Soyuz 7K-OK
![]() Корабль Союз 7К-ОК (активный) с активным стыковочным агрегатом | |
Производитель | Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-1) |
---|---|
Страна происхождения | Советский Союз |
Оператор | Советская космическая программа |
Приложения | Испытали новый пилотируемый космический корабль на орбите и вернулись на Землю |
Технические характеристики | |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Производство | |
Статус | Больше не в эксплуатации |
Построен | 16 |
Запущен | 16 |
Первый запуск | Kosmos 133 , 1966 |
Последний запуск | Soyuz 9 , 1970 |
Связанный космический корабль | |
Получено из | Союз-А (только концепция) |
Производные | Soyuz 7K-OKS ( Salyut 1 ferry)
Soyuz 7K-L1 [ 1 ] (lunar) Soyuz 7K-LOK [ нужна ссылка ] (лунный) Soyuz 7K-T (successor) |

«Союз 7К-ОК» — первое поколение космических кораблей «Союз» , летавшее с 1967 по 1971 год. [ 2 ] 7К-ОК использовался для первых перегоночных полетов к программе космической станции «Салют» , положив начало долгой истории службы космической станции, которая продолжается с Международной космической станции (МКС).
По состоянию на 2024 год [update]7К-ОК был ответственен за единственные несчастные случаи в программе «Союз» : «Союз-1» в 1967 году (единственный член экипажа погиб из-за отказа парашюта) и «Союз-11» в 1971 году (три члена экипажа погибли из-за разгерметизации при входе в атмосферу).
Первая в истории космических полетов беспилотная автоматическая стыковка была осуществлена между космическими кораблями 7К-ОК «Космос-186» и «Космос-188» в 1967 году. Среди других новинок - первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей ( «Союз-4» и «Союз-5» ), самый продолжительный пилотируемый полет с участием только одного пилотируемого корабля. космический корабль (18-суточный полет корабля «Союз-9» в 1970 г.) и первая успешная переброска экипажа на первую в истории космических полетов космическую станцию ( «Союз-11» и «Салют-1» в 1971 году).
Описание
[ редактировать ]Корабли «Союз 7К-ОК» перевозили экипаж до трех человек без скафандров . Корабль можно отличить от следующих по изогнутым солнечным панелям и использованию автоматической стыковочной навигационной системы «Игла» , для которой требовались специальные радиолокационные антенны.
7К-ОК изначально задумывался как вариант 7К-ЛОК (лунный корабль «Союз») для испытаний на околоземной орбите. По сути, это тот же аппарат, но у него не было антенны большего размера, необходимой для связи на лунном расстоянии. Ранние модели «Союза» также имели внешний тороидальный топливный бак, окружающий двигатели и предназначенный для хранения дополнительного топлива для полетов на Луну, но в первых девяти полетах он оставался пустым. После того, как назначение космического корабля было изменено на переправу на космическую станцию, бак сняли.
Космический корабль «Союз 7К-ОК» имел «зонд и тормоз» стыковочный механизм для соединения с другими космическими кораблями на орбите с целью сбора инженерных данных в рамках подготовки к программе советской космической станции. Существовало два варианта «Союза 7К-ОК»: «Союз 7К-ОК» (активный) с активной стыковочной станцией «зонд» и «Союз 7К-ОК» (пассивный) с пассивной стыковочной мишенью «тормоз». Стыковочные механизмы 7К-ОК и 7К-ЛОК не позволяли осуществлять внутреннюю пересадку (эта возможность была добавлена на варианте «Союз 7К-ОКС» ), поэтому космонавтам приходилось выходить в открытый космос между состыкованными модулями. Эта процедура была успешно проведена в совместных полетах «Союз-4» и «Союз-5» , когда Алексей Елисеев и Евгений Хрунов перешли со своего «Союза-5» на корабль «Союз-4».
Первым беспилотным испытанием этой версии стал «Космос-133» , запущенный 28 ноября 1966 года.
Soyuz 7K-OKS
[ редактировать ]Два последних корабля «Союз» этой серии имели обозначение «Союз 7К-ОКС». Основной модификацией стало добавление новой системы стыковки ССВП , позволяющей осуществлять внутреннюю пересадку экипажа, что впервые было выполнено на космической станции «Салют-1» кораблем «Союз-11» . Стыковочный адаптер SSVP до сих пор используется на Международной космической станции (МКС).
Беспилотные и тестовые миссии
[ редактировать ]- Kosmos 133
- Kosmos 140
- «Космос-186» и «Космос-188» — первые в истории космических полетов беспилотные автоматизированные стыковки.
- «Космос-212» и «Космос-213» — беспилотные автоматические стыковочные корабли.
- Kosmos 238
- «Союз-2» , предназначенный для стыковки пилотируемого корабля «Союз-3» .
Миссии с экипажем
[ редактировать ]- «Союз-1» , первый пилотируемый полет «Союза», командир и единственный член экипажа погиб при входе в атмосферу.
- Soyuz 3
- «Союз-4» и «Союз-5» — первая стыковка экипажа и первая передача экипажа в истории космических полетов.
- Soyuz 6
- «Союз-7» и «Союз-8» : предполагаемая стыковка, будет снята экипажем «Союза-6» — стыковка не удалась из-за неисправности.
- Soyuz 9
- Союз-10 (Союз 7К-ОКС), паром «Салют-1» , первая попытка стыковки с космической станцией в истории космических полетов.
- Союз-11 (Союз 7К-ОКС), паром «Салют-1», первый экипаж космической станции в истории космических полетов - экипаж погиб при входе в атмосферу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сиддики, Асиф (март 2003 г.). Симпсон, Клайв; Оуэнс, Люси (ред.). «Варианты «Союз»: 40-летняя история» (PDF) . Британское межпланетное общество . 45 (3): 119.
- ^ Портри, Дэвид (март 1995 г.). «Мирское аппаратное наследие» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2009 года . Проверено 24 августа 2012 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- РКК «Энергия»: Концепция развития российской пилотируемой космонавтики
- Мир Аппаратное Наследие
- Портрет Дэвида С.Ф., Mir Hardware Heritage , НАСА RP-1357, 1995 г.
- Mir Hardware Heritage (вики-источник)
- Информация о корабле «Союз»
- Страница инструктора по стыковке ASTP от OMWorld
- НАСА - Подробности российского космического корабля "Союз ТМА"
- Окололунная миссия Space Adventures - подробности