Jump to content

Аполлон-9

Аполлон-9
CM Пилот Дэвид Скотт выполняет выход в открытый космос стоя.
из CM Gumdrop , вид из пристыкованного LM Spider
Тип миссии Пилотируемая околоземная орбита
Полет CSM/LM ( D )
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ
  • ЦСМ: 1969-018А [1]
  • Этап восхождения LM: 1969-018C [1]
  • Спускаемый этап LM: 1969-018D [1]
САТКАТ нет.
  • ЦСМ: 3769
  • ЛМ: 3771
Продолжительность миссии 10   дней, 1   час, 54   секунды [2]
Орбиты завершены 151 [3]
Свойства космического корабля
Космический корабль
Производитель
Стартовая масса 95 231 фунт (43 196 кг) [4]
Посадочная масса 11 094 фунта (5 032 кг)
Экипаж
Размер экипажа 3
Члены
Позывной
  • CSM: Гамдроп
  • ЛМ: Паук
выходы в открытый космос 1
выхода в открытый космос Продолжительность 77   минут
Начало миссии
Дата запуска 3 марта 1969 г., 16:00:00 ( 1969-03-03UTC16Z )   UTC
Ракета Saturn V SA-504
Запуск сайта Кеннеди LC-39A
Конец миссии
Восстановлен Военный корабль США Гуадалканал
Дата распада 23 октября 1981 г. (этап восхождения LM).
Дата посадки 13 марта 1969 г., 17:00:54 ( 1969-03-13UTC17:00:55Z )   UTC
Посадочная площадка Северная часть Атлантического океана
23 ° 15' с.ш. 67 ° 56' з.д.  /  23,250 ° с.ш. 67,933 ° з.д.  / 23,250; -67,933  ( Приводнение Аполлона-9 )
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая околоземная орбита
Высота перигея 110 морских миль (204 км)
Высота апогея 268 морских миль (497 км)
Наклон 33,8   градуса
Период 91,55   минут
Эпоха 5 марта 1969 г. [5]
Стыковка с LM
Дата стыковки 3 марта 1969 г., 19:01:59   UTC
Дата расстыковки 7 марта 1969 г., 12:39:06   UTC
Стыковка с подъемной ступенью LM
Дата стыковки 7 марта 1969 г., 19:02:26   UTC
Дата расстыковки 7 марта 1969 г., 21:22:45   UTC
Эмблема Аполлона-9Экипаж Аполлона-9
Слева направо: Макдивитт , Скотт , Швейкарт.

«Аполлон-9» (3–13 марта 1969 г.) был третьим полетом человека в космос в рамках НАСА программы «Аполлон» . Выполненный на низкой околоземной орбите , это была вторая пилотируемая миссия «Аполлон», запущенная Соединенными Штатами с помощью ракеты «Сатурн-5» , и первый полет полного космического корабля «Аполлон» : командно-служебного модуля (CSM) с лунным модулем (LM). . Миссия была выполнена для того, чтобы подготовить LM к работе на лунной орбите в рамках подготовки к первой высадке на Луну путем демонстрации его спуска и двигательных систем подъема , показав, что его экипаж может управлять им независимо, а затем снова встретиться и состыковаться с CSM, как это потребуется. для первой пилотируемой посадки на Луну . Другие цели полета включали в себя запуск спускаемого двигателя LM для приведения в движение штабеля космического корабля в качестве резервного режима (как это потребуется в миссии «Аполлон-13» ) и использование портативного рюкзака системы жизнеобеспечения за пределами кабины LM.

Экипаж из трёх человек состоял из командира Джеймса МакДивитта , пилота командного модуля Дэвида Скотта и пилота лунного модуля Расти Швейкарта . В ходе десятидневной миссии они протестировали системы и процедуры, имеющие решающее значение для посадки на Луну, включая двигатели LM, ранцевые системы жизнеобеспечения, навигационные системы и маневры стыковки.

После запуска 3 марта 1969 года экипаж совершил первый пилотируемый полет лунного модуля, первую его стыковку и эвакуацию, один выход двух человек в открытый космос (EVA) и вторую стыковку двух пилотируемых космических кораблей — через два месяца после запуска. Советы « осуществили перевод экипажа в открытый космос между кораблями Союз-4» и «Союз-5» . Миссия завершилась 13 марта и увенчалась полным успехом. Это доказало, что LM достоин пилотируемого космического полета, подготовив почву для генеральной репетиции высадки на Луну «Аполлона-10» перед конечной целью — высадкой на Луну.

Предыстория миссии

[ редактировать ]

В апреле 1966 года Макдивитт, Скотт и Швейкарт были выбраны директором по эксплуатации летных экипажей Диком Слейтоном в качестве второго экипажа Аполлона. Их первоначальная работа заключалась в поддержке первого экипажа Аполлона, который был выбран, Гаса Гриссома , Эда Уайта и Роджера Чаффи , для первого пилотируемого испытательного полета на околоземную орбиту командно-служебного модуля блока I. [6] обозначен AS-204 . Задержки в разработке блока I CSM подтолкнули AS-204 к 1967 году. В пересмотренном плане экипаж МакДивитта был запланирован для второго пилотируемого CSM, который должен был встретиться на околоземной орбите с беспилотным LM, запускаемым отдельно. Третья пилотируемая миссия под командованием Фрэнка Бормана должна была стать первым запуском Сатурна-   5 с экипажем. [7]

27 января 1967 года экипаж Гриссома проводил испытания на стартовой площадке запланированной на 21 февраля миссии, которую они назвали «Аполлон-1» , когда в кабине вспыхнул пожар, в результате которого погибли все трое мужчин. [8] Последовала полная проверка безопасности программы «Аполлон». [9] В это время «Аполлон-5» — беспилотный запуск для испытания первого лунного модуля (ЛМ-1). состоялся [10]

Согласно новому графику, первой пилотируемой миссией «Аполлона», отправившейся в космос, станет «Аполлон-7» , запланированный на октябрь 1968 года. Эта миссия, которая должна была проверить командный модуль блока II , не включала лунный модуль. [11] В 1967 году НАСА приняло серию обозначенных буквами миссий, ведущих к высадке экипажа на Луну, «миссию G», завершение одной из которых является предпосылкой для следующей. [12] «Аполлон   -7» должен был стать миссией «C   », но миссия «D   » требовала испытаний лунного модуля с экипажем, который отставал от графика и ставил под угрозу цель Джона Ф. Кеннеди — американцы ходили по Луне и благополучно возвращались на Землю. конец 1960-х годов. [13] [14] Экипаж МакДивитта был объявлен НАСА в ноябре 1967 года основным экипажем миссии D   - длительных испытаний командного и лунного модулей на околоземной орбите. [15]

Стремясь сохранить цель Кеннеди в графике, в августе 1968 года менеджер программы «Аполлон» Джордж М. Лоу предположил, что, если «Аполлон   -7» в октябре пройдет успешно, «Аполлон   -8» выйдет на лунную орбиту без LM. [номер 1] До этого «Аполлон   -8» был миссией D   , а «Аполлон-   9» — «миссией E», проходившей испытания на средней околоземной орбите . [12] [14] [17] После того, как НАСА одобрило отправку «Аполлона   -8» на Луну, а «Аполлон-   9» сделало миссией D   , Слейтон предложил МакДивитту возможность остаться с «Аполлоном   -8» и, таким образом, выйти на лунную орбиту. Макдивитт отказался от имени своей команды, предпочтя остаться в   миссии D, ныне Аполлон-   9. [18] [19]

Аполлон-   7 прошел успешно, экипажи поменялись. [20] Смена экипажа также повлияла на то, кто первыми астронавтами экипажи «Аполлона   -8» и   высадится на Луну, поскольку, когда поменялись «Аполлона-9», поменялись и резервные экипажи. Поскольку эмпирическое правило заключалось в том, что резервные экипажи должны были лететь в качестве основного экипажа тремя миссиями позже, это позволило экипажу Нила Армстронга (дублёр Бормана) совершить первую попытку приземления на Аполлон-11 вместо Пита Конрада . экипажа [21] совершивший вторую посадку на Аполлон-12 . [22]

Экипаж и ключевой персонал управления полетами

[ редактировать ]
Позиция [23] Астронавт
Командир Джеймс А. МакДивитт
Второй и последний космический полет
Пилот командного модуля (CMP) Дэвид Р. Скотт
Второй космический полет
Пилот лунного модуля (ЛМП) Рассел Л. Швейкарт
Только космический полет

Макдивитт служил в ВВС; выбранный в состав второй группы астронавтов в 1962 году, он был командиром корабля «Джемини-4» (1965). [24] Скотт, также работавший в ВВС, был выбран в третью группу астронавтов в 1963 году и летал вместе с Нилом Армстронгом на корабле «Джемини-8» первая стыковка космического корабля . , на котором была произведена [25] Швейкарт, гражданский человек, служивший в ВВС и Национальной гвардии Массачусетса , был выбран астронавтом Группы   3, но не был назначен на миссию «Джемини» и не имел опыта космических полетов. [26]

Дублирующий экипаж состоял из Пита Конрада в качестве командира, пилота командного модуля Ричарда Ф. Гордона-младшего и пилота лунного модуля Алана Л. Бина . Этот экипаж летал в качестве основного на «Аполлоне-12» в ноябре 1969 года. Экипаж поддержки «Аполлона   -9» состоял из Стюарта А. Русы , Джека Р. Лусмы , Эдгара Д. Митчелла и Альфреда М. Уордена . Лусма не был первоначальным членом   вспомогательной команды «Аполлона-9», но был назначен после того, как Фред В. Хейз-младший был переведен на должность резервного пилота лунного модуля на «Аполлоне-8» - несколько астронавтов были переведены после Майкла Коллинза удаления из экипажа. основной экипаж Аполлона-   8 из-за лечения костных шпор . [15] [27]

Руководителями полетов были Джин Кранц (первая смена), Джерри Гриффин (вторая смена) и Пит Франк (третья смена). Капсульными коммуникаторами были Конрад, Гордон, Бин, Уорден, Руса и Рональд Эванс . [28]

Знаки отличия миссии

[ редактировать ]
Обе стороны серебряной медали
Аполлона -9   для космического полета Серебряный медальон Роббинса

На круглой нашивке изображен рисунок ракеты Сатурн V с буквами США. Справа от него показан Apollo CSM рядом с LM, причем нос CSM направлен на «входную дверь» LM, а не на его верхний стыковочный порт. ЦСМ ведет ракетный огонь по кругу. Имена экипажа расположены вдоль верхнего края круга, а АПОЛЛОН IX — внизу. Буква «D» в имени МакДивитта закрашена красным, чтобы обозначить, что это была   миссия «D» в алфавитной последовательности миссий Аполлона. Патч был разработан Алленом Стивенсом из Rockwell International . [29]

Планирование и обучение

[ редактировать ]
Командный модуль Аполлона с людьми внутри
Макдивитт, Скотт и Швейкарт готовятся к миссии AS-205/208 на первом космическом корабле Блока II и в скафандрах, которые все еще сохраняли большую часть пожароопасности, которую   имел космический корабль Аполлон-1.

Основная цель «Аполлона-9» заключалась в том, чтобы подготовить LM для пилотируемого полета на Луну, продемонстрировав, среди прочего, что он может выполнять в космосе маневры, необходимые для посадки на Луну, включая стыковку с CSM. [30] Колин Берджесс и Фрэнсис Френч в своей книге о программе «Аполлон» назвали команду МакДивитта одной из самых подготовленных за всю историю — они работали вместе с января 1966 года, сначала в качестве дублеров для «Аполлона-1», и им всегда было поручено первыми приступить к работе. летать на ЛМ. Директор полета Джин Кранц считал экипаж «Аполлона-   9» наиболее подготовленным к своей миссии и считал Скотта чрезвычайно знающим CMP. [31] Члены экипажа прошли около 1800 часов специальной подготовки, то есть около семи часов на каждый час, который они проведут в полете. Их обучение даже началось за день до   пожара на Аполлоне-1, на самом первом космическом корабле Блока II, на котором они изначально должны были летать. Они принимали участие в проверке автомобилей CSM на North American Rockwell заводе в Дауни, Калифорния , и LM на Grumman заводе в Бетпейдже, Нью-Йорк . Они также участвовали в испытаниях модулей на космодроме. [32]

Среди видов тренировок, которые прошел экипаж, было моделирование невесомости как под водой, так и на « Рвотной комете» . В ходе этих учений они отрабатывали запланированные выходы в открытый космос (EVA). Они отправились в Кембридж, штат Массачусетс , для обучения работе с компьютером управления Apollo (AGC) в Массачусетском технологическом институте . Экипаж изучал небо в планетарии Морхеда и в планетарии Гриффита , уделяя особое внимание 37 звездам, используемым AGC. Каждый из них провел более 300 часов на симуляторах CM и LM в Космическом центре Кеннеди (KSC) и в Хьюстоне, причем некоторые из них были связаны с живым участием Центра управления полетами. Дополнительное время было потрачено на тренажерах в других локациях. [33]

Большую ракету перемещают на гусеничном ходу
Ракету-носитель Аполлона-   9 доставляют на площадку 39А.

Первая миссия, в которой использовались CSM, LM и Сатурн   -5, «Аполлон   -9», дала команде подготовки к запуску в KSC первую возможность смоделировать запуск миссии по высадке на Луну. LM прибыл из Груммана в июне 1968 года и подвергся обширным испытаниям, в том числе в барокамере, имитирующей космические условия. Когда это произошло, другие технические специалисты собрали Saturn   V внутри здания сборки автомобилей (VAB). CM и SM прибыли в октябре, но даже опытная команда KSC из Северной Америки не смогла их объединить. Когда на посадочном модуле была установлена ​​барокамера, ее место занял CSM, предоставив LM возможность установки такого оборудования, как радар сближения и антенны. Длительных задержек не произошло, и 3 января 1969 года ракета-носитель была выведена из ВАБ и перевезена на стартовый комплекс 39 на гусеничном ходу А. Проверка готовности к полету CM, LM и Saturn   V была проведена и прошла в последующие недели. [34]

Аппаратное обеспечение

[ редактировать ]

Ракета-носитель

[ редактировать ]

« Сатурн -5» (AS-504), использовавшийся на «Аполлоне   -9», был четвертым полётом, вторым, доставившим астронавтов в космос. [35] и первый, несущий лунный модуль. Хотя по конфигурации он аналогичен Сатурну   V, использовавшемуся на Аполлоне-8, в него было внесено несколько изменений. Внутренний сердечник камеры двигателя F-1 на первой ступени (S-IC) был удален, что позволило сэкономить вес и позволить незначительно увеличить удельный импульс . Вес также был снижен за счет замены обшивок баков с жидким кислородом на более легкие и за счет предоставления более легких версий других компонентов. Эффективность второй ступени S-II была увеличена за счет модернизированных двигателей J-2 и за счет системы использования топлива с замкнутым контуром, а не с разомкнутой системой Аполлона-8. [36] Из снижения веса на 3250 фунтов (1470 кг) на второй ступени около половины произошло за счет 16-процентного уменьшения толщины боковых стенок резервуара. [37]

Космический корабль, оборудование и позывные

[ редактировать ]
LM в корпусе на самолете в ангаре
ЛМ-3 прибывает в КСК, июнь 1968 г.

Аполлон   -9 использовал CSM-104, третий CSM Блока II, на борту которого находились астронавты. У «Аполлона-8» не было лунного модуля и стыковочного оборудования; «Аполлон   -9» управлял сборкой зонда и тормоза, используемой для стыковки, вместе с другим оборудованием, установленным рядом с передним люком CM; это позволило осуществить жесткую стыковку двух кораблей и внутреннюю передачу между CM и LM. [38] Если бы переключение миссий между «Аполлоном   -8» и   «Аполлоном -9» не произошло, в рамках миссии на околоземной орбите использовался бы CSM-103, который летал на «Аполлоне-8». [39]

Первоначально предполагалось, что миссия на околоземной орбите будет использовать LM-2 в качестве лунного модуля, но экипаж обнаружил в нем множество недостатков, многие из которых были связаны с тем, что это был первый готовый к полету лунный модуль с производственной линии Grumman. Задержка, вызванная сменой миссий, позволила получить LM-3, машину, которую экипаж нашел намного превосходящей. [40] Ни LM-2, ни LM-3 нельзя было отправить на Луну, поскольку оба были слишком тяжелыми; Программа снижения веса LM от Grumman стала полностью эффективной только с LM-5, предназначенным для Аполлона-11. [41] Небольшие трещины в структуре алюминиевого сплава LM-3 из-за таких напряжений, как вставка заклепки, оказались постоянной проблемой; Инженеры Grumman продолжали работать над их устранением до тех пор, пока в декабре 1968 года LM не пришлось установить на Saturn   V. [42] где он размещался внутри адаптера космического корабля-лунного модуля под номером SLA-11A. [43] LM-2 никогда не летал в космосе и находится в Национальном музее авиации и космонавтики . [44]

Синий командный модуль Gumdrop
Аполлона  Тренировка резервного экипажа -9 в Гамдропе

Астронавтам «Аполлона» были предоставлены ранние версии Sony Walkman — портативных кассетных магнитофонов , предназначенных для ведения наблюдений во время миссии. Экипаж «Аполлона   -9» был первым, кому разрешили принести с собой музыкальные микстейпы , по одному каждый, которые можно было воспроизводить на этом устройстве. Макдивитт и Скотт предпочитали легкую музыку и музыку в стиле кантри ; Швейкарта Кассета с классической музыкой пропала до девятого дня десятидневной миссии, когда ее подарил ему Скотт. [45] [46]

После того, как «Джемини-3» назвал корабль Молли Браун , НАСА запретило давать космическим кораблям названия. Гриссом [47] Тот факт, что во время миссии «Аполлон-   9» CSM и LM разделились и им потребовались разные позывные, заставил астронавтов «Аполлона-   9» настаивать на переменах. В симуляциях они начали называть CSM «Gumdrop», имя, вдохновленное внешним видом CM в синей защитной упаковке, в которой он был доставлен от производителя, а LM - «Пауком», вдохновленным внешним видом LM. с развернутыми посадочными ногами. [48] Сотрудники НАСА по связям с общественностью посчитали эти имена слишком неформальными, но в конечном итоге позывные получили официальную санкцию. [49] НАСА требовало более формальных позывных для будущих миссий, начиная с «Аполлона-11». [50]

Рюкзак системы жизнеобеспечения

[ редактировать ]
Мужчина в скафандре с большим рюкзаком
Швайкарт с рюкзаком жизнеобеспечения

Рюкзак Extravehicle Mobility Unit (EMU) впервые поднялся в воздух на Аполлоне-   9, который Швейкарт использовал во время выхода в открытый космос. [51] Сюда входила портативная система жизнеобеспечения (PLSS), обеспечивающая астронавта кислородом и водой для одежды с жидкостным охлаждением (LCG), которая помогала предотвратить перегрев во время выхода в открытый космос. [52] Также присутствовала система кислородной продувки (OPS), «скатка» на рюкзаке, которая могла обеспечивать кислород примерно на час, если PLSS выйдет из строя. [53] Более совершенная версия EMU использовалась для высадки на Луну корабля «Аполлон-11». [53]

Во время своего стендапа в открытый космос, [номер 2] Скотт не носил PLSS, но был подключен к системам жизнеобеспечения CM через шлангокабель с помощью клапана регулирования давления (PCV). Это устройство было создано в 1967 году для возможности выхода в открытый космос стоя из люков LM или CM или для непродолжительных выходов за пределы корабля. Позже он использовался Скоттом для выхода в открытый космос на лунную поверхность на корабле «Аполлон-15» , а также для выходов в открытый космос в дальний космос пилотами командного модуля последних трех полетов «Аполлона». [56]

Основные моменты миссии

[ редактировать ]

С первого по пятый дни (3–7 марта).

[ редактировать ]
Ракета взлетает
Запуск «Аполлона   -9» из Космического центра Кеннеди , 3 марта 1969 года.

Первоначально запланированный к запуску 28 февраля 1969 года старт «Аполлона-   9» был отложен, поскольку все трое астронавтов простудились, и НАСА не хотело рисковать, что миссия может быть нарушена. Для поддержания космического корабля в готовности требовались круглосуточные рабочие смены; задержка обошлась в 500 000 долларов. [57] Ракета стартовала с KSC в 11:00:00 по восточному стандартному времени (16:00:00 по Гринвичу) 3 марта. [58] Это было в пределах стартового окна, которое оставалось открытым еще три с четвертью часа. [28] В комнате управления стрельбой присутствовал вице-президент Спиро Агнью, представлявший новую администрацию Никсона . [59]

Макдивитт сообщил о плавности хода во время запуска, хотя присутствовала некоторая вибрация, и астронавты были удивлены, когда их подтолкнуло вперед, когда первая ступень Сатурна V перестала работать, прежде чем вторая ступень взяла на себя управление, когда их снова оттолкнули на диваны. [59] Каждый из первых двух этапов был немного хуже; недостаток более или менее восполняется третьей ступенью S-IVB . [60] Как только в миссии в 00:11:04.7 отключилась третья ступень, [61] «Аполлон   -9» вышел на парковочную орбиту размером 102,3 на 103,9 мили (164,6 на 167,2 км). [58]

Экипаж приступил к своей первой крупной орбитальной задаче с отделения CSM от S-IVB в 02:41:16 перед миссией, стремясь развернуться и затем состыковаться с LM, который находился на конце S-IVB. , после чего объединенный космический корабль отделится от ракеты. Если бы не удалось произвести такую ​​стыковку, высадка на Луну не могла бы состояться. В обязанности Скотта входило управление CSM, что он и сделал для успешной стыковки, поскольку стыковочный узел зонда и тормоза работал правильно. После того, как Макдивитт и Швейкарт осмотрели туннель, соединяющий CM и LM, собранный космический корабль отделился от S-IVB. Следующей задачей было продемонстрировать, что два состыкованных космических корабля могут управляться одним двигателем. Пятисекундное включение произошло в 05:59.01.1 в начале миссии, осуществленное с помощью служебной двигательной установки SM (SPS), после чего Скотт взволнованно сообщил, что LM все еще на месте. После этого S-IVB снова запустили, и ступень отправили на солнечную орбиту. [59] [61]

Маркированный рисунок двух пристыкованных космических кораблей
Конфигурация космического корабля Аполлон с состыкованными CSM (справа) и LM
I - ступень спуска лунного модуля; II – этап подъема лунного модуля; III – Командный модуль; IV – Сервисный модуль.
1 юбка спускаемого двигателя LM; 2 шасси ЛМ; лестница 3 ЛМ; 4 Выходная платформа; 5 Передний люк; 6 счетверенная система управления реакцией ЛМ; 7. Бортовая антенна S-диапазона (2); 8 Антенна РЛС сближения; 9 управляемая антенна S-диапазона; 10 боевой отсек командного модуля; 11 Радиаторы электроэнергетической системы; Счетверенная система управления реакцией 12 СМ; 13 Радиатор системы экологического контроля; 14 S-диапазона, управляемый

С 09:00:00 до 19:30:00 был назначен период сна. [62] Астронавты спали хорошо, но жаловались, что их будили передачи не на английском языке. Скотт предположил, что они, возможно, были на китайском языке. [63] Изюминкой второго дня на орбите (4 марта) стали три ожога СПС. [64] Первоначальный ожог, в 22:12:04.1, [61] длилось 110 секунд, [64] и включая поворот или «подвешивание» двигателя, чтобы проверить, может ли автопилот гасить вызванные колебания, что он и сделал в течение пяти секунд. Последовали еще два возгорания SPS, уменьшив запас топлива SM. [59] Космический корабль и двигатель прошли все испытания, иногда оказываясь более надежными, чем ожидалось. [65] Устойчивость CSM во время подвеса двигателя помогла в 1972 году МакДивитту, тогдашнему руководителю программы космических кораблей «Аполлон», одобрить продолжение программы «Аполлон-16» , когда его CSM испытывал нестабильность подвеса после отделения от LM. на лунной орбите. [66]

План полета на третий день пребывания в космосе заключался в том, чтобы командир и пилот лунного модуля вошли в LM, чтобы проверить его системы и использовать спускаемый двигатель для перемещения всего космического корабля. [67] Спускаемый двигатель был дублирующим СПС; возможность использовать его таким образом окажется решающей на Аполлоне-13 . [68] План полета был поставлен под сомнение, когда Швейкарта, страдающего болезнью космической адаптации , вырвало, а МакДивитта тоже стало тошнить. Они избегали резких физических движений, но из-за конверсионных маневров, связанных с надеванием скафандров на кассу LM, им стало плохо. Этот опыт позволил бы врачам узнать достаточно информации об этой болезни, чтобы астронавты могли избегать ее при высадке на Луну, но в то время Швейкарт опасался, что его рвота может поставить под угрозу цель Кеннеди. Они были достаточно здоровы, чтобы продолжить выполнение дневного плана, и вошли в LM, таким образом впервые в космической программе США перемещаясь между аппаратами и совершив первый в истории переход без необходимости выхода в открытый космос, как это делали советские космонавты. Затем люки были закрыты, хотя модули остались состыкованными, показывая, что связи и жизнеобеспечения Паука системы будут работать изолированно от систем Гамдропа . По команде посадочные опоры заняли положение, которое они должны были принять для посадки на Луну. [69]

Человек в скафандре на орбите космического корабля
Швейкарт во время выхода в открытый космос, сфотографирован Скоттом, стоящим в люке командного модуля.

В LM Швейкарта снова вырвало, из-за чего МакДивитт запросил частный канал для врачей в Хьюстоне. О первом эпизоде ​​не сообщалось на месте из-за его краткости, а когда средства массовой информации узнали о том, что случилось со Швейкартом, это вызвало «последствия и волну недружественных историй». [59] Они завершили проверку LM, включая успешный запуск спускаемого двигателя, и вернулись к Скотту в Гамдроп . [59] Горение длилось 367 секунд и имитировало схему дроссельной заслонки, которая будет использоваться во время посадки на Луну. [2] После их возвращения был произведен пятый запуск СПС, предназначенный для разворота   орбиты Аполлона-9 в рамках подготовки к встрече. [70] Это произошло в 54:26:12.3, [61] поднятие орбиты корабля до 142 на 149 миль (229 на 240 км). [2]

Программа четвертого дня (6 марта) заключалась в том, чтобы Швейкарт вышел из люка LM и направился по внешней стороне космического корабля к люку CM, где Скотт должен был помочь, демонстрируя, что это можно сделать в случае чрезвычайной ситуации. Швейкарт должен был носить рюкзак жизнеобеспечения, или PLSS , для выхода в открытый космос на поверхность Луны. [71] Это был единственный выход в открытый космос, запланированный перед посадкой на Луну, и, следовательно, единственная возможность проверить PLSS в космосе. Макдивитт первоначально отменил выход в открытый космос из-за состояния Швейкарта, но, когда пилот лунного модуля почувствовал себя лучше, решил позволить ему выйти из LM, а как только он окажется там, передвигаться по внешней стороне LM, используя поручни. Скотт стоял в люке КМ; оба мужчины фотографировали друг друга и проводили эксперименты снаружи своих автомобилей. Швейкарт обнаружил, что передвигаться легче, чем в симуляциях; и он, и Скотт были уверены, что Швейкарт мог бы завершить внешний перенос, если бы его потребовали, но считали это ненужным. [59] [72] Во время выхода в открытый космос Швейкарт использовал позывной «Красный вездеход», намек на цвет его волос. [73]

LM в полете, видна Земля
Аполлон-9 LM Паук

7 марта, на пятый день, произошло «ключевое событие всей миссии: разделение и сближение лунного модуля и командного модуля». [59] Лунный модуль не имел возможности вернуть космонавтов на Землю; [41] это был первый раз, когда космические путешественники летали на корабле, который не мог доставить их домой. [73] Макдивитт и Швейкарт вошли в LM заранее, получив разрешение сделать это без шлемов и перчаток, что облегчило настройку LM. [59] Когда Скотт в Гамдропе нажал кнопку, чтобы освободить LM, он сначала висел на защелках на конце стыковочного зонда, но он снова нажал кнопку, и Паук был освобожден. [74] Проведя около 45 минут возле Гамдропа , Паук вышел на немного более высокую орбиту, а это означает, что со временем два корабля разделятся, и Гамдроп будет впереди. [59] В течение следующих часов Макдивитт включил спускаемый двигатель LM на нескольких положениях дроссельной заслонки; к концу дня LM прошел тщательные испытания. [75] На расстоянии 115 миль (185 км) «Паук» выстрелил, чтобы снизить свою орбиту и, таким образом, начать догонять Гамдропа , процесс, который занял более двух часов, и ступень спуска была отменена. [59]

Вид CM изнутри
Интерьер Гамдропа

Подход и сближение проводились максимально близко к тому, что планировалось для лунных миссий. Чтобы продемонстрировать, что сближение может быть выполнено любым кораблем, Паук был активной стороной во время маневра. [76] Макдивитт подвел Паука близко к Гамдропу , а затем маневрировал LM, чтобы показать Скотту каждую сторону, позволяя ему осмотреть все повреждения. Затем Макдивитт пристыковал корабль. [59] Из-за яркого света Солнца у него возникли проблемы с этим, и Скотт провел его внутрь. Во время последующих миссий работа по стыковке двух космических кораблей на лунной орбите перешла к пилоту командного модуля. [77] После того, как Макдивитт и Швейкарт вернулись в Гамдроп , «Паук» был сброшен, его двигатель был запущен для истощения топлива удаленно Центром управления полетами в рамках дальнейших испытаний двигателя. [2] [59] имитирующий подъем ступени подъема с поверхности Луны. Это подняло Паука на орбиту с апогеем более 3700 морских миль (6900 км; 4300 миль). [78] Единственной крупной системой лунных модулей, которая не была полностью протестирована, был посадочный радар, поскольку это невозможно было сделать на околоземной орбите. [79]

С шестого по одиннадцатый дни (8–13 марта).

[ редактировать ]
Космический корабль спускается над океаном на парашютах
«Аполлон-9» приближается к приводнению в Атлантическом океане , 13 марта 1969 года.

«Аполлон-9» должен был оставаться в космосе около десяти дней, чтобы проверить, как CSM будет работать в течение периода времени, необходимого для лунной миссии. [77] Большинство крупных мероприятий было запланировано на первые дни, чтобы их можно было осуществить, если полет придется завершить досрочно. [80] Остальные дни на орбите следовало провести в более неторопливом темпе. [81] После достижения основных целей миссии люк-окно было использовано для специальной фотосъемки Земли с помощью четырех одинаковых камер Hasselblad , соединенных между собой и с использованием пленки, чувствительной к различным частям электромагнитного спектра . [82] Такая фотография позволила выявить различные особенности поверхности Земли, например, отследить загрязнение воды при выходе из устьев рек в море, [57] и подсветка сельскохозяйственных территорий с помощью инфракрасного излучения . [82] Система камер была прототипом и проложила путь для спутника Earth Resources Technology Satellite , предшественника серии Landsat . [83] Фотография прошла успешно, поскольку достаточное время на орбите означало, что экипаж мог подождать, пока пройдет облачность, и проинформировать о Скайлэба . планировании миссии [3]

Скотт использовал секстант для отслеживания ориентиров на Земле и направил инструмент в небо, чтобы наблюдать за планетой Юпитер, отрабатывая методы навигации, которые должны были использоваться в последующих миссиях. [84] Экипаж смог отследить спутник «Пегас-3» (запущен в 1965 году), а также этап подъема «Паука» . [3] Шестой запуск двигателя SPS произошел на шестой день, хотя он был отложен на один виток, поскольку системы управления реакцией работа двигателя (RCS), необходимая для осаждения реагентов в их баках, не была должным образом запрограммирована. Возгорание СПС опустило перигей   орбиты Аполлона-9. [30] что позволяет улучшить возможности схода с орбиты двигателя RCS в качестве резервной копии SPS. [85]

Космический корабль поднимается в воздух на корабль
Гамдроп поднят на борт военного корабля США Гуадалканал.

Было проведено серьезное тестирование CSM, но в основном за это отвечал Скотт, что позволило МакДивитту и Швейкарту в свободное время наблюдать за Землей; они предупреждали Скотта, если приближалось что-то особенно примечательное, позволяя ему на мгновение оставить работу и тоже посмотреть на Землю. [86] Седьмое включение системы СПС произошло на восьмой день, 10 марта; его целью снова было помочь RCS спуститься с орбиты, а также продлить срок службы Гамдропа на орбите . Это сместило апогей орбиты в южное полушарие, что позволило увеличить время свободного падения до входа, когда Аполлон-   9 вернулся на Землю. Горение было продлено, чтобы можно было протестировать систему измерения топлива, которая вела себя аномально во время предыдущих ожогов SPS. [30] [87] Как только это было бы выполнено,   двигатели RCS Аполлона-9 могли бы вернуть его на Землю и при этом позволить ему приземлиться в основной зоне восстановления, если бы двигатель SPS вышел из строя. Восьмой и последний запуск СПС для возвращения корабля на Землю был осуществлен 13 марта, менее чем через час после десятидневной отметки миссии, после чего служебный модуль был сброшен. Посадка была отложена на один виток из-за неблагоприятной погоды в основной зоне посадки. [88] около 220 морских миль (410 км; 250 миль) к востоку-юго-востоку от Бермудских островов. [89] [90] [91] Вместо этого «Аполлон   -9» приводнился в 160 морских милях (300 км; 180 миль) к востоку от Багамских островов, примерно в 3 милях (4,8 км) от спасательного авианосца USS Guadalcanal . [92] после миссии продолжительностью 10 дней, 1   час, 54 секунды. [93] «Аполлон   -9» был последним космическим кораблем, приводнившимся в Атлантическом океане за полвека, до миссии Crew Dragon Demo-1 в 2019 году. [94] [95] и последнее приводнение с экипажем в Атлантике до Inspiration4 в 2021 году. [96]

Расположение оборудования

[ редактировать ]
КМ в музейном экспонате
Гамдроп в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего

Аполлона-  Командный модуль 9 Gumdrop (1969-018A) выставлен в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего . [97] [98] Gumdrop ранее выставлялся в Мичиганском космическом и научном центре в Джексоне, штат Мичиган , до апреля 2004 года, когда центр закрылся. [99] Служебный модуль, сброшенный вскоре после схода с орбиты, снова вошел в атмосферу и распался. [89]

(1969-018C) вновь вступил в стадию подъёма . LM-3 Spider 23 октября 1981 года [100] Спускаемая ступень LM-3 Spider (1969-018D) вновь вошла 22 марта 1969 года, приземлившись в Индийском океане недалеко от Северной Африки . [100] [101] S-IVB (1969-018B) был отправлен на солнечную орбиту с начальным афелием 80 093 617 миль (128 898 182 км), перигелием 44 832 845 миль (72 151 470 км) и периодом обращения 245 дней. [102] По состоянию на 2020 год он остается на солнечной орбите. . [103]

Оценка и последствия

[ редактировать ]

заместитель администратора НАСА Джордж Мюллер Как выразился   : « Полет «Аполлона-9» был настолько успешным, насколько любой из нас когда-либо мог пожелать, а также настолько успешным, насколько любой из нас когда-либо видел». [92] Джин Кранц назвал Аполлон-   9 «чистым восторгом». [92] Директор программы «Аполлон» Сэмюэл К. Филлипс заявил: «Он во всех отношениях превзошел даже наши самые оптимистичные ожидания». [78] Аполлона-  Астронавт 11 Базз Олдрин стоял в Центре управления полетами, когда Паук и Гамдроп состыковались после отдельных полетов, и благодаря стыковке, по словам Эндрю Чайкина , «Аполлон-   9 выполнил все свои основные задачи. В тот момент Олдрин знал, что Аполлон-   10 также добьется успеха». и что он и Армстронг попытаются высадиться на Луну 24 марта НАСА официально заявило об этом». [104]

Луна в частичной фазе
Изображение Луны, сделанное с корабля «Аполлон   -9».

Хотя ему могли предложить командование миссией по высадке на Луну «Аполлона», Макдивитт решил покинуть отряд астронавтов после «Аполлона   -9», став менеджером программы космических кораблей «Аполлон» позже в 1969 году. Вскоре Скотту было поручено еще одно задание в космическом полете в качестве резервного командира «Аполлона-12». а затем был назначен командиром миссии «Аполлон-15» , приземлившейся на Луну в 1971 году. Швейкарт вызвался провести медицинское расследование своей космической болезни, но не смог избавиться от ее клейма и больше никогда не был назначен в основной экипаж. В 1977 году он взял отпуск в НАСА, который со временем стал постоянным. [105] Юджин Сернан , командир «Аполлона-17» , заявил, что, когда дело дошло до понимания космической болезни, Швейкарт «поплатился за них всех». [106]

После успеха «Аполлона-9» НАСА не проводило «миссию E» (дальнейшие испытания на средней околоземной орбите) и даже подумывало пропустить «миссию F», генеральную репетицию высадки на Луну, и сразу перейти к попытке приземления. Поскольку космический корабль, предназначенный для первой попытки посадки, еще собирался, этого сделано не было. [107] Представители НАСА также считали, что, учитывая прошлые трудности с LM, существует необходимость в дальнейшем испытательном полете перед фактической попыткой приземления, и что выход на орбиту Луны даст им возможность изучить концентрации массы там, которые повлияли на   орбиту Аполлона-8. . [108] По словам Френча и Берджесса, изучавших программу «Аполлон», «   успех «Аполлона-9» гарантировал, что следующая миссия «Аполлон» вернется на Луну». [107]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лунный модуль первоначально назывался «Лунный экскурсионный модуль», сокращенно и произносится как «ЛЕМ». После того, как название было сокращено до LM, сотрудники НАСА продолжали произносить LM как «лем». [16]
  2. ^ Выход в открытый космос стоя — это когда космонавт лишь частично выходит из космического корабля. [54] [55]
  1. ^ Jump up to: а б с Орлов и Харланд , с. 227.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Аполлон-9» . НАСА . 8 июля 2009 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Орлов и Харланд , с. 230.
  4. ^ Эзель 1988 , Таблица 2-37: «Характеристики Аполлона-9» .
  5. ^ Макдауэлл, Джонатан. «САТКАТ» . Космические страницы Джонатана . Проверено 23 марта 2014 г.
  6. ^ « Для Аполлона запланирована «открытая» орбита» . Питтсбург Пресс . Питтсбург, Пенсильвания. Юнайтед Пресс Интернешнл. 4 августа 1966 г. с. 20 . Получено 11 июля 2019 г. - из Новостей Google.
  7. ^ Брукс и др. 1979 , Глава 8.7: «Подготовка к первой пилотируемой миссии Аполлон». Архивировано 15 мая 2021 года на Wayback Machine.
  8. ^ Чайкин , стр. 12–18.
  9. ^ Scott & Leonov , pp. 193–195.
  10. ^ «Аполлон-5 (АС-204)» . Координированный архив данных НАСА по космическим наукам . НАСА . Проверено 26 апреля 2019 г.
  11. ^ «Аполлон-7 (АС-205)» . Национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 26 апреля 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б Эртель, Роланд и Брукс, 1975 г. , Часть 2 (D): «Восстановление, переопределение космического корабля и первый пилотируемый полет Аполлона». Архивировано 23 мая 2021 г. в Wayback Machine .
  13. ^ Чайкин , стр. 56–57.
  14. ^ Jump up to: а б Брукс и др. 1979 , Глава 11.2: «Предложение о миссии на лунную орбиту». Архивировано 9 мая 2021 года в Wayback Machine.
  15. ^ Jump up to: а б Брукс и др. 1979 г. , Глава 11.3: «Отбор и обучение экипажей». Архивировано 4 мая 2021 г., в Wayback Machine.
  16. ^ Кортрайт, Э.М. (1975). «4,2» . Экспедиции Аполлона на Луну . Вашингтон, округ Колумбия SP-350. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ Френч и Берджесс , стр. 298–299.
  18. ^ Френч и Берджесс , стр. 328–329.
  19. ^ Чайкин , стр. 62, 141.
  20. ^ Чайкин , стр. 76–77.
  21. ^ Чайкин , стр. 136–137.
  22. ^ Чайкин , с. 597.
  23. ^ «Экипаж Аполлона-9» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 10 мая 2015 г.
  24. ^ Пресс-кит , стр. 94–95.
  25. ^ Пресс-кит , стр. 96–97.
  26. ^ Пресс-кит , с. 98.
  27. ^ Вудс, Дэвид; Виньо, Эндрю. «Подготовка к запуску» . Журнал полетов Аполлона . НАСА . Проверено 29 декабря 2017 г.
  28. ^ Jump up to: а б Орлов и Харланд , с. 224.
  29. ^ Хенгевельд, Эд (20 мая 2008 г.). «Человек, стоящий за патчами миссии на Луну» . собирать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 18 июля 2009 г. «Версия этой статьи была одновременно опубликована в журнале Британского межпланетного общества Spaceflight » .
  30. ^ Jump up to: а б с Отчет о миссии , с. 3-2.
  31. ^ Френч и Берджесс , с. 330.
  32. ^ Пресс-кит , с. 83.
  33. ^ Пресс-кит , стр. 83–84.
  34. ^ Брукс и др. 1979 , Глава 12.3: «Двойная нагрузка». Архивировано 16 марта 2021 года в Wayback Machine.
  35. ^ Пресс-кит , с. 8.
  36. Отчет о миссии , стр. A-59, внутренняя сторона задней обложки.
  37. ^ Новости науки 1969-03-22b , с. 283.
  38. Отчет о миссии , стр. A-1, внутренняя сторона задней обложки.
  39. ^ Френч и Берджесс , стр. 338–339.
  40. ^ Френч и Берджесс , с. 339.
  41. ^ Jump up to: а б Новости науки 1969-03-01 , с. 218.
  42. ^ Новости науки 1969-03-01 , с. 219.
  43. ^ «Аполлон/Скайлэб ASTP и основные конечные элементы орбитального корабля шаттла» (PDF) . НАСА . Март 1978 г. с. 11. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  44. ^ «Лунный модуль ЛМ-2» . Национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 15 января 2020 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
  45. ^ Холлингем, Ричард (18 ноября 2014 г.). «Первые космическая музыка» . Би-би-си . Проверено 5 июля 2019 г.
  46. ^ Холлингем, Ричард (5 июля 2019 г.). «Аполлон в 50 номерах: Технология» . Би-би-си . Проверено 5 июля 2019 г.
  47. ^ Шепард, Слейтон и Барбри , стр. 227–228.
  48. ^ Орлов , с. 282.
  49. ^ Френч и Берджесс , с. 340.
  50. ^ Scott & Leonov , p. 234.
  51. ^ Карсон и др. 1975 год
  52. ^ Пресс-кит , стр. 84–85.
  53. ^ Jump up to: а б Томас , с. 22.
  54. ^ «Челнок и станция» . Космический отчет Джонатана. 12 октября 2008 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
  55. ^ Томас и Макманн , с. 68.
  56. ^ Томас , стр. 24–25.
  57. ^ Jump up to: а б Новости науки 15 марта 1969 г. , с. 255.
  58. ^ Jump up to: а б Отчет о миссии , с. 1-1.
  59. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Брукс и др. 1979 , Глава 12.5: «Аполлон-9: испытания на околоземной орбите». Архивировано 27 октября 2011 года в Wayback Machine.
  60. ^ Отчет о миссии , с. 7-1.
  61. ^ Jump up to: а б с д Отчет о миссии , с. 3-4.
  62. ^ Отчет о миссии , стр. 3-6–3-7.
  63. ^ «Техническая расшифровка голоса «воздух-земля» Аполлона-9» (PDF) . Хьюстон, Техас: НАСА. Март 1969 г. с. 76. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  64. ^ Jump up to: а б Уилфорд, Джон Ноубл (5 марта 1969 г.). «Аполлон-9 доказывает, что связь надежна» . Нью-Йорк Таймс . стр. 1, 20.
  65. ^ Френч и Берджесс , с. 343.
  66. ^ Чайкин , стр. 461–462.
  67. ^ Пресс-кит , стр. 3–4.
  68. ^ Чайкин , стр. 298–301.
  69. ^ Френч и Берджесс , стр. 344–345.
  70. ^ Отчет о миссии , с. 3-1.
  71. ^ Пресс-кит , стр. 4–5.
  72. ^ Брукс и др. 1979 , Глава 12.4: «Миссия и люди». Архивировано 28 апреля 2021 года в Wayback Machine .
  73. ^ Jump up to: а б «50 лет назад: Паук , Гамдроп и Красный Ровер в космосе» . НАСА . 6 марта 2019 г. Проверено 3 мая 2019 г.
  74. ^ Френч и Берджесс , стр. 349–350.
  75. ^ Френч и Берджесс , стр. 350–351.
  76. ^ Френч и Берджесс , стр. 351–352.
  77. ^ Jump up to: а б Френч и Берджесс , с. 352.
  78. ^ Jump up to: а б Новости науки 1969-03-22a , с. 277.
  79. ^ Science News 1969-03-22a , стр. 277–278.
  80. ^ Орлов и Харланд , с. 223.
  81. ^ Пресс-кит , стр. 2, 6.
  82. ^ Jump up to: а б Никс, Оран В., изд. (1970). Это Остров Земля . НАСА . стр. 100–101.
  83. ^ Харланд , с. 335.
  84. ^ Уилфорд, Джон Ноубл (10 марта 1969 г.). «Астронавты «Аполлона-9» совершают спокойный круиз по космосу» . Нью-Йорк Таймс . п. 40.
  85. ^ Пресс-кит , стр. 6, 22.
  86. ^ Френч и Берджесс , стр. 352–353.
  87. ^ Пресс-кит , с. 22.
  88. ^ Отчет о миссии , с. 7-4.
  89. ^ Jump up to: а б Пресс-кит , с. 7.
  90. ^ «Посадочный прицел капсулы сместился» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 12 марта 1969 г. с. 1.
  91. ^ «Площадки приводнения» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). Карта АП. 12 марта 1969 г. с. 2.
  92. ^ Jump up to: а б с Френч и Берджесс , с. 353.
  93. ^ Отчет о миссии , с. 1-2.
  94. ^ Моран, Нора (8 марта 2019 г.). «Crew Dragon приводнился в Атлантике, завершая первую коммерческую миссию экипажа» . НАСА . Проверено 17 апреля 2019 г.
  95. ^ «Безопасная посадка завершила полет Аполлона» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 13 марта 1969 г. с. 1.
  96. ^ «Экипаж SpaceX Inspiration4 возвращается на Землю после приводнения в Атлантическом океане» . Ассошиэйтед Пресс. 18 сентября 2021 г. Проверено 18 сентября 2021 г.
  97. ^ «Командный модуль Аполлона IX» . Музей авиации и космонавтики Сан-Диего . Проверено 13 декабря 2018 г.
  98. ^ «Расположение командных модулей Аполлона» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 1 июня 2021 года . Проверено 27 августа 2019 г.
  99. ^ Френч, Фрэнсис (18 июля 2004 г.). «Музей готовит к показу «Аполлон-9»» . собирать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 1 июня 2019 г.
  100. ^ Jump up to: а б «Аполлон-9» . Координированный архив данных НАСА по космическим наукам . НАСА . Проверено 7 апреля 2014 г.
  101. ^ Отчет о миссии , с. 7-3.
  102. ^ Отчет о миссии , с. 7-2.
  103. ^ «Сатурн 5 Р/Б» . N2YO.com . Проверено 16 января 2020 г.
  104. ^ Чайкин , стр. 140, 144–145.
  105. ^ Френч и Берджесс , стр. 354–362.
  106. ^ Френч и Берджесс , с. 357.
  107. ^ Jump up to: а б Френч и Берджесс , с. 354.
  108. ^ Новости науки 1969-03-22a , с. 278.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

НАСА сообщает

Мультимедиа

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: abf7fc95d2c3c21bf411308226b6f503__1720806960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/03/abf7fc95d2c3c21bf411308226b6f503.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apollo 9 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)