Аполлон-10
![]() Аполлона-10 модуль Лунный «Снупи » приближается к командно-служебному модулю «Чарли Браун» для повторной стыковки. | |
Тип миссии | Пилотируемый полет на лунной орбите CSM/LM ( F ) |
---|---|
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ |
|
САТКАТ нет. |
|
Продолжительность миссии | 8 дней, 3 минуты, 23 секунды |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль |
|
Производитель |
|
Стартовая масса | 42 775 кг [2] |
Посадочная масса | 4945 кг (10901 фунт) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 3 |
Члены | |
Позывной |
|
Начало миссии | |
Дата запуска | 18 мая 1969 г., 16:49:00 [3] | UTC
Ракета | Saturn V SA-505 |
Запуск сайта | Кеннеди LC-39B |
Конец миссии | |
Восстановлен | Военный корабль США Принстон |
Дата посадки | 26 мая 1969 г., 16:52:23 | UTC
Посадочная площадка | 15 ° 2' ю.ш., 164 ° 39' з.д. / 15,033 ° ю.ш., 164,650 ° з.д. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | селеноцентрический |
Высота периселена | 109,6 км (59,2 миль) |
Высота Апоселены | 113,0 километров (61,0 миль) |
Наклон | 1,2 градуса |
Период | 2 часа |
Лунный орбитальный аппарат | |
Компонент космического корабля | Командно-служебный модуль |
Орбитальное введение | 21 мая 1969 г., 20:44:54 UTC |
Орбитальный вылет | 24 мая 1969 г., 10:25:38 UTC |
Орбиты | 31 |
Лунный орбитальный аппарат | |
Компонент космического корабля | Лунный модуль |
Орбиты | 4 (в одиночку) |
Орбитальные параметры | |
Высота периселена | 14,4 км (7,8 миль) |
Стыковка с LM | |
Дата стыковки | 18 мая 1969 г., 20:06:36 UTC |
Дата расстыковки | 22 мая 1969 г., 19:00:57 UTC |
Стыковка с этапом подъема LM | |
Дата стыковки | 23 мая 1969 г., 03:11:02 UTC |
Дата расстыковки | 23 мая 1969 г., 05:13:36 UTC |
![]() ![]() Слева направо: Сернан , Стаффорд , Янг. |
«Аполлон-10» (18–26 мая 1969 г.) был четвертым полетом человека в космос США в рамках программы «Аполлон» и вторым полетом человека на орбиту Луны . НАСА , оператор миссии, описало это как «генеральную репетицию» первой высадки на Луну ( «Аполлон-11» , два месяца спустя [4] ). Ей была присвоена «F» категория , предназначенная для проверки всех компонентов и процедур космического корабля, за исключением фактического спуска и посадки.
После того, как космический корабль достиг лунной орбиты, астронавт Джон Янг остался в командно-служебном модуле (CSM), в то время как астронавты Томас Стаффорд и Джин Сернан управляли лунным модулем «Аполлон» (LM) на расстоянии 14,4 километров (7,8 морских миль) от поверхности Луны , точки при котором начнется механизированное снижение для приземления при выполнении посадочной миссии. После четырех витков они воссоединились с Янгом в CSM, а после того, как CSM завершил свой 31-й виток вокруг Луны, они благополучно вернулись на Землю.
В то время как НАСА рассматривало возможность первой высадки экипажа на Луну на «Аполлоне-10», планировщики миссии в конечном итоге решили, что было бы разумно провести тренировочный полет, чтобы отточить процедуры и методы. Во время полета экипаж столкнулся с некоторыми проблемами: продольными колебаниями на этапе запуска и кратковременным неконтролируемым падением ступени подъема LM на лунную орбиту во время одиночного полета. Однако миссия достигла своих основных целей. Стаффорд и Сернан наблюдали и сфотографировали запланированное место посадки Аполлона-11 в Море Спокойствия . «Аполлон-10» провел на орбите Луны 61 час 37 минут, из них около восьми часов Стаффорд и Сернан летали на LM отдельно от Янга в CSM, а всего около восьми дней в космосе. Кроме того, «Аполлон-10» установил рекорд максимальной скорости, достигнутой кораблем с экипажем: 39 897 км/ч (11,08 км/с или 24 791 миль в час) 26 мая 1969 года во время возвращения с Луны.
миссии Позывными были имена «Арахиса» персонажей Чарли Брауна для CSM и Снупи для LM, которые стали полуофициальными талисманами Аполлона-10. [5] Peanuts Создатель Чарльз Шульц также нарисовал для НАСА изображения, связанные с миссией. [6]
Фреймворк [ править ]
Предыстория [ править ]
К 1967 году НАСА разработало список типов миссий , обозначенных буквами, которые необходимо было выполнить перед попыткой приземления, которая называлась миссией «G». Первые беспилотные полеты считались миссиями «A» или «B», тогда как «Аполлон-7» , испытание командно-сервисного модуля (CSM) с экипажем, был миссией «C». Первое орбитальное испытание лунного модуля (LM) с экипажем было проведено на корабле «Аполлон-9» (миссия «D»). «Аполлон-8» , доставленный на орбиту Луны без LM, считался миссией «C-prime», но ее успех дал НАСА уверенность в том, что она пропустит миссию «E», которая должна была протестировать полный космический корабль «Аполлон» на средней или высокой высоте Земли. орбита. «Аполлон-10», генеральная репетиция высадки на Луну, должен был стать миссией «F». [7] [8]
НАСА также рассматривало возможность пропустить миссию «F» и попытаться совершить первую посадку на Луну на «Аполлоне-10». Некоторые в агентстве выступали за это, считая бессмысленным подводить астронавтов так близко к лунной поверхности только для того, чтобы отвернуться. Хотя лунный модуль, предназначенный для «Аполлона-10», был слишком тяжелым для выполнения лунной миссии, модуль, предназначенный для «Аполлона-11», можно было заменить, отложив «Аполлон-10» на месяц после его запланированного запуска в мае 1969 года. [9] Представитель НАСА Джордж Мюллер поддержал попытку посадки на Аполлон-10 ; он был известен своим агрессивным подходом к продвижению программы «Аполлон» . [10] Однако директор по производству полетов Кристофер К. Крафт и другие выступили против этого, считая, что для встречи на лунной орбите необходимо разработать новые процедуры и что НАСА располагает неполной информацией о концентрации массы Луны , которая может сбить траекторию космического корабля. Генерал-лейтенант Сэм Филлипс , руководитель программы «Аполлон», выслушал аргументы обеих сторон и решил, что генеральная репетиция имеет решающее значение. [9]
Экипаж и ключевой персонал управления полетами Центра
Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир (CDR) | Томас П. Стаффорд Третий космический полет | |
Пилот командного модуля (CMP) | Джон В. Янг Третий космический полет | |
Пилот лунного модуля (ЛМП) | Юджин А. Сернан Второй космический полет |
13 ноября 1968 года НАСА объявило состав экипажа Аполлона-10. [7] Томасу П. Стаффорду, командиру, на момент миссии было 38 лет. Выпускник Военно-морской академии в 1952 году был призван в ВВС . Отобранный во вторую группу астронавтов в 1962 году, он летал в качестве пилота корабля «Джемини-6А» (1965 год) и командира корабля «Джемини-9А» (1966 год). [11] Джону Янгу, пилоту командного модуля, было 38 лет, и он был командиром ВМФ в 1952 году, который после окончания учебы поступил на военно-морской флот во время полета Аполлона-10. Выпускник Технологического института Джорджии и стал летчиком-испытателем в 1959 году, был выбран в качестве пилота командного модуля. Астронавт группы 2 вместе со Стаффордом. Он полетел на «Джемини-3» вместе с Гасом Гриссомом в 1965 году, став первым американцем, не входящим в «Меркурий-7», полетевшим в космос. После этого Янг командовал «Джемини-10» (1966), летая вместе с Майклом Коллинзом . [12] [13] Юджин Сернан, пилот лунного модуля, был 35-летним командиром ВМФ во время Аполлона-10. Выпускник Университета Пердью в 1952 году , после его окончания поступил на военную службу. Отобранный в третью группу астронавтов в 1963 году, Сернан летал со Стаффордом на корабле «Джемини-9А» до своего назначения на «Аполлон-10». [14] Экипаж Аполлона-10, среди которых было пять предыдущих полетов, был самым опытным, достигшим космоса до эпохи космических шаттлов . [15] и первая американская космическая миссия, весь экипаж которой состоял из ветеранов космических полетов. [16]
В дублирующий экипаж Аполлона-10 входили Л. Гордон Купер-младший в качестве командира, Донн Ф. Эйзель в качестве пилота командного модуля и Эдгар Д. Митчелл в качестве пилота лунного модуля. При обычной ротации экипажа во время «Аполлона» Купер, Эйзель и Митчелл летали бы на «Аполлоне-13» . [а] но Купер и Эйзель больше никогда не летали. Дик Слейтон , директор по эксплуатации летных экипажей, считал, что Купер тренировался не так усердно, как мог бы. Эйзель был занесен в черный список из-за инцидентов во время полета «Аполлона-7», на котором он летал как CMP и который стал свидетелем конфликта между экипажем и наземными диспетчерами; он также был вовлечен в грязный развод. Слейтон назначил этих двоих только в качестве резервных, потому что у него было мало астронавтов-ветеранов. [18] Купера и Эйзеля заменили Алан Шепард и Стюарт Руса соответственно. Почувствовав, что им нужно дополнительное время для тренировок, Джордж Мюллер отказался от участия в экипаже «Аполлона-13». Экипаж был переведен на «Аполлон-14» , который видел, как Шепард и Митчелл гуляли по Луне. [18]
Для проектов «Меркурий» и «Близнецы» были назначены основной и резервный экипаж, но для «Аполлона» также была назначена третья группа астронавтов, известная как экипаж поддержки. Слейтон создал бригады поддержки в начале программы «Аполлон» по совету МакДивитта, который возглавил «Аполлон-9». МакДивитт считал, что, поскольку подготовка идет на объектах по всей территории США, встречи, на которых необходим член летного экипажа, будут пропущены. Члены вспомогательного экипажа должны были оказывать помощь по указанию командира миссии. [19] Обычно они были невысокими по старшинству, они составляли правила миссии, план полета и контрольные списки и постоянно обновляли их. [20] [21] Для «Аполлона-10» ими были Джо Энгл , Джеймс Ирвин и Чарльз Дьюк . [22]
Руководителями полетов были Джерри Гриффин , Глинн Ланни , Милт Виндлер и Пит Франк . [23] Должностные обязанности руководителей полетов во время «Аполлона» состояли из одного предложения: «Руководитель полетов может предпринимать любые действия, необходимые для безопасности экипажа и успеха миссии». [24] Членами CAPCOM были Дьюк, Энгл, Джек Лусма и Брюс МакКэндлесс II . [22]
Позывные и знаки отличия миссии [ править ]

Командный модуль получил позывной «Чарли Браун», а лунный модуль — позывной «Снупи». Они были взяты у персонажей комикса « Арахис» , Чарли Брауна и Снупи . [22] Эти имена были выбраны астронавтами с одобрения Чарльза Шульца , создателя ленты. [25] кто сомневался, что это хорошая идея, поскольку Чарли Браун всегда терпел неудачу. [26] Некоторые в НАСА посчитали выбор названий недостойным, как и выбор названий CM и LM Аполлона-9 («Мармелад» и «Паук»). Руководитель отдела по связям с общественностью Джулиан Шеер призвал внести изменения в программу высадки на Луну. [27] Но что касается Аполлона-10, по словам Сернана, «пиарщики проиграли это с большим успехом, поскольку все на планете знали этого неуклюжего ребенка и его авантюрного гончого, и эти имена были использованы в рекламной кампании». [28] Позывными «Аполлона-11» были «Колумбия» для командного модуля и «Орел» для лунного модуля. [29]
Снупи, собака Чарли Брауна, была выбрана в качестве позывного лунного модуля, поскольку она должна была «шпионить» вокруг места посадки, а Чарли Браун был передан командному модулю в качестве компаньона Снупи. [30] Снупи какое-то время ассоциировался с космической программой: рабочие, показавшие выдающиеся результаты, награждались серебряными « значками Снупи », а плакаты со Снупи можно было увидеть на объектах НАСА, а мультяшный пес обменял свой времен Первой мировой войны головной убор летчика на космический шлем. [25] Стаффорд заявил, что, учитывая значки, «выбор Снупи [в качестве позывного] был способом признания вклада сотен тысяч людей, которые привели нас туда». [31] Использование собаки также было уместным, поскольку в комиксе Снупи годом ранее отправился на Луну, победив таким образом, по словам Шульца, «американцев, русских и этого глупого кота по соседству». [25]

На знаке отличия миссии в форме щита изображена большая трехмерная римская цифра X, расположенная на поверхности Луны, по словам Стаффорда, «чтобы показать, что мы оставили свой след». Хотя он не приземлился на Луну, значимость этого числа отражает вклад, внесенный миссией в программу «Аполлон». CSM вращается вокруг Луны, в то время как ступень подъема LM взлетает из своего низкого пролета над лунной поверхностью с работающим двигателем. На заднем плане видна Земля. На нашивке миссии широкая голубая рамка содержит слово «АПОЛЛОН» вверху и имена экипажа внизу. Нашивка отделана золотом. Знак был разработан Алленом Стивенсом из Rockwell International . [32]
Обучение и подготовка [ править ]

«Аполлон-10», миссия «F» или генеральная репетиция высадки на Луну, имела своей основной целью продемонстрировать работу экипажа, космического корабля и средств поддержки миссии во время полета с экипажем на лунную орбиту, а также оценить характеристики тамошнего лунного модуля. . Кроме того, была предпринята попытка сфотографировать место посадки Аполлона-2 (ALS-2) в Море Спокойствия , предполагаемое место посадки Аполлона-11. [33] По словам Стаффорда,
Наш полет должен был доставить первый лунный модуль на Луну. Мы возьмем лунный модуль, спустимся примерно на десять миль над Луной, на девять миль над горами, радиолокационную карту, фотокарту, выберем первое место посадки, проведем первое сближение вокруг Луны, выберем будущую посадку. сайты и вернуться домой. [34]
«Аполлон-10» должен был максимально точно следовать планам «Аполлона-11», включая его траекторию выхода на лунную орбиту и обратно, график событий миссии и даже угол наклона Солнца над ALS-2. Однако совершить посадку не удалось. [35] АЛС-1, учитывая это число, поскольку он находился дальше всего к востоку от потенциальных объектов, [б] а также расположенный в Море Спокойствия, был тщательно сфотографирован астронавтами Аполлона-8; по предложению учёного-астронавта Харрисона Шмитта запуск «Аполлона-10» был отложен на сутки, чтобы можно было сфотографировать ALS-2 в надлежащих условиях. ALS-2 был выбран в качестве места посадки на Луну, поскольку оно было относительно ровным и представляло научный интерес, а ALS-1 считался слишком далеким на восток. [36] Таким образом, когда дата запуска Аполлона-10 была объявлена 10 января 1969 года, она была перенесена с даты-заполнителя с 1 мая на 17 мая, а не на 16 мая. 17 марта 1969 года запуск был перенесен на один день до 18 мая. , чтобы лучше видеть ALS-3, расположенный к западу от ALS-2. [7] Еще одним отклонением от планов «Аполлона-11» было то, что «Аполлон-10» должен был провести дополнительный день на лунной орбите после встречи CSM и LM; это должно было дать время для дополнительных испытаний систем LM, а также для фотографирования возможных будущих посадочных площадок Аполлона. [37]
Астронавты «Аполлона-10» прошли пять часов формальной подготовки на каждый час восьмидневной миссии. Это было в дополнение к обычной подготовке миссии, такой как технические брифинги, пилотные встречи и исследования. Они приняли участие в испытаниях CSM в Дауни , Калифорния, на предприятии его производителя, North American Rockwell , и LM в Grumman в Бетпейдже , Нью-Йорк. Они посетили Кембридж , штат Массачусетс, для проведения брифингов по управляющему компьютеру «Аполлон» в приборостроительной лаборатории Массачусетского технологического института . Каждый из них провел более 300 часов в тренажерах CM или LM в Центре пилотируемых космических кораблей (MSC) в Хьюстоне и в Космическом центре Кеннеди (KSC) во Флориде. Чтобы подготовиться к условиям высокого ускорения, которые им придется испытать при возвращении в атмосферу Земли, они выдержали центрифугу MSC. [38]
Возможность посадки на Луну [ править ]
Компонент | Аполлон-10 ЛМ-4 | Аполлон-11 ЛМ-5 | ||
---|---|---|---|---|
фунт | кг | фунт | кг | |
Этап спуска сухой [39] | 4,703 | 2,133 | 4,483 | 2,033 |
Топливо ступени спуска [40] | 18,219 | 8,264 | 18,184 | 8,248 |
Итого по этапу снижения | 22,922 | 10,397 | 22,667 | 10,282 |
Этап восхождения сухой [39] | 4,781 | 2,169 | 4,804 | 2,179 |
Топливо ступени восхождения [41] | 2,631 | 1,193 | 5,238 | 2,376 |
Итого этапа восхождения | 7,412 | 3,362 | 10,042 | 4,555 |
Оборудование | 401 | 182 | 569 | 258 |
Общий [39] | 30,735 | 13,941 | 33,278 | 15,095 |
В то время как «Аполлон-10» должен был следовать процедурам посадки на Луну к точке механического спуска, LM «Аполлона-10» не был способен приземлиться и вернуться на лунную орбиту. Ступень подъема была загружена тем количеством топлива и окислителя, которое у нее осталось бы, если бы она оторвалась от поверхности и достигла высоты, на которой сработала ступень подъема Аполлона-10; это было лишь около половины от общей суммы, необходимой для взлета и встречи с CSM. LM с миссией весил 13 941 кг (30 735 фунтов) по сравнению с 15 095 кг (33 278 фунтов) для LM Apollo 11, совершившего первую посадку. [39] Кроме того, во время Аполлона-10 не было программного обеспечения, необходимого для управления LM при посадке. [10]
Крейг Нельсон написал в своей книге «Ракетные люди» , что НАСА приняло особые меры предосторожности, чтобы Стаффорд и Сернан не попытались совершить первую посадку. Нельсон процитировал слова Сернана: «Многие люди думали о том, какими людьми мы были: «Не давайте этим парням возможности приземлиться, потому что они могут!» Таким образом, у поднимающегося модуля, той части, которую мы подняли с поверхности Луны, не хватило топлива. Топливные баки не были полны, поэтому, если бы мы буквально попытались приземлиться на Луну, мы бы не смогли сойти». [42] Мюллер, заместитель администратора НАСА по пилотируемым космическим полетам, заявил:
Были некоторые предположения о том, мог ли экипаж приземлиться, подойдя так близко. Возможно, они и хотели, но приземлиться лунному модулю было невозможно. Это была ранняя конструкция, которая была слишком тяжела для высадки на Луну или, точнее, слишком тяжела для возможности совершить обратный подъем к командному модулю. Это был тестовый модуль, предназначенный только для генеральной репетиции, и именно так его и использовали. [43]
Оборудование [ править ]
Спускаемая ступень LM была доставлена на КСК 11 октября 1968 года, а взлетная прибыла через пять дней. Они были соединены 2 ноября. Служебный модуль (SM) и командный модуль (CM) прибыли 24 ноября и были соединены через два дня. Части ракеты-носителя «Сатурн-5» прибыли в ноябре и декабре 1968 года, а вся ракета-носитель была установлена в Здании сборки транспортных средств (VAB) 30 декабря. После испытаний в барокамере CSM был помещен на вершину ракеты-носителя на 6 февраля 1969 года. [44] Готовый космический корабль был доставлен на стартовый комплекс 39B 11 марта 1969 года - тот факт, что он был собран в Высоком отсеке 2 VAB (в первый раз он использовался), требовал, чтобы гусеничный робот покинул заднюю часть VAB до того, как обогнув здание и выйдя на главный гусеничный путь , направляясь к стартовой площадке. [45] Это развертывание с использованием Мобильной стартовой платформы-3 (MLP-3), [7] произошло через восемь дней после запуска «Аполлона-9», когда эта миссия еще находилась на орбите. [45]
Ракетой -носителем «Аполлона-10» был «Сатурн-5», получивший обозначение AS-505. [46] будет запущен пятый готовый к полету Сатурн-5 и третий, который доставит астронавтов на орбиту. [47] «Сатурн-5» отличался от используемого на «Аполлоне-9» меньшим сухим весом (без топлива) на первых двух ступенях при значительном уменьшении соединяющего их межступенчатого пространства. Хотя третья ступень S-IVB была немного тяжелее, все три ступени могли нести больший вес топлива, а вторая ступень S-II создавала большую тягу, чем у Аполлона-9. [48]
Космический корабль «Аполлон» для миссии «Аполлон-10» состоял из командного модуля 106 (CM-106), служебного модуля 106 (SM-106 вместе с CM, известного как CSM-106), лунного модуля 4 (LM-4), космического корабля. -адаптер лунного модуля (СУЛ), получивший номер СЛА-13А, и система аварийно-спасательного запуска. [49] [50] SLA представляла собой сопрягающуюся конструкцию, соединяющую приборный блок на ступени S-IVB ракеты-носителя «Сатурн V» и CSM, и действовала как корпус для LM, в то время как система аварийного спасения при запуске (LES) содержала ракеты, приводившие в движение CM. безопасность в случае прерванного запуска. [49] При массе около 76,99 тонн «Аполлон-10» станет самым тяжелым космическим кораблем, достигшим орбиты до этой точки. [7]
Основные моменты миссии [ править ]

Запуск и исходящая поездка [ править ]
Аполлон-10 стартовал с KSC 18 мая 1969 года в 12:49:00 по восточному времени (16:49:00 UT), в начале 4,5-часового окна запуска . Окно запуска было рассчитано для обеспечения оптимальных условий освещения на посадочной площадке Аполлона 2 во время максимального приближения LM к этой площадке несколько дней спустя. Запуск последовал за обратным отсчетом, который начался в 21:00:00 по восточному времени 16 мая (01:00:00 UT 17 мая). Поскольку подготовка к Аполлону-11 уже началась на площадке 39A, «Аполлон-10» стартовал с площадки 39B, став единственным полетом «Аполлона», стартовавшим с этой площадки. [51] и единственный, которым можно управлять из огневой комнаты 3. [10] [52]
Проблемы, возникшие во время обратного отсчета, были решены во время встроенных задержек и не задержали миссию. [22] За день до запуска Сернан был остановлен за превышение скорости , когда возвращался из последнего визита с женой и ребенком. Не имея документов, подтверждающих личность, и получив приказ никому не рассказывать, кто он такой, Сернан позже засвидетельствовал в своей автобиографии, что боялся ареста. Руководитель стартовой площадки Гюнтер Вендт , который остановился неподалеку после того, как узнал Сернана, объяснил ситуацию офицеру полиции, который затем отпустил Сернана, несмотря на скептицизм офицера по поводу того, что Сернан был астронавтом. [53]

На пути к орбите экипаж испытал несколько неприятные ощущения из-за продольных колебаний . [54] Примерно через 12 минут после старта космический корабль вышел на низкую околоземную орбиту с максимальной точкой 185,79 километра (100,32 морской мили) и нижней точкой 184,66 километра (99,71 морской мили). [55] Во время периода проверки систем на околоземной орбите все казалось нормальным, и экипаж перезапустил третью ступень S-IVB, чтобы осуществить транслунную инъекцию (TLI) и отправить их к Луне. Транспортное средство снова затряслось во время сжигания TLI, из-за чего Сернан забеспокоился, что им, возможно, придется прервать операцию. Однако сжигание TLI завершилось без происшествий. [56] Затем Янг выполнил маневр перемещения, стыковки и извлечения , отделив CSM от ступени S-IVB, развернувшись и пристыковав нос к вершине лунного модуля (LM), прежде чем отделиться от S-IVB. «Аполлон-10» был первой миссией, в которой внутри космического корабля была установлена цветная телевизионная камера, и диспетчеры миссии в Хьюстоне наблюдали, как Янг выполнял маневр. Вскоре после этого многочисленная телеаудитория увидела цветные изображения Земли. [57] Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться, заключалась в том, что майларовая крышка люка CM оторвалась, в результате чего количество стекловолоконной изоляции пролилось в туннель, а затем и в CM, и в LM. [58] S-IVB был запущен наземным командованием и отправлен на солнечную орбиту с периодом 344,88 суток. [59]
Экипаж приготовился к путешествию на Луну. У них была небольшая рабочая нагрузка, и большую часть времени они проводили за изучением плана полета или сном. Они сделали еще пять телетрансляций на Землю и были проинформированы, что какую-то часть их деятельности наблюдали более миллиарда человек. [60] В июне 1969 года экипаж получил специальную премию «Эмми» от имени первых четырех экипажей «Аполлона» за их телевизионные трансляции из космоса. [61] Потребовалась одна небольшая корректировка курса; [60] это произошло в 26:32:56,8 начала миссии и длилось 7,1 секунды. Это совместило Аполлон-10 с траекторией, по которой должен был двигаться Аполлон-11. [59] Одной из проблем, с которой столкнулся экипаж, был неприятный вкус еды, поскольку Стаффорд, очевидно, использовал двойную дозу хлора в питьевой воде, которую приходилось добавлять в обезвоженную пищу, чтобы восстановить ее. [7]
Лунная орбита [ править ]

Прибытие операции начальные и
В 75:55:54 начала миссии, на высоте 176,1 км (95,1 морских миль) над обратной стороной Луны, двигатель служебной двигательной установки (SPS) CSM был запущен на 356,1 секунды, чтобы замедлить космический корабль на лунную орбиту 314,8 111,5 километров (170,0 на 60,2 морских миль). За этим, после двух витков Луны, последовал 13,9-секундный запуск SPS, который увеличил орбиту до 113,0 на 109,6 километров (61,0 на 59,2 морских миль) в 80:25:08,1. [59] В течение первых нескольких часов после первоначального выхода на лунную орбиту и после циркуляризации экипаж перешел к отслеживанию запланированных ориентиров на поверхности внизу, чтобы записывать наблюдения и делать фотографии. Помимо ALS-1, ALS-2 и ALS-3, экипаж Аполлона-10 наблюдал и фотографировал объекты на ближней и дальней сторонах Луны, включая кратеры Кориолис , Кинг и Папалекси . [62] Вскоре после циркулярного горения экипаж принял участие в запланированной получасовой передаче по цветному телевидению с описаниями и видеотрансляциями видов лунной поверхности внизу. [63]
Примерно через час после второго возгорания экипаж LM в составе Стаффорда и Сернана вошел в LM, чтобы проверить его системы. [59] Их встретила метель частиц стекловолокна из предыдущей проблемы, которую они убрали пылесосом, как могли. Стаффорду пришлось помочь Сернану удалить мелкие кусочки с его волос и бровей. [64] Позже Стаффорд прокомментировал, что Сернан выглядел так, будто только что вышел из курятника , и что частицы вызывали у них зуд и попали в систему кондиционирования, и они соскребали их с сеток фильтров до конца миссии. [10] Это было просто неприятностью, но частицы, возможно, попали в стыковочное кольцо, соединяющее два корабля, и вызвали его небольшое смещение. Центр управления полетами определил, что это все еще находится в безопасных пределах. [65]
Полет Снупи [ править ]

После того, как Стаффорд и Сернан проверили Снупи , они вернулись в Чарли Браун, чтобы отдохнуть. Затем снова зашли в Снупи и отстыковали его от CSM в 98:29:20. [63] Янг, оставшийся в CSM, стал первым человеком, совершившим одиночный полет на лунную орбиту. [66] После расстыковки Стаффорд и Сернан развернули шасси LM и осмотрели системы LM. CSM выполнил 8,3-секундное включение двигателей RCS, чтобы отделиться от LM примерно на 30 футов, после чего Янг визуально осмотрел LM с CSM. CSM выполнил еще один разделительный запуск, на этот раз разделив два космических корабля примерно на 3,7 километра (2 морские мили). [63] Затем экипаж LM выполнил маневр вывода на орбиту спуска, запустив спускаемый двигатель на 27,4 секунды в 99:46:01,6, и проверил посадочный радар своего корабля, когда они приблизились к высоте 15 000 метров (50 000 футов), где выполнялась последующая миссия Аполлона-11. должен был начать спуск на Луну. [67] Ранее посадочный радар LM испытывался только в наземных условиях. [68] Пока LM выполнял эти маневры, Янг следил за местоположением и статусом LM из CSM, готовясь в случае необходимости спасти экипаж LM. [69] Сернан и Стаффорд обследовали ALS-2, подойдя на расстояние 15,6 километров (8,4 морских миль) от поверхности в точке 15 градусов к востоку от нее, а затем выполнили поэтапное включение в 100:58:25,93, двигаясь чуть менее 40 секунд, чтобы позволить второй проход на ALS-2, когда корабль подошел к Луне на расстояние 14,4 км (7,8 морских миль), что стало ее самым близким сближением. [67] Сообщая о своих наблюдениях за местом с низких проходов LM, Стаффорд отметил, что ALS-2 показался более плавным, чем он ожидал. [69] и описал его внешний вид как похожий на пустыню, окружающую Блайт , Калифорния; [70] но он заметил, что Аполлон-11 может столкнуться с более пересеченной местностью на дальней дистанции, если он приблизится к цели. [69] Основываясь на наблюдениях «Аполлона-10» с относительно малой высоты, планировщики миссии НАСА достаточно освоились с ALS-2, чтобы подтвердить, что он является целевой площадкой для «Аполлона-11». [71]

Следующим действием была подготовка к отделению ступени подъема LM от ступени спуска, сбросу ступени спуска и запуску двигательной установки подъема , чтобы вернуть ступень подъема к CSM. Пока Стаффорд и Сернан готовились к этому, LM начал выходить из-под контроля. [72] Встревоженный Сернан воскликнул: «Сукин сын!» в горячий микрофон, который транслировался в прямом эфире, что в сочетании с другими выражениями, использованными экипажем во время миссии, вызвало некоторые жалобы на Земле. [73] Стаффорд отказался от этапа спуска примерно через пять секунд после начала кувырка. [63] и пытался восстановить управление вручную, подозревая, что это могло быть «открытое подруливающее устройство» или подруливающее устройство застряло. [74] Он сделал это вовремя, чтобы направить космический корабль на соединение с Чарли Брауном . [72] Проблема была связана с переключателем, управляющим режимом системы наведения на прерывание; его должны были переместить в рамках процедуры, но оба члена экипажа переключили его, вернув таким образом в исходное положение. Если бы они выпустили Снупи не в том направлении, они могли бы пропустить встречу с Чарли Брауном или врезаться в Луну. [75] Как только Стаффорд восстановил контроль над этапом подъема LM, который занял около восьми секунд, [72] пара запустила подъемный двигатель в самой нижней точке орбиты LM, имитируя маневр вывода на орбиту после запуска с поверхности Луны в ходе более поздней посадочной миссии. Снупи летел по этой траектории около часа, прежде чем снова запустить двигатель, чтобы уточнить подход к Чарли Брауну . [63]
Снупи и повторно состыковался с ним встретился с Чарли Брауном в 106:22:02, чуть менее восьми часов после отстыковки. [63] Стыковка транслировалась в прямом эфире с CSM. [76] [77] Как только Сернан и Стаффорд снова вошли в Чарли Брауна , Снупи был изолирован и отделен от Чарли Брауна. Остальная часть топлива двигателя подъемной ступени LM была сожжена, чтобы отправить его по траектории мимо Луны на гелиоцентрическую орбиту . [78] [79]
Это был единственный Apollo LM, которого постигла такая участь. Этап подъема «Аполлона-11» должен был остаться на лунной орбите из-за крушения, в то время как этапы подъема после «Аполлона-11» были направлены на Луну для получения показаний сейсмометров, расположенных на поверхности, за двумя исключениями: ступень подъема «Аполлона-13», которую экипаж использовал в качестве «спасательная лодка», чтобы безопасно вернуться на Землю, прежде чем отпустить ее и сгореть в атмосфере Земли, и «Аполлон-16 », над которым НАСА потеряло контроль после сброса. [79]
Возвращение на Землю [ править ]

После катапультирования подъемной ступени LM экипаж спал и проводил фотосъемку и наблюдение лунной поверхности с орбиты. Хотя экипаж обнаружил на поверхности 18 ориентиров и сфотографировал различные особенности поверхности, усталость экипажа потребовала отмены двух запланированных телетрансляций. После этого главный двигатель служебной двигательной системы CSM повторно загорелся примерно на 2,5 минуты, чтобы вывести Аполлон-10 на траекторию к Земле, достигнув такой траектории в 137:39:13,7. Покинув лунную орбиту, «Аполлон-10» облетел Луну 31 раз за 61 час 37 минут. [63]
Во время возвращения на Землю экипаж выполнил некоторые наблюдательные работы, в том числе наблюдения за горизонтом звезды и Земли для навигации. Экипаж также провел запланированное испытание для измерения отражательной способности антенны CSM с высоким коэффициентом усиления и транслировал шесть телевизионных передач различной продолжительности, чтобы показать виды внутри космического корабля, а также Земли и Луны с точки зрения экипажа. [63] Позже Сернан сообщил, что он и его товарищи по экипажу стали первыми, кто «успешно побрился в космосе» во время обратного пути, используя безопасную бритву и густой гель для бритья , поскольку такие предметы считались опасными для безопасности и были запрещены на предыдущих рейсах. [80] Экипаж запустил двигатель ЦМ для единственного корректирующего ожога на середине курса, необходимого во время обратного пути в 188:49:58, за несколько часов до отделения ЦМ от СМ. Ожог длился около 6,7 секунды. [63]
Когда космический корабль быстро приблизился к Земле в последний день миссии, экипаж Аполлона-10 двигался быстрее, чем любой человек до или после, относительно Земли: 39 897 км/ч (11,08 км/с или 24 791 миль в час). [81] [82] Это связано с тем, что обратная траектория была рассчитана всего на 42 часа вместо обычных 56. [83] Экипаж Аполлона-10 также путешествовал дальше, чем любой человек до или после своего дома (Хьюстон): 408 950 километров (220 820 морских миль) (хотя экипаж Аполлона-13 находился на 200 км дальше от Земли в целом). [84] В то время как большинство миссий Аполлона вращались вокруг Луны на расстоянии 111 километров (60 морских миль) от лунной поверхности, расстояние между Землей и Луной варьируется примерно на 43 000 километров (23 000 морских миль) между перигеем и апогеем в течение каждого лунного месяца и вращением Земли. расстояние до Хьюстона меняется не более чем на 11 000 километров (5 900 миль) каждый день. Экипаж «Аполлона-10» достиг самой дальней точки своей орбиты вокруг обратной стороны Луны примерно в то же время, когда вращение Земли отодвинуло Хьюстон почти на полный диаметр Земли дальше. [85]
В 191:33:26 КМ (в котором находился экипаж) отделился от СМ для подготовки к входу в атмосферу , что произошло примерно через 15 минут в 191:48:54.5. [63] Приводнение CM произошло примерно через 15 минут после входа в атмосферу в Тихом океане примерно в 740 километрах (400 морских миль) к востоку от Американского Самоа 26 мая 1969 года в 16:52:23 по всемирному координированному времени, а время миссии истекло 192:03:23. [63] Астронавты были обнаружены авианосцем « Принстон» . Они провели на борту около четырех часов, в течение которых приняли поздравительный телефонный звонок от президента Ричарда Никсона . [86] Поскольку экипаж Аполлона-10 не вступал в контакт с поверхностью Луны, ему не требовалось находиться в карантине, как это было бы с первыми приземлившимися экипажами. [87] Их доставили в международный аэропорт Паго-Паго в Тафуне для приветственного приема, а затем погрузили на грузовой самолет C-141 на базу ВВС Эллингтон недалеко от Хьюстона . [86]
Последствия [ править ]
Орбитальные операции и одиночное маневрирование LM при частичном спуске на поверхность Луны проложили путь к успешной посадке «Аполлона-11» на Луну, продемонстрировав возможности оборудования и систем миссии. Экипаж продемонстрировал, что процедуры проверки ЛМ, а также начальный спуск и сближение могут быть выполнены в отведенное время, что системы связи ЛМ достаточны, что радары сближения и посадки ЛМ работают на лунной орбите и что За двумя космическими кораблями мог адекватно следить персонал на Земле. Кроме того, точность лунной орбитальной навигации улучшилась с появлением «Аполлона-10», и в сочетании с данными «Аполлона-8» НАСА ожидало, что оно достигло уровня точности, достаточного для выполнения первой высадки экипажа на Луну. [63] Примерно через две недели анализа данных «Аполлона-10» группа готовности к полету НАСА разрешила «Аполлону-11» приступить к запланированному на июль 1969 года полету. [88] 16 июля 1969 года следующий стартовавший Сатурн-5 взял на борт астронавтов Аполлона-11: Нила Армстронга , Базза Олдрина и Майкла Коллинза. 20 июля Армстронг и Олдрин высадились на Луне, а четыре дня спустя трое астронавтов вернулись на Землю, выполнив вызов Джона Ф. Кеннеди американцам высадить астронавтов на Луну и благополучно вернуть их на Землю к концу Луны. 1960-е годы. [89] [90]
В июле 1969 года Стаффорд сменил Алана Шепарда на посту главного астронавта , а затем стал заместителем директора по эксплуатации летных экипажей под руководством Дика Слейтона. [7] В своих мемуарах Стаффорд писал, что мог бы вернуть свое имя в ротацию полетов, но хотел иметь управленческий опыт. [91] В 1972 году Стаффорд был произведен в бригадные генералы и назначен командовать американской частью испытательного проекта «Аполлон-Союз» , который совершил полет в июле 1975 года. Он командовал летно-испытательным центром ВВС на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии и вышел в отставку в ноябре. 1979 г., генерал-лейтенант . Янг командовал миссией по посадке на Луну Аполлона-16, совершённой в апреле 1972 года. С 1974 по 1987 год Янг занимал должность главного астронавта, командуя миссиями космических шаттлов STS-1 (1981) и STS-9 (1983) в апреле 1981 и ноябре 1983 года соответственно. и ушел из Корпуса астронавтов НАСА в 2004 году. Джин Сернан командовал последней лунной миссией «Аполлон-17», совершенной в декабре 1972 года. Сернан ушел из НАСА и ВМФ в звании капитана в 1976 году. [7] [66] [92]
Расположение оборудования [ править ]

Смитсоновский институт отвечает за командный модуль «Чарли Браун» с 1970 года. Космический корабль экспонировался в нескольких странах, пока в 1978 году его не передали в аренду Лондонскому музею науки . [93] SM Чарли Брауна был сброшен незадолго до входа в атмосферу и сгорел в атмосфере Земли, а его остатки рассеялись в Тихом океане. [63]
После транслунной инъекции третья ступень S-IVB Сатурна V была ускорена до скорости, превышающей земную скорость, и превратилась в космический мусор ; по состоянию на 2020 год [update], он остается на гелиоцентрической орбите. [94]
Этап подъема лунного модуля «Снупи» был выведен на гелиоцентрическую орбиту. Орбита этапа восхождения Снупи не отслеживалась после 1969 года, и его местонахождение было неизвестно. В 2011 году группа астрономов-любителей из Великобритании начала проект по его поиску. В июне 2019 года Королевское астрономическое общество объявило о возможном повторном открытии Снупи , пересекающий Землю, , определив, что небольшой астероид 2018 AV 2 вероятно, будет космическим кораблем с уверенностью «98%». [95] Это единственный известный космический корабль с одним экипажем, который до сих пор находится в космическом пространстве без экипажа. [96] [97]
Спускаемая ступень Снупи была сброшена на лунной орбите; его нынешнее местоположение неизвестно, хотя, возможно, в конечном итоге он врезался в Луну в результате распада орбиты. [98] Фил Стук, планетолог, изучавший места крушения на Луне этапов подъема LM, написал, что ступень спуска «разбилась в неизвестном месте». [99] а другой источник заявил, что ступень спуска «в конечном итоге столкнулась (врезалась) в пределах нескольких градусов от экватора на ближней стороне». [100] Ричард Орлофф и Дэвид М. Харланд в своем справочнике по Аполлону заявили, что «спускаемая ступень осталась на низкой орбите, но возмущения со стороны « масконов » привели бы к ее распаду, в результате чего ступень упала бы на лунную поверхность». . [101]
Изображения [ править ]
- Первая ступень S -IC в VAB
- Аполлон-10 во время развертывания
- Экипаж позирует со своей ракетой-носителем; слева направо: Сернан, Янг, Стаффорд.
- Экипаж садится в командный модуль перед запуском
- Аполлон-10, вид на восход Земли
- CSM Чарли Браун
- Лунный модуль Аполлона Снупи собирается стыковаться с командным модулем
- Кратер Нечо на обратной стороне Луны
- Высокое альбедо кружится в безымянном кратере к востоку от Фирсова.
См. также [ править ]
- Список искусственных объектов на Луне
- Список миссий на Луну
- Список рекордов скорости транспортных средств
Примечания [ править ]
- ↑ Роль дублирующего экипажа заключалась в обучении и готовности к полету на случай, если что-то случится с основным экипажем. [17] Дублирующие экипажи, согласно ротации, назначались в качестве основного экипажа через три вылета после назначения им дублирующих.
- ^ Пять мест-кандидатов на первую высадку на Луну, от ALS-1 до ALS-5, были пронумерованы от самого восточного до самого западного. См. Пресс-кит , с. 37
Ссылки [ править ]
- ^ «Краткое содержание Аполлона-10» . НАСА . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ «Аполлон-10» . Координированный архив данных космических исследований НАСА (NSSDCA) . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Аполлон-10 , Координированный архив космических научных данных НАСА (NSSDCA) , получено 29 ноября 2022 г.
- ^ Пресс-кит , с. 1.
- ^ «Копии Снупи и Чарли Брауна украшают верхнюю часть консоли в MCC» . НАСА . 28 мая 1969 года. Идентификатор фотографии НАСА: S69-34314. Архивировано из оригинала 19 июня 2001 года . Проверено 25 июня 2013 г. Описание фотографии доступно здесь. Архивировано 5 октября 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Маккиннон, Мика (30 апреля 2014 г.). «Астробигль Снупи, талисман безопасности НАСА» . Гизмодо . Проверено 6 июня 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час ЛаПейдж, Эндрю (29 мая 2019 г.). «Аполлон-10: Приключения Чарли Брауна и Снупи» . Drew ex Machina (Блог) . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Брукс , стр. 234–235.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чайкин , стр. 151–152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Линдси, Хэмиш. «Аполлон-10» . Колин Хакеллар . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Томас П. Стаффорд, генерал-лейтенант ВВС США (в отставке), астронавт НАСА (бывший)» (PDF) . Космический центр Линдона Б. Джонсона . Март 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Орлов и Харланд , с. 471.
- ^ Пресс-кит , стр. 69–70.
- ^ Пресс-кит , стр. 71–72.
- ^ Стаффорд и Кассатт , с. 545.
- ^ Орлов и Харланд , с. 279.
- ^ «50 лет назад НАСА назвало экипаж Аполлона-11» . НАСА. 30 января 2019 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слейтон и Кассатт , с. 236.
- ^ Слейтон и Кассатт , с. 184.
- ^ Херш, Мэтью (19 июля 2009 г.). «Четвертый член экипажа» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Брукс , с. 261.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орлов и Харланд , с. 256.
- ^ Орлов и Харланд , с. 236.
- ^ Уильямс, Майк (13 сентября 2012 г.). «Легендарная история, хорошо рассказанная» . Университета Райса Управление по связям с общественностью . Архивировано из оригинала 17 августа 2020 года . Проверено 5 октября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Робертс, Стивен В. (26 мая 1969 г.). «Ты смелый человек, Чарли Браун» . Нью-Йорк Таймс . п. 20.
- ^ Френч и Берджесс , с. 1348.
- ^ Брукс , стр. 301–302.
- ^ Сернан , с. 1156
- ^ Орлов и Харланд , с. 280.
- ^ Алайна (16 мая 2019 г.). «Снупи, Чарли Браун и Аполлон-10» . Космический центр Кеннеди . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Стаффорд и Кассатт , с. 547.
- ^ Хенгевельд, Эд (20 мая 2008 г.). «Человек, стоящий за патчами миссии на Луну» . собирать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 18 июля 2009 г. «Версия этой статьи была одновременно опубликована в межпланетного общества Британского журнале Spaceflight ». (июнь 2008 г.; стр. 220–225).
- ^ Орлофф и Харланд , стр. 256, 285.
- ^ Френч и Берджесс , стр. 1337–1338.
- ^ Пресс-кит , с. 2.
- ^ Вильгельмс , стр. 189–192.
- ^ Пресс-кит , стр. 6, 8.
- ^ Пресс-кит , с. 65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орлов 2004 , стр. 276–277.
- ^ Орлов 2004 , с. 295.
- ^ Орлов 2004 , с. 296.
- ^ Нельсон 2009 , с. 14
- ^ «Аполлон-10» . Наука НАСА. 9 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Орлов и Харланд , с. 257.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «50 лет назад: «Аполлон-10» выкатился на стартовую площадку» . НАСА . 11 марта 2019 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ «Аполлон-10: Предыстория» . Журнал лунного полета Аполлона-10 . НАСА . 10 февраля 2017 г. . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Отчет о миссии , с. 14-1.
- ^ Пресс-кит , с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пресс-кит , с. 38.
- ^ «Аполлон/Скайлэб ASTP и основные конечные элементы орбитального корабля шаттла» (PDF) . НАСА . Март 1978 г. с. 11. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ «День 1, часть 1: Обратный отсчет, запуск и выход на орбиту» . Журнал лунного полета Аполлона-10 . НАСА . 6 февраля 2022 г. . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Нойфельд, Майкл (22 мая 2020 г.). «Стартовый комплекс 39: от Сатурна к шаттлу, к SpaceX и SLS» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Сернан , стр. 238–239.
- ^ Сернан , стр. 201–202.
- ^ Орлов 2004 , с. 286.
- ^ Сернан , стр. 203–204.
- ^ Брукс , стр. 303–304.
- ^ Отчет о миссии , стр. 9–4, 9–8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Орлов и Харланд , с. 260.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брукс , стр. 304–306.
- ^ Гент, Джордж (9 июня 1969 г.). «Учитель, учитель» канала NBC признан лучшей телевизионной драмой» . Нью-Йорк Таймс . п. 94.
- ^ «Аполлон-10. День 4, часть 13: Акклиматизация на лунной орбите» . Журнал лунного полета Аполлона-10 . НАСА . Проверено 27 июня 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Орлов 2004 , стр. 72–79.
- ^ Чайкин , с. 156.
- ^ Френч и Берджесс , стр. 1374–1376.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нил, Валери (19 января 2018 г.). «Джон В. Янг, астронавт-космонавт (1930–2018)» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 2 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Орлофф и Харланд , стр. 259–260.
- ^ Пресс-кит , с. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чайкин , с. 158.
- ^ Вильгельмс , с. 191.
- ^ Вильгельмс , с. 192.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чайкин , с. 159.
- ^ Симмонс, Роджер (28 мая 2019 г.). «50 лет назад сквернословящие астронавты Аполлона попали в космическую программу» . Орландо Сентинел . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Сернан , с. 218
- ^ Френч и Берджесс , стр. 1385–1391.
- ^ Год, Челси (18 мая 2019 г.). «Снупи на Луну! Командир Аполлона-10 вспоминает исторический полет 50 лет назад» . Space.com . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Джон Янг: Не только командир Аполлона-16» . Журнал «Вселенная» . 15 апреля 2022 г. Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Рыба, Жанна, изд. (8 июля 2009 г.). «Аполлон-10» . НАСА . Проверено 26 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Текущие местоположения капсул командного модуля Аполлона (и мест крушения лунного модуля)» . Аполлон: Где они сейчас? . НАСА . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Сернан , с. 220
- ^ Уолл, Майк (23 апреля 2019 г.). «Самые экстремальные рекорды космических полетов человека» . Space.com . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Гранат, Боб (24 февраля 2015 г.). «Катапульты к юбилею Аполлона-10: следующий шаг» . НАСА . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Стаффорд и Кассатт , с. 458.
- ^ Хольткамп, Герхард (6 июня 2009 г.). «Вдали от дома» . SpaceTimeDreamer (Блог). Научные журналы. Архивировано из оригинала 31 октября 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Глендей 2010 , с. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «50 лет назад: Аполлон-10 расчищает путь для первой высадки на Луну» . НАСА . 23 мая 2019 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Сернан , с. 222
- ^ Дормини, Брюс (19 мая 2019 г.). «Аполлон-10 дал НАСА наглость, чтобы ответить на лунный вызов Джона Кеннеди» . Форбс . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Обзор миссии Аполлона-11» . Лунно-планетарный институт . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Стамм, Эми (17 июля 2019 г.). « Мы выбираем полет на Луну» и другие речи Аполлона» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Стаффорд и Кассатт , с. 469.
- ^ Френч и Берджесс , с. 1397.
- ^ «Командный модуль Аполлона-10» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ «Сатурн S-IVB-505N – Спутниковая информация» . Спутниковая база данных . Небеса-Наверху . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Дэвид Дикинсон (14 июня 2019 г.). «Астрономы могли найти модуль «Снупи» Аполлона-10» . Небо и телескоп . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Томпсон, Марк (19 сентября 2011 г.). «В поисках «Снупи» с Аполлона-10 » . Новости Дискавери . Дискавери Коммуникейшнс . Архивировано из оригинала 7 августа 2012 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Перлман, Роберт З. (20 сентября 2011 г.). «В поисках Снупи: астрономы и студенты охотятся за потерянным модулем НАСА Аполлона-10» . Space.com . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Аполлон-10 – Идентификатор NSSDCA/COSPAR: 1969-043A» . НАСА . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Стук, Фил (20 февраля 2017 г.). «Обнаружение воздействия космических аппаратов на Луну» . Планетарное общество . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Лауниус и Джонстон , стр. 104–105.
- ^ Орлов и Харланд , с. 261.
Библиография [ править ]
- Отчет о миссии «Аполлон-10» (PDF) . Отделение научно-технической информации НАСА . 1969. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Пресс-кит «Аполлон-10» (PDF) . НАСА . 7 мая 1969 г. Выпуск № 69-68. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- Брукс, Кортни Г.; Гримвуд, Джеймс М.; Свенсон, Лойд С. младший (1979). Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля (PDF) . Серия историй НАСА. Отделение научно-технической информации НАСА . ISBN 978-0-486-46756-6 . LCCN 79001042 . OCLC 4664449 . НАСА SP-4205. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- Сернан, Джин ; Дэвис, Дон (2009) [1999]. Последний человек на Луне: астронавт Юджин Сернан и гонка Америки в космосе (издание электронной книги, посвященное 10-летнему юбилею). Грифон Святого Мартина . ISBN 978-0-312-26351-5 . ОСЛК 321015054 .
- Чайкин, Андрей (1995) [1994]. Человек на Луне: Путешествия астронавтов Аполлона . Предисловие Тома Хэнкса . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-14-024146-4 . OCLC 611666234 .
- Френч, Фрэнсис ; Берджесс, Колин (2007). В тени луны: непростое путешествие к спокойствию, 1965–1969 (изд. электронной книги). Издательство Университета Небраски . ISBN 978-0-8032-1128-5 . OCLC 539472915 .
- Глендей, Крейг , изд. (2010). Книга рекордов Гиннеса 2010 . Бантамские книги . ISBN 978-0-553-59337-2 . OCLC 436030244 .
- Лауниус, Роджер Д .; Джонстон, Эндрю К. (2009). Смитсоновский атлас космических исследований . Издательство Банкер Хилл. ISBN 978-0-06-156526-7 . OCLC 883606901 .
- Нельсон, Крейг (2009). Люди-ракеты: эпическая история первых людей на Луне . Викинг . ISBN 978-0-670-02103-1 . OCLC 1336245311 .
- Орлофф, Ричард В. (2004) [Впервые опубликовано в 2000 г.]. «Аполлон в числах: статистический справочник». Отдел истории НАСА, Управление политики и планов (PDF) . Серия историй НАСА. НАСА . ISBN 978-0-16-050631-4 . LCCN 00061677 . OCLC 651892628 . НАСА СП-2000-4029. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- Орлофф, Ричард В.; Харланд, Дэвид М. (2006). Аполлон: Полный справочник . Издательская компания «Праксис». ISBN 978-0-387-30043-6 . OCLC 315797584 .
- Слейтон, Дональд К. «Дик» ; Кассатт, Майкл (1994). Дик! Пилотируемый космос США: от Меркурия до шаттла . Фордж . ISBN 978-0-312-85503-1 . OCLC 1301427286 .
- Стаффорд, Томас ; Кассатт, Майкл (2002). У нас есть захват . Издательство Смитсоновского института . ISBN 978-1-58834-070-2 . OCLC 539191452 .
- Вильгельмс, Дон Э. (1993). К скалистой луне: история исследования Луны геологом . Пресса Университета Аризоны . ISBN 978-0-8165-1065-8 . OCLC 488684300 .
Внешние ссылки [ править ]

- «Аполлон-10» в Энциклопедии Астронавтики
- Главный каталог NSSDC в НАСА
- Журнал полетов Аполлона-10
НАСА сообщает
- Космический корабль Аполлон: хронология. Архивировано 9 декабря 2017 года в Wayback Machine NASA, NASA SP-4009.
- «Краткий отчет программы Аполлон» (PDF) , НАСА, АО-09423, апрель 1975 г.
- «Таблица 2-38. Характеристики Аполлона-10» из Книги исторических данных НАСА: Том III: Программы и проекты 1969–1978 гг. Линды Нойман Эзелл, Серия истории НАСА (1988).
Мультимедиа
- Аполлон-10: Официальный документальный фильм НАСА/ОАО «Чтобы разобраться в неизвестном» , АО-519 (1969)
- 16-миллиметровый бортовой фильм «Аполлон-10», часть 1 , необработанные кадры части 2, взятые с «Аполлона-10» в Интернет-архиве.
- Стенограммы миссии: Аполлон-10 в Космическом центре НАСА имени Линдона Б. Джонсона
- Изображения с Аполлона-10. Архивировано 17 мая 2008 года на Wayback Machine НАСА. в Космическом центре Кеннеди
- Видео запуска и миссии Аполлона на ApolloTV.net
- Аполлон-10
- Космический корабль запущен в 1969 году.
- 1969 год в США.
- Миссии программы Аполлон
- Пилотируемые миссии на Луну
- Арахис (комикс)
- Космический корабль, повторно вошедший в атмосферу в 1969 году.
- События мая 1969 года
- Космический корабль, запущенный ракетами Сатурн
- Джон Янг (астронавт)
- Джин Сернан
- Томас П. Стаффорд