Soyuz 5
Тип миссии | Тестовый полет |
---|---|
Оператор | Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-1) |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1969-005А |
САТКАТ нет. | 03656 |
Продолжительность миссии | 3 дня 54 минуты 15 секунд |
Орбиты завершены | 49 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Soyuz 7K-OK No.13 [1] |
Тип космического корабля | Soyuz 7K-OK (passive) |
Производитель | Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-1) |
Стартовая масса | 6585 кг [2] |
Посадочная масса | 2800 кг |
Размеры | 7,13 м в длину ширина 2,72 м |
Экипаж | |
Размер экипажа | 3 вверх 1 вниз |
Члены | Борис Волынов |
Запуск | Алексей Елисеев Евгений Хрунов |
Позывной | Байкал ( Baikal - " Lake Baikal ") |
Начало миссии | |
Дата запуска | 15 января 1969 г., 07:04:57 по Гринвичу |
Ракета | Soyuz |
Запуск сайта | Байконур , участок 1/5 [3] |
Подрядчик | Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-1) |
Конец миссии | |
Дата посадки | 18 января 1969 г., 07:59:12 по Гринвичу |
Посадочная площадка | Уральские горы в 200 км к юго-востоку от Костаная , недалеко от Оренбурга , Казахстан. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита [4] |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 210,0 км |
Высота апогея | 233,0 км |
Наклон | 51.69° |
Период | 88,87 минут |
Стыковка с кораблем «Союз-4». | |
Дата стыковки | 16 января 1969 г., 08:20 по Гринвичу |
Дата расстыковки | 16 января 1969 г., 12:55 по Гринвичу |
Время состыковано | 4 часа 35 минут |
Boris Volynov, Aleksei Yeliseyev and Yevgeny Khrunov |
«Союз-5» ( русский : Союз 5 , Союз 5 ) — миссия «Союз» с использованием «Союз 7К-ОК», космического корабля запущенного Советским Союзом 15 января 1969 года, который состыковался с «Союзом-4» на орбите. Это была первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей в любой стране и первый перевод экипажа с одного космического корабля на другой в любой стране, единственный раз, когда переход был осуществлен во время выхода в открытый космос США «Аполлон-9» - за два месяца до миссии . осуществил первый внутренний перевод экипажа.
Миссия, которую пилотировали космонавты Борис Волынов , Алексей Елисеев и Евгений Хрунов , также запомнилась драматическим возвращением в атмосферу. Служебный модуль корабля не отделился, поэтому он вошел в атмосферу носом вперед, оставив Волынова висеть на удерживающих ремнях. Когда корабль затормозил , атмосфера прожгла служебный модуль, позволив оставшемуся спускаемому модулю выпрямиться до того, как аварийный люк сгорел. При спуске стропы парашюта запутались, посадочные ракеты вышли из строя, в результате чего произошло жесткое приземление, в результате которого Волынову сломались зубы.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Запуск Космонавта | Приземление космонавта |
---|---|---|
Командир | Борис Волынов Первый космический полет | |
Бортинженер | Алексей Елисеев Первый космический полет | Никто |
Инженер-исследователь | Евгений Хрунов Только космический полет | Никто |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Запуск Космонавта | Приземление космонавта |
---|---|---|
Командир | Анатолий Филипченко | Никто |
Бортинженер | Виктор Горбатко | Никто |
Инженер-исследователь | Валерий Кубасов | Никто |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Запуск Космонавта | Приземление космонавта |
---|---|---|
Командир | Анатолий Куклин | Никто |
Бортинженер | Владислав Волков | Никто |
Инженер-исследователь | Pyotr Kolodin | Никто |
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса: 6585 кг (14 517 фунтов) [2]
- Перигей: 210,0 км (130,5 миль) [4]
- Апогей: 233,0 км (144,8 миль)
- Наклон: 51,69°
- Период: 88,87 минут
Космическая прогулка
[ редактировать ]- Yeliseyev and Khrunov - EVA 1
- Выход в открытый космос 1. Старт : 16 января 1969 г.
- Окончание выхода в открытый космос 1 : 16 января, 01:15 по Гринвичу.
- Продолжительность : 37 минут
Основные моменты миссии
[ редактировать ]«Союз-5» пилотировал командир Борис Волынов , а бортинженеры Алексей Елисеев и Евгений Хрунов находились в составе экипажа, который должен был быть переведен на «Союз-4» для спуска в атмосферу. План полета предусматривал научные, технические и медико-биологические исследования, испытания систем и элементов конструкции корабля, стыковку пилотируемых кораблей, перевод космонавтов с одного корабля на другой на орбите.
Волынов остался на «Союзе-5» и вернулся на Землю , совершив замечательный вход в атмосферу . Служебный модуль «Союза» не смог отделиться после повторного запуска, но к этому моменту прерывать работу было уже слишком поздно. Хотя это происходило на различных рейсах «Востоков» и «Восходов» , для Волынова это было гораздо более серьезной проблемой, поскольку служебный модуль «Союза» был намного больше, чем небольшой ретро-пакет, который использовался на более ранних кораблях.
Когда «Союз» начал аэродинамическое торможение в верхних слоях атмосферы, комбинированный космический корабль занял наиболее аэродинамически устойчивое положение — носом вперед, тяжелый спускаемый аппарат был обращен прямо в воздушный поток, а спереди его защищал только входной люк из легкого металла. . Прокладки, закрывающие люк, начали гореть, наполняя отсек опасными испарениями и дымом. [5] Замедление, хотя и нормальное для входа в атмосферу, потянуло Волынова наружу, прижав его к ремням безопасности, а не к мягкому сиденью. [5] По мере увеличения термических и аэродинамических нагрузок на комбинированный корабль стойки между спускаемым и сервисным модулями ломались или прогорали, прежде чем вышел из строя люк. [6] Спускаемый модуль сразу же выправился, как только служебный модуль исчез, выставив тепловой экран вперед, чтобы принять на себя основную нагрузку при входе в атмосферу. [5]
Волынову предстояла еще одна проблема: тросы парашюта частично запутались, а ракеты мягкой посадки вышли из строя, что привело к сильному удару, в результате которого ему сломались некоторые зубы. [5] Капсула упала в Уральских горах в 200 км (120 миль) к юго-западу от Костаная , недалеко от Оренбурга , Советский Союз , далеко от целевой площадки приземления в Казахстане . Местная температура составляла -38 °C (-36 °F), и, зная, что спасательные команды смогут добраться до него еще через много часов, Волынов бросил капсулу и, заметив дым, поднимающийся из дальней трубы, прошел несколько километров, чтобы добраться до него. найти приют в доме местного крестьянина. [6] Пройдет семь лет, прежде чем Волынов снова полетит на «Союзе-21» .
Похожий инцидент произошел десятилетия спустя с кораблем «Союз ТМА-11» 19 апреля 2008 года, хотя приземление последнего было не таким тяжелым.
Подробности выхода в открытый космос
[ редактировать ]У миссии были цели выхода в открытый космос (EVA), аналогичные тем, которые планировались для «Аполлона-9» . «Союз-4» стартовал первым и был активным кораблем при стыковке с «Союзом-5». Информационное агентство ТАСС заявило, что: «произошло взаимное механическое соединение кораблей... и их электрические цепи соединились. Таким образом, состоялся первый в мире экспериментальный корабль. космическая станция с четырьмя отсеками для экипажа была собрана и приступила к работе».
Московское телевидение транслировало в прямом эфире подготовку космонавтов к выходу в открытый космос. Хрунов и Елисеев надели скафандры «Ястреб» («ястреб») в орбитальном модуле «Союз-5» с помощью командира Бориса Волынова. Разработка скафандра «Ястреб» началась в 1965 году, вскоре после трудного выхода Алексея Леонова в открытый космос. Леонов выступал консультантом в процессе проектирования, который был завершен в 1966 году. Изготовление и испытания костюмов произошли в 1967 году, но авария «Союза-1» в апреле того же года и трудности со стыковкой «Союзов» в миссиях «Союз-2» и «Союз-3» задержали их использование в космос до полетов кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Чтобы костюм не раздувался, в костюме Ястреб использовалась система шарнирного соединения шкивов и тросов. Широкие металлические кольца вокруг плеч серого нейлонового холщового нижнего комбинезона служили фиксаторами системы шарнирного сочленения верхней части тела. «Ястреб» имел регенеративную систему жизнеобеспечения в прямоугольном белом металлическом ящике, размещенном на груди и животе для облегчения перемещения через люки «Союза».
Волынов проверил системы жизнеобеспечения и связи Хрунова и Елисеева, прежде чем вернуться в спускаемый модуль, закрыть люк и разгерметизировать орбитальный модуль. Хрунов вышел первым, перейдя на орбитальный модуль «Союз-4», в то время как пристыкованный космический корабль находился вне радиосвязи с Советским Союзом над Южной Америкой . Елисеев перешел, пока космический корабль находился над Советским Союзом. Они закрыли за собой люк орбитального модуля «Союз-4», затем командир «Союза-4» Владимир Шаталов повторно герметизировал орбитальный модуль и вошел, чтобы помочь Хрунову и Елисееву выбраться из скафандров. Выходцы в открытый космос доставили газеты, письма и телеграммы, напечатанные после взлета Шаталова, чтобы доказать, что переход состоялся. «Союз-4» и «Союз-5» разошлись всего через четыре часа тридцать пять минут.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5» выполняют стыковку, выход в открытый космос между кораблями» . www.russianspaceweb.com . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Дисплей: Союз 5 1969-005А» . НАСА. 14 мая 2020 г. Проверено 18 октября 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Байконур LC1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Траектория: Союз 5 1969-005А» . НАСА. 14 мая 2020 г. Проверено 18 октября 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д Джоэл Спарк (29 октября 2011 г.). «Видео: Неудачный многократный вход корабля «Союз-5»» . Международная ассоциация содействия развитию космической безопасности . Журнал «Космическая безопасность» . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Бен Эванс (5 января 2014 г.). « У меня седые волосы?»: История «Союзов 4 и 5 (Часть 2)» . АмерикаКосмос . Проверено 6 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Журнал полетов: «Пылающее возвращение Союза-5», Джеймс Оберг
- Энциклопедия космонавтики на корабле "Союз-5"
- Союз-4 и Союз-5 (1969) , a 20-minute documentation in Russian language, available on YouTube.com