Soyuz 7K-T No.39
Имена | Soyuz 18a, Soyuz 18-1, 5 апреля Аномалия |
---|---|
Тип миссии | Стыковка с «Салютом-4». |
Оператор | Советская космическая программа |
Продолжительность миссии | 21 минута 27 секунд 60 дней (планируется) |
Орбиты завершены | Не удалось выйти на орбиту |
Апогей | 192,0 км ( суорбитальный космический полет ) |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Soyuz 7K-T No.6 |
Тип космического корабля | Soyuz 7K-T |
Производитель | ООН 1 |
Стартовая масса | 6830 кг |
Посадочная масса | 1200 кг |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 |
Члены | Василий Лазарев Oleg Makarov |
Позывной | Урал ( Ural – "Ural") |
Начало миссии | |
Дата запуска | 5 апреля 1975 г., 11:04:54 UTC |
Ракета | Soyuz |
Запуск сайта | Байконур , участок 1/5 [1] |
Конец миссии | |
Дата посадки | 5 апреля 1975 г., 11:26:21 UTC |
Посадочная площадка | Горный Алтай , Казахстан (официальный) 50 ° 50' с.ш. 83 ° 25' в.д. / 50,833 ° с.ш. 83,417 ° в.д. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита (планируется) |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота | 192,0 км |
Наклон | 51.6° |
Период | 90,0 минут |
Стыковка с Салютом-4 (планируется) | |
Salyut program insignia |
Союз 7К-Т №39 (в некоторых источниках также называемый Союзом 18а или Союзом 18-1 и также известный как Аномалия 5 апреля ) [2] : 192–3 был неудачный запуск пилотируемого космического корабля «Союз» Советским Союзом в 1975 году. Ожидалось, что миссия состыкуется с орбитальной «Салют-4» космической станцией , но из-за отказа ракеты-носителя «Союз» экипаж не смог выйти на орбиту. Экипаж состоял из командира Василия Лазарева и бортинженера Олега Макарова , гражданского лица. Хотя миссия была прервана и не достигла своей цели, корабль превысил общие границы космического пространства и поэтому признан суборбитальным космическим полетом , в котором экипаж выжил. Экипаж, который первоначально опасался, что они приземлились в Китае, был успешно восстановлен. [3] [4]
Авария была частично раскрыта Советским Союзом, обычно секретным, поскольку она произошла во время подготовки к их совместному испытательному проекту «Аполлон-Союз» с Соединенными Штатами , который состоялся три месяца спустя. Лазарев больше никогда не летал в космос и так и не оправился от аварии; Макаров совершил еще два полета на корабле «Союз» (оба на космическую станцию «Салют-6» ).
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Василий Лазарев Второй и последний космический полет | |
Бортинженер | Oleg Makarov Второй космический полет |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Pyotr Klimuk | |
Бортинженер | Vitaly Sevastyanov |
Основные моменты миссии
[ редактировать ]«Союз 7К-Т №39» должен был стать второй миссией, которая доставит космонавтов на советскую космическую станцию «Салют-4» для 60-дневного полета. [5] Оба космонавта выполняли свой второй полет и вместе совершили свой первый полет, «Союз-12» , в сентябре 1973 года, чтобы испытать новый тип космического корабля «Союз» после фатальной катастрофы «Союза-11» .
Запуск проходил по плану до Т+288,6 секунды на высоте 145 км (90 миль). [5] когда началось отделение второй и третьей ступеней ракеты-носителя. Только три из шести замков, удерживающих ступени вместе, открылись, и двигатель третьей ступени загорелся, а вторая ступень все еще была прикреплена под ней. Тяга третьей ступени сломала оставшиеся замки, освободив вторую ступень, но подвергнув ракету-носитель неожиданному напряжению, которое заставило ее отклониться от правильной траектории. В Т+295 секунд отклонение было обнаружено системой наведения «Союза» , которая активировала программу автоматического прерывания полета. Поскольку к этому моменту спасательная вышка уже давно исчезла, прерывание пришлось выполнять с помощью собственных двигателей «Союза». Это отделило космический корабль от ракеты-носителя третьей ступени, а затем отделило орбитальный и служебный модули «Союза» от спускаемой капсулы. В момент, когда система безопасности инициировала отделение, космический корабль уже был направлен вниз, в сторону Земли , что значительно ускорило его спуск. Вместо ожидаемого в такой аварийной ситуации ускорения в 15 g (147 м/с²), космонавты испытали до 21,3 g (209 м/с²). [2] Несмотря на очень высокую перегрузку, парашюты капсулы раскрылись правильно и замедлили корабль, что позволило ему успешно приземлиться всего за 21 минуту полета.
Капсула приземлилась к юго-западу от Горно-Алтайска в точке в 829 км (515 миль) к северу от китайской границы. [5] Капсула приземлилась на заснеженном склоне и начала катиться вниз по склону к отвесному обрыву высотой 152 м (499 футов), прежде чем ее остановили парашюты, зацепившиеся за растительность. [2] Приземлившись в рыхлый снег глубиной по грудь и при местной температуре -7 °C (19 °F), космонавты надели защитную одежду для холодной погоды. Космонавты не были уверены, что они приземлились в Китае, в то время, когда советско-китайские отношения были крайне враждебными, поэтому они быстро уничтожили документы, относящиеся к военному эксперименту, запланированному для полета. [2] Сообщается, что они покинули космический корабль вскоре после приземления и устроили пожар. Вскоре экипаж установил радиосвязь со спасательной командой на приближающемся вертолете, которая подтвердила, что находится на территории Советского Союза, в районе города Алейска . Глубокий снег, большая высота и рельеф местности привели к тому, что спасателям было очень трудно установить контакт с космонавтами. На следующий день их благополучно вывезли по воздуху. [2] Экипаж был возвращен в Звездный городок ; капсула была обнаружена некоторое время спустя.
В первоначальных советских отчетах говорилось, что побег не причинил вреда мужчинам. Однако в последующих сообщениях утверждалось, что Лазарев получил травму из-за высокого ускорения при входе в атмосферу . Макаров принял участие в миссиях «Союз-26» , «Союз-27» и «Союз Т-3» .
Во времена Брежнева о советских неудачах редко сообщалось, поэтому первая (советская) публикация о реалиях полета появилась лишь месяц спустя (8 мая 1975 г.). [6] Американцам сообщили об этом 7 апреля 1975 года после того, как экипаж был спасен. Однако, поскольку авария произошла во время подготовки к совместному испытательному проекту «Аполлон-Союз» , США потребовали предоставить более подробный отчет об аварии. (Конгресс США даже провел расследование по поводу этой и некоторых других неудач. [7] В докладе, который Советы представили американцам, прерывание было названо «аномалией 5 апреля», и поскольку это был единственный термин, который Советы когда-либо использовали для обозначения инцидента, он стал «официальным» обозначением на долгие годы позже. Также выяснилось, что ракета-носитель, использованная при запуске, была более старой моделью, а не той моделью, которая будет использоваться для «Союза-19» . [8] В некоторой литературе миссия упоминается как «Союз-18а» или «Союз-18–1», поскольку следующая миссия «Союза» в мае 1975 года получила название «Союз-18» . (Советы приводили только цифры успешных запусков.)
Точное место приземления капсулы в последующие годы было предметом споров среди историков космоса. Российский источник [9] Цитируемый Джеймсом Обергом заявил, что посадка произошла в Монголии . [10]
Неудачная миссия «Союза» стала единственным случаем аварии пилотируемого ракеты-носителя на большой высоте до аварии с «Союзом МС-10» 11 октября 2018 года.
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса: 6830 кг (15060 фунтов)
- Апогей: 192,0 км (119,3 миль)
См. также
[ редактировать ]- Soyuz 7K-ST No. 16L , 1983 Soyuz launch failure
- Союз МС-10 , авария в полете, 2018 г.
- Список космических катастроф
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марк Уэйд. «Байконур LC1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Холл, Рекс; Дэвид Шейлер (2003). Союз, универсальный космический корабль . Спрингер Праксис. п. 193. ИСБН 1-85233-657-9 .
- ^ Ньюкирк, Деннис (1990). Альманах советских пилотируемых космических полетов . Хьюстон, Техас: Издательство Gulf Publishing. ISBN 0-87201-848-2 .
- ^ Кларк, Филипп (1988). Советская пилотируемая космическая программа . Нью-Йорк: Orion Books, подразделение Crown Publishers, Inc. ISBN. 0-517-56954-Х .
- ^ Jump up to: а б с Шейлер, Дэвид (2000). Катастрофы и происшествия в пилотируемом космическом полете . Спрингер Праксис. п. 159. ИСБН 1-85233-225-5 .
- ^ Сидорчик А. «Союз» без номера. В 1975 году советские космонавты выжили, упав из космоса . — «Аргументы и факты», 27 November 2014. (in Russian)
- ^ 1975 года Отчет Конгресса , Vol. 121, стр. 22528 (14 июля 1975 г.) «Краткое содержание отчета ЦРУ о готовности СССР к участию в УПАС» В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Советские космические программы, 1971-75 гг., Том 1 . Комитет по аэронавтике и космическим наукам Сената США. 1976. с. 211. «Аномалия 5 апреля» В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Семенов Юрий; и др. (1996). Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (пятидесятилетие) . Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Оберг, Джеймс (19 марта 1997 г.). «Отчет консультанта: Безопасность посадки корабля «Союз»» . Проверено 15 декабря 2007 г.