КТДУ-80
![]() Союз ТМ-32 покидает МКС с закрытой крышкой сопла СКД | |
Страна происхождения | Россия |
---|---|
Производитель | КБ ХИММАШ |
Предшественник | КТДУ-35 |
Статус | В производстве |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Цикл | Подача под давлением |
Производительность | |
Толкать | 2,95 кН |
в камере Давление | 880 кПа |
Удельный импульс | 302 с |
Время горения | 890 с |
Диапазон подвеса | 5 |
Размеры | |
Длина | 1,2 м |
Диаметр | 2,1 м |
Используется в | |
Soyuz |
КТДУ -80 ( русский : Корректирующе-Тормозная Двигательная Установка, КТДУ ) — новейшая из семейства интегрированных двигательных установок, которые КБ ХИММАШ внедрило для «Союза» после « Союза-Т» . Он объединяет главную двигательную установку, RCS и управление ориентацией в единой системе, питаемой от общей двухрядной резервной системы топлива под давлением. Обычным топливом является НДМГ и N 2 O 4 , а основной двигательной установкой является главный двигатель S5.80 . Он создает тягу 2,95 кН (660 фунтов силы) при давлении в камере 880 кПа (128 фунтов на квадратный дюйм) и расширении сопла 153,8, что позволяет ему достигать удельного импульса 302 с (2,96 км/с). Он рассчитан на 30 пусков с общим временем стрельбы 890 секунд. Интегрированная система без наддува и баков весит 310 кг (680 фунтов); его длина 1,2 м (47 дюймов) и диаметр 2,1 м (83 дюйма). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Система КТДУ-80 включает в себя двухрядную резервную систему топлива и наддува, главную двигательную установку ( СКД ), ЭПР ( ДПО-Б ) и систему ориентации ( ДПО-М ). Все двигательные элементы представляют собой с напорным питанием ракетные двигатели , сжигающие НДМГ и N 2 O 4 с общей подачей топлива под давлением. [ 1 ] Механически КТДУ-80 разделен на две секции:
- Базовый блок (ББ) ( русский : ББ, Базовый блок ): Это основная двигательная установка, включающая в себя всю систему наддува и хранения топлива. Подразделяется на три подсистемы:
- Пневматическая система наддува : это система, которая поддерживает давление во всех резервуарах и линиях и гарантирует поддержание правильного рабочего давления в подсистемах хранения и двигательной установки. Учитывая использование двигателей под давлением , эта подсистема имеет решающее значение, и отказ может означать, что экипаж останется в космосе.
- Система подачи топлива : обеспечивает подачу топлива к орбитальным маневренным двигателям. Включает в себя хранение и распределение топлива.
- Orbital Maneuver Engine (SKD) ( Russian : ББ, Сближающе-корректирующий двигатель (СКД) ):
- Berthing/Attitude Control Thruster Subsystem (DPO) ( Russian : ДПО, Подсистема двигателей причаливания и ориентации ): It is reaction and attitude control system. It is composed of two subsystems:
- Резервированная подсистема подачи топлива.
- Подруливающие устройства для причаливания / управления ориентацией (ДПО) ( русский : ДПО, Двигатели пркаливания и ориентации ): это все двигатели, используемые для управления ориентацией и поступательными движениями. Он имеет два разных набора подруливающих устройств:
Каждая подсистема описана в следующих разделах. [ 1 ]
Пневматическая система наддува
[ редактировать ]Пневматическая система наддува выполняет три основные функции:
- Хранение газа He под высоким давлением .
- Подача рабочего давления на незаполненный топливный бак.
- Подача рабочего давления для срабатывания пневмораспределителей главной движительной установки (СКД).
Система имеет четыре сферических бензобака под давлением в двух отдельных контурах. Каждый контур соединяет два резервуара и имеет отдельный датчик давления, клапаны, регулятор давления и клапаны с электроприводом. Контуры разделены двумя клапанами с пиропатроном , которые позволяют использовать оба контура совместно, использовать один или использовать обе системы независимо. Первоначально гелий хранится при давлении 34,32 МПа (4978 фунтов на квадратный дюйм) и регулируется до 1,75 МПа (254 фунтов на квадратный дюйм) с максимальным давлением 2,15 МПа (312 фунтов на квадратный дюйм) и минимальным давлением 1,37 МПа (199 фунтов на квадратный дюйм), что является минимально необходимым. давление для активации пневмораспределителей СКД. [ 1 ]
Подача топлива
[ редактировать ]Функция подсистемы подачи топлива заключается в обеспечении подачи топлива в пределах требуемых параметров работы двигателей. Он использует два бака с топливом и два с окислителем в двух отдельных контурах. Он разделен на три контура подачи топлива:
- Схема главной силовой установки (SKD): она питает SKD (главный двигатель S5.80) через ряд клапанов с пневматическим приводом по двум резервным линиям.
- Первый контур ДПО: он питает все двигатели большой тяги (первоначально 14 ДПО-Б, позже 16) и половину двигателей малой тяги (шесть ДПО-М) через линию, управляемую клапанами с электрогидравлическим приводом .
- Второй контур ДПО: подает топливо на вторую половину (шесть ДПО-М) двигателей малой тяги, также через клапаны с электрогидравлическим управлением.
Первый и второй контуры ДПО соединены через клапаны с электрогидравлическим приводом, которые обеспечивают перекачку топлива между линиями в случае отказа одного контура наддува или хранения топлива. Таким образом, система имеет двойные и резервные контуры на всех этапах. Общая загрузка пороха может варьироваться от 440 кг (970 фунтов) до 892 кг (1967 фунтов). [ 1 ]
Главная двигательная установка (СКД)
[ редактировать ]В его главной силовой установке используется один S5.80 главный двигатель ( SKD ). с электромеханическим приводом Он установлен на подвесе , который позволяет ему поворачиваться на ±5° по тангажу и рысканию. Он также оснащен крышкой сопла двигателя с электромеханическим приводом, открытие которой занимает 15 секунд, а закрытие - 25 секунд. Вся подача топлива имеет резервные цепи. [ 1 ] S5.80 создает тягу 2,95 кН (660 фунтов силы) при давлении в камере 0,88 МПа (128 фунтов на квадратный дюйм) и расширении сопла 153,8, что позволяет ему достигать удельного импульса 302 с (2,96 км/с). Он рассчитан на 30 пусков с общим временем стрельбы 890 секунд. [ 3 ]
Подруливающие устройства для швартовки/ориентации (DPO)
[ редактировать ]Подсистема подруливающих устройств причаливания и ориентации состоит из двух типов подруливающих устройств:
- большой тяги ДПО-Б ( ДПО ) -Б : в оригинальном КТДУ-426 использовался двигатель 11Д428 (заводское обозначение РДМТ-135 ). В КТДУ-80 первоначально использовался 11Д428А , в более поздних версиях используется улучшенный по эффективности 11Д428А-16 . Все версии предоставлены НИИМашем . Начиная с оригинального КТДУ-426 и до корабля «Союз ТМА-4», в КТДУ использовалось 14 ДПО-Б. Начиная с «Союза ТМА-5» и всех «Союз-ТМА-М» использовались 16 двигателей ДПО-Б. Их можно использовать для маневров стыковки и расстыковки, для ориентации и, в случае отказа главного двигателя SKD, для вывода с орбиты. При использовании в этой функции они называются ДПО-БТ ( русский : ДПО-Бт ). [ 1 ] Двигатель 11D428A-16 создает тягу 129,16 Н (29,04 фунта-силы) при входном давлении 1,76 МПа (255 фунтов на квадратный дюйм) и достигает удельного импульса 291 с (2,85 км/с). Он рассчитан на 500 000 воспламенений с общей максимальной продолжительностью горения 2000 секунд. [ 4 ]
- малой тяги ДПО-М ( русский : ДПО-М ): КТДУ-426 использовал 11Д427 , а КТДУ-80 первоначально использовал улучшенный 11Д427М , но более поздние версии были изменены на С5.142 (название производителя ДСТ-25 ). ДПО-М можно использовать только для ориентации. [ 1 ] S5.142 создает тягу 25 Н (5,6 фунта-силы) при давлении в камере 0,8 МПа (120 фунтов на квадратный дюйм) и достигает удельного импульса 285 с (2,79 км/с). Он рассчитан на 300 000 воспламенений при общем времени воспламенения 25 000 секунд. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Исходный «Союз» имел отдельную систему коррекции орбиты ( КТДУ-35 ) от системы ориентации. Последний включал в себя систему управления реакцией , называемую DPO , и систему управления ориентацией , называемую DO . КТДУ-35 имел основной двигатель коррекции орбиты С5.60 и резервный двигатель коррекции орбиты ДКД С5.35 СКД . Это были газогенераторные двигатели, работающие на НДМГ и АК27И . С другой стороны, двигатели DPO и DO представляли собой монотопливные с питанием под давлением ракеты , в которых для создания тяги использовалось каталитическое разложение H 2 O 2 . Наличие таких непохожих систем с разными циклами, топливом и системами подачи добавляло режимы отказа и требовало тяжелого резервного оборудования, такого как резервный двигатель спуска с орбиты S5.35. [ 4 ]
Для корабля «Союз-Т» (первый полет в 1979 году) Исаева ОКБ -2 разработало для ЦКБЭМ комплексную двигательную установку КТДУ-426 . Одним из преимуществ этой системы является то, что, поскольку DPO можно было использовать в качестве резервной основной двигательной установки для коррекции орбиты и маневров схода с орбиты, не было необходимости добавлять резервную основную двигательную установку (DKD S5.35 в предыдущей системе). Но что еще более важно, они могли реализовать более обширную избыточность, сохраняя при этом массу системы. А переведя все двигатели на одно и то же топливо, можно было бы консолидировать все резервы и еще больше снизить массу. Они также перешли на более эффективное и легко хранимое топливо НДМГ и N 2 O 4 , что еще больше улучшило характеристики. [ 6 ] Система управления ориентацией спускаемой капсулы по-прежнему использует каталитическое разложение H 2 O 2 , но это совершенно отдельная система.
Для этой версии КТДУ использовали цикл подачи под давлением для всех ракетных двигателей, а также консолидированное топливо на комбинации НДМГ/N 2 O 4 , которое дает превосходную плотность и удельный импульс и может храниться годами в космосе. Для двигателя орбитальной коррекции (СКД) разработали 11Д426 . Несмотря на то, что он был менее мощным, чем S5.60 (3,09 кН (690 фунтов силы) по сравнению с 4,09 кН (920 фунтов силы)), он улучшил эффективность с удельным импульсом 292 секунды (у S5.60 было 278 секунд). [ 7 ] Кроме того, переход на цикл подачи под давлением устранил использование турбонасосов и связанные с этим проблемы стоимости и надежности. И это также позволило сократить минимальное время горения и переходные процессы двигателя, поскольку не было гистерезиса запуска и остановки турбины. [ 8 ]
Для новой и улучшенной РСУ большой тяги (ДПО-Б), известной как 11Д428 , сохранили использование 14 двигателей, но вместо монотоплива H 2 O 2 использовали тот же цикл и топливо, что и 11Д426 СКД. Они также увеличивают тягу с прежних 98 Н (22 фунта-силы) до 137,2 Н (30,8 фунта-силы). Это позволило ДПО-Б выступать в качестве резервного двигателя при маневре схода с орбиты, что устранило необходимость в резервном двигателе схода с орбиты (ДКД), что еще больше упростило систему. Для системы ориентации малой тяги (ДПО-М) использовали новую 11Д427. Количество двигателей было увеличено с 8 до 12, а тяга увеличена с 14,7 Н (3,3 фунта-силы) до 24,5 Н (5,5 фунта-силы). [ 7 ] [ 8 ]
С появлением корабля «Союз-ТМ» в 1986 году была обновлена двигательная установка КТДУ-80 . Это была эволюционная доработка системы КТДУ-426, а скорее революционный переход наподобие сделанного от КТДУ-35. Подсистема подачи топлива перешла на металлические диафрагмы для наддува бака. Главный двигатель крупноузловой сборки был заменен на новый S5.80 . Хотя мощность немного меньше, чем у 11Д426 с 2,95 кН (660 фунт-сила), удельный импульс увеличился до 302 с (2,96 км/с), а общее время горения увеличилось с 570 секунд до 890. Первоначально в ДПО-М с малой тягой использовался двигатель 11Д427М , модернизированная версия 11Д427, в которой тяга увеличена до 26,5 Н (6,0 фунт-сила). Но из-за проблем с технологичностью позже они были заменены (на Союзе ТМ-23 ) на С5.142 (название производителя ДСТ-25 ). [ 5 ] Поскольку у S5.142 отсутствует датчик давления в основной камере сгорания, пришлось модифицировать авионику. С другой стороны, это изменение позволило DPO-B удерживать PAO подальше от возвращаемой капсулы после отделения. [ 8 ]
В системе ДПО-Б большой тяги изначально сохранилась система 11Д428А, использовавшаяся на КТДУ-426. Поскольку ДПО-Б одновременно выполняют функцию резервного двигателя для основной СКД, им всегда приходится иметь запас топлива на случай отказа СКД, то есть собственный вес. Так, в 1993 году стартовал проект по разработке более эффективной версии 11Д428А-16 . В ходе серии полетов ( М-36 , М-37 и М-38 ) «Прогресс-М» летал с частичным комплектом 11Д428А-16. На «Прогрессе М-39» он летал с полным комплектом 11Д428А-16, и, наконец, «Союз ТМ-28» ознаменовал дебют перехода на 11Д428А-16 для пилотируемого корабля, что означало экономию 30 кг (66 фунтов). [ 8 ]
Опыт Международной космической станции принес некоторые дальнейшие изменения. Опыт показал, что во время стыковочных операций для прерывания были доступны только два ДПО-Б. Так, 23 октября 2002 года официально стартовал проект добавления двух дополнительных ДПО-Б, в результате чего общее количество двигателей ДПО большой тяги достигло 16. Союз ТМА-5 стал первым космическим кораблем, совершившим полет в этой новой конфигурации. На корабле «Союз ТМА-11М» дебютировала новая компоновка двигателей ДПО-Б. Но это специфическая конфигурация космического корабля и не означает каких-либо изменений в КТДУ-80 как таковом. [ 8 ]
Новые космические корабли «Союз-МС» и «Прогресс-МС» являются развитием КТДУ-80. Теперь все 28 двигателей представляют собой ДПО-Б большой тяги, расположенные в 14 парах. Каждая цепь подачи топлива обслуживает 14 ДПО-Б, при этом каждый элемент каждой пары двигателей питается от другой цепи. Это обеспечивает полную отказоустойчивость при отказе двигателя или топливной цепи. [ 9 ] [ 10 ]
Версии
[ редактировать ]Этот двигатель имел две основные модификации:
- КТДУ-426 ( ГРАУ Индекс 11Д426 ): это была оригинальная версия, разработанная для « Союза-Т» , пришедшая на смену КТДУ-35 предыдущего поколения «Союза» . [ 11 ] Он объединил в блок КТДУ, систему управления реакцией (ДПО), систему ориентации (ДО) и главную двигательную установку (СКД и ДКД) в единую систему. Новая компоновка позволила использовать ДПО в качестве резервного двигателя для спуска с орбиты, в результате чего ДКД был исключен. В СКД использовался новый двигатель 11Д426 , который хотя и имел меньшую тягу, но имел лучший удельный импульс, что позволило снизить общую массу. Те же элементы использовались в двигательной установке космической станции S5.79 . [ 8 ] [ 12 ]
- КТДУ-80 : Разработан в период с 1968 по 1974 годы для корабля «Союз-ТМ» , до сих пор с небольшими изменениями используется на корабле «Союз-ТМА-М» . В резервуарах перешли на металлическую диафрагму для наддува. [ 13 ] Главный двигатель крупноузловой сборки был заменен на более производительный S5.80 . Первоначально для ДПО-М использовали улучшенный 11Д427М, но к Союзу ТМ-23 из соображений технологичности перешли на модели С5.142. Первоначально 11Д428А использовался как ДПО-Б. Но для уменьшения собственного веса был заменен на 11Д428А-16. Начиная с «Союза ТМА-5» , были добавлены два дополнительных ДПО-Б для удвоения тяги в случае прерывания полета при стыковке. [ 8 ] [ 14 ]
- КТДУ-80 (Союз МС) : хотя по состоянию на июнь 2016 года неизвестно, называется ли он по-прежнему КТДУ-80, версия двигательной установки «Союз-МС» и «Прогресс-МС» заменила все ДПО-М на ДПО-Б. и теперь контуры наддува и подачи топлива полностью симметричны по 14 ДПО-Б в каждом. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- С5.80 — Главный маршевый двигатель (СКД).
- 11Д428А — Система управления реакцией двигателя большой тяги (ДПО-Б).
- С5.142 — Новейшая система управления реакцией двигателя малой тяги (ДПО-М).
- КТДУ-35 — предыдущая версия двигательной установки «Союз».
- КБ ХИММАШ - Разработчик и производитель КТДУ.
- НИИМаш – разработчик ДПО-М 11Д428А-16.
- Союз (космический корабль) — семейство космических кораблей, интегрированных с этой системой.
- Союз-Т — вариант корабля «Союз», использовавший КТДУ-426.
- Союз-ТМ - версия корабля «Союз», на котором открылся КТДУ-80.
- Союз-МС — вариант «Союза» с существенно другим КТДУ-80.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час RKK Energia (June 1999). "3.17. Комбинированная Двигательная Установка (КДУ) (Combined Propulsion System)". Soyuz Crew Operations Manual (SoyCOM) (ROP-19) Final . pp. 122–129.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Брюгге, Норберт. «Космические двигательные блоки (КДУ) КБ Исаева (ныне Химмаш)» . B14643.de. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 г. Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б "Двигатели 1944-2000: Аавиационные, Ракетные, Морские, Промышленные" [Aviadvigatel 19442-2000: Aviation, rocketry, naval and industry] (PDF) (in Russian). pp. 75–81 . Retrieved 2015-07-25 .
- ^ Jump up to: а б «Двухкомпонентный ракетный двигатель малой тяги 11Д428А» (PDF) . НИИМаш . 2009 . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «ЖРДМТ от 0,5 кгс до 250 кгс» [Реактивный двигатель малой тяги от 0,5 кгс до 250 кгс] (на русском языке). КБ ХИММАШ . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года.
- ^ Черток, Борис (май 2009 г.). «Глава 18 — Рождение Союзов». Ракеты и люди Том. 3 — Жаркие дни холодной войны (PDF) . Том. 3 (НАСА SP-2006-4110). НАСА . п. 562. ИСБН 978-0-16-081733-5 . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ponomarenko, Alexander. "Основные двигатели разработки КБХМ" [The main engines produced by KBKhM] (in Russian) . Retrieved 2015-07-25 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пилле, Николя. «Движительная установка космического корабля «Союз» (на французском языке). Космонавтика.com . Проверено 14 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Зак, Анатолий (8 июля 2016 г.). «Движительная установка космического корабля «Союз МС» . Российская космическая паутина . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ Роб Навиас (08 июля 2016 г.). Новый улучшенный космический корабль «Союз» ( YouTube ). Космическая станция в прямом эфире. АО НАСА . Проверено 9 июля 2016 г.
- ^ «КДУ-426» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 23 мая 2002 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ «КРД-79» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 27 июня 2002 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ «КТДУ-80» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Макдауэлл, Джонатан. «5.2: Российские двигатели» . Репортаж Джонатана Спейса . Проверено 25 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальная страница КБ ХИММАШ (на русском языке). Архивировано 20 марта 2016 г. на Wayback Machine.