Стыковочная система ССВП
Sistema Stykovki i Vnutrennego Perekhoda, SSVP ( Russian : Система стыковки и внутреннего перехода , System for docking and internal transfer ) is a docking standard used by Soviet and Russian spacecraft, [1] иногда его называют RDS, что означает «Русская док-система» . Он использовался на всех вариантах «Союза», кроме «Союза 7К-Л3» и ранних полетов «Союза 7К-ОК» , а также на «Прогрессе» , ТКС , АТВ , а также на всех советских и российских космических станциях .
История
[ редактировать ]Первоначально ССВП был задуман в 1967 году конструкторским бюро ЦКБЭМ для использования на планируемой тогда военной космической станции ОИС. Хотя ОИС никогда не летала, в 1970 году ее конструкция была выбрана для использования на космических станциях «Салют» и «Алмаз» . [1] Во время первой попытки использования в миссии «Союз-10» стыковка не увенчалась успехом из-за неисправного люка и отказа системы автоматической стыковки. [2] Это привело к ряду изменений конструкции, чтобы уменьшить ущерб от случайных нагрузок. [1]
В 1980-х годах ССВП был дополнительно модернизирован для поддержки стыковки крупных модулей, таких как те, которые будут использоваться для создания Мира . [1] Они использовались для крепления всех гермомодулей « Мира» , а также для большинства стыковок космических кораблей (за исключением полетов «Шаттлов» и «Союза ТМ-16» , где использовались стыковочные механизмы АПАС-89, расположенные на «Кристалле» и стыковочном модуле «Мир») . [3] )
Современная версия SSVP — SSVP-G4000 . [1] Российский сегмент Международной космической станции имеет восемь доступных пассивных портов SSVP-G4000, расположенных на «Звезде -корме», «Рассвете» , «Поиске» и «Причале» . Дополнительный порт на Заре -надире использовался для стоянки Рассвета. Помимо российских космических кораблей, ССВП также использовался на Европейском автоматизированном транспортном корабле , который пристыковался к кормовому порту «Звезды». Эти порты были предоставлены Россией в обмен на систему управления данными, поставленную ЕКА для использования в «Звезде». [4] [5]
Модернизированную версию, рассчитанную на многоразовое использование и обеспечивающую более широкий туннель, планируется использовать на космическом корабле следующего поколения «Орел» . [6]
Дизайн
[ редактировать ]ССВП состоит из двух компонентов; активный зонд и пассивный тормоз. Зонд входит в тормозной механизм, и его кончик захватывается защелками с мягким захватом, которые затем убираются с помощью электродвигателей для обеспечения точного выравнивания. Затем восемь жестко запирающихся замков надежно фиксируют два космических корабля. После жесткой стыковки давление между космическими кораблями выравнивается с помощью системы проверки герметичности интерфейса. [1] [7]
Порт содержит перегрузочный туннель внутренним диаметром 800 мм. Кольцо, окружающее этот туннель, также включает в себя ряд разъемов, обеспечивающих передачу энергии, данных и топлива между двумя пристыкованными транспортными средствами. [1]
Гибриды
[ редактировать ]Также доступен «гибридный» вариант, сочетающий в себе конструкцию ССВП и АПАС-95 , используемый для постоянной стыковки модулей космической станции. В этой версии используется конструкция зонда и тормоза стандартного SSVP, но с жестким стыковочным воротником от APAS-95. Ошейник АПАС-95 имеет двенадцать защелок вместо восьми у штатных ССВП. Этот вариант известен как SSVP-M8000 . [7] [ нужна ссылка ]
These hybrid SSVP ports are used to permanently connect Pirs, Nauka, Poisk and Zarya to Zvezda and Prichal to Nauka. [7]
Модифицированные Пассивные гибриды ССВП-М8000 используются на боковых портах Причала и известны как ССПА-ГБ 1/2 . [8]
Переходное кольцо
[ редактировать ]Он преобразует пассивную гибридную стыковочную систему SSVP-M8000 в пассивную SSVP-G4000. [9] Стыковочное кольцо первоначально использовалось для стыковки кораблей «Союз МС-18» и «Прогресс МС-17» на «Науке», пока не было отсоединено «Прогрессом МС-17» в полете для модуля «Причал», прибывшего на МКС. [10] Этот адаптер называется SSPA-GM . Он был изготовлен для портов надира «Наука» и надира «Причал» Международной космической станции, где корабли «Союз» и «Прогресс» должны были пристыковаться к порту, предназначенному для модулей. До снятия SSPA-GM диаметр стыковочного кольца составляет 80 см (31 дюйм); после удаления оно становится 120 см (47 дюймов).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Стыковочные системы» . Российская космическая паутина . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Союз-10» . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Союз ТМ-16» . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «№ 50–2000: Международная космическая станция успешно стыковается с модулем «Звезда»» . Европейское космическое агентство . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Испытания структурных и тепловых моделей автоматизированного транспортного средства (ATV) в ESTEC» (PDF) . Европейское космическое агентство . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Корабль ПТК будет иметь улучшенный стыковочный узел» . Российская космическая паутина . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Джон Кук; Валерий Аксаментов; Томас Хоффман; Уэс Брунер (январь 2011 г.). «Механизмы интерфейса МКС и их наследие» (PDF) . Боинг . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Стыковочные системы» .
- ^ "Новости. «Прогресс МС-17» освободил место для нового модуля" . www.roscosmos.ru . Retrieved 2021-11-27 .
- ^ "Новости. Новый модуль вошел в состав российского сегмента МКС" . www.roscosmos.ru . Retrieved 2021-11-27 .