Soyuz 29
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1978-061А |
---|---|
САТКАТ нет. | 10952 |
Продолжительность миссии | 79 дней, 15 часов, 23 минуты, 49 секунд |
Свойства космического корабля | |
Тип космического корабля | Soyuz 7K-T |
Производитель | НПО Энергия |
Стартовая масса | 6800 кг (15000 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 |
Запуск | Vladimir Kovalyonok Aleksandr Ivanchenkov |
Посадка | Валерий Быковский Зигмунд Йен |
Позывной | Фотон ( Foton – "Photon") |
Начало миссии | |
Дата запуска | 15 июня 1978 г., 20:16:45 | UTC
Ракета | Soyuz-U |
Запуск сайта | Байконур 1/5 [1] |
Конец миссии | |
Дата посадки | 3 сентября 1978 г., 11:40:34 | UTC
Посадочная площадка | 46 ° с.ш. 69 ° в.д. / 46 ° с.ш. 69 ° в.д. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 197,8 км (122,9 миль) |
Высота апогея | 266 километров (165 миль) |
Наклон | 51,65 градусов |
Период | 88,86 минут |
Стыковка с «Салютом-6». | |
![]() |
«Союз-29» ( русский : Союз 29 , Союз 29 ) — советский космический корабль с экипажем на космическую станцию «Салют-6» в 1978 году . [2] Это была пятая миссия, четвертая успешная стыковка и второй длительный экипаж орбитальной станции. Командир Владимир Коваленок и бортинженер Александр Иванченков установили новый рекорд продолжительности пребывания в космосе - 139 дней.
Экипаж вернулся на «Союзе-31» , который был заменен экипажем, запущенным в августе и вернувшимся на «Союзе-29».
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Запуск Космонавта | Приземление космонавта |
---|---|---|
Командир | Vladimir Kovalyonok ЭО-2 Второй космический полет | Валерий Быковский ЭП-4 Третий и последний космический полет |
Бортинженер (вверху) Космонавт-исследователь (внизу) | Aleksandr Ivanchenkov ЭО-2 Первый космический полет | Зигмунд Йен , ИК ЭП-4 Первый космический полет |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Запуск Космонавта | Приземление космонавта |
---|---|---|
Командир | Vladimir Lyakhov | Виктор Горбатко |
Бортинженер (вверху) Космонавт-исследователь (внизу) | Valeri Ryumin | Эберхард Кёльнер , ИК |
Основные моменты миссии
[ редактировать ]
Запуск и повторная активация станции
[ редактировать ]Вторая длительная миссия на «Салют-6» была выведена на орбиту 15 июня 1978 года. Космическая станция пустовала три месяца с тех пор, как рекордная миссия « Союза-26» завершилась через 96 дней. Экипаж успешно состыковался 17 июня, а Коваленок и Иванченков возобновили работу станции. Коваленок, находившийся на борту неудавшегося полета корабля «Союз-25» к «Салюту-6», стал первым человеком, дважды посетившим одну и ту же станцию. [3]
Они включили на станции регенераторы воздуха и систему терморегуляции, а также активировали систему оборотного водоснабжения для переработки воды, оставленной на борту «Союза-26» . Расконсервация «Салюта-6» произошла одновременно с адаптацией экипажа к невесомости и заняла около недели. 19 июня «Салют-6» находился на орбите размером 368 на 338 километров (229 на 210 миль). Температура на борту составляла 20 ° C (68 ° F), а давление воздуха - 750 мм рт. ст. (100 кПа ; 14,5 фунтов на квадратный дюйм ). станции Вскоре после этого Коваленок и Иванченков провели техническое обслуживание шлюзовой камеры , установили привезенное с собой оборудование в орбитальный модуль «Союза-29» и протестировали систему ориентации станции «Каскад».
С 24 по 26 июня станция работала в режиме стабилизации гравитационного градиента , чтобы избежать срабатываний двигателей системы ориентации, которые могли бы помешать трехдневному эксперименту по плавке с использованием печи «Сплав-01». Предыдущий экипаж установил печь в промежуточном отсеке, чтобы она могла работать в вакууме. В то время станция целый день находилась на орбите, подверженной солнечному свету. Это происходило дважды в год, когда плоскость орбиты станции была обращена к Солнцу. [3]
Посещение экипажем корабля "Союз-30" и стыковки корабля "Прогресс-2"
[ редактировать ]«Союз-30» с Петром Климуком и вторым «Интеркосмоса» участником Мирославом Гермашевским из Польши прибыл на «Салют-6» 29 июня. В третий раз «Салют» представлял собой орбитальную космическую лабораторию с экипажем из четырех человек. [4] Однако деятельность экипажа «Союза-30» была сильно ограничена, чтобы не мешать экипажу «Союза-29». [3] Они вернулись на Землю в капсуле, в которой прибыли 5 июля.
«Прогресс-2» , второй беспилотный танкер-снабженец, состыковавшийся с пилотируемой космической станцией, прибыл на «Салют-6» 9 июля. На борту находились запасы на пятьдесят дней, в том числе 200 литров воды, 250 кг (551 фунт) еды, печь «Кристалл», 600 кг (1323 фунта) топлива, регенераторы воздуха, компьютерные подсистемы, запасные части, пленка. и почта. [3] На разгрузку машины экипажу понадобилась неделя. 19 июля танкер дозаправил станцию, затем был заполнен использованным оборудованием и мусором и 4 августа отправлен на разрушительный сход с орбиты.
Экипажу посоветовали не использовать беговую дорожку станции на определенных скоростях, поскольку может возникнуть опасная вибрация. Этот совет стал результатом резонансных экспериментов, проведенных предыдущим многолетним экипажем «Союза-26» .
Эксперименты продолжались: испытания стекла и полупроводников проводились с помощью печи «Кристалл», недавно установленной в переходном туннеле, ведущем к заднему стыковочному порту. [4] 18 июля прошла обработка теллурида ртути и теллурида кадмия, а 24 июля в печи Сплава прошла обработка сплавов алюминия, олова и молибдена. [3]
Экипаж пожаловался на головные боли, прежде чем понял, что детекторы углекислого газа не смогли предупредить их о необходимости замены очистителей воздуха. Нормальный уровень CO 2 составлял 8,8 мм рт. ст.; уровень, вероятно, достиг 62 мм рт. ст., что вызвало головные боли. [3]
Выход в открытый космос, Прогресс 3
[ редактировать ]Экипаж совершил выход в открытый космос 29 июля, второй с «Салюта-6». Их основная задача заключалась в извлечении материалов эксперимента «Медуза», оставленных на внешней стороне станции экипажем «Союз-26» в декабре. Эксперимент был разработан для проверки воздействия различных материалов на космос. Среди протестированных материалов были алюминий, титан, сталь, резина и стекло. [3] Более позднее обследование выявило двести небольших кратеров, образовавшихся из-за орбитального мусора, что намного больше, чем ожидалось. Сообщается, что большая часть обломков представляет собой стружки краски и остатки топлива. [3]
Во время двухчасового выхода в открытый космос экипаж увидел под собой пролетающий метеор, и это событие ненадолго ослепило их. [3] Воздух, потерянный во время выхода в открытый космос, был заменен воздухом космического корабля «Прогресс-2».
«Прогресс-3» был запущен 8 августа и через два дня состыковался с «Салютом-6». Благодаря этому орбита станции была увеличена до 244 x 262 км (163 мили). Припасы на борту танкера включали клубнику, лук, молоко, 450 кг (992 фунта) воздуха, 190 литров воды, меховые сапоги, газеты, пленку, письма и оборудование. Кроме того, на борту находилась гитара Иванченкова. Это был первый танкер, не перевозивший свежий запас топлива для станции, поскольку «Прогресс-2» совсем недавно пополнил баки «Салюта-6». [4] «Прогресс» был сведен с орбиты 23 августа.
11 августа станция была переведена в полет со стабилизацией гравитационного градиента для обработки материалов в печах «Кристалл» и «Сплав», а 16 августа экипаж провел медицинские эксперименты. [3]
Визит экипажа корабля "Союз-31", первая перестыковка корабля "Союз"
[ редактировать ]Второй экипаж посещения «Союза-29» стартовал 26 августа на корабле «Союз-31» с Валерием Быковским и восточногерманским Зигмундом Яном , третьим участником «Интеркосмоса», на борту. На борт была доставлена еда и проведены многочисленные медицинские и биологические эксперименты. [3] Экипаж посещения поменялся кораблями с постоянным экипажем и 2 сентября провел испытания двигателей «Союза-29». На следующий день обшивку сидений заменили, корабль отстыковался, а Быковский и Йен вернулись на Землю.
7 сентября, после ухода экипажа «Союза-31», экипаж «Союза-29» вошел в корабль «Союз-31» и отстыковался от станции «Салют-6». «Салюту-6» было приказано развернуться на 180 градусов, а «Союз-31» перестыковался в переднем левом порту. [5] Это была первая попытка Советов осуществить такую перестыковку. Передовой док привел к освобождению кормового порта для другого корабля «Прогресс» .
Эксперименты на станции продолжились, и 15 сентября космонавты приняли второй душ. К октябрю было сделано около 3000 фотографий и проведено около 50 экспериментов. [3]
20 сентября экипаж отметил важную веху, превысив 96-дневный рекорд продолжительности пребывания в космосе экипажа корабля «Союз-26», установленный ранее в том же году. [4]
«Прогресс 4», проблемы с двигательной установкой и возвращение на Землю
[ редактировать ]Третий танкер "Прогресс" с экипажем прибыл в кормовой порт "Салюта-6" 6 октября. На борту «Прогресса-4» было 1300 кг (2866 фунтов) оборудования, включая баллоны с воздухом, одежду, журналы и продукты питания. [3] Жена Иванченкова тайно пронесла несколько шоколадных конфет с коньячной начинкой в коробку конфет, и когда съемочная группа открыла коробку, шоколадные конфеты вылетели. Им потребовалось два часа, чтобы забрать конфеты. [3]
Дозаправка была завершена 13 октября, 20 октября были использованы два прожига для поднятия орбиты станции, а 26 октября «Прогресс» был сведен с орбиты. [3]
Ближе к концу миссии космонавты заметили аномальное поведение двигателей станции и сообщили об этом наземным диспетчерам.
В последние дни миссии были проведены дополнительные эксперименты. 7 октября наблюдалось лунное затмение, с 17 по 18 октября были проведены обширные медицинские исследования, а 22 октября в печах «Кристалл» и «Сплав» были проведены дополнительные эксперименты с материалами.
Экипаж тренировался по три часа в день в течение последнего месяца на орбите. 30 октября эксперименты были перенесены на «Союз-31», прошли испытания двигателей и очистка салона станции. Они вернулись на Землю 2 ноября, приземлившись в 180 км (112 миль) к юго-востоку от Джезказгана . [3] Приземление транслировалось в прямом эфире советского телевидения. Экипаж в основном выздоровел за пять дней, а полностью выздоровел через 25 дней после возвращения. Они были первым экипажем, которому было трудно разговаривать после возвращения на Землю. Несмотря на все это, их состояние было несколько лучше, чем у предыдущего многолетнего экипажа. [3] В общей сложности они провели на орбите 139 дней.
После завершения резидентуры и возвращения «Салюта-6» в беспилотный режим консервации на следующие несколько месяцев наземные бригады изучили данные телеметрии станции, чтобы выяснить, что не так с двигательной установкой. Они пришли к выводу, что утечка в одном из баков НДМГ привела к загрязнению сильфонов, находящихся под давлением азота, которые подавали топливо в двигатели. Дальнейшее использование маршевых двигателей может усугубить утечку и, возможно, вывести из строя всю двигательную установку, включая двигатели ориентации. В результате такого развития событий было решено не рисковать снова запускать главные двигатели до конца срока службы станции. Поскольку «Салют-6» был ограничен двигателями ориентации, все орбитальные маневры отныне должны были выполняться космическими кораблями посещения.
Относительно хорошая форма, в которой находился экипаж, рассматривалась как прямой результат тяжелой программы тренировок, проведенной в последние дни миссии, и открыла путь для еще более длительных полетов. [4]
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса: 6800 кг (15000 фунтов)
- Перигей: 197,8 км (122,9 миль)
- Апогей: 266 км (165 миль)
- Наклон: 51,65°
- Период: 88,86 минут
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Байконур LC1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 г. Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ Отчет о миссии доступен здесь: http://www.spacefacts.de/mission/english/soyuz-29.htm.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ньюкирк, Деннис (1990). Альманах советских пилотируемых космических полетов . Хьюстон, Техас: Издательство Gulf Publishing. ISBN 0-87201-848-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, Филипп (1988). Советская пилотируемая космическая программа . Нью-Йорк: Orion Books, подразделение Crown Publishers, Inc. ISBN. 0-517-56954-Х .
- ^ Мир аппаратного наследия (НАСА), с. 80.