Jump to content

Спускающаяся двигательная установка

Спускающаяся двигательная установка (ДПС)
Страна происхождения Соединенные Штаты
Дата 1964–1972
Дизайнер Джерард В. Элверум мл.
Производитель ТРВ
Приложение Двигательная установка ступени спуска на Луну
Предшественник Никто
Преемник ТР-201
Статус Ушедший на пенсию
Жидкотопливный двигатель
Порох Н
2

4
/ Аэрозин 50
Соотношение смеси 1.6
Цикл Подача под давлением
Насосы Никто
Конфигурация
Камера 1
Соотношение сопел
  • 47,5 (Аполлон-14 и ранее)
  • 53,6 (Аполлон-15 и новее)
Производительность
Тяга, вакуум Максимум 10 500 фунтов силы (47 кН), дросселирование от 1050 до 6825 фунтов силы (4,67–30,36 кН)
Диапазон дроссельной заслонки 10–60 %, полная тяга
Соотношение тяги к весу 25,7 (вес на Земле)
в камере Давление
  • 110 фунтов на квадратный дюйм (760 кПа) (100% тяга)
  • 11 фунтов на квадратный дюйм (76 кПа) (тяга 10%)
Удельный импульс , вакуум
  • 311 с (3,05 км/с) (на полной тяге)
  • 285 с (2,79 км/с) (тяга 10%)
Время горения 1030 секунд
Перезапускает Рассчитан на 2 перезапуска, протестирован до четырех раз на Аполлоне-9.
Диапазон подвеса по тангажу и рысканью
Размеры
Длина
  • 85,0 дюйма (2,16 м) (Аполлон-14 и ранее)
  • 100,0 дюймов (2,54 м) (Аполлон-15 и новее)
Диаметр
  • 59,0 дюйма (1,50 м) (Аполлон-14 и ранее)
  • 63,0 дюйма (1,60 м) (Аполлон-15 и новее)
Сухой вес 394 фунта (179 кг)
Используется в
Лунный модуль как спускаемый двигатель
Ссылки
Ссылки [1] [2]

Спускаемая двигательная система (DPS — произносится как «дипы») или спускаемый двигатель лунного модуля (LMDE), внутреннее обозначение VTR-10 , представляет собой с регулируемым дросселем гиперголический ракетный двигатель , изобретенный Джерардом В. Эльверумом-младшим. [3] [4] [5] и разработан Лабораторией космических технологий (TRW) для использования на этапе спуска лунного модуля «Аполлон» . Он использовал топливо Aerozine 50 и четырехокись азота ( N
2

4
) окислитель. В этом двигателе использовался игольчатый инжектор , что открыло возможность другим двигателям использовать аналогичные конструкции.

Требования [ править ]

Двигательная установка спускаемой ступени лунного модуля была предназначена для перевода корабля в составе двух членов экипажа с круговой стояночной окололунной орбиты длиной 60 морских миль (110 км) на эллиптическую орбиту спуска с перицинтием 50 000 футов (15 000 м), затем обеспечить механизированный спуск на поверхность Луны с зависанием над поверхностью Луны для выбора точного места посадки. Для выполнения этих маневров была разработана двигательная система, в которой использовались гиперголические топлива и карданный двигатель абляционного охлаждения с питанием под давлением, который можно было дросселировать . Также использовалась легкая криогенная гелиевая система наддува. выпускного Удлинитель сопла был спроектирован таким образом, чтобы раздавить LM, не повредив его, если он ударится о поверхность, что произошло на Аполлоне-15. [6]

Развитие [ править ]

Согласно историческому изданию НАСА « Колесницы для Аполлона» , «спускаемый двигатель лунного модуля, вероятно, был самой большой проблемой и самой выдающейся технической разработкой Аполлона». [7] Требование к дросселируемому двигателю было новым для пилотируемых космических кораблей. До этого момента в области ракетных двигателей регулируемой тяги было проведено очень мало передовых исследований. Rocketdyne предложила двигатель с питанием под давлением, в котором впрыск инертного гелия в поток топлива позволяет добиться снижения тяги при постоянном расходе топлива. НАСА Хотя Центр пилотируемых космических кораблей (MSC) счел этот подход правдоподобным, он представлял собой значительный прогресс в современном уровне техники. (Фактически, случайное проглатывание гелия, находящегося под давлением, оказалось проблемой на AS-201 , первом полете двигателя сервисного модуля «Аполлон» в феврале 1966 года.) Поэтому MSC поручил Grumman провести параллельную программу разработки конкурирующих конструкций. [7]

14 марта 1963 года компания Grumman провела конференцию претендентов, на которой присутствовали представители Aerojet General , Reaction Motors Division of Thiokol , United Technology Center Division of United Aircraft и Space Technology Laboratories, Inc. (STL). В мае STL была выбрана конкурентом концепции Rocketdyne. STL предложила двигатель, который был как подвесным, так и дросселируемым, с использованием клапанов управления расходом и игольчатой ​​форсункой переменной площади , почти так же, как это происходит с насадкой для душа, для регулирования давления, скорости потока топлива и структуры топливной смеси. в камере сгорания. [7]

Первый запуск спускаемого двигателя LM компании Space Technology Laboratories на полном газу был осуществлен в начале 1964 года. Планировщики НАСА ожидали, что одна из двух совершенно разных конструкций станет явным победителем, но этого не произошло в течение 1964 года. Менеджер офиса программы космических кораблей «Аполлон» Джозеф Ши в ноябре 1964 года сформировал комитет из НАСА, Груммана и экспертов по двигательным установкам ВВС под председательством американского конструктора космических кораблей Максима Фаже , чтобы рекомендовать выбор, но их результаты оказались безрезультатными. Грумман выбрал Rocketdyne 5 января 1965 года. Все еще не удовлетворенный, директор MSC Роберт Р. Гилрут созвал свой собственный совет из пяти человек, также под председательством Фагета, который 18 января отменил решение Груммана и заключил контракт с STL. [7] [8]

Чтобы сделать DPS максимально простым, легким и надежным, топливо подавалось под давлением газообразным гелием вместо использования тяжелых, сложных и подверженных отказам турбонасосов . Криогенный сверхкритический гелий загружался и хранился при давлении 3500 фунтов на квадратный дюйм (24 МПа). [9] : 4  Давление гелия в топливных баках было отрегулировано до 246 фунтов на квадратный дюйм (1,70 МПа). [9] : 4  Давление гелия будет постепенно возрастать по мере его нагревания и в конечном итоге выйдет наружу. Система также была оснащена резиновой диафрагмой, которая взрывалась, когда давление гелия достигала определенного уровня, и позволяла газу безвредно выходить в космос. Однако как только гелий исчезнет, ​​ДПС перестанет работать. Это не рассматривалось как проблема, поскольку обычно выброс гелия не происходил до тех пор, пока лунный модуль не оказался на Луне, к этому времени ДПС завершил свой эксплуатационный срок и больше никогда не запускался.

Авторство дизайна и разработки инновационной камеры тяги и конструкции цапфы принадлежит аэрокосмическому инженеру TRW Джерарду В. Элверуму-младшему. [10] [11] [12] Двигатель мог дросселировать от 1050 фунтов силы (4,7 кН) до 10 125 фунтов силы (45,04 кН), но работу с тягой от 65% до 92,5% избегали, чтобы предотвратить чрезмерную эрозию сопла. Он весил 394 фунта (179 кг), имел длину 90,5 дюймов (230 см) и диаметр 59,0 дюймов (150 см). [6]

Выступление в «спасательной шлюпке» LM [ править ]

LMDE сыграл заметную роль в миссии «Аполлон-13» , выступая в качестве основного двигательного двигателя после взрыва кислородного бака в служебном модуле «Аполлон» . После этого события наземные диспетчеры решили, что служебная двигательная установка больше не может работать безопасно, оставив двигатель DPS в «Водолее» единственным средством маневрирования «Аполлона-13».

Модификация расширенного лунного модуля [ править ]

Уменьшение клиренса привело к короблению сопла удлиненного спускаемого двигателя при приземлении Аполлона-15 (вверху справа).

Чтобы увеличить массу посадочной полезной нагрузки и время пребывания на поверхности Луны, последние три лунных модуля «Аполлон» на 10 дюймов (25 см) удлинителя сопла были модернизированы путем добавления к двигателю для увеличения тяги. Выхлопной раструб сопла, как и оригинал, был разработан так, чтобы раздавиться при ударе о поверхность. он сломался При первых трех посадках он ни разу не прогнулся, но при первой расширенной посадке «Аполлон-15» .

TR-201 на Дельты второй ступени

После программы «Аполлон» DPS получил дальнейшее развитие в двигатель TRW TR-201 . Этот двигатель использовался на второй ступени, получившей название «Дельта-П », ракеты-носителя «Дельта» ( серии «Дельта 1000» , «Дельта 2000» , «Дельта 3000» ) в ходе 77 успешных запусков в период с 1972 по 1988 год. [13]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Бартлетт, В.; Киркланд, ЗД; Полифка, RW; Смитсон, Дж. К.; Спенсер, GL (7 февраля 1966 г.). Жидкостные основные двигательные установки космического корабля «Аполлон» (PDF) . Хьюстон, Техас: НАСА, Космический центр Линдона Б. Джонсона. стр. 8–9. Архивировано (PDF) из оригинала 23 августа 2022 года . Проверено 23 августа 2022 г.
  2. ^ Маккатчеон, Кимбл Д. (28 декабря 2021 г.). «Эволюция пилотируемых ракетных двигателей США - Часть 9.42: спускаемый двигатель лунного модуля TRW (LMDE)» . сайт enginehistory.org . Проверено 23 августа 2022 г.
  3. ^ «ВСПОМИНАЯ ГИГАНТОВ — Разработка ракетных двигателей Аполлона — НАСА» (PDF) .
  4. ^ Патент США № 3 205 656 , Элверум-младший, Джерард В., «Двухкомпонентный ракетный двигатель с регулируемой тягой», выдан 25 февраля 1963 г.  
  5. ^ Патент США 3699772 , Элверум-младший, Джерард В., «Коаксиальный инжектор жидкостного ракетного двигателя», выдан 8 января 1968 г.  
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Механическая конструкция спускаемого двигателя лунного модуля» .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Глава 6. Лунный модуль – Двигатели, большие и малые» . Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля . Офис программы истории НАСА . СП-4205. Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года.
  8. ^ «Дневник разработки десантной двигательной установки LM» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 21 августа 2002 года.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Отчет об опыте Аполлона - Спускающаяся двигательная установка - Техническая записка НАСА: март 1973 г.
  10. ^ Патент США 3699772A , Элверум-младший, Джерард В., «Коаксиальный инжектор жидкостного ракетного двигателя», выдан 8 января 1968 г.  
  11. ^ Патент США № 3 205 656 , Элверум-младший, Джерард В., «Двухкомпонентный ракетный двигатель с регулируемой тягой», выдан 25 февраля 1963 г.  
  12. ^ Дресслер, Гордон А.; Бауэр, Дж. Мартин (2000). Историческое наследие и эксплуатационные характеристики двигателя TRW Pintle (PDF) . 36-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам. дои : 10.2514/6.2000-3871 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2017 года.
  13. ^ Эд Кайл. «Удлиненная длинная танковая дельта» . Отчет о космическом запуске. Архивировано из оригинала 7 августа 2010 года . Проверено 11 мая 2014 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07cfb7ebf7f3cdbd5fde124c40962238__1719975540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/38/07cfb7ebf7f3cdbd5fde124c40962238.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Descent propulsion system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)