Отмененные миссии Аполлона
Несколько запланированных миссий программы высадки экипажа на Луну «Аполлона» в 1960-х и 1970-х годах были отменены по причинам, которые включали изменения в техническом направлении, пожар «Аполлона-1» , задержки в оборудовании и бюджетные ограничения. После приземления Аполлона-12 , Аполлон-20, который должен был стать последней пилотируемой миссией на Луну, был отменен, чтобы позволить Скайлэбу запуститься как «сухая мастерская» (собранная на земле на неиспользованной S-IVB Saturn IB) второй ступени . ). Следующие две миссии, «Аполлон-18» и «Аполлон-19», позже были отменены после инцидента с «Аполлоном-13» и дальнейшего сокращения бюджета. Две миссии Skylab также были отменены. Две полные ракеты «Сатурн-5» остались неиспользованными и были выставлены на обозрение в США. [1]
Запланированные миссии до пожара Аполлона-1
[ редактировать ]В сентябре 1962 года НАСА планировало совершить четыре испытательных полета на низкой околоземной орбите с экипажем частично оборудованных командно-сервисных модулей (CSM) Блока I с использованием ракеты-носителя Сатурн I , получившей обозначения от SA-11 до SA-14, в 1965 и 1966 годах. Однако ограниченная грузоподъемность Saturn I по сравнению с модернизированным Saturn IB серьезно ограничила бы используемые системы и, следовательно, ценность испытаний этих полетов. Поэтому НАСА отменило эти полеты в октябре 1963 года. [2] и заменил их двумя пилотируемыми миссиями Saturn IB, получившими обозначения AS-204 и AS-205. За этим последует первый беспилотный полет лунного модуля (LM) на AS-206, затем третья миссия с экипажем, получившая обозначение AS-207/208, будет использовать AS-207 для запуска экипажа в улучшенном блоке II CSM. который должен был встретиться и состыковаться с LM, запущенным в беспилотном состоянии на AS-208.
Экипаж, выбранный 21 марта 1966 года для AS-204, состоял из командирского пилота Вирджила «Гаса» Гриссома , старшего пилота Эда Уайта и пилота Роджера Чаффи , которые назвали свою миссию «Аполлон-1» . AS-205 должен был называться «Аполлон-2», а AS-207/208 — «Аполлон-3». [3] В состав экипажа AS-205 входили Уолли Ширра , Донн Эйзель и Уолтер Каннингем . Однако позже AS-205 был признан ненужным и официально отменен 22 декабря 1966 года.
Затем экипаж Ширры стал дублером для экипажа Гриссома, а миссия LM с экипажем стала второй миссией с экипажем, переименованной в AS-205/208 и укомплектованной первоначальной резервной командой экипажа Гриссома: командирским пилотом Джимом МакДивиттом , пилотом CSM Дэвидом Скоттом и пилотом LM Расти. Швейкарт . Они сразу же начали обучение на первом командном модуле CM-101 Блока II, пока экипаж Гриссома готовился к запуску в феврале 1967 года.
Затем, 27 января 1967 года, Гриссом, Уайт и Чаффи погибли в результате внезапного пожара в кабине своего космического корабля во время испытаний на стартовой площадке, что прервало программу на 21 месяц, чтобы выявить и устранить коренные причины многочисленных проблем с безопасностью. Это вынудило отменить планы запуска любого пилотируемого космического корабля Блока I и фактически привело к «перезагрузке» всех планов пилотируемых миссий.
Миссии по развитию после пожара Аполлона-1
[ редактировать ]В сентябре 1967 года НАСА создало список оставшихся типов миссий, необходимых для осуществления первой высадки экипажа на Луну, каждый из которых обозначен буквами от A до G, где G будет первой высадкой экипажа. Позже этот список был расширен за счет буквы J, чтобы охватить последующие лунные миссии.
Два беспилотных испытательных запуска Сатурна-5 ( миссия А ) были выполнены как «Аполлон-4» и «Аполлон-6» . Было запланировано третье испытание, но оно было отменено за ненадобностью.
Первый разработанный лунный модуль LM-1 летал без экипажа ( B миссия ) под названием «Аполлон-5» . Второе беспилотное испытание было запланировано с использованием LM-2, но было отменено за ненадобностью. LM-2 был модернизирован, чтобы выглядеть как серийный LM, который должен был высадить людей на Луну, и был подарен Смитсоновскому национальному музею авиации и космонавтики , где в настоящее время выставлен как имитация первой посадки Аполлона-11 .
Экипаж Ширры должен был выполнить миссию C , впервые CSM с экипажем (блок II CSM-101, модернизированный с учетом улучшений безопасности кабины) как Аполлон-7 в октябре 1968 года.
Экипаж и миссия МакДивитта остались в качестве первого экспериментального полета LM с экипажем ( D миссия ); В декабре 1968 года планировалось, что это будет «Аполлон-8», теперь с использованием одной ракеты-носителя «Сатурн V» вместо двух отдельных запусков «Сатурн IB». Миссия E планировалась как испытание действующего LM на эллиптической средней околоземной орбите с CSM в моделируемой лунной миссии до апогея 4600 миль (7400 км) под командованием Фрэнка Бормана в марте 1969 года.
Из всех компонентов системы «Аполлон» у LM было больше всего технических проблем. Это отставало от графика, и когда LM-3 был отправлен в Космический центр Кеннеди в июне 1968 года, было обнаружено более 101 отдельного дефекта. Grumman Aircraft Engineering Corporation , которая была ведущим подрядчиком LM, предсказала, что первый пилотируемый LM, который будет использоваться для миссии D, не будет готов по крайней мере до февраля 1969 года, что задерживает всю последовательность.
Джордж Лоу , менеджер офиса программы космических кораблей «Аполлон», предложил решение в августе 1968 года. Поскольку CSM будет готов за три месяца до лунного модуля, они могли бы запустить миссию только с CSM в декабре 1968 года. Но вместо того, чтобы просто повторять В рамках миссии CSM по орбите Земли они могли бы отправить CSM до Луны и, возможно, даже выйти на орбиту. Эта миссия получила название «C-Prime» (воображаемая буква между C и D). Эта новая миссия позволит НАСА отработать процедуры лунного полета, который в противном случае пришлось бы ждать до Аполлона-10 , миссии F. также выразило обеспокоенность Центральное разведывательное управление тем, что Советский Союз планировал свой собственный облет Луны на декабрь, чтобы снова отодвинуть на второй план американцев (см. программу «Зонд» ). Экипаж МакДивитта, который привык работать с LM-3 и готовиться к его полету, был оставлен в миссии D, которая теперь стала «Аполлоном-9» , в то время как экипаж Бормана будет выполнять миссию CSM на лунной орбите на «Аполлоне-8». , и миссия E была отменена.
Смена экипажей также сыграла решающую роль в определении того, кто станет первым человеком, ступившим на Луну. Пит Конрад был резервным командиром экипажа МакДивитта и в процессе ротации экипажа должен был стать командиром Аполлона-11 тремя полетами позже. Нил Армстронг удостоился этой чести как резервный командир Бормана.
Последующие лунные миссии
[ редактировать ]НАСА заключило контракт на производство 15 годных к полету ракет «Сатурн-5». «Аполлон-11» совершил первую посадку на шестом «Сатурне-5», оставив девять для последующих посадок. Для этих миссий были выбраны следующие места посадки (см. пояснения ниже), которые планировалось проводить с интервалом примерно в четыре месяца до июля 1972 года. [4] [5] Этот список посадочных площадок не был составлен Комиссией по выбору площадок Аполлона (ASSB) или ее различными подгруппами, которые фактически выбирали посадочные площадки за один-два полета заранее. Этот список был составлен консалтинговой фирмой и представлял собой лишь набор инструментов планирования и предложений. ASSB выбрал бы реальные места для отмененных миссий «Аполлон», и поскольку эти миссии никогда не проходили процесс выбора места, представленный здесь список не отражал фактическое планирование офиса программы «Аполлон» или штаб-квартиры НАСА. Как упоминается в книге Дональда Вильгельма «На каменистую луну».
- Аполлон-12 (H1), ноябрь 1969 г., Океан штормов ( Surveyor 3 ) сайт
- Аполлон-13 (H2), апрель 1970 года, высокогорье Фра-Мауро.
- Аполлон-14 (H3) Литтроу Кратер
- Аполлон-15 (H4) Кратер Цензоринус
Последние пять миссий были миссиями J-класса с использованием расширенного лунного модуля , способного к трехдневному пребыванию на Луне и несущего лунный вездеход :
- Аполлон-16 (J1) Декарт Хайлендс
- Аполлон-17 (J2) Мариус Хиллс
- Аполлон-18 (J3) кратер Коперника
- Аполлон-19 (J4) Хэдли Рилл
- Аполлона-20 (J5) Кратер Тихо ( Surveyor 7 ) сайт
Поскольку последующие миссии были запланированы на три года, детального планирования не было, и для некоторых полетов было предоставлено множество посадочных площадок. Согласно «NASA OMSF, Еженедельному отчету о пилотируемых космических полетах» от 28 июля 1969 года, «Аполлон-18» должен был приземлиться в долине Шретера в феврале 1972 года, «Аполлон-19» в районе Hyginus rille в июле 1972 года и «Аполлон-20» в кратере Коперника в декабре 1972 года. .
Другие предложенные места посадки и графики последних трех миссий включали кратер Гассенди (Аполлон 18, июль 1973 г.), Коперник (Аполлон 19, декабрь 1973 г.) и кратер Мариус-Хиллз или Тихо (Аполлон 20 июля 1974 г.). [6]
Поскольку был запланирован ряд амбициозных программ применения «Аполлона» , в 1969 году все еще надеялись, что можно будет заключить контракт на дополнительные ракеты-носители «Сатурн-5», что позволит осуществлять более амбициозные лунные миссии.
В отчете НАСА «Краткое научное обоснование мест посадки кандидатов на миссию Аполлона» от 11 марта 1970 года Аполлон-18 нацелен на Коперник, а Аполлон-19 назначен Хэдли-рилле (возможное место посадки Аполлона-15). Миссия «Аполлон-20» была отменена двумя месяцами ранее, но в отчете все же предлагалась ее цель, Hyginus rille, возможно, в качестве альтернативной площадки для посадки «Аполлона-19». [7]
Отмены
[ редактировать ]Харрисон Шмитт, вероятно, был первым учёным, побывавшим на Луне на «Аполлоне-18» или «Аполлоне-19», а Дон Л. Линд — вторым. [8] 4 января 1970 года НАСА объявило об отмене запуска «Аполлона-20», чтобы его ракету-носитель «Сатурн-5» можно было использовать для запуска «Скайлэб» космической станции в виде «сухой мастерской» (собранной на земле), а не строить ее как «мокрую». мастерская» из отработанного S-IVB разгонного блока ракеты-носителя Saturn IB . Кроме того, бюджетные ограничения ограничили производство Сатурна V первоначальными 15 экземплярами. [9] После того, как заместитель администратора НАСА Джордж М. Лоу объявил, что последние три высадки на Луну были перенесены на 1973 и 1974 годы после трех запланированных миссий Скайлэб, [10] Главный астронавт Дик Слейтон перевел Линда в Apollo Applications, заявив, что «с отменой 20 я понял, что у меня просто не будет для него полета». [11]
Еще одна посадка на Луну была потеряна в апреле 1970 года, когда у «Аполлона-13» произошел сбой в полете, и посадочная площадка Фра Мауро была передана «Аполлону-14» . Затем, 2 сентября 1970 года, НАСА объявило об отмене миссий H4 и J4 после дальнейшего сокращения бюджета. Скайлэб был перенесен на 1973 год, и окончательный график посадки стал таким:
- Аполлон-14 (H2), формация Фра Мауро , февраль 1971 г.
- Аполлон-15 (J1) Хэдли – Апеннины , июль 1971 г.
- Аполлон-16 (J2) Декарт-Хайлендс , апрель 1972 г.
- Аполлон-17 (J3) Долина Тельца – Литтроу , декабрь 1972 г.
В то время 35 из 49 действующих астронавтов НАСА ожидали миссии. [12]
В последние дни программы Аполлон-17 LMP Шмитт агрессивно лоббировал посадку экипажа на обратной стороне Луны , нацеливаясь на дальнюю сторону кратера Циолковский . Амбициозное предложение Шмитта включало запуск на лунную орбиту спутников специальной связи на базе существующих спутников TIROS , чтобы обеспечить контакт с астронавтами во время их механического спуска и операций на поверхности Луны. Администрация НАСА отклонила эти планы из-за отсутствия финансирования и дополнительного риска.
В августе 1971 года президент Ричард Никсон предложил отменить все оставшиеся высадки на Луну («Аполлон-16» и «Аполлон-17»). его Управления по управлению и бюджету Заместитель директора Каспар Вайнбергер был против этого и убедил Никсона сохранить оставшиеся миссии на Луну, но рекомендовал, чтобы, если такая отмена действительно произошла, это должно было произойти «на том основании, что Аполлон-15 был настолько успешен в сборе необходимых данных». что теперь мы можем перейти, раньше, чем ожидалось, к космическим шаттлам , Гранд-туру , NERVA и т. д.». [13]
Джон Янг , летавший на «Аполлоне-10» и «Аполлоне-16», считал, что страх потерять астронавтов был причиной того, что НАСА отменило полеты «Аполлона-18, 19 и 20». [14]
Назначение экипажа
[ редактировать ]Слейтон был директором по эксплуатации летных экипажей и фактически отбирал экипажи для полетов. Он не собирался давать астронавтам две команды на посадку на Луну, но, по словам историка Майкла Кассутта , еще летом 1969 года, когда еще было запланировано 10 высадок, Слейтон планировал дать пилотам лунного модуля Фреду Хейзу , Эдгару Митчеллу и Джеймсу Ирвину. возможность снова погулять по Луне в качестве командиров. [15] Во время первых миссий Аполлона он использовал систему ротации, при которой экипаж назначался в качестве резервного, а затем, три миссии спустя, в качестве основного экипажа; однако в более поздних полетах «Аполлона» эта система использовалась реже, поскольку астронавты покинули программу, Слейтон хотел дать новичкам шанс, а астронавты не хотели занимать резервные позиции, которые больше не могли привести к местам в основном экипаже.
В случае с Аполлоном-18 экипаж, вероятно, был дублирующим экипажем Аполлона-15: [5]
- Ричард Ф. Гордон младший (командир (CDR))
- Вэнс Д. Брэнд (пилот командного модуля (CMP))
- Харрисон Шмитт (пилот лунного модуля (LMP))
Когда Аполлон-18 был отменен, Шмитт был переведен на Аполлон-17 под давлением научного сообщества, заменив Джо Энгла . Шмитт, геолог, стал двенадцатым человеком и единственным профессиональным ученым, ступившим на Луну.
Целью Слейтона для экипажа Аполлона-19 был первоначальный (до отмены) резервный экипаж Аполлона-16: [5] [16]
- Фред Хейз (CDR)
- Уильям Р. Пог (CMP)
- Джеральд П. Карр (LMP)
В случае с «Аполлоном-20» неопределенности еще больше. При обычной ротации экипажа экипаж, скорее всего, был бы следующим: [5]
- Стюарт Руса (CDR) (заменяет Пита Конрада , уже CDR на Аполлоне-12)
- Пол Дж. Вайц (CMP)
- Джек Р. Лусма (LMP)
Другая возможность была бы: [6]
- Стюарт Руса или Эдгар Митчелл (CDR)
- Джек Р. Лусма (CMP)
- Дон Л. Линд (LMP)
Скайлэб
[ редактировать ]Спасение Скайлэба
[ редактировать ]Один из лишних CSM, CSM-119, был модифицирован для перевозки двух дополнительных членов экипажа и оставался в режиме ожидания для потенциальной спасательной операции в случае возникновения проблем на борту Skylab . Во время Skylab 3 неисправность пристыкованного к станции корабля Apollo CSM вызвала опасения, что экипаж не сможет безопасно вернуться. CSM-119 был вывезен на стартовый комплекс 39B на Saturn IB SA-209 во время миссии и подготовлен к возможному запуску. Два астронавта, Брэнд (командир) и Линд (пилот командного модуля), должны были управлять CSM, чтобы забрать трех членов экипажа. Проблема была устранена без необходимости спасательного полета. CSM-119 был возвращен в здание сборки автомобилей и оставался в режиме ожидания до завершения программы Skylab.
CSM-119 также использовался в качестве резервного CSM для испытательного проекта «Аполлон-Союз» .
Скайлэб 5
[ редактировать ]«Скайлэб-5» должен был стать короткой 20-дневной миссией для проведения дополнительных научных экспериментов и вывода «Скайлэб» на более высокую орбиту. Бранд, Линд и Уильям Б. Ленуар (научный пилот) должны были входить в состав экипажа. [17]
Излишки оборудования
[ редактировать ]Две полные ракеты «Сатурн-5» после программы «Аполлон» остались неиспользованными, SA-514 и SA-515, а также третья ступень SA-513. SA-513 была ракетой-носителем, первоначально запланированной для миссии «Аполлон-18», которая вместо этого использовалась (без третьей ступени) для запуска Скайлэба .
- Сатурн-5, выставленный в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне, штат Техас, состоит из первой ступени SA-514, второй ступени SA-515 и третьей ступени SA-513. Этот дисплей включает в себя производственный командно-сервисный модуль (CSM-115), который так и не был завершен после сокращения финансирования.
- Сатурн-5, выставленный в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди на острове Мерритт, штат Флорида, состоит из этапа статических испытаний S-IC-T, а также второй и третьей ступеней SA-514. Командный модуль, связанный с дисплеем KSC Saturn V, представляет собой шаблонный вариант BP-30. Изначально стопка располагалась на открытом воздухе перед зданием сборки автомобилей и служила остановкой для туристических автобусов. Позже он был восстановлен и перенесен в Центр Аполлона/Сатурна V.
- Первая ступень SA-515 находится в Научном центре INFINITY в Перлингтоне, штат Миссисипи . Третья ступень была преобразована в резервную космическую станцию «Скайлэб» . Сейчас он выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики .
Несколько Saturn IB также остались неиспользованными и находились на хранении по окончании программы Apollo. Три (SA-206, SA-207 и SA-208) использовались для пилотируемых запусков по программе Skylab, а SA-210 использовался для пилотируемого полета ASTP. Вторая ступень SA-212 была перестроена в запущенный Skylab. Из оставшихся машин две выставлены на обозрение, остальные списаны. [18] Все излишки двигателей первой ступени Rocketdyne H-1 были переименованы в двигатель Rocketdyne RS-27 для использования на активных ракетах-носителях того времени, таких как двигатели серии Delta 2000 в 1974 году. [19]
- Последний законченный, не летавший Saturn IB , SA-209, находящийся в режиме ожидания для возможной миссии по спасению Скайлэба , выставлен на открытом воздухе в Ракетном саду комплекса для посетителей Космического центра Кеннеди , увенчанный шаблоном Аполлона вместо спасательного космического корабля.
- Еще один излишек Saturn IB (SA-211) какое-то время, до конца 1970-х годов, отображался горизонтально в Центре космических полетов Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама. Вторая ступень корабля (S-IVB-211) позже была перенесена для объединения с учебными компонентами нейтральной плавучести Skylab в Космическом и ракетном центре США, без двигателя J-2. Первая ступень SA-211 (S-1B-11) теперь отображается вертикально в центре приветствия на межштатной автомагистрали I-65, недалеко от Ардмора, штат Алабама. На этой машине установлен адаптер SLA для второй ступени наземных испытаний (возможно, ступень линкора ) и стандартное оборудование Apollo. [20]
- Первая ступень SA-212 (S-IB-12) была последней ступенью, прошедшей статические испытания, но позже была списана, поскольку дальнейшие полеты не планировались. Вторая ступень SA-212 (S-IVB-212) была преобразована в летную основную космическую станцию Скайлэб.
- Остальные излишки первых ступеней Saturn IB для SA-213 и SA-214 были построены, но так и не прошли статические испытания и также были списаны. Для этих двух машин вторые ступени S-IVB так и не были построены.
Аналогичным образом, CSM и LM отмененных рейсов либо не использовались, либо использовались для других миссий:
- После того, как первоначальная миссия H Аполлона-15 была отменена, появились излишки миссии H CSM и Лунного модуля. CSM-111 использовался в испытательном проекте «Аполлон-Союз» . LM-9 выставлен в Космическом центре Кеннеди ( Центр Аполлона/Сатурна V ).
- CSM и LM Аполлона-18 использовались Аполлоном-17 .
- CSM Аполлона-19 (№ 115) отображается на Сатурне V, расположенном в Космическом центре Джонсона. Его LM (LM-13, первоначально предназначенный для «Аполлона-18») был лишь частично завершен Грумманом и использовался в качестве опоры для мини-сериала HBO 1998 года « С Земли на Луну» в сценах исследования Луны. Сейчас он выставлен в Музее «Колыбель авиации» в Нью-Йорке на Лонг-Айленде .
- CSM Аполлона-20 так и не был завершен и был списан. LM также был списан до завершения, хотя есть некоторые неподтвержденные сообщения о том, что некоторые детали (помимо деталей от испытательного автомобиля LM LTA-3) включены в LM, выставленный в Институте Франклина в Филадельфии, штат Пенсильвания .
- Skylab Rescue CSM-119 выставлен в Центре Аполлона/Сатурна V в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Times, Ричард Д. Лайонс, специально для Нью-Йорка (3 сентября 1970 г.). «НАСА ОТМЕНИЛО 2 ПОСАДКИ НА ЛУНУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Аполлон СА-11» . Энциклопедия астронавтики . Проверено 29 июля 2022 г.
- ↑ Тейтель, Эми Шира (29 октября 2013 г.). «Что случилось с Аполлосом 2 и 3?» . Популярная наука .
- ^ «Вызовы следующего десятилетия, человек великолепный», Albuquerque Journal , 23 ноября 1969 г., pE-2
- ^ Перейти обратно: а б с д « Аполлон с 18 по 20: отмененные миссии », доктор Дэвид Р. Уильямс, НАСА, доступ 19 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Аполлон-18» . Архивировано из оригинала 7 мая 2012 г.
- ^ «Резюме научного обоснования мест посадки кандидатов на миссию Аполлона» . Отчет НАСА. Загружено с сервера технических отчетов НАСА 14 декабря 2007 г.
- ^ Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Скайлэб: Американская космическая станция . Берлин: Шпрингер. п. 125. ИСБН 1-85233-407-Х .
- ^ «Точка опасности в НАСА» . Время . 26 января 1970 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2010 года.
- ^ «Сокращение бюджета, изменения могут задержать полеты Аполлона», Press-Telegram (Лонг-Бич, Калифорния), 6 января 1970 г., pA-7
- ^ Слейтон, Дания; Кассатт, М. (1995). Дик! Пилотируемый космос США от Меркурия до шаттла . Том Доэрти Ассошиэйтс. п. 252. ИСБН 978-1-4668-0214-8 .
- ^ «Программа убывающей луны» . Время . 14 сентября 1970 года.
- ^ «Меморандум для президента» Каспара Вайнбергера (через Джорджа Шульца), 12 августа 1971 г., страница 32 (из 39) [1]
- ^ Литтл, Джеффри (сентябрь 2005 г.). «Джон Янг, космонавт» . Воздух и космос .
- ^ Кассатт, Майкл (9 мая 2007 г.). «Re: Дон Линд и Тони Ингланд» . NASASpaceFlight.com . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Дональд К. Слейтон, Дик! (Нью-Йорк: Фордж, 1994), 262.
- ^ Уэйд, Марк. «Скайлэб 5» . Астронавтикс. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ «История автомобилей Сатурн» . Отчет о космическом запуске . 6 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Серия Дельта 2000». Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года . Проверено 8 июня 2012 года .
- ^ «История автомобилей Сатурн» . Отчет о космическом запуске . 6 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- Аполлон-18 , 19 , 20 , Скайлэб B и Скайлэб-5 в Энциклопедии Астронавтики
- CM-115 на выставке в Космическом центре Джонсона . Из путеводителя по американским космическим кораблям.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Астронавтикс
- Миссии, которые мы потеряли, когда Аполлон закрыли Vintage Space (YouTube)