
Страна происхождения | Советский Союз , Россия |
Оператор | Советская космическая программа (1967–1991) Роскосмос (1992 – настоящее время) |
Приложения | Доставлять космонавтов на орбиту и обратно (первоначально для перевозки советских «Лунный выстрел» , «Салют» и «Мир» ). космических станций |
Технические характеристики | |
Вместимость экипажа | 3 |
Режим | Низкая околоземная орбита , Средняя околоземная орбита ( облет Луны в рамках ранней программы) |
Дизайн жизни | До 6 месяцев (пристыковка к Международной космической станции ) |
Производство | |
Статус | В эксплуатации |
Первый запуск | Космос-133 : 28 ноября 1966 г. (без экипажа). Союз-1 : 23 апреля 1967 г. (экипаж). |
Последний запуск | Последний запуск: Союз МС-25 23 марта 2024 г. (с экипажем). |
Связанный космический корабль | |
Производные | Shenzhou , Progress |
Союз (русский: Союз , IPA: [sɐˈjus] , букв. «Союз») — серия космических кораблей , находящихся в эксплуатации с 1960-х годов, совершивших более 140 полётов. Он был разработан для советской космической программы ОКБ Королева (ныне «Энергия »). «Союз» пришел на смену космическому кораблю «Восход» и первоначально был построен как часть советской пилотируемой лунной программы . Он запускается на ракете "Союз" с космодрома Байконур в Казахстане . Между выводом на пенсию космического корабля «Шаттл» в 2011 году и демонстрационным полетом SpaceX Crew Dragon в 2020 году «Союз» служил единственным средством доставки экипажа на Международную космическую станцию или обратно , для чего он по-прежнему активно используется. Хотя в это время Китай действительно запускал пилотируемые полеты в Шэньчжоу , ни один из них не состыковался с МКС.
История
[ редактировать ]Первый полет «Союза» был беспилотным и стартовал 28 ноября 1966 года. Первый полет «Союза» с экипажем, «Союз-1» , стартовал 23 апреля 1967 года, но закончился аварией из-за отказа парашюта, в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров . Следующий рейс был неуправляемым. «Союз-3» , запущенный 26 октября 1968 года, стал первым успешным полетом с экипажем по программе. Единственный другой рейс, потерпевший аварию со смертельным исходом, «Союз-11» , погиб экипаж из трех человек, когда в кабине произошла разгерметизация непосредственно перед входом в атмосферу. На сегодняшний день это единственные люди, которые, как известно, умерли выше линии Кармана . [1] Несмотря на эти ранние инциденты, «Союз» широко считается [2] самый безопасный в мире и на долгое время [3] самый экономичный пилотируемый космический аппарат, признанный благодаря беспрецедентной продолжительности эксплуатации. [4] [5] Космические корабли «Союз» использовались для перевозки космонавтов на советские космические станции «Салют », а затем «Мир» и обратно , а теперь используются для перевозки на Международную космическую станцию (МКС) и обратно. По крайней мере, один космический корабль «Союз» постоянно пристыкован к МКС для использования в качестве спасательного корабля в случае чрезвычайной ситуации. На смену космическому кораблю придет шестиместный космический корабль «Орел» . [6]
Дизайн
[ редактировать ]
Космический корабль «Союз» состоит из трех частей (спереди назад):
- Сфероидальный , орбитальный модуль обеспечивающий размещение экипажа во время миссии.
- Небольшой аэродинамический возвращаемый модуль , возвращающий экипаж на Землю.
- Цилиндрический сервисный модуль с прикрепленными солнечными панелями, в котором находятся приборы и двигатели.
Орбитальный и служебный модули одноразовые. Орбитальный модуль отделяется и уничтожается при входе в атмосферу . Хотя это может показаться расточительным, оно уменьшает количество тепловой защиты, необходимой для входа в атмосферу, экономя массу по сравнению с конструкциями, содержащими все жилое пространство и средства жизнеобеспечения в одной капсуле. Это позволяет ракетам меньшего размера запускать космический корабль или может быть использовано для увеличения обитаемого пространства, доступного экипажу (6,2 м2). 3 (220 куб. футов) в Apollo CM против 7,5 м 3 (260 куб. футов) в Союзе) в массовом бюджете. Орбитальная и спускаемая части представляют собой обитаемое жилое пространство со служебным модулем, содержащим топливо, основные двигатели и приборы. «Союз» не подлежит повторному использованию; это расходный материал. Для каждой миссии необходимо создавать новый космический корабль «Союз». [7]
«Союз» может перевозить до трёх членов экипажа и обеспечивать жизнеобеспечение в течение около 30 человеко-дней . Система жизнеобеспечения обеспечивает атмосферу азота/кислорода с парциальным давлением на уровне моря. Атмосфера регенерируется с помощью баллонов с супероксидом калия (KO 2 ), которые поглощают большую часть углекислого газа (CO 2 ) и воды, производимых экипажем, и регенерирует кислород , а также баллонов с гидроксидом лития (LiOH), которые поглощают оставшийся CO 2 . [8]
Корабль во время старта защищен обтекателем полезной нагрузки , который сбрасывается вместе с САС при 2 + 1 ⁄ минуты после запуска. Имеет автоматическую систему стыковки. Корабль может управляться автоматически или пилотом независимо от наземного управления.
Запустить систему эвакуации
[ редактировать ]На корабле «Восток» использовалось катапультное кресло для спасения космонавта в случае неудачного запуска на малой высоте, а также при входе в атмосферу; однако, вероятно, это было бы неэффективно в первые 20 секунд после старта, когда высота была бы слишком мала для раскрытия парашюта. Вдохновленный Mercury LES, [ нужна ссылка ] Советские конструкторы начали работу над аналогичной системой в 1962 году. Это включало разработку сложной сенсорной системы для контроля различных параметров ракеты-носителя и инициирования прерывания в случае неисправности ракеты-носителя. На основе данных о запусках Р-7 за прошедшие годы инженеры разработали список наиболее вероятных режимов отказа корабля и смогли сузить условия прерывания до преждевременного отделения навесного ускорителя, низкой тяги двигателя, выхода из строя камеры сгорания. давление или потеря управления усилителем. (SAS космического корабля земли, но , ) также можно было активировать . вручную с спасения Систему аварийного в отличие от американского космического корабля, у космонавтов не было возможности запустить ее самостоятельно
Поскольку чисто отделить весь кожух полезной нагрузки от служебного модуля «Союза» оказалось практически невозможно, было принято решение разделить кожух между служебным модулем и спускаемым модулем во время прерывания полета. Для улучшения аэродинамической устойчивости при подъеме были добавлены четыре складных стабилизатора. Два испытательных запуска САС были проведены в 1966–1967 годах. [9]
Базовая конструкция SAS за 50 лет использования практически не изменилась, и все запуски «Союзов» осуществляются по ней. Единственная модификация произошла в 1972 году, когда из соображений экономии веса был снят аэродинамический обтекатель над соплами двигателей САС, поскольку модернизированный космический корабль «Союз 7К-Т» нес дополнительное оборудование жизнеобеспечения. Беспилотный паром снабжения «Прогресс» имеет макет аварийной башни и снимает стабилизаторы с кожуха полезной нагрузки. Было три неудачных запуска корабля «Союз» с экипажем: «Союз-18а» в 1975 году, «Союз Т-10а» в 1983 году и «Союз МС-10» в октябре 2018 года. Авария 1975 года была прервана после сброса спасательной вышки. В 1983 году ГАС корабля «Союз Т-10а» успешно спас космонавтов от пожара на стартовой площадке и взрыва ракеты-носителя. [10] Совсем недавно, в 2018 году, подсистема SAS в кожухе полезной нагрузки корабля «Союз МС-10» успешно спасла космонавтов от отказа ракеты через 2 минуты 45 секунд после старта, после того как аварийная вышка уже была сброшена.
Орбитальный модуль
[ редактировать ]


Носовая часть космического корабля представляет собой орбитальный модуль ( по-русски : «бытовой отсек» , латинизировано : «бытовой отсек» ), также известный как жилой отсек. В нем находится все оборудование, которое не понадобится для входа в атмосферу, например, эксперименты, камеры или груз. Модуль также содержит туалет, стыковочную авионику и средства связи. Внутренний объем 6 м. 3 (210 куб. футов), жилая площадь 5 м. 3 (180 куб. футов). На последних версиях «Союзов» (начиная с «Союза ТМ») было введено небольшое иллюминатор, обеспечивающее экипажу обзор вперед.
Люк между ним и спускаемым модулем может быть закрыт, чтобы изолировать его и при необходимости действовать как шлюзовой шлюз, чтобы члены экипажа могли выйти также через его боковой порт (рядом со спускаемым модулем). На стартовой площадке экипаж входит в космический корабль через этот порт. Такое разделение также позволяет адаптировать орбитальный модуль к конкретной миссии с меньшим риском для жизненно важного спускаемого модуля. Условия ориентации в условиях микрогравитации отличаются от условий ориентации в спускаемом модуле: члены экипажа стоят или сидят головой к стыковочному узлу. Также из-за орбитального модуля затруднено спасение экипажа на стартовой площадке или с помощью системы SAS.
Отделение орбитального модуля имеет решающее значение для безопасной посадки; без отделения орбитального модуля экипажу не выжить при посадке в спускаемый модуль. Это связано с тем, что орбитальный модуль будет мешать правильному раскрытию парашютов спускаемого модуля, а дополнительная масса превышает возможности основного парашюта и тормозных двигателей обеспечить безопасную скорость мягкой посадки. Ввиду этого орбитальный модуль отделялся до запуска возвратного двигателя до конца 1980-х годов. Это гарантировало, что спускаемый модуль и орбитальный модуль будут разделены до того, как спускаемый модуль будет выведен на траекторию спуска. Однако после проблемной посадки корабля «Союз ТМ-5» в сентябре 1988 года эта процедура была изменена, и теперь орбитальный модуль отделяется после возвратного маневра. Это изменение было внесено, поскольку экипаж ТМ-5 не мог сойти с орбиты в течение 24 часов после сброса орбитального модуля, в котором находились санитарные помещения и стыковочный воротник, необходимый для прикрепления к Мир . Риск невозможности отделения орбитального модуля фактически оценивается как меньший, чем риск того, что его помещения, включая туалет, потребуются после неудачного спуска с орбиты.
Спускаемый модуль
[ редактировать ]
Спускаемый модуль (русский: Спускаемый Аппарат , латинизированный : спускаемый аппарат ), также известный как спускаемая капсула, используется для запуска и возвращения на Землю. Половина спускаемого модуля закрыта термостойким покрытием для защиты его при входе в атмосферу ; эта половина смотрит вперед во время входа в атмосферу. Сначала его замедляет атмосфера, затем тормозной парашют, а затем основной парашют, который замедляет корабль при приземлении. твердотопливные тормозные двигатели, установленные за тепловым экраном На высоте одного метра над землей для мягкого приземления срабатывают . Одним из требований к конструкции спускаемого модуля было обеспечение максимально возможного объемного КПД (внутренний объем, разделенный на площадь корпуса). Лучшей формой для этого является сфера, которую использовал спускаемый модуль новаторского космического корабля «Восток» , но такая форма не может обеспечить подъемную силу, что приводит к чисто баллистическому входу в атмосферу . Баллистический вход в атмосферу тяжел для пассажиров из-за сильного замедления, и его невозможно вывести за рамки первоначального схода с орбиты. Поэтому было решено использовать форму «фары», которую использует «Союз» - полусферическую верхнюю часть, соединенную слегка наклоненной (семь градусов) конической секцией с классическим теплозащитным экраном сферического сечения. Такая форма позволяет создавать небольшую подъемную силу из-за неравномерного распределения веса. Это прозвище было придумано в то время, когда почти каждая фара была круглой. Небольшие габариты спускаемого модуля привели к тому, что после гибели спускаемого аппарата его экипаж состоял всего из двух человек. Экипаж корабля "Союз-11" . Более поздний космический корабль «Союз-Т» решил эту проблему. Внутренний объем «Союза СА» — 4 м. 3 (140 куб. футов); 2,5 м 3 (88 куб. футов) пригоден для использования экипажем (жилое помещение).
Система тепловой защиты на слегка конических боковых стенках отделена от конструкции и также обеспечивает защиту от микрометеороидов на орбите. [11] Слегка изогнутый тепловой экран внизу состоит из аблятора толщиной от 21 до 28 мм (стеклофенольный композит), которыйудерживается скобами на расстоянии примерно 15 мм от алюминиевой подложки АМг-6 толщиной 3,5 мм. Изоляция из кварцевого волокна низкой плотности VIM (толщина 8 мм) находится в зазоре между аблятором теплозащитного экрана и алюминиевой подложкой». [11]
Сервисный модуль
[ редактировать ]В задней части автомобиля находится сервисный модуль (русский: приборно-агрегатный отсе́к , латинизированный : приборно-агрегатный отсек ). Имеет гермоконтейнер в форме выпуклого консервного банки (приборный отсек, приборный отсек ), в котором размещены системы регулирования температуры, электропитания, дальней радиосвязи , радиотелеметрии , приборы ориентации и управления. Негерметичная часть служебного модуля (маршевый отсек, агрегатный отсек ) содержит главный двигатель и жидкостную двигательную установку , использующую N 2 O 4 и НДМГ , [12] для маневрирования на орбите и начала спуска обратно на Землю . Корабль также имеет систему двигателей малой тяги для ориентации, прикрепленную к промежуточному отсеку ( переходной отсек ). За пределами служебного модуля расположены датчики системы ориентации и солнечная батарея, которая ориентируется на Солнце за счет вращения корабля. Неполное разделение служебного и спускаемого модулей приводило к возникновению аварийных ситуаций на кораблях «Союз-5» , «Союз ТМА-10» и «Союз ТМА-11» , что приводило к неправильной ориентации при входе в атмосферу (впереди входной люк экипажа). Выход из строя нескольких разрывных болтов не прервал связь между служебным и возвращаемым модулями на последних двух полетах.
Процедура повторного входа
[ редактировать ]Для схода с орбиты «Союз» использует метод, аналогичный методу США командно-служебного модуля «Аполлон» 1970-х годов . Космический корабль поворачивается двигателем вперед, и главный двигатель запускается для схода с орбиты на обратной стороне Земли перед запланированным местом посадки. требуется наименьшее количество топлива Для входа в атмосферу ; космический корабль движется по эллиптической переходной орбите Хомана к входной точке интерфейса, где сопротивление атмосферы замедляет его настолько, что он может упасть с орбиты.
Тогда на ранних кораблях «Союз» служебный и орбитальный модули должны были одновременно отделяться от спускаемого модуля. Поскольку они соединены трубками и электрическими кабелями со спускаемым модулем, это поможет их разделению и позволит избежать изменения ориентации спускаемого модуля. [ нужна ссылка ] Позже космический корабль «Союз» отсоединил орбитальный модуль перед запуском основного двигателя, что сэкономило топливо. После проблемы с посадкой корабля "Союз ТМ-5" орбитальный модуль в очередной раз отделяется только после спуска, что привело (но не вызвало) [ нужна ссылка ] аварийные ситуации на кораблях «Союз ТМА-10» и «ТМА-11» . Орбитальный модуль не может оставаться на орбите в качестве дополнения к космической станции, поскольку шлюзовой люк между орбитальным и спускаемым модулями является частью возвращаемого модуля, и поэтому после отделения орбитальный модуль разгерметизируется.
Входные стрельбы обычно проводятся на «рассветной» стороне Земли, чтобы космический корабль мог быть замечен спасательными вертолетами во время его спуска в вечерних сумерках, освещенный Солнцем, когда он находится над тенью Земли. [ нужна ссылка ] Корабль «Союз» предназначен для приземления, обычно где-нибудь в пустынях Казахстана в Центральной Азии. Это контрастирует с первыми пилотируемыми космическими кораблями США и нынешним SpaceX Crew Dragon, которые приводнились в океане.
Системы космических аппаратов
[ редактировать ]
- Thermal control system – sistema obespecheniya teplovogo rezhima, SOTR
- Life support system – kompleks sistem obespecheniya zhiznedeyatelnosti, KSOZh
- Система электропитания – система электропитания, СЭП
- Системы связи и слежения – система радиосвязи «Рассвет», бортовая измерительная система (БИ), управление космическим кораблем «Квант-В», телевизионная система «Клёст-М», система орбитального радиосопровождения (РКО).
- Onboard complex control system – sistema upravleniya bortovym kompleksom, SUBK
- Combined propulsion system – kompleksnaya dvigatelnaya ustanovka, KDU
- Система управления движением Чайка-3 (СУД)
- Optical/visual devices (OVP) – VSK-4 ( vizir spetsialniy kosmicheskiy-4 ), night vision device (VNUK-K, visir nochnogo upravleniya po kursu ), docking light, pilot's sight (VP-1, vizir pilota-1 ), laser rangefinder (LPR-1, lazerniy dalnomer-1 )
- Система рандеву курса
- Docking system – sistema stykovki i vnutrennego perekhoda, SSVP
- Teleoperator control mode – teleoperatorniy rezhim upravleniya, TORU
- Entry actuators system – sistema ispolnitelnikh organov spuska, SIO-S
- Landing aids kit – kompleks sredstv prizemleniya, KSP
- Portable survival kit – nosimiy avariyniy zapas, NAZ , containing a TP-82 Cosmonaut survival pistol or Makarov pistol
- Soyuz launch escape system – sistema avariynogo spaseniya, SAS

|
|
|
Варианты
[ редактировать ]
Космический корабль «Союз» подвергался непрерывной эволюции с начала 1960-х годов. Таким образом, существует несколько различных версий, предложений и проектов.
Технические характеристики
[ редактировать ]Версия: | Soyuz 7K (1963) | Soyuz 7K-OK (1967–1970) | Союз 7К-Л3 (ЛОК) | Soyuz 7K-T (1973–1981) | Soyuz 7K-TM (1975) | Soyuz-T (1976–1986) | Soyuz-TM (1986–2002) | Soyuz-TMA (2003–2012) | Союз ТМА-М (2010–2016 гг.) | Soyuz MS (2016–present) |
Общий | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Масса | 5880 кг (12960 фунтов) | 6560 кг (14460 фунтов) | 9850 кг (21720 фунтов) | 6800 кг (15000 фунтов) | 6680 кг (14730 фунтов) | 6850 кг (15100 фунтов) | 7250 кг (15980 фунтов) | 7220 кг (15920 фунтов) | 7150 кг (15760 фунтов) | 7080 кг (15610 фунтов) |
Длина | 7,40 м (24,3 фута) | 7,95 м (26,1 фута) | 10,06 м (33,0 фута) | 7,48 м (24,5 футов) | 7,48 м (24,5 футов) | 7,48 м (24,5 футов) | 7,48 м (24,5 футов) | 7,48 м (24,5 футов) | 7,48 м (24,5 футов) | 7,48 м (24,5 футов) |
Максимальный диаметр | 2,50 м (8 футов 2 дюйма) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,93 м (9 футов 7 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) |
Охватывать | ? | 9,80 м (32,2 фута) | 10,06 м (33,0 фута) | 9,80 м (32,2 фута) | 8,37 м (27,5 футов) | 10,6 м (35 футов) | 10,6 м (35 футов) | 10,7 м (35 футов) | 10,7 м (35 футов) | 10,7 м (35 футов) |
Орбитальный модуль (БО) | ||||||||||
Масса | 1000 кг (2200 фунтов) | 1100 кг (2400 фунтов) | ? | 1350 кг (2980 фунтов) | 1224 кг (2698 фунтов) | 1100 кг (2400 фунтов) | 1450 кг (3200 фунтов) | 1370 кг (3020 фунтов) | 1350 кг (2980 фунтов) | 1350 кг (2980 фунтов) |
Длина | 3,00 м (9,84 фута) | 3,45 м (11,3 фута) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,98 м (9 футов 9 дюймов) | 3,10 м (10,2 фута) | 2,98 м (9 футов 9 дюймов) | 2,98 м (9 футов 9 дюймов) | 2,98 м (9 футов 9 дюймов) | 2,98 м (9 футов 9 дюймов) | 2,98 м (9 футов 9 дюймов) |
Диаметр | 2,20 м (7 футов 3 дюйма) | 2,25 м (7 футов 5 дюймов) | 2,30 м (7 футов 7 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) |
Объем | 2,20 м 3 (78 куб. футов) | 5,00 м 3 (177 куб. футов) | ? | 5,00 м 3 (177 куб. футов) | 5,00 м 3 (177 куб. футов) | 5,00 м 3 (177 куб. футов) | 5,00 м 3 (177 куб. футов) | 5,00 м 3 (177 куб. футов) | 5,00 м 3 (177 куб. футов) | 5,00 м 3 (177 куб. футов) |
Модуль возврата (SA) | ||||||||||
Масса | 2480 кг (5470 фунтов) | 2810 кг (6190 фунтов) | 2804 кг (6182 фунта) | 2850 кг (6280 фунтов) | 2802 кг (6177 фунтов) | 3000 кг (6600 фунтов) | 2850 кг (6280 фунтов) | 2950 кг (6500 фунтов) | 2950 кг (6500 фунтов) | 2950 кг (6500 фунтов) |
Длина | 2,30 м (7 футов 7 дюймов) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) | 2,19 м (7 футов 2 дюйма) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) |
Диаметр | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,2 м (7 футов 3 дюйма) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) | 2,17 м (7 футов 1 дюйм) |
Объем | 4,00 м 3 (141 куб. футов) | 4,00 м 3 (141 куб. футов) | ? | 3,50 м 3 (124 куб. футов) | 4,00 м 3 (141 куб. футов) | 4,00 м 3 (141 куб. футов) | 3,50 м 3 (124 куб. футов) | 3,50 м 3 (124 куб. футов) | 3,50 м 3 (124 куб. футов) | 3,50 м 3 (124 куб. футов) |
Сервисный модуль (ПАО) | ||||||||||
Масса | 2400 кг (5300 фунтов) | 2650 кг (5840 фунтов) | ? | 2700 кг (6000 фунтов) | 2654 кг (5851 фунт) | 2750 кг (6060 фунтов) | 2950 кг (6500 фунтов) | 2900 кг (6400 фунтов) | 2900 кг (6400 фунтов) | 2900 кг (6400 фунтов) |
Полезное топливо (кг) | 830 кг (1830 фунтов) | 500 кг (1100 фунтов) | 3152 кг (6949 фунтов) [13] | 500 кг (1100 фунтов) | 500 кг (1100 фунтов) | 700 кг (1500 фунтов) | 880 кг (1940 фунтов) | 880 кг (1940 фунтов) | 800 кг (1800 фунтов) | 800 кг (1800 фунтов) |
Длина | 2,10 м (6 футов 11 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,82 м (9 футов 3 дюйма) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) | 2,26 м (7 футов 5 дюймов) |
Диаметр | 2,50 м (8 футов 2 дюйма) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,20 м (7 футов 3 дюйма) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) | 2,72 м (8 футов 11 дюймов) |
Союз 7К (входит в состав окололунного комплекса 7К-9К-11К ) (1963 г.)
[ редактировать ]
Сергей Королев первоначально продвигал концепцию окололунного комплекса «Союз АБВ» ( 7К-9К-11К ) (также известного как L1 ), в которой двухместный корабль «Союз 7К» будет встречаться с другими компонентами (9К и 11К) на околоземной орбите для организации лунной экспедиции. транспортное средство, компоненты которого доставляются проверенной ракетой Р-7 .
Первое поколение
[ редактировать ]

Пилотируемые корабли «Союз» можно разделить на проектные поколения. «Союз-1» — «Союз-11» (1967–1971) были кораблями первого поколения с экипажем до трех человек без скафандров и отличались от последующих изогнутыми солнечными панелями и использованием автоматической стыковочной навигационной системы «Игла» , для которой требовался специальный радар. антенны. В это первое поколение вошли оригинальные корабли «Союз 7К-ОК» и «Союз 7К-ОКС» для стыковки с космической станцией «Салют-1» . Система стыковки зонда и тормоза позволила осуществить внутреннюю пересадку космонавтов с корабля «Союз» на станцию.
« Союз 7К-Л1» был разработан для запуска экипажа с Земли на облет Луны и был главной надеждой на советский облет Луны. в 1967–1970 годах он совершил несколько испытательных полетов В рамках программы «Зонд» ( от «Зонда 4» до «Зонда 8» ), которые привели к множественным отказам в системах входа в атмосферу 7К-Л1. Остальные 7К-Л1 были списаны. « Союз 7К-Л3» проектировался и разрабатывался параллельно с «Союзом 7К-Л1», но также был списан. У «Союза-1» возникли технические проблемы, а космонавт Владимир Комаров погиб в результате крушения космического корабля во время возвращения на Землю. Это был первый смертельный случай в истории космических полетов .
Следующей пилотируемой версией «Союза» стал « Союз 7К-ОКС» . Он был разработан для полетов на космических станциях и имел стыковочный порт, позволяющий осуществлять внутренний переход между космическими кораблями. На «Союзе 7К-ОКС» было два полета с экипажем, оба в 1971 году. «Союз-11» , второй полет, разгерметизировался при входе в атмосферу, в результате чего погиб экипаж из трех человек.
Второе поколение
[ редактировать ]

Второе поколение, получившее название «Союз-Паром» или «Союз 7К-Т» , включало корабли «Союз-12» и «Союз-40» (1973–1981). У него не было солнечных батарей. На место солнечных батарей поставили две длинные тонкие антенны. Он был разработан на основе концепций военного корабля «Союз», изученных в предыдущие годы, и был способен перевозить двух космонавтов в скафандрах «Сокол» (после катастрофы «Союза-11» ). Планировалось несколько моделей, но ни одна из них так и не полетела в космос. Эти версии получили названия «Союз П» , «Союз ППК» , «Союз Р» , «Союз 7К-ВИ» и «Союз ОИС» (Орбитальная исследовательская станция).
Версия «Союз 7К-Т/А9» использовалась для полетов на военную космическую станцию «Алмаз» .
«Союз 7К-ТМ» — космический корабль, использовавшийся в испытательном проекте «Аполлон-Союз» в 1975 году, в рамках которого произошла первая и единственная стыковка космического корабля «Союз» с командно-служебным модулем «Аполлон» . В 1976 году на нем также совершался полет в рамках миссии по изучению Земли «Союз-22» . «Союз 7К-ТМ» послужил технологическим мостом к третьему поколению.
Третье поколение
[ редактировать ]
поколения «Союз-Т» третьего позволяющие корабль «Игла» и новую совершать более длительные полеты , 1976–1986 гг.) снова имел Космический пересмотренную систему сближения ( солнечные панели , систему перемещения / ориентации. в сервисном модуле. Он мог перевозить экипаж из трех человек, теперь одетых в скафандры.
Четвертое поколение
[ редактировать ]Soyuz-TM (1986–2002)
[ редактировать ]
Транспортные средства для экипажа «Союз-ТМ» (м: русский : модифицированный , латинизированный : модифицированный , букв. «модифицированный») были космическими кораблями «Союз» четвертого поколения и использовались с 1986 по 2002 год для перегоночных полетов на Мир и Международную космическую станцию (МКС).
Soyuz-TMA (2003–2012)
[ редактировать ]
«Союз ТМА» (а: русский : антропометрический , латинизированный : антропометрический , букв. « антропометрический ») имеет несколько изменений, отвечающих требованиям НАСА для обслуживания Международной космической станции (МКС), включая больший диапазон высоты и веса корабля. экипаж и усовершенствованные парашютные системы. Это также первый автомобиль одноразового использования, оснащенный цифровой технологией управления. «Союз-ТМА» снаружи выглядит идентично космическому кораблю «Союз-ТМ», но внутренние различия позволяют разместить на нем более высоких пассажиров с помощью новых регулируемых кушеток для экипажа.
Союз ТМА-М (2010–2016 гг.)
[ редактировать ]« Союз ТМА-М» представлял собой модернизацию базового корабля «Союз-ТМА» с использованием нового компьютера, цифровых внутренних дисплеев, обновленного стыковочного оборудования, а общая масса корабля была уменьшена на 70 килограммов. Новая версия дебютировала 7 октября 2010 года с запуском корабля «Союз ТМА-01М» на МКС с экипажем 25-й экспедиции . [14]
Миссия «Союз ТМА-08М» установила новый рекорд самой быстрой стыковки экипажа с космической станцией. В миссии использовалась новая шестичасовая рандеву, что быстрее, чем предыдущие запуски «Союзов», которые с 1986 года занимали два дня. [15]
Soyuz MS (since 2016)
[ редактировать ]
«Союз МС» — последняя плановая модернизация космического корабля «Союз». Его первый полет состоялся в июле 2016 года с миссией «Союз МС-01» . [16] [17] [18]
Основные изменения включают в себя: [19] [20]
- более эффективные солнечные панели
- изменены положения двигателей стыковки и ориентации для резервирования во время стыковки и схода с орбиты.
- новая система захода на посадку и стыковки «Курс НА», которая весит вдвое меньше и потребляет треть мощности предыдущей системы
- новый компьютер ЦВМ-101, вес которого составляет примерно одну восьмую (8,3 кг против 70 кг) и намного меньше предыдущего компьютера «Аргон-16». [21]
- единая цифровая система управления и телеметрии (МБИТС) для ретрансляции телеметрии через спутник и управления космическими кораблями, когда они находятся вне зоны видимости наземных станций; также предоставляет экипажу данные о местоположении, когда он находится вне зоны слежения за землей. [21]
- Спутниковые системы ГЛОНАСС / GPS и Коспас-Сарсат для более точного определения местоположения при проведении поисково-спасательных операций после приземления
Сопутствующее ремесло
[ редактировать ]Беспилотные корабли «Прогресс» созданы на базе «Союза» и используются для обслуживания космических станций.
Китайский космический корабль «Шэньчжоу», не являясь прямым производным от «Союза», использует технологию «Союз ТМ», проданную в 1984 году. [ нужна ссылка ] а индийский орбитальный корабль имеет ту же общую компоновку, что и разработанный «Союзом». [ нужна ссылка ]
Галерея изображений
[ редактировать ]- Ранний 7К-ОК «Союз» в Национальном космическом центре в Лестере, Англия.
- Космический корабль «Союз» испытательного проекта «Аполлон-Союз» (АСТП)
- «Союз» пристыковался к «Миру»
- «Союз» пристыковался к МКС
- На макете корабля «Союз» показано, как соединяются его модули.
- Союз ТМ-31 переходит на стартовую площадку 29 октября 2000 г.
- Запуск корабля "Союз ТМА-2" с космодрома Байконур 26 апреля 2003 г.
- Союз ТМА-21 с развернутым парашютом
- Порядок посадки корабля "Союз"
- Тренировка в тренажере «Союз»
- 4-7-местный орбитальный корабль «Спейс Шаттл» и 3-местный «Союз-ТМ» (рисовано в масштабе)
См. также
[ редактировать ]- Космическая транспортная система экипажа (КСТС), исследование по разработке европейско-российского преемника «Союза». Был отменен.
- Орел , российская замена «Союзу», первый полет с экипажем запланирован на 2025 год. Под влиянием ЦСТС .
- Dragon 2 Американский коммерческий пилотируемый космический комплекс
- Список советских пилотируемых космических полетов
- Список российских пилотируемых космических полетов
- Коммерческая космическая станция «Орбитальные технологии»
- Скафандр Сокол
- Орбитальный аппарат «Спейс Шаттл» — американский космический корабль многоразового использования с 1981 по 2011 год.
- Космический корабль Восход "Глобус" Навигационный прибор ИМП
- Zarya (spacecraft)
- Список миссий Союза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Наука: Триумф и трагедия «Союза-11» . Журнал «Тайм». 12 июля 1971 года.
- ^ Алан Бойл (29 сентября 2005 г.). «Россия снова процветает на последнем рубеже» . MSNBC. Архивировано из оригинала 30 января 2013 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ Бруно Вендитти (27 января 2022 г.). «Стоимость космического полета» .
- ^ Холлингем, Ричард. «Союз: Советский космический выживший» . www.bbc.com .
- ^ Бергер, Эрик (21 декабря 2015 г.). «Лучшая поездка в галактике — возвращение на Землю на корабле «Союз» . Арс Техника .
- ^ Анатолий Зак (30 июня 2011 г.). «Россия выпустит полномасштабный макет космического корабля нового поколения» . russianspaceweb.com . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ «Российский космический корабль Союз» .
- ^ «Союз-ТМА» . энциклопедия.pub . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Шейлер, Дэвид Дж. (2009). Космическое спасение: обеспечение безопасности пилотируемых космических кораблей . Книги Springer-Praxis по исследованию космоса. Springer Science + Business Media. стр. 153–160. ISBN 978-0-387-69905-9 .
- ^ Зак, Анатолий. «Аварийно-спасательная ракета: идеальная спасательная шлюпка для космического корабля» . Русская космическая паутина.
- ^ Перейти обратно: а б Оценка характеристик пробиваемости системы тепловой защиты (СТЗ) спускаемого аппарата корабля «Союз» Международной космической станции (МКС)
- ^ «КТДУ-80» . www.astronautix.com . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Анатолий Зак (3 августа 2007 г.). «Лунный орбитальный космический корабль» . russianspaceweb.com . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ «Союз в 100 раз надежнее шаттла» . Spacedaily.com. 8 февраля 2010 г. Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ Кларк, Стивен (5 марта 2013 г.). «Экипаж «Союза» дал разрешение на быстрый подход к орбитальной станции» . Космический полет сейчас . Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ «Оказание услуг, выполнение поисково-спасательного обеспечения полета Международной космической станции с транспортными пилотируемыми кораблями «Союз» и посадки спускаемых аппаратов «Фотон» и «Бион-М» в 2014-2016 годах» . zakupki.gov.ru . 1 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2021 г.
- ^ «Экипаж отправляется в двухдневный путь до станции» . НАСА. 6 июля 2016 года . Проверено 8 июля 2016 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Тема: Космический корабль Союз-МС» . forum.nasaspaceflight.com. 17 декабря 2013 года . Проверено 28 марта 2014 г.
- ^ "Модернизированные пилотируемые корабли "Союз МС" начнут летать к МКС через 2,5 года – президент РКК "Энергия" ОАО "Российские космические системы" " . spacecorp.ru . Archived from the original on 7 March 2016 . Retrieved 28 March 2014 .
- ^ «Корабль Союз-МС» . nasaspaceflight.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Союз-МС 01–09» . skyrocket.de .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница новостей. Архивировано 12 января 2022 года на Wayback Machine корпорации «Энергия», запускающей космический корабль «Союз».
- Союз в Энциклопедии Астронавтики
- Подробности о космическом корабле «Союз ТМА» на сайте nasa.gov.
- Мир Аппаратное Наследие
- Портри, Дэвид С.Ф. (март 1995 г.). Мир Аппаратное Наследие . НАСА. Справочная публикация 1357. Архивировано из оригинала 6 апреля 2002 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Полный текст Mir Hardware Heritage в Wikisource
- Портри, Дэвид С.Ф. (март 1995 г.). Мир Аппаратное Наследие . НАСА. Справочная публикация 1357. Архивировано из оригинала 6 апреля 2002 г.
- Путешествие на МКС Европейского космического агентства (ЕКА), серия видеороликов о запуске, стыковке и входе в атмосферу корабля "Союз".
- Короткометражный фильм «Четверо в космосе» (1969) доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .