Jump to content

Soyuz 5

Soyuz 5
Модель кораблей «Союз-4» и «Союз-5» после первой стыковки двух пилотируемых космических кораблей 16 января 1969 года.
Тип миссии Тестовый полет
Оператор Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-1)
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 1969-005А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 03656
Продолжительность миссии 3 дня 54 минуты 15 секунд
Орбиты завершены 49
Свойства космического корабля
Космический корабль Soyuz 7K-OK No.13 [1]
Тип космического корабля Soyuz 7K-OK (passive)
Производитель Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-1)
Стартовая масса 6585 кг [2]
Посадочная масса 2800 кг
Размеры 7,13 м в длину
ширина 2,72 м
Экипаж
Размер экипажа 3 вверх
1 вниз
Члены Борис Волынов
Запуск Алексей Елисеев
Евгений Хрунов
Позывной Байкал ( Baikal - " Lake Baikal ")
Начало миссии
Дата запуска 15 января 1969 г., 07:04:57 по Гринвичу
Ракета Soyuz
Запуск сайта Байконур , участок 1/5 [3]
Подрядчик Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-1)
Конец миссии
Дата посадки 18 января 1969 г., 07:59:12 по Гринвичу
Посадочная площадка Уральские горы в 200 км к юго-востоку от Костаная , недалеко от Оренбурга , Казахстан.
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрическая орбита [4]
Режим Низкая околоземная орбита
Высота перигея 210,0 км
Высота апогея 233,0 км
Наклон 51.69°
Период 88,87 минут
Стыковка с кораблем «Союз-4».
Дата стыковки 16 января 1969 г., 08:20 по Гринвичу
Дата расстыковки 16 января 1969 г., 12:55 по Гринвичу
Время состыковано 4 часа 35 минут

Boris Volynov, Aleksei Yeliseyev and Yevgeny Khrunov
←  Soyuz 4
Soyuz 6  →

«Союз-5» ( русский : Союз 5 , Союз 5 ) — миссия «Союз» с использованием «Союз 7К-ОК», космического корабля запущенного Советским Союзом 15 января 1969 года, который состыковался с «Союзом-4» на орбите. Это была первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей в любой стране и первый перевод экипажа с одного космического корабля на другой в любой стране, единственный раз, когда переход был осуществлен во время выхода в открытый космос США «Аполлон-9» - за два месяца до миссии . осуществил первый внутренний перевод экипажа.

Миссия, которую пилотировали космонавты Борис Волынов , Алексей Елисеев и Евгений Хрунов , также запомнилась драматическим возвращением в атмосферу. Служебный модуль корабля не отделился, поэтому он вошел в атмосферу носом вперед, оставив Волынова висеть на удерживающих ремнях. Когда корабль затормозил , атмосфера прожгла служебный модуль, позволив оставшемуся спускаемому модулю выпрямиться до того, как аварийный люк сгорел. При спуске стропы парашюта запутались, посадочные ракеты вышли из строя, в результате чего произошло жесткое приземление, в результате которого Волынову сломались зубы.

Позиция Запуск Космонавта Приземление космонавта
Командир Советский Союз Борис Волынов
Первый космический полет
Бортинженер Советский Союз Алексей Елисеев
Первый космический полет
Никто
Инженер-исследователь Советский Союз Евгений Хрунов
Только космический полет
Никто

Резервный экипаж

[ редактировать ]
Позиция Запуск Космонавта Приземление космонавта
Командир Советский Союз Анатолий Филипченко Никто
Бортинженер Советский Союз Виктор Горбатко Никто
Инженер-исследователь Советский Союз Валерий Кубасов Никто

Резервный экипаж

[ редактировать ]
Позиция Запуск Космонавта Приземление космонавта
Командир Советский Союз Анатолий Куклин [ ru ] Никто
Бортинженер Советский Союз Владислав Волков Никто
Инженер-исследователь Советский Союз Pyotr Kolodin Никто

Параметры миссии

[ редактировать ]
  • Масса: 6585 кг (14 517 фунтов) [2]
  • Перигей: 210,0 км (130,5 миль) [4]
  • Апогей: 233,0 км (144,8 миль)
  • Наклон: 51,69°
  • Период: 88,87 минут

Космическая прогулка

[ редактировать ]
  • Yeliseyev and Khrunov - EVA 1
  • Выход в открытый космос 1. Старт : 16 января 1969 г.
  • Окончание выхода в открытый космос 1 : 16 января, 01:15 по Гринвичу.
  • Продолжительность : 37 минут

1900-е годы

Основные моменты миссии

[ редактировать ]
Модель корабля «Союз-5», приближающегося к «Союзу-4», перед первой стыковкой двух пилотируемых космических кораблей 16 января 1969 года.

«Союз-5» пилотировал командир Борис Волынов , а бортинженеры Алексей Елисеев и Евгений Хрунов находились в составе экипажа, который должен был быть переведен на «Союз-4» для спуска в атмосферу. План полета предусматривал научные, технические и медико-биологические исследования, испытания систем и элементов конструкции корабля, стыковку пилотируемых кораблей, перевод космонавтов с одного корабля на другой на орбите.

Волынов остался на «Союзе-5» и вернулся на Землю , совершив замечательный вход в атмосферу . Служебный модуль «Союза» не смог отделиться после повторного запуска, но к этому моменту прерывать работу было уже слишком поздно. Хотя это происходило на различных рейсах «Востоков» и «Восходов» , для Волынова это было гораздо более серьезной проблемой, поскольку служебный модуль «Союза» был намного больше, чем небольшой ретро-пакет, который использовался на более ранних кораблях.

Когда «Союз» начал аэродинамическое торможение в верхних слоях атмосферы, комбинированный космический корабль занял наиболее аэродинамически устойчивое положение — носом вперед, тяжелый спускаемый аппарат был обращен прямо в воздушный поток, а спереди его защищал только входной люк из легкого металла. . Прокладки, закрывающие люк, начали гореть, наполняя отсек опасными испарениями и дымом. [5] Замедление, хотя и нормальное для входа в атмосферу, потянуло Волынова наружу, прижав его к ремням безопасности, а не к мягкому сиденью. [5] По мере увеличения термических и аэродинамических нагрузок на комбинированный корабль стойки между спускаемым и сервисным модулями ломались или прогорали, прежде чем вышел из строя люк. [6] Спускаемый модуль сразу же выправился, как только служебный модуль исчез, выставив тепловой экран вперед, чтобы принять на себя основную нагрузку при входе в атмосферу. [5]

Волынову предстояла еще одна проблема: тросы парашюта частично запутались, а ракеты мягкой посадки вышли из строя, что привело к сильному удару, в результате которого ему сломались некоторые зубы. [5] Капсула упала в Уральских горах в 200 км (120 миль) к юго-западу от Костаная , недалеко от Оренбурга , Советский Союз , далеко от целевой площадки приземления в Казахстане . Местная температура составляла -38 °C (-36 °F), и, зная, что спасательные команды смогут добраться до него еще через много часов, Волынов бросил капсулу и, заметив дым, поднимающийся из дальней трубы, прошел несколько километров, чтобы добраться до него. найти приют в доме местного крестьянина. [6] Пройдет семь лет, прежде чем Волынов снова полетит на «Союзе-21» .

Похожий инцидент произошел десятилетия спустя с кораблем «Союз ТМА-11» 19 апреля 2008 года, хотя приземление последнего было не таким тяжелым.

Подробности выхода в открытый космос

[ редактировать ]

У миссии были цели выхода в открытый космос (EVA), аналогичные тем, которые планировались для «Аполлона-9» . «Союз-4» стартовал первым и был активным кораблем при стыковке с «Союзом-5». Информационное агентство ТАСС заявило, что: «произошло взаимное механическое соединение кораблей... и их электрические цепи соединились. Таким образом, состоялся первый в мире экспериментальный корабль. космическая станция с четырьмя отсеками для экипажа была собрана и приступила к работе».

Московское телевидение транслировало в прямом эфире подготовку космонавтов к выходу в открытый космос. Хрунов и Елисеев надели скафандры «Ястреб» («ястреб») в орбитальном модуле «Союз-5» с помощью командира Бориса Волынова. Разработка скафандра «Ястреб» началась в 1965 году, вскоре после трудного выхода Алексея Леонова в открытый космос. Леонов выступал консультантом в процессе проектирования, который был завершен в 1966 году. Изготовление и испытания костюмов произошли в 1967 году, но авария «Союза-1» в апреле того же года и трудности со стыковкой «Союзов» в миссиях «Союз-2» и «Союз-3» задержали их использование в космос до полетов кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Чтобы костюм не раздувался, в костюме Ястреб использовалась система шарнирного соединения шкивов и тросов. Широкие металлические кольца вокруг плеч серого нейлонового холщового нижнего комбинезона служили фиксаторами системы шарнирного сочленения верхней части тела. «Ястреб» имел регенеративную систему жизнеобеспечения в прямоугольном белом металлическом ящике, размещенном на груди и животе для облегчения перемещения через люки «Союза».

Волынов проверил системы жизнеобеспечения и связи Хрунова и Елисеева, прежде чем вернуться в спускаемый модуль, закрыть люк и разгерметизировать орбитальный модуль. Хрунов вышел первым, перейдя на орбитальный модуль «Союз-4», в то время как пристыкованный космический корабль находился вне радиосвязи с Советским Союзом над Южной Америкой . Елисеев перешел, пока космический корабль находился над Советским Союзом. Они закрыли за собой люк орбитального модуля «Союз-4», затем командир «Союза-4» Владимир Шаталов повторно герметизировал орбитальный модуль и вошел, чтобы помочь Хрунову и Елисееву выбраться из скафандров. Выходцы в открытый космос доставили газеты, письма и телеграммы, напечатанные после взлета Шаталова, чтобы доказать, что переход состоялся. «Союз-4» и «Союз-5» разошлись всего через четыре часа тридцать пять минут.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5» выполняют стыковку, выход в открытый космос между кораблями» . www.russianspaceweb.com . Проверено 27 декабря 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Дисплей: Союз 5 1969-005А» . НАСА. 14 мая 2020 г. Проверено 18 октября 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ «Байконур LC1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 4 марта 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Траектория: Союз 5 1969-005А» . НАСА. 14 мая 2020 г. Проверено 18 октября 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  5. ^ Jump up to: а б с д Джоэл Спарк (29 октября 2011 г.). «Видео: Неудачный многократный вход корабля «Союз-5»» . Международная ассоциация содействия развитию космической безопасности . Журнал «Космическая безопасность» . Проверено 6 марта 2016 г.
  6. ^ Jump up to: а б Бен Эванс (5 января 2014 г.). « У меня седые волосы?»: История «Союзов 4 и 5 (Часть 2)» . АмерикаКосмос . Проверено 6 марта 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 921313e149f8b783e36a292d225b1bb7__1689955560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/b7/921313e149f8b783e36a292d225b1bb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soyuz 5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)