Возвращение Аполлона-15 на Землю
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2012 г. ) |
Часть серии о |
Аполлон-15 |
---|
|
После того, как Аполлона-15 2 августа 1971 года LM Falcon поднялся с поверхности Луны, он встретился и состыковался с CSM Endeavour . После перевозки лунных образцов и другого оборудования «Сокол» был сброшен. Он запустит свой ракетный двигатель, чтобы ударить его о поверхность Луны.
«Аполлон-15» провел еще один день на лунной орбите, продолжая наблюдения Уордена. После запуска субспутника они запустили свою служебную двигательную установку , чтобы вернуть его на Землю. На следующий день Уорден совершил выход в открытый космос, чтобы забрать кассеты с пленкой из камер отсека модуля научных приборов (SIM).
Двенадцатый день в космосе прошел без происшествий: Центр управления полетами провел пресс-конференцию, на которой астронавтам задавались вопросы, представленные средствами массовой информации. В свой 13-й и последний день они приготовились к возвращению в атмосферу. При спуске у них отказал один из трех парашютов, и они успешно приводнились только с двумя.
Встреча и стыковка
[ редактировать ]«Сокол» оторвался от поверхности Луны через 171 час 37 минут и 16 секунд по среднеевропейскому времени. («Прошедшее на Земле время» с момента отрыва от Земли) [1] Во время восхождения с Луны Уорден исполнил « Песню ВВС ». Хотя он думал, что это играло только для Хьюстона, без его ведома в Центре управления полетами был щелкнут переключатель, который передавал его голосовые передачи на LM. Понятно, что Скотту это не очень понравилось, так как во время исполнения песни невозможно было разобрать никаких сообщений от Центра управления полетами.
LM был выведен на орбиту размером 42 на 9 нм (77,8 на 16,7 км). «Аполлон-15» станет первой прямой встречей, когда два корабля встретятся на одной орбите . Орбита LM не находилась в той же плоскости, что и орбита CSM, поэтому потребовался еще один запуск двигателя подъема LM.
Во время следующего пролета на ближней стороне космический корабль продолжал сближаться, а «Фалькон » на нижней орбите догонял «Индевор» . На расстоянии примерно 120 футов (40 м) космический корабль начал удерживать станцию, сохраняя расстояние между ними постоянным. Как и во всех полетах «Аполлона», этот процесс экипаж тщательно фотографировал и снимал на видео. «Индевор» приблизился к жесткому доку, и миссия «Сокола» подошла к концу.
Открыв люки, экипаж приступил к передаче образцов горных пород , собранных на поверхности. Скотт и Ирвин также пылесосили свои скафандры, пытаясь избавить их от как большего количества пыли можно . Также были переданы киножурналы , продукты питания , мешки с использованной мочой и фекалиями (они входили в комплект поставки медицинских следователей). Также была передана одна система продувки кислородом (ОПС). На поверхности Луны OPS будет использоваться в качестве аварийного источника кислорода или экипажем LM в случае, если они не смогут добиться жесткой стыковки с CSM и им придется совершить выход в открытый космос для перехода от LM. Уорден будет использовать его во время выхода в открытый космос позже в миссии.
После завершения передачи экипаж снова закрыл люки между двумя кораблями и приготовился выбросить LM. Это отличалось от расстыковки, произошедшей перед приземлением. В этом случае это будет взрывной сброс, поскольку большая часть конструкции стыковочного зонда теперь не нужна и останется в LM. Возникли некоторые трудности с разгерметизацией туннеля между кораблями. Это наводило на мысль, что люк был неправильно запечатан, что задержало разделение на один виток. После проверки люков экипаж не смог найти причину неправильного уплотнения, но теперь туннель успешно вентилируется. В своих мемуарах 2001 года руководитель полета Кристофер Крафт написал, что некоторые из этих трудностей могли быть результатом усталости экипажа. Из-за более длительного пребывания на Луне к этому моменту Скотт и Ирвин провели 22 трудных часа без сна, и у обоих мужчин на поверхности Луны после выхода в открытый космос возникли некоторые нарушения сердечного ритма. Крафт писал, что на этом этапе миссии координация между наземными диспетчерами и экипажем несколько раз нарушалась, и он вспоминал это как один из самых стрессовых событий за свою карьеру в управлении полетами.
Изменение порядка работы экипажа произошло после гибели трех членов экипажа «Союза-11» менее чем за месяц до запуска «Аполлона-15». На «Союзе-11» экипаж погиб из-за открытия клапана регерметизации во время отделения орбитального и служебного модулей от спускаемый модуль космического корабля «Союз» . Планировщики миссии «Аполлон-15» решили, что теперь экипажу следует надеть скафандры во время отделения LM от CSM, чего ранее не происходило. Костюмы вызвали некоторые проблемы у 15 человек, поскольку во время проверки целостности перед вентиляцией туннеля им не удалось добиться целостности костюма Скотта.
После окончательного выброса LM за борт CSM выполнил небольшой поджог RCS, чтобы еще больше отделиться от LM. «Фалькону» было приказано сжечь двигатель подъемной ступени, чтобы он столкнулся с поверхностью Луны. Задержка привела к тому, что он не упал в запланированном месте, а упал на координатах 26°12' северной широты, 0°6' восточной долготы, примерно в 56 милях (90 км) от места приземления.
Экипаж должен был начать спать, но из-за задержек пришлось заканчивать хозяйственные работы. В основном они были сосредоточены на включении инструментов SIM, которые были отключены во время сближения и стыковки, и ориентации космического корабля для их правильного использования. Незадолго до сна Дик Слейтон , который фактически был начальником астронавтов, связался с экипажем по рации и велел им принять Секонал успокоительное средство . Экипаж отказался от этого.
Врачи на месте забеспокоились, когда увидели, что на ЭКГ Скотта и Ирвина появился бигеминический ритм. -за недостатка калия желудочки Из сокращаются парами, а не одним постоянным сокращением. Считается, что дефицит калия был вызван графиком тренировок и стрессом во время полета. Ирвин позже умер в 1991 году от сердечного приступа .
Наконец, через 3,5 часа после того, как они должны были пойти спать, и через 2 часа после того, как Центр управления полетами впервые пожелал экипажу спокойной ночи, они начали период сна на 54-м витке Луны. Скотт и Ирвин бодрствовали более 23 часов, а Уорден - 21 час.
Последний день на лунной орбите и TEI
[ редактировать ]Аполлон-15 провел последний день на лунной орбите перед трансземной инъекцией (TEI), запуском SPS, который должен был вернуть их на Землю. Этот день был потрачен в основном на те же задачи, которые занимали Уордена последние четыре дня.
Центр управления полетами решил внести множество изменений в план полета . Лазерный вышел из альтиметр строя и был объявлен безнадежным. Экипажу было предложено использовать телеобъектив 250 мм вместо объектива 80 мм на Hasselblad . Им также было поручено сделать столько фотографий, сколько они пожелают. Не было никакого смысла возвращаться на Землю с неэкспонированной пленкой.
Среди их фотографических целей была область терминатора , где для наземного наблюдателя могло показаться, что Солнце либо восходит, либо заходит. Эти фотографии были чрезвычайно полезны, поскольку на них были четко видны особенности поверхности. Теперь, имея на борту три человека, экипаж смог сделать гораздо больше фотографий с рук, при этом один человек всегда был доступен для запуска SIM-карты и получения обновлений плана полета от Центра управления полетами. Экипажу также было приказано просто включить панорамную камеру и дать ей поработать теперь, когда все ее основные цели были запечатлены.
Когда «Аполлон-15» появился из-за Луны на своей 73-й орбите, до TEI оставалось всего два витка. За это время экипаж должен был освободить субспутник и подготовиться к сгоранию ракеты, которое отправит их домой. Как и все части CSM и LM, SPS был сильно избыточен. Единственными деталями, которых не было, были колокол двигателя и камера сгорания .
Субспутник предназначен для измерения гравитационного поля Луны и исследования магнитосферы Земли и Луны . Его длина составляла 31 дюйм (79 см), а шестиугольный корпус — 14 дюймов (36 см). При общем весе 78,5 фунтов (35,6 кг) он питался от солнечных батарей для работы в дневное время и от серебряно - кадмиевой батареи для работы в ночное время. У него было три стрелы, которые выдвигались после выпуска и имели длину 5 футов (1,5 м).
Прежде чем отпустить субспутник, экипаж еще раз включил двигатель, чтобы поднять орбиту. Это было сделано для того, чтобы субспутник прослужил дольше. Трехсекундное включение увеличило их орбиту с 65,4 на 52,2 морских миль (121,1 на 96,7 километров) до 76,0 на 54,3 морских миль (140,8 на 100,6 км). Ожидалось, что на этой новой орбите субспутник просуществует один год.
Когда они начали свой 74-й и последний виток вокруг Луны, экипаж расположил космический корабль в правильном положении для запуска. Субспутник был запущен в срок. Процесс освобождения включал в себя запуск двух пиротехнических болтов для освобождения спутника, который запускался с помощью подпружиненного механизма, штифта в изогнутой канавке для придания вращения спутнику . Вращение помогло стабилизировать корабль.
Получив по радио из Центра управления полетами информацию, необходимую для сжигания SPS и отправки их домой, «Аполлон-15» в последний раз исчез за Луной. Загоревшись вовремя, СПС горели 2 минуты 21 секунду, увеличивая их скорость на 3050 футов/с (930 м/с).
В десятый день пребывания в космосе экипажу мало что оставалось делать. Они продолжали фотографировать удаляющуюся от них поверхность Луны, израсходовав оставшуюся пленку. И теперь они снова оказались под постоянным солнечным светом окололунного пространства и поместили космический корабль в ПТК.
День 11 и выход в открытый космос
[ редактировать ]Главной задачей одиннадцатого дня пребывания в космосе был выход в открытый космос Уордена. Это был первый выход в открытый космос пилота командного модуля с тех пор, как Скотт выполнил его на Аполлоне-9 .
Когда экипаж начал подготовку, они покинули лунную сферу влияния в 238 часов 14 минут 51 секунду по Гринвичу, в этот момент гравитационное притяжение Земли было сильнее, чем у Луны. С этого момента они начнут ускоряться по направлению к Земле. Убрав и отключив оборудование в SIM-отсеке, экипаж надел скафандры. Они отключили двигатели RCS, которые находились рядом с SIM-картой, и случайный запуск был бы опасен для Уордена. Над панелью управления также были размещены охранники, чтобы гарантировать, что выключатели не будут нажаты заблудшей ногой.
После проверки скафандра и разгерметизации корабля люк был открыт. Установив теле- и кинокамеру на люке , Уорден выбросил за борт два мешка с мусором , который не нужно было возвращать на Землю. Затем, используя встроенные в корабль поручни , он подошел к отсеку для SIM-карты. Наряду с поиском ему было поручено осмотреть инструменты, чтобы найти причину различных проблем, возникших с ними.
Сначала он достал кассету с пленкой из панорамной камеры и вернул ее в каюту. Осмотрев датчик «V-over-H» картографической камеры, он достал кассету с пленкой. Он обнаружил, что ничто не заслоняло датчик , как это было предположено Центром управления полетами как причина его проблем. Более поздний анализ показал, что проблема связана с соотношением оптического сигнала к шуму.
Поскольку другие инструменты передали свои данные обратно на Землю, собирать больше было нечего. Через двадцать минут после открытия люка он снова закрылся и заперся. Отсек для SIM-карты снова включили, чтобы рентгеновский спектрометр можно было направить на Скорпиона X-1 и Лебедя X-1 .
День 12
[ редактировать ]Ночью экипаж установил новый рекорд продолжительности пребывания в космосе для программы «Аполлон» (правда, не для всех космических полетов: «Джемини-7» пробыл в космосе 14 дней, а «Союз-11» — месяц). Двенадцатый день пребывания в космосе для экипажа оказался одним из самых спокойных. Как и во всех лунных полетах «Аполлона», на обратном пути оставалось мало что сделать, поскольку основные цели уже были достигнуты.
Экипаж провел еще один эксперимент со вспышкой, на этот раз оставив включенным свет в кабине, чтобы посмотреть, повлияет ли это на видимость. Они обнаружили, что стали менее заметными.
Центр управления полетами обнаружил место хранения вещей в кабине. корабля Чрезвычайно важно было разместить убираемые предметы так, чтобы центр тяжести находился в заданных пределах. Особенно важными были такие предметы, как образцы камней весом 170 фунтов (77 кг) и кассеты с пленкой из панорамной камеры весом 55 фунтов (25 кг).
Часть полета, связанная с Землей, совпала с лунным затмением . Это происходит, когда Луна проходит через тень Земли. Экипажу было приказано сфотографировать его, но из-за того, что камеры были ручными, и длительности выдержки большинство фотографий были размытыми. Приборы на лунной поверхности, оставленные экипажем, также зафиксировали затмение, правда, лишь за счет падения температуры поверхности на 185 Кельвинов .
Экипаж также провел в полете пресс-конференцию, на которой представители прессы задали вопросы для прочтения CAPCOM. Сначала их спросили, какое событие они хотели бы повторить, а какое нет. Скотт ответил, что взгляд на равнину со стороны дельты Хэдли был для него лучшим моментом. Для Уордена это был LOI и их первые снимки Луны и TEI крупным планом, что означало, что они возвращаются домой. Ирвину больше всего понравился запуск, но он не хотел бы повторять падение перед телекамерой во время развертывания марсохода .
Большинство вопросов касалось наземных операций, и именно то, что для экипажа было наиболее важным выводом. Ирвин ответил, что, по его мнению, это была «организация, обнаруженная на склоне горы Хэдли». Скотта попросили описать, каково было посадить «Фалькон» . Он сказал, что кратеры на поверхности были гораздо более тонкими, чем ожидалось, что затрудняло наблюдение ориентиров . Скотта также спросили о физической нагрузке, связанной с тремя семичасовыми выходами в открытый космос. Он сказал, что не видит в этом проблем, и похвалил их подготовку на Земле перед миссией по подготовке ко всем возможным событиям.
Ровер вызвал интерес: Ирвин описал его как брыкающегося мустанга , у которого иногда только два колеса все еще касались поверхности. Скотт сказал, что, по его мнению, это очень устойчивая машина, которая при гравитации 1/6 имеет тенденцию немного плавать. Скотта также спросили об упражнении, с которым у него были большие проблемы. Он сказал, что примерно на метр ниже поверхности он наткнулся на твердую породу, которую не смог легко пробурить. Хотя ему и Ирвину было очень трудно извлечь образец керна , он считал, что это того стоит.
Скотт ответил на вопрос об утрате Северного комплекса, сказав, что с точки зрения первоначальных целей миссии Северный комплекс даже не упоминался и был добавлен только позже. Хотя лично я разочарован, это было бы скорее бонусом.
Как всегда, были вопросы, связанные с тем, что американский налогоплательщик получил от миссии, за исключением нескольких «красивых телевизионных картинок». Скотт сказал, что человек должен исследовать и что наряду с огромными объемами научных данных полет дает огромное ощущение исследования. Уорден и Ирвин полностью согласились с этим мнением.
Когда экипаж спросили о проблемах на борту, они ответили, что полет прошел очень гладко, если не считать лопнувших прерывателей и проблемы с переключателем тяги СПС. Ирвин сказал, что «это казалось очень скучной симуляцией ».
Когда его попросили описать свои геологические наблюдения с орбиты, Уорден рассказал о шлаковых конусах, которые он видел, и о том, сколько кратеров, которые они наблюдали, особенно на дальней стороне, похоже, были заполнены потоками лавы . Прессу также интересовало, о чем думает мужчина, оставшись один на три дня. Он ответил, что из-за плана полета у него мало времени, чтобы сидеть сложа руки и думать. Три дня, казалось, пролетели для него очень быстро. Когда его спросили, почему во время выхода в открытый космос он пришёл так скоро, он ответил, что пришёл не сразу, а только пришёл, когда работа была закончена.
После пресс-конференции шестая коррекция курса была отменена. TEI направила космический корабль на такую хорошую траекторию, что считалось, что никаких дальнейших корректировок не требуется. Скотт, Ирвин и Уорден начали свой последний период сна в 278 часов.
Возвращение в атмосферу
[ редактировать ]Проснувшись в свой последний день в космосе, экипаж в последний раз отключил отсек для SIM-карты. Стрела гамма-спектрометра была уложена, а все оборудование приведено в безопасное состояние. Вместе с остальной частью служебного модуля он сгорит при возвращении в атмосферу Земли .
Последней коррекцией миссии на полпути (MCC-7) или запуском управления коридором был запуск двигателя RCS на 21 с, замедлявший их на 5,6 фута/с (1,7 м/с). Теперь им оставалось только отделиться от сервисного модуля и принять ориентацию тупым концом вперед.
Собственная система RCS КМ была под давлением и УКВ проверена радиосвязь . УКВ будет использоваться после отключения радиосвязи при входе в атмосферу.
Выход из СМ был очень важным событием. ряд пиротехнических Сначала был поставлен на вооружение систем; Затем был щелкнут переключатель, чтобы начать разделение. Отсюда вступила во владение автоматическая система. Был запущен таймер, чтобы двигатели RCS сработали для увеличения разделения. Электрические соединения между двумя кораблями были разорваны с помощью вилок и розеток пушечного типа, которые выбрасывались с помощью небольших пиротехнических зарядов. Пирогильотина перерезала жгуты проводов и водопровод. Дальнейшие заряды разорвали натяжные связи, соединявшие два модуля, которые затем раздвинулись с помощью пружин.
После входа в атмосферу ускорение возросло, достигнув максимума в 6 g (59 м/с²). Это снизилось, когда они замедлили ход, выйдя из отключения радиосвязи. Пройдя высоту 7300 метров (24000 футов), крышка апекса была взорвана пиротехническим зарядом. Это обнажило два комплекта парашютов . Сначала были выпущены два тормозных парашюта , которые замедлили и стабилизировали капсулу с 500 км/ч до 280 км/ч. Примерно через двадцать секунд они вытащили три больших основных парашюта.
Спасательные силы в этом районе сообщили, что надулись только два основных парашюта. Уорден сказал после приводнения, что все три парашюта сначала надулись должным образом, но после сброса топлива RCS (высокотоксичного гидразина и тетроксида динитрогена ) он заметил, что один из них больше не надулся. Анализ после полета показал, что две или три из шести строп на вышедшем из строя парашюте отсутствовали. Хотя убедительная причина не была обнаружена, предполагается, что потеря кожухов произошла из-за сброса топлива RCS.
Точка приводнения оценивалась в 26 ° 13' с.ш. 158 ° 13' з.д. / 26,217 ° с.ш. 158,217 ° з.д. , в 330 статутных милях (530 км) к северу от Гонолулу , Гавайи , и в 5,3 морских милях (9,8 км) от основного спасательного судна , военного корабля США « Окинава» .
Потеря парашюта не имела никаких последствий для капсулы, которая была спроектирована для безопасного приземления всего на двух парашютах, причем третий парашют был резервным на случай, если один парашют выйдет из строя. После приводнения капсула осталась в вертикальном положении, а это означало, что их восстановление не замедлилось, пока она выправилась сама. Водолазы с Окинавы уже через несколько минут прибыли к капсуле, прикрепили морской якорь и открыли люк, чтобы погрузить команду на спасательный плот . «Аполлон-15» стал первой миссией, в которой экипаж не отправился на карантин в случае наличия каких-либо лунных микроорганизмов после того, как в ходе предыдущих полетов было обнаружено, что Луна безжизненна.
Их доставили самолетом на базу ВВС Хикам на Гавайях . Оттуда их переправили на самолете Lockheed JetStar на базу ВВС Эллингтон в Хьюстоне .
Командный модуль выставлен в Национальном музее ВВС США , на базе ВВС Райт-Паттерсон , недалеко от Дейтона, штат Огайо.
СМИ
[ редактировать ]- Уорден предпринимает выход в открытый космос, чтобы извлечь кассеты с пленкой из модуля научных приборов .
- Спуск и приводнение Аполлона-15.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хронология Аполлона-15 , NASA.gov.
- Чайкин, Андрей (1994). Человек на Луне: Путешествия астронавтов Аполлона . Викинг. ISBN 0-670-81446-6 .
- Харланд, Дэвид М. (1999). Исследование Луны: экспедиции Аполлона . Спрингер/Издательство Praxis. ISBN 1-85233-099-6 .
- Центр пилотируемых космических кораблей НАСА (1972 г.). Предварительный научный отчет Аполлона-15 . Научно-техническое бюро НАСА.
- Журнал полетов Аполлона-15 . Проверено 17 июня 2005 г.
- Журнал лунной поверхности Аполлона-15. Архивировано 17 января 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 17 июня 2005 г.
- «Аполлон в цифрах: статистический справочник», Ричард В. Орлофф (НАСА) . Проверено 17 июня 2005 г.
- Страница NSSDC «Аполлон-15» . Проверено 17 июня 2005 г.
- Отчет миссии «Аполлон-15» об аномалиях № 1. Основной отказ парашюта . Проверено 23 марта 2019 г.