Jump to content

Soyuz 7K-T No.39

Soyuz 7K-T No.39
Имена Soyuz 18a, Soyuz 18-1,
5 апреля Аномалия
Тип миссии Стыковка с «Салютом-4».
Оператор Советская космическая программа
Продолжительность миссии 21 минута 27 секунд
60 дней (планируется)
Орбиты завершены Не удалось выйти на орбиту
Апогей 192,0 км ( суорбитальный космический полет )
Свойства космического корабля
Космический корабль Soyuz 7K-T No.6
Тип космического корабля Soyuz 7K-T
Производитель ООН 1
Стартовая масса 6830 кг
Посадочная масса 1200 кг
Экипаж
Размер экипажа 2
Члены Василий Лазарев
Oleg Makarov
Позывной Урал ( Ural  – "Ural")
Начало миссии
Дата запуска 5 апреля 1975 г., 11:04:54 UTC
Ракета Soyuz
Запуск сайта Байконур , участок 1/5 [1]
Конец миссии
Дата посадки 5 апреля 1975 г., 11:26:21 UTC
Посадочная площадка Горный Алтай , Казахстан (официальный)
50 ° 50' с.ш. 83 ° 25' в.д.  /  50,833 ° с.ш. 83,417 ° в.д.  / 50,833; 83 417
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрическая орбита (планируется)
Режим Низкая околоземная орбита
Высота 192,0 км
Наклон 51.6°
Период 90,0 минут
Стыковка с Салютом-4 (планируется)

Salyut program insignia
←  Soyuz 17
Soyuz 18  →

Союз 7К-Т №39 (в некоторых источниках также называемый Союзом 18а или Союзом 18-1 и также известный как Аномалия 5 апреля ) [2] : 192–3  был неудачный запуск пилотируемого космического корабля «Союз» Советским Союзом в 1975 году. Ожидалось, что миссия состыкуется с орбитальной «Салют-4» космической станцией , но из-за отказа ракеты-носителя «Союз» экипаж не смог выйти на орбиту. Экипаж состоял из командира Василия Лазарева и бортинженера Олега Макарова , гражданского лица. Хотя миссия была прервана и не достигла своей цели, корабль превысил общие границы космического пространства и поэтому признан суборбитальным космическим полетом , в котором экипаж выжил. Экипаж, который первоначально опасался, что они приземлились в Китае, был успешно восстановлен. [3] [4]

Авария была частично раскрыта Советским Союзом, обычно секретным, поскольку она произошла во время подготовки к их совместному испытательному проекту «Аполлон-Союз» с Соединенными Штатами , который состоялся три месяца спустя. Лазарев больше никогда не летал в космос и так и не оправился от аварии; Макаров совершил еще два полета на корабле «Союз» (оба на космическую станцию ​​«Салют-6» ).

Позиция Космонавт
Командир Советский Союз Василий Лазарев
Второй и последний космический полет
Бортинженер Советский Союз Oleg Makarov
Второй космический полет

Резервный экипаж

[ редактировать ]
Позиция Космонавт
Командир Советский Союз Pyotr Klimuk
Бортинженер Советский Союз Vitaly Sevastyanov

Основные моменты миссии

[ редактировать ]

«Союз 7К-Т №39» должен был стать второй миссией, которая доставит космонавтов на советскую космическую станцию ​​«Салют-4» для 60-дневного полета. [5] Оба космонавта выполняли свой второй полет и вместе совершили свой первый полет, «Союз-12» , в сентябре 1973 года, чтобы испытать новый тип космического корабля «Союз» после фатальной катастрофы «Союза-11» .

Запуск проходил по плану до Т+288,6 секунды на высоте 145 км (90 миль). [5] когда началось отделение второй и третьей ступеней ракеты-носителя. Только три из шести замков, удерживающих ступени вместе, открылись, и двигатель третьей ступени загорелся, а вторая ступень все еще была прикреплена под ней. Тяга третьей ступени сломала оставшиеся замки, освободив вторую ступень, но подвергнув ракету-носитель неожиданному напряжению, которое заставило ее отклониться от правильной траектории. В Т+295 секунд отклонение было обнаружено системой наведения «Союза» , которая активировала программу автоматического прерывания полета. Поскольку к этому моменту спасательная вышка уже давно исчезла, прерывание пришлось выполнять с помощью собственных двигателей «Союза». Это отделило космический корабль от ракеты-носителя третьей ступени, а затем отделило орбитальный и служебный модули «Союза» от спускаемой капсулы. В момент, когда система безопасности инициировала отделение, космический корабль уже был направлен вниз, в сторону Земли , что значительно ускорило его спуск. Вместо ожидаемого в такой аварийной ситуации ускорения в 15 g (147 м/с²), космонавты испытали до 21,3 g (209 м/с²). [2] Несмотря на очень высокую перегрузку, парашюты капсулы раскрылись правильно и замедлили корабль, что позволило ему успешно приземлиться всего за 21 минуту полета.

Капсула приземлилась к юго-западу от Горно-Алтайска в точке в 829 км (515 миль) к северу от китайской границы. [5] Капсула приземлилась на заснеженном склоне и начала катиться вниз по склону к отвесному обрыву высотой 152 м (499 футов), прежде чем ее остановили парашюты, зацепившиеся за растительность. [2] Приземлившись в рыхлый снег глубиной по грудь и при местной температуре -7 °C (19 °F), космонавты надели защитную одежду для холодной погоды. Космонавты не были уверены, что они приземлились в Китае, в то время, когда советско-китайские отношения были крайне враждебными, поэтому они быстро уничтожили документы, относящиеся к военному эксперименту, запланированному для полета. [2] Сообщается, что они покинули космический корабль вскоре после приземления и устроили пожар. Вскоре экипаж установил радиосвязь со спасательной командой на приближающемся вертолете, которая подтвердила, что находится на территории Советского Союза, в районе города Алейска . Глубокий снег, большая высота и рельеф местности привели к тому, что спасателям было очень трудно установить контакт с космонавтами. На следующий день их благополучно вывезли по воздуху. [2] Экипаж был возвращен в Звездный городок ; капсула была обнаружена некоторое время спустя.

В первоначальных советских отчетах говорилось, что побег не причинил вреда мужчинам. Однако в последующих сообщениях утверждалось, что Лазарев получил травму из-за высокого ускорения при входе в атмосферу . Макаров принял участие в миссиях «Союз-26» , «Союз-27» и «Союз Т-3» .

Во времена Брежнева о советских неудачах редко сообщалось, поэтому первая (советская) публикация о реалиях полета появилась лишь месяц спустя (8 мая 1975 г.). [6] Американцам сообщили об этом 7 апреля 1975 года после того, как экипаж был спасен. Однако, поскольку авария произошла во время подготовки к совместному испытательному проекту «Аполлон-Союз» , США потребовали предоставить более подробный отчет об аварии. (Конгресс США даже провел расследование по поводу этой и некоторых других неудач. [7] В докладе, который Советы представили американцам, прерывание было названо «аномалией 5 апреля», и поскольку это был единственный термин, который Советы когда-либо использовали для обозначения инцидента, он стал «официальным» обозначением на долгие годы позже. Также выяснилось, что ракета-носитель, использованная при запуске, была более старой моделью, а не той моделью, которая будет использоваться для «Союза-19» . [8] В некоторой литературе миссия упоминается как «Союз-18а» или «Союз-18–1», поскольку следующая миссия «Союза» в мае 1975 года получила название «Союз-18» . (Советы приводили только цифры успешных запусков.)

Точное место приземления капсулы в последующие годы было предметом споров среди историков космоса. Российский источник [9] Цитируемый Джеймсом Обергом заявил, что посадка произошла в Монголии . [10]

Неудачная миссия «Союза» стала единственным случаем аварии пилотируемого ракеты-носителя на большой высоте до аварии с «Союзом МС-10» 11 октября 2018 года.

Параметры миссии

[ редактировать ]
  • Масса: 6830 кг (15060 фунтов)
  • Апогей: 192,0 км (119,3 миль)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Марк Уэйд. «Байконур LC1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 11 октября 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Холл, Рекс; Дэвид Шейлер (2003). Союз, универсальный космический корабль . Спрингер Праксис. п. 193. ИСБН  1-85233-657-9 .
  3. ^ Ньюкирк, Деннис (1990). Альманах советских пилотируемых космических полетов . Хьюстон, Техас: Издательство Gulf Publishing. ISBN  0-87201-848-2 .
  4. ^ Кларк, Филипп (1988). Советская пилотируемая космическая программа . Нью-Йорк: Orion Books, подразделение Crown Publishers, Inc. ISBN.  0-517-56954-Х .
  5. ^ Jump up to: а б с Шейлер, Дэвид (2000). Катастрофы и происшествия в пилотируемом космическом полете . Спрингер Праксис. п. 159. ИСБН  1-85233-225-5 .
  6. ^ Сидорчик А. «Союз» без номера. В 1975 году советские космонавты выжили, упав из космоса . — «Аргументы и факты», 27 November 2014. (in Russian)
  7. ^ 1975 года Отчет Конгресса , Vol. 121, стр. 22528 (14 июля 1975 г.) «Краткое содержание отчета ЦРУ о готовности СССР к участию в УПАС» Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  8. ^ Советские космические программы, 1971-75 гг., Том 1 . Комитет по аэронавтике и космическим наукам Сената США. 1976. с. 211. «Аномалия 5 апреля» Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  9. ^ Семенов Юрий; и др. (1996). Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (пятидесятилетие) . Москва. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Оберг, Джеймс (19 марта 1997 г.). «Отчет консультанта: Безопасность посадки корабля «Союз»» . Проверено 15 декабря 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 733672ce47f36cf32f8ea898557c4179__1714689780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/79/733672ce47f36cf32f8ea898557c4179.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soyuz 7K-T No.39 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)