Jump to content

Аполлон 5

Послушайте эту статью

Аполлон 5
Лунный модуль 1 соединяется с адаптером «Космический корабль – LM» (SLA) в рамках подготовки к запуску под названием «Аполлон-5».
Тип миссии Беспилотный полет на околоземной орбите LM ( B )
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ
  • Этап восхождения: 1968-007А.
  • Этап спуска: 1968-007Б.
  • С-IVB: 1968-007C
САТКАТ нет. 3106
Продолжительность миссии 11 часов 10 минут
Орбиты завершены 7
Свойства космического корабля
Космический корабль Лунный модуль Аполлона -1
Производитель Грумман
Стартовая масса 14 360 кг (31 660 фунтов) [1]
Начало миссии
Дата запуска 22 января 1968 г., 22:48:09 ( 1968-01-22UTC22:48:09Z ) UTC
Ракета Сатурн ИБ СА-204
Запуск сайта Мыс Кеннеди LC-37B
Конец миссии
Утилизация Неконтролируемый вход в атмосферу
Деактивирован 23 января 1968 г., 9:58 ( 1968-01-23UTC09:59Z ) UTC
Дата распада
  • Этап восхождения: 24 января 1968 г. ( 1968-01-25 )
  • Этап спуска: 12 февраля 1968 г. ( 13 февраля 1968 г. )
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая околоземная орбита
Высота перигея 167 километров (90 миль) [1]
Высота апогея 222 километра (120 миль) [1]
Наклон 31,63 градуса [1]
Период 88,4 минуты [1]
Эпоха 22 января 1968 г. [2]

«Аполлон-5» (запущен 22 января 1968 года), также известный как AS-204 , был первым беспилотным полетом лунного модуля «Аполлон» (LM), который позже доставит астронавтов на поверхность Луны. Ракета Saturn IB с LM стартовала с мыса Кеннеди 22 января 1968 года. Миссия прошла успешно, хотя из-за проблем с программированием была выполнена альтернативная миссия по сравнению с первоначально запланированной.

Как и «Аполлон-4» , этот полет был надолго отложен, отчасти из-за неудач в разработке LM, производимого Grumman Aircraft . Первоначальная ракета Saturn IB, которая должна была доставить в космос первый LM (LM-1), была снята во время задержек и заменена той, которая могла бы запустить Аполлон-1, если бы не произошел пожар космического корабля, в результате которого погибли три астронавта. LM-1 прибыл в Космический центр Кеннеди в июне 1967 года; Следующие месяцы были заняты тестированием и размещением LM на вершине Saturn IB. После последней задержки из-за неисправности оборудования обратный отсчет начался 21 января 1968 года, и на следующий день космический корабль был запущен.

Как только корабль достиг орбиты и LM отделился от ракеты-носителя S-IVB , началась программа орбитальных испытаний, но запланированный запуск был автоматически прерван, когда компьютер управления Аполлона обнаружил, что корабль движется не так быстро, как планировалось. Руководитель полета Джин Кранц и его команда из Центра управления полетами в Хьюстоне быстро выбрали альтернативную миссию, в ходе которой цели миссии по испытанию LM-1 были достигнуты. Миссия оказалась настолько успешной, что запланированная вторая беспилотная миссия по испытанию LM была отменена, что способствовало реализации планов НАСА по высадке астронавта на Луну к концу 1960-х годов.

В 1961 году президент США Джон Ф. Кеннеди призвал Соединенные Штаты высадить астронавта на Луну к концу десятилетия с безопасным возвращением на Землю. [3] После продолжительных дебатов НАСА (правительственное космическое агентство США) в конце 1962 года решило, что в лунных миссиях будет использоваться место встречи на лунной орбите , в ходе которого весь космический корабль «Аполлон» будет выведен на лунную орбиту с помощью третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн-5» (так называемой S-2) . ИВБ ). Оказавшись на лунной орбите, астронавты, которые должны были приземлиться на Луну, вошли в то, что тогда называлось лунным экскурсионным модулем (ЛЕМ) (позже названным лунным модулем (ЛМ)). Этот корабль отделится от командно-служебного модуля (CSM) «Аполлона» и приземлится на Луне. Когда астронавты будут готовы вернуться, они войдут в LM, взлетят и повторно состыкуются с CSM. Как только экипаж снова войдет в CSM, они выбросят лунный модуль и вернутся на Землю в CSM. [4] В 1962 году НАСА пригласило одиннадцать компаний принять участие в тендере на контракт на строительство LM. 7 ноября 1962 года НАСА объявило о заключении контракта с компанией Grumman в Бетпейдже, штат Нью-Йорк . [5]

Задержки

[ редактировать ]

Как и в случае с «Аполлоном-4» , для «Аполлона-5» были значительные задержки. Основной причиной задержек «Аполлона-5» был LM, который отставал от графика. Менеджер программы «Аполлон» генерал-майор Сэмюэл К. Филлипс первоначально надеялся, что беспилотный испытательный полет LM-1, первого лунного модуля, будет запущен в апреле 1967 года. Ожидая шесть месяцев для проверки и испытаний корабля, НАСА попросило Груммана предоставить LM -1 доставлен в Космический центр Кеннеди во Флориде к сентябрю 1966 года, но из-за трудностей в производстве LM-1 поставка неоднократно откладывалась. Дата поставки все еще была неопределенной, когда AS-206, ракета-носитель «Сатурн IB» , которая планировала вывести LM-1 на орбиту, была установлена ​​на стартовом комплексе 37 в январе 1967 года. После пожара в том же месяце, в результате которого погиб экипаж «Аполлона-1» , ракета-носитель запланированный для Аполлона-1, AS-204 был перенесен со стартового комплекса 34 на стартовый комплекс 37 и заменен AS-206. [6] Это было сделано потому, что AS-204 был последним Saturn IB с полным набором инструментов для исследований и разработок, и, поскольку полет с экипажем был приостановлен, НАСА хотело использовать этот ускоритель для первого полета LM. [7] [а]

Поскольку LM еще не было в наличии, Грумман построил фанерный макет одного из них на стартовом комплексе 37, чтобы облегчить проверку объектов. [9] 12 мая 1967 года менеджер космического корабля программы «Аполлон» Джордж М. Лоу проинформировал штаб-квартиру НАСА, что Грумман пообещал доставить 28 июня LM-1, хотя Лоу отметил, что этой цели будет трудно достичь. [10] 23 июня LM-1 прибыл к мысу Кеннеди на борту Aero Spacelines компании Super Guppy ; четыре дня спустя ступени были соединены друг с другом. [9] [11] Команда из 400 человек под руководством Джона Дж. Уильямса, ветерана операций по запуску Меркурия и Джемини , проверила соответствие LM-1 спецификациям, после чего они контролировали технических специалистов Grumman, которые тестировали и модифицировали аппарат. [11] Из-за утечек на этапе подъема LM эти две ступени были отключены в августе, а после того, как они были исправлены и ступени повторно соединены, возникла еще одна утечка, и в сентябре этапы были снова отключены. За это время компания Grumman вывезла в ремонт несколько единиц оборудования; В октябре этапы снова были пересоединены. [9]

По состоянию на 6 сентября 1967 года «Аполлон-5» отставал примерно на 39 дней от плана, установленного 18 июля, но все известные проблемы были устранены, за исключением некоторых утечек из двигательной установки. [12] Большинство документов миссии было готово к концу 1967 года; Директор миссии Уильям К. Шнайдер издал правила миссии 18 ноября 1967 года. На следующий день LM-1 был соединен со своей ракетой-носителем, а испытания готовности космического корабля были завершены в декабре. В начале января 1968 года офис администратора НАСА Джеймса Э. Уэбба объявил, что «Аполлон-5» будет запущен не ранее 18 января 1968 года. Незначительные неисправности, такие как засорение фильтров, привели к некоторым дополнительным задержкам. Демонстрационный тест обратного отсчета завершился 19 января, а 21 января начался сокращенный 22-часовой обратный отсчет. [13] [14]

Большой самолет открылся, чтобы показать его салон, в котором находится огромный упаковочный ящик (ЛМ-1).
LM-1 доставлен самолетом Super Guppy , 23 июня 1967 г.

«Аполлон-5» предназначался для проверки работы подсистем LM. Во время полета включались двигатели подъема и спуска. Будет проведено испытание « пожар в дыре », чтобы убедиться, что ступень подъема все еще может работать, будучи прикрепленной к ступени спуска, - процедура, которая будет использоваться на поверхности Луны и в случае прерванной посадки на Луну. Это включало в себя отключение спускаемой ступени, переключение управления и питания на подъемную ступень и запуск подъемного двигателя, пока две ступени все еще были соединены. Термин «огонь в яме» произошел от термина, используемого в горнодобывающей промышленности, когда собираются использовать взрывчатые вещества. [13] [15] [16] Дополнительные испытания заключались в проверке возможности перезапуска двигателей LM после первого использования. [17] Помимо тестирования систем LM, «Аполлон-5» должен был протестировать приборный блок в конфигурации «Сатурн-5». [9]

Ожидалось, что этап подъема LM-1 останется на орбите около двух лет, прежде чем снова войдет в атмосферу и распадется, а этап спуска - около трех недель. [18]

Оборудование

[ редактировать ]
Ракета стоит на стартовой площадке
Аполлона-5 Сатурн-IB на стартовой площадке

«Аполлон-5» был выведен на орбиту кораблем «Сатурн IB», получившим обозначение SA-204R, который был закреплен за «Аполлоном-1». Первоначально доставленный на мыс Кеннеди в августе 1966 года, он пережил пожар невредимым, пройдя после пожара проверку на наличие коррозии или других повреждений. повреждать. [9] [11] [19] Воспламеняющая масса ракеты-носителя, включая космический корабль и топливо, составила 589 413 кг (1 299 434 фунта). [20]

Космический корабль для этой миссии имел высоту 55 метров (180 футов), но имел приземистый вид, поскольку у него не было ни CSM, ни системы эвакуации при запуске. Вместо этого LM был размещен внутри адаптера космического корабля-лунного модуля (SLA) в верхней части штабеля корабля. [11] SLA, получившая номер SLA-7, [21] находился чуть ниже носовой крышки в стопке и имел четыре панели, которые открывались после сброса носовой крышки на орбите, позволяя комнате LM отделиться и уйти. [22]

LM, получивший обозначение LM-1, был первым готовым к полету лунным модулем «Аполлона». Для экономии веса и потому, что во время испытательного полета в них не было необходимости, у LM-1 не было посадочных опор. [23]

После того, как одно из окон LM-5 (который должен был летать на Аполлоне-11 ) сломалось во время испытаний в декабре 1967 года, представители НАСА решили заменить окна LM-1 алюминиевыми пластинами из опасений, что окно может выйти из строя в полете. [24] Поскольку на борту не было астронавтов, на LM-1 был установлен программист миссии, который мог управлять кораблем удаленно. [25] Не все системы LM-1 были полностью активированы и не были полностью загружены расходными материалами: например, его основные батареи были частично разряжены во избежание осложнений, связанных с перенапряжением, а кислородные баллоны для систем экологического контроля были заполнены лишь частично. [26]

22 января 1968 года «Аполлон-5» стартовал со стартового комплекса 37B на базе ВВС на мысе Кеннеди. [23] в 17:48:08 по восточному стандартному времени (22:48:08 UTC). [9] Saturn IB сработал отлично, выведя вторую ступень и LM на орбиту размером 88 на 120 морских миль (163 на 222 км). [1] [б] Носовой обтекатель был отброшен, и после полета в 43 минуты 52 секунды LM отделился от адаптера на орбите размером 90 на 120 морских миль (167 на 222 км). [1]

После двух витков был начат первый запланированный 39-секундный запуск спускаемого двигателя, но он был прерван всего через четыре секунды компьютером управления Аполлоном , который обнаружил, что космический корабль движется не так быстро, как ожидалось. Это произошло потому, что один из клапанов двигателя подозревался в негерметичности и не был активирован до тех пор, пока не пришло время запустить двигатель на орбите, а это означало, что топливу потребовалось больше времени, чтобы достичь двигателя, что привело к задержке. Программисты могли бы скорректировать программное обеспечение с учетом этого, но им об этом не сказали. К тому же цистерны были заполнены лишь наполовину, и это способствовало медлительности корабля. Если бы это произошло во время полета с экипажем, астронавты смогли бы проанализировать ситуацию и решить, следует ли перезапустить двигатель. [13] [27]

Двое мужчин средних лет сидят за консолями в наушниках.
Директор по производству полетов Кристофер К. Крафт (слева) и директор Центра пилотируемых космических полетов Роберт Р. Гилрут в Центре управления полетами во время Аполлона-5

Джин Кранц был руководителем полета Аполлона-5. [16] Центр управления полетами под командованием Кранца принял решение о плане проведения испытаний двигателя и «огонь в дыре» под ручным управлением. У космического корабля были проблемы со связью, и пропуск этих испытаний означало бы провал миссии. Несмотря на это, команда Кранца выполнила все работы. [28] Ступень подъема вышла из-под контроля через восемь часов после начала миссии после завершения сгорания двигателя из-за проблемы с системой наведения. [29]

Ступени остались на достаточно низкой орбите, так что сопротивление атмосферы вскоре привело бы к затуханию их орбит и возвращению в атмосферу. Этап восхождения возобновился 24 января и сгорел; стадия спуска возобновилась 12 февраля, упав в Тихий океан в нескольких сотнях миль к юго-западу от Гуама . [30] [31] Моделирование показало, что ступень S-IVB ракеты-носителя (1968-007B) повторно вошла в полет примерно через 15,5 часов. [32]

Менеджер программы космических кораблей «Аполлон» Джордж М. Лоу сказал, что успех «Аполлона-5» «был обусловлен тем, что у нас было хорошее оборудование; это было связано с тем, что у нас были выдающиеся команды управления полетом под умелым руководством Джина Кранца». [23] Несмотря на проблемы во время сгорания спускаемого двигателя, НАСА сочло миссию успешной в демонстрации систем LM, и второе беспилотное летное испытание с использованием LM-2 было отменено. [32] Первый полет LM с экипажем состоялся на корабле «Аполлон-9» в марте 1969 года. [33]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ракета-носитель AS-206 впоследствии была предназначена для потенциального второго беспилотного полета LM, а когда в этом оказалось ненужным, была помещена на долгосрочное хранение. Он был отремонтирован для полета с экипажем и полетел в 1973 году в качестве ракеты-носителя для Скайлэб-2 , доставив первый экипаж на эту космическую станцию . [8]
  2. ^ То есть перигей 163 км и апогей 222 км.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Аполлон-5» . Координированный архив данных НАСА по космическим наукам . Проверено 26 сентября 2016 г.
  2. ^ Макдауэлл, Джонатан . «САТКАТ» . Космические страницы Джонатана . Проверено 23 марта 2014 г.
  3. ^ «Обзор миссии Аполлона-11» . НАСА . 21 декабря 2017 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
  4. ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 25–26.
  5. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 26.
  6. ^ Бенсон и Фаэрти 1978 , с. 435.
  7. ^ Космонавтика 1967 , с. 81.
  8. ^ Лапейдж, Эндрю (25 мая 2018 г.). «SA-206: Одиссея Сатурна IB» . Дрю из машины . Проверено 12 сентября 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Орлофф и Харланд 2006 , с. 139.
  10. ^ Эртель и др. , с. 132.
  11. ^ Jump up to: а б с д Брукс 1979 , с. 241.
  12. ^ Эртель и др. , стр. 153–154.
  13. ^ Jump up to: а б с Брукс 1979 , с. 242.
  14. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 140.
  15. ^ Пресс-кит , стр. 2–4.
  16. ^ Jump up to: а б Венок 2000 , с. 215.
  17. ^ Пресс-кит , с. 2.
  18. ^ Пресс-кит , с. 5.
  19. ^ Пресс-кит , с. 20.
  20. ^ Пресс-кит , с. 19.
  21. ^ «Аполлон/Скайлэб ASTP и основные конечные элементы орбитального корабля шаттла» (PDF) . НАСА . Март 1978 г. с. 10.
  22. ^ Пресс-кит , стр. 9–10.
  23. ^ Jump up to: а б с «50 лет назад: Лунный модуль Аполлона» . НАСА . 24 января 2018 года . Проверено 11 сентября 2021 г.
  24. ^ Эртель и др. , стр. 185, 190.
  25. ^ Пресс-кит , с. 6.
  26. ^ Пресс-кит , стр. 10–11.
  27. ^ Эйлс, Дон (6 февраля 2004 г.). Сказки из компьютера управления лунным модулем . 27-я ежегодная конференция по руководству и контролю . Брекенридж, Колорадо: Американское астронавтическое общество.
  28. ^ Кранц 2000 , стр. 218–220.
  29. ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 142–143, 150.
  30. ^ Орлов и Харланд 2006 , стр. 142–144.
  31. ^ Эванс, Бен (2010). Побег из уз земли: пятидесятые и шестидесятые годы . Спрингер. п. 435. ИСБН  9780387790930 .
  32. ^ Jump up to: а б Орлофф и Харланд 2006 , с. 143.
  33. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 223.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 15 минут )
Duration: 14 minutes and 41 seconds.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 19 июля 2023 г. ( 19 июля 2023 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 380717b14e1061a060c5cf852d29ce6a__1716532140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/6a/380717b14e1061a060c5cf852d29ce6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apollo 5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)